Что случилось с Аральским морем. Аральское море отдых


Аральское море. Часть 0 - Дорога

*Мангышлак - дорога нормального человека.

*Мангышлак - путь семейки Французовых.

Собственно, первоначальный план был таков: отправиться на пару недель в Казахстан, прохватить по разбитым грунтовкам, посетить наиболее "баянные" его места и устроить там несколько дневок, заодно испытав наш кемпер, строительство которого было завершено ко вторым майским праздникам.

Что может быть проще и банальнее двухнедельной поездки по Казахстану?

С этими мыслями к поездке было решено не готовиться вовсе. Точки в планшет загружены, прошлогодние наши треки в памяти вроде бы тоже есть (оказалось, что нет). Но куда ехать все равно понятно, дорога одна, не ошибешься.

Еще мы попробовали новую стратегию закупки еды в пушетествие - в багажник перекочевала куча оставшихся консервов из прошлогодней поездки в Монголию, а из продуктов мы купили только воду, хлеб, колбасу, сыр, овощи и вискарь - все остальное было решено покупать на месте, это проще и дешевле.

Последнюю ночь перед выездом я провел у "Триффидов", которые доделали мне замечательный душевой поддон из алюминия. Вспоминая прошлогоднюю жару, без него мне крайне не хотелось уезжать...

1. Первое большое путешествие на кемпере началось с этой фотографии возле дома. Вот теперь можно стартовать.

2. Ну а дальше - Тамбов, Волгоград, кусок Калмыкии, Астрахань, понтонная переправа, и вот мы уже на границе. Машин оказалось неожиданно много, стояли около двух часов. Раза три мимо очереди пролетали "особо борзые" на больших джипах, но народ их не пускал, а пограничники буквально становились грудью перед капотом машин, оттесняя их обратно в хвост.

3. Знаете, что такое потерять в машине паспорт перед шлагбаумом въезда на КПП? Оооо, это просто непередаваемые ощущения, это должен испытать каждый. Когда казахский пограничник кричит "Сколько человек? Паспорта РФ где? Показываем!", народ сзади нервничает и сигналит, а ты в панике заглядываешь в каждый уголок Дэфа, хотя вот только десять минут назад ты вроде бы держал его в руках... В итоге нашли документ под сиденьем, а дальше прохождение границы заняло несколько минут.

После этого купили немного местной валюты (тенге) и оформили ОСАГО. В ста метрах от границы стоит пост ДПС с неприметным знаком "СТОП", спрятанным в кустах, и проверяет все документы/страховку. Штрафы там неслабые. При мне начали оформлять компанию молодых казахов, купивших машину в России и перегонявших ее к себе домой - не работал задний ремень безопасности и еще чего-то у них не было. Ну а нас довольно быстро отпустили, переписав при этом паспортные данные в журнал.

Проехав с десяток километров, мы свернули с дороги в поле и отправились спать - время ушло на два часа вперед и стемнело практически мгновенно.

4. А на следующий день у моей любимой супруги был День Рождения!

5. Цветы нарвал по пути, шампанским закупились в Москве, а икра... Ну, мы же проезжали Калмыкию! Остановились купить вкуснющей рыбы к пиву (там продают сомиков холодного копчения - пальчики оближешь), мужик предложил нам преобресть банку икры за 1500р, а узнав про надвигающийся праздник, скинул ценe до 1000. В банке 140 грамм. Посмотрели на Яндексе - в Москве вдвое меньший объем стоит 4500р. В общем, решили устроить себе праздник, протащив купленную банку на дне холодильника через границу и открыв ее уже в Казахстане!

6. Следующим утром погода испортилась. Небо нахмурилось, начался ливень. А мы проезжали мимо макового поля...

7. Маки красивы в любую погоду, правда ведь? Даже при плохом свете они все равно словно сияют!

8. Кемпер.

9. Заехали в Атырау, нашли офис Билайна и купили там симку с безлимитным интернетом. Местные сказали, что дождь у них уже который день подряд, город слегка затопило.

После Атырау мы проехали через Доссор и далее по плану надо было двигаться на юг, на Бейнеу. Общение по сети с друзьями, которые только что вернулись с Мангышлака, настроения не прибавило - везде льет, дороги развезло, с асфальта не съехать. Что делать - непонятно. И зачем мы тогда вообще сюда ехали? Остановились на обочине в 20 километрах от города, устроили семейный совет.

На совете было принято стратегическое решение, что спешить нам никуда не надо. А лучше будет, наоборот, увеличить наше путешествие с двух до трех недель. Ну и в качестве кульминации всех этих размышлений решили отправляться в Аральск по дороге, которая у меня на карте была помечена как "здесь жёппа 480км", посмотреть затонувшие корабли на берегу моря. Благо что интернет подсказывал, что там светит солнышко и вообще наступило лето... С этими мыслями мы развернулись на трассе и рванули обратно в Доссор.

Ну а дальше... Дальше мы немного заплутали в поселке Макат, свернули не туда и гладкий асфальт кончился возле КПП завода, куда нас, понятное дело, уже не пустили.

К нам подъехал местный водитель на Камазе, который ждал своей очереди на разгрузку. Спросил, куда мы направляемся.

- В Аральск.- А зачем ты так поехал? Иди обратно на Уральск и оттуда на Актобе и потом на Аральск. До Уральска 500 и до Актобе 500, но это асфальт!- Да нет, мы, наверное, этой дорожкой двинем.- А ты знаешь, что там за дорога? Там пи**ец! Лучше крюк сделай!

Надо было, наверное, мне в этот момент пересмотреть наш маршрут, но упрямство взяло свое. Тем более, что той дорогой мы еще не ездили.

- Слушай, дружище, а мы что-то тут немного заплутали. Как нам на трассу выехать?- Вон, прямо через поле, там два километра до нее. Там ты проедешь, наверное, а если что, я часа через три освобожусь и тогда тебя вытащу.- Эээ... Хорошо.- Только ты как на асфальт выедешь, с него не съезжай! Вообще не съезжай в сторону, ямы, не ямы, иди только по асфальту! Иначе... (тут он запнулся, видимо, подбирая слова) ...Иначе пи**ец!

Только дома уже начинаешь жалеть, что в реально стремных ситуациях тебе как-то не до фотоаппарата.

Поле между заводом и трассой преимущественно представляло собой бассейн, окруженный по периметру насыпью из земли, видимо, чтобы завод не подтапливало. Глубина - по пороги Дэфу, то есть около полуметра, ну на на дне - сотни накатанных колей от Камазов, которые возвращаются по этой грязи на трассу, но этот момент мы выяснили уже потом. Думал, что мы там надолго останемся, но Дэф каким-то чудом вывез нас оттуда, хотя все время не покидало ощущение, что еще чуть-чуть - и мы сядем.

Только поднялись по насыпи на асфальт - нас тут же остановил сотрудник ДПС.

- Что случилось?- Да пи**ец там.

Ну тут уже мы насторожились, но оказалось, что рядом просто проложили какой-то новый газопровод, сейчас идут его испытания, и по технике безопасности людей в большом радиусе быть не должно, ибо может рвануть. Дали нам уведомление на двух языках, заставили расписаться в журнале, что все делаем на свой страх и риск, ну и отпустили с миром.

10. Камазист оказался прав - с асфальта лучше не съезжать. Вообще. Совсем.

11. Даже безобидная обочина из глины весьма и весьма коварна, машину просто стаскивает вбок. Предложили помощь, но ребята отказались.

12. Тем не менее, иногда асфальт, как бы так выразиться... Кончался. И приходилось объезжать по глине.

13. Вытащили очередного местного лебедкой. Он сказал, что в такую погоду всегда доезжает до этого подъема, а дальше просит кого-нибудь, чтобы его вытянули тросом, потому что выбраться сам не в состоянии.

14. Участок длиной в 480 километров мы ехали три дня. Как-то обыденно звучит. Я бы сказал, даже круче, чем в Монголии, там хоть рядом объездных дорог полно, а здесь съезжать с дороги вот прям вообще не хотелось. Видели водителя трехосного Камаза, бегающего вокруг своей техники в десяти метрах от дороги, и судя по его виду, он там не фары протереть вышел, а размышлял, как же ему сдвинуть эту многотонную махину, внезапно севшую на мосты в болоте...

Что еще... Да много чего было за три дня. Много останавливались, помогали, интересовались, что там дальше.

Один раз ехавшая навстречу "буханка" свернула на обочину, оттуда отважно так ломанулась в поле, попыталась вырулить обратно, но уже не смогла - села в паре метров от насыпи. Резина у них внедорожная "БФ Гудрич", но протектора практически не видно от старости. Хотя буквы сбоку белые - красят они их что ли?

Из машины вышло трое пацанов, которые вначале принялись ее выталкивать, но только перемазались все в грязи, после чего начали мыть руки и обувь в ближайшей луже.

- Помочь?- Ага, сейчас трос дадим.- Да не надо, у меня лебедка.

Размотал свой трос, до парней - насыпь из глины и огромная лужа. Смотрю на них, они смотрят на меня.

- Пацаны, вы хотите, чтобы я к вашей машине трос цеплял?- Аааа, щас-щас-щас!

Забегали, в общем. Зацепились, вытащил их на асфальт. Смотал трос, подхожу к водителю.

- Спасибо-брат-атдуши-прям!- Слушай, а тебе что, в поле надо было ехать?- ...Нет.- А нафига ты туда ломанулся?- ...Не знаю.

Смотрит на меня, а глаза такие добрые-добрые, красные-красные... Пожелали им счастливого пути.

15. Когда очередной водитель со встречки остановился и поведал, что асфальт через восемь километров, нашей радости не было предела! Я ведь в эту поездку на кемпере вообще с асфальта съезжать не планировал!!!

16. Инстаграмное фото: "Все-таки путешествие в домике - это совершенно иной уровень комфорта. Отъехал километр от трассы, встал в лесополосе - и через пять минут у тебя ледяное пиво и горячий суп с бутербродами из микроволновки! На улице холодно и дождь барабанит по крыше, а внутри тепло и уютно! В общем, полгода труда однозначно этого стоили."

А еще мы в тот вечер вспоминали, как три года назад добирались до Киргизии пять дней. Каждый день перегоны, каждый вечер ты как выжатый лимон, хоть волком вой - тогда это было нашим первым большим путешествием и многое было непривычно.

А в этот раз просто пятый день нашей поездки подходил к концу. И ничего, едем и едем. Человек привыкает ко всему.

17. Потом был отличный асфальт до Карабутака и дальше на Аральск, где мы были три года назад, но тогда спешили и проехали мимо кораблей.

18. На горизонте показалась гроза - видимо, дожди, от которых мы убегали, добрались и сюда. Плохо, если степь превратится в болото - мы и в этих краях не съедем с асфальта. Ну а дальше газ в пол - и вперед, наперерез! Прошли ливень насквозь и встали на ночевку в паре сотен километров до Аральска. Утром к нам традиционно приехали местные и предложили помощь, так как думали, что мы сломались - что же еще машина может делать в поле?

19. Когда мы ехали до Волгограда в первый день, меня в 6 вечера вдруг начало срубать от усталости. Видимо, сказался недосып все последние дни. Вроде и время хорошее, на улице светло, до сумерек еще пару часов и надо бы ехать дальше, но вот прям не могу - клонит в сон, и все тут.

Решил воспользоваться старым способом, о котором мне рассказывал папа. Съезжаю с дороги в лесополосу, ставлю таймер на 30 минут. Обычно дома у меня проблемы со сном и засыпаю я довольно долго, но Юля сказала, что я начал храпеть еще до того, как поставил телефон в зарядку.

Звук будильника услышал минуты через две, до того хотелось спать. С трудом открыл глаза. Вышел, обошел Дэфа вокруг, размялся немного. Ну а дальше - сна ни в одном глазу, так и ехали до самого Волгограда.

20. В общем, сон за рулем - это реально очень страшно. Лучше остановиться, поспать, потерять полчаса-час, но приехать в целости. Но для этого надо научиться избавляться от постоянной спешки, которая преследует нас во время перегонов.

21. Верблюды в луже как бы намекают, что мы углубились в Казахстан. Пока мы их фотографировали, подъехали полицейские, спросили, все ли у нас в порядке и на всякий случай проверили документы. Мы им рассказали про аварию - оказалось, что они как раз туда и ехали, но увидели нас и решили остановиться.

22. - Ты... Не... Пройдешь! - крикнул Гендальф.

В итоге на седьмой день путешествия мы все-таки оказались в Уральске, где пополнили запасы воды и продовольствия. Погуляли по городу, нашли банкомат. Вспоминали, как впятером гуляли здесь вечером три года назад по пути в Киргизию, и тоже искали банкомат.

В общем, Дэф заправлен, вещи загружены, мы на центральной площади города, собираемся садиться в машину, и тут из-за спины внезапно...

- Денис?

Как говорится, мир тесен! Ребята из Украины - Руслан jeeeeper и Дмитрий - возвращались из Узбекистана домой через Уральск, и мы с ними встретились прямо в центре города! Ну а в мире путешествующих людей любая встреча не случайна...

23. Они думали попробовать доехать до Бейнеу "дикими" дорожками вдоль Аральского моря. На планшете у них был загружен трек. Так как у меня особо ничего не было - сказалось полное отсутствие подготовки к этой поездке - я сделал эту фотографию, по котороый мы и ехали всю следующую неделю, пытаясь как-то привязать точки на ней к рельефу высохшего моря... Но про это потом.

Ребята сказали, что сейчас едут смотреть на утонувший корабль в 20 километрах от Аральска. Совпадение, но у меня с прошлогодней поездки в планшете осталась точка под названием "Корабль здесь", и карта вела нас туда же. Решили двигаться вместе.

24. Эээ... Собственно, вот корабль. Точнее, его нос, который из-за бетона оказался неинтересен для охотников за металлом. Не знаю, что я тут ожидал увидеть, наверное, сияющую "Коста Конкордия", лежащую на боку в паре сотен метров от воды, но проехать три тысячи километров ради вот этого...

25. Впрочем, Руслан тогда правильно сказал: "надо обязательно сделать совместную фотографию, а то, возможно, через несколько лет и этого не будет".

26. Ну а дальше... У ребят было три килограмма замороженного мяса, которое они везли аж из Украины, мешок угля и много пакетов специй из Узбекистана. У нас был мангал, жидкость для розжига и ледяной "Хайнекен", который мы привезли из Москвы. Мозговой штурм выдал идею ехать по дороге, пока она не упрется в солончак, а дальше устроить совместный ужин двух братских народов России и Украины.

27. В микроволновке разморозили мясо. Дальше ребята как-то хитро за полчаса его замариновали в узбекских специях и казахском пиве - не знал, что шашлык можно мариновать таким образом. Накрыли столы. Раскочегарили мангал.

28. Мясо мясом, но закат никто не отменял - камеры стоят наготове.

29. Шашлык вышел - пальчики оближешь! Нежный, сочный, с душистым запахом трав! На свежем воздухе - непередаваемое ощущение, а добавьте к этому теплые закатные цвета после серой недели перегона...

30. Высокая крыша Дэфа позволяет делать интересные кадры с высоты. Заодно заметили УАЗ местных вдалеке, которые ушли браконьерить на лодке. Впереди - Аральское море, но из-за солончака к нему не подойдешь.

31. Солнце тем временем спешило за горизонт.

32. Фотошедевры для инстаграма.

33. А потом, помнится, болтали до часу ночи о путешествиях, новых впечатлениях, посещенных местах и планах на будущее. Всегда приятно пообщаться с людьми, которые находятся с тобой на одной волне!

Что же, тяжелая и скучная дорога осталась позади, а впереди нас ждали красивые виды и приключения!

Продолжение следует...

Аральское море 2015 — Сводный пост

frantsouzov.livejournal.com

Тур к Аральскому морю - посетите пустыню Аралкум, Кунград

Путешествие по туру в Аральское море предусматривает разнообразную и увлекательную программу, которая не оставит равнодушным никого. Путешественники смогут насладиться красивыми пейзажами, увлекательными поездками на внедорожнике по территории пустыни, остановками и ночлегом в палатке. Программа включает посещение озера Судоче, каньона Плато Устюрт, Аралкума и Арала. Приключенческий дух будет сопровождать группу путешественников в течение всего тура. С участниками тура Вы побываете в селе Урга, посетите пустыню Аралкум, Кунград, Гаур Калу и другие.

Подробнее о туре в Аральской море

Первый день Ташкент – Нукус – озеро Судоче – с.Урга – Плато Устюрт – Аралкум – Арал (О, У). Программа тура к Аральскому морю начнется с вылета в Нукус. Авиарейс отправляется в 7:10, и прибывает в 8:55. После перелета участников тура ждет внедорожник, который доставит всех к Аральскому морю. В течение последних 10-ти лет территория Аральского моря стала пастбищем, а обитающие там рыбаки хранят легенды о море, и рассказывают их приезжим. Визитной карточкой данного региона принято считать большое число ржавых кораблей, которые стоят на песке. По дороге на Аральское море участники тура проедут мимо озера Судоче и села Урга, расположенных вдали от цивилизации. Жители этой местности – рыбаки, которые пользуются особенными методами, позволяющими хранить рыбу. В этом селе жили изгнанные православные староверы. Аральское море и озеро ранее соединялись, что и послужило развитию рыболовецкой деятельности в этой местности.

Плато Устюрт – каньоны. Нависшие над Аральским морем скалы оканчивались краем плато. После уменьшения уровня моря произошло обрушение берегов, и в скалах образовались трещины, известные сегодня как каньоны. Программой тура предусмотрен заезд в новую соляную пустыню Аралкум, на расстояние до 150 км. Ранее это было дно моря, сегодня же на всей поверхности расположены соляные кристаллы. В этой местности происходит реализация проекта ЮНЕСКО, согласно которой планируется засадить пустыню растениями и привлечь в пустыню множество видов диких животных. Учитывая особенности почвы, подбираются растения, которые максимально неприхотливы и устойчивы.

Арал По прибытию на побережье Арала, путешественникам предстоит установить палаточный лагерь. Желающие могут остановиться на базе с готовыми юртами. Ужинать группа участников тура будет у костра. Далее следует ночлег, на выбор предлагается палатка и юрта.

Второй день  Арал – Муйнак – Кунгурад – Миздахкан – Гаур Кала – Нукус (З, О, У) Позавтракав, путешественники смогут осмотреть Аральское море, после чего выезжают в Нукус. В этот день предусмотрена остановка в Муйнаке. Ранее это – порт, который принимал грузы и рыболовецкие судна, с большой нагрузкой и пропускной способностью. После снижения уровня моря, усложнился процесс ловли рыбы, что повлекло значительные изменения в жизни порта. Повысился уровень соли в море, исчезла рыба.

Прибыв в Муйнак, группа сможет посетить «кладбище кораблей», посмотреть брошенные на песке останки различных судов. Не так давно эти корабли входили во флотилию, а сегодня служат местным музеем, хранящим различные артефакты.

Посещение Кунграда, обед.

Древний город Кунград носит название одного из знаменитых в прошлом тюркских родов. Большинство народов Азии (средней части), существующих сегодня, произошли именно от него, и сохранили традиции и культуру. Потомки казахов и других народов чтили род кунград, и это внесло свой вклад в историю народов, наложило отпечаток на современность. Город много лет был частью Хорезма. Все путешествующие пересекали этот город.

Далее по программе запланировано посещение некрополя Миздихкан и Гаур-Калу, которые расположены возле Нукуса. Еще во времена до нашей эры огромное число паломников шло к этому месту, считавшемуся священным. Больше всего оно привлекало тех, кто исповедовал зороастризм. В этой местности были произведены захоронения многих святых. Когда распространение получил ислам, в этом регионе стали развиваться новые традиции, были оборудованы территории для поклонения. Даже сегодня это святое место посещают те женщины, которые просят бога подарить им ребенка. Некрополь Миздахкан полон открытых могил, что можно считать признаком или отголоском Зороастризма.

Поднявшись на холм комплекса Миздакхан с западной стороны, участники туристического тура оказываются на территории городища Гаур-Кала. История городища уходит корнями в античность, но и сегодня сохранила элементы архитектуры и особую атмосферу.

Вечером группа возвращается в Нукус, поселяется в гостинице и ужинает.

Третий день  Нукус – Ташкент После завтрака в отеле, путешественники отправятся вместе с гидом на экскурсию по Нукусу. Программа предусматривает посещение «Музея в пустыне», известного далеко за пределами Узбекистана, и знакомство с уникальной коллекцией, которая принадлежит эпохе русского авангардизма. По завершению экскурсии, группа отправляется в аэропорт, для перелета в Ташкент. Отправление рейса – в 19:55, прибытие – в 21:30.

caj.uz

Узбекистан. Часть 2. Аральское море: cr2

Про печальную судьбу Аральского моря слышал каждый. Когда мы планировали путешествие по Узбекистану, то решили обязательно доехать до Арала. Море казалось загадочным и даже было сложно предствить, как выглядит побережье или бывшее дно. От этого поездка из Нукуса в глубь Каракалпакии становилась только интереснее.

Сегодня - побережье самого невезучего моря.

1. Море продолжает высыхать. Там, где раньше была вода, остаются грязь и соль

2. И ракушки

3. Берег покрыт грязью, долго стоять из-за которой на одном месте нельзя - затягивает. Говорят, она лечебная, и ей уже заинтересовались профессора из Европы. В планах некоторых - даже построить на берегу сеть пансионатов. К причинам, по которым всё это может так и остаться мечтой, здесь, кроме денег, дорог и инфраструктуры, добавляется совсем необычная - море может высохнуть до того, как стройку закончат.

Про причины высыхания, уход моря, судьбы бывшего порта и людей поговорим, когда будем смотреть ржавые корабли в пустыне. Местные рассказывают совсем удивительные истории. Пока же посморим на побережье и на то, что осталось от Арала

4. Затягивающая грязь и на мелководье. Говорят, она идёт 50 метров, потом начинается песок. Мы не проверяли, но через метров 20 от берега уже глубоко и можно плавать. Лучший способ зайти в море и не провалиться в грязь - быстро пробежаться до момента, когда уровень воды станет по колено, а дальше уже упасть на воду и поплыть.

Вода оказалась средней по температуре, людям с плотным телосложением можно плавать долго, и очень солёной. Представьте разбавленную в ведре воды пачку магазинной соли. Вот такая концентрация. Во времена, когда море не высыхало, она была намного ниже. Сейчас же это уже история, а солёность воды не выдержал ни один вид рыб - всё исчезло

5. Берега пустынны

6. Ни души. Иногда складывается ощущение, что попал в далёкое прошлое, до появления человека. Как в фанстастических фильмах)

7. Грязь

8. И пустыня

9.

10. Жара спадает, вечер

11. Вдалеке наш лагерь. Мы приехали на побережье с ночевкой

12. Всё покрыто высохшей грязью

13.

14.

15.

16.

17. Местность интересная, вокруг тишина. Можно часами сидеть, смотреть вдаль и думать о своём. Помешать могут только ползующие гадости - змеи или скорпионы. С одним скорпом встретились уже в темноте, но всё обошлось

18.

19.

20.

21.

22. Пока мы гуляем по побережью, наш проводник готовит ужин. Ничего не ел круче каракалпакского плова, приготовленного на костре!

23. Потом была ночь в палатках, а это уже утро следующего дня. Здесь нужно сказать коротко про 3 мая. Если совсем коротко - 26. Ещё один год на свой счёт. А первые минуты дня рождения оказались вот такими

24. Никогда не думал, что буду его встречать на берегу Аральского моря на рассвете. Это незабываемо. Не первый раз вижу рассвет или море, далеко не первый раз за границей, да и дни рождения приходилось встречать в путешествиях. А тут уж совсем необычное место)

25.

26. Мысленно благодарю судьбу за подарок, родителей за подаренную жизнь, друзей за составленную компанию и слезаю. Надо собираться и ехать дальше

27. Поедем в бывший порт Муйнак, где ржавеют остатки прежней более удачной жизни - ещё не совсем разворованные на металлолом корабли. Но об этом в следующий раз. До свидания, Арал! Не знаю, увидимся мы ещё или нет

Узбекистан:   

cr2.livejournal.com

«На Малое Аральское Море»

Основные показатели маршрута:

Вид маршрута: автомашины 4 WD

Категория сложности: нет

Протяженность маршрута: 649 км

Продолжительность путешествия: 3 дня и 2 ночи

Число туристов в группе: от 1 до 12

Сезонность: с 1 мая по 15 сентября

Лучшее время для путешествия: май – июнь

Программа обслуживания туристов в путешествии по маршруту:

Кызылорда – поселок Жосалы – мемориал Коркыт-Ата – поселок Айтеке Би (Казалинск) – городище Жанкент – поселок Казалы – поселок Актан Батыр – поселок Бекарыстан Би – озеро Катанколь – поселок Жанакурылыс – поселок Каратерен – Кок-Аральская дамба на перешейке Берга – поселок Каратерен – Аклакский гидроузел – поселок Бугень – поселок Косжар – озеро Комбаш – город Аральск.

1 день

Алматы – Кызылорда – поселок Айтеке Би (Казалинск).

Вылет из Алматы в 08:25, прибытие в Кызылорду в 10:15.

Отъезд из Кызылорды в 15:00.

Размещение в гостинице.

Переезд в аэропорт, вылет рейсом KC975, в 08:25, в Кызылорду.

Прибытие в Кызылорду, в 10:15, встреча в аэропорту.

Начало экскурсии по городу, посещение областного историко-краеведческого музея города, музей был образован в 1939 году.

Обзорная экскурсия по городу, посещение мемориала Коркыт-Ата. Согласно записям ученых мудрецов древности, общий для всех тюркских народов мыслитель, оратор, музыкант Коркыт родился и жил в VII - IX веках в стране Баят, в городе Жанкент. Посещение главной площади города «Тагзым», привокзальной площади и железнодорожного вокзала, на которой расположен памятник Гани Муртабаеву – общественному деятелю и лидеру молодежного движения Казахстана. Посещение старейшего памятника архитектуры – мечети «Айтбая», построенной в 1878 году при финансовой поддержке купца Айтбая Балтабаева. Посещение Свято-Казанского православного храма, открытого в 1896 году. Посещение монумента Сыр-Ана и набережной реки Сыр-Дарьи, стела высотой 40 метров, изображающей танцующую в национальном наряде казахскую девушку.

После экскурсии по музею – обед в ресторане «Кыз Жибек».

После обеда переезд: Кызылорда – поселок Шаган – поселок Акжарма – поселок Таншалапы – поселок Жосалы – мемориальный комплекс Коркыт-Ата (168 км). Это архитектурный комплекс, посвященный мыслителю, философу, сказителю (VII – X в.в.) основоположнику казахской струнно-смычковой музыки Коркыт-Ата. Экскурсия в музей и мемориальный комплекс Коркыт-Ата. После экскурсии переезд в пос. Айтеке-Би (Казалинск) (164 км). По пути фотографирование с дороги Центра телеметрической связи «Сатурн» в окрестностях космодрома Байконур. Прибытие в Казалинск, размещение в гостинице Обзорная экскурсия по городу. Окончание экскурсии. Ужин в местном кафе. Ночлег в гостинице.

2 день

Поселок Айтеке Би – поселок Казалы – поселок Актан Батыр – поселок Бекарыстан Би – озеро Катанколь – поселок Жанакурылыс – поселок Каратерен (116 км).

Выезд из Айтеке Би 14.00, прибытие в поселок Каратерен в 18 часов.

Размещение в частных, сельских домах у местных жителей.

Завтрак. Начало экскурсии по поселку, посещение мемориального музея Гани Муратбаева (конец XIX - начало XX веков), осмотр памятников советским государственным деятелям, в парке поселка, посещение мавзолея Карасакала Еримбета (1850 – 1911 г.г.). Посещение дома Ганибая (XIX век), здание городской библиотеки (бывшая мечеть Ганибая, XIX век), мечеть Ногая (мечеть Нуралы, XIX века), здание районного дома культуры им. Р. Баглановой (бывшая церковь, 1904 год). Обзорная экскурсия по поселку, посещение городской площади поселка. Поездка на городище Жанкент (Янгикент) (XV век), находящееся у поселка Оркендеу (22 км). Экскурсия по городищу Жанкент. Возвращение в Казалинск, обед в местном кафе. После обеда переезд: пос. Айтеке Би – пос. Казалы – пос. Актан Батыр – пос. Бекарыстан Би – озеро Катанколь – пос. Жанакурылыс – пос. Каратерен (116 км). Дальнейший переезд на дамбу Кок-Арал (30 км). Прибытие на дамбу, прогулки в окрестностях дамбы, фотографировании окрестностей, корабля стоящего на берегу Малого Арал. Ок-Аральская дамба перегородила Малый и Большой Арал. Длина плотины 13 километров, благодаря плотине, уровень воды в Малом Аральском море поднялся до уровня 42 метров. Увидим шлюзы плотины, через которые голубая вода из Малого Арала течет в направлении Большого Арала и теряется в песках. Возвращение в пос. Каратерен, прибытие в поселок, размещение в сельском доме. Ужин, ночлег.

3 день

Поселок Каратерен – Аклакский гидроузел - поселок Бугень – поселок Косжар – оз. Комбаш – г. Аральск (171 км). Выезд из поселок Каратерен в 08:00, прибытие в г. Аральск в 16:00.

Завтрак. Переезд: поселок Каратерен – Аклакский гидроузел (6 км.). Осмотр гидроузла, который перегородил реку Сыр-Дарья и дал возможность повысится уровню воды для того, чтобы затопить пойму реки. Дальнейший переезд: гидроузел Аклак - поселок Бугень – Косжарский рыбопитомник (56 км). По пути посещение поселка Бугень, очень живописный поселок с красивой мечетью и школой построенной в 1954 году. Вскоре мы минуем мост построенный через перешеек между озером Комбаш и Лайколь. Всего в этой местности насчитывается до десятка озер, это озеро Кымыстыбас, Сарыкколь, Каязды, Лайколь, Кулы, Коязды, Жаланашколь, Райымколь, Суыкколь, Караколь, Акшатау, Тущыбас. Прибытие в пос. Косжар, посещение завода с установленным на нем израильским оборудованием и рыбопитомника. После посещения рыбопитомника, переезд на озеро Комбаш (23 км). Прибытие на озеро – отдых, купание, прогулки. Обед на озере. После обеда переезд в Аральск (86 км). Прибытие в Аральск и начало экскурсии по городу: посещение городского музея, музея рыбакам, музея кораблей Аральской флотилии под открытым небом, городской площади с памятниками, площади при железнодорожном вокзале – памятник паруснику, памятник жертвам репрессий, здания железнодорожного вокзала, памятника хану Абулхаиру, памятника Жибек и Тулегену, стела «Казахстан», прогулка по площади у акимата – памятник рыбаку, лошади Пржевальского, аллеи героев. Ужин в кафе «Чинсон». Проводы на ж/д вокзал, отъезд из Аральска.

Расстояния по маршруту «На Аральское море».

Кызылорда – мемориал «Коркыт-Ата» – 168 км.

Мемориал «Коркыт-Ата» – поселок Айтеке Би (Казалинск) – 164 км.

Поселок Айтеке Би – поселок Каратерен - 116 км.

Поселок Каратерен – Кок-Аральская дамба – 30 км.

Поселок Каратерен – Аклакский гидроузел – 6 км.

Аклакский гидроузел – поселок Косжар (рыбопитомник) – 56 км.

Поселок Косжар – озеро Комбаш – 23 км.

Озеро Комбаш – г. Аральск – 86 км.

Расписание движения поездов со станции «Аральское море» – Алматы:

Все поезда из Аральска в Алматы и на другие направления проходящие.

Поезд № 24 «Актобе – Алматы», отправляется ежедневно, из Аральска, в 06:30

Поезд № 377 «Мангышлак – Алматы», отправляется ежедневно, из Аральска, в 02:42

Поезд № 34 «Актобе – Алматы», отправляется ежедневно, из Аральска, в 08:08

Поезд № 41 «Атырау – Алматы», отправляется ежедневно, из Аральска, в 12:41

Поезд № 380 «Уральск – Алматы», отправляется ежедневно, из Аральска, в 11:43

Поезд № 71 «Москва – Алматы», отправляется ежедневно, из Аральска, в 02:28

www.otrar.kz

Аральское море — стоит ли ехать? — Всё самое интересное!

В разделе: Туризм | и в подразделах: описания. | Автор-компилятор статьи: Лев Александрович Дебаркадер

Аральское море (казах. Арал Теңізі, узбекск. Orol dengizi) — бессточное солёное озеро-море в Средней Азии, на границе Казахстана и Узбекистана.

Аральское море когда-то было одним из наибольших озёр Земли. Однако теперь оно — результат Аральской катастрофы, планомерного, и, по всей видимости, безвозвратного высыхания.

Из истории известно, что Аральское море в течение последних десяти тысяч лет высыхало и заполнялось заново восемь раз. Наше поколение явилось свидетелем глобального катаклизма природы — исчезновения моря в девятый раз. Это говорит о 1000-летней цикличности в жизни моря. Но всякий раз "уход" моря происходил как природное явление, без вмешательства человека. При этом, как бы тяжело ни было, целые нации и народности региона переживали эти "капризы" природы. Необходимо отметить, что никогда человек, не причинял столь ощутимого вреда окружающей среде, как на этот раз, значительно усугубив последствия экологического бедствия, помноженного на людскую бесхозяйственность.

Аральское море - вид сверху

Аральское море до усыхания являлось четвёртым по площади озером в мире после Каспийского Моря, Верхнего Озера (Северная Америка) и Виктории (Африка). Деградация Аральского Моря началась в 1960-х, когда Минсельхоз СССР начал забирать большую часть стока Сырдарьи и Амударьи в каналы, орошающие хлопковые и рисовые поля на территории Узбекистана и южного Казахстана. В результате море значительно отступило от своего берега, и обнажилось дно, покрытое морскими солями с примесью пестицидов и других химикатов.

Арал уже потерял на испарение около 1000 км3 воды. В 1989 море распалось на два изолированных водоёма — Северное (Малое) и Южное (Большое) Аральское море. На 2003 площадь поверхности Аральского моря составляет около четверти первоначальной, а объём воды — около 10 %. К началу 2000-х абсолютный уровень воды в море снизился до отметки 31 м, что на 22 м ниже исходного уровня, наблюдавшегося в конце 1950-х.

Климат в районе Аральского моря (над бывшей акваторией и в радиусе 50-100 км от неё) стал более континентальным и засушливым, зимы стали более холодными (на 1-3 градуса).

Cтоки с местных полей стали причиной отложений из пестицидов и различных других сельскохозяйственных ядохимикатов, появляющихся местами на 54 тыс. км2 сухого морского дна, покрытого солью. Пыльные бури разносят соль, пыль и ядохимикаты на расстояние до 500 км. Бикарбонат натрия, хлорид натрия и сульфат натрия переносятся по воздуху и уничтожают или замедляют развитие естественной растительности и сельскохозяйственных культур. Местное население страдает от большой распространённости респираторных заболеваний, анемии, рака горла и пищевода, а также расстройств пищеварения. Участились заболевания печени и почек, глазные болезни

На месте дна отступившего моря...На месте дна отступившего моря образовалась песчано-соляная пустыня; при сильных ветрах (которые наблюдаются в данном регионе в течение 30-50 дней в году) над высохшим дном развиваются интенсивные пыльные бури, шлейф пыли достигает в длину 200—300 км, и, в зависимости от направления ветра, достигает таких городов, как Кзыл-Орда, Байконур, Челкар, Нукус и т. д., проявляясь в виде мглы белёсого цвета, ухудшающей прозрачность воздуха (дальность видимости). Поскольку солевые отложения на высохшем дне содержат большие количества химудобрений и ядохимикатов (использовавшихся в сельском хозяйстве и смывавшихся с полей в реки и далее попадавших в море), вдыхание такого воздуха может негативно сказываться на здоровье людей и животных данных регионов. Ежегодно со дна Аральского Моря ветрами поднимается до 150 миллионов тонн соли. Ядовитые соли Аральского региона обнаружены в крови пингвинов Антарктиды, на ледниках Гренландии, а также в лесах Норвегии, на полях Беларуси и т. д.

Пострадал аральский ландшафт: площадь тростниковых зарослей сократилась с 550 до 18 тыс. га, в общей сложности погибло примерно 50 крупных озёр в дельтах Сырдарьи и Амударьи. Уничтожена часть тугаев в поймах Сырдарьи и Амударьи. Резко сократилось разнообразие видов живой природы в море. Из 178 видов позвоночных животных остались 38. Солёность воды превысила 18 %. Море потеряло рыбохозяйственное значение. Порты Аральск, Муйнак и Казахдарья утратили значение и были закрыты. В Приаралье с конца 1980-х годов отмечается высокий уровень безработицы.

В 2001 г. в результате ухода воды остров Возрождения (один из островов Аральского моря) соединился с материком. На этом острове Советский Союз испытывал бактериологическое оружие: возбудители сибирской язвы, туляремии, бруцеллёза, чумы, тифа, оспы, а также ботулинический токсин проверялись здесь на лошадях, обезьянах, овцах, ослах и других лабораторных животных. Это является причиной опасений того, что смертельно опасные микроорганизмы сохранили жизнеспособность, и заражённые грызуны могут стать их распространителями в другие регионы.

Согласно расчётам учёных, спасти Аральское море уже невозможно. Даже если полностью отказаться от забора воды из Амударьи и Сырдарьи, то прежний уровень воды в нём восстановится не ранее, чем через 200 лет.

Катастрофа нанесла значительный ущерб населению Приаралья. В основном пострадали дети, женщины, малоимущие жители городов и сельской местности. В регионе самая высокая детская смертность среди стран СНГ (75 на 1000 родившихся детей) и высокий уровень материнской смертности: около 120 человек на 10 тыс. родов. Увеличились количество таких болезней, как туберкулез, инфекционные и паразитические — тиф, паратиф, гепатит, гипертония, психосоматические заболевания и т. д. Медицинские эксперты связывают эти заболевания с усыханием моря.

Аральское море - стоит ли ехать?

Из-за сопутствующего повышения солёности воды (с 8 г/л в 1970 г. до 22 г/л к началу 1990-х годов) в Арале погибли практически все виды рыб, и лишь в северной, отделившейся части, куда сейчас впадает Сырдарья (так называемое Малое море) при минерализации воды около 20 г/л ещё удаётся разводить солевыносливые виды рыб (в основном это камбала Глосса). А ведь раньше Аральcкое море славилось огромными рыбными богатствами.

В 2005 завершилось строительство Кокаральской плотины, которая может спасти северную часть Аральского моря (так называемое Малое море) от высыхания. Благодаря плотине абсолютный уровень воды в Малом море поднялся уже до 42 м, начало возрождаться рыбное хозяйство.

Анимация, которая показывает, как менялся уровень Аральского моря (кликнуть по картинке, оригинал некоторое время загружается):

Источник: Интереснейшие путешествия: стоит ли ехать на Аральское море?

interesko.info

Аральское море | РЫБОЛОВНЫЕ ТУРЫ, ПЛАТНАЯ РЫБАЛКА, БАЗЫ ОТДЫХА ДЛЯ РЫБАКОВ

Аральское море -это, собственно, не море, а одно из величайших озер мира: оно не имеет связи с мировым океаном. Расположено в пустыне Средней Азии, в центре Туранской низменности. Площадь его 66 460 кв. км. Крупнейшие из островов: Возрождения, Барсакельмес, Кокарал и Кендырли. В Аральское море впадают две громадные реки: Амударья и Сырдарья. Они протекают по районам легко размываемых песчаных и лёссовых пород и поэтому несут огромное количество взвеси.

На севере берега Арала местами высокие, а местами низменные. Южный берег образован дельтой Амударьи, западный — скалистый и обрывистый, восточный — песчаный и низменный, со множеством заливов и островов. Такие берега вообще характерны для Аральского моря. Характерны для него также мелководные озера, протянувшиеся невдалеке от побережья, часть их соединена с морем. И еще одна характерность: сейши (стоячие волны) — ритмичные колебания всей массы воды. Обычная глубина этого моря — до 30 м (около 96 процентов всей акватории), наибольшая — 68 м.

Соленость воды невелика, ее поверхностный слой опреснен даже в центральных районах моря. Течение охватывает все море, оно круговое, по часовой стрелке. Летом даже вдали от побережья вода значительно прогревается — до плюс 26— 27 градусов. Кислородный режим хороший.

Аральское море лежит в области континентального климата: зима здесь суровая, температура воздуха падает до минус 40 градусов, а летом сказывается дыхание пустыни. Населенных пунктов на побережье мало. Зимой значительная часть моря, особенно северная, покрывается льдом. Он держится с декабря до второй половины апреля. Там, где соленость воды высокая, море не замерзает, но температура воды сильно снижается.Флора и фауна Арала относительно бедны: в его водах обитает всего 250 видов животных и растений. Это намного меньше, чем в других морях и даже во многих пресных озерах. И рыб здесь лишь 25 видов. Ловят в Аральском море в основном сазана, леща и воблу. Кроме них попадается усач, чехонь; есть судак, жерех и щука, но их мало. Большая часть стада леща, воблы, да и некоторых других рыб, откармливается на прибрежных мелководьях — здесь много бентоса. В центральных районах моря рыбы значительно меньше.

Из морских видов в Арале водятся только бычки да шемая. Шемаи здесь много, она считается промысловой рыбой. Несколько лет назад в Арал вселили салаку — морскую рыбу, но ее поймать удочкой почти нельзя: она питается планктоном.

Если посмотреть на карту, то в северо-восточной части побережья можно увидеть точку, к которой подходит железная дорога Оренбург — Ташкент. (Отсюда есть пароходное сообщение с низовьями Амударьи.) Точка эта — город Аральск, самый крупный населенный пункт побережья. Здесь есть порт — центр рыбопромыслового района, тут можно отлично порыбачить. Этим увлекаются по только местные жители — приезжают и отпускники, некоторые из довольно отдаленных мест. Рыба здесь, правда, пресноводная: сом, усач, судак, сазан, жерех, лещ, окунь, щука, язь, красноперка, чехонь, вобла. Из морских — шемая и бычки. Успешная ловля начинается, как только сойдет лед и вода немного прогреется. «Открывают сезон» окунь, вобла и шемая. Затем начинают клевать сазан, лещ и сом, а с конца июля или начала августа — жерех. Есть здесь и неудобства: вдоль берега тянутся отмели, и ловить, по существу, можно лишь с лодки. Кроме того, надо учесть, что во многих местах сплошные и довольно густые поля водорослей. Выход такой: искать «окна» и ловить в них на глубине 2—3 м. Однако это но значит, что в уловах будет только мелочь — в подводных джунглях стоит и крупная рыба. Лучшие места — в районе Аральской бухты. В частности, здесь спиннингом ловят жереха, крупного язя и другую рыбу.

Пока спортивное рыболовство на Арале еще развито слабо, оно ждет своих энтузиастов.

Балтийское. Площадь этого моря 386 000 кв. км, тремя проливами оно соединено с Северным морем. 

fishtravel.org

История Аральского моря

Аральское море

Бездумное потребление, казалось бы, нескончаемых земных ресурсов приводит не только к необратимым экологическим и социальным последствиями, но вынуждает государства тратить миллионы долларов на устранение этих последствий.

65,5 миллионов долларов выделено Всемирным банком на строительство Кокаральской дамбы с 2003 по 2005 год, и более 20 миллионов долларов потрачено из бюджета Казахстана. Дамба призвана частично восстановить некогда одно из самых больших озер в мире, названных за размеры и соленую воду Аральским морем.

Где находится Аральское море

Оно располагается в центре среднеазиатских пустынь, на границе Казахстана и Узбекистана. Слово «арал»  переводится с тюркского как «остров» — остров жизни среди знойных и ветреных пустынь.

Как добраться до Аральского моря

Добраться до Аральского моря можно несколькими способами. Большинство туристов отправляются знакомиться морем со стороны Узбекистана. Это оптимальный вариант: Самарканд – джип-сафари на Арал. Или в обратной последовательности. Тем более, что Самарканд – удивительно красивый и древний город.

Из Самарканда до Аральского моря доехать можно на поезде Ташкент – Кунград, выйти на станции Нукус.

Из Нукуса до Аральского моря возможно добраться только на автомобиле, причем, как минимум, внедорожнике. Ехать придется по живописному бездорожью. Около 2-х часов до плато Устюрт, и еще около 200 км. по пустыне Кызылкум, которая, к слову, до сегодняшний дней является малоизученным природным регионом. Но и здесь живут люди.

Те, кто хотят отправиться на Аральское море, минуя дополнительные маршруты, могут сразу долететь до Нукуса. Удобнее всего взять авиабилеты в Ташкент, и в Ташкенте пересесть на авиарейс в Нукус. Из Нукуса – снова на автомобиле местных «экскурсоводов».

Самые дешевые билеты из Москвы в Ташкент и обратно

История Аральского моря

До 1960 Аральское море обгоняло по своим размерам Байкал, уступая по величине во всем мире лишь трем озерам. Его длина составляла 426 км, а ширина 284 км.

Основные питающие артерии – реки, впадающие в Аральское море — Амударья и Сырдарья. Именно на них с середины прошлого века строятся оросительные каналы. Все больше воды уходит на потребительские нужды, все меньше воды поступает в Аральское море.

С 1961 года уровень моря в  возрастающей скоростью понижается. При этом часть воды Амударьи и Сырдарьи используется не эффективно – только 50-60% доходит до орошаемых полей и пастбищ.

В 60-е на Аральском море ежегодно вылавливалось тысячи тонн рыбы, здесь были свои порты, рыбозаводы, многочисленные деревни – жизнь кипела. До масштабного строительства тех самых оросительных каналов, которые «увели» воду из озера. Это одна из версий высыхания озера, существуют и другие.

Вследствие пересыхания в  конце 1980-х  годов море разделилось на Большой и Малый Арал. В 2003 г. объем воды Аральского моря составляет всего 10% от того, что было здесь всего около 100 лет назад. Три острова становятся частью суши, а бывшее огромное озеро, по неутешительным прогнозам,  к 2015 году грозит стать очередной огромной пустыней на территории Средней Азии.

аральское море катастрофаАральское море: было — стало

Аральское море сегодня — это, кроме всего прочего, и туристический объект. Наиболее привлекателен в этом плане бывший город-порт Муйнак (Узбекистан) – когда-то здесь стоял большой рыбозавод, в порту расположилась целая флотилия рыбацких и грузовых кораблей. Когда воды Арала стали отходить от города, корабли просто были брошены, и сейчас здесь находится так называемое «кладбище кораблей», десятки железных гигантов ржавеют под палящим солнцем посреди пустыни.

Кроме того, на бывшей береговой линии Арала можно найти заброшенные рыбацкие деревушки – «города мертвых». Одна из таких деревень расположена на берегу пресноводного озера Судочье (Узбекистан). Озеро еще несколько десятков лет назад являлось частью Аральского моря, когда море ушло, озеро осталось, подпитываемое родниками. Сейчас «снабжает» местных жителей рыбой. Здесь обычно бывает первая остановка на пути к Аралу.

Во время жары  пески бывшего морского дна из-за накопленной соли приобретает бирюзовый оттенок, в это время мерещится морская гладь там, где ее уже нет.

Примерно в 60 км. от Судачьего начинается цепь телевизионных вышек. Их возвели в свое время для передачи телевизионного сигнала из Москвы в Узбекистан. Вышки оказались никому не нужны после появления спутникового ТВ. Сейчас при вышках живут сторожа, которые, кстати, также могут пустить на ночлег запоздавших туристов в случае такой необходимости.

В Юго-Западной части Аральского моря сохранился еще один «памятник» истории озера – остров Возрождения. Если быть точнее, с 2010 г. – уже полуостров, вследствие пересыхания Арала.

После распада СССР остров был поделен между Узбекистаном и Казахстаном.

С 1942 по 1992 г. остров стал одной большой биохимической лабораторией. Здесь функционировал полигон «Бархан»  и городок Аральск-7 – закрытый город, где жили сотрудники лаборатории с семьями и военнослужащие. В Северной части острова Возрождения в 1960 г. был построен полигон в форме розы ветров.

Аральск на острове ВозрожденияАральск-7 сегодня

В лаборатории острова Возрождения в течение 50-ти лет проводились исследования и испытания бактериологического оружия на подопытных животных.

В 1992 г., когда и лаборатория, и полигон и военный городок были закрыты, часть оборудования была вывезена с острова, часть захоронена прямо там же.

Возрождение Аральского моря

Кокаральская дамба, строительство которой началось еще в 2003 году, не дает воде из Малого Арала уходить в большой Арал, благодаря чему уровень воды здесь постепенно растет, пополняясь из Сырдарьи. Но в свою очередь пересыхает Большой Арал, где засоленность настолько велика, что погибла вся рыба.

Сегодня воды Амударьи не доходят до Арала и не питают его, на месте моря образовалась пустыня, называемая Аралкум – «новая пустыня», или Аккум – «белая пустыня».

Интересные факты:

  • 1970-х годов в Арале обитали 34 вида рыб, из них более 20 имели промысловое значение.
  • В 1980 году выходит книга Ч.Айтматова «Буранный полустанок» («И дольше века длится день…») герои которой – приаральские казахи, едут на свою родину – обнаруживают, что море ушло от своей прежней береговой линии.
  • Из-за промышленного использования питающих рек  — Амударьи и Сырдарьи — Аральское море содержало большое количество ядохимикатов и пестицидов.  Токсичные вещества со дна пересохшего озера разносятся пыльными бурями на сотни километров, замедляя развитие растительности, накапливаясь в организме приаральцев, приводят к опасным болезням. Аралькская пыль была найдена на ледниках Гренландии,  лесах Норвегии, ее химические соединения обнаружены в крови антарктических пингвинов.
  • В клипе «What I’ve Done» группы «Linkin Park» был использован снимок ржавеющего на побережье Аральского моря брошенного судна.
  • На дне Аральского моря в Казахстане обнаружено древнее погребение – остатки мавзолея, возведенного около 600 лет назад, что свидетельствует о том, что Аральское море однажды пересыхало, но восстановилось вновь.
  • Юлия Савичева с группой Т9 на песню «Корабли» сняли видеоклип на дне Аральского моря в Узбекистане.
  • Художественный фильм «Псы» раскрывает трагедию взаимоотношений человека и природы, возникшую в результате высыхания Аральского моря. Сюжет картины рассказывает об экспедиции охотников, отправившихся в некогда полный жизни и воды, а теперь брошенный безлюдный город на бывшем берегу Аральского моря, для отстрела, как предполагается, волков-людоедов…
  • Пауло Коэльо, роман «Заир» — один из героев романа, некий Михаил, родом из Казахстана. В одной из бесед он раскрывает проблему усыхания Аральского моря, а также другие последствия изменения течения рек Амударьи и Сырдарьи

tur-katalog.ru