Содержание
Чеченский национальный костюм: темперамент, воплощенный в одежде
Чеченская национальная культура своеобразна и самобытна, и при этом универсальна, так как легко взаимодействует с другими культурами, особенно соседних республик, и развивается в симбиозе с ними. Принципы жизни, характер и обычаи – все проявилось в национальном костюме чеченцев. Их традиционный костюм такой же яркий, торжественный, как и сам свободолюбивый народ. Изготавливали наряды исключительно из местного сырья: шубы – из овчины, одежду – из сукна и войлока.
Мужской Костюм
Основной национальный костюм чеченцев состоял из двух частей: бешмета – полукафтана и сужающихся книзу штанов. И то, и другое шили из легких материалов, не стесняющих движения. Бешмет туго сходился на торсе и застегивался на специальные пуговицы, сделанные из шнурка, которые, по сути, являлись плетеными узелками. По длине бешмет на 8-10 сантиметров был выше колен. Рукава кафтана были заужены к концу, на манжетах были такие же пуговицы-узелки. После талии кафтан расширялся, делая фигуру носящего не только крепкой, но и стройной. Мужчины в возрасте носили более длинные и утепленные бешметы. Праздничный вариант шился из цветной блестящей ткани. Эти традиционные полукафтаны служили одновременно и домашней одеждой, и выходной. Бешметы также использовались как форменная одежда казачьих войск.
Праздничный мужской костюм включал черкеску. Она надевалась поверх бешмета. Ее покрой совпадал с покроем кафтана. Черкеска обычно шилась из лучших сортов сукна. Она застёгивалась только на талии и не имела воротника. Рукава спускались ниже кисти, потому их обычно отгибали. Самой интересной частью черкески были нашитые по обеим сторонам груди газырницы – маленькие кармашки, в которых хранились деревянные трубочки с зарядами для огнестрельного оружия — газыри. Однако к концу XIXв. с появлением многозарядных винтовок газырницы утратили свое первоначальное назначение и остались лишь как часть традиционного костюма. Черкеску носили всегда застегнутой и подпоясанной узким поясом с бляхами, на котором висело оружие чеченца, будь то шашка, кинжал или пистолет.
Характерной частью чеченского национального костюма была бурка – накидка с зауженными плечами, расширяющаяся книзу. Такая накидка была очень удобна всадникам, она защищала от дождя, ветра и жары. По ночам бурка могла служить одеялом.
Традиционный головной убор мужчины-чеченца – конусообразная папаха, сделанная из овчины. Дотронуться до нее означало нанести смертельное оскорбление владельцу. Богатые носили папаху из шкуры бухарского барашка. Летним головным убором была шляпа из войлока.
На ногах чеченцы носили кожаные легкие сапоги до колена, штаны заправляли внутрь. Богатые предпочитали обувать чувяки – мягкие туфли без каблуков, а сверху поверх брюк натягивали ноговицы – вид обуви, закрывающей голени, но без ступней.
В мужской одежде чеченцев обычно преобладала темная цветовая гамма. Белый цвет в костюме был признаком богатства человека. Бешметы выделялись ярким пятном, их цвет контрастировал с остальной одеждой.
В мужской одежде чеченцев обычно преобладала темная цветовая гамма. Белый цвет в костюме был признаком богатства человека. Бешметы выделялись ярким пятном, их цвет контрастировал с остальной одеждой.
Женский костюм
Одежда чеченских женщин была более разнообразной по цветовой гамме, моделям и материалу. Наряды отражали возраст и социальный статус женщины. Традиционный наряд состоял из четырех элементов: платья-туники, верхнего платья, пояса и платка.
Туника была длиной до щиколоток, шилась из легких однотонных материалов, имела разрез на груди и маленький стоячий воротничок, застегивавшийся я на пуговицу. Под тунику надевались широкие штаны, внизу собранные в оборку. У праздничного костюма низ штанин был обшит шелком. Чеченка в подобной платье-тунике и штанах, дополнив наряд головным убором, могла свободно выйти на улицу. Рукава туники были длинные и прямые, закрывали кисти рук. В праздничных нарядах длина рукавов могла доходить до пола. Украшением нижнего платья был нагрудник. Его делали из серебра, золота, покрывали камнями. Со временем нагрудники стали делать в виде застежек.
Распашное платье напоминало халат или накидку. Оно застегивалось только на талии на маленькие крючки, чтобы были видны нагрудники. Шили его из бархата, парчи, сукна, атласа ярких цветов, украшали тесьмой, вышивкой, складками, оборками. Такие платья считались слишком яркими для взрослых женщин, поэтому их носили только молодые.
(При подготовке материала была частично использована информация с ресурсов che.rus4all.ru и lib7.com)
Тэги
- национальный костюм
- чеченцы
- Чечня
Национальный костюм — воплощение особенностей культуры и традиций чеченского народа — Вести Республики
Каждая нация может похвастаться особенной одеждой, которая хранит в себе частичку прошлого и позволяет сохранять национальную идентичность. Национальный костюм для любого народа – это воплощение всех его особенностей, культуры и традиций. Традиционная одежда – это не только способ защититься от холода, но и возможность проявить свою принадлежность к определенной культуре.
Чеченцы — истинные жители гор, гордые и свободолюбивые. На протяжении многих веков они занимались овцеводством, а следовательно, обработкой и прядением шерсти. Именно этот материал был взят за основу при создании их традиционной одежды. Кроме шерсти и овчины, также использовались такое натуральное сырье, как кожа и мех. Чеченцы очень давно научились изготавливать сукно и войлок, а затем из них умелые местные мастера шили те или иные элементы, которые включала в себя чеченская национальная одежда.
Чеченский народ отличается глубоким уважением и почтением к своим предкам, поэтому и национальный костюм не хранится в музеях, а достаточно широко используется в повседневной жизни.
Образ жизни чеченского народа напрямую связан с материалами, которые издревле применялись в изготовлении национальной одежды. Ткани прялись из овечьей шерсти, широко применялся мех и кожа местных животных.
Сукно, войлок – все было собственного производства. Все костюмы изготавливались только самостоятельно. Практически каждая женщина умела шить или прясть. Мастерство по производству национальной одежды передавалось из поколения в поколение и считалось предметом национальной гордости.
Главными частями любого мужского костюма были штаны и удлиненный полукафтан (бешмет). Штаны имели крой, зауженный книзу, чтобы было удобно заправить их в сапоги.Бешмет – это полукафтан, скроенный из легкой ткани, выполнял функцию нательной рубахи. Бешмет плотно облегал фигуру мужчины до пояса, а ниже расширялся почти до колена. Такая форма идеально подчеркивала стройность и мускулистость фигуры чеченского мужчины. На груди бешмет всегда должен быть плотно застегнут на специальные пуговицы-узелки. Такие же пуговицы украшали и манжеты зауженных рукавов полукафтана.
Бешмет использовался и как домашняя одежда и как праздничная. Различие было только используемой ткани. Для повседневного варианта применялась простая хлопковая ткань, а для праздничного – дорогой разноцветный атлас. Несмотря на плотную посадку бешмета по фигуре, он всегда был удобен и не стеснял движений мужчины. Поэтому такая одежда использовалась и для обмундирования войск.
Черкеска – это схожая по виду и крою с бешметом часть мужского костюма. Черкеска выполняла функцию праздничной одежды, поэтому всегда изготавливалась из более дорогих материалов. Обычно использовали сукно самого лучшего качества. Черкесска надевалась поверх бешмета, повторяя его форму. Узкая до талии, она расширялась книзу и закрывала колени. В отличие от бешмета, черкеска застегивалась только на поясе.
Самой интересной деталью этой одежды были газырницы, которые располагались по обеим сторонам на груди. Они служили для хранения запасных патронов. В настоящее время в прямом назначении этой детали надобности уже нет, однако, она все равно присутствует в качестве декора одежды.
Отличительной часть мужского костюма является бурка. Бурка представляет собой войлочный плащ без рукавов с твердыми, зауженными плечами. Она была неотъемлемым спутником пастухов, воинов, путников. Новорожденных мальчиков всегда сперва заворачивали в бурку, чтобы в будущем они выросли настоящими горцами.
Бурку изготавливали только женщины, причем этим правом обладали только лучшие из мастериц. Для производства использовали только качественную овечью шерсть.
Значение бурки трудно переоценить. В непредсказуемых условиях высокогорной местности этот теплый и непродуваемый плащ служил и одеждой, и подстилкой, и одеялом.
Дополняли традиционный костюм головной убор – папаха, и кожаные сапоги до колена, куда мужчины заправляли сапоги. Папаха – это символ чести и достоинства чеченского мужчины. Изготавливали ее из натуральной овчины. Она могла быть длинношерстной или короткошерстной (каракулевой). Папаха передавалась по наследству, а если сыновей у мужчины не было, то папаху передавали с огромным почтением самому уважаемому мужчине рода.
Трогать чужую папаху запрещено, чтобы не оскорбить хозяина. Интересно, что в некоторых случаях папаха могла заменить на свидании молодого человека. Друг, взяв папаху жениха, мог заменить его встрече с девушкой. И она могла разговаривать с ним, как со своим любимым.
Папахи и сейчас являются постоянным головным убором чеченцев, выстояв против давления современной моды.
Обязательным элементом костюма был также кожаный пояс. Украшенный металлическими вставками, он служил для ношения холодного или огнестрельного оружия.
Чеченская женщина – это сама скромность, целомудренность и красота. Девушки никогда не демонстрируют свое тело посторонним взглядам. Такое поведение нашло отражение и в крое традиционного костюма. Женский костюм очень разнообразен по цветовой гамме. Женщины постарше носят одежду более спокойных тонов, а девушки надевают платья самых разнообразных цветов и оттенков, украшенных золотыми и серебряными нитями и дорогими камнями.
Женский наряд состоит из четырех обязательных частей.
Нижнее платье имело форму туники и ниспадало до самых щиколоток. Узкое до талии, оно немного расклешалось книзу, образуя легкие струящиеся складки. На груди имелся небольшой вырез, а шею прикрывал воротничок-стоечка с небольшой пуговкой. Нижнее платье всегда отличалось очень длинными рукавами, достающими до кончиков пальцев рук.
Такое платье допускалось носить со свободными шароварами и свободно выходить на улицу, естественно, дополнив костюм соответствующим головным убором.
Нижнее платье было скромным, а для украшения женщины использовали специальные нагрудники. Их заказывали у мастеров и носили, пришитыми к верху туники. Для украшения использовали серебряные и золотые нити, а также драгоценные и полудрагоценные камни. Внешний вид нагрудника отражал материальное благополучие семьи.
Напоминало кафтан или длинный халат. Оно не имело воротника и открывало грудь, чтобы прекрасные нагрудники были хорошо видны. На талии оно застегивалось на маленькие крюки, в результате чего женская фигура приобретала очень женственную форму.
Верхнее платье было очень красивым. Использовались самые дорогие и красивые ткани – парча, сафьян, шелк, атлас, бархат. Украшалось оно роскошной вышивкой, камнями, бисером. Полы юбки расходились как два лепестка, что придавало наряду больше изящества.
Такой наряд был характерен только для молодых девушек, а взрослые женщины одевались скромнее.
Голову чеченки обязательно покрывал либо платок, либо легкая шаль. После замужества девушки надевали специальный мешочек, куда убирали волосы – чухту. Платок для женщины имел такое же важное значение, что и папаха для мужчины. Он символизировал чистоту и целомудрие.
Пояс же для женщины был очень важен. Для него использовали серебро, золото, драгоценные камни. Его передавали по наследству, а матери дарили первый пояс дочерям перед свадьбой.
Национальный чеченский костюм – яркий пример неповторимого творчества народных умельцев, образец старинных обычаев, свидетельство глубокого взаимодействия чеченского народа с соседними народами. В национальном костюме отразился не только образ жизни горцев и их традиций, но и духовные ценности, вера.
Подготовила к печати
Иман Хубазова
1 062
Чеченские национальные костюмы | Земля Северного Кавказа
Источник – «Чеченцы» здесь (формат pdf)
На Амазонке Чеченцы: Справочник
Чеченцы этническая группа нахов; Нахи (чеченцы, ингуши и кистинцы) принадлежат к северо-восточному Кавказу.
Численность населения Чечни составляет 1 500 000 человек; до 500 000 человек были перемещены в Европу после второй войны (в Германию, Францию, Скандинавию, Польшу, Бельгию).
Чеченцы называют себя «ноччи».
1870 Чеченка
1870 Чеченка – традиционный чеченский платок/фата простой, из хлопка. Основными материалами были шерстяные ткани и шкуры животных. Более сложные ткани появились после 1900 года.
На современный чеченский костюм большое влияние оказали черкесские костюмы XIX века.
***
Обычаи берут свое начало в древнейшие времена. Они определяют «чеченство», очень важное в идентичности чеченцев. Общество не было стратифицировано и не имело социальных классов, а было организовано племенами. Поэтому кодекс чеченской морали был основой чеченского общества.
Женщины рассматривались для вступления в брак с середины до позднего подросткового возраста, тогда как мужчины вступали в брак позже. Мужчины и женщины встречались на танцевальных вечеринках и общались через членов семьи.
Для мужчин было табу прикасаться к женщинам в общественных местах (доступно и по сей день). Прикосновение к женщине означало осквернение, и виновный был казнен семьей женщины.
***
Свадьба – способ празднования приобретения новой семьи. Празднует только семья жениха, а невеста и ее семья держатся подальше от основных свадебных церемоний. Считается, что у семьи невесты нет повода для празднования, так как они «теряют» члена.
Гордость и привязанность чеченцы считают слабостью, открыто не радуются рождению детей и публично не проявляют привязанности к партнеру или детям.
Чеченцы вступают в брак только внутри своей этнической группы. Чеченские женщины в почете, однако, если женщину изнасилуют, она будет считаться испорченной и на ней никто не женится. Хотя в советский период смешанные русско-чеченские пары были обычным явлением (между русскими женщинами и мужчинами-чеченцами, а не наоборот), тот факт, что кто-то может быть этнически смешанным (особенно с русским), не одобряется.
.
Чеченская свадьба – жених и невеста произносят клятвы отдельно. Пока жених празднует дома с друзьями, невеста прибывает на главную вечеринку, но не участвует. Она тихо сидит в стороне, что на чеченском языке переводится как «скромность».
*Многочисленные видеоролики на YouTube показывают роскошные чеченские свадьбы, которые обычно принадлежат окружению президента Чечни Кадырова. Обычные чеченцы скромны.
Гостеприимство было священным явлением на всем Кавказе, а уважение к гостям было предметом гордости всех кавказских народов. Гость был размещен в лучших помещениях дома, и для гостей были отведены особые припасы. С другой стороны, путешественники без добросовестных хозяев считались враждебными и обычно брались в плен или в рабство.
На общественных или семейных мероприятиях (вечеринках, обедах, свадьбах и т. д.) мужчины и женщины никогда не сидят вместе, а за отдельными столами.
Хотя женщины пользуются большим уважением, они должны проявлять определенное уважение к мужчинам. Женщины всегда встают, когда входит мужчина, и никогда не переговариваются с мужчиной.
Чеченка 1897
- 901 01
Нахские башни, типичные для Чечни и Ингушетии. Построен, чтобы стать надежным убежищем не только от захватчиков, но и друг от друга во время их смертельной межплеменной вражды -х годов.
Нахские башни, типичные для Чечни и Ингушетии. Построены, чтобы стать надежным убежищем не только от захватчиков, но и друг от друга во время их смертельной межплеменной вражды.
9000 8
9 0008
***
«Светские» женщины становятся все более исламскими в своих обычаях и одежде. В то время как чеченский лидер Кадыров якобы принуждает некоторых женщин носить хиджаб, все больше и больше молодых людей охотно принимают это как образ жизни, так как суннитский ислам соблазняет молодежь (в отличие от суфийского ислама, который исповедуют старики).
Регулярная одежда включала длинное платье (короткие платья запрещены и считаются унижающими достоинство) и традиционный чеченский платок (который лишь частично покрывает голову).
Жена чеченского боевика расправляет шарф на горной базе. Чеченские женщины, участвовавшие в войне, были обычным явлением, пока к власти не пришел радикальный ислам, и они не были исключены из любой деятельности.
Хиджаб (покрывающий все волосы) становится нормальным явлением, включая даже традиционный парадный костюм
Чеченские девушки перед центральной мечетью Грозного.
Чеченские женщины гуляют по центру Грозного.
Нравится:
Нравится Загрузка…
Для чеченских женщин скромность — это новая норма
19 сентября 2014 г.
Юкико Ямагата
Фейсбук
Твиттер
Фотограф Диана Маркосян побывала в Чечне в 2011 году, чтобы узнать, что значит взрослеть молодой женщиной, живущей в условиях все более репрессивного режима после прихода к власти в 2007 году президента Рамзана Кадырова. видео выше. Недавно я связалась с Маркосяном, чтобы узнать больше и услышать, какова нынешняя среда для женщин сегодня, через три года после начала этого проекта.
Что вас больше всего удивило во время вашего пребывания в Чечне и знакомства с этими молодыми женщинами?
Эта история была для меня очень личной. Я никогда не ожидал, что чеченский народ так примет меня в своей жизни. Это самое близкое к дому, что я когда-либо знал.
Фотографу сложно визуально выразить подобный опыт. Я стал эмоционально связан с этими молодыми женщинами способом, выходящим за рамки параметров истории. Больше всего меня удивило то, как чеченские женщины смогли сохранить свою человечность и грацию, учитывая происходившие зверства.
Я нахожу понятие выбора особенно интересным в вашей истории. Официальные указы о контроле за поведением и одеждой навязаны чеченским женщинам, но в то же время некоторые молодые женщины принимают эту новую культуру скромности, иногда даже больше, чем поколение их родителей.
Не могли бы вы рассказать об этом немного больше? Как эти декреты пропагандируются и нормализуются среди молодых женщин?
Чеченская культура всегда отличалась скромностью. Но в последние годы правительство вернулось к глубоко традиционным ценностям, поскольку президент Кадыров стремится стать, по выражению местных активистов, «более исламским, чем исламским».
Женщины обязаны покрывать голову в общественных местах, и им не разрешается учиться в Университете штата, если они не носят платье. По словам президента Кадырова, этот дресс-код для женщин является частью более широкой правительственной кампании, начатой несколько лет назад для пропаганды «нравственности и возрождения национальных традиций».
Знаменитости были одними из первых, кто сделал хиджаб модным. Я заметил, что это повлияло на молодое поколение, так как многие девушки, которых я фотографировала, приняли еще более строгую форму ислама, надев хиджаб, платок, закрывающий и голову, и шею. Это был резкий отход от традиций их родителей и чеченской культуры, но сейчас это продвигает правительство.
А как быть с теми, кто нарушает правила или бунтует? Убийства чести — один из наиболее суровых примеров наказания, но как еще можно обеспечить соблюдение этих официальных указов? А кто занимается принудительным исполнением?
Бывших верных Кадырову чеченских боевиков [известных как «кадыровцы»] подозревали в том, что они разъезжали на автомобилях без номеров, стреляли шарами с краской по женщинам без платков. Правительство и власти Чечни следят за соблюдением дресс-кода. Все, что скажет Кадыров, будет выполнено.
В центре Грозного нескольким предприятиям было приказано закрывать обнаженные головы женщин в своей рекламе. Власти ходили по району, сдирая объявления с изображенными на них женщинами или обклеивая голые головы красной лентой.
Как вы упомянули, Кадыров также поддерживает убийства чести тех, кто нарушает или игнорирует новый закон. После того, как тела семи женщин были найдены на обочине дороги два года назад, он публично заявил: «Если женщина бегает, а мужчина бегает с ней, они оба убиты», отметив, что они, вероятно, « свободная мораль».
Вы выполнили эту работу в 2011–2012 гг. Каков нынешний климат для молодых женщин в Чечне?
В настоящее время я вернулся в регион, работаю над личным проектом и провожу мастер-класс по фотографии для молодых девушек. На улицы Грозного возвращается жизнь, из-под руин возрождается некогда истерзанный войной город. Открытие театров и переполненные рестораны свидетельствуют о возрождении зарождающегося среднего класса.
Столица является центральным пунктом этой реконструкции, где почти не видно многолетнего насилия. Большинство, если не все блокпосты были удалены. В городе теперь есть пятизвездочный отель и торговый центр с дизайнерскими магазинами. Чеченцы тоже кажутся менее параноиками, теперь путешествующими за границу, в такие места, как Турция и Дубай.
Годы моей работы в Чечне казались переходными, поскольку правительство строило мечети, приказывало девушкам прикрываться и навязывало строгие исламские обычаи. Сейчас это стало нормой. Многие из тех, с кем я говорил, когда-то подвергали сомнению такие ритуалы, теперь не делают этого и соблюдают дресс-код как выражение гордости за свою веру и культуру.