Известные таджики: Таджики популярные в России

Таджики популярные в России


Таджики в России нередко ассоциируются с трудовыми мигрантами, которые работают на низкооплачиваемых должностях. Однако, на самом деле, в Таджикистане много талантливых специалистов, способности которых могут быть востребованы во всех странах мира.


Halva.tj выбрала представителей Таджикистана разных профессий, добившихся успеха и покоривших сердца россиян.


Валерий Ахадов



Культовый режиссер театра и кино, актер, заслуженный деятель искусств России и Таджикистана. Окончил режиссерский факультет ВГИКа. Начал свою карьеру как актер, а первой его режиссерской работой стал фильм «Вперед гвардейцы!» Снимает фильмы и сериалы в различных жанрах игрового кино. Фильм Ахадова «Руфь» (1989) был показан на Каннском кинофестивале.

В настоящее время Ахадов также является преподавателем ВГИКа.


Бахтиёр Худойназаров


Режиссер и продюсер. Родился  в Душанбе, начал карьеру в качестве журналиста на радио и телевидении, был ассистентом режиссёра на киностудии «Таджикфильм».


В 1989 году окончил режиссёрский факультет ВГИКа. Трагикомедия «Лунный папа»(1999) стала его наиболее известной режиссёрской работой. А фильм «Кош ба кош» (1993) получил «Серебряного льва» Венецианского кинофестиваля.


В 2014 году у режиссера диагностировали рак печени, в 2015 году Худойназаров скончался в одной из клиник Берлина, в возрасте 49 лет.


Расул Бокиев


Известный спорстмен, дзюдоист. Получил бронзовую медаль на летних Олимпийских играх в Пекине в 2008 году, победитель Кубка мира 2007, 2010, 2011 и 2012 годов.


Бокиев родился в Таджикистане в семье известного таджикского борца, Худойназара Бокиева, а в Россию переехал в 2012 году после выступления на Олимпиаде в Лондоне.


В Москве основал свою Школу Дзюдо.


Манижа Сангин


Популярная певица, автор музыки, попала в рейтинг Forbes «30 до 30». Называет себя человеком мира и поднимает важные социальные проблемы: выступает против домашнего насилия, защищает права мигрантов и беженцев.


Манижа раскрыла себя с помощью самодельных роликов в Instagram, создав новый жанр музыкальных видео-коллажей на 9 квадратов, который обрел последователей по всему миру.


Мадина Басаева


Тикток-блогер. У девушки более 16 миллионов зрителей и контракты с всемирно известными брендами.


Мадина (более известная как Дина Саева) начала свою деятельность в социальных сетях в 2015 году, создав страницу в Instagram, и быстро смогла обрести популярность у подписчиков. Особый интерес вызвали танцы под национальную музыку. Но пик славы Саевой наступил благодаря тиктоку, её контент идеально вписался в формат социальной сети.

Табриз Шахиди


Профессиональный пианист, продюсер, журналист. Родился в Душанбе в семье известных музыкантов Толибхона и Зиядулло Шахиди. Окончил Московскую государственную консерваторию, а затем и Высшую Академию Музыки Австрии.


Президент успешного event-агентства Империя Музыки.

Диловар Мухиддинов


Известный таджикский предриниматель, который занимается бизнесом в России. Ему принадлежат несколько транспортных и инвестиционных компаний, в том числе «Транс-Евразия». Родился в Фархорском районе Хатлонской области.


 

Нон, Арси-кола и курут. Какими продуктами утоляют тоску по родине таджики в Москве?

Традиционная таджикская еда

  1. Главная
  2. Таджикистан
  3. Таджикская еда


Таджикская кухня зародилась в результате взаимодействия тюркских народов и культур. Она считается одной из древнейших в мире. Авиценна (Ибн Сина), живший в X-XI веках, упоминал про таджикскую еду в одном из трактатов.


Традиционная таджикская еда отличается многогранностью. Благодаря тому, что часть таджиков вела кочевой, а часть – оседлый образ жизни, основными продуктами питания стали мясо, зерновые и бобовые культуры, овощи и молоко. Особый горный, субтропический и континентальный климат также сыграл роль в пищевом разнообразии: так появилась еда зимняя, насыщенная жирами, и летняя – более легкая.


За продуктами в основном ходят мужчины. Потому что принести тяжелые пакеты не так просто, а закупаются таджики основательно.


Уйти голодным из таджикской семьи просто невозможно. Таджики – очень гостеприимный и хлебосольный народ. Принимать пищу принято на полу. Гости садятся на курпачи (мягкие матрасы, набитые ватой). Курпачи расположены вокруг дастархана, – скатерти, на которой лежит еда. 


Таджикская еда из мяса



Мясо – любимый продукт таджиков. Из него готовят таджикские блюда, которые удивляют не только туристов из дальнего зарубежья, но и гостей из ближайших стран. Еда в Таджикистане – в первую очередь мясо. Его едят в любом виде: вареное и жареное, тушеное и приготовленное в тандыре (глиняной печи). В основном это баранина, реже говядина, конина (хотя ее очень любят), козлятина. Птица – редкий гость на застолье, но если присутствует, то это курица, на втором месте – куропатки и перепела.


Таджикская еда из мяса лежит в основе национальной кухни. В первую очередь это различные кабобы и шашлыки из баранины или говядины. Кабобы (жаркое) готовят и в казане, и на открытом огне, а шашлыки обязательно маринуют в гранатовом соке, винном уксусе, луке, вине, лимонном соке.


В Таджикистане очень любят плов – блюдо, состоящее из риса, мяса, лука, моркови и специй. Видов плова в стране несколько: в каждом регионе  его готовят по-своему.


Другие блюда из мяса тоже пользуются популярностью: каурдак (кавурдок) – мясо, обжаренное с картошкой; казы – колбаса из конины; джазза – жареная баранина; шахлет – голубцы, дамлама (дымлама) – жаркое из мяса и овощей и многое другое.


Нельзя не упомянуть и самый известный таджикский соус из мяса – важу (важду). Он бывает двух видов: первый – в виде подливы, возникшей в результате долго томления мяса на медленном огне; второй – специально приготовленный из мяса с овощами и специями.


Таджикские молочные продукты



Молочные продукты в Таджикистане присутствуют на каждом застолье. Чаще всего в гостях предлагают катык (кефир) и каймак (сметану).


Также к большинству блюд подается чакка (сузьма). Ее делают из катыка (кефира). Сушеная чакка – это курут. Он бывает разной формы и с разными вкусами. Самым популярным считается курути Мастчох, что переводится как горная Матча. Но это не та матча, которая является зеленым японским чаем, а один из районов Таджикистана – Матча (Мастча, Масчо).


Таджикские супы



Еда в Таджикистане получила известность во многом благодаря супам. Их готовят двумя способами: предварительно обжаривая ингредиенты или сразу отваривая их. Наравне с мясными супами популярностью пользуются овощные и так называемые зеленые супы.


Почти все таджикские супы – густые. Их подают в касах (больших пиалах).


Перечислим самые известные таджикские супы: калапоча (каллапоча) – бульон из бараньих или коровьих внутренностей, мастоба (мастова) – суп с рисом. Также популярен гандумоб, который готовят из субпродуктов, пшеницы, нута (гороха) и фасоли. Шурбо – это суп с большим количество картофеля,  а мош-биринч (мошбиринч) готовят из мяса, риса и зеленых бобов.


Менее распространенные, но не менее вкусные супы: угро – суп-лапша с мясом, нарын – суп из теста и конины, шавля – рисовый суп с мясом. Манпар (мампар) делают из баранины, овощей и клецок (небольших кусочков теста), оши-бурида – легкий суп из лапши, гороха, фасоли и кислого молока. Сиёхалаф (в переводе «черная трава») – суп из одноименной горной травы, который заправляют кислым молоком, а лубиёва – фасолевый суп с пшеницей, мясом и свеклой.


Таджикский хлеб



Лепешки в Таджикистане – всему голова. Без них не происходит ни один прием пищи. Исследования показывают, что каждый житель страны в месяц съедает до 10 килограммов хлеба. Таджики относятся к хлебу с трепетом – его нельзя выбрасывать, резать ножом (можно ломать руками), класть на неподобающие места (пол, низ стола и др. ). Также считается непочтительно класть лепешку и ее куски «лицом» вниз. После трапезы крошки со стола убирают руками и ни в коем случае не выкидывают.


В Таджикистане можно найти несколько видов лепешек: маленькие, большие, слоеные, дрожжевые и пресные. Самые большие лепешки готовят в Раштском районе, Кулябе и Гиссаре. Там они – произведение искусства. Есть и особый душанбинский хлеб из двух видов муки.


Таджикская еда из теста



Одни из самых вкусных блюд таджикской кухни приготовлены из теста или на его основе. Здесь таджикская кухня не сильно отличается от узбекской, казахской или кыргызской. Есть и манту – привычные восточные манты, и лагман – блюдо из жареного мяса с овощами и лапшой.


Но и отличия тоже есть. Например, самбуса. Это пирожки, запеченные в тандыре (глиняной печи). Есть и особенные таджикские пельмени с зеленью – барак-шурпо, и хушаны – манты с мясом и нутом (горохом).


Таджикистан славится блюдом под названием курутоб. Он состоит из свежей слоеной лепешки, разломанной на небольшие кусочки, кислого молока, репчатого лука, помидоров, огурцов и сливочного, льняного или хлопкового масла.


Оши тупа (оши-тупа) – блюдо из гороха, репы, лапши и зелени, а шима – это обжаренное мясо, овощи и лапша.


Таджикские напитки



Национальный напиток Таджикистана – зеленый чай. Его пьют и зимой, и летом. Кстати, зеленый чай создает прохладу в летний зной – он вызывает потоотделение, благодаря которому из организма уходит жар. Черный чай пользуется меньшей популярностью, в основном о нем вспоминают только зимой. Ширчай (ширчо) – чай с молоком, маслом и солью пьют менее охотно, но тоже любят.


Отдельным пунктом идут холодные напитки. Это и шербеты из разных ягод и фруктов с добавлением сахара, и дугоб (дуг), который делают из кислого йогурта и воды. Также таджики любят чолоб – кисломолочный напиток на основе чакки с добавлением мяты, базилика и льда.


Таджикские сладости



Таджикская еда без сладостей – не еда. Здесь их подают не только в качестве десерта, но и перед любым приемом пищи.


Самые распространенные сладости – фрукты и бахчевые (арбуз и дыня). Летом и осенью их едят в свежем виде, зимой – в сушеном.


Есть в Таджикистане и другие десерты: пилита – печенье-хворост, халвайтар (халвоитар) – мучная халва, нишалло (нишолло) – взбитый сахар с белками и мыльным корнем, набат (набот) – желтый кристаллический сахар, сладкие слоеные пирожки и пичак (печак) – домашние конфеты из сахара и муки, также известные как парварда.


Древняя сладость – фатирмаска. Блюдо готовят из небольших кусочков слоеной лепешки (фатира) и топленого масла. Ингредиенты смешивают, формируют круг, делают в нем углубления деревянной ложкой и кладут туда кусочки дыни или винограда. Это еще и очень сытное блюдо.


Ношхафпа – похлебка из кураги (высушенного абрикоса) и муки. Ее готовят для профилактики простуды. Таджикские дети часто притворяются больными, чтобы отведать этот кисловато-сладкий суп.


За тысячу лет традиционные рецепты не претерпели изменений – они передаются из поколения в поколение. Блюда, которые пришли из других кухонь мира, в Таджикистане готовят по-особому – с добавлением своих секретов. Попробовав любое блюдо таджикской кухни, вы обязательно попросите добавку.


Таджикские салаты и овощные блюда



Овощи и зелень присутствуют почти в каждом таджикском блюде. Прямо с огорода гостеприимный таджикский хозяин срывает сочные помидоры, огурцы, редис, ароматную зелень. Перед основным блюдом таджики всегда угощают гостей овощными закусками или салатами из молодого редиса, помидоров, огурцов, редьки, ревеня, зелени укропа, петрушки, райхона, кинзы и т.д.

  • Еда из теста
  • Молочные продукты
  • Напитки
  • Сладости
  • Супы
  • Хлеб

таджикский | люди | Британика

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Студенческий портал
    Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.
  • Спасение Земли
    Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать!
  • SpaceNext50
    Britannica представляет SpaceNext50. От полета на Луну до управления космосом — мы изучаем широкий спектр тем, которые питают наше любопытство к космосу!

Содержание

  • Введение

Краткие факты

  • Факты и сопутствующий контент

Таджикские ремесленники на страже культурного наследия страны

В РЕГИОНЕ, известном своими древними городами, Душанбе, столица Таджикистана, появилась недавно: сто лет назад это была всего лишь пыльная деревня между Самаркандом и Кабулом. Начиная с 1930-х годов, Советы посылали архитекторов, чтобы превратить разбросанные постройки из сырцового кирпича в мегаполис, официальное название которого на протяжении десятилетий будет Сталинабад. Сегодня Душанбе, город с населением около 1 миллиона человек в стране с населением 10 миллионов человек, по-прежнему известен своими широкими бульварами, обрамленными старыми платанами чинар, которые дают тень жителям, совершающим вечерние прогулки во время аномально жаркого лета; за неоклассическую архитектуру в сталинском стиле, как и ее оперный театр, в мотивах которого Санкт-Петербург встречается с Бухарой; и за яркие цвета ослепительной мозаики его зданий — таджикских шахтеров, фермеров, танцоров и ткачей, стилизованных атомов, хлопковых коробочек и мотков ниток.


Видео

CreditCredit…

Трое писателей отправляются на поиски отголосков исчезнувшей культуры — или воскресшей.

Испания : В церквях и улицах страны остатки восьмивекового исламского правления прячутся у всех на виду.

Сингапур : Кухня — это один из немногих способов определить перанаканскую культуру, представляющую собой смесь этнической и расовой идентичности, которую трудно определить.

Таджикистан : В то время как национальная история скрыта за блестящими фасадами, ремесленники со спокойной решимостью придерживаются традиций.


Тем не менее, за последнее десятилетие президент страны Эмомали Рахмон урезал этот Душанбе, чтобы построить новый город, который больше вдохновлен Дубаем: стекло и сталь поднимаются из пыли. Перед лицом редких публичных протестов правительство Рахмона сровняло с землей такие достопримечательности, как Дом крестьян, где в 1929, место первого в стране театра — и снесенные многоквартирные дома, чтобы создать обзор новых зданий, таких как Национальный музей и Национальная библиотека, в которых, как известно, не хватает книг. «Власти просто хотят разрушить память народа», — заявил таджикский писатель Абдукодир Рустам. «Для будущего поколения история начнется с этого времени, как будто ничего не было раньше».

Image

Крепость Калай Муг Теппе в древнем городе Истаравшан, Таджикистан, построенная на месте, где когда-то стояла согдийская крепость, является примером суррогатной исторической архитектуры, построенной в последние годы в стране. …Максим Фосса

Не совсем ничего: большая часть нового искусства и архитектуры Душанбе призвана прославить персидскую империю Ахеменидов, основанную в 550 г. до н.э., которая когда-то простиралась от Эгейского до Аравийского моря и просуществовала до вторжения Александра Македонского в век до н.э. Хотя суннизм здесь является доминирующей ветвью ислама, в остальном Таджикистан имеет тесные культурные и языковые связи с Ираном, в котором преобладают шииты. Большинство таджиков говорят на варианте фарси или других иранских языках, в то время как их северные соседи имеют тюркоязычное большинство. Помимо упоминаний об Ахеменидах, разбросанных по всему городу, династия Рахмона (его сын Рустам Эмомали, мэр Душанбе, как ожидается, займет его место, когда Рахмон, которому 70 лет, умрет или, наконец, уйдет в отставку) обычно изображается как преемник Исламская империя Саманидов (819 г. н.э.)-1005 г.), когда «исторический Таджикистан» раскинулся на территории, которая сегодня является большей частью Ирана, Узбекистана, Туркменистана, Афганистана и Кыргызстана, а его дворы вдохновили персидскую литературу великого блеска. Вся нежелательная история между прошлым и настоящим — монгольские нашествия, тюркские повелители, русская колонизация, советская империя, гражданская война, введение западного капитализма без западноевропейской системы социальной защиты — была исключена.

В первую неделю своего пребывания в Душанбе я отправился посмотреть, пожалуй, на вершину неоперсидской архитектуры страны — Дворец Навруз. Задуманный как крупнейший в мире чайхана , или «чайхана», дворец, построенный в 2015 году, служит эффектной сценой для посещения торговых и дипломатических делегаций. По бокам мраморной лестницы у входа фрески перекликаются с древними рельефами из Персеполя в Иране, дополненными зороастрийским крылатым символом Фаравахара и бородатым императором. Есть также сцены из эпоса XI века «Шахнама», где легендарный царь Джамшид празднует первый Навруз, или «праздник весны». Слова «Национальная идентичность» нарисованы под одной из картин.

Вид на Алайские горы, по пути на север в города Истаравшан и Худжанд. Фото… Максим Фоссат

Внутри официальный гид открывал одну за другой огромные двери в мерцающие залы, настолько огромные, что они выглядели как созданные компьютером изображения на кинематографическом зеленом экране. «Этот крошечный шкаф впечатляет тебя, не так ли?» — спросила она узбекскую пару, когда они ахнули от его масштаба и позировали для селфи. — Но это всего лишь одна маленькая прихожая!

Навруз сочетает в себе грандиозное и хлипкое: 24-каратное золото и блестки, памирский лазурит, штукатурка ДСП и клей. Это тоже не совсем чайхана. Эти чайханы под открытым небом представляют собой интимные места, где встречаются друзья, на рынке или в кварталах под названием 9.0169 махалли — лабиринты из побеленных глинобитных домов с рифлеными крышами и фруктовыми садами за высокими стенами без окон. В каждой махалле есть своя чайхана.

И все же ничто во дворце Навруз не вызывает у махалли чувства связи. «Дворец не предназначен для общественного пользования, — сказал мне Тим Эпкенханс, автор книги «Истоки гражданской войны в Таджикистане» (2016). «Рахмон реконфигурирует город как нечто из Майнкрафта. Эти новые здания — театральные декорации, и они существуют, чтобы быть угрожающими».

Но в залах дворца все еще можно найти великую красоту. В то время как Душанбе 21-го века строится в преднамеренно нечеловеческих масштабах, он по-прежнему создается людьми, а проектировщики и мастера, которые его делают, известные как усто , являются наследниками некоторых из самых богатых и наиболее культурных жителей Центральной Азии. резонансные — ремесленные традиции. Это слово происходит от среднеперсидского ustad , означающего «ученый человек», и относится не только к мастерам-ремесленникам, но и ко всем, кто обладает образцовым мастерством; Социолог Ирна Хофман, изучавшая сельскую экономику Таджикистана, в том числе текстильную промышленность, сказала мне, что хотя хорошего портного можно назвать усто, но и одаренного автослесаря ​​тоже.

Ткач Саидмурод со своей 5-летней внучкой Мархабо дома в долине Каратаг. Фото… Максим Фоссат

Я ПРИЕЗЖАЛ в Таджикистан, чтобы познакомиться с некоторыми из этих ремесленников. Я хотел знать, как они рассказывают свои собственные истории об обычаях и инновациях в стране, историю которой постоянно стирают и переписывают. Что заставляет нас заниматься своим ремеслом, когда их собственная культура выходит за их пределы? Некоторые находят работу, обновляя старые методы для новых покровителей. Другие творят, потому что только это придает смысл их жизни. Но для каждого ремесленника линии соединяют прошлое, с его удалениями и изобретениями, с непредсказуемым будущим.

Таджикистан – беднейшая из 15 бывших советских республик, каждая из которых возникла на руинах империй. С 1920-х годов он формировался как противоборствующими силами советской власти, так и этническим национализмом, вовлеченным в вековую борьбу за создание для себя новой идентичности (которую не так легко объявить фресками). Дебаты о том, какой должна стать страна — некоторые таджики приветствуют блестящую современность нового Душанбе, в то время как другие относятся к ней с подозрением, как и к растущему влиянию Китая в регионе, — отражаются сожалениями о том, что страна мог бы быть , если бы тысячу лет назад все пошло по-другому. Представьте, сказал мне художник Хасан Джумаев, если бы монголы никогда не вторгались: «Мы бы сейчас были Нью-Йорком».

Джумаев, первый усто, которого я разыскал, известен своими виртуозными навыками резьбы по дереву и ганчу , богатому гипсом материалу, который со времен средневековья использовался для создания сложных узоров на внутренних стенах и потолках. Четыре года он работал над стенами огромного зала Дворца Навруз, Гулистона, или «сада цветов». Двести резчиков следовали его планам, используя в основном сибирский кедр.

В Душанбе мемориал 1999 г. Исмоилу Сомони (849-907 гг.), правителю эпохи Саманидов, которую историки-националисты считают золотым веком таджикской истории, с новой Национальной библиотекой позади него. Кредит … Максим Fossat

Он владеет двухкомнатной студией советских времен на улице Омара Хайяма в Душанбе, где небоскребы смотрят вниз на уютные сады и обнесенные стенами лабиринты махалли. Его мастерская была полна некрашеных резных деревянных панно и в золотых рамах абстрактных рельефных картин под названием 9.0169 kundal , форма искусства, которая возникла в 15 веке в Самарканде, чтобы сделать плоские поверхности похожими на трехмерную текстурированную парчу. Джумаев указал на нарисованный им кундал средневекового полимата Авиценны, чей образ стоял в центре звездной вспышки из золота, зеленого и желтого цветов. Вокруг портрета каллиграфически были написаны слова: «Я разгадал все загадки вселенной, кроме Смерти».

65-летний Джумаев впервые прославился в 1984 году своей резьбой по дереву, вдохновленной романом Джека Лондона «Зов предков» (1903) и истории, которые он слышал мальчиком от пастухов в своей маленькой горной деревне к северу от Душанбе. «Они рассказали мне о волках, которых видели на охоте, — сказал он. «А когда я спал, мне приснился орел, преследующий лису, которая гонится за птицей». Джумаев указал на центр панели. «Только здесь птица может выкормить своих птенцов. Святилище всегда неуловимо».

Произведение произвело фурор. Российские наблюдатели восприняли это как критику советской власти. Некоторых мусульман оскорбляли его зооморфные мотивы. «Мне угрожали, — сказал он. «Глубоко верующие сказали, что это богохульство. Политически настроенные говорили, что меня посадят в тюрьму. Меня так критиковали, что я чуть не сдался». В конце концов он решил уничтожить произведение, но затем уважаемый в обществе художник назвал его шедевром, сделав свою карьеру.

Дворец Навруз, рядом с искусственным озером. Кредит… Максим Фоссат

Работа Джумаева включает в себя светящуюся 46-футовую стену с резьбой по ганчу в Исмаилитском центре Торонто с 99 именами Аллаха, выполненными в драгоценных камнях художником Миназом. Нанджи и панели из ганча в чайхане Истаравшан в Душанбе, построенной в конце 1980-х годов и являющейся одним из самых красивых мест в городе. Но, несмотря на свою известность, Джумаев пока не смог найти ученика, который хотел бы научиться, скажем, сочетать цвета в кундале. «Сегодня студенты могут думать только о деньгах, — сказал он мне. «Они сосредотачиваются на одном орнаменте, и то, что они создают, как-то не так».

Это молодое поколение было ограблено, сказал он. В детстве у них были смартфоны и интернет вместо мудрости сказок. «Я все еще жду возможности научить подходящего ученика», — сказал он. «И вообще, что такое жизнь? Только надежда.»

ЗАДОЛГО ДО Интернета художественным традициям Центральной Азии угрожали другие силы. Советы с подозрением относились к любому намеку на индивидуальность; некоторых дизайнеров посадили за «несанкционированную деятельность». После распада СССР в 1991 году новые границы привели к разрыву связей между ремесленниками. Советы никогда не предполагали, что границы, которые они начертили, разделят независимые государства, и расплывчатость этих линий может привести сегодня к хаосу, иногда приводя к столкновениям со смертельным исходом (в сентябре этого года более сотни человек погибли в Баткене, где Кыргызстан и Таджикистан встречаются — почти половина 600-мильной границы еще полностью не определена). Сельским жителям часто приходится пересекать международные границы, чтобы посещать школу, посещать мечети своих предков, хоронить умерших или даже набирать воду. Этнические анклавы внутри государств других национальных этнических групп — кыргызов внутри Таджикистана, узбеков внутри Кыргызстана, таджиков внутри Узбекистана — заставили местных жителей прозвать эти пространства границами «шахматной доски». Границы Центральной Азии «не имеют никакого смысла ни географического, ни экономического, ни этнического», как однажды написал французский политолог Оливье Руа. Для таджиков, пожалуй, худшим примером капризной советской демаркации было решение о присоединении Бухары и Самарканда, большинство населения которых говорило на персидском языке, к Советской Социалистической Республике Узбекистан в 1919 г.24. Таджики десятилетиями были в ярости из-за этого разделения, а один историк сравнил Таджикистан без Самарканда и Бухары с «Францией без Парижа».

Мозаика советских времен на хрущевке на окраине Душанбе. Многие такие фрески все еще существуют в столице, хотя другие здания времен Советского Союза были снесены. Кредит … Максим Фоссат

Я решил отправиться из Душанбе в юго-западную провинцию Хатлон, которая граничит с Афганистаном: несколько из Здесь находятся лучшие исторические памятники Таджикистана, такие как Тахти-Сангин с руинами третьего века до нашей эры. монументальный эллинистический храм, посвященный реке Оксус, ныне называемой Амударьей, и остатки религиозного комплекса, где археологи обнаружили то, что сейчас является крупнейшим сохранившимся древним Буддой в Центральной Азии в 1960-е годы.

Но мало какие регионы в Центральной Азии пострадали так сильно, как Хатлонская область за последнее столетие. Здесь повстанцы держались против советских революционеров до 1920-х годов, и здесь произошли одни из самых страшных злодеяний гражданской войны 1992–1997 годов. Историк Парвиз Муллоджонов, чья новая книга «История гражданской войны в Таджикистане», которая выйдет в этом месяце, станет первым всесторонним отчетом о конфликте, в результате которого погибло от 50 000 до 100 000 человек (оценки потерь — это лишь некоторые из фактов). оспаривается), пишет, что война началась с протестов тех, кто был отстранен от власти и угнетен в советское время: региональных элит, религиозных групп и интеллектуалов, мечтавших о создании демократии по типу балтийских. Многие из них надеялись на возвращение к золотому веку таджикской истории, как его видят историки-националисты: империи Саманидов. Вместо этого произошло то, что, по словам полевого командира, которого цитировали в 1993 Доклад Хьюман Райтс Вотч/Хельсинки, была братоубийственная война, которая велась «без правил и без раненых, одни трупы». В том же году два самых видных полевых командира страны убили друг друга в перестрелке, а Рахмон, который уже был главой государства, стал президентом в 1994 году после выборов, отмеченных «мошенничеством и запугиванием», по данным Госдепартамента США. Политические деятели и журналисты были убиты, а оппозиция была исключена из правительства. Рахмону потребовалось еще десятилетие, чтобы избавиться от сети независимых полевых командиров по всей стране и по-настоящему укрепить власть.

Новая площадь Истиклол (Независимости) и монумент, открывшиеся в этом году. Кредит… Максим Фоссат

Во время гражданской войны между общинами, жившими бок о бок на протяжении поколений, внезапно разгорелось сильное кровопролитие — южане против северян, потомков горцев, вынужденных мигрировать в колхозы, по сравнению с теми, кто уже проживает на равнинах. Джон Хизершоу, автор книги «Диктаторы без границ: власть и деньги в Центральной Азии» (2017 г.), сказал мне, что в Таджикистане не было никакого национального примирения. Хотя 27 июня теперь известно как День национального единства, многие таджики не считают его поводом для празднования. Когда Хизершоу спросил своих таджикских друзей, почему, они ответили ему: «Война была раздором между братьями — мы ничего не хотим помнить».

Серый дым застилал горизонт на моем пути через Хатлон; шины горели у зеленого пласта, где медлительная река Вахш текла на юг через болота, направляясь к слиянию с Пянджем на южной границе страны и превращению в Амударью. Во время гражданской войны десятки тысяч отчаявшихся людей перешли эту реку вброд и перешли в Афганистан. Таджикистан, напротив, принял очень мало афганских беженцев после того, как талибы вернули себе власть в 2021 году, и многие из тех, кто все же прибыл в страну, быстро уехали. В последнее время сотни афганских беженцев были репатриированы независимо от того, будут ли они наказаны талибами или нет.

Когда я слушал, как шасси автомобиля гремит, как гвоздь, застрявший в мельнице для специй, я задавался вопросом, что произойдет, если он сломается. Впереди к горизонту тянулись линии электропередач и дороги; сзади вид был тот же. Никаких деревень. Нет людей. Никаких животных. Только камни и песок.

Стена из ганча , вырезанная художником Хасаном Джумаевым внутри чайханы Истаравшан, построенной в Душанбе в конце 1980-х годов. Фото… Максим Фоссат

«Ты боишься?» — спросил водитель. «По крайней мере, здесь есть движение! Вы должны увидеть, каково это — застрять в горах. Иногда машины не проезжают целыми днями. Пусть упадет всего один камень, и вы окажетесь там, где находитесь. Нет выхода.»

Мы проехали мимо заброшенных заправок, в том числе одной с банкоматом. который был вытащен из стены. На холме над воротами кладбища был прибит череп мархурского козла. Мой водитель сказал мне, что поблизости родился поэт Руми. Время от времени появлялись сверкающие драгоценными камнями оазисы, сквозь дымку виднелись деревья и водоемы сияющих цветов. На одной из придорожных остановок блестящее белое свадебное платье продавалось вместе с мешками с цементом.

«Вода — источник жизни», — гласил плакат на воротах над дорогой к Чилучор Чашме, или Сорок четырем источникам. Местные жители верят, что у этих вод находится могила святого, и сюда ежедневно приезжают паломники. Внутри ворот пустынные дюны катились от горизонта к горизонту, но Сорок четыре источника протекали среди пышной зелени, плескаясь у корней старых деревьев и молодых цветов. На одном берегу стояли пластиковые бутылки, ожидая, пока верующие наполнят их водой, которую они считали священной. Над ручьем нас поманил старик. Его звали Хакберды, и он рассказывал о целебных свойствах воды, которая, как он утверждал, могла вылечить любую болезнь от головы до сердца. Согласно легенде, любой, кто съест здесь рыбу, умрет, поэтому воды были густы от серебристых тел.

Центральный зал Душанбинского рынка Мехрегон, строительство которого было завершено в 2014 году. Многие торговцы были вынуждены переехать сюда после того, как некоторые из старых городских рынков, такие как Шохмансур, были снесены. Кредит… Максим Фоссат

Родился Хакберды в 1937 году, но даже он не знал ни одного усто поблизости. Гражданская война выселила в этом регионе семьи, многие из которых оказались здесь в первую очередь потому, что их родственники были переселены в ходе массовых депортаций с севера, начиная с 1930-х годов. Воздействие жары и загрязненная питьевая вода убили многих поселенцев, которых заставили выращивать хлопок. «Мою семью отправили сюда из Айни, в горы. Когда мне было 10 лет, оба моих родителя умерли», — сказал он. «Я сирота».

ДИРЕКТОР Душанбинского этнографического музея рассказала мне, что в стране осталось очень мало мастеров-ткачей, хотя она знала одного, человека, который строил свои собственные ткацкие станки и умел ткать ткань по старинке. Его звали Саидмурод, и жил он в отдаленном селе к западу от Душанбе, в Каратагской долине. Я отправился в ущелье, где можно было найти Саидмурода.

В конце 19 века немецкий путешественник в Бухаре зафиксировал 96 красильных мастерских под Самаркандом и 270 в Ферганской долине, где сходятся границы современных Таджикистана, Узбекистана и Киргизии. Однако, когда к власти пришел Советский Союз, кооперативы красильщиков почти вымерли. Гильдии были распущены, а мощением улиц занялись ремесленники. После обретения независимости в 19В 91 году Узбекистан начал возрождать свою собственную ткацкую традицию за счет экономических стимулов и партнерства с такими организациями, как ЮНЕСКО и Британский совет. Таджикистан, однако, не добился такого же успеха. Знаменитый текстильный комбинат Душанбе — город в городе, в котором когда-то работало несколько тысяч ткачей, — пострадал во время гражданской войны, его станки впоследствии были проданы на металлолом.

Таджики в Душанбе 9 сентября 2022 года, в день, когда страна праздновала независимость после распада Советского Союза. Фото… Максим Фоссат 901:22 Мы миновали небольшую хлопкоочистительную фабрику, куда люди относили старые матрацы, чтобы вернуть их к жизни, прежде чем свернуть с главной дороги на узкую тропу, которая шла вдоль небольших каналов, обсаженных платанами и ивами. В конце концов, мы остановились в деревне, где пастух направил нас к усадьбе, где жил ткач со своими детьми и их семьями. При подготовке к свадьбе под смоковницей только что зарезали быка; кровь потемнела на корявых корнях. Саидмурод пригласил нас сесть на помост в своем внутреннем дворе, в тени гранатовых деревьев и виноградных лоз, и рассказал нам о своих тканях, таких как атласная ткань, атласного переплетения, с шелковой основой и утком, которые шила его мать. научил его делать. Его дизайн и цвета могут иметь бесконечные вариации, от разноцветных полос до узоров икат, которые популярны для одежды. Он передал мне рулон неокрашенной ткани цвета слоновой кости с прожилками индиго, последний, что он соткал. У него был перламутровый блеск раковины устрицы. Однако в наши дни большая часть ткани, продаваемой в Таджикистане, поступает с фабрик, расположенных за границей с Китаем. Большинство подушек на помосте Саидмурода тоже.

До того, как промышленные красители получили широкое распространение, цветы и растения перемалывали в красители. Кожура грецкого ореха может создать ярко-зеленый цвет; растение под названием hiri насыщенно-желтого цвета. 84-летний Саидмурод сказал, что особый черный оттенок, сделанный из травы под названием zabonigov , или «коровий язык», был его любимым, «потому что у него так много возможностей. Вы ничего не можете сделать, не используя черный цвет».

Мастер по расческе Карим Саидов показывает, где он хранит ящик для инструментов, унаследованный от отца, в своей мастерской в ​​Истаравшане. Фото… Максим Фоссат

Когда Саидмурод был мальчиком, ткацкие семьи наполняли долину. «Когда-то вы подгоняли ткань под человека», — сказал он. «Ты думал о том, кто они такие, и только после этого садился за свой ткацкий станок». Сегодня он один, его ручной ткацкий станок с восемью жгутами стоит в разобранном виде на чердаке дома одного из его внуков — единственного члена семьи, который умел ткать в совершенстве. Но внук вместе с отцом и дядями выучился на электрика, чтобы работать в России. Саидмурод не ностальгировал; он сам хотел быть инженером. Он гордился своим внуком за то, что он поднялся в свете.

НА КРУТОЙ дороге, ведущей на север к древним городам Ферганской долины, небо закрывали зеленые горы, а в воздухе пахло дизелем и диким укропом. Незадолго до того, как мы въехали в Шахристонский туннель длиной 3 1/4 мили, который китайская строительная компания построила в 2012 году, бульдозер медленно пятился к пропасти. Ущелье лежало на глубине более 9000 футов, и вдоль дороги не было ограждений.

Жилой дом советской постройки в Душанбе. Слева портрет Эмомали Рахмона, президента Таджикистана. Фото… Максим Фоссат 901:22 На другой стороне туннеля мы остановились в Шахристоне. Здесь стоит разрушенная цитадель, часть сети укреплений восьмого века, построенных согдийцами, ираноязычным населением, чьи потомки до сих пор населяют Таджикистан, чтобы защитить себя от арабских захватчиков и других бродячих банд налетчиков. Согдийские торговые сети когда-то простирались от Самарканда до древнего Китая и Индии. Советские археологи раскопали в этом районе фрески (сейчас находятся в Эрмитаже в Санкт-Петербурге и Национальном музее в Душанбе), изображающие сцены из басен Эзопа. На других картинах изображены охотники, героические сказки и праздники урожая.

По всей стране таджикское государство строит копии крепостей той же эпохи: миниатюрные крепости в ожидании призрачных армий. Большинство из них — туристические глупости или служат фоном для свадеб и — в одном случае — для страусиной фермы.

Менее чем в часе езды от согдийских руин находился Истаравшан, известный своими многочисленными средневековыми мечетями. На огромном городском рынке до сих пор работал один усто: Карим Саидов, специализирующийся на вырезании гребней. Двор его родового дома, в глубине махаллинского района, представлял собой тихое место, составленное из строгих геометрических фигур — дерево, цветущий виноград на стенах, сушилка для винограда, старый колодец. «Запахи и чувства 19го века здесь», — сказал 56-летний Саидов. Он взял внука и поцеловал его. «Вы никогда не узнаете, что Интернет был изобретен».

Еще один вид на дворец Навруз. Фото… Максим Фоссат

Саидов изучал виноделие в Ташкенте, но как только он закончил учебу, Советский Союз распался. Государственный винодельческий завод Таджикистана, основанный при царях, тоже закрылся. Поэтому он вернулся к изготовлению гребней. «Когда я был мальчиком, расчески платили за мою жизнь», — сказал он. Советская власть никогда не закрывала эти мастерские: и контрреволюционерам-капиталистам, и рабочим-героям-пролетариатам нужно было причесываться. «Мой дядя делал по 10 гребней в день и за каждый получал по рублю, — продолжал он. «Мы чувствовали себя такими богатыми! Иногда я все еще нахожу эти гребни на рынке. Я сразу узнаю работу нашей семьи. Когда я рос, в Истаравшане было 12 гребенщиков. Но после 19В 91-м, когда в нашу страну хлынула река пластика, все остальные цеха закрылись».

Он просыпается каждое утро в 4 утра, чтобы нарезать несколько кусочков. «Каждый год я выбираю ствол (ни ветки, ни корни) большого дерева, абрикоса или грецкого ореха, которое жители деревни выбрали для рубки. Когда я нарезаю его, я должен работать быстро. Если ждать дольше трех дней, древесина портится», — сказал он. «Я разбрасываю кусочки, чтобы они высохли на солнце в течение нескольких дней, а затем выдерживаю кусочки в течение 14 лет. Посмотрите, какие они твердые!»

Саидов с силой стукнул двумя гребнями друг о друга, а затем покрутил один на ладони. Удары не оставили следов. Абрикосовая древесина, в частности, обладала богатым блеском, мягко отражавшим свет.

ЗА ИСТАРАВШАНОМ РАСПОЛОЖЕН Худжанд, город, которому около 2500 лет. Это была моя последняя остановка в Таджикистане, и в то утро, когда я уезжал, толпы людей толпились вокруг новой цитадели с фальшивыми зубцами, построенной два десятилетия назад на руинах когда-то стоявшей здесь крепости. На базаре у тротуара продавалась история города — старинные монеты, самовары, велосипед «Урал», катушки для спиннинга и карманные часы.

Туркестанские горы в Согдийской области на северо-западе Таджикистана. Фото… Максим Фоссат

Тонкий мост тянется длинной дугой в сторону Канибадом-Патар, одного из контрольно-пропускных пунктов между Узбекистаном и Таджикистаном. Мы проехали через старые абрикосовые рощи. За фонтаном, оставленным сухим в пустом дворе отеля, несколько тессер блестели на автобусной остановке советских времен; было невозможно сказать, какой была бы первоначальная мозаика. Затем мы выезжаем на участок дороги, где в 2021 году произошли столкновения между таджиками и кыргызами у заправочной станции после того, как заправочная станция сгорела.