Вечное лето вечное равноденствие многие животные обитают на деревьях в природной зоне: Урок по географии для 7 класса по теме «Природные зоны Африки»

Урок по географии для 7 класса по теме «Природные зоны Африки»

География 7  класс

Урок № 20

Тема урока:  Природные зоны Африки

 

Цели урока:

Образовательные — закрепить понятие «природные зоны», показать разнообразие природных зон Африки, их зависимость от климата, показать особенности природы экваториальных лесов, саванн и пустынь, дать характеристику климата, почв этих зон, влияние человека на природу.

Развивающие — продолжить формирование познавательной активности учащихся, умения самостоятельно добывать знания, расширить кругозор детей, формирование умений работать с картой, анализировать, делать выводы, составлять компьютерные презентации.

Воспитательные — воспитывать чувство ответственности, заинтересованное отношение к учёбе

Тип урока:       Урок усвоения новых знаний

 

Методы обучения:

1) по источникам знаний

    Словесные (работа с дополнительной литературой)

    Наглядные (компьютерная презентация)

    Практические (создание опорного конспекта, заполнение таблицы)

2) по характеру познавательной деятельности — частично-поисковый, практический

Ведущие понятия: природная зона, гилеи – влажные экваториальные леса Африки, саванна, пустыни.

Результаты работы: создание опорного конспекта, использование новых слов, понятий в ходе изложения полученных материалов.

Оборудование:  карта “Природные зоны Африки”, учебник и атлас “География материков и океанов” 7 класс, компьютер

Подготовительный этап: До проведения урока учитель, вместе с учениками, определяет состав групп, которые подбирают материал о природных зонах и  готовят отчёт в виде презентации о своей работе

Ход урока

 

1.    Организационный момент. Приветствие.

“Пусть каждый день и каждый час нам новое добудет!” эти слова будут девизом нашего урока

Учитель. Каждый человек рождён мечтателем и путешественником.

Сегодня нас вновь позвала за собой Африка! Этот необычайно интересный и удивительный материк.  Сегодня мы с вами совершим виртуальное путешествие по природным зонам Африки, узнаем о растительности, животных этого материка.

2. Актуализация знаний:

Но прежде чем отправиться в путешествие, давайте вспомним

Что называется природной зоной? (ПЗ — это крупный ПК, обладающий общими температурными условиями, увлажнением, почвами, растительным и животным миром)

 По карте «Природные зоны» определите в каких природных зонах расположен этот материк, по каким  ПЗ нам с вами предстоит совершить путешествие? (Африка расположена в зоне экваториальных лесов, саванн, пустынь, жестколистных лесов)

 

Если проанализировать размещение ПЗ на материке, то вы увидите, что ПЗ изменяются от экватора к северу и югу. Как называется закон, по которому происходит смена климата, ПЗ от экватора к полюсам? (закон широтной зональности)

Какая закономерность выделяется в размещении ПЗ (широтная зональность, т.е. смена природных зон, происходит от экватора к полюсам. Зависит от соотношения тепла и влаги)

 

Как получили своё название природные зоны?  (названия природные зоны получили по характеру растительности)

Перечислите природные компоненты в составе природного комплекса (природные компоненты: растительность, животные, рельеф и горные породы, климат, воды, почва)

Какими картами будете пользоваться на уроке, исследуя природные зоны, изучая природные компоненты?

Учащиеся работают с картой, дают ответы на вопросы учителя).

 

3  Выступление групп по проделанной работе.

А сейчас мы отправляемся в  путешествие по природным зонам  Африки, которые занимают наибольшую площадь на материке. Провести мне его помогут сегодня мои помощники, которые собрали и исследовали материал о ПЗ, и составили отчёт о своей работе в виде презентаций. Вы внимательно слушаете их отчёт и кратко заполняете таблицу, которую мы вычертили на пошлом уроке. В конце урока я выборочно возьму тетради для проверки.

     ( Во время каждого выступления группы показывается слайд- шоу о природной зоне, чтобы создать    зрительный образ у учащихся)

Таблица «Природные зоны Африки»

Название ПЗ

ГП

Климат (температура,

осадки

Растения

Животные

Особенность

Влажные экваториальные леса

 

 

 

 

 

саванна

 

 

 

 

 

пустыня

 

 

 

 

 

Жёстколистные вечнозелёные леса и кустарники

 

 

 

 

 

 

А начнём  мы с вами наше путешествие с влажных экваториальных лесов.

Слово группе, которая занималась изучением влажных экваториальных лесов Африки.  С  отчетом о проделанной работе (см приложение №1)

 Вывод: учитель. Мы с вами побывали в необычном лесу. Необычны для нас такие громадные деревья, животные, природные явления, где царствует вечное лето, вечное равноденствие. Эти леса являются родиной ценных пород деревьев, которые вырубаются в большом количестве и вывозятся за пределы материка. Поэтому необходимо проводить мероприятия по сохранению этих лесов, которые являются «зелёными лёгкими» для нашей планеты.

Учитель. Стоя спиной к зловещей, чёрной стене леса, от которой до вас ещё будут доноситься удушливые испарения, вы в первый раз выпрямитесь во весь рост, и будете вдыхать полной грудью здоровый воздух САВАННЫ и жадно вглядываться вдаль. Мы с вами продолжим наше путешествие,  и следующей ПЗ будет саванна. Вам слово исследователи.

 Слово группе, которая изучала саванны Африки (см. приложение №2)

(выступление группы с отчетом о проделанной работе)

 Вывод: учитель  Мы с вами увидели, что саванна и экваториальные леса это два различных мира. Саванна это открытое пространство, где много света. Мы узнали много интересного о растениях, животных этой зоны. Но и здесь природа изменена человеком. Площадь саванн сокращается, увеличивается площадь пустынь.

Учитель. Самая  большая пустыня на земле? (Сахара) и следующей ПЗ, в которой мы побываем  эта зона пустынь. Вам слово исследователи.

 Слово группе, которая изучала зону пустынь Африки (см. приложение №3)

    (выступление группы с отчетом о проделанной работе)

 Вывод: учитель.  Много интересного мы узнали и о этой зоне, о удивительных растениях, которые растут в пустыне, о стреляющих камнях и для этой ПЗ тоже характерны экологические проблемы.

Учитель. Вот и закончилось наше виртуальное путешествие. Группы  собрали интересный материал о природных зонах Африки! Мы увидели, что растительный и животный мир Африки разнообразен и удивителен. Работу групп я оцениваю сегодня высокой оценкой «отлично»

Учитель. Что нового вы узнали во время нашего путешествия?

(Учащиеся отвечают,  какие новые слова узнали, что было интересного на уроке)

4. Закрепление:

 А сейчас мы проверим, как вы усвоили материал. Для этого выполним следующие задания.

  Игра «да» — «нет»

«Да»        «Нет»

1.    В Африке есть деревья, имеющие корни до 4м в высоту

2.    Банан это многолетняя трава

3.    В экваториальных лесах самый чистый и влажный воздух

4.    В Африке растёт слоновая трава высотой 3 м

5.    Сахара это бескрайние просторы, покрытые песком

6.    Во влажных экваториальных лесах даже днём царит полумрак

7.    В саваннах не встретишь деревьев, одна травянистая растительность

8.    Баобаб не горит в огне

9.    В Сахаре годами не бывает дождя, а если и случается, то капли высыхают, не достигнув земли

10.    В Сахаре можно встретить «стреляющие камни», которые лопаются от перегрева на солнце

11.    В пустынях человек страдает не столько от жары, сколько от холода

12.    Самум название племени, проживающего в зоне пустынь

 

    Все ли успели заполнить таблицу?

    5. Домашнее задание:  На дом  §28, 29 прочитать, составить в таблице характеристику жёстколистных вечнозелёных лесов и кустарников по картам атласа

 

Приложение №1

Руководитель:  Наша гр. занималась изучением ПЗ влажных экваториальных лесов, мы исследовали ГП, климатические особенности, характер почвенного покрова, растительности, животного мира, рассмотрели экологические проблемы. И сейчас каждый участник экспедиции отчитается о своей работе.

Влажные экваториальные леса находятся в центральной части материка. Они расположены в бассейне реки Конго и на побережье Гвинейского залива. ( ответ по карте)

Я изучал  климатические особенности. Даже днем в этом лесу царит полумрак. Экваториальный лес – это царство вечного лета, весь  год температуры держатся  выше+25° С. К полудню набегают тучи, раздаются раскаты грома, сплошной стеной льет дождь. За год выпадает от 1000-2000мм осадков. Это особенности экваториального климата

Почвовед: Я исследовал почвенный покров. Почвы имеют цвет ржавчины, они называются красно- желтые ферраллитные, содержат много железа и алюминия. Почвы не плодородны, в — первых, идёт сильный промыв, а во-вторых, быстрый процесс разложения опада. Эти питательные вещества сразу поглощаются растениями, не накапливаются

В этом лесу даже днём царит полумрак. Экваториальные леса многоярусны: верхний ярус составляют деревья высотой до 50 метров. Они имеют дисковидные корни — подпорки высотой в 4 метра. Стволы настолько толстые, что их не смогут обхватить даже 6 человек. Это гигантские фикусы, сейба. Это светолюбивые растения и растут они не слишком густо. Различные пальмы составляют средний ярус. Они имеют высоту 20-30м, кроны их соприкасаются между собой, образуя плотный навес.  В нижнем ярусе растут деревья высотой 10- 15м: каучуконосы, красное дерево, папоротники. Деревья покрыты эпифитами и обвиты лианами. Лианы делают лес практически непроходимым. Под пологом леса растут различные кустарники, бананы – многолетняя трава, которая вырастает за 10 месяцев в высоту 7-8 метров. Стволы деревьев покрыты эпифитами мхами и лишайниками. Они не связаны с почвой, питание получают из воздуха, атмосферных осадков, отмерших листьев. Экваториальные леса вечнозелёные, т.к. они не сбрасывают листья сразу, а постепенно.

Много животных обитает на деревьях, где сосредоточена вся зелень, много цветов, плодов, семян. Это многочисленные птицы, насекомые, обезьяны. В непроходимых местах сохранились гориллы. В нижнем ярусе, к наземным обитателям относятся кистеухие свиньи, африканский оленёк, окапи (родственник жирафа). У водоёмов встречаются карликовые бегемоты (ростом до 80 см). В почве водятся змеи, ящерицы, муравьи. Обитает муха цеце, её укусы вызывают гибель скота, а у человека сонную болезнь. Крупных хищников нет. Самый крупный леопард. Во всех ярусах обитают муравьи.

Особенности экваториального леса: многоярусен; непроходим; в нём темно, влажно, душно; там царствует вечное лето, вечное равноденствие, много насекомых, деревья обвиты лианами, покрыты мхом.

Влажные экваториальные леса  это «лёгкие планеты» и вырубка лесов может привести к росту углекислого газа. Через 40 лет температура может повыситься на несколько градусов. Начнут таять ледники, повысится уровень Мирового океана. Лес сдерживает наступление пустынь, играет роль хранителя почв, сдерживающих наступление пустынь. Каждый год в мире уничтожается 11 млн. га. Уже сейчас в странах Африки создаются национальные парки с целью сохранения экваториальных лесов.

 

Приложение №2

    Саванна происходит от испанского «сабана», что значит «дикая первобытная равнина».

По внешнему виду – это высокотравная степь. Словно подкова огибает африканский дождевой лес.

Климат субэкваториальный. Летом господствуют экваториальные воздушные массы, зимой тропические. Температура зимой +16º, летом +28º, осадки выпадают по сезонам: летом много, зимой мало, редко. Выражено два сезонна.

В саваннах преобладают красно- бурые почвы. Их цвет определяется количеством железа в почве. Население активно использует эти Земли, т.к. они очень плодородны.

Основа растительности травяной покров, местами до 3м высоты. Среди  этого моря трав возвышаются огромные баобабы, акации. Растения приспособлены к засушливому климату: у многих листья мелкие (или сбрасывают на этот период), стебель толстый, в нём накапливается запас влаги, у многих листья видоизменены и превращены в колючки.

В саванне обитают разнообразные крупные животные: антилопы, зебры, слоны, жирафы, буйволы, носороги, по берегам рек встречаются бегемоты. Огромное количество животных объясняется изобилием разнообразной пищи. Много хищников: гепарды, львы, шакалы, гиены, крокодилы. Много птиц: страус, птица марабу, которая обитает только в Африке, птица — секретарь с длинными  как у журавля, ногами. Много термитов. Когда наступает сухой сезон, некоторые животные впадают в спячку, укрываются в норах или откочёвывают во влажные места, многие имеют защитную окраску

Особенности саванн: 2  сезона (сухой и влажный), много животных, это открытое пространство, условия благоприятны для выращивания культур (маниока, батата, арахиса и др.)

Природа изменена человеком. Здесь находятся громадные площади распаханных земель и пастбищ. Неправильное ведение сельского хозяйства (выжигание, вырубка деревьев, выпас скота) способствуют тому, что саванна уступает место пустыням. Потери сельхоз земель приводит к гибели скота и посевов,  к голоду людей. Для этого в Сахаре создаётся широкая лесная полоса длиной 1500км, который защитит саванну от сухих ветров пустыни.

 

Приложение №3

Руководитель: Наша группа занималась изучением  ПЗ пустыни. Пустыня – это засушливый район с продолжительными периодами жары и засухи или отсутствием атмосферных осадков. На материке пустыни занимают область тропических широт: это пустыня Сахара, Намиб, Калахари. Мы исследовали Климат этой зоны, растительность, животный мир. Слово климатологу.

Климатолог:  Климатический пояс, в котором находится зона пустынь – тропический, высокая температура воздуха местами до +58ºС. Температура летом +32ºС, зимой +16ºС.Осадки выпадают редко: В Сахаре до 100мм, в Калахари до 500мм в виде росы. Воздух очень сухой, дождей не бывает по несколько лет, а если и случаются, то капли высыхают, не достигнув земли.

 Представьте относительно прохладное утро в Сахаре и огромный огненный шар солнца, поднимающийся над пустыней. Поднимается солнце и раскаляется все вокруг. Воздух горячий как из раскаленной печи. Он настолько сухой, что обжигает губы,  и они тут же трескаются. Жар песка выдерживают только  мозолистые ноги верблюдов. Великий и властный хозяин пустыни – ветер. Ветер может принести пыльные бури, а может устроить песчаный вихрь – самум. Ночь в пустыне не приносит облегчения. Человек здесь больше страдает от холода, нежели от жары. Столбик термометра может ночью опускаться  до — 18° С. В полдень можно слышать громкий треск. Это от перепадов температур трескаются камни.

Почвовед: Сахара  – самая большая пустыня мира. Я занимался изучением характера поверхности в этой зоне. Песчаная поверхность занимает лишь малую площадь. В основном это равнины, покрытые камнем и щебнем. Почвы  неплодородные. Встречаются солончаки и солонцы. Еще одна пустыня Африки – Намиб. Большую часть пустыни занимают песчаные дюны.  Они могут быть высотой до 300 метров. Цвет меняется от бело – желтого до красного в зависимости от содержания в песке окислов железа. Сейчас поверхностных   вод в пустыне почти нет, источником водоснабжения являются подземные воды. Сухие русла рек, называют вади.  Наиболее богаты подземной водой песчаные пустыни. Наиболее крупные оазисы  образуются около артезианских колодцев

Ботаник: Растительность  Сахары чрезвычайно скудная, а местами её нет совсем. Кое- где растут отдельные пучки трав и колючие кустарники это верблюжья колючка, саксаул. Эти растения имеют очень длинные корни или колючки вместо листьев. Только в оазисах развивается богатая растительность, растёт финиковая пальма. Она даёт пищу, строительный материал.  У некоторых жителей пустынь финики заменяют деньги. Финики можно назвать «хлебом пустыни», их едят сырыми, жаренными, варёнными, вяленными. Из листьев плетут корзины, а из волокна получают верёвки, даже рыбу в оазисах ловят на финики.

 В пустыне Намиб растёт удивительное растение вельвичия. Это дерево, оно имеет ствол до 1м в диаметре, от которого отходят два плотных кожистых листа длиной до 3 м. Листья сохраняются на всей жизни растения более 100 лет. Со временем листья расщепляются, образуя длинные ленты, за что вельвичию называют осьминогом пустыни.

Зоолог: Я изучал животный мир пустыни. Повсеместно распространены лисица фенёк, антилопы, которые в поисках пищи и воды могут пробегать большие расстояния, верблюды. Много пресмыкающихся: змей, черепах, ящериц ведущих в основном ночной образ жизни, так как они днём скрываются в норах, они могут долго обходиться без воды. Их хищников встречаются гиены, шакалы.

Эколог: В настоящее время  через Сахару проложены асфальтированные дороги, в местах добычи полезных ископаемых возникли новые города и поселки, возросло количество населения, занимающегося сельским хозяйством. Но эти по существу своему позитивные процессы в условиях крайне уязвимой природы Сахары повлекли за собой и нежелательные явления. В настоящее время площади пустынь в северной части Африки увеличиваются. Наблюдаемый процесс наступления пустыни на юг, в сторону саванн, идет очень быстро. Вытаптывание почвы скотом, выжигание и вырубание кустарниковой и древесной растительности по границе пустыни способствуют разрушению почвенного покрова, развеванию песков и высыханию водоемов.

По некоторым данным, Сахара продвигается на юг со скоростью примерно 1 км в год.

 

Приложение №4

Задание для 1 группы

Дорогие ребята!

Африка красивый и загадочный материк. Какая же она, Африка? Вам необычайно повезло – т.к. именно вам выпала честь исследовать природную зону влажных экваториальных лесов!

 Хотелось бы дать ряд ценных советов, которые помогут в работе вашей экспедиции.

 1. Распределите обязанности в группе. Каждый участник группы готовит подробный рассказ по одному из пунктов. 1-й ученик по географическому положению,   и  по климату  2-й по почвам, и по растительности, 3-й по животному миру,  и характеризует экологические проблемы данной зоны,  4-й особенности влажных экваториальных лесов. 

Капитаны отвечают за подготовку группы

1-й Определите по карте «Природные зоны Африки», где располагаются влажные вечнозеленые леса?     Покажите на карте. Определите по климатической карте Африки  климатические условия этой природной зоны? (определите климатический пояс, температуру зимой и летом, количество осадков, и их режим, особенности климата)

2-й.  По почвенной карте определите тип почв в экваториальном лесу. Почему почвы не плодородные. Используя текст учебника на стр. 123-124 и дополнительный материал «Влажный экваториальный лес» определите какие растения произрастают в этих лесах?

3-й  Используя текст учебника и дополнительный материал «Коллаж животные Африки» определите какие виды животных  обитают в этих лесах? Назовите главные особенности этого леса

4-й. К чему может привести вырубка экваториального леса? Используйте  дополнительный материал

Капитану и дружному экипажу желаю удачи

 

Задания для второй группы

Дорогие ребята!

Африка красивый и загадочный материк. Какая же она, Африка? Вам необычайно повезло — т.к. именно вам выпала честь исследовать природную зону саванн.

     Хотелось бы дать ряд ценных советов, которые помогут в работе вашей экспедиции.

1.    Распределите обязанности в группе. Каждый участник группы готовит подробный рассказ по одному из пунктов: 1-й ученик по географическому положению и  по климату, 2-й по почвам и по растительности, 3-й по животному миру и характеризует экологические проблемы данной местности, 4-й определяет особенности данной природной зоны саванн.

Капитаны отвечают за подготовку группы

Задания

1-й.  Определите по карте «Природные зоны Африки», где располагаются саванны. Покажите их на карте. Что называется саванной? Определите по климатической карте (стр. 7) в пределах, какого климатического пояса лежит эта природная зона. По карте «Климат Африки» определите климатические условия этой природной зоны: Воздушные массы, температура зимой и летом, осадки и их режим.

2-й. По карте «Почвы мира» определите тип почв в саванне и дайте ему характеристику. Используя дополнительный материал «Описание саванны»  определите какие растения растут в этой зоне, как они приспособлены к засушливому периоду.

3-й. Используя дополнительный материал « Описание саванны» и коллаж «Животная саванны» определите какие животные обитают в этой природной зоне, как они приспособлены к открытому пространству? Назовите главные особенности этой природной зоны – зоны саванн

4-й ученик,  Какие изменения произошли в природе саванн в связи с хозяйственной деятельностью человека? Используйте дополнительный материал

Капитану и дружному экипажу желаю удачи.

Задания для третьей группы

Дорогие ребята!

Африка красивый и загадочный материк. Какая же она, Африка?       Вам необычайно повезло — т.к. именно вам выпала честь исследовать природную зону  пустынь.

Хотелось бы дать ряд ценных советов, которые помогут в работе вашей экспедиции.

1.    Распределите обязанности в группе. Каждый участник группы готовит подробный рассказ по одному из пунктов. 1-й ученик по географическому положению и по климату, 2-й по почвами и по растительности, 3-й по животному миру и характеризует экологические проблемы данной зоны, 4-й особенности зоны пустынь.

Капитаны отвечают за подготовку группы

Задания:

1-й  Что такое пустыня? Определите по карте, какие пустыни вы увидели на территории Африки? Покажите их на карте. В пределах, какого климатического пояса лежит эта природная зона? Определите по климатической карте Африки климатические условия этой природной зоны? (Определите температуру зимой, летом, количество осадков, их режим, особенности климата. Максимальные и минимальные температуры)

2-й. По почвенной карте определите тип почв в пустыне и дайте ему характеристику. Какую воду используют жители? Как называются уголки жизни в пустыне? Каков характер растительности этой зоны?  Что значит финиковая пальма для жителя пустыни?  Использовать дополнительный материал для ответа.

3-й. Какие животные обитают в пустынях? Как они приспособились к условиям пустыни? Определите особенности этой природной зоны пустыни

4-й. Определите  экологические проблемы зоны пустынь

Капитану и дружному экипажу желаю удачи.

Урок географии в 7 классе Природные зоны Африки

Конспект урока по географии на тему:

«Природные зоны Африки»

Класс: 7

Цель урока:

сформировать у обучающихся знания о природных зонах Африки и их особенностях.

Задачи:
• Образовательные – закрепить понятие «природные зоны», показать разнообразие природных зон Африки, их зависимость от климата, показать особенности природы экваториальных лесов, саванн и пустынь, дать характеристику климата, почв этих зон, влияние человека на природу; раскрыть характер взаимодействия между человеком и живой природой; показать необходимость решения экологических вопросов для человека ХХI века.
• Развивающие – продолжить формирование познавательной активности учащихся, умения самостоятельно добывать знания, расширить кругозор детей, вовлечь в урок посредством игры, формирование умений работать с картой, анализировать , делать выводы ,
• Воспитательные – воспитывать чувство ответственности, заинтересованное отношение к учёбе, развивать интерес к географии.

Планируемые результаты:

а) Личностные:

1. Интеллектуальная активность — интеллектуальные навыки, позволяющие учащемуся самостоятельно работать с источниками информации, анализировать и делать выводы на основе полученной информации.

2. Коммуникативные навыки — владение основными навыками работы в группе.

3. Ответственность и адаптивность — личностные качества, позволяющие продуктивно действовать для реализации своих целей в соответствии с правами, потребностями и целями окружающих людей.

б) Метапредметные:
1. Познавательные действия — включают действия исследования и отбора необходимой информации, ее структурирования.

2. Коммуникативные действия — обеспечивают возможность сотрудничества — умение слышать, слушать и понимать товарища, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, уметь договариваться, правильно выражать свои мысли в речи, слушать и принимать во внимание мнение других, дискутировать, выступать публично.

3. Закрепление умений работать с информацией — находить, анализировать, управлять, оценивать и представлять информацию.

в) Предметные:

1. Освоение знаний о природных зонах Африки, их зависимости от климата, разнообразии растительного и животного мира.

2. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных способностей.

3. Овладение умениями работать с различными источниками информации (текст, учебник, карты атласа, схемы, таблицы), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты.

Тип урока: комбинированный. Изучение нового материала и творческое применение знаний.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, листы заданий и бланки с таблицей, жетоны, атласы 7 класса, карты природных зон мира и  Африки, учебник география материков и океанов 7 класс В.А.Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев.

Форма проведения: виртуальное путешествие по природным зонам Африки.

Методы обучения:

1) по источникам знаний:

Словесные (работа с дополнительной литературой)

Наглядные (компьютерная презентация, видеофильмы)

Практические (создание опорного конспекта, заполнение таблицы)

2) по характеру познавательной деятельности:

частично-поисковый, исследовательский, практический

Результаты работы: создание опорного конспекта, использование новых слов, понятий в ходе изложения полученных материалов.

Структура урока.

1.Организационный этап.

2.Актуализация знаний

3.Изучение нового материала.

4. Закрепление.

5.Оценивание знаний обучающихся.

6.Домашнее задание.

7.Рефлексия.

Ход урока.

I. Организационный момент. Настроить учащихся на работу.

– Здравствуйте, ребята.
Я рада приветствовать вас.

(Просмотр презентации.)Слайд 1,2.

С добрым утром начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и искать

– Девиз урока: “Пусть каждый день и каждый час нам новое добудет!”

– Я желаю вам плодотворной работы. Думаю, что сегодня урок позволит вам подняться на ступеньку выше. Успехов вам и удач!

Актуализация опорных знаний.

Вступительная беседа учителя.

СЛАЙД
– Ребята, мы продолжаем изучать во всем величии и красоте волшебный, а зачастую и экзотический мир Африки. И сегодня на уроке вы встретитесь лицом к лицу с этим необычным континентом.
СЛАЙД

– Говорят: «Кто хоть раз вдохнул пыль его красной земли, услышал бой тамтамов, увидел в отблеске ночных костров мускулистые тела танцоров в завораживающих масках, тому трудно будет возвращаться из этого таинственного мира». Николай Гумилев.

Сегодня мы совершим удивительное путешествие, познакомимся с природой Африки поближе, но прежде нам следует наилучшим образом подготовиться к нему.

Задания 1. Карта

-Первым делом мы повторим номенклатуру. Называя по 5 географических объектов, вы по очереди показываете их на карте.

1. Пустыня Сахара

2. Восточно – Африканское плоскогорье.

3.Река Нил.

4. Озеро Виктория.

5. Горы Атлас.

Река Конго.

Пустыня Намиб.

Озеро Танганьика.

Драконовы горы.

Водопад Виктория

– Давайте вспомним, что нам известно об этом уникальном материке?

СЛАЙД

На столе у вас лежит листок с заданием №2. После совместного выполнения заданий вы расскажете о результате.

Задания 2 «Что мы уже знаем» (работа в парах на контурной карте)

Подпишите на климатической карте названия климатических поясов (ЭКП, СЭКП, ТКП, СТКП)
2. Нарисуйте облако в тех климатических поясах, где много дождей. (ЭКП)
3. Подпишите воздушные массы (ВМ) в тех поясах, где их господствует только одна. (ЭВМ, ТВМ)

4. Сколько на территории Африки переходных климатических поясов? Напишите (2, СЭКП, СТКП)
5. Почему их назвали переходные?(Воздушные массы переходят летом и зимой)

Вывод:

1. Климатические особенности этого материка однообразны или разнообразны?
2. О чем это свидетельствует? (О разнообразии растительного и животного мира)

Молодцы, ребята! Хорошо поработали

СЛАЙД

– Обратите внимание, у вас на столах находятся листы самооценки. Оцените себя в разделе «Домашнее задание и поставьте оценки за эти виды работ.

III. Изучение нового материала.

Первичное восприятие и осмысление нового материала.

Учитель:Помните сказку, написанную К.И. Чуковским

Маленькие дети!

Ни за что на свете

Не ходите в Африку,

В Африку гулять!

В Африке акулы,

В Африке гориллы,

В Африке большие

Злые крокодилы

Будут вас кусать,

Бить и обижать, —

Не ходите, дети,

В Африку гулять.

Но, я предлагаю вам, зная уже так много про материк, отправиться в виртуальное путешествие по Африке.

Фрагмент фильма о природе материка.

– Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, мы должны разгадать кроссворд, показав знание теоретического материала.

Ученики по очереди выходят к доске и заполняют кроссворд.

Разгадывание кроссворда, определив тему сегодняшнего урока (Приложение 2)

Слайд

Вопросы к кроссворду:

1. Недалеко от этого города, который является столицей государства Ливия, была зарегистрирована самая высокая температура +58 градусов. (Триполи)
2. Благодаря тому, что материк расположен между Северным и Южный тропиков, он считается самым … (жарким)
3. Этот замечательный исследователь уехал в Африку в качестве врача и миссионера, и провел в непрерывных экспедициях почти 30 лет. (Ливингстон)
4. Раздел географии, который посвящен описанию различных видов водоемов: рек, озер, болот, водохранилищ. (Гидрография)
5. Самая полноводная река мира? (Конго)
6. Единственный крупный остров у берегов Африки.(Мадагаскар)
7. Американский журналист, в честь которого был назван водопад на реке Конго.(Стэнли)
8. Один из очень распространенных видов хозяйственной деятельности многих водных районов материка. (Рыболовство)
9. Именно в этом поясе находится полюс жары, а также самая большая пустыня мира.(Тропический)
10. Островки зелени в негостеприимном пустынном краю. (Оазисы)
11. Один из самых красивых водопадов планеты, открытый и названный Ливингстоном в честь тогдашней королевы Великобритании.(Виктория)
12. Самая высокая вершина материка.(Килиманджаро)
13. Постоянные ветры, господствующие над большей территорией Африки, дующие от тропиков на экватор. (Пассаты)

СЛАЙД

Откройте тетради и запишите число, тему сегодняшнего урока – «Природные зоны Африки».

-На доске прикрепляю лист «Природные зоны Африки»

Определение целей урока

СЛАЙД

– Определив тему урока, попробуйте сформулировать, что сегодня на уроке мы должны будем узнать?

Какие природные зоны есть на материке Африка;

Постараться понять существующие закономерности между климатическими поясами и природными зонами;

Определить, какие климатические условия характерны для каждой природной зоны;

Определить тип почв и разновидности растительного и животного мира природных зон;

Приспособленность растений и животных к различным условиям;

Использование природных зон человеком.

-Ребята, а что называется природной зоной?

Природная зона- это крупный природный комплекс, обладающий общностью температурных условий и увлажнения, почв, растительного и животного мира.

Слайд

-От чего зависит образование природных зон?

Образование природных зон обусловлено климатом– соотношение тепла и влаги.

Обратите внимание на карту на доске «Природные зоны мира», найдите ее в атласах.

-Что содержит в себе эта карта?

-О чем она может нам рассказать? (это карта природных зон мира. Мы можем узнать, какие природные зоны есть на нашей планете, и где они находятся).

Задание: используя атлас стр.-25 перечислите природные зоны Африки. Природные зоны Африки:
-Влажные экваториальные леса
-Саванны
-Пустыни
-Жестколистные леса.

Если проанализировать размещение ПЗ на материке, то вы увидите, что ПЗ изменяются от экватора к северу и югу. Как называется закон, по которому происходит смена климата, ПЗ от экватора к полюсам? (закон широтной зональности)

-Какая закономерность выделяется в размещении ПЗ (широтная зональность, т.е. смена природных зон, происходит от экватора к полюсам.

Зависит от соотношения тепла и влаги)

-Как получили своё название природные зоны?

Названия природные зоны получили по характеру растительности

-Перечислите природные компоненты в составе природного комплекса (природные компоненты:

Растительность, животные, рельеф и горные породы, климат, воды, почва

Слайд

-Какими картами будете пользоваться на уроке, исследуя природные зоны, изучая природные компоненты?

Карты: климатические пояса, природных зон, почв, климата

На столе у вас лежат листочки разного цвета. Возьмите себе листок любого цвета

– Посмотрите на листочки, которые вы выбрали, а с один листком вы будете работать парой. Догадаетесь ли по цвету, с какой природной зоной вы будете работать? Почему?

Зеленый – вечнозеленые влажные экваториальные леса

Желтый – саванны и редколесья

Оранжевый — пустыни.

– Как вы думаете, в каком климатическом поясе могут располагаться ваши природные зоны?

1.Экваториальный

2. Тропический

3.Субэкваториальный

Внимание! Путешествуя по природным зонам, вы должны понять, какая закономерность существует между климатическими поясами и природными зонами, какие климатические условия характерны для каждой природной зоны, какие там почвы, какой растительный и животный мир.

На протяжение всего урока каждый ученик заполняет таблицу «Характеристика природных зон Африки» в тетрадях. И в конце урока сдают учителю

-Но в начале пути нам необходима небольшая разминка. Я предлагаю вам встать и выполнить упражнения

Физминутка(Слайды)

Я по Африке иду — (ходьба на месте),
Замечаю на ходу,
Как над морем буйных трав
Шею вытянул жираф- (руки вверх, потягивания).
У меня над головой — (наклоны в стороны с поднятыми руками)
Пальма зашуршит листвой,
Но придется приседать — (приседания),
Чтобы фиников набрать.
Вот вельвичия, турист — (руки поочередно вытягивают вперед):
Левый лист, правый лист — (руки в стороны).
А огромный серый слон- (круг руками)
Посылает нам поклон — (наклоны вперед).
Мы прогулку завершим — (ходьба на месте)
И за парты поспешим — (садятся на свои места).

СЛАЙД
На рабочем столе найдите папку «Природные зоны Африки. 7 класс»
В этой папке файлы:

Опорный конспект;

Справочные материалы;

Карты Африки.

– Можно использовать раздаточные материалы в печатном виде

Время для работы ограничено – 10минут.
– Итак, поехали! Удачи всем!

Заполнение таблицы

VI. Защита своего проекта

Выступление групп по проделанной работе.

А сейчас мы отправляемся в путешествие по природным зонам Африки, которые занимают наибольшую площадь на материке. Провести мне его помогут сегодня мои помощники, которые собрали и исследовали материал о ПЗ, которую каждый выбрал для изучения и составил отчёт о своей работе. Вы внимательно слушаете их отчёт и кратко заполняете таблицу, которую мы вычертили на прошлом уроке. В конце урока я в возьму тетради для проверки.

( Во время каждого выступления обучающихся показываются слайды о природной зоне, чтобы создать зрительный образ у школьников)

Природные зоны Африки

Природная зона

Доля в площади материка

Климатический пояс

Почвы

Растительный мир

Животный

мир

Экваториальный лес

(гилея)

8 %

Экваториальныйи субэкваториальный

Красные ферраллитные

Сейба,бананы, фикус,пальма дум, эбеновое дерево, лиана, раффлезия

окапи,

леопарды,

обезьяны

Саванны

40%

субэкваториальный

Красно — бурые

Баобаб, мимоза,

пальма,

слоновая трава,

огуречная трава,

акация

зебры,

бегемоты

носороги, жирафы, львы,

слоны, антилопы гну,

фламинго, ибисы, гиены, крокодил

Пустыни

30%

Тропический

Пустынные

пальмы. Вельвичия.

соленый куст

Скорпионы, змеи,

верблюд

Субтропические жестколистные леса

Субтропический

каштановые

лавр,кипарис, пробковый дуб

берберский олень, кабан, алжирская лисица, ласка

-А начнём мы с вами наше путешествие с влажных экваториальных лесов.

Слово обучающемуся, который занимался изучением влажных экваториальных лесов Африки с отчетом о проделанной работе

Вывод: учитель. Мы с вами побывали в необычном лесу. Необычны для нас такие громадные деревья, животные, природные явления, где царствует вечное лето, вечное равноденствие. Эти леса являются родиной ценных пород деревьев, которые вырубаются в большом количестве и вывозятся за пределы материка. Поэтому необходимо проводить мероприятия по сохранению этих лесов, которые являются «зелёными лёгкими» для нашей планеты.

Учитель. Стоя спиной к зловещей, чёрной стене леса, от которой до вас ещё будут доноситься удушливые испарения, вы в первый раз выпрямитесь во весь рост, и будете вдыхать полной грудью здоровый воздух САВАННЫ и жадно вглядываться вдаль. Мы с вами продолжим наше путешествие и следующей ПЗ будет саванна. Вам слово исследователи(изучение в паре)

Слово группе, которая изучала саванны Африки(выступление группы с отчетом о проделанной работе)

Вывод: учитель Мы с вами увидели, что саванна и экваториальные леса это два различных мира. Саванна это открытое пространство, где много света. Мы узнали много интересного о растениях, животных этой зоны. Но и здесь природа изменена человеком. Площадь саванн сокращается, увеличивается площадь пустынь.

-Учитель. Самая большая пустыня на земле? (Сахара) и следующей ПЗ, в которой мы побываем эта зона пустынь. Вам слово исследователи.

Слово обучающейся, которая изучала зону пустынь(выступление с отчетом о проделанной работе)

Вывод: учитель Много интересного мы узнали и о этой зоне, о удивительных растениях, которые растут в пустыне, о стреляющих камнях и для этой ПЗ тоже характерны экологические проблемы.

-Учитель. Вот и закончилось наше виртуальное путешествие. Группы собрали интересный материал о природных зонах Африки! Мы увидели, что растительный и животный мир Африки разнообразен и удивителен.

-Учитель. Что нового вы узнали во время нашего путешествия?

(Учащиеся отвечают: какие новые слова узнали, что было интересного на уроке)

Презентация

Зона влажных экваториальных лесов (Слайд № 4-10 )

Зона саванн и редколесий(Слайд № 11-19 )

Зона тропических пустынь(Слайд № 20-24)

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС– СМОГУТ ЛИ РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ СВОЕЙ ПРИРОЗНОЙ ЗОНЫ И КЛИМАТИЧЕСКОГО ПОЯСА, ПРИСПОСОБИТСЯ К ЧУЖОЙ ПРИРОДНОЙ ЗОНЕ ДРУГОГО КЛИМАТИЧЕСКОГО ПОЯСА.

– Вернемся к листам самооценки. Оцените себя в разделе «Заполнение опорного конспекта», и в течение 1 минуты обсудите и поставьте коллективную оценку каждому члену экспедиции за этот вид работы.

IX. Домашнее задание:

1.Изучить материал параграфов 28, 29;

2. нанести на контурную карту природные зоны Африки.

3. Сочинение «Один день в Африке» (по желанию)

VII. Первичное закрепление

1. По видео фрагментам определить природную зону.

2. По фотографиям определите, в какой природной зоне живут эти животные и растения. (Приложение4)

Работа с мультимедийной доской

Слайд

Установите соответствие:

Характеристика

1. Стволы так толсты, что их не могут обхватить 6 человек. Их сучья так велики, что каждый из них мог стать крупным деревом.(2)
2. Вслед за жаркими днями наступают холодные ночи, иногда с заморозками. Камни от этого трескаются и слышатся звуки, похожие на отдалённые взрывы.(1)
3. Здесь можно встретить травянистые злаки метровой, а иногда трёхметровой высоты, среди которых встречаются редкие деревья, сбрасывающие листья в сухое время года. (2)
4. Здесь ветер – великий властелин и властный хозяин. Караванщики говорят, что вместе с ним сюда приходит смерть. (3)
5. Здесь можно встретить огромные стада диких буйволов, антилоп, а у берегов озера ковёр из диких фламинго. .. (2)
6. Многие животные приспособились жить на деревьях, так как идут каждый день ливневые дожди. (1)
7. Ясно выражены два сезона года: влажный и сухой.(2)
8. Большие суточные, годовые амплитуды температур вызывают сильное выветривание.(3)
9. Эти леса, разнообразные по видовому составу, многоярусные, цветут и плодоносят круглый год.(1)

Природная зона

1. Влажные экваториальные леса
2. Саванны и редколесья
3. Пустыни

– Вернемся к листам самооценки. Оцените себя в разделе «Выступление» и в «Первичное закрепление», и в течение 1минуты выставите себе оценки.

– Обратите внимание, как много нового мы узнали о природных зонах.

Оценивание знаний учащихся.

Сейчас вспомните все, что вы сегодня изучали и оцените свою работу на данном уроке определенным цветом, покажите нам свой выбор. На ваших партах находятся кружки разного цвета.

(Слайд № 27).

красный – «5»,

синий – «4»,

желтый – «3».

белый -«2» .

Учитель комментирует оценки обучающихся.

VIII. Рефлексия

– Вернемся к слайду с задачами.
– Как вы считаете, что у нас на уроке сегодня получилось?
– Что было для вас самым интересным?
– Что было для вас сложным?

-В какой бы природной зоне Африки вы хотели бы побывать? Почему?

– Покажите нам, пожалуйста, с каким настроением вы уходите с урока.
– Я сегодня ухожу с сегодняшнего урока с радостным настроением, с чувством благодарности к вам и вашей работе. Спасибо! (Прикрепляю солнышко улыбающееся, а вы наклейте свое настроение на мое солнышко).

1X. Итог урока. Выставление оценок

Задание 1 группе

Характеристика особенностей природной зоны влажных экваториальных лесов:

1.Используя различные источники географической информации:

Карты атласа стр. 14-15, 24-25

Текст учебника стр. 123-125

Раздаточный текст: отрывок из воспоминаний путешественника, о его пребывании в данной природной зоне

2. Отрывок из воспоминаний путешественника: “Экваториальный лес Конго” по В. Елисееву

Таинственный мир экваториального леса. Первое впечатление от него – это хаос в природе. Почти непроходимая стена из деревьев, кустарников, трав и бамбуков, перевитых травянистыми и одеревеневшими лианами разной толщины и длины. Какая – то невероятная растительная путаница! Лианы цепляются за голову, руки и ноги, как щупальца спрута. Кое–где деревья смыкаются над тропой, мы идем, словно по узкому тоннелю. Приходится пробивать плотную пелену паутины, по которой бегают огромные пауки; она застилает глаза. Чтобы не очутиться в чёрной жиже, приходится осторожно пробираться, опираясь на длинную палку. Деревья великаны, стоят, не шелохнувшись, точно колонны, подпирающие небесный свод. Именно они придают тропическому лесу какую-то таинственность, величие. У них досковидные корни-подпорки, отходящие от ствола. Встречается много деревьев с ходульными придаточными корнями, напоминающими лапы огромных пауков. Стволы деревьев покрыты эпифитами – мхами и лишайниками. Они не связаны с почвой и получают питание их воздуха, атмосферных осадков, опавших листьев. Идущие впереди рабочие орудуют вовсю мачете (топором) разрубая лианы. Из расчленённых лиан течёт то белый клейкий сок, то белый густой сок – каучук, то красный сок, напоминающий кровь. Душно. Гниют огромные упавшие деревья, преют листья, всюду сырость и полумрак. Солнце не проникает сквозь завесу буйной растительности. Ни малейшего ветерка.

Задание 2 группе

Характеристика особенностей природной зоны саванн и редколесий:

1.Используя различные источники географической информации:

Карты атласа стр. 14-15, 24-25

Текст учебника стр. 125-127

Раздаточный текст: отрывок из воспоминаний путешественника, о его пребывании в данной природной зоне

2. Отрывок из воспоминаний путешественника: “Перед нами саванна”

В Африке саванна занимает около 40% площади материка. Характерной чертой растительного ландшафта африканской саванны являются разбросанные повсюду по слабоволнистой поверхности небольшие группы деревьев и кустарников или одиноко стоящих деревьев на фоне густого травянистого покрова, состоящего, главным образом, из различных, крупных злаков. Видовой состав растений, населяющих саванну, это так называемые ксерофиты, т.е. растения сухих мест обитания, к примеру, слоновые травы, они образуют по краям дороги высокие заросли высотой до 2-3 метров. Иногда через такие заросли пробраться почти невозможно. Эти злаки являются любимой пищей слонов. Довольно часто можно наблюдать редко разбросанные по саванне крупные деревья – привлекательные паркии из семейства мимозовых. Они широко раскидывают свои кроны из красивых мелкоперистых листьев, украшенных пушистыми малиновыми шарами-помпонами сложных соцветий из мелких цветков. Обезьяны очень любят плоды паркии, как и плоды баобаба. Обычны для саванны акации, огромные кроны которых, подобно гигантским зонтам, поднимаются среди высоких трав. Но напрасно путник будет искать защиты от солнца под плоской кроной акации. Перистые листья акаций пропускают вертикально падающие лучи солнца. Ещё хочется сказать несколько слов о необыкновенном дереве саванн – баобабе. Это дерево знаменито, прежде всего, своей толщиной – диаметр его может достигать 10 м., а при его относительно небольшом росте, оно выглядит странно и нелепо. Баобаб и кормит, и поит, и одевает людей. Его плоды съедобны, из них готовят напиток, похожий на лимонад. Поэтому баобаб называют лимонадным деревом. Из коры получают необычно прочные волокна, из которых вырабатывают рыболовные сети, мешки, бумагу и даже одежду. А в полых стволах деревьев устраивают склады, кладовки и даже люди поселяются там.

Задание 3 группе

Характеристика особенностей природной зоны тропических пустынь:

1.Используя различные источники географической информации:

Карты атласа стр. 14-15,24-25.

Текст учебника стр. 127-129

Раздаточный текст: отрывок из воспоминаний путешественника, о его пребывании в данной природной зоне

2. Отрывок из воспоминаний путешественника: “Великая пустыня Сахара” по разным источникам. Слово “Сахара” ассоциируется обычно с вечной жаждой, бесплодными просторами и, конечно, жарой. Это название появилось в период завоевания Северной Африки арабами. Сахара не только пустыня. Это ещё и скалистые ландшафты с причудливыми башнями и мостами, которые выглядят как сказочные города: это долины с зеленеющими деревьями; это и глубокие озёра, в спокойной глади которых отражаются пальмы; это и песчаные дюны, где копошатся жуки и юркие ящерицы. Сахару часто называют морем. Название это обязано эргам – огромным пространствам, занятым песчаными барханами, которые простираются словно волны в океане. Необычайно сухой воздух Сахары, особенно вблизи поверхности, в первую очередь следствие пассатных течений. На Земле нет такого места, где вообще не бывает дождя. Однако во внутренних районах пустыни есть и такие пространства, где дождя нужно ждать несколько лет или десятилетия, да и то дождь пойдёт только на высоте и на почву не выпадет ни одной капли дождя. Если судить по максимальной среднегодовой температуре, то Сахару можно назвать самой жарко областью мира. В Ливии отмечены температуры в пределах +58*С. Из всех атмосферных явлений наиболее тяжёлыми для человека, являются продолжительные бури. Бури в Сахаре зачастую обладают необычной силой: скорость достигает иногда 50 м/с и более. Хорошо известны местным жителям и пользуются дурной славой горячие ветры не севере Сахары, приходящие из центра пустыни, которые за несколько часов уничтожают урожай. В Марокко их называют шергами, в Алжирской Сахаре – шехелями, в Египте – самумом. Ветер может донести пыль Сахары в виде сухого дождя до Центральной Европы.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/250133-urok-geografii-v-7-klasse-prirodnye-zony-afri

Мнение | Лето заканчивается, но наши желания остаются на всю жизнь

Мнение|Лето заканчивается, но наши желания остаются на всю жизнь

https://www.nytimes.com/2022/08/29/opinion/summer-desire-age. html

Реклама

Продолжить чтение основного материала

Мнение

Гостевое эссе

Г-жа Ренкл является автором статей, посвященных флоре, фауна, политика и культура американского Юга.

НЭШВИЛЛ. Судя по календарю и по термометру, осень кажется невероятно далекой, плодом лихорадочного сна. Здесь, в Теннесси, почти каждый день температура доходит до 90-х, а влажность настолько сильна, что пар выжимает блузку. Это погода насекомых.

Песня брачных игр цикад наполняет раскаленные деревья. Шмели и шкиперы принадлежат каждой циннии в моем саду опылителей. Одинокий рябчик залива, оборванный и увядший, наконец нашел лиану страсти, вьющуюся среди побегов ежевики. Она откладывает яйца на его листья с глубокими лопастями. Пройдут еще недели, прежде чем яйца превратятся в бабочек, но она этого не знает. Для насекомых это полное, славное, вечное лето. Нет равноденствия. Равноденствия никогда не будет.

Для всех во дворе лето подходит к концу. Широкоголовый сцинк, который использует наше переднее крыльцо как место для загара, вышел из укрытия, где она охраняла свои яйца, огибая их так же заботливо, как любая кормящая мать. Каждый день она возвращается на крыльцо, греясь на жарком летнем солнце.

Местные колибри готовятся к длительной миграции, яростно защищая и цветы, и кормушку. Миролюбивые маленькие шкиперы всегда уступают циннии, но ненадолго. По мере приближения времени путешествия колибри больше сосредоточены на борьбе друг с другом, чем на том, чтобы удержать шкиперов и шмелей от цветов.

К концу августа большинство птенцов певчих птиц неотличимы от своих родителей. Я могу отличить птенцов малиновки и синей птицы от взрослых только по исчезающим пятнам на их грудках. Кажется, теперь они умеют охотиться на насекомых, хотя не всегда умеют снова подниматься с земли. Я вообще не могу отличить птенцов от взрослых ворон.

Но есть два краснохвостых ястреба, чьи жалобные крики наполняют всю округу весь день, пронзительный Иии-ии-и-и-и-и, И-и-и-и-и-и-и-и , который пробивает окна дома и разбивает мне сердце. Они голодны, следуют за родителями по небу, но родители все чаще бросают их на произвол судьбы, когда лето подходит к концу. Иэээ-эээ-ээээээ крик молодых ястребов, резкое, эхом выражающее потребность.

Я давно уже миновал свой собственный сезон младенцев, даже сезон голодных птенцов, но я еще не миновал подталкивающий гул нужды. Это то, о чем я думаю каждый год в это время. Почти для всех моих диких соседей конец лета совпадает с окончанием ухаживаний и спаривания, деторождения и воспитания детей, но для меня это не означает конец чего бы то ни было. Человеческая семья остается семьей далеко за пределами времени строительства гнезда и ухода за гнездом. У самок человека, в отличие от самок почти всех других видов, желание тоже сохраняется в течение десятилетий после того времени, когда оно служит стимулом к ​​размножению. Его настойчивость — одно из величайших благословений человека.

Этим летом я ловлю себя на том, что думаю об этом благословении еще больше, возможно, потому, что август превращается в сентябрь в моей собственной жизни, моем собственном теле, все более заметно с каждым годом. Или, может быть, это только потому, что я смотрел этим летом «Удачи тебе, Лео Гранде». В фильме Нэнси, вдова, которую играет блестящая Эмма Томпсон, нанимает Лео, секс-работника, которого играет блестящий Дэрил МакКормак, чтобы тот помог ей обрести сексуальное удовлетворение, которое всегда ускользало от нее. Лев, помимо того, что умопомрачительно красив, еще и в некотором роде мудрец. «Желания никогда не бывают обыденными», — говорит он Нэнси, когда она извиняется за свои незамысловатые просьбы.

Мы все хотим, чтобы к нам прикасались, чтобы нас желали, даже в том возрасте, когда наша культура говорит нам, что мы ни в коем случае не желанны. Если и существует истина более фундаментальная, чем человеческая потребность быть избранным, то это, несомненно, стойкое подозрение, что мы не заслуживаем быть избранными. И все же для Нэнси Эммы Томпсон сексуальное удовольствие слишком важно, чтобы изящно отказаться от него, независимо от того, насколько недостойной этого она себя чувствует.

В фильме присутствует шестидесятилетняя нагота на экране, к которой г-жа Томпсон отнеслась со «здоровым ужасом», как она сказала The Times. Я нашел это заявление удивительным; если даже Эмма Томпсон не чувствует себя красивой и желанной, то среди нашей когорты вряд ли найдется такая душа. Окруженный образами недостижимой молодежи, заложником диетического промышленного комплекса, работающего за доморощенным магазином велнеса, кто может чувствовать себя достойным?

А вот и певчие птицы, для которых пора громкого пения пришла и ушла. Вот сцинк, его румяные брачные окраски совсем поблекли. Вот раздражительный бурундук строит свои запасы на одинокую зиму. Для них сезон желаний не вернется до конца суровой, холодной зимы — зимы, которую многие не переживут.

В другие месяцы я провожу дни, подсчитывая родственные связи, каталогизируя многие черты и поведение, которые я разделяю со своими дикими соседями. В августе я остро чувствую, как мне повезло, что я принадлежу к виду, для которого тоска не имеет времени. Для рябчиков залива в моем саду опылителей ощущение вечного лета — лишь иллюзия — пассифлора отмирает с первыми заморозками. Для нас страсть значительно сложнее, а стремление к ней — нет.

«Старение — это второй по величине сюрприз в моей жизни, — писал Роджер Энджелл из The New Yorker в 2014 году, — но первым, с большим отрывом, является наша непрекращающаяся потребность в глубокой привязанности и интимной любви». Ему было 93 года, когда он написал эти слова.

Мне нужно, мне нужно , мы говорим с молодыми краснохвостыми ястребами, с бабочками, с цикадами в гулких деревьях. Мне нужно, мне нужно, мне нужно. Для нас никогда не будет равноденствия. До конца наших дней никогда не будет равноденствия. Это всегда будет полное, славное, вечное лето.

Маргарет Ренкл, автор журнала Opinion, является автором книг «Грейсленд, наконец: заметки о надежде и сердечной боли с юга Америки» и «Поздние миграции: естественная история любви и потерь».

The Times обязуется публиковать разнообразные письма в редакцию. Мы хотели бы услышать, что вы думаете об этой или любой из наших статей. Вот несколько советов . А вот и наша электронная почта: [email protected] .

Следите за разделом мнений The New York Times на Facebook , Twitter (@NYTopinion) и Instagram .

Как жить сезонно, когда ты работаешь полный рабочий день, живешь в городе и у тебя нет денег. — The Happylands

Согласно недавнему опросу в инстаграме (вряд ли это серьезное научное исследование, но вы понимаете, о чем я) 80% из 60 проголосовавших человек не знали, что такое сезонная жизнь. Что такое сезонная жизнь или сезонная жизнь? Велнес-блог Yogi Approved говорит об этом « — это искусство приспосабливаться к циклам природы и принимать их, а не сопротивляться им». Фотограф Филд и Гнездо резюмирует это как «использовать преимущества каждого сезона и участвовать в мероприятиях, которые лучше всего подходят для этого сезона». В то время как Eve & Keel прекрасно видит сезонную жизнь как «стиль жизни, который включает в себя перемены».

В нашей напряженной современной жизни легко забыть, что мы живем в мире, полном сезонных перемен. Растения и животные имеют глубокие годовые циклы. Большинство деревьев сбрасывают листья каждую зиму , чтобы сохранить драгоценную энергию, прежде чем каждую весну отрастут заново. Птицы мигрируют. Многие животные впадают в спячку. Известно, что медведи могут прожить 100 дней, не просыпаясь, чтобы поесть, чтобы пережить тяжелые зимние месяцы.

Круглосуточный медиацикл, яркие огни большого города и вечно заполненные супермаркеты означают, что мы живем в «вечном лете». Западная культура ценит производительность, делая тишину и отдых редким удовольствием или виноватым потворством. Учитывая небольшую передышку от повседневной суеты, неудивительно, что исследования показывают, что оторванность от времен года в природе оказывает пагубное влияние на наше здоровье и благополучие.

Времена года — осень, зима, весна и лето — помогают поддерживать обширные экологические системы, поэтому вполне логично, что если мы настроимся на сезонную жизнь, то сами станем более сбалансированными.

Всю зиму в спячке звучит мечтательно, но не знаю, как вы, эта мама-медведица должна платить по счетам, поэтому отсиживаться в течение всего сезона невозможно. Большой вопрос заключается в том, как мы можем жить в гармонии с временами года, работая с 9 до 5 и живя своей занятой жизнью в шумных городах?

Вот пять вещей, которые я попробовал и считаю, что они помогают мне настроиться на меняющуюся энергию времен года. Это постоянное стремление жить в гармонии с природой при капиталистической системе, поэтому я не питаю иллюзий, что это просто или легко, или что процесс линейный. Найдите способ, который лучше всего подходит для вас, и помните, что отдых — это радикальное действие.

  1. Обратите внимание на природу

Простота замедления времени, чтобы замечать окружающий мир природы, делает эту привычку удивительно простой для внедрения в вашу повседневную жизнь.

Мы знаем, что тесная связь с природой возникает благодаря настройке на природу. Что это на самом деле означает? Мы настраиваемся на природу, когда занимаемся простыми делами — например, слушаем пение птиц или наслаждаемся ранними весенними цветами.

Исследование, проведенное Национальным фондом, выявило семь важных действий, связанных с «наблюдением за природой».

  • Найдите время, чтобы заметить бабочек и/или пчел

  • Наблюдая за восходом солнца

  • Наблюдая за облаками

  • Наблюдая за дикой природой 900 03

  • Эти 7 видов деятельности раскрывают то, что они касаются моментов— не о минутах.

    Найдите минутку, чтобы понаблюдать за природой из окна, по дороге на работу или во время прогулки с собакой. Простые моменты имеют значение.

    2. Адаптировать

    Я люблю Eve & Keel описание сезонной жизни как «образ жизни, который требует перемен».

    Ожидается, что вы всегда будете работать на 100%. Однако мы не ожидаем, что цветы будут цвести постоянно, так почему же мы ожидаем этого от самих себя?

    Осень и Зима с их короткими днями и длинными ночами — время замедлиться и отдохнуть. А весна и лето — время общения и активности.

    Я адаптирую свой уход за собой в зависимости от времени года. Летом полно долгих вечерних прогулок с собакой на пляже, а зима наполнена прогулками по лесу на рассвете. Зимним вечером я теряюсь в бокс-сетах, а летом почти не смотрю телевизор. Адаптация вашего ухода за собой к временам года дает то, что нужно вашему телу, отдых.

    3. Сезонные намерения

    Поскольку Covid подбрасывает все в воздух, мне нужно что-то, чтобы закрепить меня. Мир природы продолжал вращаться, поэтому я начал использовать одно слово и символ мира природы, чтобы вести меня через каждое время года. Например, в 2020 году это было:

    Зима — тема отражение:

    Слово: Сдача

    Символ: Ель

    Весна — тема возрождение

    Слово: Надежда 90 003

    Символ: Берёза

    Лето — тема изобилия

    Слово: Связь

    Символ: Подсолнухи

    Осень — тема перехода

    Слово: Мужество

    Символ: Дуб Дерево

    Возвращение к моему намерению, состоящему из одного слова, действительно помогло мне удержаться на плаву.