Установление республики год: Провозглашение республики — урок. История, 5 класс.

История Древнего Рима — что это, определение и ответ

1. Основание Рима

Римская цивилизация возникла на Апеннинском полуострове примерно в VIII веке до н.э. По преданию в 753 году до н.э. на берегу Тибра легендарным Ромулом был заложен город, получивший название Рим. Располагался он на семи холмах, главным из которых был Капитолий – здесь были возведены храмы, посвященные верховному богу Юпитеру. По сказаниям, первоначально Римом управляли семь царей. Первый – Ромул – дал римскому народу религиозные установления и законы. Также он, желая опереться в своем правлении на самых достойных граждан, выделил сто человек. Из них он составил сенат – совет старейшин. Членов сената называли сенаторами, а также отцами (по латыни отец -«патрес»). Общество древнего Рима делилось на патрициев – «потомков отцов», аристократов, и плебеев – остальной народ.

Ромул и его брат Рем, по легенде вскормленные волчицей; расположение Рима на карте

2. Установление республики в Древнем Риме, ее устройство

Последний римский царь – Тарквиний Гордый – отличался жестоким характером, при нем в Риме установилась тирания. По преданию, сын Тарквиния надругался над добродетельной девушкой Лукрецией, после чего чаша народного терпения переполнилась. В 510 году до н.э. Брут Древний возглавил восстание, Тарквиний был свергнут и в Риме установилась республика (что в переводе с латинского означает «общее дело»). Что касается устройства этой республики, то оно было следующим:

  • Консулы – высшие должностные лица в Риме, созывают сенат и народное собрание

  • Сенат – совет старейшин, собрание знатных граждан Рима; обсуждает законы и передает их на рассмотрение народному собранию, избирает консулов

  • Комиции – народные собрания – принимают законы, избирают магистратов

  • Магистраты – народные представители, осуществляют повседневное управление

  • Диктатор – мог быть назначен высшим лицом в Риме во время войны на срок не более шести месяцев

Изображение Тарквиния Гордого и картина «Клятва Брута над телом Лукреции»

3. Установление господства Рима над Апеннинским полуостровом в IV-III веках до н.э.

Стремясь расширить свое влияние, римляне столкнулись в Центральной Италии с племенем самнитов, с которыми у них было несколько войн. Один из наиболее ярких эпизодов данного конфликта произошел в 321 году до н.э., когда самниты заманили римское войско в Кавдинское ущелье, перегородив вход и выход. Они заставили римских воинов бросить оружие и выползать из ущелья под град насмешек через сооружение из трех самнитских копий, сложенных в виде арки. Такая позорная арка называлась ярмом. Вскоре римляне и сами разгромили самнитов и тоже прогнали их под позорным ярмом. Война завершилась в пользу Рима.

Покорив племена Центральной Италии, римляне начали продвигаться на юг Апеннинского полуострова, где столкнулись с греческими городами-колониями. Греческие города, опасаясь нависшей над ними угрозы, обратились за помощью к полководцу Пирру, который был родственником Александра Македонского и мечтал о славных победах. В 279 году до н.э. ему удалось разгромить римлян, но и сам он понес огромные потери, после которых его армия не оправилась. Так родилось выражение «пиррова победа», то есть победа, достигнутая дорогой ценой. После разгрома Пирра в 275 году до н.э. Рим стал хозяином всей Италии.

Карта завоеваний Рима в IV-III вв. до н.э. и скульптура Пирра

4. Пунические войны

Римляне в своей экспансии не остановились на захвате Италии. Следующим логичным шагом был остров Сицилия. На него, однако, претендовал не только Рим, но и Карфаген – государство, расположенное в Северной Африке. Карфагенян в Риме называли пунами, а оттого и войны с ними носили название Пунических.

  • Первая пуническая война (264-261 гг. до н.э.) завершилась тем, что римляне захватили Сицилию и заставили Карфаген выплатить контрибуцию.

  • Вторая пуническая война (218-201 гг. до н.э.). началась из-за того, что пуны не смирились с поражением. В 218 году до н.э. они захватили в Испании союзный римлянам город и начали дальнейшее наступление на Рим. Римляне ожидали, что Карфаген атакует с юга, однако карфагенский полководец Ганнибал двинул свои войска через Альпы и вторгся в Северную Италию. В 216 году до н.э. произошла битва при Каннах, римляне были разгромлены. Однако окончательная победа все равно была за Римом. В 202 году до н.э. Ганнибал был разгромлен римским полководцем Сципионом Старшим.

  • Третья пуническая война началась по инициативе Рима для того, чтобы окончательно покончить со своим врагом. В 146 году до н.э. Карфаген был разрушен, а само место предано проклятию. После этого все Западное Средиземноморье оказалось под римской властью.

Владения Рима и Карфагена перед пуническими войнами и скульптура Ганнибала

5. Дальнейшая борьба Рима за господство в Средиземноморье

Покончив с Западным Средиземноморьем, Рим обратил свой взор на Восточное. Здесь расширению римской территории препятствовали Македония и Греция. С Македонией было несколько войн, только к 168 году до н.э. она была разгромлена и превратилась в римскую провинцию. Греки также сопротивлялись захватчикам. Особое упорство проявил город Коринф, который возглавил союз греческих городов. В 146 году до н.э. Коринф был разрушен до основания (тогда же, когда и Карфаген). Рим стал властителем всего Средиземноморья.

Римские воины, реконструкция

6. Восстание Спартака

Все эти военные походы и расширение территорий привели широкому распространению рабства в Древнем Риме, ведь главный источник рабства – это военнопленные. Рынки рабов существовали повсюду, главным из них был Бычий форум – здесь чередовались дни продажи людей и скота. Рабы для древних римлян отличались от животных лишь тем, что они могли говорить, а поэтому считались «говорящими орудиями труда» (в отличие от «орудий мычащих» — скота, и «молчащих» — плугов, например). Особое место среди рабов занимали гладиаторы – бойцы-невольники, которые участвовали в сражениях представлениях. Один из таких рабов-гладиаторов по имени Спартак в 74 году до н.э. поднял восстание в городе Капуя. Он совершил побег со своими товарищами и двинулся к горе Везувий. Восставшие оказывали сопротивление римским войскам на протяжении целых трех лет, однако в 71 году до н.э. они были разгромлены Марком Лицинием Крассом. Сам Спартак погиб в бою, около шести тысяч его товарищей были распяты на крестах вдоль римских дорог.

Мозаика с изображением гладиаторов и скульптура Марка Лициния Красса

7. Возникновение Римской империи

Надо сказать, что не только восстания рабов сотрясали Рим. Также были часты гражданские войны и борьба за политическую власть. В I веке до н.э. в Риме усилилось влияние трех политических деятелей – Гнея Помпея, Марка Красса и Юлия Цезаря. В 60 году до н.э. между ними был заключен триумвират (союз). Но наиболее влиятельным из них все же был Цезарь, установивший в Риме свою диктатуру. Не всем это понравилось, поэтому в 44 году до н.э. против него был устроен заговор во главе с Марком Брутом, Цезарь был убит. После этого в Риме вспыхнула гражданская война между сторонниками Цезаря (а значит и единоличной власти) и сторонниками республики. В 43 году до н.э. был установлен второй триумвират между соратником Цезаря Марком Антонием, усыновленным Цезарем Октавианом и римским аристократом Марком Лепидом. Разгромив сторонников республики, Антоний и Октавиан отстранили от власти Лепида. Затем Октавиан разгромил Антония, оставшись единственной значимой политической фигурой в стране. В 27 году до н.э. сенаторы провозгласили Октавиана главой Римского государства. Он формально не упразднил республиканские порядки, но сосредоточил в своих руках высшие республиканские должности, став единоличным правителем. Именовал он себя принцепсом – то есть первым среди сенаторов. Как главнокомандующий Октавиан носил титул император. В дальнейшем так будут называть всех правителей Римского государства. Так Рим из республики превратился в империю.

Скульптуры Цезаря и Октавиана

8. Возникновение Христианства

Во время правления Октавиана в далекой от Рима Иудее в городке Вифлеем у девы Марии был рожден сын – Иисус Христос. Достигнув зрелости, Иисус начал проповедовать свое учение, которое позднее его ученики – апостолы – изложили в четырех книгах – Евангелиях. Иисус и апостолы отправились в Иерусалим, где Христос был встречен как царь иудейский, Мессия – то есть спаситель. Иудейские священники были напуганы возрастающим влиянием Иисуса и хотели, чтобы он предстал перед судом – Синедрионом. Один из учеников Христа – Иуда, предал своего учителя, Иисус был арестован. Синедрион вынес ему смертный приговор. Представитель римской администрации в Иерусалиме Понтий Пилат предложил народу помиловать проповедника, однако народ не избрал его для помилования. Стражи распяли Христа на кресте. После того, как он умер, его тело похоронили в пещере. Христиане верят, что на третий день после этого Иисус воскрес. После этого апостолы начали проповедовать учение Христа. Первоначально их преследовали, считая представителями очередной иудейской секты, однако в Римской империи стало возникать все больше и больше христианских общин, члены которых скрывались в катакомбах – подземных пещерах. Постепенно, с ростом общин, все они были объединены в Церковь – религиозную организацию, состоящую из священников и верующих. В 313 году в Милане был обнародован императорский указ, согласно которому христианам даровалось право открыто исповедовать свою религию. В 325 году в городе Никея был созван первый Вселенский собор – собрание высших священников – епископов – со всего христианского мира. На соборе был принят краткий свод основ христианской веры – Символ веры. В IV веке Христианство окончательно стало государственной религией Римской империи.

Иудея на карте Римской империи, картина «Христос и Пилат»

9. Социально-экономическое и политическое развитие Римской империи

Со времен, когда Октавиан стал единоличным правителем в 27 году до н.э. и до разделения Римской империи на две части в 395 году н.э. Римским государством успели поправить совершенно разные люди:

  • Тиберий уменьшил влияние сената, называл сенаторов «людьми, созданными для рабства».

  • Калигула поощрял доносительство, сделал сенатором своего любимого коня.

  • Нерон, по народной молве, поджег Рим, обвинив в этом христиан. После его правления началась смута.

  • Тит Флавий Веспасиан пришел к власти в 69 году и позволил всем желающим занимать пустующие земельные участки, прекратил несправедливые казни, построил Колизей – огромный амфитеатр, вмещавший до 50 тысяч зрителей.

  • Марк Ульпий Траян, пришедший к власти в 98 году, прославился своей справедливостью, при нем начался «золотой век» Римской империи. Он создал фонд помощи неимущим, каждого сенатора обязал вложить треть своих богатств в развития хозяйства Италии. При нем Италия перестала зависеть от поставок египетского хлеба и стала сама себя обеспечивать. Под началом Траяна Рим расширил свои границы до Индийского океана, подчинил даков (жили между Дунаем и Карпатскими горами).

  • Марк Аврелий (160-181) прославился как «философ на троне»; утверждал, что человеческий разум имеет божественное происхождение, что надо любить ближних.

  • Каракалла в 212 году даровал римское гражданство всем жителям империи.

К этому моменту – к началу III века – в Риме стало происходить уменьшение темпов экономического роста, так как труд рабов становился все более неэффективным. Чтобы хоть как-то заинтересовать их в труде, хозяева начали давать рабам небольшую самостоятельность – сажать их на земельные наделы, на которых рабы могли построить себе хижину и вести хозяйство, отдавая часть произведенного своему господину. Многие крестьяне, кстати, также брали у богатых римлян землю в аренду, неся за это в пользу арендодателя некоторые повинности. В скором времени «рабы с хижинами» стали сближаться по своему положению с крестьянами-арендаторами. К концу III века они образовали сословие колонов – то есть прикрепленных к земле и несущих подати по отношению к магнату – то есть крупному землевладельцу.

Скульптуры Тиберия, Калигулы, Нерона, Тита Флавия Веспасиана

10. Раздел Римской империи на Восточную и Западную

После череды сменяющих друг друга императоров, к III веку Римская империя оказалась ослаблена. Одна за другой провинции (области государства) пытались выйти из состава империи. Приостановить распад удалось Диоклетиану, который стал императором в 284 году. Он выбрал себе трех соправителей. Такая система четырехвластия была названа тетрархией. Воспитанник Диоклетиана Константин в 330 году основал новую столицу государства – Византий, который позже станут называть Константинополем. В 395 году Римская империя окончательно разделится на две части – Западную Римскую империю и Восточную Римскую империю.

Раздел Римской империи в 395 году и скульптурный портрет Диоклетиана

11. Захват Рима готами

Распад Рима на две части совпал с таким процессом, как Великое переселение народов, когда народ гуннов вышел из азиатских степей и начал свое движение на запад, тесня народы, которые уже там обосновались. Такими «притесняемыми» оказались готы вандалы – германские племена. Они начали свое движение, сметая все на своем пути. В 410 году готы, возглавляемые Аларихом, захватили и разграбили Рим.

Карта движения готов во время Великого переселения народов и картина «Взятие Рима Аларихом»

12. Ослабление и падение Западной Римской империи

После нашествия готов Западная Римская империя ослабла. Да, ей удалось отразить атаку гуннов: в 451 году римский полководец Аэций разбил вождя гуннов Атиллу на Каталаунских полях. Однако уже в 455 году Рим снова был подвергнут разграблению – на этот раз со стороны вандалов. В 476 году представитель варварского племени Одоакр сверг последнего римского императора – Ромула Августула. Одоакр был провозглашен королем Италии, Западная Римская империя прекратила свое существование.

Монеты с изображением Ромула Августула и Одоакра

Аттестация педагогических работников

Результаты аттестации педагогических работников организацийРеспублики Башкортостан, осуществляющих образовательную деятельность

(по итогам заседаний Аттестационной комиссии Министерства образования и науки Республики Башкортостан от 16 декабря 2022 года)

Приказ по итогам аттестации от 16 декабря 2022 г. № 3195 Скачать

Результаты аттестации утверждены приказом Министерства образования и науки Республики Башкортостан от 16 декабря 2022 г. №.3195


Результаты аттестации педагогических работников организаций Республики Башкортостан, осуществляющих образовательную деятельность

(по итогам заседаний Аттестационной комиссии Министерства образования и науки Республики Башкортостан от 18 ноября 2022 года)

Приказ по итогам аттестации от 21 ноября 2022 г. № 2893Скачать

Результаты аттестации утверждены приказом Министерства образования и науки Республики Башкортостан от 21 ноября 2022 г. № 2893.


Результаты аттестации педагогических работников организаций Республики Башкортостан, осуществляющих образовательную деятельность

(по итогам заседаний Аттестационной комиссии Министерства образования и науки Республики Башкортостан от 21 октября 2022 года)

Результаты аттестации утверждены приказом Министерства образования и науки Республики Башкортостан от 21 октября 2022 г. № 2646.

Приказ по итогам аттестации от 21 октября 2022 г. № 2646Скачать


Результаты аттестации педагогических работников организаций Республики Башкортостан, осуществляющих образовательную деятельность

(по итогам заседаний Аттестационной комиссии Министерства образования и науки Республики Башкортостан от 17 июня 2022 года)

Результаты аттестации утверждены приказом Министерства образования и науки Республики Башкортостан от 21 июня 2022 г. № 404

Приказ по итогам аттестации от 21 июня 2022 г. № 404Скачать


Результаты аттестации педагогических работников организаций Республики Башкортостан, осуществляющих образовательную деятельность

(по итогам заседаний Аттестационной комиссии Министерства образования и науки Республики Башкортостан от 20 мая 2022 года)

Результаты аттестации утверждены приказом Министерства образования и науки Республики Башкортостан от 23 мая 2022 г. № 1145

Приказ по итогам аттестации от 23 мая 2022 г. № 1145Скачать


Результаты аттестации педагогических работников организаций Республики Башкортостан, осуществляющих образовательную деятельность

(по итогам заседаний Аттестационной комиссии Министерства образования и науки Республики Башкортостан от 15 апреля 2022 года)

Результаты аттестации утверждены приказом Министерства образования и науки Республики Башкортостан от 18 апреля 2022 г. № 823

Приказ по итогам аттестации от 18 апреля 2022 г. № 823Скачать


Результаты аттестации педагогических работников организаций Республики Башкортостан, осуществляющих образовательную деятельность

(по итогам заседаний Аттестационной комиссии Министерства образования и науки Республики Башкортостан от 18 марта 2022 года)

Результаты аттестации утверждены приказом Министерства образования и науки Республики Башкортостан от 22 марта 2022 г. № 570

Приказ по итогам аттестации от 22 марта 2022 г. № 570 Скачать


Результаты аттестации педагогических работников организаций Республики Башкортостан, осуществляющих образовательную деятельность

(по итогам заседаний Аттестационной комиссии Министерства образования и науки Республики Башкортостан от 18 февраля 2022 года)

Результаты аттестации утверждены приказом Министерства образования и науки Республики Башкортостан от 21 февраля 2022 г. № 321

Приказ по итогам аттестации от 21 февраля 2022 г. № 321 Скачать


Результаты аттестации педагогических работников организаций Республики Башкортостан, осуществляющих образовательную деятельность

(по итогам заседаний Аттестационной комиссии Министерства образования и науки Республики Башкортостан от 21 января 2022 года)

Результаты аттестации утверждены приказом Министерства образования и науки Республики Башкортостан от 21 января 2022 г. № 93

Приказ по итогам аттестации от 21 января 2022 г. № 93 Скачать


Результаты аттестации педагогических работников организаций Республики Башкортостан, осуществляющих образовательную деятельность

(по итогам заседаний Аттестационной комиссии Министерства образования и науки Республики Башкортостан от 17 декабря 2021 года)

Результаты аттестации утверждены приказом Министерства образования и науки Республики Башкортостан от 22 декабря 2021 г. № 2554

Приказ по итогам аттестации от 22 декабря 2021 г. № 2554Скачать


Результаты аттестации педагогических работников организаций Республики Башкортостан, осуществляющих образовательную деятельность

(по итогам заседаний Аттестационной комиссии Министерства образования и науки Республики Башкортостан от 19 ноября 2021 года)

Результаты аттестации утверждены приказом Министерства образования и науки Республики Башкортостан от 19 ноября 2021 г. № 2269

Приказ по итогам аттестации от 19 ноября 2021 г. № 2269 Скачать


Результаты аттестации педагогических работников организаций Республики Башкортостан, осуществляющих образовательную деятельность

(по итогам заседаний Аттестационной комиссии Министерства образования и науки Республики Башкортостан от 15 октября 2021 года)

Результаты аттестации утверждены приказом Министерства образования и науки Республики Башкортостан от 15 октября 2021 г. № 2062.

Приказ по итогам аттестации от 15 октября 2021 г. № 2062Скачать


Результаты аттестации педагогических работников организаций Республики Башкортостан, осуществляющих образовательную деятельность

(по итогам заседаний Аттестационной комиссии Министерства образования и науки Республики Башкортостан от 18 июня 2021 года)

Результаты аттестации утверждены приказом Министерства образования и науки Республики Башкортостан от 18 июня 2021 г. № 1231

Приказ по итогам аттестации от 18 июня 2021 г. № 1231Скачать


Результаты аттестации педагогических работников организаций Республики Башкортостан, осуществляющих образовательную деятельность

(по итогам заседаний Аттестационной комиссии Министерства образования и науки Республики Башкортостан от 21 мая 2021 года)

Результаты аттестации утверждены приказом Министерства образования и науки Республики Башкортостан от 21 май 2021 г. № 986

Приказ по итогам аттестации от 21 мая 2021 г. № 986Скачать


Результаты аттестации педагогических работников организаций Республики Башкортостан, осуществляющих образовательную деятельность

(по итогам заседаний Аттестационной комиссии Министерства образования и науки Республики Башкортостан от 16 апреля 2021 года)

Результаты аттестации утверждены приказом Министерства образования и науки Республики Башкортостан от 19 апреля 2021 г. № 677

Приказ по итогам аттестации от 19 апреля 2021 г. № 677Скачать


Результаты аттестации педагогических работников организаций Республики Башкортостан, осуществляющих образовательную деятельность

(по итогам заседаний Аттестационной комиссии Министерства образования и науки Республики Башкортостан от 19 марта 2021 года)

Результаты аттестации утверждены приказом Министерства образования и науки Республики Башкортостан от 29 марта 2021 г. № 504.

Приказ по итогам аттестации от 29 марта 2021 годаСкачать


Результаты аттестации педагогических работников организаций Республики Башкортостан, осуществляющих образовательную деятельность

(по итогам заседаний Аттестационной комиссии Министерства образования и науки Республики Башкортостан от 20 февраля 2021 года)

Результаты аттестации утверждены приказом Министерства образования и науки Республики Башкортостан от 20 февраля 2021 г. № 247.

Приказ по итогам аттестации от 20 февраля 2021 годаСкачать


Результаты аттестации педагогических работников организаций Республики Башкортостан, осуществляющих образовательную деятельность

(по итогам заседаний Аттестационной комиссии Министерства образования и науки Республики Башкортостан от 15 января 2021 года)

Результаты аттестации утверждены приказом Министерства образования и науки Республики Башкортостан от 19 января 2021 г. № 40.

Приказ по итогам аттестации от 19 января 2021 годаСкачать


Результаты аттестации педагогических работников организаций Республики Башкортостан, осуществляющих образовательную деятельность

(по итогам заседаний Аттестационной комиссии Министерства образования и науки Республики Башкортостан от 18 декабря 2020 года)

Результаты аттестации утверждены приказом Министерства образования и науки Республики Башкортостан от 18 декабря 2020 г. № 1304.

Приказ по итогам аттестации от 18 декабря 2020 годаСкачать


Результаты аттестации педагогических работников организаций Республики Башкортостан, осуществляющих образовательную деятельность

(по итогам заседаний Аттестационной комиссии Министерства образования и науки Республики Башкортостан от 20 ноября 2020 года)

Результаты аттестации утверждены приказом Министерства образования и науки Республики Башкортостан от 23 ноября 2020 г. № 1149.

Приказ по итогам аттестации от 23 ноября 2020 годаСкачать


Результаты аттестации педагогических работников организаций Республики Башкортостан, осуществляющих образовательную деятельность

(по итогам заседаний Аттестационной комиссии Министерства образования и науки Республики Башкортостан от 16 октября 2020 года)

Результаты аттестации утверждены приказом Министерства образования и науки Республики Башкортостан от 22 октября 2020 г. № 1031.

Приказ по итогам аттестации от 22 октября 2020 годаСкачать


Результаты аттестации педагогических работников организаций Республики Башкортостан, осуществляющих образовательную деятельность

(по итогам заседаний Аттестационной комиссии Министерства образования Республики Башкортостан от 26 июня 2020 года)

Результаты аттестации утверждены приказом Министерства образования Республики Башкортостан от 26 июня 2020 г. № 652

Приказ по итогам аттестации от 26 июня 2020 годаСкачать


Результаты аттестации педагогических работников организаций Республики Башкортостан, осуществляющих образовательную деятельность

(по итогам заседаний Аттестационной комиссии Министерства образования Республики Башкортостан от 22 мая 2020 года)

Результаты аттестации утверждены приказом Министерства образования Республики Башкортостан от 27 мая 2020 г. № 555.

Приказ по итогам аттестации от 27 мая 2020 годаСкачать


Результаты аттестации педагогических работников организаций Республики Башкортостан, осуществляющих образовательную деятельность

(по итогам заседаний Аттестационной комиссии Министерства образования Республики Башкортостан от 17 апреля 2020 года)

Результаты аттестации утверждены приказом Министерства образования Республики Башкортостан от 22 апреля 2020 г. № 460.

Приказ по итогам аттестации от 22 апреля 2020 годаСкачать


Результаты аттестации педагогических работников организаций Республики Башкортостан, осуществляющих образовательную деятельность

(по
итогам заседаний Аттестационной комиссии
Министерства образования Республики
Башкортостан от 20 марта 2020 года,
Аттестационной комиссии Министерства
культуры Республики Башкортостан от
19 марта 2020 года)

Результаты аттестации утверждены приказом Министерства образования Республики Башкортостан от 20 марта 2020 г. № 360.

Приказ по итогам аттестации от 20 марта 2020 годаСкачать


Результаты аттестации педагогических работников организаций Республики Башкортостан, осуществляющих образовательную деятельность

(по
итогам заседаний Аттестационной комиссии
Министерства образования Республики
Башкортостан от 21 февраля 2020 года,
Аттестационной комиссии Министерства
культуры Республики Башкортостан от
20 февраля 2020 года)

Результаты
аттестации утверждены приказом
Министерства образования Республики
Башкортостан от 25 февраля 2020 г. № 216.

Приказ по итогам аттестации от 25 февраля 2020 года.Скачать


Результаты аттестации педагогических работников организаций Республики Башкортостан, осуществляющих образовательную деятельность

(по
итогам заседаний Аттестационной комиссии
Министерства образования Республики
Башкортостан от 17 января 2020 года,
Аттестационной комиссии Министерства
культуры Республики Башкортостан от
16 января 2020 года)

Результаты аттестации утверждены приказом Министерства образования Республики Башкортостан от 22 января 2020 г. № 46.

Приказ по итогам аттестации от 22 января 2020 годаСкачать


Результаты аттестации педагогических работников организаций Республики Башкортостан, осуществляющих образовательную деятельность

(по
итогам заседаний Аттестационной комиссии
Министерства образования Республики
Башкортостан от 19 декабря 2019 года,
Аттестационной комиссии Министерства
культуры Республики Башкортостан от
19 декабря 2019 года, Аттестационной
комиссии Министерства здравоохранения
Республики Башкортостан от 19 декабря
2019 года)

Результаты аттестации утверждены приказом Министерства образования Республики Башкортостан от 23 декабря 2019 г. № 1498.

Приказ по итогам аттестации от 23 декабря 2019 годаСкачать

Результаты аттестации педагогических работников организаций Республики Башкортостан, осуществляющих образовательную деятельность

(по итогам заседаний Аттестационной комиссии Министерства образования Республики Башкортостан от 21 ноября 2019 года, Аттестационной комиссии Министерства культуры Республики Башкортостан от 21 ноября 2019 года, Аттестационной комиссии Министерства здравоохранения Республики Башкортостан от 21 ноября 2019 года, Аттестационной комиссии Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан от 20 ноября 2019 года).

Приказ по итогам аттестации от 21 ноября 2019 годаСкачать


Результаты аттестации педагогических работников организаций Республики Башкортостан, осуществляющих образовательную деятельность

(по итогам заседаний Аттестационной комиссии Министерства образования Республики Башкортостан от 17 октября 2019 года, Аттестационной комиссии Министерства культуры Республики Башкортостан от 17 октября 2019 года).

Приказ по итогам аттестации от 17 октября 2019 годаСкачать


Результаты аттестации педагогических работников организаций Республики Башкортостан, осуществляющих образовательную деятельность

(по итогам заседания Аттестационной комиссии Министерства образования Республики Башкортостан от 27 июня 2019 года).

Приказ по итогам аттестации от 27 июня 2019 годаСкачать

Переход Рима от республики к империи

Римская республика была основана в 509 г. до н.э. после свержения последнего этрусского царя, правившего Римом. Следующее правительство Рима служило представительной демократии в форме республики. Первоначально власть принадлежала самым богатым семьям Рима, патрициям, и только они могли занимать политические или религиозные должности. Все остальные считались плебеями, и ни один член этой группы не мог занимать должности. Однако в течение почти 200 лет плебеи боролись за власть в правительстве и получали ее.

Сердцем Римской республики был Сенат. Сенат консультировал по вопросам, касающимся правил, регулирующих город и население. В республике члены патрицианского сословия служили советниками других органов управления республики. Хотя Сенат формально не издавал законов, престиж его членов давал Сенату большое влияние на законодательные органы Рима.

Сенат просуществовал в качестве единственного органа управления республикой лишь короткое время, начиная с основания республики в 509 г.до н.э. до 494 г. до н. э., когда организованная плебеями забастовка привела к созданию Concilium Plebis , или Совета плебеев. Это дало плебеям право голоса в правительстве. В результате были сформированы новые законодательные, или правотворческие, органы Римской республики. Эти законодательные органы, называемые ассамблеями, разделяли власть следующим образом:

  • Центуриатные центуриатные центуриатные комиссии — этот орган принимал решения о войне, принимал законы, избирал магистратов (консулов, преторов и цензоров), рассматривал апелляции на смертные приговоры и проводил иностранные дела. связи.
  • Concilium Plebis  — Этот орган избирал своих должностных лиц и формулировал декреты для соблюдения классом плебеев; в 287 г. до н. э. он получил право делать все декреты обязательными для всего римского сообщества.
  • Comitia Tributa   – племенные собрания, открытые для всех граждан (которые могли быть свободными только для взрослых мужчин), избирали мелких должностных лиц, утверждали законодательные решения, часто по местным вопросам, и могли обладать судебной властью, но могли налагать только штрафы. а не наказывать.

Руководили республикой два консула, избираемые законодательными собраниями. Они служили в течение одного года, председательствовали в римском сенате и командовали римскими вооруженными силами. Хотя их власть была несколько ограничена учреждением других должностей магистратов, консулы фактически были главами государств.

Республика стояла крепко несколько столетий. Однако по мере расширения власти и территории Рима начали возникать внутренние конфликты, поскольку граждане и семьи боролись за власть. Например, в I веке до н. э. знаменитый римский оратор Марк Цицерон раскрыл заговор римского сенатора Луция Катилины с целью свержения римского правительства. Некоторые граждане, такие как братья Гракх, пытались провести государственные реформы и социальные реформы, чтобы помочь бедным. В конечном итоге возникли фракции (лояльные либо патрицианскому или плебейскому классу, либо определенному военному генералу), вспыхнули военные действия, и республику охватила серия гражданских войн. Во время этих гражданских войн видный полководец и государственный деятель по имени Юлий Цезарь начал приобретать значительную власть. Он пользовался лояльностью солдат в своей армии и получил доступ к значительному богатству после завоевания провинции Галлия.

Сенат, опасаясь могущества Цезаря, потребовал от него отказаться от командования своей армией и вернуться в Рим как гражданин. Цезарь отказался, вместо этого двинул свою армию на юг прямо в Рим. В результате между Цезарем и его главным политическим соперником Помпеем разразилась еще одна гражданская война. Цезарь вышел победителем и был провозглашен пожизненным диктатором. Раньше титул диктатора присваивался назначаемому и временному лидеру во время чрезвычайного военного положения. Другие лидеры республики опасались, что Цезарь станет тираном с этим новым титулом. Чтобы предотвратить это, группа сенаторов сговорилась и убила его. В ответ на смерть Цезаря его племянник и наследник Август разгромил заговорщиков. Затем он зарекомендовал себя как первый римский император.

В Римской империи власть резко перешла от представительной демократии к централизованной имперской власти, при которой император обладал наибольшей властью. Например, при Августе императоры получили возможность вводить законы и накладывать вето на них, а также командовать армией. Кроме того, император обладал значительной властью над теми, кто занимал низшие руководящие должности. Ни один гражданин не мог занимать должность без согласия императора. В результате такого перераспределения власти народные собрания, действовавшие в республиканский период, потеряли свое значение и власть.

Хотя собрание стало почти церемониальным, Сенат выстоял. В первую очередь Сенат сохранился в ранний период империи как узаконитель правления императора. Полномочия, данные императору, по-прежнему исходили от Сената. Поскольку Сенат состоял из элиты Рима и интеллектуальных граждан, они влияли на общественное мнение. Обладая этой властью, Сенат мог объявить императора врагом государства, или после смещения или смерти императора Сенат мог официально стереть записи о его правлении из официальной истории.

Во времена правления Августа Римская империя укрепила контроль над итальянским полуостровом, основала колонии в Северной Африке после победы над Карфагеном во время Пунических войн и контролировала большие территории в Испании и Галлии. При императорах римская территория расширялась дальше, доминируя над большей частью европейского континента, включая Британию и основные районы современной Восточной Европы.

Это расширение, принесшее Риму большое богатство, власть и престиж, в конечном итоге привело к его падению. Несмотря на то, что римская дорожная система способствовала мобильности армии и торговли, расходы на содержание огромной империи ложились тяжелым бременем на казну Рима и его политическое управление. К этому бремени добавлялись учащающиеся набеги и нападения иноземных племен и общин. Императоры пытались решить эти проблемы путем внутренних реформ.

Например, император Диоклетиан разделил контроль над Римской империей на две части: западную и восточную. Диоклетиан считал, что территории по всей империи будет легче контролировать и поддерживать, если они будут находиться под контролем двух администраций. Будущие императоры пытались провести аналогичные реформы, но в конечном итоге внутренний конфликт между восточной и западной половинами, внешнее давление со стороны иностранных племен и продолжающееся истощение богатства и инфраструктуры Рима в конечном итоге сделали империю уязвимой для краха.

В 476 году н.э. последний из западных римских императоров, Ромул Августул, был свергнут с престола. Тем не менее, восточная половина Римской империи, известная в истории как Византийская империя, просуществовала еще тысячу лет, пока не попала под власть турок-османов в 1453 г. н.э.

Римская республика | Определение, даты, история, правительство, карта и факты

Римская экспансия в Италии с 298 по 201 г. до н.э.

См. все СМИ

Дата:
509 г. до н.э. — 27
Основные события:
Битва при Каррах
Третья рабская война
Ключевые люди:
Тит Квинктий Фламинин
Марк Эмилий Лепид
Ливия Друзилла
Марк Эмилий Лепид
Марк Эмилий Лепид
Похожие места:
Италия
древний Рим
Байи

Просмотреть весь связанный контент →

Популярные вопросы

Что такое Римская республика?

Римская республика была государством, существовавшим с момента свержения последнего римского царя Тарквиния в 509 г. до н. э. до основания Римской империи в 27 г. до н. э., когда Октавиан получил имя Август и стал принцепсом .

Чем Римская республика отличалась от Римской империи?

Основное различие между Римской республикой и Римской империей заключалось в том, что первая была демократическим обществом, а второй управлял только один человек. Кроме того, Римская республика почти постоянно находилась в состоянии войны, тогда как первые 200 лет существования Римской империи были относительно мирными.

Была ли Римская республика демократией?

Римская республика была демократией. Его правительство состояло из сената и четырех ассамблей: куриатных комиций, центуриатных комиций, плебископального совета и трибутной комиции. Тем не менее, в чрезвычайных ситуациях Сенат и консулы назначали временного диктатора на ограниченный период времени. Самым известным из этих диктаторов был Цинциннат.

Каково было жить в Римской республике?

Общество в Римской республике делилось на два класса: богатые патриции и простые граждане, называемые плебеями. Они не могли породниться. Голосовать могли только римские граждане мужского пола. Рабство имело важное значение для римской экономики. Большая часть населения Рима жила в многоквартирных домах под названием insulae .

Почему закончилась Римская республика?

В 31 г. до н. э., когда Октавиан победил Марка Антония в битве при Акциуме и захватил контроль над Римом, Римская республика вступила в свои последние годы. Он закончился в 27 г. до н. э., когда Октавиан стал принцепс , или «первый гражданин». Титул был призван поддерживать образ ограниченной власти, но на самом деле он стал самодержавным правителем Рима и первым императором Римской империи.

Римская республика , (509–27 г. учредил. Далее следует краткое описание Римской республики. Для полного лечения см. Древний Рим.

Ранние исторические записи

Ранняя Римская республика (509–264 гг. до н. э.) и предшествующий царственный период (753–509 гг. до н. э.) являются наиболее плохо задокументированными периодами римской истории. Историческое письмо в Риме началось только в конце 3 века до н.э., когда Рим уже завершил завоевание Италии, зарекомендовал себя как крупная держава древнего мира и был вовлечен в гигантскую борьбу с Карфагеном за контроль над западным Средиземноморьем. . Самые ранние римские истории представляли собой краткие сводки фактов и историй, но постепенно историки приукрашивали скудный фактический материал (например, список ежегодных магистратов с начала республики, религиозные записи и тексты некоторых законов и договоров) как родной и греческий фольклор. Следовательно, со временем исторические факты о раннем Риме пострадали от патриотического переосмысления, включающего преувеличение правды, замалчивание неудобных фактов и выдумку.

Древние римские историки изначально расходились во мнениях относительно точной даты основания Рима. Однако к концу республики было общепризнано, что Рим был основан в 753 г. до н. э. и что республика началась в 509 г. до н. э., после свержения Луция Тарквиния Гордого, последнего из семи римских царей. Согласно традиции, первые шесть королей были доброжелательными правителями, а последний был жестоким тираном, свергнутым народным восстанием.

Распространенное современное мнение состоит в том, что монархия в Риме была случайно свергнута в результате военного поражения и иностранной интервенции. Эта теория рассматривает Рим как место, которое высоко ценили этруски (народ центрального итальянского региона Этрурия) в 6 веке до нашей эры. Порсенна, этрусский царь Клузиума, победил римлян и изгнал Тарквиния Гордого. Однако прежде чем Порсенна смог утвердиться в качестве монарха, он был вынужден уйти, оставив Рим без короля. Вместо того, чтобы восстановить своего короля, римляне заменили его двумя ежегодно избираемыми магистратами, называемыми консулами.

В период ранней Римской республики были созданы новые важные политические должности и институты, а старые были приспособлены для удовлетворения меняющихся потребностей государства. По мнению античных историков, эти изменения и нововведения явились результатом политической борьбы между двумя общественными сословиями, патрициями и плебеями, начавшейся в первые годы существования республики и продолжавшейся более 200 лет. Несоответствия, несоответствия и логические ошибки в описании Ливия, одного из величайших историков Рима, делают очевидным, что этот тезис о борьбе орденов является грубым упрощением очень сложной серии событий, не имевших единой причины.

Раннее правительство

Два консула (пришедшие на смену королю) были главным образом генералами, чьей задачей было командовать армией Рима в войне. Во время военного положения, когда иногда было необходимо единоначалие, Рим назначал вместо консулов ​​диктатора, который, однако, не мог занимать верховное военное командование дольше шести месяцев.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.

Подписаться сейчас

Сенат, который, возможно, существовал при монархии и служил консультативным советом при короле, теперь консультировал как магистратов, так и римский народ. Хотя теоретически народ был суверенным, а Сенат лишь давал советы, на практике Сенат обладал огромной властью из-за коллективного престижа его членов.

В республике существовало два разных народных собрания: центуриатное собрание и племенное собрание. Центуриатное собрание носило военный характер; он проголосовал за войну и мир и избрал всех тех магистратов, которые осуществляли империум (военную власть). Племенное собрание было невоенным гражданским собранием, которое избирало тех магистратов, которые не осуществляли империум. Он занимался большей частью законодательства и заседал в качестве суда по серьезным общественным правонарушениям.

В 451 г. до н. э. Рим получил свой первый письменный свод законов, начертанный на 12 бронзовых табличках и публично выставленный на форуме. Его положения касались таких вопросов, как судебная процедура, обращение взыскания на долги, отцовская власть над детьми, права собственности, наследование и правила похорон. Этот так называемый Закон Двенадцати Таблиц должен был лечь в основу всего последующего римского частного права.

Расширение Рима

В течение 6 века до н. э. Рим стал одним из самых важных государств в Лациуме — благодаря достижениям его этрусских правителей — но Тибур (Тиволи), Пренесте и Тускулум были не менее важными латинскими государствами. Хотя латиняне жили в политически независимых городах, их общий язык и культура способствовали сотрудничеству в религии, праве и войне. (Это сотрудничество стало известно как Латинская лига.) Латинские государства иногда вели войны между собой, но во времена общей опасности они объединялись для взаимной защиты.

К концу V века до н. э. римляне начали расширяться за счет этрусских государств, возможно, благодаря росту населения. Первые две крупные войны Рима против организованных государств велись за Фидены (437–426 гг. до н. э.), город недалеко от Рима, и против Вейи, важного этрусского города. Прежде чем римская мощь еще больше возросла, мародерствующее галльское племя прокатилось по долине реки По и разграбило Рим в 390 г. до н. э. ; однако захватчики ушли, получив выкуп золотом. Потребовалось сорок лет ожесточенных боев в Лацио и Этрурии, чтобы восстановить могущество Рима. Когда Рим становился все более доминирующим в Латинской лиге, латиняне подняли оружие против Рима, чтобы сохранить свою независимость. Последовавшая за этим Латинская война (340–338 гг. до н. э.) быстро разрешилась в пользу Рима.

Теперь Рим был хозяином центральной Италии и провел следующее десятилетие, расширяя свои границы посредством завоеваний и колонизации. После трех войн против самнитов на севере (третья в 298–290 гг. до н. э.) и Пирровой войны (280–275 гг. до н. э.) против греческих городов на юге Рим стал непререкаемым хозяином Италии.

Узнайте о взлете и падении Карфагена, победе Ганнибала в битве при Каннах и его поражении в битве при Заме

Посмотреть все видео к этой статье

Вскоре успех Рима привел его к конфликту с Карфагеном, признанной торговой державой в Северной Африке, за контроль над Средиземным морем. Последовавшие за этим сражения, известные как Пунические войны, произошли в 264–146 годах до н. э. Два великих военных гения были в числе предводителей этих войн. Ганнибал руководил карфагенскими войсками примерно с 220 по 200 гг., когда потерпел поражение от римского полководца Сципиона Африканского Старшего. Римляне заняли Карфаген и в конце концов полностью разрушили его в 146 г.

Поражение этого могущественного соперника поддержало захватнический импульс римлян, и они нацелились на все Средиземноморье. На востоке римляне победили Сирию, Македонию, Грецию и Египет, которые до этого были частью распадающейся эллинистической империи. Римляне также разрушили Ахейский союз и сожгли Коринф (146 г. до н. э.). Завоеванные огромными усилиями и с неизбежными потерями новоприобретенные земли и населяющие их разнообразные народы оказались сложной задачей для эффективного управления. Римляне организовали покоренные народы в провинции — под контролем назначенных губернаторов с абсолютной властью над всеми неримскими гражданами — и разместили в каждой войска, готовые применить соответствующую силу в случае необходимости.

В самом Риме большинство граждан страдали от последствий жизни в стране, взгляд которой неизменно устремлен вдаль. Римские фермеры не могли выращивать урожай, чтобы экономически конкурировать с продуктами из провинций, и многие мигрировали в город. Какое-то время простолюдины ублажались хлебом и зрелищами, поскольку власти пытались отвлечь их внимание от разрыва между их уровнем жизни и уровнем жизни аристократии. Рабство подпитывало римскую экономику, и его выгоды для богатых оказались катастрофическими для рабочего класса. Напряженность росла, вспыхивали гражданские войны. Последовавший за этим период беспорядков и революций ознаменовал собой переход Рима от республики к империи.

Известными фигурами в гражданских войнах были Гай Марий, военачальник, который семь раз избирался консулом, и Сулла, армейский офицер. Более поздние этапы гражданских войн охватили карьеру Помпея, оратора Цицерона и Юлия Цезаря, который в конечном итоге взял на себя всю полноту власти над Римом в качестве его диктатора.