Содержание
Фотофакты. Зачем на Алтай начали ездить турецкие туристы
В ближайшее время в прессе Стамбула появится несколько статей об Алтае. Для разных газет и журналов их намерены написать торговец антиквариатом Мустафа Энд и журналистка Айнур Ког. Они стали одними из первых турецких туристов на Алтае. Как уже писал altapress.ru, с 11 по 17 июля группа из 19 граждан жаркой страны колесила по самым красивым местам нашего региона и Республики Алтай.
Корреспондент газеты «Свободный курс» ездила с ними в качестве помощника гида и выяснила, каково быть турком в Алтайских горах.
Экспедиции с рахат-лукумом
Почему Турция остается самым популярным летним местом отдыха для жителей Алтайского края — понятно. Но что здесь забыли жители Турции? Этот вопрос встречные российские туристы мне задали раз пять за неделю путешествия. Они провожали глазами нашу группу, прислушивались к гомону голосов, но не могли угадать, откуда эти странные приезжие.
Широко шагала и пела высокая блондинка с черными глазами — пятидесятилетняя студентка Симин Арат. На пенсии она поступила в магистратуру и сейчас работает над диссертацией «Роль шамана для тюркских племен доисламского периода». Семенила маленькая старушка в тельняшке Улкер Эргинсой — старшая в группе, ей 87 лет. Вдова физика-ядерщика путешествует одна, из последних мест посещения — Сахара. Засунув руки в карманы и насвистывая, шел невысокий мужчина, своими бакенбардами похожий на диснеевского гнома. Это Исан Нечипоглу, региональный директор международной корпорации DOW Chemichal, второй в мире на своем рынке по объему продаж. Хрупкая женщина, которая всю поездку завязывала в причудливые узлы пестрые шарфики на шее и рыжую гриву волос на голове, — жена Исана Нисса. Обоим по 60 лет, и это средний возраст всей группы. Все ее члены посетили от 50 до 140 стран.
С внешним миром алтайской истории и легенд их связывал собственный гид-лектор Йилдирим Буктель, с миром местного быта — местный гид Владимир Важенцев и два его помощника, среди которых и я.
Гости из Турции были, пожалуй, единственными во всем Горном, кто слушал рассказы гида с блокнотами и постоянно что-то писал. Они открывали рты, видя, как по мере удаления от Алтайского края в сторону Республики Алтай горы вырастают все выше, как широко во все стороны тянутся долины и реки и как мало на этих просторах людей. Но больше всего их интересовали алтайцы.
С ними турецкие гости говорили на похожем языке, принадлежа к той же, тюркской, языковой группе. Для турков Алтай — одно из мест происхождения их народа. Это все и объясняет: тур для них был в первую очередь историко-познавательной экспедицией на тему поиска собственных корней.
Поэтому в столовой турбазы «Кырсай» на юге Телецкого озера все горничные-официантки были отловлены турчанками и засняты. Любой пухлощекий алтайский малыш также сразу брался в кольцо объективов и после внезапной минуты славы получал кусочки лукума и возгласы умиления. «Ради этого мы и здесь», — пояснила журналистка Айнур Ког, запрыгивая обратно в микроавтобус в Чулышманской долине. За окном два алтайских мальчика-пастушка на коне, к которым она сбегала фотографироваться, удалялись с каменно-спокойными лицами.
Непонимание на зеленых просторах
Первым приключением стала покупка напитков у придорожного комплекса «Ника». Персонал очень злился на наших туристов за то, что те не понимают русского языка. Видя, что обстановка у прилавка накаляется, подошла я. Девушка за стойкой глядела на нашего Мустафу Энда с ненавистью, тот на нее — с растерянностью.
— Почему она на меня кричит? Я просто хочу купить кофе, — обратился ко мне Мустафа. За ним толпились его «коллеги по экспедиции», которые тоже хотели кофе. Но побаивались об этом заикнуться.
Маршрут путешествия турецких туристов по Алтаю
Михаил Хозяйкин
Я встала рядом, став переводчицей продавщицы, и проблема покупки напитков для группы была решена. Но языковой вопрос никуда не делся. В дальнейшем нам продолжали встречаться только не владеющие английским сотрудники сферы услуг. Апофеозом же стал чудесный горноалтайский музей имени А. В. Анохина, где единственной переведенной на английский надписью была вывеска «Кафе». В головах турецких путешественников такое просто не укладывалось: им очень хотелось читать все, что написано в витринах об экспонатах. Но увы.
— Я бы не сказал, что туалеты на улице для нас необычны: в некоторых районах Турции они такие же, — рассказал мне Мустафа. — Главной проблемой в таких поездках я бы назвал язык. Мне грустно, что я не могу здесь найти хорошую книгу на английском про, например, Телецкое озеро. И что нельзя обмениваться информацией с местными жителями, общаться. Та же проблема есть на моей родине и в других странах.
Он сказал это под палящим солнцем и ледяным ветром на теплоходе, плывшем вдоль Телецкого. Мустафа из-за жары надел шорты, а из-за ветра — шерстяную шапку. Всю жизнь господин Энд работал в международной торговле и только на пенсии занялся покупкой и продажей антиквариата и путешествиями — тем, что действительно любит. Так и получилось, что годы не самой любимой, но высокооплачиваемой работы привели к тому, что 14 июля 2015 года он оказался посреди Телецкого озера. Алтайский тур для него обошелся недешево: около 5 тыс. долларов.
— Поначалу мои планы путешествий не были на том уровне, когда мы могли сорваться в Сибирь. Но мой знакомый гид говорил: если не видел Сибири, не видел мира, — сообщил Мустафа. — Поначалу мы с женой опасались, что такие места могут быть некомфортными. Но все же решились, и я ничуть не жалею. Ваша природа потрясает. Я не ожидал увидеть здесь такие зеленые просторы. Такие спокойные и девственные. Я бывал во многих лесах за свою карьеру, от Южной Африки до Финляндии, но эти леса — за пределами воображения. Особенно когда ты здесь в первый раз.
Турецкое меньшинство
Алтайцы, которые были так интересны туркам, стали виновниками ряда неудобств в их поездке, так как имеют свои представления о хорошем обслуживании. На «Кырсае» горничная вместе с коллегами несколько раз спрашивала, понравился ли гостям обед/ужин и очень уважительно обращалась с бабушкой Улкер. Но матрасы на этом комплексе как были в застарелых пятнах с прошлых лет, так и остались; а у бабушки Улкер в домике был сломан замок. Альтренативы же «Кырсаю» на южном берегу Телецкого, по сути, нет. Руководство комплекса реагировало на претензии турецких гостей с нескрываемым раздражением. Они к гостям со всей душой, а те привередничают.
— Условия вполне нормальные, я совершенно не возражаю, — заверила меня бабушка Улкер, пока несколько других ее друзей по поездке неподалеку возмущались матрасами и просили дополнительные простыни. — Но как они могли не проверить замки?! Они же знали, что приедут туристы!
Сложности для турков в годах представляли и долгие переезды по алтайским трассам. Но в целом они заранее знали, что иначе увидеть красоту Алтая невозможно. Запасливые гостьи из жаркой страны не терялись и создавали свой турецкий уют даже в условиях микроавтобуса на пять человек, прямо на зубодробительной деревенской дороге. Это делалось так. Одна сооружала из кофты занавеску на окно от солнца, другая доставала влажные салфетки, третья — резала хлеб. Водитель включал хиты Таркана. И вот я уже ехала в компании весело поющих турчанок, которые предлагали нам с шофером то сыр, то орехи.
Айнур, Мустафа, Исан и прочие — совершенно нетипичные турки. Такого рода группа на Алтае — лишь третья по счету, первая приезжала в 2013 году. Пока такие туры для турецких граждан в Алтайском крае организует только фирма «Плот».
— Моя мама реагировала на мою поездку так: куда-куда ты едешь? Зачем?! Какой еще Алтай, это вообще где? Большинство жителей Турции едут в путешествие, чтобы расслабиться и получить all inclusive, — рассказала Симин. — Но все люди в нашем походе немного сумасшедшие. Чтобы участвовать в таких поездках, к ним нужно готовиться, читать. Также нужно быть здоровым. Мне повезло с этим, и я очень счастлива быть здесь.
— В мире стало очень много всего одинакового. До тех пор, пока я вижу что-то уникальное, меня не волнуют примитивные туалеты, — добавил Исан. И он действительно был одинаково всем доволен как в бийском ресторане «На старом месте» или гостинице «Салют», так и на «Кырсае».
Йилдирим, который начал работать гидом 30 лет назад одновременно со стартом развития туризма в Турции, считает, что эти люди — первые из многих. Их соотечественники пока предпочитают путешествия по Европе. Но интерес к прошлому своего народа среди них неизбежно будет расти.
Разговоры в пути
Йилдирим Буктель,
гид турецкой туристической компании Fest travel:
Йилдирим Буктель.
Татьяна Крикун
Думаю, что людей, которые практикуют культурно-познавательный туризм с Fest, около 10 тыс. — из 80 миллионов жителей Турции. То есть их немного. Но туризм в Турции очень активно развивается. Когда я начинал, в нашу страну приезжали только 2 млн туристов в год. Теперь их более 30 млн в год. Я стал работать с компанией Fest travel, когда она стала первой в стране, кто занялся культурным туризмом. Для того чтобы работать гидом на эту компанию, нужно очень много читать и изучать. Я имею программу на весь год и знаю, где в какое время буду. Более того: я знаю, что буду делать в следующем году и даже через три года. Я работаю в качестве гида 130 дней в году. В остальное время готовлюсь к поездкам и пишу книги. Уже написал о Монголии и Тоскане. Собираюсь написать и про Алтай.
Мустафа Энд,
торговец антиквариатом:
Мустафа Энд.
Татьяна Крикун
Наши дети выросли, и мы с женой решили больше путешествовать. Такие вещи заполняют пустоту, которая образуется у людей на пенсии. Турки не сказать чтобы большие любители странствий в плане познавательного туризма. Они консервативны, не стремятся узнавать новое. Предпочитают приехать к морю на неделю, плавать, есть, напиваться и ложиться спать, чтобы наутро все это повторить снова. Но мы странные турки. Все люди здесь — настоящие путешественники, уже бывавшие или планирующие поездки в места, похожие на это. Здесь меня интересуют история, археология, география. Кем были жившие здесь люди? И кто они сейчас? Какая природа их окружает? Местная архитектура для нас тоже очень впечатляющая, хотя она деревенская и местами примитивная. Потому что у нее много корней с прошлым.
Исан Нечипоглу,
директор корпорации DOW Chemical в регионах «Турция — Центральная Азия»:
Исан Нечипоглу
Татьяна Крикун
Когда ты руководитель, всегда нужно быть уверенным в себе. И на вопрос: «Есть ли у тебя план?» — всегда надо отвечать: «Конечно, у меня есть план». Особенно если его нет. Или вот еще прием. Когда подчиненный или кто-то из слушающей аудитории задает вопрос, на который ты не знаешь ответа, можно сказать: «Это отличный вопрос. Какое решение вы видите?» Всегда найдется кто-то, кто захочет выделиться и ответить! Всегда!
Нилюфер Волкан,
менеджер страховой компании:
Нилюфер Волкан.
Татьяна Крикун
Я побывала в 50 странах. Моя семья — это моя сестра, она ездит со мной, так что все в порядке. В чемальском аиле нам показывали свадебный обряд — у нас в Турции есть похожая традиция. Я очень хорошо помню свою свадьбу, у меня было такое красивое платье! Когда я сидела, его подол был как павлиний хвост, осталось много красивых фото… правда, потом я развелась. Потому что мужчины — это мужчины. Сейчас все, что я зарабатываю, я трачу на путешествия. Я была в Кении, Индии, Ботсване, Таджикистане, Кыргызстане, Узбекистане и т. д., Азия мне особенно интересна. И теперь, когда я увидела камень Чингисхана в долине Чулышмана, я побывала во всех местах, где ступала нога этого человека! Я так счастлива!
Карта маршрута турецких туристов
Новосибирск — Барнаул — Майминский район — Чемальский район — Горно-Алтайск — Телецкое озеро — долина реки Чулышман — перевал Кату-Ярык — урочище Пазырык — Улаганский перевал — перевал Чике-Таман — этноприродный парк Уч-Энмек — Каракольская долина — Чемальский район — Горно-Алтайск — Новосибирск.
Факт
В 2014 году с апреля по август в Турцию слетали 19,5 тыс. пассажиров барнаульского аэропорта
Редакция благодарит туристическую компанию «Плот» за содействие при подготовке материала.
Altay не доехал до Алтая
АР
События в Казахстане взволновали не только Россию и другие соседние с мятежной республикой государства, но и далекую Турцию. Тот факт, что президент Токаев обратился за помощью к партнерам по ОДКБ, а не к единокровной и единоверной Турции, не на шутку возмутил очень многих в Анкаре.
Главный советник президента Эрдогана Ихсан Шенер на конференции «Мы не позволим забыть 15 июля» обвинил Россию в оккупации Казахстана. «Россия не просто воспользовалась кризисом, а банально спровоцировала его» (цитата из газеты Cumhuriyet от 10.01.2022). Автор публикации в крупнейшей турецкой газете видит за событиями в Казахстане руку Москвы – мол, это Кремль все сделал для того, чтобы мирные акции протеста превратились в хаос и погром: «Страна как будто была поставлена перед свершившимся фактом, задачей которого было призвать в страну ОДКБ, Организацию Договора о коллективной безопасности!»
«Митинги были предлогом, фактически был подготовлен задел для российского вторжения в страну. Разве не русские должны были готовить акции протеста, раздавать людям оружие, открывать огонь из окон и, наконец, призывать себя «спасти Казахстан от хаоса, в который он впал»?!» – раскрывает секреты турецкая Yeni Safak.
В общем, Турция оскорблена тем, что братский Казахстан обратился не к ней, а к соседям, с которыми имеется оборонительный договор.
Причина в том, что в эрдогановской концепции единого тюркского мира Казахстану отводится ключевая роль. И дело не только в его огромной территории, природных богатствах и стратегическом расположении (выход к границам Китая, российским Сибири, Уралу и Поволжью). Дело еще и в идеологии. Исторический Туран, родина тюрок, возвращение которой является важнейшей частью пантюркистской доктрины, – это и есть современный Казахстан. В Восточный Казахстан входит часть Алтая, а это прародина тюркских народов и обитель духов предков, настоящий святой Грааль пантюркистской мифологии. Недаром первый танк национального производства турки назвали Altay.
Пантюркистская идеология распространяется в Казахстане через сеть казахско-турецких лицеев и культурные центры. После провозглашения независимости Казахстану была необходима помощь в реформе образования, и содействие Турции ценилось в республике высоко, но впоследствии зацикленность турецких специалистов на идеологии в ущерб образованию начала настораживать казахстанских партнеров (то же происходит и в других тюркских странах бывшего СССР – Киргизии, Азербайджане и Узбекистане). В результате первоначальный интерес казахов к Турции начал ослабевать. Во всяком случае, перспектива получить нового «старшего брата» в виде Турции их не вдохновляет.
Для Казахстана развитая Турция прежде всего экономический партнер. Товарооборот между двумя странами в 2020 г. составил $3 млрд. Казахстан продает Турции нефть, медь, необработанные алюминий и цинк, нечесаное хлопковое волокно, некоторые виды сельхозпродукции. Турция экспортирует в Казахстан одежду, фармацевтические материалы, ковры, напольное покрытие, бытовую технику и механические устройства. То есть торговля очень выгодна Турции, но намного менее выгодна Казахстану, выступающему в роли сырьевого придатка более развитого партнера. Турецкие инвестиции в экономику Казахстана составляют около $5 млрд – преимущественно в строительство, гостиничный бизнес и совсем немного – в сельское хозяйство и медицину.
Что это значит для Казахстана? Конечно, торговля и инвестиции – дело хорошее. Но торговля Казахстана с Россией – более $19 млрд, т. е. в 6 раз больше, чем с Турцией. Общий объем иностранных инвестиций в Казахстан перед январскими событиями – более $330 млрд, т. е. турецкая доля в них менее 2%. Причем в важнейших отраслях казахстанской экономики (нефть, газ, цветные и черные металлы) турецкие компании почти незаметны.
Бурная реакция в Турции на казахстанские события – дань идеологической концепции, активно пропагандируемой в Турции. О «тюркских народах-братьях» в Казахстане не забывают, но родство с турками или, скажем, якутами для большинства казахов штука, в общем, маловажная. Для них это прежде всего дополнительная возможность выхода в большой внешний мир. Неудивительно, что в концепции внешней политики Казахстана на 2020–2030 гг. среди основных направлений этой политики (Россия, Китай, США, ЕС и государства Центральной Азии) Турция не упоминается вообще.
Казахстан участвует в работе Организации тюркских государств. Но стремление Анкары преобразовать ее в супергосударство наподобие ЕС и тем более планы создания единой тюркской армии в Казахстане не находят отклика.
Вокруг роли Турции в январских событиях в Казахстане ходит много домыслов. В их числе – роль криминального авторитета Армана Дикого, прилетевшего на родину из Турции и попытавшегося возглавить протесты, и утверждения, что погромщики якобы не трогали турецкие торговые центры, и намеки на то, что турецкий бизнес связан с назарбаевским кланом и воспротивился его падению. Все это предстоит проверять и перепроверять.
Но многое ясно уже сейчас. В первую очередь, что идеология (в данном случае пантюркизм и неоосманизм) в критический момент оказалась куда слабее экономики. Что пресловутый «голос крови» (единство тюрков) не столь важен, как традиционные связи между соседями. В силу этого турецкий танк, названный в честь священной прародины тюрок, так и не доехал до Алтая.
Новости СМИ2
Отвлекает реклама? С подпиской
вы не увидите её на сайте
В пустыне Гоби в Монголии обнаружено три новых поселения тюрков-алтайцев
Группа турецких ученых обнаружила три новых поселения древних тюрков-алтайцев в пустыне Гоби в Монголии. В раскопанных поселениях обнаружены археологические артефакты, отражающие тесную связь алтайских тюрков с регионом Монголии.
Пустыня Гоби — одна из крупнейших в мире, и именно там Семих Гюнери и его коллеги-ученые провели исследование, начавшееся в 1995 в рамках проекта «Археологические ресурсы тюркской культуры в Центральной Азии».
Два из трех древних поселений алтайских тюрков были обнаружены под открытым небом, а третье — в пещере. В них были фигурки мамонтов и другие следы, относящиеся к эпохе верхнего палеолита. Образцы камня, собранные в самих поселениях, установили временную шкалу между 15 000 и 12 000 г. до н.э. Особое значение имели фигурки мамонтов.
«Две фигуры мамонта, которые мы нашли в районе Гурван Сайхан Уул, были для нас весьма неожиданными», — заявил Гюнери. «Наскальные изображения этих крупных млекопитающих, вымерших в последний период верхнего палеолита, являются наиболее интересными изображениями того времени».
Кроме того, фигурки принадлежали древним алтайским тюркам разных периодов времени, а не только эпохи верхнего палеолита.
Иллюстрации, похоже, не являются такой надежной формой доказательства, как письменные документы. Тем не менее, они позволяют ученым реконструировать повседневную жизнь сообществ. Это включает в себя их обычаи захоронения, жизненные события и стиль домов.
Команда Гюнери обнаружила петроглифы, рисунки и рельефы на скалах в столице Монголии Улан-Баторе и в Горном Алтае. Недостающим звеном, очевидно, была пустыня Гоби, к которой команда свернула прошлым летом.
«Эта линия наскальных рисунков, также прошедшая через пустыню Гоби, является важнейшим свидетельством присутствия алтайских тюрков в этом регионе», — уточнил Гюнери. «Мы завершили изучение наскальных рисунков, существовавших на большой территории с вершин Алтайских гор в процессе [тринадцати] лет исследований», — заявил Гюнери.
Гюнери подчеркнул тот факт, что запись петроглифов из района Гоби намного опередила их оценки.
«Мы впервые проводим исследования периода палеолита в монгольском регионе, — сказал он. «Присутствие таких ранних поселений в пустынной местности впечатляет».
Команде Гюнери еще предстоит провести много исследований в поисках ответов на все вопросы, возникшие в ходе их исследований. Один из наиболее важных из них касается того, как далеко уходит история тюркоязычных народов на этих землях.
По словам Гюнери, древние алтайские тюрки являются важной частью головоломки в отношении истории региона и кочевой культуры сегодняшних тюрков.
Многие современные алтайские тюрки в настоящее время проживают в сибирском регионе России. По этой причине Гюнери добавил, что «как турецкая научная группа мы планируем отметить столетие нашей республики как в Монголии, так и в Сибири во время раскопок».
археология
Поделиться Твитнуть
Ваши отзывы?
Какашки
Сердце
Ха-ха
Любовь
Вау
Ура
Грустно
Злой
Проголосовали Спасибо!
Эпическая история о том, как турки мигрировали из Средней Азии в Турцию — The Diplomat
Перекресток Азии
Как современная Анатолия оказалась оккупирована турками? Историческая история может вас удивить.
Фото: Ночная планета Земля с точным детализированным рельефом и городскими огнями, освещенными лунным светом. Турция и страны Ближнего Востока, через Shutterstock.com
Любители древности и классического мира очень хорошо знают, что Малая Азия — современная Турция — когда-то была заселена множеством нетюркских народов. Большинство этих людей говорили на индоевропейских языках и включали хеттов, фригийцев и лувийцев (Троя, вероятно, была лувийским городом). После завоеваний Александра Македонского Малая Азия была в основном эллинизирована и оставалась полностью греческой до 11 века, при этом армяне составляли большинство в восточных частях региона, как и с древних времен.
Во второй половине первого тысячелетия н.э. тюркские народы постепенно хлынули в большую часть Центральной Азии со своей исконной родины в Алтайских горах западной Монголии. Они постепенно вытесняли или ассимилировали как оседлое, так и кочевое ираноязычное население. Но как они попали в Турцию, где сегодня самая большая концентрация тюркских народов?
В XI веке турки стали появляться на окраинах Малой Азии (Анатолия), которая тогда находилась под контролем греков. Многие турки были наемниками на службе у местных арабских и персидских правителей к востоку от Византийской империи и Армении, доминирующих государств Малой Азии. В 1037 году к северо-востоку от Ирана в Центральной Азии была основана империя сельджуков, тюркское государство, которое быстро захватило большую часть Персии, Ирака и Леванта. К 1060-м годам империя сельджуков граничила с Византией и Малой Азией. Следует отметить, что турки составляли меньшинство, управляя персидским, арабским и курдским большинством.
Главной стратегической угрозой для турок был Фатимидский халифат, базирующийся в Египте. Фатимиды были исмаилитскими шиитами и правили Иерусалимом и Меккой в то время, в то время как турки поддерживали суннитский ислам. Суннитский халиф в Багдаде был их марионеткой. К этому времени халиф перестал играть какую-либо политическую роль, а султаны-сельджуки владели властью. Как и во многих империях, многие проблемы возникали из-за конфликтов между кочевыми правителями и оседлым населением. Таким образом, многие тюркские племена под властью сельджуков фактически представляли проблему для сельджуков, поскольку они были беспокойными и иногда совершали набеги на оседлое население, которым правили сельджуки. В результате многие тюркские племена и семьи были размещены на границах Империи Сельджуков, в том числе на границе Византийской империи. Начались турецкие набеги в Малую Азию, сильно раздражавшие византийцев.
Diplomat Brief
Еженедельный информационный бюллетень
N
Получайте информацию о событиях недели и развивайте сюжеты для просмотра в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Получить информационный бюллетень
В 1045 году византийцы завоевали Армению. Их граница с сельджуками не была особенно прочной или умиротворенной из-за периодических военных действий. Кроме того, многие армяне не любили византийцев и не помогали им противостоять турецким набегам. В конце концов, к 1071 году византийцы, раздраженные постоянными турецкими набегами, решили перебросить большую армию к своим границам, чтобы раз и навсегда устранить турецкую угрозу. К сожалению, это была не очень хорошая идея, потому что их сила заключалась в укомплектовании пограничных фортов против легковооруженных племенных воинов. Пытаясь вести решительную битву, они также рисковали полным поражением.
Более того, турки-сельджуки не хотели враждовать с византийцами. Их государственный аппарат был направлен против Египта; набеги на византийцев совершали только те племена, которые едва находились под центральным контролем сельджуков. Роман IV Диоген , византийский император, создал ранее несуществующую угрозу для сельджуков, переместив около 40 000 солдат к своей восточной границе, тем самым предупредив сельджукского султана Алп-Арслана об угрозе из Малой Азии. Таким образом, византийцы, отвлекая внимание тюрков от Египта, привели в Малую Азию тюркское войско из Персии и Средней Азии.
Армии сельджуков и византийцев встретились у Манзикерта на востоке Турции, где византийцы были разгромлены. Это, возможно, одно из самых решающих сражений в истории, поскольку оно привело к установлению турецкой власти в Малой Азии. Вполне вероятно, что битва была проиграна византийцами из-за предательства, потому что части, которыми командовали генералы, принадлежащие к альтернативным придворным фракциям в Константинополе, просто так и не явились на битву, несмотря на то, что находились поблизости, а потом вернулись домой.
Султан Алп-Арслан захватил императора Диогена и предложил ему щедрые условия, прежде чем отправить его домой. Однако вскоре после этого в Византийской империи произошла гражданская война между Диогеном и другими претендентами на престол, и несколько полководцев нарушили его договор с турками. Это оставило Малую Азию без солдат и дало туркам вескую причину оккупировать ее. К 1081 году они были через пролив Босфор от Константинополя. Хотя позже византийцы и крестоносцы вернули себе часть территории в Малой Азии, с тех пор большая часть региона оставалась под контролем Турции.
Advertisement
Но в то время группы турок правили многими государствами Ближнего Востока и Южной Азии. Почему они стали большинством в Турции? После победы сельджуков многие турки хлынули в Малую Азию, основывая небольшие государства и управляя местным населением. После последующих монгольских нашествий их стало еще больше, бежавших со своих прежних земель в Персии и Средней Азии. В отличие от многих других случаев, когда доминирующее меньшинство в конечном итоге ассимилировалось с большинством населения, из-за нестабильной, хаотической ситуации на границе турки не ассимилировались с населением. Действительно, многие местные жители (этнические греки и армяне) присоединились к турецким военачальникам для защиты в качестве клиентов. Эти отношения клиент-покровитель распространились на многие группы и племена Малой Азии и обеспечили ассимиляцию большинства населения с турецкой религией (исламом), языком и культурой, а не наоборот.
Это культурный процесс, известный как господство элиты, когда меньшинство навязывает свою культуру большинству. Тюркизация Малой Азии проявляется в том, что генетически большинство сегодняшних тюрков наиболее тесно связаны с греками и армянами, а не со среднеазиатскими тюркскими народами, как узбеки и казахи. Таким образом, пока в Малой Азии господствовала тюркская культура, сами тюрки быстро генетически влились в коренное население. Это не означает, что в сегодняшнем анатолийском турецком населении нет настоящего центральноазиатского генетического компонента. Генетические исследования показывают, что около 9до 15 процентов турецкой генетической смеси происходит из Центральной Азии.
Малая Азия была самой густонаселенной частью Византийской империи, ее сердцем. Без него у империи просто не хватило бы ресурсов, чтобы конкурировать в долгосрочной перспективе. Тюркификации также способствовал тот факт, что греки исповедовали другую религию, чем турки. Греки, обращающиеся в ислам, часто делали это, «становясь турками», явление, невозможное в уже мусульманских арабских и персидских регионах. Кроме того, в более поздней Османской империи на официальном уровне преобладал турецкий язык, а не местные языки. В результате всех этих факторов густонаселенная Малая Азия стала регионом мира с наибольшей концентрацией тюркоязычных народов, далеко от своей исконной родины в Средней Азии. Это событие оказало большое влияние на глобальную геополитику на века вперед.