Религия хакасов в россии: Хакасы: верят без религии и хотят верить больше : Некоммерческая Исследовательская Служба «Среда»

Хакасы | Этнос | Ассамблея народа Казахстана

ХАКАСЫ (самоназвание – хоорай)​ – этническая группа Казахстана. Хакасы появились в Казахстане в результате добровольный миграции. Численность в Казахстане – 233 человек (2013). Хакасы – коренное население Республики Хакасия. Проживают также в Туве и Красноярском крае. Общая численность – 75 тыс. человек (2010). По антропологическому типу относятся к Южно-сибирской (туранской) расе.

Язык хакасов относится к уйгурской подгруппе тюркской группы алтайской семьи языков. Имеет 2 группы диалектов. Литературный хакасский язык сложился в советское время на базе сагайского и качинского диалектов. Письменность в 1924–29 гг. на основе русской графики, в 1929–39 гг. – на базе латиницы, с 1939 г. – вновь на основе кириллицы.

Религия. Хакасы исповедуют христианскую религию православного толка, большая часть придерживается традиционных верований.

История.  В этногенезе хакасов сыграли свою роль тюркские (енисейские кыргызы, телеуты и т.д.), кетские (арины, кта и т.д.), самодийские (маторы, комасины и т.д.) составляющие. По данным письменных документов XVII–XVIII вв., Хакасия была известна под именем «Кыргызская земля» или «Хонгорай». Термин «Хакасы» для обозначения коренных жителей долины Среднего Енисея был принят на 2-м съезде хакасского народа (июль 1917 г.). В древние времена в долине Среднего Енисея существовала государство Хягас. В китайских источниках династии Тан (IX–X вв.) формой «хягасы» передавалось звучание имени енисейских кыргызов. В XIII в. под ударами монгольских завоевателей пало Кыргызское государство, просуществовавшее в долине Среднего Енисея более 7 столетий. В эпоху позднего средневековья различные племенные группы Хакасско-Минусинской котловины образовали единое этнополитическое образование Хонгорай (Хоорай). В 1727 г. территория Хонгорая отошла к России. Процесс формирования хакасского этноса включает несколько этапов. Первоначальный, или кыргызский, этап связан с периодом существования Кыргызского государства (VI–XIII вв.). Енисейские кыргызы, относящиеся к одному из древних народов Центральной Азии, сыграли решающую роль при зарождении основ хакасской культуры. Хонгорайский этап охватывает время существования государства Хонгорай (Хоорай) (XIV–XVIII вв), при котором начался процесс формирования хакасского этноса. Российский этап связан с присоединением хакасов к России и характеризуется завершением основных процессов их консолидации (XVIII–XIX вв.). В 1930 г. была образована Хакасская АО в составе Красноярского края. В конце 1991 г. преобразована в Республику Хакасия в составе Российской Федерации.

Культура. Наиболее распространенным жанром является героический эпос (известны более 250 произведений). Он отличается значительным объемом (до 10–15 тыс. строк) и особым поэтическим стилем. Исполняется низким горловым пением под аккомпанемент музыкальных инструментов. Сохранились традиционные мелодии хакасских песен (сарын, ыр), древние мотивы песен-плачей (сыыт). Традиционными занятиями хакасов были полукочевое скотоводство и охота. В XVIII–XIX вв. осн. посевной культурой был ячмень, из которого делали традиционный талкан. В каждом хозяйстве занимались выделыванием кож, катанием войлоков, ткачеством. Основным жилищем хакасов служила юрта. До середины XIX в. бытовала переносная круглая юрта. Летом юрту покрывали берестой, зимой войлоком. Основным видом нательного белья у мужчин служила рубаха, а у женщин платье. Женские широкие платья дополнялись с двух сторон платками. Традиционная кухня хакасов состояла зимой из мясных блюд, а летом из молочных. Наиболее популярными были крупяной суп (чарба угре) и ячменный (коге угре), кровяная колбаса (хан-сол). Самым распространенным напитком был айран из коровьего молока.

Историческая справка о Республике Хакасия


Хакасия расположена в Южной Сибири, в пределах левобережной части среднего течения реки Енисей, на территориях Саяно-Алтайского нагорья и Хакасско-Минусинской котловины. На сравнительно небольшой территории – 61,9 тыс. кв. км. – сосредоточены уникальные природно-ландшафтные зоны: от полупустынь до высокогорья альпийских лугов и тундр. Такое разнообразие, а также относительно мягкий климат котловины, привели к тому, что на территории Хакасии во все исторические этапы плотность населения была чуть выше, чем в других регионах Сибири. Это не могло не отразится на количестве и качестве объектов культурного наследия.


Историко-культурное наследие Республики Хакасия богато и разнообразно. Точное количество памятников археологии Хакасии подсчитать невозможно, часть из них находится под землей и визуально не воспринимается. Однако в начале 2000-х годов специалистами была предпринята попытка составления карты археологических ландшафтов Хакасии. По оценке составителей карты в Хакасии насчитывается 30-32 тысячи «надземных» памятников археологии. Однако в состав некоторых археологических комплексов может входить до нескольких сотен памятников, поэтому, наряду с заявленной численностью существует еще одна, официальная, – 13,5 тысяч объектов культурного наследия. Но и такое количество объектов культурного наследия делает Хакасию обладательницей крупнейшего в Сибири археологического фонда.


Курганы, древние поселения, крепости-све, наскальные рисунки, каменные изваяния составляют основу историко-культурного наследия народов Республики Хакасия.


Как предполагают ученые, предки человека поселились на территории Саяно-Алтайского нагорья свыше 300 тысяч лет назад, однако самые древние свидетельства освоения человеком пространств Хакасии соотносится с периодом, отстоящим от наших дней на 80-100 тысяч лет.


В течение тысячелетий на территории современной Хакасии сталкивались многочисленные культуры угро-финских, иранских, монгольских и тюркских народов. Определенное влияние на развитие южносибирских народов оказывали и древнекитайские государства: в старинных китайских хрониках мы находим упоминания о северных соседях, называемых китайцами «Хягасы». Взаимоотношения этих народов являлись непростыми: были и бесчисленные военные столкновения, борьба за выживание, и периоды относительного затишья, когда шли оживленный торговый и культурный обмены.


Первое государство на территории Южной Сибири, предположительно, возникло еще в IV-III веках до н. э. В 201 г. до н.э. государство динлинов, как их определяют китайские источники, было завоевано гуннами. В VI веке на территории Хакасии создается Кыргызский каганат, который к середине IX века достигает своего расцвета, занимая значительную часть азиатского континента.


С древнейших времен Хакасия имела караванные пути, связывающие ее с Монголией, Китаем, Тибетом и Индией. В эпоху Кыргызского каганата (VI-XIII вв.) существовала ветвь Великого шелкового пути, которая соединяла Хакасию с Тувой. Этот путь упоминался еще в древнетюркских рунических памятниках VII–VIII вв.


Письменность в бассейне верхнего и среднего течения Енисея (включая Хакасию) существовала, по предположениям профессора Л.Р. Кызласова, вплоть до монгольского завоевания, т.е. до конца ХIII века, а по последним исследованиям и до более позднего периода — ХVII- ХVIII вв.


С ХIII века народы Саяно-Алтая, в т.ч. енисейские кыргызы, стали испытывать все более усиливающееся давление со стороны южных соседей, монголов. В результате военной экспансии в 1293 году Кыргызское (Хакасское) государство было разрушено.


После падения Хакасского государства разрозненные княжества на территории Хакасии так и не смогли создать прочный единый союз. Определенная стабильность произошла лишь к началу ХVII в., когда сформировались четыре феодальных улуса (княжества): Алтысарский, Алтырский, Езерский и Тубинский. Правили улусами князья из господствующего рода кыргыз.


Процесс вхождения Хакасии в состав России был длительным и противоречивым.


В марте 1707 года царь Петр I подписал Указ о сооружении острога в Хакасии, который был построен за пятнадцать дней, с 4 по 18 августа 1707 года. Это событие и знаменует начало процесса вхождения Хакасии в состав России. Для окончательного закрепления Хакасии в составе России на ее южной границе в 1718 году строится еще один острог — Саянский. Датой же официального включения территории Хакасии в состав Российской империей можно считать 20 августа 1727 года, когда между Россией и Китаем был заключён Буринский (или Кяхтинский) пограничный трактат. Все земли, находившиеся на северной стороне Саян, отошли к России, на южной – к Китаю.


С XVIII века начинается научное и промышленное освоение Хакасии. Еще при Петре I Д.Г. Мессершмидт сделал первые описания природы Хакасии, и ее полезных ископаемых. Это способствовало развитию здесь промышленности. К началу 30-х годов ХVIII века были открыты многие медные месторождения: Сырское, Майнское, Базинское, где организуется промышленная добыча руды. В 1740 году строится два завода: Луганский медеплавильный и Ирбинский железоделательный.


Для обеспечения сырьем металлургических заводов в 30-40-е годы ХVIII века разрабатываются рудники Карышский и Заступовский на р. Белый Июс, Ербинский на реке Ерба, Аскизский, Базинский,Сырский и Таштыпский на реке Абакан, Майнский и Уйский на реке Енисей.


Важное место в развитии хозяйства Хакасско-Минусинского края играла золотодобыча, где с 30 – 40-х годов ХIХ века в Сибири началась «золотая лихорадка». К 1860 году на территории Минусинского и Ачинского округов работало 127 приисков. Основными районами добычи золота были рудники Сарала, Богомдарованный (ныне рудник Коммунар) и Балахчин. В 1852 году в Минусинском округе на золотых приисках и рудниках работало 3800 рабочих.


За два столетия со времени вхождения Хакасии в состав России, ее территория была заселена и освоена русским населением. Уже в 1822 году на территории Хакасско-Минусинского края насчитывалось 90 русских поселений.


В ХVIII веке в хакасских хозяйствах преобладало скотоводство. Чисто скотоводческие хозяйства земледелием не занимались, разводили скот в больших количествах. А земледельческие хозяйства наряду с хлебопашеством имели скот в умеренных размерах. Охотничьи хозяйства промышляли звероловством, держали немного скота и в небольших количествах сеяли хлеб.


Во всех скотоводческих хозяйствах табунное коневодство в структуре стада занимало первое место.


Пушной промысел в ХIХ веке становится товарным. По переписи 1890-1891 годов охотников-промысловиков в Хакасии насчитывалось 1714 человек, из них 67% приходилось на Аскизское ведомство.


Абсолютное большинство хакасского населения в то время занималось единоличным сельскохозяйственным производством, причем 93,7% не использовали наемный труд. Баи составляли только 2,5%.


ХХ век был переломным в истории Хакасии. Советская власть изменила структуру народного хозяйства Хакасии. Она из аграрной, преимущественно, скотоводческой, превратилась в индустриальный регион. Здесь были построены крупные предприятия: Саянский алюминиевый завод, «Абаканвагонмаш», Сорский молибденовый комбинат, Абаканский и Тейский железные рудники и многие другие. Энергетическим сердцем Хакасии стала Саяно-Шушенская ГЭС.


Национально-государственное строительство хакасского народа в советский период можно условно разделить на четыре этапа.


Первый из них охватывает 1917-1923 годы. Он характеризуется советизацией хакасского улуса, приобщением хакасов к социалистическому строительству в рамках Минусинского и Ачинского уездов. Этот этап консолидации Хакасии в особую административную единицу.


Объединением хакасской народности в уезд, а затем и в округ начинается второй этап (1924-1930) годы. В рамках административных образований хакасский народ проходит школу государственного управления и развития политической активности трудящихся масс.


С предоставлением (20 октября 1930 года) хакасскому народу государственности в форме автономной области начинается третий этап, когда автономным областям предоставлялись некоторые права и самостоятельность в решении вопросов, связанных с национальными особенностями и бытом народностей, образовавших их, и определением конкретных форм осуществления общегосударственных задач.


С преобразованием в июле 1991 года Хакасской автономной области в составе Красноярского края в Республику Хакасия начинается четвертый этап национально-государственного строительства. В мае 1995 года была принята Конституция Республики Хакасия.


Археологические культуры Хакасии


Эпоха камня


· 100-80 тыс. лет назад – 12 тыс. лет назад – палеолит.


· 12-11 тыс. лет назад — VI–V тысячелетия до н. э. – мезолит.


· V– IV тыс. до н. э. – неолит.


Эпоха бронзы


· IV-III тыс. до н.э. – Афанасьевская культура.


· III – середина II тыс. до н.э. – Окуневская культура.


· Вторая половина II тыс. до н.э. – Андроновская культура.


· XIII-VIII вв. до н.э. – Карасукская культура.


Эпоха железа


· Начало I тыс. до н.э. – III в. до н.э. – Тагарская культура.


· II в.до н.э. – I в. н.э. – Тесинский этап тагарской культуры.


· I-V вв. н.э. – Таштыкская культура.


· VI-XVII вв. – Эпоха средневековья.


Основные исторические даты и события


· IV-III вв. до н.э. – Возникновение первой государственности на территории Хакасии (по Н.Я. Бичурину и Л.Р. Кызласову).


· 201 г. до н.э. – Нашествие гуннов и разрушение государства «Динлин-го».


· VI – ХIII вв. — Период существования средневекового хакасского государства Кыргызский каганат.


· 1207 г. — Нападение на территорию Хакасии монголов.


· 1293 г. – Окончательное падение Кыргызского государства в результате монгольского завоевания.


· 1707 г. — Строительство Абаканского острога. Дата вхождения Хакасии в состав России.


· 1718 г. — Строительство Саянского острога.


· 1727 г. — Заключение Буринского (или Кяхтинского) пограничного трактата между Россией и Китаем о границе, с этого момента Хакасия официально входит в состав России.


· 1918 г. — Утверждение «Положения о Хакасском степном самоуправлении» Минусинским Советом рабочих, крестьянских, солдатских депутатов.


· 1923 г. — Образование Хакасского уезда.


· 1930 г. — Образование Хакасской автономной области.


· 1991 г. — Хакасская автономная область была преобразована в Хакасскую ССР.


· 1992 г. — Была переименована в Республику Хакасия в составе Российской Федерации.


· 1995 г. — Принятие Конституции Республики Хакасия.


В Хакасии возрождены многие традиции проведения народных праздников, дошедшие до нас из глубокой древности. Сохранение национального культурного наследия – одна из важнейших задач, стоящих перед нашей республикой.


Информация предоставлена:

Министерство культуры Республики Хакасия

Татары, хакасы в России народная группа профиль

Введение / История

Хакасы представляют собой совокупность пяти кочевых тюркоязычных племен кача, кызыл, сагай, бельтир и койбал. Хакасы живут в Сибири к северо-западу от Монголии.

Несмотря на усилия европейских русских по христианизации, сегодня хакасы наполовину являются приверженцами народной религии, а наполовину — мусульманами-суннитами.

Традиционным занятием хакасов является кочевое скотоводство. Они заботятся о крупном рогатом скоте, овцах, козах, лошадях и верблюдах. Советское правительство пыталось превратить хакасов в народ, живший на одном месте. Эти усилия частично увенчались успехом.

Все больше и больше хакасских семей используют русский язык как родной. Хакасскому языку грозит исчезновение в ближайшие несколько десятилетий. По мере русификации сибиряков перестали говорить на десятках сибирских языков.

Хакасский Новый Завет стал доступен в 2019 году.

Какова их жизнь?

Многие хакасы больше не исповедуют свои обычаи. Они адаптировались к русской культуре и говорят на русском языке. В ближайшие десятилетия хакасы могут перестать быть отдельным народом.

Некоторые хакасы возделывают землю, работают на фабриках, в шахтах и ​​на лесозаготовках. Некоторые хакасы до сих пор занимаются своим древним занятием кочевников-скотоводов. Когда зеленые насаждения одного района истощаются, пастухи перегоняют своих животных и палатки в другое место. Это движение затрудняет получение образования хакасскими детьми. Некоторые хакасские молодые люди отказываются от старого образа жизни и переезжают в города, чтобы воспользоваться экономическими и образовательными возможностями.

Большую часть пищи хакасов составляют молоко и молочные продукты. Хакасы торгуют излишками скота, мяса и молока в обмен на рис и другие товары, которые они не могут сделать сами, например, мобильные телефоны и бытовую технику. Хакасы, как правило, имеют большие семьи. Взрослые сыновья обязаны заботиться о пожилых родителях. К сожалению, многие дети умирают в возрасте до десяти лет, потому что хакасы часто не имеют доступа к современной медицине. Деревенский шаман — это человек, к которому хакас впервые обращается за медицинской помощью.

Каковы их убеждения?

Сегодня молодые хакасы стремительно секуляризируются. Мало кто из нынешнего поколения хакасской молодежи интересуется религией. Почти половина хакасов утверждают, что являются мусульманами-суннитами. Их разновидность ислама находится под сильным влиянием народной религии. Другие хакасы исповедуют этническую или народную религию. Они верят, что духи обитают в объектах природы, таких как скалы, реки, деревья, животные и небо. Эти духи могут причинить вред людям, если их не умилостивить и не почитать. Шаман связывает хакасов с миром духов. Он проводит ритуалы, молитвы и подношения, чтобы умилостивить духов.

Лишь небольшая часть хакасов претендует на то, чтобы быть последователями Христа.

Каковы их потребности?

Большинство хакасов никогда не слышали ясного изложения Евангелия. Бригады верующих могут обеспечить хакасов современной медициной. Больше всего хакасам нужно уповать на Христа как на своего Господа и Спасителя. Только Он один может простить их грехи и освободить их от страха перед злыми духами.

Молитвенные очки

Просите Господа послать работников к хакасам России.

Дай Господь хакасским вождям желание читать Новый Завет.

Молитесь, чтобы дети хакаа научились читать и писать.

Просите Господа воздвигнуть сильные церкви среди хакасов России в этом десятилетии.

Писание Молитвы за татар, хакасов в России.

Ссылки

http://www.globalprayerdigest.org/issue/day/2011/03/10

http://www.globalprayerdigest.org/issue/day/2008/03/21

https:// en.wikipedia.org/wiki/Татары

Источник профиля:
Джошуа Проект

Хакасы — Группа защиты прав меньшинств

Профиль

По данным переписи населения 2010 года, в Российской Федерации проживает 72 959 хакасов. Хакасская этническая принадлежность происходит от смеси уйгурских тюркских, тувинских и других групп. Большинство хакасов проживает в Республике Хакасия и прилегающих районах на юге Сибири.

Религия хакасов представляет собой смесь шаманско-анимистических и восточно-православных верований.

Исторический контекст

Группы, которые сформировали хакасов, попали под власть России в семнадцатом веке. До большевистской революции эти группы не называли себя единым названием. В начале ХХ века среди хакасов возникло националистическое движение как реакция на русскую иммиграцию. После большевистской революции, в ответ на требования хакасских националистов, советский режим в 1925 году учредил автономный округ (АОк), который в 1925 году стал автономной областью (АО).30. Традиционно тесные связи с тувинцами и Алтаем побудили националистов потребовать восстановления «исторического единства» Хакасии, Алтая и Тувы.

Текущие вопросы

Смена языка и утрата идентичности беспокоят многих хакасов. По данным опроса, проведенного учеными Хакасского государственного университета в 2002 г. и опубликованного в 2005 г., 35% студентов республиканской столицы Абакана изучают хакасский язык. Тем не менее, только 2% сообщили об использовании этого языка со своими родителями и 22% со своими бабушками и дедушками, в то время как никто не сообщил об использовании этого языка со своими друзьями. Поскольку они составляют меньшинство населения даже в Хакасии, возможности для мобилизации политической поддержки по этим вопросам были ограничены, хотя, как сообщается, члены сообщества вновь проявляют интерес к своему языку и культуре.

Обновлено в декабре 2020 г.

Просмотр каталога

Страны

تونس

Абхазия (непризнанное государство)АфганистанАлбанияАлжирАмериканское СамоаАндорраАнголаАнтигуа и БарбудаАргентинаАргентинаАрменияАвстралияАвстрияАзербайджанБагамыБахрейн БангладешБарбадосБеларусьБельгияБельгияБел izeБенинБермудыБутанБоливияБосния и ГерцеговинаБотсванаБразилияБританские Виргинские островаБруней-ДаруссаламБолгарияБуркина-ФасоБурундиКамбоджаКамерунКанадаКабо-ВердеКаймановы островаЦентральноафриканская РеспубликаЧадЧилиКитайКолумбияКоморские Острова КукаКоста-РикаКот-д’ИвуарХорватияКубаКипрЧешская РеспубликаДемократическая Республика КонгоДанияДжибутиДоминикаДоминиканская РеспубликаЭквадорЕгипетСальвадорЭкваториальная ГвинеяЭритреяЭстонияЭсватиниЭфиопияФедеративные Штаты МикронезииОстрова ФиджиФинляндияФранцияФранцузская ГвианаФранцузская ПолинезияГабонГамбияГрузияГерманияГанаГибралтарГрецияГренадаГваделупаГуамГватемалаГвинеяГвинея-БисауГайанаХа итиГондурасВенгрияИсландияИндияИндонезияИранИракИрландияИзраильИталияЯмайкаЯпонияИорданияКазахстанКенияКирибатиКосово (непризнанное государство)КувейтКыргызстанЛаосЛатвияЛиванЛесотоЛиберияЛивияЛихенштейнЛитваЛюксембургМакедонияМадагаскарМалавиМалайзияМальдивыМалиМальтаМаршалловы ОстроваМартиникаМавританияМаврикийМексикаМолдоваМонакоМонголияЧерногорияМонсерратМароккоМозамбикМьянмаНагорно- Карабах (непризнанное государство) манияРоссийская ФедерацияРуандаСамоаСан-МариноСан-Томе и ПринсипиСаудовская АравияСенегалСербияСейшелыСьерра-ЛеонеСингапурСловакияСловенияСоломоновы островаСомалиЮжная АфрикаЮжная КореяЮжная Осетия (непризнанное государство)Южный СуданИспанияШри-ЛанкаСент-Китс и НевисСент-ЛюсияСент-Винсент и ГренадиныСуданСуринамШвецияШвейцарияСирияТайваньТаджикистанТанзанияТаиландТимор-ЛештиТогоТокелауТонгаПриднестровье (непризнанное государство)Тринидад и ТобагоТунисТунисТурцияТуркменистанОстрова Теркс и КайкосТувалуУгандаУкраинаОбъединенные Арабские ЭмиратыВеликобританияСоединенные Штаты АмерикиУругвайВиргинские острова СШАУзбекистан кистанВануатуВенесуэлаВьетнамУоллис и ФутунаЗападная Сахара (непризнанное государство)ЙеменЗамбияЗимбабве

Меньшинства и коренные народы

أمازيغ

تونس

البهائيون/ـات

تون Номер

Номер

Номер

Номер

تونس

اليهود

تونس

Абхазский — Георгиааборигенные народы — Австралия — Индонеахоли — Угандаадивасис — Индия -Адивазис — Бангладешадиге — Российская федерация — Эфиопиафар — Эритреафрианские американцы — Соединенные Штаты Америки и Карибские Канадианцы — Кандафро -Боливианцы — Боливиафроб -яробильцы — коливильцы -колики -колики -яроко -яроколевые — коливильцы -колики -яд -афро -яроко -яроколевые — -колики -яд -афро -яроко -яроколевые — коливильские и -яроколевые — -колики -яд -афробр -афробелианцы — -колики -яд -афро -яро -яроколевые и карибские канко -афро -яд.