Открытия афанасия никитина кратко: Первый европеец в XV веке в Индии — купец Афанасий Никитин — Реальное время

Первый европеец в XV веке в Индии — купец Афанасий Никитин — Реальное время

07:00, 27.02.2017

Путешествие Афанасия Никитина: что видел автор и что «подчищали» православные цензоры? Часть 1

Восток всегда манил к себе пытливых европейцев: кто устремлялся туда ради новых торговых и политических связей, кто в поисках духовной истины и культурного обогащения. Первым европейцем, побывавшем в XV веке в Индии, оказался русский купец Афанасий Никитин. Колумнист «Реального времени», историк Булат Рахимзянов, в авторской колонке, написанной для нашей интернет-газеты, анализирует путевые заметки более, чем 500 летней давности — «Хожение за три моря» и находит там интересные факты об астраханских татарах и жителях Индии.

Свидетельства Афанасия Никитина, который в 1468—1474 годах совершил путешествие по территориям современных Ирана (Персии), Индии и Турции (Османской империи) и составил знаменитое описание этого путешествия в книге «Хожение за три моря», показывают нам нестандартный, не принятый в большинстве сохранившихся источников, взгляд на взаимоотношения разных народов, разделенных как территорией, так и верой. Этот текст позволяет расставить некоторые акценты в том числе и в вопросах взаимного восприятия Москвы и татарского мира.

Кто такой Афанасий Никитин?

Афанасий Никитин (умер в 1475 г.) — русский путешественник, писатель, тверской купец, автор знаменитых путевых записей, известных под названием «Хождение за три моря». Стал первым европейцем, достигшим Индии в XV веке, более чем за 25 лет до путешествия португальского мореплавателя Васко да Гамы.

Афанасий родился в семье крестьянина Никиты («Никитин» — отчество Афанасия, а не фамилия). В 1468—1474 годах Афанасий Никитин совершил путешествие по Персии (Иран), Индии и территории современной Турции и составил знаменитое описание этого путешествия в книге «Хожение за три моря». Три моря — это Дербентское (Каспийское), Аравийское (Индийский океан) и Черное. В 1475 году его рукопись оказалась у московского дьяка Василия Момырева, и текст ее был внесен в Летописный свод 1489 года, продублирован в Софийской II и Львовской летописях. Также записки Никитина сохранились в Троицком сборнике XV века. Текст, вошедший в летопись, был подвергнут сокращению; более полный, но при этом сильнее отредактированный составителем текст имеется в Троицком сборнике.

Странствия Афанасия

Произведение Афанасия было первым в русской литературе описанием не паломничества, а коммерческой поездки, насыщенное наблюдениями о политическом устройстве, экономике и культуре других стран. Сам Никитин называл свое путешествие «грешным», и это первое в русской литературе описание антипаломничества. Автор посетил Кавказ, Персию, Индию и Крым. Однако большая часть записок была посвящена Индии: ее политической структуре, торговле, сельскому хозяйству, обычаям и традициям. Произведение полно лирических отступлений и автобиографических эпизодов.

Это была обычная коммерческая экспедиция по Волге в составе каравана речных судов из Твери до Астрахани, налаживание экономических связей с азиатскими купцами, ведущими торговлю по Великому Шелковому пути.

Никитин с товарищами снарядили два судна, нагрузив их разным товаром для торговли. Товаром Афанасия, как видно из его записей, была «рухлядь», то есть пушнина. Очевидно, что в караване плыли суда и других купцов. Следует сказать, что Афанасий Никитин был купец опытный, смелый и решительный. До этого не раз посещал дальние страны — Византию, Молдавию, Литву, Крым — и благополучно возвращался домой с заморским товаром.

Интересно, что изначально Никитин посещения Персии и Индии не планировал.

Путешествие А. Никитина можно условно разделить на четыре части:

  1. путешествие от Твери до южных берегов Каспийского моря;
  2. первое путешествие по Персии;
  3. путешествие по Индии и
  4. обратное путешествие через Персию на Русь.

Первый этап — путешествие по Волге. Оно шло благополучно вплоть до Астрахани. Возле Астрахани экспедиция была атакована местными татарами, корабли потоплены и разграблены:

И Казань есмя проехали доброволно, не видали никого, и Орду есмя проехали, и Усланъ, и Сарай, и Берекезаны есмя проехали. И вьехали есмя в Бузанъ. Ту наехали на нас три татарины поганые и сказали нам лживые вести: «Кайсым салтан стережет гостей в Бузани, а с ним три тысящи татар». И посол ширваншин Асанбегъ дал имъ по однорятке да по полотну, чтобы провели мимо Хазтарахан. А оны, поганые татарове, по однорятке взяли, да весть дали в Хазтараханъ (Астрахань) царю. И яз свое судно покинул да полез есми на судно на послово и с товарищи своими.

Поехали есмя мимо Хазтарахан, а месяць светит, и царь нас видел, и татарове к нам кликали: «Качма, не бегайте!». А мы того не слыхали ничего, а бежали есмя парусом. По нашим грехом царь послал за нами всю свою орду. Ини нас постигли на Богуне и учали нас стреляти. И у нас застрелили человека, а у них дву татаринов застрелили. И судно наше меншее стало на езу, и они нас взяли да того часу разграбили, а моя была мелкая рухлядь вся в меншем судне.

Возле Астрахани экспедиция была атакована местными астраханскими татарами, корабли потоплены и разграблены. Фото tvercult.ru

Астраханцы отняли у купцов весь товар, закупленный, очевидно, в кредит. Возвращение на Русь без товара и без денег грозило долговой ямой. Товарищи Афанасия и он сам, по его словам, «заплакав, да разошлися кои куды: у кого что есть на Руси, и тот пошел на Русь; а кой должен, а тот пошел, куды его очи понесли».

Таким образом, Афанасий Никитин стал путешественником поневоле. Путь домой заказан. Торговать нечем. Осталось одно — пойти в разведку в чужие страны в надежде на судьбу и собственную предприимчивость. Никитин, вероятно, говоривший на двух-трех тюркских языках и на фарси, решил расторговать оставшийся товар в чужеземных странах. Наслышанный о сказочных богатствах Индии, он направляет свои стопы именно туда. Через Персию. Прикинувшись странствующим дервишем, Никитин подолгу останавливается в каждом городе, и делится своими впечатлениями и наблюдениями с бумагой, описывая в дневнике быт и нравы населения и правителей тех мест, в которые заносила его судьба.

Первое путешествие Афанасия Никитина через персидские земли, от южных берегов Каспийского моря (Чебукара) до берегов Персидского залива (Бендер-абаси и Ормуза) продолжалось более года, от зимы 1467 года до весны 1469 года.

Индия

Из Персии, из Порта Ормуз (Гурмыз) Афанасий Никитин отправился в Индию. Путешествие Афанасия Никитина по Индии продолжалось предположительно 4 года: от весны 1468 до начала 1472-го (по другим данным — 1474-го). Именно описание пребывания в Индии занимает большую часть дневника А. Никитина. Он немало удивлялся увиденному в неизвестных ему доселе землях, делясь этими наблюдениями:

И тут есть Индийская страна, и люди ходят все наги, а голова не покрыта, а груди голы, а власы в одну косу заплетены, а все ходят брюхаты, а дети родятся на всякый год, а детей у них много. А мужики и жонкы все нагы, а все черны. … А жонки ходят голова не покрыта, а сосцы голы; а паропки да девочки ходят наги до семи лет, сором не покрыт.

Именно описание пребывания в Индии занимает большую часть дневника А. Никитина. Фото tvercult.ru

Обычаи и уклад жизни индусов переданы в «Хожении за три моря» детально, с многочисленными деталями и нюансами, которые подмечал пытливый взгляд автора. Подробно описываются богатые пиры, выезды и военные действия индийских князей. Хорошо отражена и жизнь простого народа, а также природа, животный и растительный мир. Многому из увиденного А. Никитин давал свою оценку:

Да о вере же о их распытах все, и оны сказывают: веруем въ Адама, а буты, кажуть, то есть Адамъ и род его весь. А веръ въ Индеи всех 80 и 4 веры, а все верують в бута. А вера с верою ни пиеть, ни ястъ, ни женится. А иныя же боранину, да куры, да рыбу, да яйца ядять, а воловины не ядять никакаа вера.

Чем конкретно занимался Афанасий Никитин, чем питался, каким образом добывал средства к существованию — об этом можно только догадываться. Во всяком случае, сам автор нигде этого не уточняет. Можно предположить, что коммерческая жилка в нем сказывалась, и он вел какую-то мелкую торговлю либо нанимался служить к местным купцам. Кто-то сказал Афанасию Никитину, что в Индии в большой цене породистые жеребцы. За них якобы можно выручить хорошие деньги. Он привез с собой в Индию жеребца:

И яз грешный привезлъ жеребца в Индийскую землю, и дошелъ есми до Чюнеря богъ далъ поздорову все, а стал ми во сто рублев.

А в том в Чюнере ханъ у меня взял жеребца, а увядал, что яз не бесерменянин — русинъ. И он молвит: «Жеребца дам да тысящу златых дам, а стань в веру нашу — в Махмет дени; а не станеш в веру нашу, в Махмат дени, и жеребца возму и тысячю златых на голове твоей возму»…. И господь богъ смиловался на свой честный праздникъ, не оставил милости своеа от меня грешнаго и не велелъ погибнути в Чюнере с нечестивыми. И канун Спасова дни приехал хозяйочи Махмет хоросанецъ, и бил есми ему челом, чтобы ся о мне печаловал. И он ездил к хану в город да меня отпросил, чтобы мя в веру не поставили, да и жеребца моего у него взял. Таково осподарево чюдо на Спасовъ день.

Продолжение следует

Булат Рахимзянов

Справка

Булат Раимович Рахимзянов — историк, старший научный сотрудник Института истории им. Ш. Марджани АН РТ, кандидат исторических наук.

  • Окончил исторический факультет (1998) и аспирантуру (2001) Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина.
  • Автор около 60 научных публикаций, в том числе двух монографий.
  • Проводил научное исследование в Гарвардском университете (США) в 2006—2007 академическом году.
  • Участник многих научных и образовательных мероприятий, в их числе — международные научные конференции, школы, докторские семинары. Выступал с докладами в Гарвардском университете, Санкт-Петербургском государственном университете, Высшей школе социальных наук (EHESS, Париж), университете Иоганна Гуттенберга в Майнце, Высшей школе экономики (Москва).
  • Его вторая монография «Москва и татарский мир: сотрудничество и противостояние в эпоху перемен, XV—XVI вв.» недавно вышла в санкт-петербургском издательстве «Евразия».
  • Область научных интересов: средневековая история России (в особенности восточная политика Московского государства), имперская история России (в особенности национальные и религиозные аспекты), этническая история российских татар, татарская идентичность, история и память.

Афанасий Никитин – что открыл в географии, путешествие купца в Индию (5 класс)

4

Средняя оценка: 4

Всего получено оценок: 1306.

4

Средняя оценка: 4

Всего получено оценок: 1306.

Афанасий Никитин – известный русский путешественник, купец и писатель. Он вошел в историю как один из первых европейцев, которому удалось совершить длительное путешествие в Персию, Турцию и Индию. Свои удивительные открытия и достижения он описал в книге «Хожение за три моря» – Каспийское, Черное и Аравийское.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Сыровацкой Ольгой Викторовной.

Опыт работы учителем географии — 35 лет.

Краткая биография

История сохранила крайне мало информации о годах жизни исторического деятеля, благодаря которому на Руси стало известно много интересного о заморских землях. Первые записи с упоминанием купца относятся к периоду его путешествия на Восток.

Известно лишь, что Афанасий Никитин был рожден в середине 15 века в городе Тверь. Его отцом был простой крестьянин, однако Афанасию удалось крепко встать на ноги и начать вести торговлю. В молодом возрасте он успел повидать много стран, где он налаживал торговые связи.

Рис. 1. Афанасий Никитин.

Никитин – это не фамилия, а отчество путешественника, поскольку в те далекие времена фамилий попросту не существовало. Примечателен и тот факт, что тверской купец официально носил отчество, в то время как в Московском княжестве такое право принадлежало лишь представителям высшей знати.

Путешествие Афанасия Никитина в Индию

Весной 1468 года Никитин снарядил два судна, чтобы начать торговлю в новых землях. Его маршрут пролегал через Волгу и Каспий, где на местных рынках особенно ценились дорогие русские меха.

Но под Астраханью корабли были практически полностью разграблены татарами. Разоренные купцы не могли вернуться на родину, поскольку многие из них закупали товар на продажу в долг, и по возвращении домой их ожидала долговая яма. Им ничего не оставалось, как отправиться по свету в поисках лучшей доли.

Взял курс на юг и Никитин: добравшись до Дербента, а после и до самой Персии, купец направился к оживленному порту Ормуз, который был точкой пересечения многих торговых путей Востока.

Рис. 2. Порт Ормуз.

Путешественник узнал, что в Индии особенно высоко ценятся породистые жеребцы. На последние деньги он приобрел скакуна, надеясь выгодно его продать индийским торговцам и разбогатеть. Так в 1471 году Никитин оказался в Индии, которая к тому времени уже была на картах, но по-прежнему оставалась малоизученной страной.

В течение трех последующих лет русский купец путешествовал по Индии. Соскучившись по родине, он запасся индийскими товарами и двинулся в обратный путь. Однако в одном из портов все его товары были арестованы. Перезимовав в Феодосии, Афанасий Никитин вновь двинулся в путь, но весной 1475 года скончался по дороге домой.

Наследие Афанасия Никитина

На протяжении всего путешествия Никитин делал путевые заметки, которые в дальнейшем составили его знаменитую книгу «Хожение за три моря». Это было первое произведение в русской литературе, в котором детально описывалось не само странствие, а деловая поездка, с яркими и живыми описаниями культуры, религии, экономического и политического устройства других стран.

В своей книге Никитин подробно описал быт средневековой Индии. Его несказанно удивлял внешний вид индийцев: цвет их кожи, длинные косы как у мужчин, так и у женщин, практически полное отсутствие одежды и при этом обилие украшений на руках и ногах. Однако и сам путешественник был большой диковинкой – за «белым» человеком в Индии по пятам всегда следовала толпа зевак.

Рис. 3. Средневековая Индия.

Произведение Никитина изобилует мусульманскими молитвами и арабско-персидской лексикой. Учеными не раз поднимался вопрос касательно того, что купец во время своего путешествия по Востоку мог принять ислам. В этом случае по возвращении на родину его ожидала бы лютая расправа за перемену веры.

Что мы узнали?

При изучении доклада на тему «Афанасий Никитин» по программе географии за 5 класс мы узнали, какой вклад внес Афанасий Никитин в изучение географии. Мы выяснили, что детальное описание своего путешествия по восточным странам купец изложил в книге «Хожение за три моря», дав тем самым богатую пищу для размышлений будущим исследователям Востока.

Тест по теме

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.


Оценка доклада

4

Средняя оценка: 4

Всего получено оценок: 1306.


А какая ваша оценка?

Рассказ Афанасия Никитина кратко. Афанасий Никитин. Биография, открытия, путешествия в Индию

Начало деятельности Афанасия Никитина

О выдающемся представителе русского народа Афанасии Никитине известно очень мало. Достоверных сведений о его рождении (дата и место), о его детстве и юности нет. Но слава великого путешественника и исследователя заслуженно принадлежит этому отважному человеку.

По некоторым данным, Афанасий Никитин родился в семье крестьянина Никиты. Значит, «Никитин» — это отчество Афанасия, а не фамилия. Дата рождения также неизвестна. Некоторые ученые датируют его, примерно, $1430-1440$ годами.

Примечание 1

Известно, что он оставил крестьянский труд и примкнул к купечеству. Сначала он работал в торговых караванах, как сейчас сказали бы, «разнорабочий». Но постепенно он завоевал авторитет среди купцов и сам стал руководить купеческими караванами.

Начало Индийского похода

Летом $1446$ тверские купцы отправились в дальнее плавание «в заморские страны» на нескольких лодках. Купцы назначили во главе каравана Афанасия Никитина. К тому времени он уже имел репутацию бывалого человека, много путешествовавшего и повидавшего. По Волге, уже игравшей в те времена роль международного торгового пути, корабли должны были спускаться в Хвалынское море. Так в те годы называли Каспийское море.

Путевые заметки Никитина о пути в Нижний Новгород кратки. Это указывает на то, что путь больше не был новым. В Нижнем Новгороде купцы присоединились к ширванскому посольству Гасанбека, возвращавшегося из Москвы.

В дельте Волги караван подвергся нападению астраханских татар и был разграблен. Четыре русских купца попали в плен. Уцелевшие корабли вошли в Каспийское море. А вот в районе нынешней Махачкалы корабли были разбиты во время шторма и разграблены местными жителями.

Афанасий Никитин, собрав товар в кредит, не смог вернуться домой. Поэтому он отправился в Баку, который был тогда крупным торгово-промышленным центром. Из Баку в 1468 году Никитин отплыл в персидскую крепость Мазандеран, где пробыл более восьми месяцев. Он описывает Эльбрус, природу Закавказья, города и быт местных жителей.

Афанасий Никитин в Индии

Весной 1469$ прибывает в Ормуз. В то время в Ормузе проживало более 40 тысяч жителей. Купив лошадей в Ормузе, Никитин переправился в Индию. Он прибыл в индийский город Чаул 23 апреля 1471$. Лошадей в Чауле нельзя было выгодно продать. А Никитин уходит вглубь страны. Купец провел в Джуннаре два месяца. Потом он двинулся еще дальше за $400$ верст в Бидар, Альланде. Во время путешествия Афанасий Никитин старается как можно больше узнать из жизни иноземного народа (обычаи, легенды, поверья, особенности архитектуры). Долгое время Никитин жил в семьях простых индейцев. Его прозвали «хозе Исуф Хоросани».

В $1472 Афанасий Никитин посещает священный город Парват, где описывает религиозные праздники индийских браминов. За $1473$ он посещает алмазный район Райчур. После этого Нкитин принимает решение вернуться «в Россию».

Примечание 2

Афанасий Никитин провел в Индии около трех лет. Он был свидетелем войн между индийскими штатами, дает описание индийских городов и торговых путей, особенности местных законов.

Дорога домой

Купив драгоценные камни, Никитин за $1473$ отправляется на море в Дабул (Dabhol). Из этого порта он переправляется в Ормуз. По пути он описывает «Эфиопские горы» (высокие берега полуострова Сомали).

Никитин выбрал путь домой через Персию и Трапезунд к Черному морю и далее в Кафу и через Подолию и Смоленск. Он провел зиму 1474–1475 долларов в Кафе, приводя в порядок свои записи и наблюдения.

Весной 1475$ Никитин двинулся на север вдоль Днепра. Но до Смоленска он так и не доехал. Афанасий Никитин умер на территории Великого княжества Литовского. Его записки были доставлены купцами московскому дьяку великого князя Василию Мамыреву.

Смысл путешествия Афанасия Никитина

В течение следующих двух столетий записки Афанасия Никитина, известные как «Хождение за три моря», неоднократно переписывались. До нас дошло шесть списков. Это было первое в русской литературе описание не паломничества, а коммерческой поездки, полной наблюдений над политическим устройством, экономикой и культурой других стран. Сам Никитин называл свое путешествие греховным, и это первое описание антипаломничества в русской литературе. Научный подвиг Никитина трудно переоценить. До него в Индии не было русских людей. С экономической точки зрения поездка была невыгодной. Не было продукта, подходящего для России. А товары, которые приносили бы прибыль, облагались большой пошлиной.

Замечание 3

Но главным результатом было то, что Афанасий Никитин за тридцать лет до колонизации португальцами первым из европейцев дал истинное описание средневековой Индии. В новое время записи Никитина были обнаружены Н. М. Карамзиным в составе Троицкого собрания. Карамзин опубликовал отрывки в 1818 г. в примечаниях к «Истории государства Российского».

В статье представлена ​​краткая биография Афанасия Никитина, русского купца и путешественника.

Афанасий Никитин краткая биография

К сожалению, сохранились лишь скудные данные о рождении Афанасия, его родителях и детстве. Предполагаемый год рождения 1433
год. В 1468 году русский путешественник Афанасий Никитин совершил «хождение за три моря» — Черное, Каспийское и Аравийское. В ходе экспедиции он посетил Африку, страны Востока, Персию и Индию и описал увиденное в книге «Путешествие за три моря».

Афанасий Никитин выехал из Твери. Он возил с собой русские товары в надежде выгодно продать их в поселениях у Каспийского моря. Случилось так, что в устье Волги тверского купца ограбили астраханские татары. Но это печальное событие не заставило его вернуться домой, тем более, что награбленное у него было взято взаймы. Никитин принял твердое решение ехать в заморские страны, чтобы заработать денег на возврат долгов за товары. Прежде всего он посетил Баку, после чего мигрировал на юг, изучая местные языки и занимаясь торговлей. Примерно в 1469 г., Афанасий попадает в крупный порт — Ормуз, который был своенравным пунктом пересечения торговых путей Индии, Малой Азии, Китая и Египта. Потом было несколько лет путешествий по Индии.

Поскольку в книге «Путешествия» содержится достаточно большое количество арабо-персидской лексики и мусульманских молитв, некоторыми исследователями выдвигается мнение, что, находясь в Индии, тверской путешественник принял ислам. Хотя сам он отрицал этот случай во всех своих заметках. Когда Никитин решил вернуться на родину, его путь лежал через Трапезунд и Персию.

Дата рождения: —
Дата смерти: 1472 (1475)
год Место рождения: Российская империя

Афанасий Никитин — путешественник, опытный купец и первый европеец, посетивший Индию. Также Никитин известен своими заметками «Путешествие за три моря».

История сохранила мало сведений об Афанасии, дате и месте его рождения, родителях и детстве. Первые исторические записи относятся к его путешествию по трем морям Черному, Каспийскому и Аравийскому, которое описано в его записях.

Не удалось восстановить точную дату отправления в поездку. Русские торговцы, шедшие в том же направлении, что и Афанасий, отправились в путь из Твери на нескольких кораблях.

Афанасий к тому времени был опытным купцом и путешественником, ведь ему не раз приходилось бывать в таких странах, как Византия, Литва, Молдавия и Крым. Благополучное возвращение домой сопровождалось ввозом заморских товаров.

У Афанасия были большие планы по развитию торговли в районах нынешней Астрахани, для чего он получил поддержку и грамоту князя Михаила Борисовича Тверского. В связи с этим его можно было считать тайным дипломатом или разведчиком князя, но исторических данных на этот счет нет.

По прибытии в Нижний Новгород путники должны были соединиться с Василием Папиным и русским посольством, но торговый караван не успел к их отправлению на юг.

Продолжение пути задержалось на две недели и продолжилось с татарским послом Ширван Гасан-беком. А под Астраханью все корабли были разграблены татарскими разбойниками.

Вернувшись в Россию обещали попасть в долговую яму. Поэтому товарищи Афанасия разделились: те, у кого хоть что-то было дома, вернулись в Россию, а остальные разошлись, куда глаза глядят.

Никитин же не оставил надежды поправить свои дела и продолжил путь на юг. Он прошел через Баку и Персию, затем достиг Индийского океана. Но уже в Индии Никитин провел 3 года. Он побывал во многих городах Индии, многое видел, но не смог заработать.

Это был долгий путь обратно в Крым. Афанасий путешествовал по Африке, побывал он и в эфиопских землях, дошел до Трапезунда и Аравии. Затем, преодолев Иран, а затем и Турцию, он вернулся к Черному морю.

А остановившись в Кафе (Крым), в ноябре 1974 года решил дождаться весеннего торгового каравана, так как плохое самочувствие не позволяло путешествовать зимой.

За время длительного пребывания в Кафе Никитину удалось познакомиться и установить близкие отношения с богатыми московскими купцами, среди которых были Григорий Жуков и Степан Васильев. Когда в Крыму стало тепло, их объединенный большой караван отправился в путь. Подорванное здоровье Афанасия давало о себе знать все больше и больше. Из-за чего он погиб и был похоронен под Смоленском.

Желание поделиться своими впечатлениями, наблюдениями и опытом вылилось в его путевые заметки. Здесь хорошо видно начитанное и грамотное знание не только русской деловой речи, но и хорошее восприятие иностранных языков.

В своих заметках Афанасий часто использует местные выражения стран, которые ему удалось посетить, а после них дает свою интерпретацию на русском языке.

Его записи указывают не только на различия в природе и диковинных животных, но и на различия в обычаях, образе жизни и государственном строе. Афанасий также посетил священный город Парвата, где поклоняются Будде. Изучал местную религию и правительство. Его заметки свидетельствуют о широком кругозоре и дружелюбии автора к зарубежным странам и народам.

Несмотря на замечательные и интересные описания Индии, Персии и других стран, его записи не скрывают разочарования отсутствием обещанного разнообразия товаров. Тоскуя по русской земле, Афанасий не мог чувствовать себя комфортно на чужбине.

Невзирая на несправедливость русских дворян, Никитин прославил русскую землю. Путешественник до последнего хранил христианскую религию, а все оценки нравов и обычаев основывались на православной морали.

Достижения Афанасия Никитина:

Даты из биографии Афанасия Никитина:

1468 начало путешествия за 3 моря
1471 прибытие в Индию
1474 возвращение в Крым 9 0063 1475 умер

Интересные факты Афанасия Никитина:

Упоминается в записях экзотических животных, а также загадочный пернатый «гукук»
«Прогулка» в переводе на многие языки
1955 г. в Твери установлен памятник на месте начала пути Афанасия
2003 г. в Западной части Индии установлен памятник, надписи на котором выгравированы на хинди, маратхи, русском и английском языках

Владимир Дергачев

Тверской купец Афанасий Никитин
волею судьбы он стал великим русским путешественником, оставившим путевые заметки, известные как «Путешествие за три моря». Год его рождения неизвестен, умер (или трагически погиб?) в 1447 году под Смоленском (на территории Великого княжества Литовского) на обратном пути из путешествия, можно сказать, в нескольких шагах от дома. В Афанасии Никитине сконденсировалась важная черта русской ментальности — устремленность к горизонту. Это была не авантюра, опытный и смелый купец уже побывал в Константинополе в Византии, Литве, Крыму и Молдавском княжестве и благополучно вернулся с заморскими товарами.

Путешествие по Волге, Каспию, Персии, Аравийскому морю, Индии, Турции и Черному морю длилось с середины 1471 до начала 1474 года (по другой датировке — с 1468 по 1474 год).

Изначально целью купеческой поездки было установление торговых отношений с азиатскими купцами, торгующими по пути, проходящему через Кавказскую Шамаху. Русские купцы возили в основном меха. Русские купцы отправились вниз по Воле в сопровождении посла ширванского шаха (правителя) Шемахи. Судоходство по Волге шло благополучно, но под Астраханью на реке Бузан купцов ограбили татары. Грабители забрали товар, купленный, очевидно, в кредит. Возвращение в Россию без товаров и без денег грозило долговой ямой. Но часть купцов вернулась, и Никитин отправился дальше на Восток. Чтобы не вернуться пустым в Тверь и не оказаться в долговой яме, купец отплыл в Дербент, затем в Баку, Шемаху и Персию, где купил жеребца, которого решил выгодно продать в Индии и купить товар за Русская земля. Но эта сделка не принесла большой прибыли.

Афанасий Никитин пробыл в Индии три года: «А вот есть страна Индийская, и люди все ходят нагие, но головы у них непокрыты, и груди голы, и волосы в одну косу заплетены, и все ходят с животом, и дети каждый год рождаются, и детей у них много. И мужчины и женщины все голые, и все черные. Я иду, куда иду, иногда за мной много людей, но они дивятся белому человеку…». «Индусы называют быка отцом, а корову матерью. На их навозе пекут хлеб и готовят блюда, а этим пеплом оставляют следы на лице, на лбу и по всему телу. В воскресенье и понедельник они едят один раз в день». В своих заметках Никитин использовал ненормативную лексику великого и могучего русского языка. Из академических переводов исчезли сильные слова.

В 1387 году на юге Индии образовалось первое мусульманское государство Бахмани, южнее которого располагалась империя Виджаянагар. С 1429 г., столица Султаната была перенесена в Бидар, который посетил русский купец: «В Бидаре полная луна стоит три дня. В Бидаре нет сладких фруктов. В Индостане нет сильной жары. Очень жарко и в Ормузе, и в Бахрейне, где рождается жемчуг, и в Джидде, и в Баку, и в Египте, и в Аравии, и в Ларе. Но в хорасанской земле жарко, но не так. В Чаготае очень жарко. В Ширазе, да в Йезде, да в Кашане жарко, но там ветер. И в Гиляне очень душно и сильно парит, а в Шамахе сильно парит; в Багдаде жарко, но в Хумсе и Дамаске жарко, а в Алеппо не так жарко».

Маршрут прогулки Афанасия Никиты за три моря

На фото памятник Афанасию Никитину в Феодосии (бывшее Кафе). В 2002 году в индийском городе Ревданда был открыт памятник Афанасию Никитину.

http://leto.feodom.com/upload/arts/51.JPG

Исследователи путешествия «за три моря» пытаются ответить на вопрос, как удалось русскому купцу выжить на чужбине ? Возможно, ему помогла местная традиция: «Но их жены и их мужья спят днем, а ночью они ложатся спать с чужими, и спят с ними, и кормят их и приносят с собой сахарную пищу и сахарное вино, и кормят и поят гостей, так что их любят, и люди любят гостей. белые люди, потому что их люди очень черные. И жена зачинает ребенка от гостя, и мужья дают пищу. И рождается белый младенец, то триста теней причитаются гостю…». Слова Никитина не вызывают сомнения, и Марко Поло писал об этом позже. Но скитаться по чужбине было нелегко: «И все негры злодеи, и жёны все проклятые…, колдуны и воры, да обман, да зелье, господа отравлены».

Но, в первую очередь, искала доходный товар для Русской земли купеческая жилка Афанасий Никитин. Чтобы по возвращении в Тверь не только долги отдать, но и остаться с прибылью. В своих заметках он пишет о шелке, сандале и жемчуге. Но больше всего его привлекали местные бриллианты. Возможно, он пытался вывести их на русскую землю, но был ограблен и убит под Смоленском.

Афанасий Никитин — русский писатель, тверской купец и путешественник, совершивший путешествие в Индию и Персию в 1468-1471 гг. Вернувшись домой, он посетил Сомали, побывал в Турции и Маскате. Заметки, сделанные им в пути «Путешествие за 3 моря», представляют собой ценный исторический памятник литературы.

Считается, что он отличался невиданной для Средневековья веротерпимостью, набожностью. Родина и вера. Тверь была родиной Афанасия Никитина. точная дата его рождения не установлена. Известно, что он был сыном крестьянина Никиты (отсюда и отчество Афанасия). Он умер весной 1475 г.

Тверское наследие Афанасия Никитина

В 16-17 вв. Записки Афанасия Никитина «Путешествие за три моря» (Черное, Каспийское и Аравийское) переписывались несколько раз. Это путешествие изначально не входило в планы Афанасия, но он стал первым европейцем, давшим толковое и важное описание средневековой Индии.

Работа Афанасия Никитина — памятник живому русскому языку XV века. В 1957 году его именем были названы вершина высотой 3500 м и огромный подводный горный массив в Индийском океане. В 1955 в Твери Афанасию Никитину установлен памятник.

Афанасий Никитин Русский путешественник-первооткрыватель :: люди :: Россия-ИнфоЦентр

Афанасий Никитин — русский купец из Твери, первый европеец, посетивший Индию между 1466 и 1475 годами и оставивший дневник своих заметок, известный как «Путешествие за пределы» Три Моря. Его записи были найдены выдающимся русским историком начала XIX века Н. М. Карамзиным.

Афанасий Никитин жил в 15 веке; однако точные даты его рождения и смерти неизвестны. На основании данных, содержащихся в журнале, и краткой заметки, которая обычно помещалась в летописях перед сочинениями Афанасия Никитина, специалисты пришли к выводу, что в 1466 году Афанасий начал свое путешествие в Шемаху с русским послом Василием Папиным и торговой экспедицией. Они взяли направление вниз по реке Волге и достигли города Астрахани, где один из их кораблей был захвачен разбойниками, а другой потерпел крушение в бурю у Каспийского моря. Несмотря на потерю кораблей и товаров, Афанасий Никитин продолжал путь. Он дошел по суше до Дербента, добрался до Персии, а позже морем достиг Индии. В Индии путешественник провел три года и в 1472 г. вернулся в Россию через турецкие земли и Черное море и умер по дороге в Смоленск. Некоторые купцы доставили его записи в Москву, и позже сочинения были включены в летописи.

Персидские земли описаны довольно кратко, что может означать, что русские купцы хорошо знали эту страну и она не представляла интереса для путешественника. Первые впечатления об Индии Афанасий Никитин получил в Чауле: полуголые люди, женщины с непокрытой головой, причудливые прически — многое показалось русскому путешественнику непривычным. Он был невероятно потрясен местной традицией предать тела умерших людей огню вместо того, чтобы предать их земле. Никитин объехал всю Индию, в том числе и священный город Парват, и задокументировал местные религиозные обычаи и традиции, особенности индийского рынка и торговли. Хотя его повествования просты и не могут похвастаться тем литературным стилем, который ценился в древней Руси, простота его сочинений делает их чарующими.

Важно отметить, что Афанасий Никитин совершил свое путешествие за 25 лет до того, как Васко да Гама проложил путь в Индию. В отличие от многих исследователей, путешествовавших за границу, Никитин никогда не давал живописных и эмоциональных описаний экзотической природы, местных мифов и слухов. Он всегда описывал только то, что видел и видел лично, и рассказывал простым сдержанным языком.