Название мордва: Народы Мордовии | Русское географическое общество

Финно-угорский мир > Мордва

Название мордва (из русского — в европейских языках: нем. Mordwinen и т.д.) не является исконным самоназванием и, хотя уже давно применяется и самим мордовским населением, представляет собою экзоэтноним, заимствованный из русского языка и служащий для обозначения двух изначально близких друг другу по языку и культуре, но тем не менее обладающих различным этническим самосознанием групп — мокши и эрзи. Впервые данный этноним встречается у Иордана (VI век н.э.) в форме Mordens — один из народов, якобы покорённых готским королём Германарихом. Затем, в X веке — у византийского императора Константина Порфирогенета в качестве названия страны Mordia. В русских летописях Моръдва впервые упоминается в списке народов Среднего Поволжья, входивших в сферу интересов Киевской Руси с самого раннего времени, составленном, как принято полагать, в XI веке. Своим происхождением это название очевидно связано со словами иранских языков, имеющими значение «человек, мужчина».

Самоназвание мордвы-эрзи эрь(д)зя, впервые зафикси-ровано, как принято считать, в письме хазарского кагана Иосифа (X век), где в ряду подчинённых хазарами народов, между s-var (очевидно, — сувары, племя, жившее на территории Волжской Булгарии) и c-r-mis (видимо — черемисы, то есть марийцы), упоминается народ arisu. Возможно, это же имя (эрзя) стало основой для названия загадочной страны Arsa(niya) или Arta(b), упоминаемой в трудах арабских географов с X века как один из трёх основных центров русов, наиболее труднодоступный для иноземцев. Происхождение слова эрзя остаётся неясным.

Самоназвание мордвы-мокши (морд. мокша) впервые встречается в источниках XIII века — в записках фламандского путешественника брата Вильгельма де Рубрука среди покорённых Чингисханом народов назван народ Moxel, живущий за Доном на севере, далее которого обитает мордва («Merdas, которых латыняне называют Mеrduinis»). Мокша наряду с эрзей (arjan) упоминается в качестве одного из покорённых татарами народов Среднего Поволжья и в «Сборнике летописей» государственного деятеля при дворе монгольских ханов, перса Рашид ад-Дина (XIV век). Этот этноним, по-видимому, связан с названием реки Мокши, протекающей по исконной территории расселения мордвы-мокши, которое, в свою очередь, может иметь балто-славянскую этимологию: др.-церк.-сл., др.-рус. мокръ «мокрый» + балтийские параллели).

Начиная с IX века мордва (в особенности — мокша на юге и востоке) попадает под влияние Волжской Булгарии, а с XI века мордовские земли становятся предметом внимания русских князей (согласно «Слову о погибели Русской земли» Морьдва платила дань мёдом Владимиру Мономаху (1053–1125 гг.)), и мордва принимает участие в борьбе Руси и Булгарии за зоны влияния в Среднем Поволжье. Особенно эта борьба обострилась в конце XII — начале XIII века, когда (в 1221 году) в устье Оки был основан русскими Нижний Новгород, а в мордовских землях возвысился эрзянский князь Пургас, не без успеха боровшийся с русскими, совершая даже походы на Нижний Новгород. Разгром Пургаса нижегородцами в 1229 году состоялся при поддержке сына некоего князя по имени Пуреш (вариант — Пурейша), союзника владимирского князя Юрия, которого некоторые исследователи склонны также считать мордовским князем (в летописях, впрочем, упоминается «Пурешевъ сынъ съ половьци», что даёт основания сомневаться в его мордовском происхождении).

Развернувшейся в Среднем Поволжье борьбе положила в XIII веке конец третья сила — монголо-татары, в ходе нашествия которых (в 1237–1238 годах) мордовские земли были подчинены монголам, а часть мордвы-мокши во главе с князьями, по свидетельству бр. Вильгельма де Рубрука (см. выше), была включена в состав монгольского войска и погибла в европейских походах. Для контроля над мордовскими и соседними землями золотоордынцами был в XIV веке основан на р. Мокше город Мухши (ср. тат. мукшы «мордва-мокша» < морд. мокша), ныне — село Наровчат Пензенской области. С этого времени возрастает тюркское влияние на культуру и язык мордвы-мокши. С другой стороны, на севере со второй половины XIV века мордовские земли попадают под власть нижегородских князей, и растёт русское влияние на мордву-эрзю, происходит частичная ассимиляция её в Окско-Сурском междуречье и сдвиг основной этнической территории эрзи на восток и юго-восток — к среднему течению р.Суры. Жестокий ордынский гнёт, не спасавший от постоянных страшных набегов степняков (отражённых в мордовском фольклоре в цикле исторических песен и преданий о ногайцах), привёл к тому, что большая часть мордвы постепенно склонилась на сторону русских, и в период борьбы Москвы с Казанским ханством мордва уже выступает союзным Москве народом.

Окончательное включение всех мордовских земель в состав Русского государства произошло после покорения Москвой Казани в 1552 году. В XVI-XVII веках здесь строятся города, составлявшие оборонительный рубеж на степном пограничье Руси, и сильно возрастает приток русского населения. С этого же времени начинается христианизация мордвы, особый размах получившая в XVIII веке. Реакцией на неё, а также — на усиливающийся социальный и национальный гнёт было так называемое терюшевское (по названию волости) восстание 1808–1810 годов, возглавлявшееся Кузьмой Алексеевым (в русских документах — «Кузька мордовский бог»), пытавшимся на базе языческих мордовских верований создать особую общенациональную религию мордвы (см. о подобных реформаторских неоязыческих движениях в XIX веке у мари и удмуртов в соответствующих разделах).

В результате ассимиляции татарами и русскими к XIX веку сложились две особые этнографические группы мордвы: каратаи (внешнее название по селу Большие Каратаи), живущие на юго-западе Татарстана (Тетюшский район), говорящие сегодня по-татарски, но считающие себя мордвой (мокшей) и сохраняющие мордовские особенности традиционной культуры, и терюхане (также внешнее название по селу Большое Терюшево), жившие вНижегородской губернии (сегодня — Дальнеконстантиновский район Нижегородской области), сохранявшие ещё в начале XX века мордовские особенности в культуре и самосознание (мордва-эрзя), сегодня полностью обрусевшие.

С другой стороны, вследствие притока русских поселенцев на мордовские земли, закрепощения части (не более 10%) мордовского крестьянства и т.д., с XVII века начинаются миграции мордвы на восток: первоначально — в Поволжье, на территории нынешних Самарской, Ульяновской, Саратовской областей, Татарстана, затем, в XVIII веке — в Заволжье и Предуралье, в Башкирию, Оренбургскую область. Эти миграции привели к чрезвычайно дисперсному и широкому расселению мордвы, которая, однако, и на новых землях сохраняла свою культуру, язык, этническое самосознание. Уже к середине XIX века на коренных мордовских землях обитало едва ли более половины всего мордовского населения России, которое составляло в это время (перед отменой крепостного права в 1861 году) около 670 тыс. человек. Движение мордвы на восток продолжалось и во второй половине XIX века: по переписи 1897 года в России мордвы жило 1 миллион 22 тысячи человек, из них более 30 тысяч — в Зауралье, Сибири и Северном Казахстане.

После революции 1917 года в России мордовский народ получил автономию: в 1928 году создан Мордовский округ, преобразованный в 1930 году в Мордовскую автономную область (с 1934 года — Мордовская автономная республика). В силу дисперсного расселения мордвы первоначально менее трети всего мордовского населения России (по переписи 1926 года — 1 миллион 339 тыс. человек) оказалось живущим в пределах созданной автономии, среди населения которой мордва составляла в 1928 г. 32,2% (452 тыс. чел.), а в 1930 г., после изменения границ — 38,5% (501 тыс. чел.). В годы индустриализации и Второй мировой войны численность мордвы как в целом по России, так и в пределах Мордовской республики сократилась — преимущественно за счет ассимиляции, чему способствовали дисперсность расселения мордвы, наличие двух литературных языков, урбанизация, ликвидация мордовских национальных районов, созданных в 1930-е гг. в Пензенской и Самарской областях. По переписи 1959 года численность мордвы в СССР была 1 миллион 285 тысяч человек, из них в Мордовии жило 358 тысяч. Процесс сокращения численности мордвы продолжался и в 1960–1980-е гг.: 1970 г. — 1 млн. 262 тыс., 1979 г. — 1 млн. 192 тыс., 1989 г. — 1 млн. 154 тыс. человек в пределах СССР. При этом лишь 740 тыс. человек в 1989 г. (64%) считали родным один из мордовских языков. В Мордовии в 1989 г. жило 313,4 тыс. лиц мордовской национальности, из которых 277,3 тыс. (88%) считали родным один из мордовских языков.

Говоря о современных этносоциальных процессах у мордвы, следует иметь в виду, что, в силу языковой и этнической близости мокши и эрзи, того, что на протяжении длительного времени по отношению к тем и другим применяется единый экзоэтноним мордва, существует мордовскаягосударственность, среди мордвы рельно распространено своеобразное «двойственное» этническое самосознание, когда человек считает себя, с одной стороны, принадлежащим к «мордовскому народу», а с другой — к одному из его так называемых «субэтнических подразделений» (мокше или эрзе). В связи с ростом интереса к национальной проблематике, подъёмом национального самосознания в конце 1980-х — начале 1990-х годов в мордовской среде довольно остро ставится вопрос о приоритете общемордовского или «отдельного», мокшанского и эрзянского самосознания, о том, следует ли продолжать использовать привнесённое извне имя мордва в качестве названия народа, или нужно перейти к официальному употреблению двух самоназваний, признав тем самым существавоние двух особых народов.

Сегодня мордва-мокша населяет в основном запад и центр Мордовии, а эрзя — восток (см. выше о формировании этнической территории мордвы), при этом большая часть эрзян (составляющих, как принято считать, около двух третей мордвы) живёт за пределами республики, в Пензенской, Ульяновской, Нижегородской, Самарской, Оренбургской областях, в республиках Татарстан и Башкортостан. Мокшане также живут в этих областях и республиках, иногда — в одних сёлах с эрзянами, но в целом за пределами Мордовии их меньше.

Помимо этих двух групп и охарактеризованных выше терюхан и каратаев следует упомянуть мордву-шокшу или (у некоторых авторов) теньгушевскую мордву, живущую на крайнем северо-западе Мордовии (около 15 тысяч человек в Теньгушевском и Торбеевском районах) и представляющую собой обособленную как в культурном, так и в языковом отношении мордовскую группу, изначально, возможно, близкую древнеэрзянскому массиву, давно живущую в русском и мокшанском окружении.

Ссылки

  • http://russia. rin.ru/guides/3207.html
  • http://zubova-poliana.narod.ru/history-ethnos.htm
  • http://www.mordva.ru

Мордва — внешность народа, религия, фото, костюмы

Факты

Численность в РФ — 484 450 человек

Основной регион — Республика Мордовия

Родной язык — мокшанский и эрзянский

Владение родным языком — .

Истоки — междуречье Оки и Волги

Содержание:

  1. Как появилось название?
  2. Происхождение народа
  3. Численность мордвы
  4. Мордовский язык
  5. Религия
  6. Жилище
  7. Национальные костюмы и внешность
  8. Культура нации
  9. Традиции и обычаи
  10. Быт и уклад жизни
  11. Знаменитости Мордовии

 

Мордва

Примерно в I тысячелетии до н. э. между реками Окско-Волжского края, развивался народ под названием мордва (субэтносы – эрзя и мокша). Плодородные земли, леса, умеренный климат и активный образ жизни способствовали развитию крепкой здоровой нации. Несмотря на то, что мордовцы приняли христианство, некоторые представители народа по сей день проводят ритуальные жертвоприношения. У них практически исчез родной язык, но литературные издания остаются.

Как появилось название?

В V в. историк Иордан упомянул в готских письменах мордовцев, обозначив их словом – «Mordens», что означало «человек, мужчина».

Происхождение народа

История народа Мордвы очень запутанна и имеет мало подтвержденных фактов. Существует несколько вариантов происхождения этноса. Все они показывают, что поселения мордвы неоднократно подвергались нападениям завоевателей, которые находили привлекательными их земли.

Более 2000 лет назад появилась древне мордовская культура, сформировалась она из городецких племен. По археологическим данным и фольклору очень тяжело понять, почему так получилось и что привело к этому. Предположительно, мордовские племена существовали под другими названиями – йирки, андрофаги, фиссагеты. Геродот описывал их как кочевые племена с дикими нравами, которые не знают ни суда, ни закона. Одежда их была похожа на скифскую, но говор – другой.

Все события, которые происходили во второй половине I-го тысячелетия, наложили свой отпечаток на формирование национальности, дали начало контакту мордовских предков с сарматскими южными племенами. Также с этого периода началась торговля продуктами земледелия, шкурами и мехами со стороны племен мордвы, а сарматы им поставляли изделия из металлов и предметы вооружения.

Но, мирный уклад жизни племен закончился, когда сарматы начали нападать на селения, и преуспели в этом. Господство сарматов длилось недолго, их ассимилировала древняя мордва. Борьба между южными захватчиками и мордовцами была героической, ведь последние были совершенно не подготовлены к военным действиям и вели трудовой уклад жизни. Периодические набеги врагов привели к формированию военных отрядов. К концу I-го тысячелетия н. э. поселенцы обзавелись могущественной оборонной армией.

Есть и другая версия происхождения народа. По мнению ряда исследователей, предки мордвы произошли от населявших земли поселений в районе Средней и нижней реки Оки, которые оставили памятники городецкой культуры. Уже к XIII-му веку мордва заселила западные территории реки Ока и восточную часть реки Сурой. Причем, эрзя, шерухане и шокши, разместились на северной стороне, а мокша, каратане, в южной части региона.

Численность мордвы

В XVI в. численность мордвы составляла около 150-ти тыс. человек. С течением времени это количество то уменьшалось, то увеличивалось. Перепись населения в 1917 году показала, что количество народа уменьшилось до 120 тыс. ч., проживающих в губерниях:

  • Нижегородской.
  • Пензенской.
  • Ульяновской.

Немного позже эти губернии вошли в состав Мордовии. По результатам переписи 2002 г. в России, проживает 843,4 тысячи представителей мордвы. Из них 30% живет в Мордовии, остальные расселены по другим регионам:

  • В Нижегородской области – 25022.
  • В Ульяновской обл. – 50229.
  • В Оренбургской – 52500.
  • В Самарской обл. — 86000.
  • В Пензенской — 70731.

По данным Переписи населения 2020 года — 484 450. 

Смешанные браки способствуют расселению народа по разным городам и областям, изменяя их численность.

Мордовский язык

Часть лингвистов считают, что у древнего народа был один язык, но со второй половины I-го тыс. н. э. он разделился на эрзянский — им владели эрзяне и мокшанский – мокшане. Все они относятся к прибалтийско-волжской языковой семье финно-угорской группы, имеют литературный статус и распадаются на диалекты. Смешанные говоры присущие разным районам проживания мордвы.

Ученые пришли к мнению, что:

  • Мокшанский язык смешал в себе татарский, чувашский и тюркский. В нем много букв «ы», «э» и большое количество татарских сложных слов.
  • Эрзянский — позаимствовал много из русского. В нем доминирует «ь».

Языки немного разнятся между собой окончаниями и звучанием, это совсем не мешает племенам понимать друг друга. Значительная часть мордвы общается между собой на русском языке. Примерно в конце XVIII века появилась письменность с использованием алфавита, на основе кириллицы.

Мордовские языки изучают в школах, на них выходят СМИ, блоги и книги.

Религия

Народ исповедует православную веру, но соблюдает некоторые обряды, которые по большой части относятся к языческим. Многие верят в духов женские рода «ава», хранителей – «кирьди», богов – «павас». Если сравнивать с русским миром, то это своего рода домовые, лешие и водяные. Мордва поклонялась звездам, луне, ветру, солнцу, молнии и грому. Также сохранили они и места, на которых совершались жертвоприношения – «моляны».

Развито было «черничество» в эрзянских поселениях. Девушки отказывались от семейной жизни и замужества. Они надевали черные платки, закрывались в так называемых «кельях» и, читая богоугодные книги, молились.

Многие ритуалы проводились главой рода или самым мудрым старцем. Для молитв племя выделяло специальное место на краю поселения или в лесу, где размещали столбы с привязанными к ним принесенными в жертву животными, расставляли идолов, вырезанных из дерева. Мясо животных, после ритуалов жертвоприношения, варилось в специально отведенных котлах и съедалось всеми присутствующими.

Женщина играет не последнюю роль в семье и племени, но главой семейства всегда считается мужчина.

Жилище

Изначально представители народа жили в избах-полуземлянках, но со временем их традиционным жилищем стали полноценные избы из дерева, похожие на русские. В южных районах крыша изб была покрыта соломой, а у зажиточных селян – тисом. Дома имели 2 или 3 секции, отапливались черным способом. Спустя некоторое время народом стали использоваться русские печи, которые размещались в передней или задней комнате избы. Дома в поселениях никогда не стояли по плану. На равнинах старались селиться подальше друг от друга, а вот в лесу размещались ближе. Иногда избы строили вокруг водоема или озера.

До XX века вели патриархальный способ жизни, с численностью до 40 человек в семье. Село было разделено на родовые организации, которые имели свои кладбище и священную рощу для молитв. До принятия христианства было разрешено многоженство.

Национальные костюмы и внешность

Описать внешность мордвы сложно, поскольку они отличаются не только между поселениями мокши и эрзи. История наложила огромный отпечаток на развитие внешних признаков, смешались много типов, но выделяются основные 3:

  • субуральский;
  • европейский;
  • понтийский.

Некоторые характерные черты отражают древнюю Пьяноборскую культуру.

Очень красочные костюмы у мордвы, основой которых были белые рубахи. Мужской наряд состоял из рубахи и холщовых штанов. У эрзянок женская длинная рубашка, украшалась яркой вышивкой, подпоясанная поясом, украшенным монетами и тканью. Особым элементом этой рубахи был пулай – своеобразный широкий пояс. На вороте же находилось другое сложное украшение – сюлгам. На ноги одевались плетеные тапки, а в праздники сапожки из кожи с острым носом. Опушку сапог украшали сафьяном в основном красных цветов.

Основные элементы одежды богато украшалась монетами, бисером и вышивкой, обшивали мехом, а на шею надевали бусы. Отдельного внимания заслуживают высокие женские головные уборы эрзянок. Изготавливались они из осины, заготовку которой обшивали вышитой бисером и разноцветными нитками, сзади выпускали ленту или полосу ткани. Уборы были разнообразными, начиная с подобия чалмы и заканчивая похожими на русских сорок. У мокшанок в качестве женского головного убора использовалась повязка или двурогая шапка.

Культура нации

Можно сказать, что культура мордвы переплелась с русской, но, все же имеет некие отличия.  Выражается она в национальных обрядах, которые включают пляски, песни, стихи и декоративно прикладное искусство. Обряды проводятся по праздникам и тесно связаны с традициями семьи, религией и временем года.

Мордва играет на трещотках, кларнетах, волынках, ксилофонах и флейтах. Есть у них известные музыканты, ансамбли, которые представляют современную культуру и исполняют песни все на национальном языке.

Поэзия очень тесно связана с обрядами, существует календарных и некалендарных жанров. Календарной считают: заговоры – «озлом», заклинания, молитвы – «ознома, пазморо». Эти песни пели во время сезонных праздников. В период зимних святцев, в песнях желали счастливого года, рождение детей, благополучия и прибавление скота. Весенние праздники воспевали приближение весны, солнца, тепла, восхваляли труд и любовь. В некоторых даже высмеивали лень, глупость и неряшливость. Летом же исполняли песни с обращением к божествам и предкам, в которых присутствовали просьбы о хорошем урожае погоде и здоровье. Больше важности и значимости придавали божествам женского рода.

На семейных торжествах исполнялся некалендарный жанр. Когда проводились брачные обряды, пелись причитания невестой, ее родственниками по женской линии. Также пением хвалили родных невесты и жениха и самих молодых. Исполнялись и заклинания во время свадьбы. В них обращаясь к божествам, просили покровительства для молодой семьи.

Произведения, которые имели не обрядовый характер, относятся к семейному бытованию. Это песни, в которых описывались определенные трудовые действия, любовь, тяжелая судьба солдат, охотников.

Традиции и обычаи

Обычаи и традиции мордвы были основаны на единении человека и природы. Они связаны с рождением ребенка и созданием новой семьи. Также существуют обычаи и поверья, относящиеся к почитанию усопших предков и похорон.

Свадебные традиции у народа очень интересны. Семьи создавались несколькими способами:

  • Сватовство. Жених кидал хлеб в окно молодой и быстро скрывался с места. В свою очередь, родственники невесты должны отыскать парня и его дом, после постучать ему в окно, дав согласие на брак.
  • Сговор. Когда предполагаемые родственники договариваются о браке молодых между собой.
  • Похищение. При этом способе большие застолья не устраивали.

Невеста практически всегда была старше жениха. Все дело в том, что родители ее держали до последнего, что бы она помогала вести хозяйство. Перед свадьбой, молодая устраивала себе девичник, где вместе с подругами плели украшения из искусственных цветов, вышивали рушники для дружек и сватов. После этих действий шли в баню и мыли невесту, подружки заплетали ей традиционные косы, которые носят замужние женщины.

В это же время в доме жениха пекли пироги. Традиционным считали большой пирог в виде фаллического органа и «груди молодушки» — это пирожки с творогом. Такими изделиями у богов просили для молодых больше здоровых и крепких детей.

У народа очень много традиций и обрядов, связанных с духами. Например, любимый их праздник «Балтай» проводится после Троицы через неделю. В основу положены моления в честь хозяина леса. В начале проводят состязания и определяют самого шустрого и крепкого мужчину, наряжают его в медвежье одеяние и водят в лесу хоровод. У реки накрывают стол и празднуют. По окончанию праздника вырывают прутья из костюма медведя, бьют ими друг друга, желая крепкого здоровья. Также сохранились обычаи, касающиеся почитания умерших и их погребения. Интересно, что народ празднует свои языческие праздники, а не календарные российские.

Традиционными блюдами считались салма – сваренные в воде кружочки теста и медвежья лапа – блюдо из мяса говядины и свинины. Также готовили щи, варили мясо и жарили печень, заготавливали впрок квашеную капусту.

На крещение ребенка готовят в печи кашу с большим количеством сливочного масла. Из напитков были популярны алкогольные медовые – пуре, квас и брага, различные напитки из хмеля, ячменя и солода.

Также готовили пироги с разными начинками, блины из разных видов муки, каши и кислый хлеб на закваске.

Быт и уклад жизни

Традиционно народ мордвы занимался земледелием. Именно к этому занятию их подвигло место проживания на плодородных землях, рядом с рекой или лесом. С самых далеких времен землю обрабатывали мотыгой, позже ее заменили на соху, а со временем стали вспахивать тяжелым плугом. Сажали коноплю, рожь, горох, лен, овес, и просо. Из большей части зерна делали муку на мельницах, которые работали при помощи воды или ветра, некоторые были и ручными.

Огородничество было слабо развитым. Дополнительно охотились на пушного зверя при помощи псов, лука со стрелами. Рыбной ловлей занимались только речные племена.

Также разводили пчел, иногда у хозяев было до 150 ульев. Мед использовали в приготовлении разных блюд, напитков, продавали, часть отдавали как дань. Хорошо были развиты ремесла по обработке дерева, металла и шерсти. Также было налажено и производство изделий из керамики. Прославились они как виртуозные ткачи. Этим ремеслом занимались целыми деревнями. Красили и набивали сукна, разводили домашний скот.

Знаменитости Мордовии

Многие известные спортсмены, певцы и актеры — представители народа мордвы. Знаменитостью Мордовии, а именно народа эрзя является Надежда Кадышева, солистка группы «Золотое кольцо». По эрзянски ее фамилия звучит – «Кадышень».

Еще одна знаменитость, родом из республики Мордовии — поэтесса Алина Подгорнова (эрзянка).

Дарья Учватова — победительница конкурса красоты, представляла Мордовию (мокшанка).

Также представители мордовского народа есть и среди спортсменов: Валерий Борчин — чемпион по спортивной ходьбе, Олег Маскаев известный боксер, Светлана Хоркина — гимнастка.

Список литературы:

  • https://www.youtube.com/watch?v=J8xMRohDPs4&t=274s&ab_channel=%D0%98%D0%B3%D0%BE%D1%80%D1%8C%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B5%D0%B2
  • https://www.youtube.com/watch?v=P50ZVth73EI&ab_channel=%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8B%D0%B5%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B8%21

Мордва — Фенно-Угрия

ЭРЗЯНЕ И МОКША (МОРДВА)

Имена

Русский этноним ‘ мордва’  используется как общее название для эрзян и мокшан. Через русский язык эта практика распространилась и на другие языки. Эрзяне и мокши традиционно называли себя соответственно эрзянами (« эрза» , « эрза» ) или мокшанами (« мокша» , « мокшк» ). Последнее связано с русским названием реки, протекающей по территории мокши.

Территория

В административном отношении Эрзя проживает в восточной части Республики Мордовия, в Нижегородской и Ульяновской областях, а также в в Башкортостане, Татарстане и Чувашии, а мокши живут в южные и западные районы Республики Мордовия, Пензенская и Саратовская области. Столица Республики Мордовия — Саранск.

Население 

Мордвины (эрзяне и мокши) относятся к числу крупнейших финно-угорских народов, 8 -й крупнейший этнос России. По переписи 2010 года мордвинов было 744 236 человек. Из них 84 407 указали свою этническую принадлежность как эрзянскую и 49 625 как мокшанскую. В 2002 г. насчитывалось 843 359 мордвы, из которых 73% говорили на родном языке. Из них 84 407 человек идентифицировали себя как эрзяне и 49 624 человека как мокши, причем мордва.
В 1989 г. численность мордвы на той же территории была значительно больше – 1 072 939 человек. Эрзяне и мокши ассимилируются быстрее других финно-угров из-за их географической рассеянности. В Республике Мордовия они составляют лишь треть населения. Наибольшее количество мордвы проживает в Самарской, Пензенской, Оренбургской, Ульяновской и Нижегородской областях. За пределами России много мордвы в Казахстане (30 000), Украине (19000) и Узбекистан (12 000).

Языки

Эрзянский и мокшанский языки относятся наряду с марийским языком к поволжской группе финно-угорских языков. Марийский язык считается его ближайшим родственником. В эту же группу входят мерийский и муромский языки, исчезнувшие уже в раннем средневековье.
Эрзянский и мокшанский языки так же похожи друг на друга, как эстонский язык на финский. В то время как мокшанский язык и физические особенности имеют некоторые персидские влияния, эрзянская культура и внешний вид ближе к балтийским народам.
Эрзянская и мокшанская письменности начали формироваться в конце 19  века. Официальная стандартизированная письменность была завершена для эрзянского языка в 1925 г. и для мокшанского языка в 1933 г. Оба письменных языка основаны на кириллице.
Согласно Конституции Республики Мордовия в республике 3 государственных языка: русский, эрзянский и мокшанский. Официальный статус последних двух тем не менее является формальностью, и в действительности они имеют очень небольшой вес в общественной жизни и образовании.

История

Эрзяне и мокши являются коренными жителями Среднего Поволжья. Их первоначальная территория была намного шире, однако начала сокращаться в конце доисторических времен под давлением восточных славян и булгар. Основная территория эрзян располагалась севернее, в южной части сегодняшней Нижегородской области, а мокши жили на территории современной Республики Мордовия, а также к западу и югу от нее.
Восточная мордва попала под влияние волжско-камско-булгарских, вероятно, с конца 10 9 в.0037- века, а западной мордве пришлось ответить на экспансионистские усилия русских после окончания 11 -го века (в 1080 году русские возвели Муромский замок на реке Оке, а в 1221 году был основан Нижний Новгород). На земли мордвы все чаще проникали русские поселенцы.
Однако в 1230 г. территории мордвы были захвачены монголами, и эти земли были присоединены к Золотой Орде. С ослаблением Золотой Орды постепенно усиливалось русское влияние с севера и запада, набирала обороты колонизация земледельцев. Эрзяне начали переселение на восток и юго-восток от мокши. Территория мокшан сначала оставалась за Казанским ханством – одним из наследников Золотой Орды. Мокшанские аристократы сохраняли определенную автономию.
К середине 16  века вся территория мордвы перешла под контроль Москвы. Земли мордвы были переданы русским аристократам и монастырям, крестьяне были помещены в крепостную зависимость. В 17  веке русское господство постепенно сместилось в лесостепные районы, что сопровождалось переселением на юг русских и мордовских крестьян.
Принудительное крещение мордвы, до сих пор большей частью сохранявшей свою анимистическую религию, произошло в первой половине 18 9 в.0037-й -й век. Многие мордвы переселились в 18 -19 вв. в присоединенные к России степные районы по другую сторону Волги. На своей традиционной территории они оставались в меньшинстве, а роль русского языка и смешанных браков возрастала.
В 19 -м веке мордва была в основном неграмотным крестьянским народом, чей некогда высший класс давно распался. В конце 19  века мордовская письменность начала развиваться в составе ильминской системы и возникла немногочисленная мордовская интеллигенция, интересовавшаяся народными обычаями и культурой. Наиболее выдающимся мордовским интеллигентом первого поколения был Макар Евсеев (1864-1931).
Свою автономную территорию мордва обрела сравнительно поздно, учитывая отсутствие конкретной опорной территории, на основе которой она могла бы быть образована. Тем не менее, в 1928 г. была образована Мордовская область, которая в 1930 г. была преобразована в автономную область, а в 1934 г. — в автономную советскую социалистическую республику (АССР).
Коллективизация сельского хозяйства относительно сильно ударила по традиционным крестьянам. В 1930-е годы были проведены репрессии против мордовской интеллигенции. С конца 1950-х годов позиции мордовских языков в общественной, медийной и образовательной жизни стали ухудшаться. Эрзянский и мокшанский языки фактически получили статус родного языка колхозников. В школах мордовские языки преподавались только в первых классах (в основном в сельской местности), и письменность на этих языках стала реже, чем до Великой Отечественной войны.

Новое время

Распад Советского Союза вызвал определенное национальное пробуждение мордвы. Осенью 1989 В основном эрзянские интеллектуалы инициировали организацию, напоминающую эстонский Рахваринне (Национальный фронт) под названием Мастора (Мать-Земля). В 1991 году в Мордовском университете было создано общество Вайгель («Голос») по развитию мордовской культуры и языка.
В марте 1992 года был созван 1-й Съезд народов Эрзян и Мокшан, на котором были отмечены трения между эрзянами и мокшанами. Эрзяне были более активны и радикальны и обвиняли мокшан в излишней пассивности и примирении.
В 1993 году были созданы отдельные эрзянские организации Эрзян Мастор (Эрзянская Земля) и Эрзява (Эрзянская Мать). Активизировалась эрзянская диаспора. Эрзян не устраивал объединенный этноним «мордва» и его использование в названии республики. Этническое русское руководство республики также рассматривало возможность переименования Мордовской АССР просто в Саранскую область и, таким образом, полного избавления от национальной автономии. Мордовская АССР была объявлена ​​Республикой Мордовия только в 1994 г.

Верования

Вероисповедание Мордвины в основном православные. Среди мордвы есть также небольшое количество старообрядцев. Атеизм был широко распространен в 20   веке, а к концу века появилось несколько новых религий.

Мордвин | люди | Британика

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • В этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Самые популярные вопросы
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Студенческий портал
    Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.