Ливан богатая или бедная страна: Среднего класса больше нет. Ливан в самом большом кризисе в своей современной истории

Среднего класса больше нет. Ливан в самом большом кризисе в своей современной истории

  • Андрей Козенко
  • Би-би-си

Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.

Автор фото, AFP

С начала года инфляция в Ливане достигла почти 60%, а национальная валюта упала к доллару на 80% — это самый большой кризис в стране со времен окончания гражданской войны в 1990 году. Ценники в супермаркетах меняются ежедневно, за чертой бедности оказалась половина населения страны.

Экономика не справилась

В октябре 2019 года власти Ливана решили ввести плату за звонки через мессенджеры, в первую очередь, WhatsApp. Это вызвало сильные протесты — и правительство отказалось от такой идеи. Только демонстрации не кончились — страна восстала против коррупции и ухудшающейся экономической ситуации.

Экономика Ливана падала все последнее десятилетие — чем больше власти в стране приобретала «Хезболла» (а это одновременно и политическая партия, и военизированная организация; в США и странах Европы признана террористической), тем меньше Ливану финансово помогали богатые страны региона. В 2019-м падение ускорилось — по экономике больно ударило то, что в Ливан перебралось больше миллиона беженцев из Сирии.

Малый и средний бизнес банкротился, курс ливанского фунта падал. Еще до коронавируса за чертой бедности оказалась половина из шестимиллионного населения страны.

Пандемия и вынужденный карантин нанесли еще один мощный удар по экономике. И если с Covid-19 страна справилась благополучно (по официальным данным, около 1900 человек заразились, умерло 36 человек), то экономику удержать не смогла.

Национальная валюта с начала 2020 года упала к доллару США на 80%, безработица достигла 30%.

Демонстрации возобновились в начале июня, и они продолжаются. Демонстрантов разгоняют полиция и отряды «Хезболлы», те в ответ бросают камни и «коктейли Молотова». Официальная пропаганда винит в проблемах страны США и Израиль.

Автор фото, EPA

Подпись к фото,

Уличные столкновения на улицах Бейрута стали ежедневными

Одна из участниц акций, предпринимательница Нур Нашеф в беседе с Би-би-си назвала происходящее «революцией». Студент по имени Габ (он просил не указывать фамилию, потому что боится за свою безопасность) говорит, что его семья еще год назад относилась к среднему классу, а сейчас может позволить себе не все товары из обычного супермаркета.

Без света и еды

Пропустить Подкаст и продолжить чтение.

Подкаст

Что это было?

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

эпизоды

Конец истории Подкаст

Анонимный дипломат в беседе с Guardian также употребляет сильные эпитеты: он назвал Ливан «failed state» — государством, которое провалило свою политику и экономику.

Бывший министр экономики Ливана Нассер Саиди в своей статье для издания The National говорит, что инфляция с января по май составила 56%, тогда как еще в прогнозах конца 2019-го она должна была составить 7% за весь год.

На протяжении нескольких суток в Бейруте и пригородах на 14-16 часов отключалось электричество. В частности, это привело к тому, что госпиталь, где лечили больных с коронавирусом останавливал свою работу. В Бейруте несколько раз переставал работать аэропорт.

Из рациона служащих в армии убрали мясо — на него нет денег.

Власти ограничивают доступ к иностранной валюте: для того, чтобы купить доллары, теперь надо предъявить документы, указать домашний адрес и обосновать, зачем тебе валюта. При этом банк все равно может отказать.

В стране активно развивается черный валютный рынок. По государственному курсу доллар стоит 1,5 тыс. ливанских фунтов (этот курс был зафиксирован в 1991 году и с тех пор не менялся), а на улицах он только за последнюю неделю вырос с 7,5 тыс. до 10 тыс. фунтов.

Автор фото, AFP

Подпись к фото,

Товары на полках супермаркетов в Бейруте еще есть. Нет денег, чтобы их купить

Стоимость килограмма говядины и куриного мяса в супермаркетах утроилась за последние две недели.

Продавцы в магазинах и на рынках меняют ценники, в среднем, три раза в неделю.

Цены на хлеб в Ливане регулирует государство. Чтобы избежать наценок, пекарни перестали возить на рынки и в магазины — и продают его сами. Но цена лепешки все равно выросла на треть.

Работающие в Бейруте корреспонденты Guardian и Си-эн-эн сообщали, что в стране из-за кризиса резко выросло число самоубийств. В Бейруте мужчина покончил с собой прямо на оживленной улице. Он оставил записку: «Я не еретик, это голод — ересь».

«Обсуждаем, как отец семьи поджег себя»

«Это самый большой кризис, который я только видела, — говорит Нур Нашеф. — В октябре появились первые явные знаки: начали дорожать хлеб и бензин. Теперь ситуация куда более серьезная. Я знаю людей, которым просто нечего есть и кормить свои семьи».

Она рассказывает, что цены на все повседневные товары растут ежедневно, и людей в супермаркетах «пробирает дрожь». Минимальная зарплата в Ливане сейчас составляет всего 80 долларов США в месяц, тогда как до начала кризиса она была эквивалентна 450 долларов США.

  • Год массовых протестов в мире. Ждать ли новую «арабскую весну»?
  • Революция женщин. Почему протесты в Ливане приобрели женское лицо

«Мы просто больше не можем позволить себе есть то, что ели раньше», — констатирует Нашеф. Она добавляет, что Ливан производит очень мало своих товаров и зависит от импорта — а он в национальной валюте становится дороже и дороже.

По ее словам, главным следствием кризиса стало то, что в Ливане больше нет среднего класса. «Остались только очень богатые, очень бедные и просто бедные», — рассказывает она.

Автор фото, Reuters

Подпись к фото,

Ливанцы в Бейруте стоят в очереди за хлебом, правительство пытается сдержать рост цен на продовольствие

Студент Габ рассказывает Би-би-си, что когда в стране стал смягчаться карантин, и люди вновь стали видеть друг друга и спрашивать «как дела», самым популярным ответом на этот вопрос был: «Мы выживаем».

Он рассказывает, что перестал запоминать цены в супермаркете, потому что они все равно меняются. У тех, кому из-за границы деньгами помогали родственники, возникли проблемы: банки стали отказываться выдавать платежи в долларах, евро и другой твердой валюте.

«Мы часто встречаемся с друзьями, некоторых из них уволили, некоторым сократили зарплаты, а фрилансеры просто лишились всех доходов. Мы обсуждаем, как отец семьи поджег себя, потому что ему не было, чем платить за обучение дочери. Стараемся не выходить без необходимости на улицы вечером — уличной преступности стало много», — описывает студент.

«Моя семья думает об эмиграции, а я первый раз в жизни живу с ощущением, что надежды нет», — говорит Габ.

«Страну просто сломали. Через колено» — Газета.Ru

После 2011 года Ливан уже не напоминает себя прежнего: страна погрузилась в пучину тяжелейшего за последние полтора века кризиса. Это — официальная оценка Всемирного банка. Инфляция исчисляется десятками процентов в год, процветает черный валютный рынок. Предприятия закрываются, царит безработица. Причина кризиса, конечно, не только в Арабской весне, но именно она дала первый толчок к падению Ливана. О стремительной деградации вчерашней «восточной Швейцарии» — новая глава спецпроекта «Газеты.Ru» «Цена Арабской весны».

«Ливан переживает самую тяжелую и затяжную экономическую депрессию. Согласно опубликованному сегодня последнему обзору экономики Ливана, экономический и финансовый кризис, вероятно, войдет в десятку, а возможно, и в тройку самых серьезных кризисов в мире с середины девятнадцатого века. Перед лицом колоссальных вызовов продолжающееся бездействие политиков и отсутствие полноценно функционирующей исполнительной власти угрожают и без того ужасным социально-экономическим условиям и социальному миру без ясного поворотного момента на горизонте», — гласит отчет Всемирного банка за июнь 2021 года.

В 2021 году ВВП Ливана сократился на 20,3% на фоне сокращения на 16,7% в 2020 году. Фактически ВВП Ливана за два года упал с почти $55 млрд США до примерно $33 млрд. «Такое жестокое сокращение обычно связано с конфликтами или войнами. Денежно-кредитные и финансовые условия остаются крайне неустойчивыми. Риски для страны остаются колоссальными», — продолжают аналитики Всемирного банка.

Режиссер-документалист Андрей Молодых, много раз бывавший в Ливане по работе, утверждает, что все это – последствия той самой революции 2011 года, от которой страна до сих пор отойти не может.

«Ливан сильно изменился. Раньше это была очень — я бы сказал так — оптимистическая страна. Люди на улицах, в магазинах, в кафе были настроены позитивно и добродушно. Они с уверенностью смотрели в будущее. После люди там очень озлобились. Это не слишком типично для ливанцев», — уверен Молодых.

close

100%

Армии не хватает денег на еду

Сразу после революции экономика Ливана не обвалилась. Но перестала расти. Если с 2006 по 2010 год ВВП на душу населения вырос с $4,6 тыс. до $7,5 тыс., то с 2011 по 2018 год он оставался на прежнем уровне. Как будто был заморожен.

«Если показатели не растут, то со временем они обвалятся. Ливан — классический пример. В 2018 году все рухнуло», — писал американский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике Питер Даймон в журнале The Atlantic. И действительно: в 2019 году ВВП на душу населения упал сразу до $3,4 тыс.

Настрой в стране изменился. Конечно, на события 2011 года наслоился и ковид, и другие проблемы, был еще жуткий взрыв в порту Бейрута в августе 2020 года, когда множество людей погибло и ущерб был на многие миллиарды. Правительство в очередной раз ушло в отставку. Но слом системы, считаю, произошел в 2011-м. Страну просто сломали. Через колено. Восстановиться она так и не смогла. Без тех событий не было бы экономического и финансового кризиса 2021 года.

Андрей Молодых

режиссер-документалист

Питер Даймон связывает кризис также с уменьшением помощи от саудитов.

«Острый финансовый кризис возник не сегодня и не в прошлом году. Спад в экономике идет все последнее десятилетие. Причин у этого спада немало. Если повсеместную коррупцию помножить на парализованное правительство и уменьшение финансовой помощи из стран Персидского залива, получается как раз то, что есть сегодня в Ливане. После политического кризиса 2011 года Саудовская Аравия стала снижать размеры своей финансовой помощи Ливану. По мере того как влияние Саудовской Аравии на Ливан слабело, уменьшались и переводы в ливанские банки. Это системно сказывалось на всей экономике страны», — пишет американский экономист.

close

100%

Экстренные меры жесткой экономии, призванные спасти страну и ее бюджет от банкротства, не помогли. Напротив, вызвали волну протестов. Так были анонсированы новые налоги. В частности, беспрецедентный сбор на WhatsApp — шесть долларов в месяц за возможность звонков в популярном мессенджере. Это решение власти вскоре отменили, но ввели другие налоги, сократив пенсии и зарплаты госслужащих.

Это вызвало ряд митингов и демонстраций. Хотя и не таких масштабных, как в 2011 году. Обошлось без столкновений с полицией.

close

100%

«В обменных пунктах Бейрута, Библоса, Триполи нет валюты, в магазинах не хватает товаров, банки работают с серьезными ограничениями, улицы Бейрута стоят без освещения ночью, в домах не горит свет — у людей нет средств на оплату электричества, вдоль дорог стоят брошенные машины: нет топлива на АЗС (на которых вспыхивают конфликты в очередях). Армия, которая всегда нейтральна, остается единственным игроком, который обеспечивает безопасность на улицах. Руководство армии обратилось к международному сообществу с просьбой о гуманитарной помощи для солдат. Средств не хватает на провизию и лекарства», — описывала ситуацию газета The New York Times.

close

100%

В конце февраля 2020 года суверенные рейтинги Ливана в течение нескольких дней были пересмотрены всеми ведущими мировыми финансовыми агентствами до «негативного» уровня. Премьер-министр Хасан Дияб объявил о невозможности выплатить долги и объявил первый в истории страны дефолт. Общий объем внешнего долга достиг $90 млрд.

«Падение не наступило сразу, но все понимали, что оно будет. Дело в том, что наладить нормальную работу правительства в Ливане так и не смогли. Была постоянная министерская чехарда. Министры уходили и приходили. Иногда задерживались на своем посту не более месяца. Естественно, что рано или поздно это бы привело к кризису. Это, кстати, хорошо понимал бизнес. Банкиры, коммерсанты стали выводить активы из страны — в Израиль, в США, даже в Латинскую Америку. Так что секретом ни для кого это не было. Наоборот, многие удивлялись, что падение так долго не происходит. Ливан за предыдущие годы накопил ресурс прочности», — говорит Молодых.

Незваные гости из Сирии

К экономическим проблемам добавились еще демографические. Они проявили себя раньше и, скорее всего, как раз и спровоцировали экономический коллапс.

«Ливан сталкивается с самым опасным истощением ресурсов, в том числе человеческого капитала, и высококвалифицированная рабочая сила все чаще использует потенциальные возможности за границей, что представляет собой необратимую социальную и экономическую потерю для страны», — сказал в 2012 году Сародж Кумар Джа, региональный директор Международного валютного фонда (МВФ).

Ливан – это крошечное государство. При этом экономически достаточно развитое. По крайне мере, раньше. Однако выдержать такой поток беженцев его экономика физически не может. Когда на каждых трех жителей страны приходится по одному беженцу, такого не выдержит ни одна экономика в мире. В отличии от Турции или стран ЕС Ливан не в состоянии удерживать это поток. С военной точки зрения это не слишком сильное государство. Границы оно удержать не сможет. Такое соотношение беженцев с собственными гражданами Ливан просто раздавило.

Саад Харти

профессор Даремского университета

С одной стороны, из страны стали уезжать квалифицированные специалисты, а с другой — Ливан наводнили беженцы из соседней Сирии, где шла жестокая война.

close

100%

По оценкам ООН, вместе с палестинцами общее количество беженцев в стране составляет порядка двух миллионов человек. И это при общем населении в шесть миллионов. Нагрузка на бюджет оказалась просто колоссальной. Правительство Ливана утверждает, что за десять лет потратило на их содержание $40 млрд. И при этом не получило никакой помощи от международных правозащитных организаций.

В сентябре 2022 года премьер-министр страны призвал ООН вмешаться до того, как проблема сирийских беженцев «выйдет из-под контроля». Об этом говорилось в письме, адресованном генеральному секретарю ООН Антониу Гутерришу и опубликованном официальным информагентством Ливана NNA.

«Ливан с площадью 10452 квадратных метра является небольшой страной. Это страна, которая принимает больше всего беженцев в мире по соотношению населения. Экономический кризис, продолжающийся уже три года в Ливане, отбросил 80% ливанцев за черту бедности», — говорится в письме ливанского премьера.

close

100%

Сейчас Ливан реализует план по насильственной репатриации сирийских беженцев. Об этом, в частности, заявил министр по делам перемещенных лиц страны Иссам Шараф ад-Дин.

Этот замысел вызвал резкую и негативную реакцию международных правозащитников, в частности правозащитной организации Human Rights Watch International (HRW). Там отметили, что план является «открытым нарушением международных обязательств Ливана и был разработан без ведома Верховного комиссара ООН по делам беженцев».

Также подчеркивается, что, вопреки заверениям Бейрута, в Сирии еще не сформированы безопасные условия для беженцев. «Беженцы, ранее вернувшиеся в Сирию из Ливана подверглись преследованиям со стороны боевиков», — напомнили правозащитники.

Вот только никакой помощи Ливану в решении проблемы беженцев международное сообщество так и не оказало. Хотя прошло уже десять лет.

Между тем политический кризис в Ливане и не думает заканчиваться. Осенью 2022 года депутаты ливанского парламента не смогли избрать нового президента вместо Мишеля Ауна, у которого закончился срок полномочий. Все попытки законодателей оказались неудачными — во время нескольких голосований ни один из кандидатов не смог заручиться поддержкой 65 депутатов из 128 членов парламента. В этом, впрочем, для Ливана нет ничего нового или особенного. Прежде чем Аун занял кресло главы государства, страна прожила без президента два года — с 2014-го по 2016-й.

«Страна находится на грани полного хаоса, паралич власти на всех уровнях», — описал служившуюся ситуацию один из местных депутатов.

О том, как события 2011 года привели к многолетней кровопролитной войне в Сирии – в следующей главе спецпроекта «Газеты.Ru» «Цена Арабской весны».

Ливан Обзор: Новости развития, исследования, данные

В течение почти трех лет Ливан подвергается нападению самого разрушительного многоаспектного кризиса в его современной истории. Разворачивающийся экономический и финансовый кризис, начавшийся в октябре 2019 г., еще более усугубился двойным экономическим воздействием вспышки COVID-19 и масштабным взрывом в порту Бейрута в августе 2020 г.

Из трех кризисов экономический кризис имел безусловно самое большое (и наиболее стойкое) негативное воздействие. Весной 2021 года издание Economic Monitor обнаружило, что экономический и финансовый кризис в Ливане входит в число самых серьезных экономических кризисов в мире с середины девятнадцатого века. Номинальный ВВП резко упал с почти 52 миллиардов долларов США в 2019 году.до 23,1 млрд долларов США в 2021 году. Затянувшийся экономический спад привел к заметному снижению располагаемого дохода. ВВП на душу населения упал на 36,5% в период с 2019 по 2021 год, а Ливан был реклассифицирован Всемирным банком как страна с доходом ниже среднего по сравнению со статусом страны с доходом выше среднего в июле 2022 года. Такое резкое сокращение обычно связано с конфликтами или войнами. .

Банковский сектор, неофициально введший строгий контроль за движением капитала, прекратил кредитование и не привлекает депозиты. Вместо этого он сохраняется в сегментированной платежной системе, которая проводит различие между более старыми (до октября 2019 г.) Депозиты в долларах США и минимальный новый приток «свежих долларов». Первый подвергается резкому сокращению доли заемных средств за счет де-факто «лирафикации» и «стрижек» (до 85% по долларовым депозитам). Бремя текущей корректировки и сокращения доли заемных средств носит крайне регрессивный характер и больше всего ложится на мелких вкладчиков и малые и средние предприятия (МСП). Снижение среднего дохода в сочетании с трехзначной инфляцией и резким обесцениванием валюты значительно снижает покупательную способность. Инфляционные эффекты являются сильно регрессивными факторами, непропорционально затрагивающими бедный и средний класс. Социальные последствия, и без того ужасные, могут стать катастрофическими; более половины населения страны, вероятно, уже находится за чертой бедности. Безработица выросла с 11,4% в 2018-19 гг.до 29,6% в 2022 году. В Ливане произошел резкий спад в сфере основных услуг, вызванный истощением резервов иностранной валюты (FX) с начала сложного кризиса. Острая нехватка топливных элементов привела к тому, что в национальной электросети произошло более восьми циклических отключений электроэнергии, поскольку в среднем электроснабжение населения составляет от одного до двух часов в день. Нехватка топлива также затруднила доступ к здравоохранению и чистой воде, в то время как магазины продуктов питания, поставщики транспортных услуг и операторы телекоммуникационных сетей сталкиваются с серьезными сбоями в своих цепочках поставок. Ливану также пришлось столкнуться с COVID-19.пандемии за счет периодических блокировок и других мер по смягчению воздействия вируса как на людей, так и на и без того слабую систему здравоохранения. Вакцинация, начатая в феврале 2021 года при первоначальном финансировании Всемирного банка, проводилась в соответствии с Национальным планом развертывания и вакцинации против COVID-19 с целью вакцинировать 70% всего населения, граждан и неграждан, в несколько этапов. развертывание к концу 2022 года.

Помимо человеческой трагедии, взрыв в порту Бейрута имел последствия на национальном уровне, несмотря на его географическую концентрацию. Это усугубляет долгосрочные структурные уязвимости Ливана, которые включают в себя низкокачественную инфраструктуру — неблагополучный электроэнергетический сектор, нехватку водоснабжения и неадекватное управление твердыми отходами и сточными водами, а также слабое управление государственными финансами, большие макроэкономические диспропорции и ухудшение социальных показателей. .

Сразу после взрыва Группа Всемирного банка в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций (ООН) и Европейским союзом (ЕС) запустила Быструю оценку ущерба и потребностей (RDNA) для оценки воздействия взрыва на жителей, физические активы, инфраструктура и предоставление услуг. RDNA следовала «подходу всего Ливана», привлекая государственные органы, учреждения и организации гражданского общества. Оценка показала, что стоимость ущерба находилась в диапазоне от 3,8 до 4,6 млрд долларов США, а потери финансовых потоков составили 2,9 доллара США. до 3,5 млрд долларов США. Воздействие было особенно серьезным в ключевых секторах, жизненно важных для роста, включая финансы, жилищное строительство, туризм и торговлю. Ожидается, что к концу 2021 года затраты на восстановление и реконструкцию составят от 1,8 до 2,2 млрд долларов США.

Основываясь на рекомендациях RDNA, в декабре 2020 года Группа Всемирного банка, ЕС и ООН запустили Рамочную программу реформ, восстановления и реконструкции (3RF) для удовлетворения неотложных и краткосрочных потребностей Ливана. В 3RF изложена схема действий с указанием приоритетов и затрат, необходимых для поддержки восстановления и реконструкции в Ливане. Его цель состоит в том, чтобы «сделать лучше, чем было», приняв комплексный подход, ориентированный на восстановление, ориентированное на людей, и подготовив почву для среднесрочной реконструкции, а также инициировав ключевые структурные реформы на основе принципов прозрачности, инклюзивности и подотчетности.

Ливанский фонд финансирования (LFF) был официально создан 18 декабря 2020 г. , чтобы дать толчок немедленному социально-экономическому восстановлению уязвимых групп населения и предприятий, пострадавших от взрыва, а также поддержать правительство Ливана в ускорении реформ и подготовке к среднесрочным срок восстановления и реконструкции. LFF предоставляет важные средства для объединения грантовых ресурсов и усиления согласованности и координации финансирования в соответствии с приоритетами 3RF. Он использует гибкие методы реализации и строгий фидуциарный мониторинг и надзор.

Чтобы сделать Ливан лучше, нужны быстрые и решительные действия, особенно в области реформ. В ближайшей перспективе Ливану необходимо принять и реализовать надежную, всеобъемлющую и скоординированную стратегию макрофинансовой стабильности в рамках среднесрочной макрофискальной структуры. Эта стратегия будет основана на: (i) программе реструктуризации долга, направленной на достижение приемлемого уровня долга в среднесрочной перспективе; (ii) комплексная реструктуризация финансового сектора с целью восстановления платежеспособности банковского сектора; (iii) новая основа денежно-кредитной политики, направленная на восстановление доверия к обменному курсу и его стабильности; (iv) поэтапная фискальная корректировка, направленная на восстановление доверия к налогово-бюджетной политике; (v) реформы, способствующие росту; и (vi) усиление социальной защиты.

В среднесрочной перспективе Ливан должен уделить первоочередное внимание созданию более эффективных институтов, а также надлежащему управлению и улучшению деловой среды наряду с физической реконструкцией. Однако, учитывая состояние неплатежеспособности Ливана (суверенная, банковская система) и отсутствие у него достаточных валютных резервов, международная помощь и частные инвестиции будут необходимы для его восстановления. Масштабы и скорость мобилизации помощи и инвестиций будут зависеть от того, смогут ли власти и ливанский парламент быстро провести столь необходимые фискальные, финансовые, социальные и управленческие реформы. Без этого восстановление и реконструкция не могут быть устойчивыми, а социально-экономическая ситуация будет продолжать ухудшаться.

Последнее обновление: 02 ноября 2022 г.

Ливан: эксперт ООН предупреждает о «несостоятельном государстве» на фоне широко распространенной бедности в нищету, в нарушение международного права в области прав человека, заявил в опубликованном сегодня докладе специальный докладчик ООН по вопросу о крайней нищете и правах человека Оливье Де Шуттер.

Отчет следует за визитом в Ливан и расследованием коренных причин и последствий самого тяжелого в истории экономического и финансового кризиса в стране.

«Безнаказанность, коррупция и структурное неравенство встроены в продажную политическую и экономическую систему, предназначенную для того, чтобы подвести тех, кто находится внизу, но так быть не должно», — сказал Де Шуттер, независимый эксперт, назначенный Совет ООН по правам человека.

«Политический истеблишмент много лет знал о надвигающемся катаклизме, но мало что делал для его предотвращения. Люди с хорошими связями даже вывозили свои деньги из страны, чему способствовал правовой вакуум, который позволял капиталу вытекать из страны. Истину и подотчетность следует искать как вопрос прав человека».

В преддверии парламентских выборов 15 мая эксперт ООН призвал следующее правительство поставить подотчетность и прозрачность в «сердце своих действий», начиная с публичного раскрытия своих финансов и конфликта интересов и требуя, чтобы должностные лица Центрального банка делать то же самое.

Искусственный экономический кризис Ливана начался в 2019 году, и сегодня страна стоит как «несостоятельное государство», заявил эксперт ООН. Он привел текущие оценки, согласно которым четверо из каждых пяти человек живут за чертой бедности.

«Повсеместные политические связи с банковской системой указывают на серьезные опасения по поводу конфликта интересов в их управлении экономикой и сбережениями людей», — сказал Де Шуттер.

«В последний план спасения не заложена ответственность, необходимая для восстановления утраченного доверия населения и финансового сектора. Мы говорим о национальном богатстве, которое принадлежит обществу в Ливане и которое было растрачено за десятилетия неумелого управления и неуместных инвестиций со стороны правительства и Центрального банка.

«Политика Центрального банка, в частности, привела к нисходящей спирали валюты, разрушению экономики, уничтожению пожизненных сбережений людей и погружению населения в нищету. Вывод моего доклада состоит в том, что Центральный банк поставил ливанское государство в явное нарушение международного права в области прав человека.

«Политическое руководство полностью оторвано от реальности, в том числе от отчаяния, которое они создали, разрушая жизни людей. Ливан также является одной из самых неравноправных стран в мире, но руководство, похоже, в лучшем случае не осознает этого, а в худшем — устраивает».

Де Шуттер сказал, что существует серьезная нехватка надежных механизмов социальной защиты. «В нынешнем виде это система, которая защищает богатых, оставляя бедные семьи на произвол судьбы», — сказал он. «Государственные услуги, включая электричество, образование и здравоохранение, были выпотрошены из-за того, что государство в значительной степени субсидирует частное предоставление этих услуг. Более четверти всех государственных расходов на образование приходится на частный сектор, что усугубляет неравенство, не способствует повышению качества образования и приводит к более высокому отсеву детей из бедных домохозяйств.

«Более половины семей сообщают, что их ребенок вынужден пропускать приемы пищи, и сотни тысяч детей не посещают школу», — добавил он. «Если ситуация не улучшится немедленно, в жертву будет принесено целое поколение детей».

Эксперт ООН раскритиковал десятилетия недофинансирования системы здравоохранения и «позорную» частичную отмену государством субсидий на основные лекарства. «Лекарств по-прежнему остро не хватает, а цены на лекарства от хронических заболеваний выросли как минимум в четыре раза, что почти гарантирует смертный приговор тем, кто больше всего в них нуждается», — сказал эксперт ООН по бедности.

Несмотря на нехватку официальных данных о бедности, которые правительство не собирает систематически, отчасти из-за отсутствия переписи с 1932 года, оценки показывают, что многомерная бедность почти удвоилась в период с 2019 по 2021 год, затронув в прошлом году 82 процента населения.

Согласно отчету ООН, палестинские и сирийские беженцы живут в Ливане в ужасных условиях, 88 процентов из которых живут в условиях минимального выживания. Почти половина сирийских семей не имеют продовольственной безопасности. «Ужасное положение беженцев является прямым результатом административных и правовых мер, введенных государством, которое продолжает оттеснять их на второй план и обвинять их в собственной неспособности предоставить населению основные товары и услуги, будь то образование, достойная работа, безопасное питье воды или электричества», — сказал он.

«Чтобы восстановить доверие к лучшему будущему, правительство должно укрепить Центральную инспекцию, освободить Национальную антикоррупционную комиссию от потенциального политического вмешательства, обеспечить независимый надзор за Électricité du Liban, а также внедрить подотчетность и прозрачность в процесс восстановления. план.»

Эксперт ООН призвал новое правительство взять на себя обязательство улучшить положение с правами человека во всех сферах путем сокращения неравенства, борьбы с коррупцией и безнаказанностью, создания сильных и устойчивых систем социальной защиты, образования и здравоохранения, а также учета интересов общества. выше частной прибыли.

Фотографии визита Специального докладчика в Ливан доступны для журналистов здесь.

Г-н Оливье Де Шуттер является Специальным докладчиком ООН по вопросам крайней нищеты и прав человека с 1 мая 2020 года. Он был назначен Советом ООН по правам человека и входит в состав Специальных процедур, общее название независимого факта Совета — механизмы поиска и мониторинга, которые касаются ситуаций в конкретных странах или тематических вопросов во всех частях мира. Эксперты специальных процедур работают на общественных началах; они не являются сотрудниками ООН и не получают зарплату за свою работу. Они независимы от любого правительства или организации и действуют в своем личном качестве.

Для получения дополнительной информации и запросов представителей СМИ обращайтесь к Патриции Варела (+41 22 928 9234/ [email protected]) и Изабель Дельфорж (+32/498522163 [email protected] или [email protected])

По вопросам СМИ относительно других независимых экспертов ООН обращайтесь к Джереми Лоуренсу (+ 41 22 917 7578 / jeremy.