Красивые дворянки: Самые красивые женщины царской России в колоризированных архивных фото

самые красивые обладательницы этого имени в русской живописи.

Публикации раздела Музеи

Вспоминаем самых красивых и интересных обладательниц этого имени в русской живописи.

Имя Варвара на Руси было известно издавна — оно принадлежало святой Варваре Илиопольской, которую весьма почитали в стране, в том числе потому, что ее мощи показывали в киевском Михайловском Златоверхом монастыре. Сохранились прекрасные иконы святой XIV–XV веков. Однако правящие князья Рюриковичи это имя не употребляли. Не стало оно «царским» и для новой династии Романовых. Впрочем, в XVII веке, когда Рюриковичи перестали быть монархами, превратившись в аристократов, это имя начало встречаться намного чаще. Но, конечно, портреты Варвар появились только в XVIII веке — тогда же, когда в России появилась сама портретная живопись.

Г.Х. Грот. Портрет Варвары Алексеевны Шереметевой. 1746. ГТГ

Ф.С. Рокотов. Портрет Варвары Николаевны Суровцевой. 1780-е. ГРМ

П.А. Ротари. Портрет Варвары Петровны Шереметевой. 1760. ГРМ

На портрете кисти Грота 1746 года в серебряном платье изображена Варвара Алексеевна Шереметева, дочь князя Черкасского и самая богатая невеста России. Свадьба с ней принесла роду Шереметевых состояние и множество поместий, включая Останкино и Марьино. Руку она протягивает к усыпанному бриллиантами портрету императрицы Елизаветы — знаку того, что она ее камер-фрейлина. Обратите внимание на сильный макияж.

А картина 1760 года, написанная Ротари, изображает ее дочь и тезку Варвару Петровну Шереметеву, которая выйдет замуж за Алексея Кирилловича Разумовского (сына последнего гетмана и племянника фаворита). На картине ей только 10 лет, но Варвара наряжена, напудрена и накрашена, как взрослая, в ушах у нее крупные бриллианты. Но руку она тянет не к награде, а к розе — знаку игривой эпохи рококо. Роза на груди приколота и у Варвары Николаевны Суровцевой, написанной Рокотовым в 1780-х годах. Об этой даме, чей портрет считается одной из красивейших работ художника, мы практически ничего не знаем — кроме того, что она одевалась по последней моде. Впрочем, Рокотов вообще тщательно следил за выбором костюмов.

Э. Виже-Лебрен. Портрет Варвары Николаевны Головиной, 1797-1800. Университет Бирмингема

А. Кауфман. Портрет баронессы фон Крюденер с сыном Павлом, 1784. Лувр

Э. Виже-Лебрен. Портрет Варвары Ивановны Нарышкиной, 1800. Музей искусств, Колумбус

Нежны и не закованы в жесткий корсет Варвары на портретах конца XVIII века — наступает эра сентиментализма и романтизма. На картине приезжей портретистки Анжелики Кауфман 1784 года изображена баронесса фон Криденер — та самая, к чьим мистическим советам прислушивался Александр I. Прибалтийская дворянка, она была крещена как «Барбара Юлия» — не только в честь святой Варвары, но и в честь пострадавшей с ней в один день Иулиании. На портрете маленький сын баронессы держит в руках лук — на языке символов того времени это значит, что он Купидон, а мать его — Венера. Другая заезжая портретистка, Элизабет Виже-Лебрён, оставила портреты Варвары Николаевны Головиной (1797–1800) — подруги императрицы Елизаветы Алексеевны и автора любопытных записок, и Варвары Нарышкиной (1800) — внебрачной дочери фаворита Екатерины II Римского-Корсакова и красавицы Екатерины Строгановой. Она станет матерью первой Зинаиды Юсуповой. Головина закутана как почтенная мать семейства, а вот более юная Нарышкина — в игривом наряде а-ля античная нимфа.

Читайте также:

  • Вера, Надежда, Любовь и София: самые красивые русские портреты
  • Модницы Федора Рокотова
  • Из жизни русских аристократов

С популярностью святой Варвары в России вышел любопытный казус — считалось, что, помимо жены Владимира Святого Анны, анонимной матери Владимира Мономаха и Софьи Палеолог, на Русь вышла замуж еще одна византийская принцесса — Варвара Комнина. Ее называли женой великого князя киевского Святополка II Изяславича. Но она должна быть сестрой знаменитого историка Анны Комниной, а в трудах той о Варваре ни слова! В итоге выяснилось, что принцессу придумали церковники в XVII веке — им надо было как-то объяснить, как мощи святой Варвары попали в Киев. И они выдумали Варвару Комнину, которая будто бы привезла реликвии своей святой покровительницы из Константинополя в числе прочего приданого.

Портрет Варвары Алексеевны Шидловской. 1798. ГТГ

Портрет сестер княжон Анны Гаврииловны и Варвары Гаврииловны Гагариных. 1802 ГТГ

Портрет Варвары Андреевны Томиловой. Музей В.А. Тропинина, 1800-е.

Владимир Боровиковский написал такое количество прекрасных барышень, что среди них обязательно найдется Варвара, причем не одна. На портрете 1798 года — Варвара Алексеевна Мартынова, вышедшая замуж за Романа Шидловского, представителя богатейшей семьи Харьковщины. Поэтому она украшена крупными драгоценными камнями и жемчугом. На груди медальон с портретом — судя по старомодному парику, это не муж, а отец. Варвара Гавриловна Гагарина вместе с сестрой Анной написана на портрете 1802 года — они дочери сенатора и министра, а наряжены, заметьте, намного сдержанней Шидловской. Сестры изображены музицирующими: одна держит в руках ноты, другая — гитару устаревшего ныне силуэта. Варвара, кстати, сбежит из отчего дома с любовником, а Анна уйдет в монастырь. Элегантно сдержан и облик Варвары Андреевны Томиловой (1800-е годы) — жены генерала, героя войны 1812 года и большого любителя искусств (например, он собрал почти полную коллекцию офортов Рембрандта).

Ф.К. Винтерхальтер. Портрет Варвары Алексеевны Мусиной-Пушкиной (После 1857, Эрмитаж)

К. Маковский. Портрет Варвары Алексеевны Морозовой (1884, ГТГ)

И. Макаров. Портрет Ольги и Варвары Араповых. (2-я. пол 19 века, Пензенская картинная галерея)

К середине века мода меняется — дамы нарядились в пышные кринолины с кружевами и оборками. На портрете кисти Винтерхальтера (1857) — еще одна представительница рода Шереметевых по имени Варвара, в замужестве Мусина-Пушкина. Прекрасная графиня наряжена в великолепные жемчуга, а подол ее платья напоминает облако — впрочем, это излюбленный прием художника. Портретист Иван Макаров известен тем, что оставил несколько портретов Натальи Гончаровой. Девочки Ольга и Варвара Араповы — тоже из семьи пушкинской вдовы: два их брата были женаты на дочерях Гончаровой от брака с Ланским. Платье необычного оттенка на картине Маковского (1884) украшает знаменитую Варвару Алексеевну Морозову — благотворительницу, меценатку, мать коллекционеров Михаила и Ивана Морозовых .

Имя Варвара к началу ХХ века было достаточно популярным — на 22-м месте. К концу столетия оно опустилось на 95-ю строчку, а в наше время входит в десятку самых популярных имен новорожденных.

В. Серов. Портрет Варвары Васильевны Мусиной-Пушкиной (1895, ГРМ)

И. Репин. Портрет Варвары Ивановны Икскуль фон Гильденбандт. (1889, ГТГ)

И. Крамской. Портрет Варвары Кирилловны Лемох. (1882. Севастопольский художественный музей)

Девочка с полотна Крамского (1882) — Варвара Лемох, дочь художника-жанриста Кирилла Лемоха, которая выйдет замуж за сына Менделеева. Ее платье с коротким подолом (потому что детское) — отсылка к моде мушкетерской эпохи: обратите внимание на шляпу и воротничок. Самый эффектный портрет кисти Репина изображает даму с не менее эффектной фамилией — Варвару Ивановну Икскуль фон Гильденбанд (1889). Известная под прозвищем Красная Баронесса, она сделала колоссально много — помогла создать общество Красного Креста, с сестрами милосердия ездила на фронт Первой мировой и даже получила Георгиевский крест за работу на передовой. В 1920 году сбежала за границу по льду Финского залива — а ей было уже 70. Очередная графиня Варвара Мусина-Пушкина, но на этот раз Васильевна, смотрит на нас с портрета Серова (1895). Кажется, заказчица была желчному Серову симпатична — он писал ее несколько раз и гостил в ее имении Борисоглеб.

Теги:

РомантизмПортретыИнтересные фактыЖивописьПубликации раздела Музеи

Русская красота от древности и до сегодняшних дней

«Русские девушки самые прекрасные», – так говорят иностранцы и те, кто побывал за рубежом. Что же значит русская красота, и как менялись идеалы женской привлекательности на протяжении веков?


Красавица в старину – это образ из народной сказки: скромная добрая девушка с длинной косой, белой кожей, здоровым румянцем, пушистыми ресницами и соболиными бровями. Худоба не считалась признаком красоты, наоборот, чем дороднее была девушка, тем прекраснее она считалась. Модная прическа того времени- туго затянутая коса, украшенная лентами, гребнями или цветами. Уход за собой – довольно частое (в отличие от европейцев) посещение бани, парение, умывание росой и использование различных отваров трав. Что касается декоративной косметики, то, по свидетельствам путешественников, русские девушки красились очень ярко: белили лица, сурьмили брови, румянили щеки и даже чернили зубы.

В.Нагорнов “Русские красавицы”

Кардинальные изменения в образах наших соотечественниц принесли петровские времена. Россия взяла курс на Запад, что непосредственно коснулось стандартов. Особыми указами Петр велел носить европейские платья, краситься и причесываться по моде. В моду вошли узко-затянутые талии и сложные прически. Нововведением стали мушки, скрывающие недостатки кожи. А их было немало, потому что в ходу были слишком “химические” составы косметики – свинцовые белила, карминные румяна, пудры и помады.

П.Гобер “Портрет Анны Марии Бурбонской” / Д.Г. Левицкий “Портрет М.А. Дьяковой” / Ф.Буше “Маркиза де Помпадур”

Европейская, в особенности французская мода XVII-XVIII веков влияет на образы наших красавиц. Придворные дамы травят себя уксусом и мелом, чтобы добиться томной бледности. При этом женщина остается в теле – пышная грудь, покатые плечи, бедра, подчеркнутые слоями кринолина. В парикмахерских творят произведения искусства – на головах воспроизводят фрегаты, башни и даже сады. Смена модных тенденций в Европе неизменно вносила изменения в туалет наших соотечественниц.

Образы русских красавиц подробно изучались благодаря искусству, – литература, живопись, музыка вписали  их образы в мировую историю.

Крамской  И.Н. “Неизвестная” / Боровиковский В.Л. “Портрет В.А. Лопухиной” / Брюллов А.П. “Портрет Н.Н. Пушкиной”

В основном косметику в Россию завозили из-за рубежа, но уже к  1843 году французский парфюмер Альфонс Ролле построил первый парфюмерный завод и стал производить мыло, туалетную воду, помаду, пудру, духи.   Немало иностранцев развивали парфюмерное производство, тем самым продвигая российский бренд в мире. Косметика уже была доступна  всем.  К началу Первой мировой войны бьюти-индустрия находилась в расцвете.

Но уже после Октябрьской революции начинаются значительные изменения. Длинные юбки, узкие корсеты безвозвратно уходят в историю. Новые силуэты  диктуют моду на худобу. И это не только следствие модных тенденций, но и военных реалий. Революция отменяет выраженную женственность, теперь все – товарищи. Красивые ухоженные дворянки покидают Россию, именно благодаря их участию в модной индустрии Европы русские девушки зовутся самыми красивыми.

Божий М.М. “Декрет о мире” / Сестра милосердия Г.Сорокина / Княгиня Юсупова

Темпы развития косметического рынка снижаются. И если крем, мыло и парфюмерию продолжают выпускать, то декоративная косметика уходит в долгий период застоя. В то время  как в мире развивается кинематограф, а вместе с ним – искусство грима, наши бабушки рисовали стрелки карандашами из художественного магазина, крутили локоны на сладкую воду и пудрились детской присыпкой. Главное украшение девушки – ум, скромность, “правильное” поведение в обществе.

Иконами стиля и красоты становятся актрисы советского кино и звезды сцены – Любовь Орлова, Валентина Серова, Людмила Целиковская, Людмила Гурченко, Анастасия Вертинская, Татьяна Самойлова, Лариса Голубкина, Светлана Светличная, Наталья Фатеева и Наталья Кустинская, Эдита Пьеха, Алла Пугачева, София Ротару.

Валентина Серова / Людмила Гурченко / Алла Пугачева

Перестройка принесла в нашу реальность огромнейшее разнообразие – от выбора косметики и парфюмерии до идеалов красоты. К сожалению, образ той эпохи сильно испортил репутацию наших соотечественниц – независимо от времени суток это была ярко накрашенная девушка в неприлично короткой юбке и на высоких каблуках.


На сегодняшний день та или иная  тенденция сменяется каждые полгода. Все же естественность остается в приоритете. Хотя мы не избежали веяний американской культуры – повального увлечения пластической хирургией, наращиванием волос, ресниц, ногтей и другими попытками копировать образ Барби, – в мире мы по-прежнему считаемся красавицами и с гордостью говорим о своих корнях!

Как выглядели самые соблазнительные женщины Англии XVII века

Портретная галерея в Виндзорском замке, королевской резиденции Карла II. (Изображение: общественное достояние)

На стене с деревянными панелями в Коммуникационной галерее лондонского дворца Хэмптон-Корт висят в ряд 10 портретов. Все женщины, и все женщины удивительно похожи: вьющиеся волосы, вытаращенные глаза, двойной подбородок и закутанные в большие собранные складки шелка. Это «Виндзорские красавицы» — аналог «Горячей сотни Максима» 17-го века.0003

Виндзорские красавицы были выбраны для увековечения, потому что они были самыми соблазнительными и влиятельными женщинами при дворе Карла II, который стал королем Англии, Ирландии и Шотландии в 1660 году. Быть выбранным для портрета Виндзорской красавицы означало стать знаменитостью. -вверх; среди поклонников циркулировали копии портретов и гравюр женщин. Баптист Мэй, хранитель тайного кошелька и «придворный сутенер», по словам Сэмюэля Пеписа, держал в своей частной квартире тайник из восьми портретов. Половина женщин из этих восьми были королевскими любовницами.

И действительно, кто в то время не ладил с Карлом II. Правление короля, наступившее после более чем десятилетия политических потрясений, подпитываемых пуританами, было настолько характерно для гедонизма и распущенности, что он получил прозвище «Веселый монарх».

Карл II, любитель вечеринок, на коронационном портрете работы Джона Майкла Райта. (Изображение: общественное достояние)

Привлекательные женщины были неотъемлемой частью корпоративной этики короля, и он не собирался позволять такой мелочи, как брак, мешать его пылкому преследованию. У Карла II было несколько любовниц и он стал отцом не менее дюжины детей, ни один из которых не родился от его жены, Екатерины Брагансской.

Женщины обладали беспрецедентной властью в эпоху Реставрации — до тех пор, пока они были привлекательны и готовы к сексуальным отношениям с монархом. («Женская красота в Англии, по-видимому, начала свое царствование примерно в то же время, что и красота Карла II», — писал Джордж Стейнман в 1871 году.) Для придворных женщин физическая привлекательность была «орудием честолюбия, проводником к удовольствию и удовольствиям». магнит для подлости».

Красота означала быть замеченной Карлом II, что могло привести к статусу любовницы и связанным с ним приглашениям на вечеринки, финансовой безопасности и бесплатной квартире, удобно расположенной рядом с королевской спальней. Если любовница рожала одного из детей Карла II, король был склонен признать ребенка дворянином, что повышало социальный статус женщины. Карл II также даровал титулы герцогинь своим любимым любовницам в награду за то, что они родили ему детей и в целом хорошо относились к этому событию.

Однако даже самых привлекательных придворных женщин приходилось немного сглаживать при изображении на картинах. В 1660-х годах главный придворный художник Питер Лели написал портреты в три четверти длины 10 придворных женщин, которые впоследствии стали известны как Виндзорские красавицы. Однако, глядя на состав, трудно отличить одно от другого. Lely идеализировала черты лица женщин, применив эквивалент фотошопа 17-го века, чтобы убедиться, что все они соответствуют преобладающим стандартам красоты. В дополнение к почти идентичным чертам лица — и фирменному выражению лица «Я сонный, но сексуальный, а также осуждаю вас» — женщины были показаны в одинаковых позах и нарядах с обнаженным декольте.

На этих двух портретах Виндзорских красавиц, например, изображена не одна и та же женщина:

Мэри Багот, графиня Фалмут и Дорсет. (Изображение: общественное достояние)

Фрэнсис Брук, леди Уитмор. (Изображение: общественное достояние)

Следующее трио Красавиц, несмотря на внешний вид, также состоит из трех разных женщин.

Энн Дигби, графиня Сандерленд. (Изображение: общественное достояние)

Генриетта Хайд, графиня Рочестер. (Изображение: общественное достояние)

Элизабет Гамильтон, графиня Грамон. (Изображение: общественное достояние)

Общественное мнение о Виндзорских красавицах было неоднозначным и часто переменчивым. Самая печально известная и известная красавица, Барбара Вильерс, которую по-разному называли «прекрасной землеройкой», «дамой тысячи чар», «всемогущей королевой любви» и «женщиной Дон Жуан», привлекала к себе особое внимание. Конечно, Вильерс, которая родила как минимум пятерых детей Карла II, не боялась скандала и прямо говорила о деньгах и сексе — от Карла II и других. Ее «жадность к наживе», как писал королевский биограф У.Р.Х. Троубридж в 1906, «была сравнима только с ее жаждой мужчин!»

Барбара Вильерс, изображенная Лели как Минерва, римская богиня мудрости и войны. (Изображение: общественное достояние)

По крайней мере, когда дело касалось Карла II, аппетит был взаимным. В январе 1663 года, менее чем через год после того, как Карл II женился на Екатерине, Сэмюэл Пепис заметил, что король посещал Вильерс по крайней мере четыре вечера в неделю, обычно оставаясь на ночь, а утром прокрадываясь через сад в свою комнату. Вильерс имел такую ​​власть над королем, что даже вынудил Екатерину нанять Виллерса в качестве одной из ее дам в спальне в 1662 году, что дало ей жалованье и жилье. Когда Екатерина узнала, что будет нанимать любимую любовницу своего мужа, у нее сразу же началось сильное кровотечение из носа, она ненадолго потеряла сознание, и ее пришлось унести, чтобы прийти в себя.

Вильерс — высший пример того, как красота благословляет и проклинает женщин Двора Восстановления. Ее привлекательность завоевала ее благосклонность и восхищение, даже когда ее поведение было предосудительным — когда Вильерс оставила своего мужа, Роджера Палмера, в 1662 году, чтобы быть с Карлом II, Пепис размышляла, как «странно, как ради ее красоты я готов истолковать все, что угодно». это к лучшему… хотя я достаточно хорошо знаю, что она шлюха. Однако через год, увидев Виллерса лично, Пипс писал, что она «не так красива, как я ее принял, и теперь она начинает что-то разлагаться». Вильерсу тогда было 23 года.

Конечно, быть любовницей — это не пожизненное положение. В начале 1670-х годов у Карла II появилась новая любимая любовница: соблазнительная Луиза де Керуай с детским лицом. Виллерс потеряла должность хозяйки спальни и была изгнана как из привязанностей Карла, так и из двора. После еще нескольких романов и женитьбы в 1705 году Вильерс умерла в Уолпол-Хаусе в Чизвике в 1709 году в возрасте 68 лет. Согласно книге 1907 года, ее дух бродил по зданию, «заламывая руки и оплакивая потерю своей красоты». », даже несмотря на то, что ее портрет все еще висит.

Благородное женское серебряное блестящее цветочное изящное красивое модное кольцо

  • Нажмите, чтобы увеличить

Распродажа заканчивается через 11 часов

Цена:
€15,23

Изначальная цена:
€50,78 (скидка 70%)

Загрузка

Включая НДС (где применимо), плюс стоимость доставки

2924 продажи

|

4,5 из 5 звезд

Размер кольца

Выберите вариант

6 США

7 США

8 США

9 США

Выберите опцию

Количество

1234567

Вы можете сделать предложение только при покупке одного товара

Возможна подарочная упаковка

Самые популярные свадебные поиски для покупок

Подарки подружке невесты

Подарки жениха

Свадебные подарки

Подарки на помолвку

Внесен в список 15 февраля 2023 г.

4 избранных

Сообщить об этом элементе в Etsy

Выберите причину… С моим заказом возникла проблемаОн использует мою интеллектуальную собственность без разрешенияЯ не думаю, что это соответствует политике EtsyВыберите причину…

Первое, что вы должны сделать, это связаться с продавцом напрямую.

Если вы уже это сделали, ваш товар не прибыл или не соответствует описанию, вы можете сообщить об этом Etsy, открыв кейс.

Сообщить о проблеме с заказом

Мы очень серьезно относимся к вопросам интеллектуальной собственности, но многие из этих проблем могут быть решены непосредственно заинтересованными сторонами. Мы рекомендуем связаться с продавцом напрямую, чтобы уважительно поделиться своими проблемами.

Если вы хотите подать заявление о нарушении прав, вам необходимо выполнить процедуру, описанную в нашей Политике в отношении авторских прав и интеллектуальной собственности.