Когда появились таджикский народ: Таджики : история, культура

Информация об истории Таджикистана

  1. Главная
  2. Таджикистан
  3. История


Сегодня, глядя на развивающийся независимый Таджикистан, и не скажешь, какая насыщенная и яркая история осталась за плечами этого уникального народа.


Заселение сегодняшней территории Таджикистана началось еще с незапамятных времен. К мезолиту (X-VII тысячелетия до нашей эры) относятся два найденных археологами культурных слоя поселения Туткаул около Нурека. Заселение высокогорий началось еще в каменном веке. Об этом свидетельствует стоянка бродячих охотников – Ошхона — на Восточном Памире, на высоте 4200 м . В гроте Шахты обнаружены наскальные рисунки, относящиеся к раннему неолиту; на них изображены животные, пронзенные стрелами, и фигуры охотников. Предки таджиков занимались не только охотой, но скотоводством и земледелием.


История государственного строя в Таджикистане ведет отсчет от первой половины I тысячелетия до н.э., когда возникли древнейшие рабовладельческие государства Средней Азии — Бактрия и Согд. Бактрия включала центральную, южную и восточную части современного Таджикистана (к югу и юго-востоку от Гиссарского хребта), а Согд — бассейн Зеравшана, Кашкадарьи и области, лежавшие севернее Гиссарского хребта. В VI веке до нашей эры. Бактрия и Согд были завоеваны персидским царем Киром и вошли в его могущественную империю Ахеменидов. Далее следует череда захватнических войн, в результате которых в IV веке до нашей эры эти плодородные земли стали частью государства Александра Македонского, в III веке до н.э. государства Селевкидов. Позже из состава Селевкидского государства выходит Греко-Бактрийское царство, куда и вошла территория современного Таджикистана.


В середине II века местные племена освобождаются от ненавистного греческого ига. В этом им помогают пришлые кочевые племена – тохары. Они становятся законодателями политической жизни страны. И с IV века Бактрия стала именоваться Тохаристаном. Кстати, по мнению ученых, именно в этот момент начинает формироваться таджикская народность. После того как Тохаристан вместе с большей частью территории Средней Азии, Афганистана и Северной Индии входит в империю Кушанов, начинается новая страница в истории этого многострадального государства. Вливание в Кушанское царство благотворно отразилось на развитии среднеазиатских племен. В эти года расцветает культура, экономика переживает небывалый подъем, ведется торговля с Восточной Европой, Римом, Китаем.


В VI веке на большей территории Средней Азии установилась власть Тюркского каганата.

Общество в этот момент уже полностью становится феодальным: делится на аристократию и низшие слои. Этот процесс благотворно влияет на расцвет культуры.


Вторая половина VII века — новая страница в истории Средней Азии. Нашествие арабов и полное их укоренение здесь. Оказавшись под гнетом Арабского халифата народы Средней Азии стали активно бороться за свою свободу от насильственно насаждения чужеродной культуры, религии, языка, непомерных налогов и пр. В это время появляется само название «таджик». Оно обозначает «коронованный», или «человек знатного рода».


В IX-X веках наступает легендарная эпоха Саманидов. Процветают ремесленничество и торговля, а также, наука, литература и искусство. Они развиваются на государственном языке, который мы сегодня и называем таджикским.


В X-XIII веках территория Таджикистана входила в состав многих государств: Газневидов, Караханидов, Каракитаев. А в XIII веке после нашествия Чингиз-Хана территория Таджикистана вошла в Чагатайский улус монгольского государства.


В XIV- XV веке Таджикистан оказался в составе огромного государства Тимуридов. К этому времени также относится расцвет науки, в частности астрономии, литературы, искусства.


В XVI веке территория Таджикистана уже находится в собственности другого государства — Шейбанидов со столицей в Бухаре. В этот период образовались Бухарское и Хивинское ханства, а позднее, в XVIII веке, — Кокандское ханство. В них правили ханы из узбекских династий. Таджики жили главным образом в Бухарском и Кокандском ханствах. Ханства постоянно враждовали между собой, вели междоусобные войны. Усилилось классовое расслоение общества. Всему этому наступает конец в 1868 году, когда Таджикистан входит в состав Российской империи, как часть Туркестанского генерал-губернаторства. Северная часть страны была присоединена к России, а южная часть – Бухарский эмират — остался в вассальной зависимости от России.


В 1895 г . русско-английским соглашением была установлена граница Бухарского эмирата с Афганистаном по Пянджу в Бадахшане. Юго-восточные и центральные части современного Таджикистана — Восточная Бухара и Западный Памир — оставались в составе Бухарского эмирата, а левобережный Дарваз, левобережные части Вахана, Ишкашима, Шугнана, Рушана в Бадахшане отошли к Афганистану.


С одной стороны присоединение к России давало много преимуществ экономических, политических и культурных. Но с другой стороны таджики, как и другие народы Средней Азии, оказались под двойным гнетом: своих эксплуататоров и царского самодержавия со стороны России. Поэтому в этот период вспыхивает множество национально-освободительных восстаний.



В северных районах Таджикистана, входивших в состав Туркестана, Советская власть была установлена в ноябре 1917 г . В начале сентября 1920 г была свергнута власть эмира Бухаре и образована Бухарская народная советская республика. В 1924 г . в результате национально-территориального размежевания Средней Азии была образована Таджикская АССР в составе Узбекской ССР. В территорию республики вошли 12 волостей Туркестанского края, Восточная Бухара и часть Памира. Основные политические и культурные центры — Бухара и Самарканд — остались внутри границ Советского Узбекистана. 5 декабря 1229 г . Таджикская АССР была преобразована в одну из республик Советского Союза.


9 сентября 1991 года Таджикистан объявляет о своей независимости. Начало новой жизни, тем не менее, ознаменовалось началом гражданской войны, которую до сих пор с ужасом вспоминают все граждане республики. Только в 1997 г . между основными соперниками было заключено соглашение об установлении мира и национального согласия.


Сегодня Таджикистан – независимое демократическое государство, которое признали 117 стран мира. Страна – полноправный член ООН и ряда других международных организаций.

Кто такие таджики? Восточные иранцы, утверждает книга Ричарда Фолтца. Обзор (часть первая)

Недавно на Западе была издана книга, всесторонне описавшая историю таджикского народа, начиная с древних времен до сегодняшнего дня. «История таджиков: Иранцы Востока» (A History of the Tajiks: Iranians of the East) – так назвал свою книгу известный историк иранских народов Ричард Фолтц (Richard Foltz). Профессор Фолтц посвящает книгу своему учителю, известному историку Ричарду Фраю (1920–2014), чьими работами был вдохновлен и которого считает самим великим ученым иранских языков и культур в Северной Америке.

Первая часть книги пытается ответить на вопрос, кого можно назвать таджиком с этнической, языковой и культурной стороны. Далее книга рассказывает историю народа, начиная с самых древних предков до современных таджиков, которых, по утверждению автора, насчитывается от 18 до 25 миллионов и которые сейчас компактно проживают преимущественно на территориях современных Афганистана, Таджикистана и Узбекистана. Ниже представляем сокращенный перевод вводной части книги.

К тому времени, когда мусульмане во главе с арабами, наконец, смогли покорить согдийские земли Трансоксианы в первой половине восьмого века, большинство солдат были этническими иранцами, так что термин «таджик» стал означать «иранца, принявшего ислам».  

Термин «таджик» требует некоторого обсуждения и уточнения, особенно в связи с более известным обозначением «перс». Можно вообще возразить против его использования, поскольку в широком смысле таджиков и персов можно рассматривать как единый народ, но следует признать, что исторические события породили весьма реальные различия между персами и таджиками, и игнорирование их некоторыми может показаться чрезмерно романтичным. Тем не менее, интересно отметить, что в некоторых отношениях слова «таджик» и «перс» много раз в истории функционировали как виртуальные синонимы.

Термин «таджик» происходит от имени арабского племени тай, и в седьмом веке первоначально применялся немусульманами-иранцами по отношению к арабским мусульманским захватчикам. Коренные иранцы постепенно начали присоединяться к растущей мусульманской общине и «таджик» утратил свой специфический этнический смысл и стал применяться к мусульманам в целом, особенно в восточном Иране, где мусульманские армии часто участвовали в борьбе с языческими турками. К тому времени, когда мусульмане во главе с арабами, наконец, смогли покорить согдийские земли Трансоксианы в первой половине восьмого века, большинство солдат были этническими иранцами, так что «таджик» стал означать «иранца, принявшего ислам».

По мере исламизации местное население в течение следующего столетия начало отказываться от согдийского языка в пользу персидского, так же как говорящие на арамейском и коптском языках Ближнего Востока и Египта отказались от своих родных языков в пользу арабского языка. К середине десятого столетия данная трансформация достигла такой степени, что ученый, которому Саманидские правители в Бухаре приказали перевести произведения Табари с арабского на персидский, писал: «Здесь, в этом регионе, язык персидский (pārsī) и короли этого царства – персидские короли (mulūk-i ‘ajam)». Возможно, данное утверждение было скорее отражением желания Саманидов связать себя с царскими традициями Сасанидов, чем языковой реальности региона в то время, когда большая часть населения, вероятно, все еще говорила на согдийском языке. Наршахи рассказывает, что новоиспеченным бухарским мусульманам в молитве с переводом помогал, кто-то, кто на местном диалекте согдийского языка говорил им: bknītā nkīnt! («Поклонись!») и nkūnīā nkūnī! («Падай ниц!»). Современная версия согдийского языка сохранилась сегодня в крошечных деревнях Фанских гор в Таджикистане и известна как ягнобский язык.

К одиннадцатому веку термин «таджик» начал приобретать более широкое социологическое значение, одним из компонентов которого был персидский язык. В расширенном смысле под этим термином понимался цивилизованный человек, городской житель или занимающийся сельским хозяйством, отличающийся от «тюрка», под которым понимался не только носитель тюркского языка как родного, но в более общем смысле ведущий деревенский, кочевой образ жизни. «Тюрк и таджик» стали устоявшейся дихотомией и, как отмечает Сафар Абдулло, «в исторических источниках, если кто-то говорил «таджик», это было в сочетании со словом «тюрк». В классической персидской литературной традиции «тюрк» и «таджик» являются едиными терминами для легко узнаваемых социальных стереотипов: один простой, но воинственный; другой хитрый, но культурный. Пример от Руми: «Нападение и нападение наступили во мраке ночи / Будь сильным, как турок, а не мягким, как таджик» (Йек хамле ва йек хамле, амад шаб ва тарики / чости кон ва ‘торки’ кон, на нарми ва ‘тоджики’). Часто слово «тюрк» также использовалось для обозначения прекрасной молодой (недостижимой) любви поэта, как в следующих строках от Саади: «Может быть, они скажут королю /«твой турок (т. е. любимый) пролил кровь таджика» (Шайад ке бе пэдшах бегуйанд / Торкэ то берихт хунэ тоджик).

Иллюстрация одной из высказываний Руми, где он на персидском говорит: “Единство в сердцах лучше, чем единство в языке”. Источник иллюстрации: интернет

Начиная с 11-ого века, правители Центральной Азии возлагали на таджиков бюрократические обязанности, оставляя военные дела в руках тюрков – система, формализованная созданием «Министерства таджиков» (Dīvān-i Tājikān) и «Министерства командиров» (Dīvān-i Amīrān) во времена династии Тимуридов (1370–1507).

От Ирака на Западе и до гор Гиндукуша на Востоке таджиками называли оседлых персоязычных в противоположность к другим людям.

По крайней мере, вплоть до 15-ого века термин «таджик» использовался совершенно аналогично тому, как мы сейчас используем «перс» или даже «иранец». От Ирака на Западе и до гор Гиндукуша на Востоке таджиками называли оседлых персоязычных жителей в противоположность к другим людям, которые жили в тех же районах, то есть воинственным тюркоязычным кочевникам, которых считали культурно менее изысканными. Возможно, этот факт проливает свет на то, что на первый взгляд кажется вопиющим искажением исторической реальности таджикскими писателями советских времен, согласно которому все великие деятели средневековой персидско-исламской цивилизации – от поэтов и художников до ученых и государственных деятелей – были классифицированы как «таджики». Иранцы и большинство любителей персидской поэзии, сегодня, обычно возражают против идентификации таких фигур, как Фирдоуси, Саади, Хафиз и Джами, как «таджики», считая их скорее «персидскими» или «иранскими» поэтами. С современной националистической точки зрения, притязания таджиков на поэта-саманида Рудаки могут показаться менее проблематичными, учитывая, что он родился и похоронен на территории современного Таджикистана. Великий Авиценна тоже, возможно, не вызовет слишком много дискуссий, поскольку его родной регион Бухары, по-прежнему, говорит преимущественно на таджикском языке, хотя и находится в Узбекистане. Чрезвычайно популярный поэт-мистик Руми, также известный как Мавлана, которого обычно называют уроженцем Балха, на самом деле родился в деревне Вахш на юге Таджикистана. Он получил образование в Самарканде, а наступление монголов привело к тому, что он сбежал в Анатолию (Рум, в то время часть византийского Рима), где провел остаток своей жизни. Как ни странно, современные таджики приложили сравнительно мало усилий, чтобы признать Руми своим.

Герат и Балх в современном Афганистане породили многих великих деятелей иранской цивилизации. Персоязычных жителей этих регионов сегодня называют таджиками. Тем не менее, современная таджикская тенденция называть персидских поэтов Хафиза и Саади, уроженцев Шираза далеко на западе, а также Фирдоуси и многих других, «таджиками», раздражает современных персов, живущих в Иране. Следует иметь в виду, что в нынешнем употреблении эти слова понимаются как народ-государство, тогда как в прошлом это было не так. Многие классические поэты иногда использовали слово «таджик» по отношению к себе в литературном смысле и в контрасте с его бинарной противоположностью, то есть «тюрком».

Таджикские дети празднуют Навруз в Вашингтоне. Фото: Таджикско-американская культурная ассоциация

Обозначение «таджик» может быть обманчиво изменчивым даже сейчас. Термин применяется китайским правительством к признанной национальности, состоящей из памироговорящих исмаилитских шиитов, проживающих в Ташкурганском районе к югу от Кашгара. С другой стороны, во время посещения замка Аламут к северу от Казвина весной 2015 года, я спросил местных жителей о языке, на котором говорят загадочные жители трех закрытых деревень, возможно практикующие религию Маздака. Меня удивили, ответив, что их язык называется таджикским. В преобладающей исторической норме термин «таджик» является, в первую очередь, показателем того, что данный человек говорит на персидском языке. А здесь мы имеем два случая на противоположных концах иранского мира, где слово относится к людям, которые не говорят на персидском. Скорее, смысл состоит в том, чтобы отличать их от окружающего большинства – это, фактически, напоминает первоначальное использование термина в начале исламского периода. Проблема кажется меньше, если принять, что идентичность может быть «и тем, и другим», как и «или тем/или другим».

До советских времен жители Центральной Азии и, вслед за ними, русские, чаще всего использовали термин «таджик» для обозначения горцев, многие из которых, такие как памирцы, говорили на иранских языках, отличающихся от персидского. Это может помочь объяснить очевидную иронию, из-за которой самым активным большевиком, определившим «таджикскую» нацию, был этнический памирец Шириншо Шотемур. Памирский кинематографист и когда-то политик Давлат Худоназаров, уроженец Хорога на западном краю Памира, рассказывает, что в 1950 году, будучи шестилетним ребенком, он вернулся домой из школы и спросил свою бабушку: «Кто мы?» «Мы таджики», – ответила говорящая на шугни женщина. «Тогда какой язык мы изучаем в школе?» «Парси», – говорила она. «Тогда кто эти люди, которые живут на другом берегу реки (в Афганистане)?» «Они бадахшанцы». «А как же люди в Душанбе, кто они?» «Они шахри (горожане)». Очевидно, что даже недавно, семьдесят лет назад, ярлыки идентичности, циркулирующие в более широком таджикском обществе, были очень изменчивыми и не обязательно соответствовали во всех случаях их общему использованию сегодня. Если мы решим принять самое широкое определение этого слова, то можем назвать «таджиками» тех, кто говорить не на персидском (например, различные памирские языки) по отношению к неираноязычным. Внутри ираноязычных и по отношению к персоговорящим, они могут предпочесть выдвинуть на первый план свои собственные отличия в языке, религии и обычаях.

Памирская свадьба. Фотограф: Назир Аббас

В последние годы некоторые племена, говорящие на языке пушту в Пакистане, начали исповедовать «таджикскую» идентичность, иногда даже обязываясь изучать персидский как свой «оригинальный» родной язык. Другой, сбивающий с толку случай – это случай с евреями из Центральной Азии, чей основной разговорный язык, по крайней мере, с IX века, был персидским. Время от времени их классифицируют как «таджиков», а в других случаях они составляют собственную этническую группу. Цыгане Центральной Азии, известные как лули, также обычно говорят на персидском языке.

Начиная с Х века и вплоть до советского периода, термин “таджик” наиболее часто использовался носителями тюркских языков, которые намеревались отличать оседлых «мягких» иранцев от своих более благородных и смелых людей.

Из этого, по общему признанию, сложного обсуждения, вытекает одно общее замечание, которое очень важно, но редко делается: на протяжении всей долгой истории слово «таджик» до столетия назад не было в подавляющем большинстве случаев эндонимом. Его применяли другие люди к данному народу, а не сами «таджики» к себе. Начиная с Х века и вплоть до советского периода, этот термин наиболее часто использовался носителями тюркских языков, которые намеревались отличать оседлых «мягких» иранцев от своих более благородных и смелых людей. Тем временем персофоны Центральной Азии, которые со временем становились все более двуязычными (фарси и тюркский), идентифицировали себя главным образом по другим неязыковым критериям, таким как религия, семья, профессия или место происхождения. В то время как городские торговцы, бюрократы и религиозные деятели писали на персидском языке, и в большинстве случаев можно предположить, что их родным языком был персидский, их способность использовать тюркский так же комфортно, как этого требовали обстоятельства, означала, что их основным маркером идентичности был не только язык. Похоже, что большинство тех, кто говорил на персидском языке в Центральной Азии на заре Советского Союза, не думали о «таджикской национальной идентичности».

Этот факт важен для понимания того, почему формирование национальной идентичности разрушительно подействовало на таджиков в начале советского периода. Можно было предположить, что образованные горожане, которым удалось превратиться в новую правящую элиту Центральной Азии после большевистской революции, в основном, были «таджиками» (по крайней мере, потенциальные таджики, поскольку мы говорим о выдуманных идентичностях) с точки зрения их социального класса и образования. Однако многие из них выбрали идентификацию «узбеков» – некогда уничижительный термин, теперь реабилитированный большевистскими идеологами для обозначения вновь воображаемой «нации».

Стратегия национальной делимитации Советов повлияла на будущее персидских жителей Центральной Азии, которым изначально было отказано в собственной республике. Персоязычные города Бухара и Самарканд, по праву считающиеся современными таджиками как составляющие исторические центры таджикской цивилизации, были отведены недавно созданной Узбекской Советской Социалистической Республике со столицей в Самарканде. (Столица была перенесена в Ташкент в 1930 году.) В составе Узбекской ССР таджикам была предоставлена ​​лишь «автономная республика», состоящая из малонаселенных горных районов там, что было юго-восточной частью Бухарского ханства, без единого значительного городского центра. Для них на месте еженедельного рынка основали новую «столицу»: «Душанбе» означает «понедельник» на персидском языке. Данное событие остается таким же тревожным для таджиков, как и девять десятилетий назад; многие считают, что советские власти «обезглавили таджикскую культуру». Возвышение Таджикской АССР до полного республиканского статуса в 1929 году, наряду с присоединением географически разделенного запада Ферганской долины и экономически важного города Худжанд, мало чем могло смягчить недовольство таджиков.

Есть несколько причин, почему новый коренной класс советских лидеров выбрал тюркскую идентичность, а не иранскую.

Современные таджикские ученые называют ранних советских центральноазиатских идеологов и активистов «предателями», которые продали свой народ узбекам. Реальность, возможно, не так однозначна. Будучи двуязычными в фарси (этот язык вскоре переименовался в «тоджики») и тюрки (переименованном в «озбекча»), эти люди могли свободно выбирать свою национальную идентичность, поскольку само понятие все еще находилось в процессе определения – фактически сами они были теми людьми, которые определяли процесс. Есть несколько причин, почему новый коренной класс советских лидеров выбрал тюркскую идентичность, а не иранскую. Одна из причин заключается в том, что интеллектуалы Центральной Азии находились под сильным влиянием модернистских идей джадидистского движения, которое возглавляли тюркоязычные реформаторы, а также молодые турки в Османской империи. В первые десятилетия двадцатого века турецкий язык был основным языком модернистских реформ в мусульманском мире. Персидский язык, напротив, являлся языком религиозных классов и бюрократии деспотов, и был связан с той отсталостью, которую надеялись преодолеть новые идеалисты Центральной Азии. Другим фактором было то, что к этому моменту русские находились в тесных отношениях с тюркоязычными с момента их завоеваний Казанского и Астраханского ханств в шестнадцатом веке и поэтому привыкли общаться со своими мусульманскими подданными на тюркских языках.

Несмотря на создание национальной республики и сохранение статуса признанной нации, тем не менее, таджики весь прошлый век копили претензии под тенью своих узбекских соседей. Это тем более верно для тех, кто живет в Узбекистане (которых, вероятно, по крайней мере, столько же, сколько в Таджикистане, возможно, даже больше), где в течение многих десятилетий отождествление себя таджиком активно не поощрялось или даже подвергалось прямым репрессиям. После распада Советского Союза узбекский режим под руководством президента Ислама Каримова (1938–2016 гг. ), по иронии судьбы, тоже с таджикскими корнями, пытался приуменьшить и подавить присутствие таджиков в Узбекистане. Официально таджики, как утверждается, составляют менее 5 процентов населения, при этом истинная пропорция составляет, по крайней мере, в три раза и более раз больше. Невозможно знать наверняка, так как большинство носителей таджикского языка в Узбекистане зарегистрированы как узбеки, и только в доверительных беседах на родном языке они иногда осторожно называют себя таджиками.

Стоит только провести несколько минут на улицах Самарканда или Бухары – второго и третьего по величине городов Узбекистана – чтобы понять, что большинство прохожих говорят между собой на таджикском языке, и этот язык не ограничен этими городами. Во время моей полевой работы в Узбекистане в качестве аспиранта в середине 1990-х годов, мы с моей бывшей женой выехали из сильно русифицированной столицы Ташкента в окружающие горные деревни на востоке, где таджикский язык был единственным языком, который мы слышали. Путешествие в те дни было медленным и трудным даже на короткие расстояния; понимая, что в тот момент не было никакого способа вернуться в город и услышав разговор местных жителей, стоявших в пыльном переулке деревни, я спросил у них на персидском языке, есть ли поблизости мехманхане (гостиница). Они озадаченно посмотрели друг на друга, затем повернулись ко мне, вытянув руки, и воскликнули на легко понимаемым диалекте таджикского, Injo har khona mehmonkhonast! («Здесь каждый дом – гостевой дом!»), после чего все они начали спорить о том, кто получит честь принять иностранную пару на ночь.

Историческое значение для иранской цивилизации двух основных таджикских городов, находящихся сейчас в Узбекистане, Самарканда и Бухары, трудно переоценить. В своей монографии от 1965 года под названием «Бухара: средневековое достижение» Ричард Фрай напоминает нам, что «Бухара в конце 9-го и в 10-м веке стала столицей восточной иранской культурной зоны и, таким образом, стала наследницей традиции, независимой от западного Ирана». Именно здесь, в Центральной Азии, отмечает Фрай, можно обнаружить «новое персидское возрождение», которое после двух веков арабского политического господства успешно соединило древнюю культуру и традиции Ирана с теми, которые появились в исламе. В этом смысле таджики были основными агентами персидского культурного возрождения десятого века, которое охватывало не только литературу, но, что еще важнее, ценности иранской идентичности доисламского прошлым, которые затем распространились на западный Иран.

Вверх

Далее книга рассказывает историю Центральной Азии: историю согдийцев и бактрийцев, Саманидской империи и нового персидского ренессанса, а также взаимоотношения таджиков и тюрков. Книга также повествует о советском периоде, современных таджиках, живущих в Таджикистане, Узбекистане, Афганистане, Китае, а также диаспорах в России. В следующей части данного материала мы опубликуем интервью с автором книги.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Total

291

Shares

Похожее
  • Иран и Центральная Азия
  • история
  • персидский язык
  • таджики

История Таджикистана

  1. Главная
  2. Таджикистан
  3. История

Теперь, если вы посмотрите на развивающийся независимый Таджикистан, вы вряд ли подумаете о богатейшей и ярчайшей истории его народа.

Два культурных слоя, обнаруженные археологами на городище Туткаул близ Нурека, относятся к мезолиту (10-7 тыс. до н.э.). Именно в каменном веке в горах появились первые люди. Об этом свидетельствует обнаруженная в Ошхоне на Восточном Памире древняя стоянка кочевых охотников на высоте 4200 м. В гроте Шахты также есть наскальные рисунки позднего каменного века, изображающие животных, пронзенных стрелами, и фигуры охотников. Предки таджиков занимались не только охотой, но и скотоводством и земледелием.

История политической системы Таджикистана ведет отсчет с первой половины 1000 г. до н.э. когда существовали древнейшие рабовладельческие государства Средней Азии — Бактрия и Согд. Бактрия включала в себя центральную, южную и восточную части современного Таджикистана (к югу и юго-востоку от Гиссарского хребта), а Согд – бассейн Зеравшана, Кашкадарью и районы севернее Гиссарского хребта.

В 6 веке до н.э. Бактрия и Согд были завоеваны персидским царем Киром и вошли в его могущественную империю Ахеменидов.

г. Далее последовал ряд завоевательных войн, в результате которых в 4 в. до н.э. эти плодородные земли вошли в состав государства Александра Македонского, а в III веке до н.э. были взяты Селевкидами. Позднее государство Селевкидов утратило греко-бактрийское царство, в состав которого входила территория современного Таджикистана.

В середине II века местные племена обрели независимость от ненавистного греческого ига. Это было достигнуто при содействии пришлых кочевых племен — тохаров. Они стали законодателями политической жизни страны. А с IV века Бактрия стала называться Тохарисран. Кстати, некоторые ученые считают, что именно в те времена началось формирование таджикской национальности.

После присоединения Тохаристана вместе с большей частью Средней Азии, Афганистана и Северной Индии к Кушанскому царству началась новая страница в истории этого многострадального государства. Вхождение в состав Кушанского царства благотворно отразилось на развитии среднеазиатских народов. В эти годы наблюдалось развитие культуры, бурный рост экономики, торговые связи с Восточной Европой, Римом, Китаем.

В V веке большая часть территории Средней Азии находилась под властью Тюркского каганата. Общество стало сплошь феодальным: оно разделилось на аристократию и низшие классы. Этот процесс положительно повлиял на развитие культуры.

Вторая половина VII века стала новой страницей в истории Средней Азии. Он характеризовался нашествием арабов и их полным укоренением там. Находясь под гнетом Арабского халифата, народы Средней Азии начали ожесточенную борьбу за свою свободу от насильственного распространения чуждой культуры, религии, языка, непомерных налогов и т. д. Именно тогда и возникло название «Таджик». Оно означало «коронованный», «человек знатного происхождения».

В IX-X веках наступила легендарная эпоха Саманидов. Процветали ремесла и ремесла, наука, литература и искусство. Они развивались на языке, который мы сейчас называем таджикским.

В 10-13 веках территория Таджикистана входила в состав многих государств: Газневидов, Караханидов, Каракитаев. А в 13 веке после нашествия Чингисхана территория Таджикистана вошла в состав Чагатайского улуса Монгольского государства.

В 14-15 веках Таджикистан входил в состав огромного государства Тимуридов. Это был золотой век науки, в частности астрономии, литературы, искусства.

В 16 веке территория Таджикистана перешла в собственность другого государства — Шейбанидов со столицей в Бухаре. В этот период были образованы Бухарское и Хивинское ханства, а позже, в 18 веке — Кокандское ханство. Там правили ханы из узбекских династий.

Таджики жили в основном в Бухарском и Кокандском ханствах. Ханства постоянно находились в состоянии войн. Усилилось классовое расслоение общества. Все это закончилось в 1868 году, когда Таджикистан был присоединен к Российской империи в составе Туркестанского генерал-губернаторства. Северная часть страны была присоединена к России, а южная — к Бухарскому эмирату, который оставался в вассальной зависимости от России.

В 1895 г. русско-английским договором была установлена ​​линия границы между Бухарским эмиратом и с Афганистаном по Пянджу в Бадахшане. Юго-восточная и центральная части современного Таджикистана — Восточная Бухара и Западный Памир — остались в составе Бухарского эмирата, а левобережье Дарваза, Вахана, Ишкашима, Шугнана, Рушана в Бадахшане отошли Афганистану.

С одной стороны, вхождение в состав России давало много преимуществ — экономических, политических и культурных. Но зато таджики, как и другие народы Средней Азии, попали под двойное угнетение: собственных эксплуататоров и имперского самодержавия из России. Поэтому в это время вспыхнуло немало национально-освободительных восстаний.

В северных районах Таджикистана, входивших в состав Туркестана, советская власть была установлена ​​19 ноября17. В начале сентября 1920 года власть эмира в Бухаре была свергнута и образована Бухарская Народная Советская республика. В 1924 году в результате национально-территориального размежевания Средней Азии в составе Узбекской ССР появилась Таджикская АССР. В состав республики входили 12 волостей Туркестанской области, Восточная Бухара и часть Памира. Основные политические и культурные центры — Бухара и Самарканд остались в пределах советского Узбекистана. 5 декабря 1929 Таджикская АССР была преобразована в одну из республик Советского Союза.

9 сентября 1991 года Таджикистан провозглашает свою независимость. Начало новой жизни, тем не менее, ознаменовалось началом гражданской войны, о которой до сих пор с ужасом вспоминают жители республики. Лишь в 1997 г. основные противники подписали мирный договор и договор о национальном согласии.

В настоящее время Таджикистан является независимым демократическим государством, которое признали 117 стран мира. Страна является полноправным членом ООН и некоторых других международных организаций.

Таджики — Группа прав меньшинств

Профиль

Хотя их точное число неизвестно и, как и в случае с другими общинами, оспаривается, по предыдущим оценкам, таджики составляют около 27 процентов населения, что делает их второй по величине этнической группой в Афганистане. после пуштунов. Они составляют основную часть афганской элиты, располагая значительными богатствами внутри общины. В результате этого богатства и уровня образования они обладают значительным политическим влиянием в Афганистане. Будучи выходцами из Центральной Азии, они поддерживают родство с 7 миллионами этнических таджиков, проживающих в соседнем среднеазиатском государстве Таджикистан.

Хотя в досоветскую эпоху они были в основном городскими, проживали в Кабуле и его окрестностях, а также в горном районе Бадашкшан на северо-востоке, сейчас они живут в разных районах штата, хотя в основном сосредоточены в северном, северо-восточном и западном Афганистане. Население таджиков на северо-востоке значительно колебалось в эпоху талибов, поскольку силы талибов и оппозиции боролись за контроль над территорией.

Исторический контекст

Большинство таджиков являются мусульманами-суннитами, с меньшинством имамитов-двунадесятников-шиитов на западе вокруг города Герат, и говорят на форме дари (диалект фарси), близкой к национальному языку Ирана. Они принадлежат к этнической группе, которая, похоже, не сохранила воспоминаний о своем племенном прошлом, которое в результате кажется потерянным в древние времена. Вместо этого, в отличие от пуштунов, у них нет определенной социальной структуры, и модели лояльности афганских таджиков формируются вокруг деревни и семьи. Интересно, что они, похоже, переняли социальные и культурные модели своих соседей в регионах, где живут.

Нацелен на советских сторонников

Тесные связи между таджиками и афганской династией Дурани предоставили многим таджикам возможность накопить богатство и доступ к современному образованию. Однако, поскольку они были тесно связаны с режимом, свергнутым при поддержке Советского Союза в 1978 году, во время той войны они подверглись сильным атакам. Таджикские фермы в Кабуле и его окрестностях подверглись обстрелам, и они были вынуждены эвакуироваться или мобилизоваться для самообороны. Мобилизация привела к формированию нескольких групп сопротивления, наиболее заметной из которых была группа Ахмеда Шаха Масуда из Панджшира, убитого незадолго до 11 сентября 2001 г.

Таджики, хотя и влиятельные в афганской политике, правили Афганистаном всего два коротких периода: первый раз в 1929 году, когда Хабибулла Калакани правил Афганистаном в течение девяти месяцев, и второй раз в 1992 году, когда Бурхануддин Раббани стал президентом в соответствии с Пешаварским соглашением. вытеснены из Кабула талибами в 1996 году. Таджики все больше мобилизуются в политическом плане, и многие из них связаны с партией Джамиат-е Ислами.

С тех пор таджики доминировали над тем, что стало называться Северным Альянсом – конгломератом оппозиционных группировок, борющихся с Талибаном, который международное сообщество признало правительством Афганистана после падения Талибана. Во время режима талибов таджики вместе с другими этническими группами подвергались подавлению, и многие были убиты после захвата талибами северного города Мазари-Шариф в 1919 г.98.

В 2001 году, после терактов 11 сентября в США, США возглавили международную коалицию сил для свержения режима Талибана, который объединился с   Аль-Каидой .  Коалиция сотрудничала с Северным альянсом, хотя ее возглавлял неприсоединившийся пуштун Хамид Карзай.

Новое политическое господство

Политическая ситуация таджиков радикально изменилась в 2001 году, когда США возглавили коалицию, свергнувшую правительство Талибана, в котором доминируют пуштуны. Хотя во главе временного правительства, созданного к 2002 году, стоял пуштун Хамид Карзай, в нем доминировали этнические таджики. Таджики вряд ли поднимут крупномасштабный мятеж против государства, пока они сохраняют свой уровень представительства. Тем не менее таджики, принадлежащие к вооруженным формированиям, продолжают участвовать в межобщинных боевых действиях, в первую очередь против пуштунов. Пока центральное правительство не станет достаточно сильным, чтобы сдерживать военачальников, такие столкновения, скорее всего, будут продолжаться.

Таджики представлены на национальном уровне различными политическими организациями и партиями, хотя доминирующей остается Джамиат-е Ислами. Поскольку никаким политическим партиям не было разрешено участвовать в выборах в законодательные органы 2005 года, все кандидаты баллотировались как отдельные лица. В результате таджики также представлены таджиками, не принадлежащими к какой-либо конкретной политической группировке.

Текущие вопросы

Конституция признает таджиков одной из национальных этнических групп Афганистана.

Текущие недовольства в общественном центре по поводу участия в политической жизни. Представляется, что политическая элита внутри сообщества стремится к более активному участию не только в регионах с преобладающим таджикским населением, но и к большей доле в центральном правительстве. Хотя таджики не участвовали в вооруженных восстаниях после свержения талибов, лица, принадлежащие к вооруженным группам, поддерживали относительно высокий уровень межобщинных конфликтов с пуштунами.