Казахи это мусульмане: Хиджаб не для казашек, или в чём отличие казахской и арабской исламских культур?

Хиджаб не для казашек, или в чём отличие казахской и арабской исламских культур?

В каждой стране религия приобретает те или иные национальные особенности. «Земля Казахстана издревле была местом пересечения цивилизаций, – отмечает теолог Елнар Берикбаев. – На территории Казахстана обнаружены следы распространения буддизма, зороастризма и несторианства – одного из раннехристианских религиозных течений. Наши предки исповедовали культ Тенгри, Умай, верили в жизненную силу Кут, почитали умерших предков – аруахов. И так как доисламские верования стали частью национальной культуры, они были признаны исламом».

Самая толерантная школа права в исламе

Поэтому, по словам эксперта, здесь прижился только ханафитский мазхаб как самая толерантная правовая школа в исламе. Точно так же распространялся ислам в Турции, в Африке, на Балканах – с учётом национальных особенностей, климата, жизненного уклада. Везде, где распространялся ислам, он приобретал местный национальный колорит, становясь частью этнической и гражданской идентичности.

Ислам и традиции не исключают друг друга

«Религия и национальная культура не обязательно должны совпадать, достаточно лишь того, чтобы национальные традиции не оскорбляли религиозные догматы и наоборот, – говорит Елнар Берикбаев. – Главная особенность ислама, утвердившегося в Казахстане, заключается в его гармоничном взаимодействии с местными традициями и культурой».

Веротерпимость, а не фанатизм

Испокон веков религиозные чувства жителей степи отличались веротерпимостью. Им был чужд религиозный фанатизм. В современном Казахстане, провозгласившем себя светским государством, в мире и согласии проживают представители более 100 этносов и 18 конфессий. Для дальнейшего развития важно сохранить межконфессиональное и межнациональное согласие.

Хиджаб – нетрадиционная для Казахстана одежда

В частности, вопрос о том, должны ли казашки носить хиджаб, уже несколько лет муссируется в прессе. Однако ответ специалистов однозначен: хиджаб никогда не был традиционной одеждой для женщин Казахстана. Без сомнения, во всех четырёх мазхабах ислама говорится о том, что женщины должны закрывать определённые части тела от посторонних взглядов. Но в казахском языке нет даже слова «хиджаб», есть совершенно другая народная одежда, которая является традиционной и при этом не противоречит религиозным убеждениям.

Где наша история, а где – нет?

Информация, которая приходит к нам из арабских стран, не всегда достоверна. Достаточно вспомнить, что ислам в Казахстане укрепился исключительно мирным путем, чего нельзя сказать о других восточных странах. Казахи приняли течение ислама ханафитского мазхаба (ханафизм исповедуют около 80% мусульман мира).

В отличие от арабов казахи, как и в домусульманские времена, продолжают свято чтить духов своих предков – аруахов, духовная связь стала примером преемственности поколений. И она никогда не противоречила столпам ислама.

Современная молодёжь, которая получила образование в сомнительных зарубежных теологических учебных заведениях, возвращаясь в Казахстан начинает насаждать чуждые нам элементы радикального ислама. Первый Президент Казахстана Нурсултан Назарбаевнеоднократно говорил в своих выступлениях, что «короткие штаны и бороды – это не наша история».

Сейчас в Казахстане, который является светским, а не теократическим государством, признано верховенство Закона, а не религиозных догматов.

Религия и государство отделены друг от друга

Казахи сохранили свои традиции, которые никак не противоречат религиозным убеждениям. Ошибочно считать, что уважение к старшим, соблюдение принципа «семи колен» как-то нарушает столпы ислама.

Сегодня мы часто слышим о том, что в Казахстане неправильный ислам, а чистым он является только в арабских странах. Однако это не так. Принятие мусульманства не оказало какого-то кардинального влияния на государственное устройство казахов, духовенство просто заняло свою нишу, не вмешиваясь в управление страной и судебные процессы.

Примечательно, что принятие ислама никак не отразилось на… кулинарных пристрастиях казахов. Они по-прежнему пьют кумыс и едят конину.

Нужно сохранить национальную идентичность

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что есть масса отличий между казахской и арабской культурами, и мы должны сохранять свою национальную идентичность, а не поддаваться течениям радикального толка. Казахи признали великого пророка Мухаммада последним посланником Аллаха, казахи признали хадисы, при этом не забыв про свои традиции и обычаи, не сделав их противоречащими религии. У ислама в Казахстане есть ряд особенностей, но называть его неправильным не может никто.

Раз казах – значит обязательно мусульманин?

Если верить статистике, то все казахи, проживающие в Казахстане, исповедуют ислам, а все славяне — христианство. Более того, как утверждают официальные данные, в сумме  количество православных и мусульман в стране уже достигло 95% от общей численности населения. То есть нам не просто навязали религию, так еще и оптом записали в верующие. Хотя на самом деле процент реально практикующих мусульман в стране все еще низок, и не нужно проводить специальных исследований, чтобы убедиться в этом. Возникает резонный вопрос: кому и зачем нужно искусственно создавать религиозную нацию в светском государстве? Ответить на него мы попробуем вместе с политическим аналитиком Султанбеком Султангалиевым.

— По официальным данным, в стране проживают около 12 миллионов казахов и примерно столько же граждан исповедуют ислам. Не кажется ли вам странным такое совпадение? Почему нас без нас пытаются записать в мусульмане? Ведь, как известно, далеко не все казахи посещают мечеть, соблюдают религиозные обряды, держат пост

— По поводу официальной статистики хотелось бы привести наглядный пример — несколько курьезный, на мой взгляд. На заседании правительства в апреле текущего года министр культуры и спорта доложил о том, что доля населения, владеющая казахским языком, достигла 82 процента. Мне интересно, по каким критериям это оценивалось, особенно если учесть, что этнические казахи составляют около 67 процентов от общей численности жителей страны? По умению читать вывески на магазинах? Мы же все понимаем, что эта цифра не соответствует реальности. Утверждать такое — значит зарываться, подобно страусу, головой в песок, уходя от проблем развития государственного языка. Впрочем, это так, к слову.

Что же касается приведенной вами цифры, касающейся мусульман, то она автоматически дублирует невразумительные данные переписи 2009 года и количество казахского населения в стране на 2016 год. То есть дубинноголовая статистика не признает за 12 миллионами казахов права «исповедовать любую религию или не исповедовать никакой». Раз ты родился казахом, то должен быть мусульманином-суннитом ханафитского мазхаба, и точка!

Подобного рода заявления я отношу к прямолинейности и недалекости бюрократического мышления. Кстати, отсюда проистекают и попытки представить Казахстан как мусульманское государство в обход положениям действующей Конституции, которая позиционирует его как светское. В системе госуправления явственно наблюдается острый недостаток государственного мышления, которое практически полностью подменено мышлением местечковым и шкурным. А последнее является благодатным базисом коррупции и непрофессионализма.

— Выходит, это просто недальновидная, непродуманная политика? Но чем она чревата?

— Недальновидность наших властей в религиозном вопросе, пожалуй, можно объяснить, помимо прочих факторов, еще и интеллектуальным убожеством и примитивизмом отдельных сановников из числа так называемой региональной элиты. Не секрет, что в начале своего шествия по нашей стране салафизм пользовался покровительством с их стороны, в силу чего и получил такое распространение, особенно в западных областях  Казахстана. Был ли это сознательный подкоп под устои Ак-Орды в надежде использовать религиозные секты как  ресурс в борьбе за власть в будущем или за отделение нефтегазового Запада от остальной страны (к данной версии лично я склоняюсь), либо просто наивная глупость разжиревших от гиподинамии мозга безответственных чиновников — это уже не столь важно.

А важно то, что секты стали объективной реальностью и сегодня представляют собой  взрывчатый материал, который кое-кто надеется использовать для общественной дестабилизации. Бомба религиозного экстремизма, управляемого вполне светскими людьми, уже заложена и может сработать в любой момент, как это случилось в Актобе.

— И все же, зачем населению пытаются навязать ислам?

— Я бы не сказал, что ислам в Казахстане навязывается населению сверху. Наша власть в принципе не может ничего навязать народу в идеологической сфере по причине своего крайне низкого авторитета и недоверия людей к любым ее инициативам. Пресловутые 70 процентов мусульман от общей численности населения — это просто усердное замыливание глаз самим себе, что весьма распространено у отечественной бюрократии. Цинично говоря, иногда можно врать народу, исходя из каких-то государственных соображений, но главное – чтобы сама власть не верила в собственную ложь. А у нас облагообразили отчетность, отрапортовали и сами же в нее поверили.

Сложность, так сказать, количественного учета в религиозной сфере объясняется еще и морально-этическими критериями, то есть тем, как вы верно подметили в первом вопросе, насколько искренне и глубоко человек верует. Сомнения вызывает не сама цифра в 70 процентов (в принципе не суть важно, какова доля мусульман у нас в стране — 65 или 69 процентов), а тот метод, которым эта цифра получена. В нашем случае  не учитывается и религиозная направленность верующих, то есть к какому направлению в исламе они себя относят, и, следовательно, подобная статистика не должна использоваться при анализе и прогнозировании общественно-политической ситуации в стране, вероятных тенденций в религиозной сфере. То есть эта цифра ни о чем. Надеюсь, что при подготовке к проведению следующей переписи населения Казахстана данной проблеме будет уделено повышенное внимание.

— А может, нас готовят к тому, что рано или поздно Казахстан станет исламским государством? Каким бы утопическим этот сценарий ни казался… Ведь власти сами довольно часто нарушают принцип светскости – выделяя государственные гранты на обучение будущих имамов, вмешиваясь в дела конфессий, предоставляя преференции одним и осложняя жизнь другим, выделяя лакомые куски земли под строительство  культовых сооружений…  

— Если учесть темпы эмиграции русскоязычного (преимущественно христианского вероисповедания) населения и изменение других демографических показателей в национальном разрезе, то можно сделать вывод, что Казахстан постепенно движется к статусу моноконфессиональной страны. Станем ли мы исламским государством, живущим в 21-м веке по законам шариата? Надеюсь, что нет.

Во-первых, существуют национальные особенности казахского вероисповедания, уходящие в номадическую историю нашего народа. Ислам проник на нашу территорию позже, он имеет элементы языческой (тюркской) культуры. По сравнению с соседями-узбеками казахи не были столь ревностными мусульманами вследствие кочевого образа жизни. Кроме того, казахская ментальность предполагает отсутствие фанатизма и толерантное отношение к иному мировоззрению, в том числе и к религиозному.

Во-вторых, влияние европейской (русской) культуры на протяжении 20 века в Казахстане было намного ощутимее и глубже, нежели в других странах Центральной Азии, в силу чего прослойка национальной интеллигенции сформировалась на базе смешения казахской и русской культур и является носителем светскости.

В-третьих, нельзя не учитывать геополитический фактор влияния России и Китая, которым совершенно не улыбается появление у их границ исламского государства. И если безмятежно близорукие российские правящие круги традиционно способны проморгать опасность, то китайцы найдут способ мирным путем нейтрализовать религиозно озабоченных представителей казахского истеблишмента еще на дальних подступах к власти.

В-четвертых, распространение идей религиозного экстремизма угрожает самим основам существующего политического порядка в Казахстане. После событий в Актобе власти, похоже, наконец-то осознали, что настоящая опасность исходит не от законопослушных оппозиционеров, а от бредущего по казахстанским степям призрака ИГИЛ.

Эволюция ислама в Казахстане: как современные казахстанские мусульмане балансируют между своей религиозной идентичностью, советским наследием и национальными традициями

Айбаршын Ахметкали 0009 Редактор Примечание: В преддверии седьмого Съезда лидеров мировых и традиционных религий, который состоится 14-15 сентября в Нур-Султане, The Astana Times начинает серию статей о многообразии духовной жизни в Казахстан. Мы расскажем о различных религиях и деноминациях, начиная с самой распространенной в стране – ислама.

НУР-СУЛТАН – За более чем 1000 лет ислам повлиял на историю и культуру Казахстана гораздо больше, чем можно было бы ожидать – от первого алфавита до языка, обычаев и литературы. Традиционная форма ислама развивалась вместе с национальными обычаями, формируя региональную форму религии, адаптированную к местным традициям.

Большая мечеть в Нур-Султане, самая большая мечеть в Центральной Азии, вмещающая до 30 000 человек. Фото: tengrinews.kz

Семь с лишним десятилетий атеистического наследия в Советском Союзе также наложили свой отпечаток на то, как ислам воспринимается современным мусульманским населением Казахстана, что делает историю и эволюцию ислама в регионе интересной темой для изучения.

Мусульманское население Казахстана

Мусульманское население составляет значительную часть казахстанцев. По данным Комитета по делам религий Министерства информации и социального развития РК, из 3834 религиозных организаций, зарегистрированных в Казахстане, 2,695 или 70 процентов составляют исламские образования, принадлежащие в основном к суннитской ветви.

Данные переписи населения Казахстана 2009 года также показали, что 70 процентов из 16 миллионов жителей Казахстана считают себя мусульманами.

Мусульмане, составляющие большинство в Казахстане, живут в гармонии с представителями других религий. Предстоящий седьмой Съезд лидеров мировых и традиционных религий, который пройдет 14-15 сентября в Нур-Султане, показывает, что межрелигиозный диалог и мир всегда были приоритетом для Казахстана.

Краткая история ислама в Казахстане

Присутствие ислама на территории Казахстана восходит к 10 веку Караханидов, вотчине, правившей Средней Азией с 10 по 13 века. При династии Караханидов ислам приобрел статус государственной религии.

До того, как ислам распространился на южные оседлые районы современного Казахстана, население исповедовало другие религии, в том числе тенгрианство и зороастризм, в которых присутствовали элементы шаманизма и культа предков.

Большой вклад в распространение ислама среди кочевого населения Южного Казахстана внес суфийский поэт и мистик XI века Ходжа Ахмет Ясави, написавший свое знаменитое произведение «Дивани Хикмет» («Божественная мудрость») как путешествие в свет знания, трудолюбие, отстаивание истины, честность и добродетель:

«Будь вежливым и вежливым, куда бы ты ни пошел,

Будь доверенным лицом к нуждающимся,

Будь ближе к Богу в день Махшара (Суд День).

Я убегал от высокомерных людей» (перевод автора),

Ясави описал важность добродетельного характера наряду с верой в Бога.

Мавзолей Ходжи Ахмета Ясави, расположенный в Туркестане, в 2003 году был включен ЮНЕСКО в список всемирного культурного наследия. значительный шаг к внедрению ислама в общественную жизнь и юридическую практику. Нормы административного, уголовного и гражданского права, зафиксированные в этом документе, во многом основывались на положениях исламского шариата.

В 19-20 веках чтению и письму среди казахского населения в основном обучали муллы. Российская империя также способствовала повышению грамотности, отправляя татарских мулл в северные районы Казахстана.

Арабское письмо было основным письмом многих выдающихся казахских писателей и поэтов. В основе первого казахского алфавита, систематизированного казахским ученым Ахметом Байтурсынулы в 1912 году, лежали арабские буквы.

До сих пор казахская поговорка «знает алифа как жезл» используется для обозначения неграмотного или необразованного человека (алиф — первая буква арабского алфавита, похожая на жезл).

Исламское наследие и практика были в значительной степени забыты в советский период, когда распространялась атеистическая повестка дня.

Мусульманское возрождение в независимом Казахстане

С момента обретения независимости многие мусульмане в Казахстане постепенно возрождают религиозные практики, пять столпов ислама, которые начинаются с провозглашения веры, за которыми следуют ежедневные молитвы, благотворительность, пост и исполнение хадж паломничество в Мекку при наличии физических и финансовых возможностей.

Дана Еспенбетова, женщина, чьи родители и бабушка были свидетелями советского периода, говорит, что наследие Советского Союза повлияло на отношение к религии. «Все было перепутано», — сказала она, имея в виду тот факт, что существовало несоответствие между тем, чему предки учили ее семью, и повесткой дня государства.

По ее словам, теперь у нее есть шанс возродить забытое и уже во взрослом возрасте «вновь приобщиться» к религии.

«Несмотря на то, что в детстве мне познакомили со всеми столпами религии, в какой-то момент моей жизни мне пришлось более глубоко изучить свою собственную религию, поэтому я бы сказал, что однажды я «обратился» в ислам Я узнал об этом больше. Прошло пару лет с тех пор, как я более серьезно относилась к религии и пыталась практиковать ее, потому что понимаю, какую пользу она приносит в мою жизнь», — сказала она.

Еспенбетова принадлежит к молодому поколению казахов, которые принимают сознательное решение стать мусульманкой, и не только потому, что это часть казахского наследия.

Первая пятничная молитва на открытии Большой мечети, самой большой мечети Средней Азии. Фото предоставлено: muftyat.kz

«Мне было трудно постоянно молиться», — сказала Еспенбетова, говоря о втором столпе ислама. «Но я учу арабский, и это помогает мне понимать стихи Корана, которые я читаю во время молитв. Так что речь идет не только о запоминании стихов, но и о понимании их наизусть».

Благотворительность, третий столп ислама, является одной из самых распространенных религиозных практик в Казахстане.

Ислам проводит различие между обязательной милостыней, которая называется закят, и другими добровольными формами благотворительности или, как ее называют местные жители, садака. Закят рассчитывается как процент от общего состояния человека.

По словам Назерке Токен, 28-летней матери троих детей, много лет практикующей ислам, садака — самый простой способ приобщиться к исламу. «Это делается от чистого сердца, помогайте друг другу, будьте добры друг к другу. Независимо от того, молитесь вы или нет, вы всегда можете выразить свою доброту через пожертвования», — сказала она.

«В этом году я пожертвовал закят. Раньше я еженедельно раздавал садаку малообеспеченным семьям и различным благотворительным организациям и фондам. Я по-прежнему стараюсь еженедельно жертвовать даже небольшую часть своего дохода», — добавила она.

Она также подчеркнула щедрость окружающих ее мусульман. «Я видел много щедрых людей в нашей стране. Средства помощи на миллионы тенге собираются и закрываются достаточно быстро», — сказала она.

Хотя четвертый столп ислама, пост, может быть чрезвычайно тяжелым для людей, Еспенбетова и ее семья постятся в месяц Рамадан. «Мы с отцом постимся уже более десяти лет, — сказала она.

Последний столп – паломничество или хадж – является обязанностью раз в жизни каждого трудоспособного мусульманина, который может себе это позволить.

Имеются сведения о казахстанских мусульманах, совершавших паломничества еще в XIX веке на лошадях и верблюдах. Говорят, что Кунанбай, отец Абая Кунанбайулы, одного из величайших казахстанских поэтов, совершил двухлетнее паломничество в Мекку еще в XIX веке. Он также построил дом в Мекке на собственные средства.

О путешествии отца Абай написал в следующих стихах:

«Построил в Мекке вакфный дом,

Зажёг дом свечой.

На путь единого Бога,

Он безжалостно тратил скот» (перевод автора)

В этом году около 4000 казахстанцев впервые после пандемии посетили Мекку для совершения хаджа в июле.

Президент Касым-Жомарт Токаев также совершил умру (малое паломничество) в Мекке и был удостоен чести войти в Каабу (святыню) в рамках своего официального визита в Саудовскую Аравию в июле 2022 года. 

24 июля Президент Токаев совершил умру (малое паломничество) в Мекке, святыне ислама. Ему выпала честь войти в Каабу, ее двери открываются для высоких гостей в исключительных случаях. Фото: Акорда

Отпечаток ислама в языке и обычаях можно увидеть и сегодня. Общеупотребительных слов много, одни относятся к образованию, другие к культуре, например, китап (книга), устаз (учитель) и адебиет (литература).

В раннем детстве казахские мужчины проходят традицию обрезания, которая также имеет исламские корни. В целом, большинство казахских семей придерживаются исламских традиций в обрядах бракосочетания и погребения.

Несоответствие между культурой и религией иногда создает представление о том, что человек может быть «слишком религиозным», если исповедует столпы ислама, не являющиеся частью казахской культуры.

Еспенбетова поделилась своим опытом. «Некоторые семьи крайне обеспокоены, если кто-то из их детей начинает пять раз молиться или изучать ислам, или девочки решают покрыть голову, что сбивает с толку молодое поколение и всех, кто хочет практиковать это правильно. Ислам не приемлет изменений, но почему-то наше общество склонно выбирать то, что им удобно», — сказала она.

Несмотря на это, Еспенбетова продолжает заниматься. «Я думаю, это путешествие каждого человека, и оно только между человеком и Богом», — заключила она.

Казахстан – светская страна, где люди имеют свободу выбирать религию и исповедовать ее. По данным Комитета по делам религий, в стране насчитывается 2693 мечети. 12 августа в Нур-Султане состоялось открытие Большой мечети, крупнейшей мечети в Центральной Азии, способной вместить 30 000 человек, на которой присутствовал Первый Президент Назарбаев.

Получайте статьи из The Astana Times напрямую! Зарегистрируйтесь через сайт или подпишитесь на наши Twitter, Facebook, Instagram, Telegram и Tiktok!

В современном Казахстане сосуществуют разные религии

Казахстан – современное светское государство, поощряющее этническое и религиозное многообразие и толерантность. Корреспондент «Голоса Америки» Валерий Гергели сообщает из Казахстана, что в республике мирно сосуществуют ислам, русская и украинская православная, римско-католическая, иудейская и другие религии. Кэрол Пирсон из «Голоса Америки» рассказывает эту историю продюсеру Валери Гергели.

В Казахстане проживает более 100 этносов и более 40 конфессий. Этнические казахи в основном мусульмане-сунниты. Славянский народ страны традиционно исповедует православие. Есть много других общин, а также небольшая еврейская община.

Коммунизм выступал за подавление и, в конечном счете, за ликвидацию религиозных верований. Однако после распада СССР религиозные верования возродились в новых независимых государствах.

Собор Свято-Вознесенского храма в Алматы — главный русский православный храм Казахстана, отметивший в этом году свое 100-летие. Церковь объединяет местную и русскую архитектуру, так как в ее строительстве участвовали как казахи, так и русские.

Отец Александр – гражданин России, служит большой русской православной общине Казахстана. Он говорит, что Казахстан преодолел трудности советских времен, когда религии едва выживали. «Некоторые люди не подвержены влиянию религии. Они не верующие. Они не ходят в мечети и церкви. Но есть и другая часть населения, которая хотела бы вернуться к духовным ценностям, религии и культуре. У них могут быть отцы или деды влияют на них. Вот почему в храмы приходит все больше и больше молодых людей»

Отец Александр говорит, что у многих национальностей и религиозных групп в стране прекрасные отношения.

«Когда мы говорим о множественности религий, мы говорим о двух великих народах, казахах и русских. Эти два народа жили вместе 300 лет. Мы вместе жили, вместе работали и оба пережили трудные времена. Наши нас связывают духовные ценности. Сейчас отношения прекрасны. Если кто-то пытается посеять между нами раздор, мы объединяемся, чтобы защитить духовные ценности, которые мы взращивали столько лет».

Ислам в Казахстане принимался постепенно, с полным обращением в 19 веке. В ранний период Советского Союза государство обеспечивало некоторую стабильность существования ислама. Однако позже оно считало его консервативным и реакционным.

После распада Советского Союза многие мусульмане стали участвовать в духовной жизни, говорит заместитель имама Мухтара из Центральной мечети в Алматы. «Семьдесят пять процентов населения Казахстана исповедуют ислам. Я вижу все больше и больше людей, вовлеченных в религию. Около 80 процентов населения Алматы, крупнейшего города Казахстана, составляют молодые люди, которые тоже хотят быть верующими. счастливы, что религия влияет на умы молодых людей».

Однако за последние несколько лет наряду с устоявшимися вероучениями и верованиями возникли различные секты или отколовшиеся группы, что вызвало новые опасения по поводу религиозного экстремизма.

«После распада Советского Союза многие верования и вероисповедания ожили в различных уголках его бывшей территории, в том числе и в Казахстане. Нельзя однозначно сказать, что экстремизм сюда не придет. Может. Вот почему мы должны делаем все возможное, чтобы предотвратить такого рода пропаганду и антирелигиозную деятельность, которая может исходить от некоторых небольших сект или групп», — говорит заместитель имама Мухтар.

Отец Александр, доп. «Секты очень опасны для любой страны, потому что они пытаются посеять раздор между людьми. Настраивать людей против религии очень опасно. Я вырос среди мусульман и знаю, что мир между этими двумя религиями очень важен».

В Казахстане есть небольшая еврейская община, которая хорошо организована, и в последнее время не поступало сообщений об антисемитизме. После распада Советского Союза эти общины открыто исповедуют свою религию в Казахстане, говорит Иуда Кубалкин, главный раввин Астаны. «Правительство дает нам полную свободу исповедовать нашу религию. У нас мало контактов с другими религиями. Обычно мы встречаемся на национальных мероприятиях. Но мы относимся друг к другу уважительно, и у нас очень хорошие человеческие контакты».

С момента обретения независимости Казахстан провел две международные конференции, в которых приняли участие светские и религиозные лидеры, чтобы привлечь внимание к свободе вероисповедания в Казахстане. Раввин Кубалкин говорит: «Тот факт, что здесь проводились эти съезды, и люди разных национальностей и религий смогли выразить свои взгляды и мечты, является образцовым. Это показывает, что если у нас есть воля, мы можем мирно жить вместе».

Многие представители молодого поколения, например, студент университета Серик Дуйсенбаев, считают свою религию своей культурой. «От всего сердца я верю, что есть всемогущий Бог, который сотворил все. Но я не молюсь пять раз в день, потому что знаю, что можно, а что нельзя. Я не беспокою, не граблю, не убиваю никому, я не пытаюсь лгать или обманывать».

24-летний Дуйсенбаев недавно работал переводчиком в израильской компании в Казахстане. Его начальник пригласил его посетить Израиль, где он получил Библию. «На обратном пути, когда я читал эту Библию в поезде, у меня возникла проблема с одной из казахских старух.