Какими особенностями обладают планеты гиганты: Планеты-гиганты — урок. География, 5 класс.

Тест по астрономии «Планеты-гиганты»

Планеты-гиганты Солнечной системы

1 ВАРИАНТ

1.Планеты-гиганты. Как их еще называют?

А внутренние планеты

Б ) внешние планеты +

В планеты земной группы

2.Планеты-гиганты:

А обладают высокой плотностью и состоят из кислорода и тяжелых элементов

Б обладают низкой и средней плотностью и состоят из водорода и других газов

В ) обладают низкой и средней плотностью, состоят из газов и тяжелых элементов +

3.Количество спутников у планет-гигантов:

А ) у Юпитера -67, у Сатурна-62, у Урана-27, у Нептуна-14 +

Б у Юпитера -16, у Сатурна — 17, у Урана-16, у Нептуна-8

В у Юпитера-1, у Сатурна-2, у Урана-3, у Нептуна-4

4.Как планеты-гиганты расположены по порядку и направлению , начиная от Солнца?

А ) Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун +

Б Сатурн, Нептун, Уран, Юпитер

В Нептун, Юпитер, Сатурн, Уран

5. Кольца Сатурна. Их количество:

А ) 3 основных и 4 второстепенных +

Б 7 одинаковых

В 6 основных и 2 второстепенных

6.Что такое «Большое красное пятно» и с какой планетой оно ассоциируется:

А ) гигантский ураган в атмосфере Юпитера +

Б кольцо Сатурна

В шторм Урана

7.Единственный спутник планеты-гиганта из всех спутников Солнечной системы, который обладает существенной атмосферой:

А Титания

Б) Титан +

В Ио

8.В чем состоит уникальность Урана?

А ) вращается «лёжа на боку: наклон оси вращения к плоскости эклиптики приблизительно равен 980 +

Б вращается как волчок

В движется в обратном направлении

9.В честь какого древнеримского бога названа планета Нептун?

А бог плодородия

Б бог неба и дневного света

В ) бог морей и потоков +

10.Гипотеза Батыгина-Брауна — о какой планете идет речь?

А Юпитер

Б Плутон

В ) Девятая

11. Планета Уран впервые открыта:

А известна с глубокой древности

Б Уильям Гершель 13 марта 1781

В ) Христиан Гюйгенс 25 марта 1655

12. Кто впервые открыл Ганимед?

А Симон Марий

Б Николай Коперник

В ) Галилео Галилей +

13.В отдельную категорию «ледяных гигантов» входят:

А ) Уран и Нептун

Б Сатурн и Юпитер

В Юпитер и Уран

14.Щель Коломбо – это?

А элемент поверхности Сатурна

Б ) элемент структуры колец Сатурна

В элемент поверхности Урана?

15.Скорость ветров на Юпитере?

А ) более 600км/час

Б около 20км/час

В ветра на Юпитере отсутствует

2 ВАРИАНТ

1.Какие планеты входят в группу планет-гигантов?

А) Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун

Б Земля, Луна, Венера, Марс

В Земля, Марс, Сатурн, Уран

2.Строение планет-гигантов:

А ) небольшое каменное или металлическое ядро, несколько слоев

газов, кольца из пыли и льда

Б несколько слоев водорода в различном физическом состоянии

В ядро, магния, кольца из пыли и льда

3. Какой спутник является самым крупным в Солнечной системе:

А ) Ганимед

Б Луна

В Титан

4.Из чего состоит атмосфера Сатурна:

А ) водород, гелий и газообразный метан

Б водород, кислород, азот

В жидкий водород, жидкий азот, гелий

5. Масса Юпитера.

А в 200 раз больше земной

Б ) в 318 раз больше земной

В в 100 раз больше земной

6.Самые крупные спутники Юпитера:

А ) Ио, Ганимед, Каллисто, Европа

Б Титан, Энцелад

В Титания, Оберон, Ариэль, Миранда, Умбриэль

7. Самая легкая из внешних планет:

А Нептун

Б ) Уран

В Сатурн

8.Что такое «троянцы Нептуна»:

А его спутники

Б вихри

В ) астероиды

9.Самая большая известная планета-гигант?

А экзопланета TrES-4 A b

Б ) Юпитер

В Уран

10.Древнеримский бог посева. Какая планета-гигант названа его именем:

А ) Сатурн

Б Юпитер

В Уран

11. Единственный спутник в Солнечной системе, обладающий собственной магнитосферой?

А Титан

Б ) Ганимед

В Европа

12.Автоматическая межпланетная станция НАСА «Пионер-10» в 1973 году была запущена для изучения

А ) Юпитера

Б Сатурна

В Урана

13.Период полного обращения Урана вокруг Солнца?

А ) 84 земных года

Б 20 земных лет

В 140 земных лет

14. «Пастух» кольца F Сатурна — это спутник

А Урана

Б ) Сатурна

В Нептуна

15.В параде планет 10 марта 1982 года принимали участие

А ) Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун и Плутон, который на тот момент считался планетой

Б Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Уран расположились в созвездии Рыб

В Меркурий, Венера, Марс и Сатурн встретились в созвездии Тельца, а пятая — Юпитер – в созвездии Близнецов

Планеты-гиганты. Спутники и кольца планет гигантов


Планеты-гиганты. Спутники и кольца планет гигантов.

Автор: Савина Ольга Александровна.

г. Северодвинск, МБОУ «СОШ № 12»

Астрономия 11 класс УМК Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е.К. Страут

2018 г.


Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Указывать параметры сходства характеристик планет-гигантов, химического состава их атмосфер, физических условий. Объяснять особенности планет, их спутников и колец.

Личностные

Использовать основы теории формирования Солнечной системы для объяснения особенностей планет-гигантов, сравнивать планеты гиганты на основе выделенных критериев, объяснять причины различий планет-гигантов; работать с текстом научного содержания, выделять главную мысль, обобщать информацию, представленную в неявном виде, характеризующую планеты-гиганты.

Обучающийся научится: организовывать самостоятельную познавательную деятельность; выступать с презентацией результатов своей работы; принимать участие в общем обсуждении результатов выполнения работы.



Организационная структура урока

Этап урока

Образовательные задачи

Организационный

Мотивация учебной деятельности. Методы-фронтальная работа

Используемые ресурсы

Личностные результаты: формировать позитивное отношение к людям и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире.

Деятельность учителя

Личностные: организовывать самостоятельную познавательную деятельность.

Слайд строения Солнечной системы.

Устное общение для создания позитивного настроя, установление контакта с классом, помощь в создании групп, создание рабочей атмосферы, помощь, установления контакта групп.

Деятельность обучающихся

Формирует 3 группы по 8 человек, приветствуют учителя, организуются на работу.

Длительность этапа (мин)

По слайду предлагает вопросы подводящие к формулировке проблемы урока: в какие группы можно объединить все планеты? Какие общие хар-ки имеют планеты земной группы? В какую группу и как ее назвать можно отнести оставшиеся 4 планеты? Какими особенностями обладают эти планеты?

2

Рассматривают слайд, отвечают на вопросы, формулируют тему, учебные задачи урока.

5




Этап урока

Актуализация знаний. Метод – групповая работа.

Цели урока

Используемые ресурсы

Предметные: найти параметры сходства планет гигантов., сравнивая планеты на основе выделенных критериев.

Первичное усвоение нового материала.

Работа с учебником астрономии, ноутбуками имеющими подключение к интернету для получения информации о планетах

Деятельность учителя

Предметные – описывать хар-ки планет, объяснять особенности. Метапредметные – классифицировать объекты, структурировать материал, аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключение.

Метапредметные – использовать основы теории формирования С.с. для объяснения особенностей планет -гигантов; работать с текстом научного содержания.

Компьютер, проектор, презентации.

Делит класс на 3 группы, дает задание группам: найти общие хар-ки планет-гигантов и их спутников и результаты исследований атмосфер.

Личностные — научиться организовывать групповую познавательную деятельность.

Деятельность обучающихся

Распределяют работу среди членов группы. Используя учебник и ноутбук, находят нужную информацию, делают презентацию 5-7 слайдов.

Длительность

1-ая гр. – Юпитер

На основе приложения № 1 контролирует правильность изложения материала.

15

2-ая гр. – Сатурн

Представитель каждой группы отчитывается о проделанной работе, показывает презентацию. Обсуждаются критерии объединении планет.

10

3-ья гр. – Уран и Нептун

Предупреждает, что акцент должен быть сделан на параметрах сходства планет-гигантов. Направляет, контролирует и оценивает вклад каждого члена группы.



Этап урока

Образовательные задачи

Первичная проверка понимания и закрепления.

Используемые ресурсы

Личностные результаты – развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения. Выступать с презентацией своей работы, уметь общаться в группе.

Домашнее задание.

Деятельность учителя

Подготовить сообщение о заинтересовавшем вас спутнике любой планеты -гиганта

Карточки «Основные хар-ки планет-гигантов».

Рефлексия

Учебник, справочная таблица планет

Раздает индивидуальные карточки «Основные хар-ки планет-гигантов» (приложение 1).

Метапредметные – развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения. Личностные результаты – уметь давать самооценку своей деятельности на уроке.

Деятельность обучающихся

Заполняют таблицу «Основные хар-ки планет-гигантов».

Длительность

Формулирует домашнее задание, дает инструктаж по его выполнению.

Схема самоанализа урока

Подводит итоги, оценивает работу обучающихся , поясняет и выставляет отметки

8

Размеры, масса, плотность, период вращения, химический состав, физические условия, спутники и кольца.

Записывают домашнее задание.