Тест по астрономии «Планеты-гиганты»
Планеты-гиганты Солнечной системы
1 ВАРИАНТ
1.Планеты-гиганты. Как их еще называют?
А внутренние планеты
Б ) внешние планеты +
В планеты земной группы
2.Планеты-гиганты:
А обладают высокой плотностью и состоят из кислорода и тяжелых элементов
Б обладают низкой и средней плотностью и состоят из водорода и других газов
В ) обладают низкой и средней плотностью, состоят из газов и тяжелых элементов +
3.Количество спутников у планет-гигантов:
А ) у Юпитера -67, у Сатурна-62, у Урана-27, у Нептуна-14 +
Б у Юпитера -16, у Сатурна — 17, у Урана-16, у Нептуна-8
В у Юпитера-1, у Сатурна-2, у Урана-3, у Нептуна-4
4.Как планеты-гиганты расположены по порядку и направлению , начиная от Солнца?
А ) Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун +
Б Сатурн, Нептун, Уран, Юпитер
В Нептун, Юпитер, Сатурн, Уран
5. Кольца Сатурна. Их количество:
А ) 3 основных и 4 второстепенных +
Б 7 одинаковых
В 6 основных и 2 второстепенных
6.Что такое «Большое красное пятно» и с какой планетой оно ассоциируется:
А ) гигантский ураган в атмосфере Юпитера +
Б кольцо Сатурна
В шторм Урана
7.Единственный спутник планеты-гиганта из всех спутников Солнечной системы, который обладает существенной атмосферой:
А Титания
Б) Титан +
В Ио
8.В чем состоит уникальность Урана?
А ) вращается «лёжа на боку: наклон оси вращения к плоскости эклиптики приблизительно равен 980 +
Б вращается как волчок
В движется в обратном направлении
9.В честь какого древнеримского бога названа планета Нептун?
А бог плодородия
Б бог неба и дневного света
В ) бог морей и потоков +
10.Гипотеза Батыгина-Брауна — о какой планете идет речь?
А Юпитер
Б Плутон
В ) Девятая
11. Планета Уран впервые открыта:
А известна с глубокой древности
Б Уильям Гершель 13 марта 1781
В ) Христиан Гюйгенс 25 марта 1655
12. Кто впервые открыл Ганимед?
А Симон Марий
Б Николай Коперник
В ) Галилео Галилей +
13.В отдельную категорию «ледяных гигантов» входят:
А ) Уран и Нептун
Б Сатурн и Юпитер
В Юпитер и Уран
14.Щель Коломбо – это?
А элемент поверхности Сатурна
Б ) элемент структуры колец Сатурна
В элемент поверхности Урана?
15.Скорость ветров на Юпитере?
А ) более 600км/час
Б около 20км/час
В ветра на Юпитере отсутствует
2 ВАРИАНТ
1.Какие планеты входят в группу планет-гигантов?
А) Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун
Б Земля, Луна, Венера, Марс
В Земля, Марс, Сатурн, Уран
2.Строение планет-гигантов:
А ) небольшое каменное или металлическое ядро, несколько слоев
газов, кольца из пыли и льда
Б несколько слоев водорода в различном физическом состоянии
В ядро, магния, кольца из пыли и льда
3. Какой спутник является самым крупным в Солнечной системе:
А ) Ганимед
Б Луна
В Титан
4.Из чего состоит атмосфера Сатурна:
А ) водород, гелий и газообразный метан
Б водород, кислород, азот
В жидкий водород, жидкий азот, гелий
5. Масса Юпитера.
А в 200 раз больше земной
Б ) в 318 раз больше земной
В в 100 раз больше земной
6.Самые крупные спутники Юпитера:
А ) Ио, Ганимед, Каллисто, Европа
Б Титан, Энцелад
В Титания, Оберон, Ариэль, Миранда, Умбриэль
7. Самая легкая из внешних планет:
А Нептун
Б ) Уран
В Сатурн
8.Что такое «троянцы Нептуна»:
А его спутники
Б вихри
В ) астероиды
9.Самая большая известная планета-гигант?
А экзопланета TrES-4 A b
Б ) Юпитер
В Уран
10.Древнеримский бог посева. Какая планета-гигант названа его именем:
А ) Сатурн
Б Юпитер
В Уран
11. Единственный спутник в Солнечной системе, обладающий собственной магнитосферой?
А Титан
Б ) Ганимед
В Европа
12.Автоматическая межпланетная станция НАСА «Пионер-10» в 1973 году была запущена для изучения
А ) Юпитера
Б Сатурна
В Урана
13.Период полного обращения Урана вокруг Солнца?
А ) 84 земных года
Б 20 земных лет
В 140 земных лет
14. «Пастух» кольца F Сатурна — это спутник
А Урана
Б ) Сатурна
В Нептуна
15.В параде планет 10 марта 1982 года принимали участие
А ) Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун и Плутон, который на тот момент считался планетой
Б Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Уран расположились в созвездии Рыб
В Меркурий, Венера, Марс и Сатурн встретились в созвездии Тельца, а пятая — Юпитер – в созвездии Близнецов
Планеты-гиганты. Спутники и кольца планет гигантов
Планеты-гиганты. Спутники и кольца планет гигантов.
Автор: Савина Ольга Александровна.
г. Северодвинск, МБОУ «СОШ № 12»
Астрономия 11 класс УМК Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е.К. Страут
2018 г.
Планируемые образовательные результаты
Предметные
Метапредметные
Указывать параметры сходства характеристик планет-гигантов, химического состава их атмосфер, физических условий. Объяснять особенности планет, их спутников и колец.
Личностные
Использовать основы теории формирования Солнечной системы для объяснения особенностей планет-гигантов, сравнивать планеты гиганты на основе выделенных критериев, объяснять причины различий планет-гигантов; работать с текстом научного содержания, выделять главную мысль, обобщать информацию, представленную в неявном виде, характеризующую планеты-гиганты.
Обучающийся научится: организовывать самостоятельную познавательную деятельность; выступать с презентацией результатов своей работы; принимать участие в общем обсуждении результатов выполнения работы.
Организационная структура урока
Этап урока
Образовательные задачи
Организационный
Мотивация учебной деятельности. Методы-фронтальная работа
Используемые ресурсы
Личностные результаты: формировать позитивное отношение к людям и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире.
Деятельность учителя
Личностные: организовывать самостоятельную познавательную деятельность.
Слайд строения Солнечной системы.
Устное общение для создания позитивного настроя, установление контакта с классом, помощь в создании групп, создание рабочей атмосферы, помощь, установления контакта групп.
Деятельность обучающихся
Формирует 3 группы по 8 человек, приветствуют учителя, организуются на работу.
Длительность этапа (мин)
По слайду предлагает вопросы подводящие к формулировке проблемы урока: в какие группы можно объединить все планеты? Какие общие хар-ки имеют планеты земной группы? В какую группу и как ее назвать можно отнести оставшиеся 4 планеты? Какими особенностями обладают эти планеты?
2
Рассматривают слайд, отвечают на вопросы, формулируют тему, учебные задачи урока.
5
Этап урока
Актуализация знаний. Метод – групповая работа.
Цели урока
Используемые ресурсы
Предметные: найти параметры сходства планет гигантов., сравнивая планеты на основе выделенных критериев.
Первичное усвоение нового материала.
Работа с учебником астрономии, ноутбуками имеющими подключение к интернету для получения информации о планетах
Деятельность учителя
Предметные – описывать хар-ки планет, объяснять особенности. Метапредметные – классифицировать объекты, структурировать материал, аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключение.
Метапредметные – использовать основы теории формирования С.с. для объяснения особенностей планет -гигантов; работать с текстом научного содержания.
Компьютер, проектор, презентации.
Делит класс на 3 группы, дает задание группам: найти общие хар-ки планет-гигантов и их спутников и результаты исследований атмосфер.
Личностные — научиться организовывать групповую познавательную деятельность.
Деятельность обучающихся
Распределяют работу среди членов группы. Используя учебник и ноутбук, находят нужную информацию, делают презентацию 5-7 слайдов.
Длительность
1-ая гр. – Юпитер
На основе приложения № 1 контролирует правильность изложения материала.
15
2-ая гр. – Сатурн
Представитель каждой группы отчитывается о проделанной работе, показывает презентацию. Обсуждаются критерии объединении планет.
10
3-ья гр. – Уран и Нептун
Предупреждает, что акцент должен быть сделан на параметрах сходства планет-гигантов. Направляет, контролирует и оценивает вклад каждого члена группы.
Этап урока
Образовательные задачи
Первичная проверка понимания и закрепления.
Используемые ресурсы
Личностные результаты – развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения. Выступать с презентацией своей работы, уметь общаться в группе.
Домашнее задание.
Деятельность учителя
Подготовить сообщение о заинтересовавшем вас спутнике любой планеты -гиганта
Карточки «Основные хар-ки планет-гигантов».
Рефлексия
Учебник, справочная таблица планет
Раздает индивидуальные карточки «Основные хар-ки планет-гигантов» (приложение 1).
Метапредметные – развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения. Личностные результаты – уметь давать самооценку своей деятельности на уроке.
Деятельность обучающихся
Заполняют таблицу «Основные хар-ки планет-гигантов».
Длительность
Формулирует домашнее задание, дает инструктаж по его выполнению.
Схема самоанализа урока
Подводит итоги, оценивает работу обучающихся , поясняет и выставляет отметки
8
Размеры, масса, плотность, период вращения, химический состав, физические условия, спутники и кольца.
Записывают домашнее задание.