Как понять основную мысль текста: Как определить основную мысль текста?

Как определить основную мысль текста?

Как определить основную мысль текста?

Как выделить основную мысль текста?

  1. Просматривая или внимательно читая текст, нужно отмечать ключевые слова, несущие наибольшую смысловую нагрузку. Они регулярно повторяются, часто используются их синонимы. Определяя основную мысль текста, понадобится вспомнить ключевые слова и словосочетания.

  2. При чтении текста желательно следить за делением на абзацы, наличием подзаголовков. Большую роль играет заглавие материала, но оно далеко не всегда прямо отражает основную мысль.

  3. Определение основной мысли текста неразрывно связано с выяснением идеи и темы. Желательно постараться уловить центральную тему, а также воспроизвести авторскую идею, вкладываемую в текст. Основная мысль – своеобразное соединение темы с идеей. В ней реализуются авторский замысел, авторская оценка.

Алгоритм определения основной мысли текста

  1. Прочтите текст, обратите внимание на абзацы и подзаголовки, заглавие и ключевые слова.

  2. Ответьте на вопрос: что является главным для автора данного текста? Что его интересует? В теме должен быть обозначен предмет речи. Зачастую она отражается в заголовке. Стоит учесть, что заголовки также бывают метафорическими, парадоксальными и ассоциативными. Недостаточно опираться только на смысл заголовка, выделяя основную мысль.

  3. Постарайтесь определить главную задачу автора. Ответьте на вопрос: что желал высказать автор по данной теме? Возможно несколько вариантов:

— автор акцентирует внимание на актуальном вопросе;

— в тексте выражено авторское отношение к проблеме;

— автор описывает происходящее и передаёт конкретную информацию.

Постарайтесь дать ответ на вопрос: почему авторская позиция именно такая? Какова аргументация автора? Какие он приводит факты, доказательства, обосновывая своё мнение, оценку?

Найдите в тексте художественные приёмы, направленные на убеждение читателя, внушение. Возможно, в материале есть экспрессивные выражения, гиперболы, метафоры и другие образные средства.

Определите в тексте авторские выводы. Иногда главная мысль уже оформлена в виде конкретного вывода. Если основная мысль не сформулирована, постарайтесь написать её самостоятельно. Используйте стиль и речевые средства автора текста, выполняя эту работу. Желательно, чтобы основная мысль была оформлена так, как её высказал бы сам автор.

То, о чём или о ком говорится в тексте, — это его тема.

Главная мысль текста — это то, к чему призывает, чему учит, ради чего он написан, какую информацию хотел передать автор.

Озаглавь текст. Определи основную мысль текста.

……………………………………………………………….

Из леса вышла на берег реки медведица с двумя медвежатами. Она схватила одного медвежонка и стала окунать его в речку. Медвежонок визжал и барахтался. Мать искупала его. Другой медвежонок испугался холодной воды и побежал в лес. Медведица догнала его, надавала шлепков и искупала.

Довольные купанием медведи ушли в чащу леса.

(По. В. Бианки.)

…………………………………………………………………..

Весной и летом у пернатых много забот. Они вьют гнезда и выкармливают птенцов.

Только клесты без забот прыгают по деревьям.

Но вот начались морозы. А в гнезде у клестов голенькие птенчики. Мать не слетает с гнезда, греет птенцов.

Почему клесты выводят птенцов осенью и зимой? Пища клестов — это еловые шишки. Они созревают только к концу года.

(Сказка)………………………………………………….

Росло в лесу молодое дерево. В один прекрасный день дереву захотелось летать.

Старые деревья смеялись над ним. Ведь дерево не летает. Корни крепко держат его в земле.

Но гордое дерево все мечтало о полете.

И вот что случилось. Пришел лесоруб, срубил дерево. Столяр наделал из него планочки и дощечки.

Ребята смастерили из них легкие авиамодели. И дерево взлетело.

………………………………………………………………………………..

Давно это было. Чистили дорогу в горах. В узком месте лежал огромный камень. Как его убрать?

Не знали тогда подъемных кранов. Не было могучих машин. Только сотня лошадей могла увезти камень.

Но простой крестьянин взялся один убрать камень. Подкопал он лопатой яму под самый камень. Камень и рухнул в яму.

Подровнял мужик землю— и дорога готова. Вот так просто русский человек трудное дело сделал.

………………………………………………………………….

В ночь под Новый год дед Мороз подарил одному очень доброму мальчику краски.

— Только это, мой друг, простые краски. Но они могут стать волшебными, если ты этого очень захочешь.

Добрый мальчик достал кисть и принялся рисовать.

Прошло много лет. Мальчик стал настоящим художником.

Люди смотрели на его картины, радовались и восхищались.

— Какие чудесные картины. Какие волшебные краски! — говорили они, хотя краски были самые обыкновенные. Просто к ним прикоснулись руки трудолюбивого, настойчивого человека.

…………………………………………………………………………………

Великий сказочник Андерсен гулял по лесу. На поляне он увидел много грибов.

Вечером он вернулся на поляну. Под каждый гриб он спрятал конфету или ленточку. Под одним восковой цветок, под другим — наперсток. Здесь — пряник, там — яблоко.

Утром сказочник привел на поляну дочку лесника. Ей было семь лет. Под каждым грибком она находила подарок. Не было только пряника. Его, наверное, унесла ворона.

Глаза девочки горели восторгом. А сказочник сказал ей, что эти подарки спрятали гномы.

……………………………………………………………………………………

Лебедь по красоте и силе назван царем всей водяной птицы. Белый, как снег, с гибкой и красивой шеей, он прекрасен, когда спокойно плывет между зеленых камышей.

Про силу лебедя рассказывают чудеса. Он ударом крыла может убить собаку, если она бросится на его детей.

Лебеди легко делаются ручными. Ручные лебеди летом плавают в пруду. Зимой их переводят в теплое место. Едят лебеди рыбу, хлеб, зерно.

Много песен сложил русский народ о лебедях. Их называют ласковыми словами: лебедушка, лебедка.

……………………………………………………………………………….

Радостно слышать весною крики журавлей в небе. Прилет журавлей обещает близкое тепло. Любит этих птиц наш народ. Много сказок и песен сложил он о журавлях.

Журавль очень высок на ногах. У него большие крылья и длинные перья. Клюв журавля крепкий и острый.

Гнездо журавль вьет прямо в ямке на поле. На сухую траву журавлиха кладет два крупных яйца. Молодых журавлят родители уводят в кусты или в камыши.

Раненый журавль бросается на спину и бьет собаку ногами и клювом. Один охотник потерял глаз, когда хотел схватить раненого журавля.

Теперь охота на журавлей в нашей стране запрещена.

………………………………………………………………………………

Серая звездочка— это жаба, которая жила у нас в огороде. А назвали ее так потому, что спереди у нее было пятнышко, как звездочка, а сама она была серая. Много поедала слизняков с клубники.

Но вот однажды мы ее увидели побитой. Жаба еле-еле передвигалась. Мы стали ее выхаживать, кормить дождевыми червями. Через некоторое время она поправилась и ушла. Но как только мы всей семьей садились в саду ужинать, жаба появлялась на дорожке. В жаркие дни она тоже приходила, и мы поливали ее водой из лейки. Ей это очень нравилось.

…………………………………………………………………………….

Как-то я шел по опушке березовой рощицы. Вдруг близко раздался журавлиный крик. Я остановился. Из небольшой рощицы по зеленой озими быстро бежал журавль. Крылья его были распущены, весь он вытянулся. Журавля догоняла лиса. Журавль взмыл в воздух, пролетел метров двадцать и сел. Лиса подкрадывалась к нему.

Птица близко подпустила ее и побежала в сторону. Лиса проскочила мимо. Потом началось все сначала. Я закричал на лису, но она не прекращала погони. Я резко захлопал в ладоши и побежал в ее сторону. Лиса испугалась и кинулась со всех ног в рощу. Журавль был спасен.

Как определить основную (главную) мысль текста

 

Независимо от того, длинный рассказ или короткий, простые в нем предложения или сложные, а может быть это текст, состоящий и вовсе из одного предложения или слова, в нем всегда присутствует основная мысль. Обычно на уроках литературы учеников просят определить главную мысль текста и, чтобы это сделать правильно, нужно понимать, что это такое.

Основная мысль текста – это то, что автор хотел донести до читателя посредством своего произведения. Как правило, чтобы ее понять, нужно внимательно прочитать всю работу, однако, иногда она может быть понятна уже из заголовка. Основная мысль всегда отражает отношение автора, содержит эмоциональную окраску. При этом она не всегда звучит из уст какого-либо персонажа, бывает и так, что читатель сам должен сделать выводы на основе своего мировосприятия.

Следует различать основную мысль и тему текста.

Тема произведения – это более общее понятие, она отражает содержание текста, проблему, которая поднимается автором. Тема может включать несколько мини тем, которые показывают суть текста с разных сторон.

Например, школьное сочинение «Как я провел лето». Тема понятна из названия. А основная мысль будет раскрыта уже в самом сочинении и понять ее можно только после прочтения.

Обязательное условие определения главного посыла произведения – это наличие грамматической и смысловой связи в предложениях.

Как раз смысловая связь и отражает главную мысль, которая пронесена через весь текст.

А грамматическая связь предполагает, что предложения сочетаются между собой по форме слов, и одно логически вытекает из другого.

Правильное определение темы, как и любой литературный анализ, начинается с прочтения текста. А дальше есть несколько моментов, с помощью которых можно выявить главную мысль:

  • смотрите внимательно на заголовок. Очень часто в нем уже заключена главная идея. Особенно это характерно для научных и информационных текстов. С художественными произведениями гораздо сложнее: тут название может вообще не отражать основную мысль. Например, роман «Анна Каренина». Понятно, что речь пойдет о некой Анне, но на этом все;
  • обратите внимание на наличие подзаголовков. Обычно они содержат более детальную информацию о тексте и можно понять главную мысль;
  • выясните тему текста, она всегда связана с основной мыслью;
  • анализируйте ключевые слова, которые встречаются по всему тексту и их синонимы. Это могут быть научные, медицинские, экономические, музыкальные термины и пр. По этим словам можно понять тему текста, особенно в случае информационных статей;
  • вдумчивое чтение поможет выявить моменты, которые автор особенно выделяет. Они отражают взгляды автора, его точку зрения и отношение к происходящему. Попробуйте понять, почему у автора именно такая позиция, чем он ее обосновывает, какие факты приводит. Здесь нужно уделить внимание абзацам: текст делится на них не случайно и обычно они отражают важные мысли;
  • после прочтения постарайтесь пересказать материал. В процессе пересказа выделяются ключевые моменты, и главная мысль произведения становится понятнее.

Обратимся к примеру – рассмотрим четверостишие А.С. Пушкина «Воды глубокие…».

Воды глубокие
Плавно текут.
Люди премудрые
Тихо живут.

Понятно, что тема стихотворения будет затрагивать воды или реки и их глубину. Но лишь после внимательного прочтения становится понятна основная мысль: автор проводит параллель между глубиной вод и глубиной мудрости людей. Подобно плавному течению реки жизнь премудрых людей спокойна и нетороплива.

 

В поисках главной идеи | Колумбийский колледж

Основная мысль абзаца – авторское сообщение по теме. Оно часто выражается прямо или может подразумеваться.

Где находятся основные идеи?

Легко определить основную мысль, прямо выраженную в тексте. Часто встречаются основные идеи:

  • в начале абзаца. Первое предложение часто объясняет тему, обсуждаемую в отрывке.
  • в заключительных предложениях абзаца. Основная идея может быть выражена в виде суммирования информации в абзаце, а также ссылки на информацию в следующем абзаце.

Основная мысль не всегда ясно изложена. Труднее определить основную идею, когда она предполагается или подразумевается. Это можно подразумевать через другие слова в абзаце. Подразумеваемую основную идею можно найти несколькими способами.

  • Несколько предложений в абзаце могут подразумевать основную мысль, вводя факты по теме до ее фактического изложения.
  • Подразумеваемые идеи могут быть извлечены из фактов, причин или примеров, которые дают намеки или предположения относительно основной идеи. Эти подсказки будут подсказками, которые помогут вам обнаружить основную мысль в выделенном тексте.
  • Прочтите приведенный ниже отрывок, чтобы увидеть, сможете ли вы выделить основную мысль.

    «Для многих родителей плач младенца может быть в основном раздражителем, особенно если он продолжается в течение длительного времени. Но плач выполняет важные функции как для ребенка, так и для родителей. Для ребенка плач помогает улучшить объем легких и дыхательной системы. Возможно, более важно то, что крик служит сигналом бедствия. Когда младенцы плачут, они указывают на то, что они голодны или испытывают боль, и это важная информация для родителей».

Используйте приведенные ниже подсказки, чтобы правильно определить главную мысль этого абзаца.

После прочтения абзаца спросите: «Какой смысл автор делает в этом отрывке?»

Задайте следующие вопросы:

  • Кто — В этом отрывке обсуждается человек или группа людей?
  • Когда — содержит ли информация ссылку на время?
  • Где — в тексте есть название места?
  • Почему? Находите ли вы причину или объяснение тому, что произошло?
  • Как — эта информация указывает на метод или теорию?

Как определить, правильную ли я выбрал основную мысль абзаца?

Если вы можете обобщить информацию в отрывке своими словами, значит, вы усвоили правильную основную мысль. Чтобы достичь этой цели, попробуйте выполнить шаги, перечисленные ниже, после прочтения небольшого раздела учебника.

  • Напишите своими словами краткое изложение прочитанного.
  • Соответствует ли ваше резюме этой общей теме?
  • Содержит ли ваше резюме те же идеи, что и автор?
  • Не могли бы вы написать заголовок (или подзаголовок в учебнике), который выражал бы ваше резюме менее чем в пяти словах?

Если вы можете перефразировать выбранное тематическое предложение в вопрос, а затем определить, отвечает ли отрывок на ваш вопрос, вы успешно выбрали основную идею.

Формат APA для конечных ссылок

Формат

APA является официальным стилем, используемым Американской психологической ассоциацией.

Стиль APA используется в основном в социальных науках и передает данные в сжатом стиле, который точно описывает материал, делает связь между идеями или данными как можно более ясной, как правило, в действительном залоге и использует прошедшее время. Помимо того, что вы должны быть научным и точным, вы должны использовать беспристрастный и инклюзивный язык при написании в стиле APA. Ваша роль заключается в том, чтобы быть объективным, осознанно подбирать слова и избегать дискриминационных выражений.

Просмотреть официальный образец статьи APA Внешняя ссылка

Шрифт

Шрифт должен оставаться одинаковым во всей статье. Варианты включают шрифты без засечек 11 пунктов, такие как Calibri или Arial, и шрифты 12 пунктов с засечками, такие как Times New Roman. В конечном счете, уточните у своих инструкторов их предпочтения в отношении шрифтов. Весь текст, включая кавычки и раздел ссылок, должен быть разделен двойным интервалом.

Поля

Поля должны составлять 1 дюйм от верхнего, нижнего, правого и левого краев бумаги.

Заголовок

Заголовок включает только номер страницы в верхнем правом углу страницы. Студенческие работы обычно не требуют бегущей внешней ссылки, как это видно в профессиональных статьях APA, если только это не запрошено преподавателем.

Титульный лист

Титульный лист включает название статьи (выделено жирным шрифтом), за которым следует дополнительный пробел, автора (ваше имя), принадлежность (факультет и колледж), номер и название курса, преподавателя и срок сдачи.

Посмотреть пример титульного листа учащегося

Основная часть

Основная часть может быть разделена на разделы и подразделы; за основной частью следует справочный раздел и любые заключительные материалы, такие как приложения.

Учет источников

Учет источников гарантирует, что учащиеся избегают плагиата. Всякий раз, когда вы используете в своей статье слова, факты, статистические данные, диаграммы, диаграммы, рисунки или идеи, которые не принадлежат вам, вы должны указать источник. Цитируете ли вы, перефразируете или резюмируете одну фразу или целую главу, вы должны указать автора оригинала, независимо от того, сколько источников вы используете или как часто вы их используете.

Цитаты в тексте

Цитаты в тексте включаются в основную часть статьи. Они идентифицируют источник по автору и дате публикации. Цитаты всегда соответствуют записи в разделе ссылок в конце статьи. Два типа цитат в тексте, описательная и вводная, показаны ниже в примерах парафраз и прямой цитаты .

Перефразирование

Перефразирование означает обобщение соответствующей информации из источника. Этот метод заимствования чаще используется в статьях APA, чем цитаты, потому что он позволяет писателю сохранять объективность и сочетать идеи источника со своими собственными. Парафразы всегда цитируются как в тексте статьи, так и на странице ссылки.

Пример перефразирования с использованием метода описательного цитирования

Фамилия автора встроена в предложение, а год публикации указан в скобках.

Rogers (1994) сравнил восприятие экономического стресса молодыми и пожилыми людьми.

Пример перефразирования с использованием метода цитирования в скобках

Информация о цитировании включается в конце перефразирования в скобках.

В некоторых случаях иерархический уровень, на котором работали сотрудники, существенно влиял на их поведение в рабочих группах (Mellers, Ortiz, & Smoot, 2006).

Прямые котировки

Прямые котировки в документах типа APA ограничены. Вместо этого вы должны перефразировать, когда это возможно, чтобы смешать заимствованную информацию с вашим контекстом и голосом. В APA Publication Manual, 7 th Edition отмечается, что автору следует использовать прямые цитаты «при воспроизведении точного определения, когда автор сказал что-то запоминающееся или краткое, или когда вы хотите ответить на точную формулировку». Автор, годы и номер страницы (или идентификатор раздела) всегда связаны с цитируемым материалом в формате повествования или цитирования в скобках.

Пример короткой цитаты

В этом примере используется формат цитирования в тексте в скобках.