Содержание
ИУДЕЯ • Большая российская энциклопедия
Авторы: А. Л. Смышляев
ИУДЕ́Я, Йегуда (евр.), историч. область в Юж. Палестине. Назв. «И.» получила по имени племени Иуды, одного из евр. племён (см. Колена Израилевы), поселившихся на территории Палестины в кон. 2-го тыс. до н. э. После распада в кон. 10 в. до н. э. единого еврейского царства царей Давида и Соломона на территории племени Иуды сложилось Иудейское царство со столицей Иерусалим. После его разгрома Нововавилонской державой Иерусалимский храм и сам Иерусалим в 586 до н. э. (по др. хронологии, в 587) были разрушены.
В 539 до н. э. перс. царь Кир II завоевал Вавилон и издал указ, разрешающий иудеям вернуться в И. и восстановить Иерусалимский храм. Возвращение части иудеев на родину и постройка Второго храма не привели к восстановлению монархии, поскольку персы стремились создать в И. привилегиров. самоуправляющуюся храмовую общину – надёжную опору центр. власти. Окончательно эта община сформировалась в сер. 5 в. до н. э. под рук. приближённых перс. царя Артаксеркса I знатных иудеев Эзры и Неемии. Она была освобождена от царских налогов, получила собств. юрисдикцию и воен. организацию (ополчение). Иерусалим был обнесён оборонительной стеной. Во главе общинного самоуправления стояли первосвященник и должностные лица из жрецов, составлявших около половины полноправного населения, а также глав влиятельных иудейских родов. В экстренных случаях созывалось нар. собрание (кахал). На одном из них был подписан договор, обязывающий иудеев соблюдать субботу, делать приношения в храм и не вступать в смешанные браки. Эти установления были основаны на законах Пятикнижия, объявленного гражд. уложением иудеев. Они способствовали окончательному размежеванию иудеев с близкими к ним по своей религии и культуре самаритянами – потомками евреев, оставшихся на родине после гибели Израильского и Иудейского царств и смешавшихся с переселенцами из Месопотамии.
После вост. похода Александра Македонского И. стала частью его державы, а затем оказалась под властью эллинистич. правителей – сначала Птолемеев (301–200 до н. э.), затем Селевкидов (200–142). В Палестине появились эллинистич. полисы с населением из греков, македонян и эллинизованных сирийцев. В то же время немало иудеев переселились за её пределы, образовав евр. диаспору в эллинистич. мире. И. сохранила полуавтономный статус под рук. наследственного первосвященника и совета старейшин (герусии или синедриона), состоявшего из священников высшего ранга и самых влиятельных представителей светской знати. Крестьяне превратились в полузависимых царских земледельцев, обременённых многочисл. налогами и повинностями в пользу царя, Иерусалимского храма и местных крупных землевладельцев. Высшие жрецы и богатые землевладельцы преуспевали за счёт приобщения к политич. власти, торговле и откупам налогов; они всё больше подвергались эллинизации.
После поражения в войне с Римом (192–188 до н. э.) Селевкиды для укрепления своей власти увеличили налоговый гнёт, ограбили мн. святилища (в т. ч. Иерусалимский храм) и перешли к политике ускоренной эллинизации. Опираясь на эллинизованную иудейскую знать, Антиох IV Эпифан (175–164) попытался превратить Иерусалим в эллинистич. полис, основав в нём гимнасий и разместив гарнизон. В 167 он запретил отправление иудейских обрядов, а Иерусалимский храм превратил в святилище бога Зевса. В ответ вспыхнуло восстание под рук. священника Маттафии из рода Хасмонеев. Оно получило назв. восстания Маккавеев по имени сына Маттафии Иуды Маккавея (Молота), одержавшего первые победы над Селевкидами. В 142 Селевкиды признали независимость И. Нар. собрание в Иерусалиме утвердило младшего сына Маттафии Симона главой народа (этнархом), первосвященником и главнокомандующим (142–134). Пользуясь распадом царства Селевкидов, Хасмонеи стали завоёвывать прилегающие к И. области. При Александре Яннае (103–76) под их властью оказалась вся Палестина, которую отныне стали называть также И. Жители Сев. Галилеи и Идумеи были насильственно обращены в иудаизм. Многих граждан эллинистич. полисов, отказавшихся переходить в иудаизм, изгнали, а их землю отдали для поселения евр. колонистам. Других отказников обложили тяжёлой данью. Став частью эллинистич. мира, Хасмонеи сами подверглись эллинизации. Начиная с Аристобула I (104–103), они принимали титул царя и греч. имена (наряду с иудейскими), завели двор и наёмную армию по эллинистич. образцу, обложили крестьян большими налогами. Всё это вызвало раскол в иудейском обществе. Александру Яннаю пришлось подавлять восстания иудейских крестьян во главе с фарисеями. Его сыновья Аристобул II (67–63) и Гиркан II (63–40) в борьбе за власть развязали гражд. войну и оба обратились за помощью к римлянам.
В 63 до н. э. рим. полководец Гней Помпей захватил И. и уничтожил державу Хасмонеев. Территории, принадлежавшие ранее эллинистич. полисам, были изъяты из её состава и включены в рим. провинцию Сирия, евр. колонисты изгнаны со своих наделов, разрушенные полисы восстановлены. И. утратила выход к Средиземному м. и Заиорданье с важными торговыми путями. Признанный Римом Гиркан II получил титул не царя, а всего лишь этнарха (а также первосвященника), стены Иерусалима и многих хасмонейских крепостей были разрушены, страна обложена налогами и повинностями в пользу Рима. Евреи диаспоры подверглись преследованиям: им препятствовали собирать взносы в пользу Иерусалимского храма, а собранные средства отбирали и присваивали. Ответом на это стала череда нар. восстаний в Иудее.
При Юлии Цезаре, исходя из стратегич. значения И. и её влияния на евреев диаспоры, политика Рима меняется: И. возвратили доступ к Средиземному м. и отторгнутые ранее плодородные земли, она была освобождена от постоя рим. войск, а евреи – от обязательной службы в рим. армии. Права Иерусалимского храма на получение взносов от всех иудеев, где бы они ни проживали, были закреплены особым указом. Иерусалим был снова окружён стенами и стал могучей крепостью. Евреи диаспоры получили ряд привилегий и защиту от преследований. Преемники Цезаря придерживались его политики. В правление Ирода I Великого И., получившая налоговый иммунитет, вновь включала всю Палестину. Иерусалимский храм и сам Иерусалим были перестроены и расширены. В стране развивались гор. жизнь, ремесло и торговля, что сопровождалось усиленной эллинизацией и нарастанием противоречий между евреями и греками, социальными низами и верхами, подданными и властью. После смерти Ирода I в 4 до н. э. вспыхнули восстания, которые пришлось подавлять римлянам. Они разделили владения Ирода между тремя его сыновьями. Собственно И. досталась Архелаю, но в 6 н. э. он, по просьбе своих подданных, был отстранён Августом от власти и отправлен в изгнание, а И. стала рим. провинцией.
Рим. наместники оказались не в состоянии обеспечить длительный мир и порядок в стране, раздираемой религ., социальными и этнич. противоречиями. Римляне даже вернули И. статус зависимого царства во главе с внуком Ирода I Агриппой I (41–44), но после его смерти снова сделали её провинцией. В результате Рим столкнулся с двумя крупными восстаниями в самой И. – Иудейской войной (66–74) и восстанием Бар-Кохбы (132–135), а также мощным восстанием евреев диаспоры (115–117), остановившим рим. экспансию на Востоке. Подавление этих восстаний сопровождалось массовой гибелью евреев, потерей ими своих былых привилегий, разрушением Иерусалима и Иерусалимского храма и исчезновением из офиц. документов самого слова «И.». Со 135 И. стала именоваться Сирия–Палестина.
Энциклопедия иудаизма онлайн на Толдот.ру
Подпишитесь на еженедельный дайджест Толдот.ру!
Авторизуйтесь или просто введите имейл:
Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
Фейсбук
ВКонтакте
Одноклассники
Вотсап
Иудея — это название обширной исторической области в Земле Израиля, полученной в надел самым многочисленным коленом — коленом Йеуды. После разделения еврейского государства на Северное (Израильское) и Южное (Иудейское) царства, Иерусалим и его духовный центр — Иерусалимский Храм — принадлежали Иудейскому царству. Значительную часть Иудеи составляют Иудейская пустыня и Иудейские горы. От названия «Иудея» происходит имя нации: иудеи, жители страны Иудея. На разных языках и в разных транскрипциях житель Иудеи, иудей, называется «юдэ», «джудэ», «джеуд», «жид» и т. д.
Оглавление
Двенадцать колен и наделы Земли Израиля ↓
Образование Иудейского царства ↓
История Иудейского Царства ↓
Иудея между II-м и XX-м вв. нашей эры ↓
Иудея в XX-м веке до Шестидневной войны ↓
Иудея в Государстве Израиль ↓
География Иудеи ↓
Двенадцать колен и наделы Земли Израиля
[↑]
Еще во время странствований по пустыне под предводительством Моше (Моисея), евреи были не толпой, а организованным сообществом. Как 12 сыновей праотца Яакова в свое время спустились в Египет, так потомки этих 12 сыновей — 12 колен Изралевых — начали восхождение в Землю Израиля. У каждого израильского колена было свое место в израильском стане и своя очередь в порядке движения, свой флаг и герб.
Слово «Иудея» впервые появляется в ТаНаХе в 38-й главе книги «Дварим», когда Вс-вышний показывает Моше Землю Израиля: «И всю (землю) Нафтали, и землю Эфраима и Менаше, и всю землю Йеуды». Объясняет Раши, что «всю землю Йеуды» Вс-вышний показал «в ее благоденствии и в ее разрушении, и показал ему (также) царство дома Давидова и их победу».
Когда евреи вошли в Землю Израиля, Йеошуа бин Нун и первосвященник Элазар распределили земли между коленами согласно жребию. В 15 главе книги Йеошуа подробно, с указанием точных границ с четырех сторон света, описывается надел, полученный потомками четвертого сына Яаакова — Йеуды.
Надел колена Йеуды простирался от Мертвого моря до Средиземного и включал Иудейскую пустыню, Иудейские горы — возвышенности возле Иерусалима, т.н. Шфелу (Шфелат-Иеуда, то есть Иудейская низменность), а также значительную часть Негева.
К моменту вхождения евреев в Землю Израиля, на западном берегу реки Иордан располагались несколько городов-государств различных кнаанейских (ханаанских) народов. Позднее (книга Шофтим, 1 глава) потомки Йеуды отвоевали у них Иерусалим, Хеврон, Газу и Ашкелон, и поселились в них. В результате, вся эта территория получила называние Иудеи по имени Йеуды, а жители страны стали называться иудеями.
Образование Иудейского царства
[↑]
При первом еврейском царе Шауле Иудея вошла в состав объединённого Израильского царства. А царь Давид отвоевал и заново отстроил Иерусалим, сделав его столицей большого и сильного еврейского государства и подготовив все для возведения Иерусалимского Храма. Храм же был построен его сыном, царем Соломоном (Шломо), во время наивысшего расцвета еврейского государства.
После смерти царя Шломо еврейское государство распалось на два царства: Иудейское, куда вошли колена Йеуды и Биньямина, и Израильское, со столицей в Самарии (Шомроне), в котором объединились остальные десять колен. Израильские цари никогда не принимали полностью монотеизма Торы, а всегда дополнительно к нему поклонялись языческим божествам.
В Иудейском царстве всю историю правила династия Давида, а в Израильском царстве правящие династии неоднократно менялись в результате переворотов.
После вавилонского пленения поселившиеся в Шомроне самаритяне построили свой собственный храм на горе Гризим — в противовес Иерусалимскому Храму. До сих пор на этом месте, которое община самаритян считает священным, ими приносятся жертвы — так, как они поняли их описание в Торе.
В отличие от Самарии, Иудея — символ приверженности евреев Храму, Единобожию, нашей истории.
История Иудейского Царства
[↑]
На Иудею нападали со всех сторон: амонитяне, моавитяне, филистимляне, самаритяне… В конце концов, войска вавилонского полководца Невузарадана захватили Иерусалим и разрушили Храм. Почти все население Иудеи было угнано в Вавилонию.
После Вавилонского изгнания только потомки Йеуды, Биньямина и Леви возвратились в Землю Израиля — и они отстроили Второй Храм. В эту эпоху колено Йеуды приобрело столь доминирующее значение, что всех сынов Израиля стали называть иудеями (יהודים) — независимо от того, к какому из трех сохранившихся колен они принадлежат.
Иудея в разные периоды была под властью македонян, египтян, ассирийцев, сирийцев… Сирийский император Антиох хотел заставить весь народ эллинизироваться, осквернил Иерусалимский Храм, поставив там статую греческого божества и принеся ему жертву. Но пять братьев из семьи первосвященника Матитьягу бен-Йоханана возглавили восстание против династии Селевкидов. Евреи общими усилиями очистили Храм, построили новый жертвенник и освятили святой Храм. В память о чудесной победе Хасмонеев и о чуде горения масла установлен праздник Ханука. Позже Хасмонеи установили свою династию и около 80 лет правили еврейским народом независимо.
В 68 году до н.э. Иудея перешла под власть Рима и вскоре стала римской провинцией, подчиняясь сменявшимся римским императорам и поставленным ими наместникам.
Когда правителем Иудеи римляне провозгласили славящегося своей жестокостью Ирода, тот с помощью римских легионов завоевал сначала всю территорию Иудеи, кроме Иерусалима, а после пятимесячных боев — и сам Иерусалим. Тысячи людей были убиты, целые кварталы города сожжены и разграблены.
Воцарившись, Ирод всеми силами старался придать Иудее нееврейский облик. Во многих городах Святой Земли были устроены по его приказу языческие капища, амфитеатры и цирки, где гладиаторы сражались насмерть друг с другом и с дикими зверями. В стране с необычайной пышностью отмечались римские праздники. Для укрепления своей власти в Иудее Ирод возвел несколько мощных крепостей, основу Гробницы Патриархов в Хевроне и многое другое.
И наконец, чтобы привлечь на свою сторону евреев, Ирод решил реставрировать святой Иерусалимский Храм, приказав при этом прикрепить над воротами Храма золотого орла — символ Римской империи.
Римские наместники в Иудее сменяли один другого, и каждый будто соревновался в угнетении евреев со своим предшественником. Ненависть евреев к римлянам переросла в восстание при римском императоре Веспасиане — так началось т.н. «Великое (Иудейское) восстание» 66-70-х гг. н.э., Огромное войско под командованием Тита захватило Иерусалим и разрушило Второй Храм.
Захват Иерусалима занял у Тита почти полгода. За этот период погибли свыше миллиона евреев. Около ста тысяч попали в плен и в рабство.
Через 60 лет, в 132 г. н.э., вспыхнуло второе восстание — восстание Бар-Кохбы, которое также было жестоко подавлено в 135 г. Иудейское царство превратилось в пустыню. Земля Израиля была переименована в Палестину, Иерусалим перепахан, и на его месте построен римский город Элия Капитолина.
С этого момента геополитическое понятие «Иудея» перестало существовать вплоть до создания Государства Израиль.
Иудея между II-м и XX-м вв. нашей эры
[↑]
Несмотря на то, что название «Иудея» две тысячи лет отсутствовало на географических картах, в Иудее даже в период изгнания были еврейские населенные пункты, и самые известные из них — это Хеврон и Сусия.
Евреи всегда знали о том, что Иудея — заповеданный Вс-вышним надел, куда однажды Он нас привел и куда рано или поздно нас возвратит. Ведь в Иудее, в Иерусалиме, находится Храмовая гора — самое священное для евреев место. С него, согласно преданию, началось Сотворение мира, здесь Авраам проявил готовность принести в жертву Ицхака, здесь стояли Первый и Второй Храмы, и на их месте будет отстроен и Третий, вокруг которого объединится все человечество, по словам пророка Исайи: «И будет, в последствии дней утвердится гора дома Господня как вершина гор, и возвысится над холмами, и устремятся к ней все народы. И пойдут многие народы, и скажут: “Давайте взойдем на гору Господню, в дом Бога Яакова, чтобы Он научил нас путям Своим и чтобы пошли мы стезями Его … Ибо дом Мой домом молитвы наречется для всех народов”».
В Иудее находится Хеврон. Здесь жили Авраам, Ицхак и Яаков, и здесь, в Пещере Махпела, находится гробница Праотцов и Праматерей еврейского народа, здесь была первая столица царства Давида.
В Иудее, при въезде в Бейт-Лехем, была похоронена праматерь Рахель. Ее могила всегда была местом паломничеств.
После большого перерыва еврейская община в Хевроне была основана в XV-м веке, построены синагоги и бейт-мидраши. В XVII-м веке в Хеврон из Фесы переехал Раби Авраам бар Мордехай Азулай — выдающийся знаток кабалы, раби Шломо Адани, а также группа каббалистов из Цфата.
Иудея в XX-м веке до Шестидневной войны
[↑]
В 1925-м году в Хеврон переехала знаменитая ешива из Слободки под руководством раби Моше-Мордехая бар Цви-Хаима Эпштейна, одного их лидеров поколения, и через три года количество учеников в Хевроне возросло до двухсот. Многие арабы сдавали свои дома в аренду для студентов, и центр Хеврона превратился в еврейский квартал, жизнь которого вращалась вокруг ешивы. раввины.
После резни, организованной в 1929 году арабской толпой, евреи были вынуждены оставить город, и ешива, названная «Хеврон» в память о трагических событиях, унесших жизнь десятков людей, была переведена в Иерусалим, где и процветает поныне. А в 1948 г. пришедшая сюда после Войны за Независимость иорданская власть разрушила все, что оставалось от еврейского квартала в Хевроне.
С развитием сионистского движения, в Палестине, в том числе, и в Иудее, стали появляться новые еврейские поселения.
Поселенческий блок Гуш-Эцион, располагающийся на северном склоне Хевронского нагорья, между Бейт-Лехемом (Вифлеемом) и Хевроном, имеет свою трагическую историю. В начале ХХ века, в период раннего сионистского движения, здесь были основаны четыре поселка. В 1948 г. все они были захвачены и разгромлены нападением арабов, а их жители были убиты. По итогам Войны за Независимость этот район оказался под властью Иордании.
В соответствии с планом ООН, принятом в конце 1947-го года, горы Иудеи и Самарии предназначались для будущего арабского государства. Иерусалим, Бейт-Лехем и их окрестности, также находящиеся к западу от реки Иордан, должны были войти в анклав под управлением ООН.
Однако осуществить эту резолюцию Генеральной Ассамблеи так и не удалось, так как Лига арабских государств и Верховный арабский комитет Палестины отвергли его, настаивая на создании арабского государства на территории всей Палестины.
В результате Войны за Независимость, часть Иудеи и Самария были заняты и в одностороннем порядке аннексированы Трансиорданией (после их аннексии переименована в Иорданию в 1950 году), которая дала им название «Западный берег», чтобы различить его с восточным берегом — её территорией до войны.
Иудейскую пустыню же до 1967 года населяли лишь незначительные группы бедуинов.
Иудея в Государстве Израиль [↑]
В 1967 г. , после Шестидневной войны, Иудея, наряду с Самарией, перешла под контроль израильских властей. Иерусалим стал столицей Израиля, была освобождена Стена Плача.
На плоскогорье Иудеи, а также в ее пустынных районах были основаны еврейские поселения. Одновременно начался процесс перехода бедуинов на верхних уступах Иудейской пустыни к оседлому образу жизни.
Благодаря усилиям поселенческого движения, еврейский квартал Хеврона был частично восстановлен, и его развитие активно продолжается.
После освобождения Иудеи и Самарии в 1967 году были восстановлены еврейские поселения. В настоящее время в 24-х поселениях Гуш-Эцион живет свыше 25 тысяч израильтян, в основном, религиозных.
В современной Иудее вырастают новые города и поселения, в том числе такие, где проживают многие русскоязычные религиозные семьи, как, например, Бейтар Илит, Бейт Шемеш, Кирьят Арба, Маалэ Адумим, Текоа, Гиват Зеев и другие.
Древняя дорога Маале Адумим («Красный подъем») во все времена связывала два знаменитых города — Иерусалим и Иерихон.
Ни южнее, ни севернее этого пути на многие километры нет другого удобного прохода, соединяющего долину Иордана, Иерихон и Мертвое море. Таким образом, Маале Адумим был частью одной из главнейших дорог древности, не утратившей своего значения и сегодня.
Вся Иудея — это огромное количество исторических и археологических памятников.
Однако, ко многим из них у евреев нет доступа, так как по решению ООН большая часть Иудеи, захваченная во время войны за Независимость, была отдана под иорданское управление.
Официально территории Иудеи сейчас считаются «контролируемыми» и «спорными». Власть на них осуществляется гражданской администрацией при командовании военного округа.
После Ословских соглашений 1993 года часть территорий Иудеи и Самарии была передана под управление Палестинской автономии, созданной в результате этих соглашений. Но в иудаизме Иудея по-прежнему остается «сердцем» Земли Израиля, ее центральной частью в духовном плане. Потому многие евреи не приняли передачу территорий Иудеи.
География Иудеи
[↑]
Область расселения колена Йеуды после вхождения двенадцати колен в Землю Израиля — это то, что на современном иврите называется Хевронское нагорье и прилегающие к нему низменности. От Иерусалима на юг на многие десятки километров уходит высокий горный хребет, которые часто называют Иудейскими горами. Их окружают с востока спускающиеся к Мертвому морю холмы Иудейской пустыни, а с запада — предгорья и низменности хевронского нагорья.
Иудейская пустыня — уникальный природный заповедник на западном побережье Мёртвого моря. На протяжении многих веков эти суровые скалы и ущелья привлекали к себе отшельников и повстанцев, прятавшихся в недоступных отдаленных пещерах. Это обстоятельство в сочетании с уникальными природными особенностями (почти полным отсутствием осадков) привели к тому, что в прилегающих к Мертвому морю ущельях сохранились уникальные археологические артефакты. Здесь, в пещерах в районе вади Кумран, были обнаружены сотни древних рукописей и рукописных фрагментов — т. н. «Кумранские свитки».
Уникальная особенность горных меловых пород Иудейских гор состоит в том, что дожди промывают в меловых отложениях многочисленные полости — и, как результат, в Иудейских горах веками текли сотни родников, которые и поили жителей этой плодоносной страны. И Иерусалим, и Хеврон были основаны на родниках — как и все древние города и поселения.
Сегодня эти родники и миквы — самые излюбленные места отдыха и местного туризма. Но сегодня питьевая вода приходит из озера Кинерет, из скважин, из опреснительных установок. И вновь на иудейских горах выросли сады и виноградники, и вновь высажены огромные леса — сбываются предсказания пророков, что многие годы страна будет безжизненна и пуста, и только после возвращения евреев сюда она расцветет заново.
Кто такой еврей? — Иудаизм 101 (JewFAQ)
Уровень: базовый
- В Библии евреев называли евреями или детьми Израиля
- Термины «еврей» и «иудаизм» происходят от колена или царства Иудейского
- «Еврей» теперь относится ко всем физическим и духовным потомкам Иакова
- Человек может быть евреем по рождению или по обращению
- Традиционно статус еврея передается по матери, а не по отцу
☰ Происхождение слов «еврей» и «иудаизм»
Первоначальное название народа, которого мы теперь называем евреями, было евреи. Слово
«Иврит» (на иврите «иври») впервые используется в
Тора описывает Авраама (Быт.
14:13). Слово, по-видимому, происходит от имени Эвер, одного из предков Авраама. Еще одна традиция
учит, что это слово происходит от слова «эйвер», что означает «другая сторона», имея в виду тот факт, что
Авраам пришел с другой стороны Евфрата, или говоря о том, что Авраам был отделен от
другие народы морально и духовно.
Другое имя, используемое для народа, — дети Израиля или израильтяне.
в котором говорится о том, что люди являются потомками Иакова, который был
также называется Израилем.
Слово «еврей» (на иврите «Йехуди») происходит от имени Иуда, которым звали одного из сыновей Иакова.
двенадцать сыновей. Иуда был родоначальником одного из колен Израилевых, которое было названо в его честь. Точно так же
Слово «иудаизм» буквально означает «иудаизм», то есть религия иудеев. Однако в других источниках говорится
что слово «йехудим» означает «люди Б-га», потому что первые три
Еврейские буквы «Йехуда» такие же, как первые три буквы четырехбуквенного Б-га.
имя.
Первоначально термин Иегуди относился конкретно к членам колена Иуды, в отличие от
другие колена Израиля. Однако после смерти царя Соломона
Израильский народ разделился на два царства: Иудейское и
Израильское царство (3 Царств 12; 2 Паралипоменон 10). После этого слово Иегуди можно было правильно использовать.
для описания любого из царства Иудеи, которое включало колена Иуды, Вениамина и Левия, а также
как разрозненные поселения других племен. Наиболее очевидный библейский пример такого использования находится в Есфири 2:5.
где Мардохей упоминается и как Иегуди, и как член колена Вениамина.
В VI веке до н. э. Израильское царство было завоевано Ассирией.
и десять колен были изгнаны из земли (4 Царств 17), остались только те, кто жил в царстве Иудейском.
осталось продолжить наследие Авраама. Эти люди Иудейского царства были широко известны как
себе и другим народам как Yehudim (евреи), и это имя продолжает использоваться сегодня.
В просторечии слово «еврей» используется для обозначения всех физических и духовных потомков
Иакову/Израилю, а также патриархам Аврааму и Исааку и их
жен, а слово «иудаизм» используется для обозначения их убеждений. Технически это использование является неточным, просто
поскольку технически неправильно использовать слово «индеец» для обозначения коренных жителей
Америка. Однако это технически неточное использование распространено как в еврейской общине, так и за ее пределами.
из него, и поэтому используется на этом сайте.
☰ Является ли слово «еврей» оскорбительным?
Некоторые неевреи говорили мне, что они считали слово «еврей» оскорбительным термином, который нельзя использовать, слово на букву «J», например
слово «Н».
Само по себе это слово не является оскорбительным, хотя иногда оно используется как оскорбительное прилагательное (еврей-адвокат; еврей
сволочь) или как глагол (Жид его вниз) или просто вообще выплюнул с видом ненависти. Но на самом деле я знал
кто-то, кто был оскорблен предпочтением еврея, говоря, что последний термин подразумевает «менее еврей» в
точно так же, как розоватое менее розовое, и он обиделся, что люди предпочли быть менее евреем (или, может быть, он был
просто смешно. ..).
Я думаю, что многим евреям больше нравится термин «еврей», особенно когда он исходит от того, кто
не является евреем, и чья причина использования этого слова находится под вопросом. Почему большинство людей в большинстве контекстов
есть ли необходимость идентифицировать кого-то как еврея?
☰ Кто такой еврей?
Традиционно евреем считается любое лицо, чья биологическая мать была еврейкой, или любое лицо, прошедшее через
формальный процесс обращения в иудаизм.
Важно отметить, что быть евреем не имеет ничего общего с тем, во что ты веришь или что ты делаешь. Персона
рожденный от нееврейских родителей, не прошедший формальный процесс обращения, но верящий во все
что ортодоксальные евреи верят и соблюдают все законы и обычаи иудаизма.
все еще нееврей, даже в глазах самых либеральных течений иудаизма,
и человек, рожденный от еврейской матери, которая является атеисткой и никогда не исповедует еврейскую религию, все еще
Еврей, даже в глазах ультраортодоксов. В этом смысле иудаизм больше похож на национальность, чем на
другие религии, а быть евреем — это как гражданство. См. Что такое иудаизм?
Это было установлено с самых ранних дней иудаизма. В Торе вы увидите много ссылок на
«странники, живущие среди вас», или «праведные прозелиты», или «праведные пришельцы». Это различные
классификации неевреев, живших среди евреев, принявших некоторые или все верования и обычаи
иудаизм, не пройдя формального процесса обращения и становления евреями. Как только у человека
обращенный в иудаизм, он не упоминается каким-либо особым термином; он как
такой же еврей, как и любой рожденный евреем.
Хотя все еврейские движения согласны с этими общими принципами,
время от времени возникают споры о том, является ли тот или иной человек евреем. Большинство этих споров относятся к одному из
две категории.
Во-первых, традиционный иудаизм утверждает, что статус еврея передается по матери, независимо от того, кто он.
отец есть. Либеральные движения, с другой стороны, позволяют еврейскому статусу передаваться через мать или
отца, если ребенок идентифицирует себя как еврей. Например, бывший ловец Филлис Майк Либерталь, у которого
Отец-еврей, но предпочитает не называть себя евреем, согласно реформе не будет евреем.
движение, но бывшая женщина-конгрессмен Габриэль Гиффордс, у которой был еврей по отцу и которая приняла еврейскую идентичность
во взрослом возрасте будет считаться евреем. Посмотреть их позицию
здесь). С другой стороны, ребенок А.
Отец-христианин и мать-еврейка, которые публично не называют себя евреями, будут считаться
Еврей согласно ортодоксальному движению, но не согласно движению реформ. Актер Харрисон Форд
подпадал бы под эту категорию: родители его матери были евреями, но он себя особо не считает
принадлежать к какой-либо религии, поэтому православные причислили бы его к миньяну, если бы он показал
на услуги. Дело осложняется еще и тем, что статус этого межконфессионального ребенка
дети тоже под вопросом. Предположим, что женщина родилась от отца-еврея и матери-христианки и была
выросла в реформистской общине, всегда осознавая себя полностью еврейкой. Во взрослом возрасте она хочет
выйти замуж за консервативного мужчину только для того, чтобы узнать, что она должна обратиться, чтобы их дети стали евреями
Консервативные стандарты!
Во-вторых, более традиционные движения не всегда признают законность обращений более
либеральные движения. Более либеральное движение может не следовать процедурам, требуемым более традиционными движениями.
движение, тем самым аннулируя преобразование. Например, Православие требует принятия ига
Тора (обязательство соблюдать еврейский закон в понимании православия), в то время как другие движения не учили бы
те же законы, что и Православие, и может не требовать соблюдения. Консервативное движение требует
обрезание и погружение в микву, что не всегда требуется при реформаторском обращении.
☰ О материнском происхождении
Многие люди спрашивали меня, почему традиционный иудаизм использует матрилинейное происхождение для
определить еврейский статус, когда во всем остальном (племенная принадлежность, жреческая
статус, королевская власть и т. д.) мы используем патрилинейное происхождение.
Тора нигде конкретно не указывает
что следует использовать материнское происхождение; тем не менее, есть несколько пассажей в
Торе, где подразумевается, что ребенок еврейской женщины и
нееврей — это еврей, и несколько других отрывков, где подразумевается, что
ребенок нееврейки и еврея не еврей.
Во Второзаконии 7:1-5, выражая запрет на
смешанный брак, Б-г говорит: «он [т.е.
нееврейского супруга] заставит вашего ребенка отвернуться от Меня, и они
будет поклоняться чужим богам».
супруги-нееврейки. Отсюда делаем вывод, что ребенок
супруг-нееврей мужского пола является евреем (и, следовательно, ему может быть отказано в
иудаизм), но ребенок супруги-нееврейки не является евреем (и
поэтому отвернуться не проблема).
Левит 24:10 говорит о сыне израильтянки и египтянина как
быть «среди общины Израиля» (т. е. евреем).
С другой стороны, в Ездры 10:2-3 евреи, вернувшиеся в Израиль, поклялись положить
кроме своих нееврейских жен и детей, рожденных от этих жен. Они могли
не отложили бы тех детей, если бы эти дети были евреями.
Несколько человек написали мне, спрашивая о царе Давиде: был ли он евреем, учитывая
что одна из его предков женского пола, Руфь, не была еврейкой? Этот вывод основан
на двух ошибочных предпосылках: во-первых, Руфь была еврейкой, и даже если она не была,
это не повлияет на статус Давида как еврея. Рут обратилась в иудаизм раньше
выйти замуж за Вооза и родить Оведа. См. Руфь 1:16, где Руфь заявляет о своем намерении.
для преобразования. После обращения Руфь стала еврейкой, и все ее дети родились
после обращения тоже были евреями. Но даже если бы Руфь не была еврейкой в
время рождения Овида не повлияет на статус царя Давида как еврея,
потому что Руфь является предком отца Давида, а не матери Давида, и
Еврейский статус Давида определяется его матерью.
☰ О Заявлении Агудат ха-Рабоним
В марте 1997 года газета «Агудат ха-Рабоним» опубликовала заявление, в котором говорилось, что
Консервативный и
Реформаторские движения находятся «вне
Торы и вне иудаизма».
широко разрекламированный в то время и широко неправильно понятый, и требует некоторого ответа. Три
особенно заслуживают обсуждения: 1) заявление не оспаривает
еврейский статус реформистских и консервативных евреев; 2) заявление не является
официальное заявление единой православной
мнение; 3) заявление было сделано с целью ввести людей в
еврейской веры, не с намерением исключить их из нее.
Во-первых, в заявлении Агудат ха-Рабоним , а не говорится, что
Евреи-реформисты и консерваторы — не евреи. В их заявлении не говорится
ничего о еврейском статусе. Как поясняется вышеприведенным обсуждением, статус еврея
не имеет ничего общего с тем, во что вы верите; это просто вопрос того, кто твой
родители есть. Реформистские и консервативные евреи — это евреев, так как они
так было всегда, и даже Агудат ха-Рабоним согласились бы с этим.
спор о том, кто еврей, такой же, как был всегда, такой же, как был
обсуждалось выше: признание Реформой отцовской порядочности и обоснованность
обращений, совершенных неортодоксальными раввинами.
Во-вторых, «Агудат ха-Рабоним» не является официальным голосом мейнстрима.
Православие. Их заявление не отражает единой позиции православных
Иудаизм в Америке. Фактически, Совет раввинов Америки (раввинский
филиал Союза Ортодоксальных Еврейских Конгрегаций Америки) немедленно
выступили с решительным заявлением, в котором отмежевались от этой «обидной общественной
заявление, [которое] бросает вызов еврейскому
народность».
Наконец, прежде чем осуждать подобные заявления, следует сделать
попытаться понять позицию тех, кто делает заявление. В соответствии с
Православие, Тора – сердце иудаизма. Все то, что наши люди
вращается вокруг неизменного, вечного, взаимно обязывающего завета между
Б-г и наш народ. Это определение еврейского
веры, согласно православию, и вся еврейская вера измеряется этим
измерительная линейка. Вы можете оспаривать обоснованность критерия, но вы не можете отрицать
что консервативный и реформистский иудаизм не соответствует этому критерию. Реформа
Иудаизм не верит в обязательный характер Торы и консерваторов.
Иудаизм считает, что закон может измениться.
Агудат ха-Рабоним не собиралась отсекать евреев-реформистов и консерваторов.
из своего наследия. Наоборот, их намерением было провести реформу и
Консервативные евреи возвращаются к тому, что они считают единственно истинным иудаизмом.
Заявление призвало евреев-реформистов и консерваторов покинуть свои синагоги и
«присоединяйтесь к православной синагоге, где их тепло примут». я верю
Агудат ха-Рабоним были искренними, хотя и ошибочными, в этом намерении. У меня есть
знал нескольких ортодоксальных и хасидских евреев, которые считали, что если бы не было
Реформистские или консервативные синагоги, все будут православными. Тем не менее, мой собственный
личный опыт общения с евреями-реформистами и консерваторами показывает, что если
если бы таких движений не было, большинство этих людей были бы полностью потеряны для иудаизма,
и это было бы большой трагедией.
Мнение господствующего ортодоксального течения, по-видимому, состоит в том, что еврею лучше
быть реформистом или консерватором, чем вообще не быть евреем. Пока мы бы
безусловно, предпочли бы, чтобы все наши люди признали обязанность соблюдать
неизменный закон (точно так же, как консервативные евреи предпочли бы, чтобы все наши
народ признал право менять закон, а евреи-реформисты предпочли бы
что все наши люди признали право выбирать, что им
заметьте), мы признаем, что, как сказал рабби Кук, «то, что нас объединяет, далеко
больше, чем то, что нас разделяет».
☰ Известные евреи
Когда-то был сайт под названием Jewhoo, на котором был обширный список еврейских
актеры, спортсмены и другие знаменитости. Сайт исчез в 2005 году.
что владельцы сайта устали от большой работы по изучению еврейского
фоном знаменитостей только для того, чтобы обнаружить, что их усилия копируются по всему миру.
Интернет без малейшего подтверждения. Сайта больше нет,
и информация теряется. Подумайте об этом в следующий раз, когда будете кого-то копировать.
чужую работу и настаивайте на том, что вы не причиняете вреда.
В отсутствие Джеву. ..
JINFO имеет выдающуюся коллекцию евреев
которые получили Нобелевскую премию в различных областях или преуспели в различных
академические поля.
Еврей или не еврей, кажется, пытается
заполнить пробел, оставленный отсутствием Jewhoo. В нем перечислены евреи в различных
категорий и ранжирует их еврейство по трем факторам: I (Израиль: еврейство
по истории рождения и принадлежности), O (Оптика: как они выглядят или ведут себя как евреи) и
К (Квелл: как же горды создатели сайта считать этого человека
еврей). В нем много неевреев, которые воспринимаются как евреи, и текст
немного взбалмошно, но они, кажется, проводят исследования, и вы, вероятно, можете понять
из того, что они говорят, считаете ли вы человека евреем.
☒
Кто такой еврей? | Проект плюрализма
Вопрос «Кто такой еврей?» в США сложно. Традиционно еврейская идентичность определялась материнскими религиозными убеждениями. Однако основные еврейские конфессии различаются в том, кого они считают евреем. Более того, новые еврейские движения, такие как «Еврейское возрождение» и «Евреи за Иисуса», расширили и усложнили определение самого иудаизма.
Скачать (PDF)
Открытость американского общества и процесс ассимиляции послужили диверсификации еврейской общины, вплоть до того, что затуманили определение того, кто является евреем. По этой причине трудно подсчитать количество евреев в Америке, так как становится все труднее определить, кого следует считать. В процессе ассимиляции некоторые полностью отрываются от еврейской общины и перестают называть себя евреями. В лучшем случае они могут считать себя «еврейскими по происхождению». Должны ли эти люди считаться евреями, несмотря на их собственные предпочтения?
Смешанные браки, симптом ассимиляции, еще больше усложняют ситуацию. Это явление создало новую категорию для социологов: люди, которые живут в семьях, в которых один из брачных партнеров является евреем. Это значимая категория, поскольку многие нееврейские супруги евреев участвуют в той или иной форме еврейской жизни, хотя и не для обращения в иудаизм. Те, кто обращаются, составляют еще одну категорию: многие назвали бы себя «евреями по выбору». Но их дети создают, пожалуй, самую сложную проблему.
Согласно традиционному еврейскому закону, еврей — это тот, кто родился от матери-еврейки. Таким образом, ребенок еврейской матери и нееврейского отца автоматически считается евреем. Но ребенок от отца-еврея и матери-нееврейки — нет. В 1983 году, в ответ на растущее число таких «полуевреев-неевреев», движение за реформы американского иудаизма решило изменить еврейский закон, чтобы включить детей еврейской матери и еврейского отца в определение того, кто является евреем. . Однако другие ветви американского иудаизма не последовали этому примеру, и проблема только еще больше запуталась.
Ортодоксальные евреи полностью отвергают такое переосмысление еврейского закона. После решения о реформе один ортодоксальный раввин поднял поразительный вопрос: «Будет ли к 2000 году единый еврейский народ?» До Нового времени все евреи были объединены еврейским религиозным законом. В то время как современность принесла большее разнообразие, до 1983 года даже самые либеральные евреи все еще придерживались традиционных стандартов в вопросах брака и личной идентичности. Нарушение этих стандартов казалось традиционалистам угрозой будущему единству еврейского народа.
Более насущной проблемой является растущая враждебность между евреями, вызванная расширением спектра религиозного самовыражения — опять же следствием открытого общества. Вопрос о происхождении по материнской и отцовской линиям является сегодня лишь одной из разделительных линий в американском иудаизме. Другими такими спорными вопросами являются рукоположение женщин в раввины, религиозный статус гомосексуалистов, форма богослужения в синагоге и авторитет еврейского закона. По этим и другим вопросам евреи расходятся во мнениях. С точки зрения их уровня практики и соблюдения, ортодоксальные евреи являются наиболее соблюдающими, с евреями-консерваторами и реконструкционистами в середине, а евреи-реформисты наименее традиционно соблюдают. Тем не менее, у каждого есть сильное и ясно сформулированное обоснование своего собственного образа жизни еврея. Плюрализм внутри еврейской общины стал серьезной проблемой для евреев в Америке.
В последние годы ряд новых движений бросили вызов гегемонии четырех течений или «деноминаций» американского иудаизма. Наиболее значительным, пожалуй, является движение, известное как «Еврейское возрождение», воплощающее еврейскую духовность в жизнь в более широкой культурной среде того, что некоторые называют «Новой эрой». Еще одна более маргинальная группа — это движение за гуманистический иудаизм, сочетающее раннее еврейское универсалистское видение с принципиальным атеизмом и светским иудаизмом. Самая спорная новая группа состоит из мессианских евреев, также известных как евреи Иисуса. Другие евреи считают этих людей христианами-миссионерами и, следовательно, неевреями по выбору религии. Однако сами евреи за Иисуса настаивают на том, что они евреи по происхождению и культуре, а по вере христиане.