Горная марий эл: Яндекс Карты — подробная карта мира

Горные марийцы — происхождение народа, где и как живут, фото

Горные марийцы являются представителями Республики Марий Эл. Этот народ имеет собственные уникальные черты, выделяющие его на фоне остальных марийцев.

Где живут (Территория)

Горные марийцы ранее проживали на территории Суры и правом берегу Волги. Сейчас основная часть сосредоточена в горном марийском районе Республики Марий Эл. Небольшая часть расселилась в Кировской и Нижегородской областях.

Численность

В общей сложности насчитывается 135 тысяч (приблизительная оценка) горных марийцев. Данные опираются на Всероссийскую перепись населения, в ходе которой опрашиваемые четко идентифицировали себя как горные марийцы, что является характерной чертой этнической группы. Народное самосознание и отличный от других марийцев менталитет вызваны особенностями истории, хотя во многом данная группа и, собственно, марийцы схожи.

Язык

Горные марийцы говорят на горном наречии марийского языка, имеющем множество диалектов. Главным образом, выделяются горное и лесное наречия, которые знакомы многим мари. Исследования горно-марийского языка начались еще в 18 веке. Его связывают с финно-угорскими языками, при этом подчеркивая своеобразие. Большинство горных марийцев знает русский.

История

Первые люди поселились в горно-марийском районе примерно 30 тысяч лет назад. Первобытный строй постепенно переходил к новому, и в 10 веке нашей эры марийцы успешно развивали торговлю. Близость к волжскому торговому пути способствовала налаживанию отношений с булгарами, оказывающими не только экономическое, но и политическое влияние на марийцев. Расселение народа происходило ближе к 11 веку. Этот период ознаменовал разделение на луговую и горную группы. В 13 веке горная часть марийцев стала испытывать сильное влияние Московского княжества, тогда как луговые марийцы все сильнее зависели от Казанского ханства. Окончательное формирование двух групп завершилось в 16 веке. В советские годы в республике Марий Эл стало появляться много колхозов, развивались мануфактуры, велось строительство заводов и швейных фабрик. Это определило дальнейшую жизнь людей.

Жизнь

Занятия

Горные марийцы, как и их собратья, традиционно занимались земледелием. Уклад сохранялся даже в 19 веке. Русские соседи постепенно переходили к развитию промышленности, но марийцы и горные марийцы не спешили брать с них пример. Скотоводство и разведение лошадей оставались наиболее важными занятиями вплоть до промышленного бума. Это обусловило наличие большего числа голов скота, чем у русского населения.
Население занималось бортничеством, производством древесной смолы, мочалок. В середине 18 века активно заготавливали циновки, продавая их в соседние поселения. Среди горных марийцев были хорошие садоводы, рыболовы. Наиболее востребованной садоводческой продукцией являлись яблоки. С прошлых времен сохранились экономические и торговые отношения с Казанью — туда отправляют большие партии яблок, а раньше татары сами приезжали за ними, чтобы брать фрукты «прямо с деревьев». Деревообработкой занимались на протяжении последних 100 лет. Именно поэтому горные марийцы выделывают отличные доски для бочек и хорошо гнут полозья. В горно-марийском районе заготавливается плетеная мебель из черемухи.
Со второй половины 19 века ведется активное сплавление заготавливаемого леса, что позволило развиваться древообрабатывающей промышленности. Также это поспособствовало налаживанию застройки.

Жилище

До наших дней сохранились древние постройки, в которых жили горные марийцы. В целом жилье луговых и горных групп имеет сходные черты. Жилище называется кудо и представляет собой строение из сруба с крышей двухскатного типа. В центре помещения устанавливается открытый очаг. Горные марийцы могли сделать дверь в боковой стене, а вот луговые и восточные всегда делали проход в торцевой. Трапезный стол ставили в дальнем углу, подальше от посторонних глаз прятали ритуальную утварь. Обычно она хранилась в отдельном помещении.
Отличительной особенностью горно-марийского народа является плодовый сад. Он значительно больше, чем у луговых марийцев. А у приверженцев язычества еще и есть маленькие рощи для молений. В двухэтажных амбарах хранят муку, зерно и другие продовольственные товары. Часть употребляют в пищу сами, а остальное продают. Существуют и другие особенности жилья, которые следует выделить отдельно:

  1. Использование жилищ-кухонь.
  2. Южнорусская планировка, при которой печь обращается устьем к входной двери и примыкает к глухой стене.
  3. Наличие кухонной перегородки.
  4. Украшение резьбой в поволжском стиле (наиболее характерно для Васильсурска).

Современное жилище более тривиально. Горные марийцы сохраняют любовь к декоративному убранству, стараясь украшать помещения этнической вышивкой, архитектурными элементами. Нагляднее всего это видно на примере палисадника, забора и ворот. Украшают и современные кирпичные дома, пользуясь орнаментом. Горные марийцы освоили роспись по сухой штукатурке, владеют техникой украшения проемов окон.

Культура

Марийцы в совершенстве овладели резьбой по дереву. У горных и луговых представителей культура резьбы насчитывает многовековой опыт. Изделия из дерева заказывают по всей стране и за ее пределами. Марийцы искусно отражают на черпаках, ковшах и посуде зверей, птиц, изысканный орнамент. Узоры научились не только вырезать, но и выжигать. Прежде всего это касается металлических украшений. Основными мотивами остаются растительность и зооморфия. Орнамент вышивки сочетает красный, черный и синий цвета.
Марийцы хорошо освоили музыкальные инструменты, играют на гуслях, барабанах, волынках, свирели. С начала 20 века активно идет развитие гармоники. Невероятно богат фольклор горных марийцев. Он нашел отражение в песнях, сказаниях, танцах.
Мари Эл уже признана республикой с уникальной культурой, о которой знают даже в Европе. Именно здесь устраивают финно-угорские театральные спектакли, фестиваль национальных республик, а также фестиваль оперного и балетного искусства. В регионе насчитывается множество музыкальных школ, студий, ремесленных домов.

Религия

Большинство горных мари являются верующими. Горно-марийский народ стал активно приобщаться к православию в 17 веке, повсюду строились церкви, росло число христиан.

Внешность

Одежда

Горные марийцы носят рубахи с вырезом на груди в центре. Вырез скрепляют с помощью завязок. Раньше мари носили очень длинные рубахи, сейчас они стали более кроткими.
Горные и луговые марийцы носят штаны ялаш, имеющие узкий шаг. На зиму штаны шьют из полусукна, а в летнее время основной материал — холст. На праздник надевают штаны темной расцветки. Зачастую бархатные.
На поясе мари носят табак, ножи, кошелек. Раньше популярным было огниво. Пояс может быть сшит из шелка, шерсти, конопли. Особый шик — кожаный пояс, украшенный серебряными монетами.
В качестве верхней одежды мужчины надевали кафтан. В зависимости от сезона он мог быть борчатым или туникообразным. Горные марийцы предпочитали именно кафтан-борчатку, ведь он был более теплым. В период холодов необходимостью становилась шуба, а в межсезонье надевали кафтан из черного сукна. Комплексно женский народный костюм мари схож с мужским. Главным отличием было разнообразие украшений и пестрость. Разрез могли делать в центре или с правой стороны. Орнамент изображал животных, человека, геометрические фигуры. Ранее считалось, что орнамент защищал обладателя одежды от злых духов. Горные марийки предпочитали сдержанные цвета орнамента, а впоследствии конопляный холст вовсе оказался вытеснен фабричной ниткой, что сделало узоры скудными. Сейчас в широком доступе покупные ткани, что позволяет вволю проявить фантазию.
Мари пользовались разными головными уборами в зависимости от статуса и возраста. Замужняя девушка должна была носить шимакш, который относился к каркасным головным уборам. В большей степени шимакш похож на колпачок, причем у женщин он непременно украшался красочной вышивкой. Распространение нашли платки, полотенцеобразный шарпан, шапки. Обувью служили лапти, валенки, до сих пор изготавливают особый праздничный вид — суконные онучи.

Еда

Пища у горных марийцев простая во всех смыслах.

  • Лашка;
  • Вареники с мясом или творогом;
  • Колбаса вареная;
  • Колбаса кровяная;
  • Колбаса каз из конины;
  • Лепешки отварные.

Суп с клецками, он же лашка, наиболее популярен, однако туристы предпочитают более экзотические блюда. Мари могут удивить гурманов мясом ястреба, гадюки, ежа, белки. Спросом пользуются и мучные блюда, причем муку делают на основе семени конопли. Горные мари до сих пор готовят мясо на морозе и угощают всех желающих во время зимних праздников. Еду традиционно разделяют на домашнюю и жертвенную. Жертвенной едой считается утка и гусь — исключительно их кости. Кровь служит основой для приготовления котлет. Вместе с ними едят крупы.

Видео

Побывать в Марий Эл, Горномарийский район

Горномарийский район расположен на юго-западе республики. Большая часть района находится на правобережье Волги (на «Горной стороне»), и часть — на левобережье Волги и Ветлуги.

На Горной стороне функционируют заказники «Васильсурские дубравы» и «Емешевский». Памятники природы: Нагорная дубрава, Кедровая роща, гора Аламнер.

Горная сторона представляет собой возвышенную неровную и холмистую местность, изрезанную малыми реками, впадающими в Волгу.

Местность, благодаря высокому подъёму и значительной изрезанности, имеет живописный вид, особенно побережье Волги, имеющее иногда очень крутой и глубокий спуск к реке. За это правобережье называют Малыми Жигулями. За обилие фруктовых садов — Марийским Крымом.

Волжские просторы (при желании можно прокатиться на пароме туда и обратно на левый берег в течение 1 часа), могучий 600-летний дуб, святые источники, бескрайние овощные поля, православные храмы, национальная кухня оставят неизгладимые впечатления у гостей района!

Краеведческий музей им. Н.В. Игнатьева в д. Чаломкино, Парк семейного счастья в селе Еласы, где можно за короткое время научиться игре на марийских гуслях. Дом ремёсел с богатейшим фондом старинных вещей и утвари в с. Еласы, где можно наткать себе пояс судьбы, историко-культурные места, связанные с легендарным героем Акпарсом, археологические памятники — всё это ждёт туристов.

Не оставят никого равнодушным сурки-байбаки, обитающие в «Емешевском заказнике».

На Межрегиональном национальном празднике «Пеледыш айо», который проходит ежегодно на живописной Певческой поляне, можно слиться с многочисленным хором и спеть Гимн России, познакомиться с культурой и обычаями горных мари.

Краткая историческая справка

История Горномарийского края начинается с глубокой древности. Об этом свидетельствуют останки крупных животных эпохи каменного века, найденные у д. Юнго-Кушерга. На месте раскопок обустроен вигвам древнего человека.

Марийские племена в этих местах заселились к середине I тыс. н.э. К XI веку марийцев различали как горных и луговых. В 1551 году Горная сторона присоединилась к Русскому государству.

Коренные жители — горные марийцы. 242 населённых пункта, в которых проживает всего 27 423 человек.

Горные марийцы имеют свой государственный язык, национальный костюм, традиции и обычаи.

Административный центр — город Козьмодемьянск.

Официальная дата образования Горномарийского района — 15 января 1921 года.

События, праздники и мероприятия, проводимые на территории Горномарийского района

Горный край славится своими песенными традициями. И одна из прекрасных традиций – это конкурс горномарийской эстрадной песни «Мыры» («Песня»). Он стал самым престижным как для исполнителей, так и для композиторов, поэтов. «Мыры» – самый любимый, долгожданный праздник, который проходит в предпоследнюю субботу декабря. Место проведения: ЦНК им. Я. Эшпая г. Козьмодемьянска.

Горный край каждый год в июне радушно встречает гостей межрегионального певческого праздника «Пеледӹш айо» («Праздник цветов»). Каждый год Певческая поляна расцветает от обилия нарядных, колоритных национальных костюмов. На празднике встречает гостей «Город мастеров» выставкой-ярмаркой декоративно-прикладного искусства, проходят конкурсы «Сельское подворье», горномарийской народной песни «Мыры — халыкын шӱмжӹ» («Песня — душа народа»). Работают «Семейный дворик», «Эстрадная» и «Малая» сцены; на спортивной площадке проходят различные состязания, народные игры, забавы. Место проведения — деревня Сиухино.

В конце июля ежегодно на живописном берегу речушки Пингель около деревни Пернянгаши проводится авто-мотокросс для любителей гонок.

Отличный вид семейного отдыха — авиамоделизм, который ежегодно проходит в мае на берегу р. Юнги около села Пертнуры.

Как добраться

Расстояние от г. Йошкар-Олы до райцентра: через р. Волга — 117 км. Работает паром.

Через г. Чебоксары — 190 км. Расстояние от г. Чебоксары до г. Козьмодемьянска — 75 км.

Достопримечательности Горномарийского района

Актушевский межевой столб 19 века

Гора Аламнер

Горномарийский дом ремёсел

Городище Красногорка

Дуб Акпарса (Вековой дуб Степана Разина)

Еласовский парк семейного счастья

Емешевский заказник

Иоаннова гора

Камень Акпарса

Картуковский могильник 16 – начала 18 веков

Краеведческий музей им. Н.В. Игнатьева

Линия обороны

Место захоронения Акпарса

Музей художника Сергея Алдушкина «Ши Йыл»

Озеро Карасьяр

Озеро Нужъяр

Орла нер (Гора Степана Разина)

Ось Земли горномарийской

Памятник князю Акпарсу

Пепкинский курган

Сиухинское I городище эпохи Средневековья

Республика Марий Эл, Россия Путеводитель

История Марий Эл

Финно-угорские племена населяли современную территорию западной, северной и центральной России с доисторических времен. Археологические памятники, относящиеся к первому тысячелетию до н.э. сохранились на территории Марий Эл.

В связи с тем, что марийская письменность (тиштэ) использовалась только для записи экономической информации, а татарские письменные источники были уничтожены, почти все письменные сведения по истории Среднего Поволжья имеются на русском языке.

Предки марийцев в V-VIII вв. связаны с готами, а затем с хазарами, государством Волжской Булгарии, находившимся на территории нынешнего Татарстана и разрушенным монголами во главе с Батыем в 1236 г.

Еще исторические факты…

С IX века марийцы имели контакты со славянским народом Киевской Руси, который двигался на восток и проживал в городах Ростове, Галиче, Ярославле, Суздале, Владимире и Нижнем Новгороде. Эти города были построены на землях западных марийцев, принявших христианство и ассимилировавшихся со славянами. Марийцы, отказавшиеся принять христианство, двинулись дальше на восток. Черемисы (прежнее название марийцев) впервые упоминаются в 10 веке.

В 13-15 веках территория, населенная марийцами, входила в состав Золотой Орды, а затем Казанского ханства. В 16 веке местность стала местом противостояния Русского государства и Казанского ханства. В 1551 году территория горных марийцев (на правом берегу Волги) перешла под контроль Москвы. В 1552 году Русское государство захватило Казань, и Хазарское ханство прекратило свое существование. Низинные марийцы тоже стали платить дань Москве.

Однако вхождение в состав Русского государства не было мирным и вылилось в так называемые Черемисские войны, длившиеся около 30 лет. Войны закончились строительством городов-крепостей с военными гарнизонами (Козьмодемьянск — в 1583 г., Царевококшайск (нынешний Йошкар-Ола) — в 1584 г., Яранск и Санчурск).

Насильственное обращение в христианство стало причиной того, что многие марийцы покинули свои деревни и ушли в леса. В царствование Петра Великого марийцы стали служить в русской армии. В это же время началось исследование этой территории, были созданы первые документы о марийском языке.

Марийцы жили в тяжелых условиях и в 1775 году присоединились к пугачевскому восстанию. В 1872 году в Казани было открыто педагогическое училище, что способствовало национальному возрождению марийцев. Накануне революционных событий 1917 марийцы не имели автономии и жили в Казанской, Вятской, Нижегородской, Уфимской и Екатеринбургской губерниях.

4 ноября 1920 года была образована Марийская автономная область. В 1920-е годы сложились два равноправных варианта литературного языка: равнинный и высокогорный марийский языки. Эти годы были отмечены бурным развитием национальной культуры. Однако в 1930-е годы, когда начались массовые репрессии, этот процесс замедлился. Марийское население стало меньшинством в республике, а марийский язык был заменен русским. 5, 19 декабря36 марта Марийская автономная область была преобразована в Марийскую АССР.

В годы Великой Отечественной войны в Советскую армию было призвано более 130 тысяч человек. Вернулось всего около 56 тысяч человек. В это время из Москвы, Ленинграда, Одессы и других городов в Марий Эл был переведен ряд промышленных предприятий.

В послевоенный период были открыты новые крупные предприятия машиностроения и инструментального производства. В 1972 году был открыт первый вуз в республике — Марийский государственный университет.

9 декабря 1992 года она стала Республикой Марий Эл. Название образовано от этнического названия коренного населения «марий» (означает «мужчина, муж») и «эль» (означает «страна, край»).

В 2000-е годы в Йошкар-Оле было построено и реконструировано множество объектов культуры (Царевококшайский кремль, набережная, Архангельская слобода, бульвар Сергея Чавайна, бульвар Победы и др.).

Республика Марий Эл природа

Речка в Марий Эл

Автор: Грачев Алексей

Река Волга в Республике Марий Эл

Автор: Грачев Алексей

Зима в Марий Эл

Автор: Грачев Алексей 90 005

Марий Эл особенности

Марий Эл находится в г. восток Восточно-Европейской равнины, в среднем течении р. Волги. Большая часть территории республики расположена на левом берегу Волги. Горномарийский район расположен на правом берегу.

Климат умеренно-континентальный с продолжительной холодной зимой и теплым летом. Средняя температура летом около плюс 18-20 градусов тепла, зимой — около минус 18-19 градусов тепла.

Основные природные ресурсы: торф, глина, строительный камень, известняк, стекло, силикатные пески, минеральные источники. Марий Эл богат озерами и хвойными лесами. Основными отраслями промышленности являются машиностроение и металлообработка, лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, легкая и пищевая промышленность. Сельское хозяйство представлено мясо-молочным производством, овцеводством, козоводством и свиноводством, птицеводством. Из таких культур выращивают ячмень, овес, рожь, пшеницу и овощи.

Йошкар-Ола, с населением около 265 000 человек, является крупнейшим городом области. Также есть два города: Волжский (54,6 тыс. ) и Козьмодемьянск (20,5 тыс.). Национальный состав по переписи 2010 года: русские (45,1%), марийцы (41,8%), татары (5,5%).

На сегодняшний день в Республике Марий Эл проживает лишь около 320 000 марийцев из 670 000 населения. Национальная культура Марийского края богата и разнообразна. Марий Эл связан культурными и экономическими связями с другими финно-угорскими народами Венгрии, Финляндии и стран Балтии.

Транспортная сеть республики представлена ​​всеми видами транспорта: речным (реки Волга и Ветлуга с причалами в Звенигово, Волжске, Козьмодемьянске, Юрино, Кокшайске), воздушным (аэропорт в Йошкар-Оле, откуда выполняются рейсы в Москву) , ж/д (регулярные поезда до Москвы), автодороги до Казани и Чебоксар.

Достопримечательности Марий Эл

Республика Марий Эл – один из самых экологически чистых регионов европейской части России. Здесь много красивых чистых озер, рек и лесов. Это популярное место среди путешественников и туристов, которые любят природу.

Волга, самая длинная река Европы, протекает на протяжении 155 километров по территории Марий Эл. На его берегах стоит Козьмодемьянск, один из старейших городов на территории республики. Козьмодемьянский музейный комплекс включает:

  • Историко-художественный музей им. А.В. Григорьев;
  • Этнографический музей под открытым небом — выставка, рассказывающая о быте и культуре горных марийцев;
  • Музей Остапа Бендера – инсталляции и предметы быта, так или иначе связанные с событиями романов Ильфа и Петрова «12 стульев» и «Золотой теленок»;
  • Музей купеческого быта — интерьер (мебель, предметы быта) купеческого дома.

На берегу Волги также можно найти знаменитый Шереметевский замок (1874-1915). Этот дворцово-парковый ансамбль, памятник архитектуры федерального значения, расположен в поселке Юрино.

Многочисленные озера являются одним из основных природных богатств Республики Марий Эл. Многие из них окружены лесами и очень живописны. На их берегах расположены туристический парк, спортивные лагеря, дома отдыха, санатории. Заповедник Большая Кокшага известен своими девственными лесами и дикой природой.

Национальный парк «Марий Чодра» , расположенный на Кленовой горе, в долине реки Илеть, представляет собой интересный природный комплекс, предлагающий различные возможности для катания на лодках, рыбалки, верховой езды и сбора грибов.

На его территории находятся санаторий «Кленовая гора», такие популярные у туристов места, как источник Зеленый Ключ, озера Яльчик, Машинер, Глухое, Конанер, реки Илеть, Юшут, Пеялка. Здесь же находится самый старый дуб в республике, известный как Дуб Пугачева. По легенде, Е.И. Пугачев со своими войсками провел ночь в его тени.

Туры с оздоровительной деятельностью включают водные маршруты по рекам Малая и Большая Кокшага, Большой Кундыш, Илеть, Немда, Волга; пешие и конные прогулки в юго-западной, южной и северо-восточной частях республики; катание на велосипеде и лыжах по всему региону. Также популярны паломнические туры по святым местам (монастырям, церквям, священным источникам) и культовым рощам.

Марий Эл | Республика, Россия

Марий Эл , также пишется Марий-Эл , республика в составе России, в бассейне средней реки Волги.

Простираясь на север от левого берега Волги и дренируемая ее притоками Ветлугой, Большой и Малой Кокшагой и Илетью, республика представляет собой ровную, часто заболоченную равнину, полого повышающуюся к востоку, где она сливается с низкие Вятские холмы. Зимы длинные и холодные в резко континентальном климате со средней температурой января 9 ° F (-13 ° C), а вторжение арктического воздуха часто приводит к тому, что показания температуры составляют всего -44 ° F (-42 ° C). . Лето мягкое, средняя температура июля составляет 68 ° F (20 ° C). Осадков больше всего летом и обычно колеблется от 18 до 20 дюймов (от 450 до 500 мм) в год. Леса, в основном еловые, березовые и сосновые, занимают около половины поверхности. Пойменные луга окаймляют Волгу и другие реки, подверженные ежегодному весеннему половодью. Преобладают подзолистые почвы, за исключением многочисленных торфяников, болот и заболоченных лесов, разбросанных по валунно-глинистой (тилловой) равнине.

Марийцы — финно-угорский народ, родственный удмуртам и мордвинам, колонизированный русскими в 16 веке. Впервые Мари была образована как советская автономная область (район) в 1920 году и стала Марийской АССР в 1936 году. После распада Советского Союза в 1991 году она стала республикой Марий Эл, входящей в состав Российской Федерации. Население, преимущественно русское и марийское с вкраплениями представителей других национальностей, составляет около двух третей городского населения. Крупные города: Йошкар-Ола (столица), Волжск, Козьмодемьянск.

Производство электрических инструментов и машин, холодильного оборудования, станков и другого оборудования является основным видом экономической деятельности, наряду с рубкой и обработкой древесины. Древесина, сплавляемая по рекам на лесопилки, расположенные вдоль железной дороги в Йошкар-Олу и в города ниже по течению Волги, перерабатывается в сборные дома в Красногорском, в мебель в Йошкар-Оле, в бумагу и целлюлозу в Волжске. Лесохимическая промышленность производит скипидар и спирт. Другими отраслями промышленности являются производство стекла и одежды, пищевая промышленность сосредоточена в Йошкар-Оле.

Пахотные земли составляют около 30 процентов от общей площади земель и расположены в основном вдоль Волги и в северо-восточной части Вятской возвышенности. Большая часть этой площади отдана под зерновые (рожь, овес, яровая пшеница, ячмень, гречиха, кукуруза [кукуруза] на силос). Другие культуры включают лен, картофель и другие овощи. Крупный рогатый скот разводят на мясо и молоко, а также держат овец, коз и свиней. Автодороги соединяют Йошкар-Олу с Оршанкой и Яранском в Кировской области и с Сернуром и Козьмодемьянском в республике. Единственная железная дорога – ветка, проходящая через Йошкар-Олу.