Содержание
В 2023 году для выявления источников загрязнения воздуха в г. Алматы будут дополнительно установлены 500 датчиков
12
Декабрь
2022, 16:58
На расширенном заседании Правительства под председательством Главы государства Касым-Жомарта Токаева аким г. Алматы Ерболат Досаев доложил о текущем развитии мегаполиса.
По словам Е. Досаева, на сегодня полностью восстановлена разрушенная в ходе «январских» событий инфраструктура, экономика города вышла на траекторию устойчивого роста, значительно повышен уровень общественной безопасности.
«Возмещен ущерб 1640 пострадавшим предприятиям в сумме 16,2 млрд тг, 95% из которых получили выплаты до 1 июня т.г. Компенсирован имущественный ущерб всем физическим лицам на сумму 613,5 млн тг», — информировал Е. Досаев.
Для обеспечения безопасности жителей Алматы в местах массового скопления до конца т. г. будет завершена установка 3050 видеокамер. В целом, на обеспечение безопасности горожан в т.г. дополнительно выделено 16,8 млрд тг. Продолжается восстановление здания акимата города со сроком завершения – 2-й квартал 2023 года, начато строительство современного медиацентра на месте разрушенного здания телеканала Qazaqstan с завершением до конца 2023 года.
Для дальнейшего улучшения качества жизни жителей Алматы и решения системных вопросов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур в сентябре т.г. утверждена «Программа развития города Алматы до 2025 года и среднесрочные перспективы до 2030 года».
«Благодаря Вашей активной поддержке и предпринятым акиматом города мерам краткосрочный экономический индикатор за 11 месяцев т.г. ускорился до 6,2%, обеспечив лидирующую позицию среди регионов. Драйвером роста стала обрабатывающая промышленность, которая по темпам роста занимает 1-е место по стране», — сообщил Е. Досаев.
По словам акима г. Алматы, высокий уровень инвестиционной активности поддержан ростом частных инвестиций на 16%. За 11 месяцев т.г. всего привлечено более 1,2 трлн тг инвестиций. С начала т.г. количество активно действующих субъектов МСБ выросло на 38,5% (до 285,6 тыс.).
«Поддержка 2,1 тыс. проектов МСБ (94 млрд тг) способствовала созданию 55,7 тыс. рабочих мест, из них 70% постоянных. Это позволило снизить уровень безработицы до 5%. Вышеуказанные меры, по нашим прогнозам, обеспечат рост экономики Алматы до 5% в 2022 году. В 2023 году основной задачей акимата будет обеспечение устойчивого роста экономики в соответствии с Программой развития г. Алматы. При этом акцент будет сделан на развитие высокотехнологичных и «чистых» производств, туризма, IT-сектора и креативных индустрий», — пояснил Е. Досаев.
Для дальнейшей диверсификации экономики города было поддержано расширение территории ИЗА на 189 га. Запланирован запуск 7 малых промышленных парков, создание венчурного фонда креативных индустрий, финансирование порядка 2,6 тыс. проектов в приоритетных направлениях на сумму 40 млрд тг. В целом будет привлечено 1,5 трлн тг инвестиций. Благодаря этому рост экономики города Алматы составит 4,4% в 2023 году.
Стоит отметить, что качественное развитие человеческого капитала является приоритетным в работе акимата города. Особое внимание уделяется сфере образования. На 1 декабря т.г. в Алматы введено 16 школ и пристроек на 13,5 тыс. мест, до конца года – еще 5 объектов на 4570 ученических мест (3 школы, 2 пристройки).
Для ликвидации «хронического» дефицита ученических мест в рамках реализации Национального проекта «Комфортная школа» в Алматы будет начато строительство 22 школ на 37 100 ученических мест.
Необходимые средства в сумме 11 млрд тг по выкупу земельных участков и подключению к инфраструктуре предусмотрены в утвержденном бюджете города на 2023-2025 гг.
По проекту «1000 школ» в течение 2023-2025 гг. за счет МБ будет введено в эксплуатацию 36 школ на 27 150 ученических мест. Это позволит в целом до конца 2025 года снизить дефицит ученических мест до «управляемого» уровня.
В 2023 году будет запущен пилотный проект «Школьный автобус» с охватом более 7700 детей из 29 школ.
«С нового учебного года мы начали проект обеспечения бесплатным горячим питанием учащихся 1-4-х классов, а также детей категории СУСН. Охват составляет 133 тыс. детей – почти 45% от общего количества учащихся. Во исполнение Вашего поручения в 2023 году будет внедрена во всех 212 школах мегаполиса комплексная система безопасности с «тревожными кнопками», пропускной системой и видеокамерами», — пояснил Е. Досаев.
В рамках улучшения системы здравоохранения в 2022 году проведено оснащение медицинских организаций оборудованием на 16,4 млрд тг, на стадии завершения 4 объекта ПМСП, а также разработана проектная документация 7 объектов.
«В 2023 г. планируется подготовка проектов модернизации 10 многопрофильных больниц, строительство 4 СВА, а также проектирование 6 новых поликлиник и 3 СВА. Данные объекты будут реализованы с учетом разрабатываемого единого стандарта ПМСП города Алматы. В целом, на повышение доступности и качества медицинских услуг предусмотрено 31,5 млрд тг в 2023 г», — сообщил Е. Досаев.
Программа развития г. Алматы ставит приоритет по развитию общественного транспорта с учетом обновления автобусного парка и его экологизации. В т.г. запущено 2 станции метро, закуплено 550 новых автобусов и троллейбусов. Завершена пробивка 2 магистральных улиц, построено 25 км новых дорог, произведен средний ремонт 200 км дорог.
Так, в 2023 году в рамках развития транспортной инфраструктуры будет закуплено 300 новых газовых автобусов и 100 троллейбусов и установлено 80 остановок. Будет проведен средний ремонт 200 км дорог, обустройство 30 км тротуаров, а также завершение 2 транспортных развязок. В результате доля дорог в хорошем и удовлетворительном состоянии достигнет 89% к концу следующего года. Для обеспечения связанности между районами города будет разработан мастер-план развития транспортного каркаса города Алматы до 2040 года с учетом развития Алматинской агломерации.
«На сегодня в ряде районов города отсутствует система центрального водоснабжения и водоотведения. За 11 месяцев т.г. построено 203,9 км сетей водоснабжения и канализации. В 2023 году будет завершено строительство водозабора на реке Каргалы и корректировка ПСД по водозабору «Ерменсай», продолжено строительство водозабора на реке Аксай. Ввод данных объектов позволит обеспечить 170 тыс. жителей города качественным водоснабжением. Кроме того, будут построены 217 км новых сетей водоснабжения и водоотведения с охватом порядка 170 тыс. жителей. Также будет завершено строительство 2 подстанций «Алмагуль», «Туздыбастау» и сетей электроснабжения с охватом 540 тыс. потребителей», — проинформировал Е. Досаев.
В целях обеспечения теплом 450 тыс. потребителей в 2023 году будет завершена реконструкция 2 котельных «Южная районная котельная» и «Премьера». При этом для снижения износа объем реконструкции теплосетей увеличится в 3 раза до 15 км в предстоящем году. Для существенного снижения износа инженерных сетей начиная с 2023 года поэтапно в течение трех лет будет внедрена новая тарифная политика «Тариф в обмен на инвестиции» в целях повышения качества оказания коммунальных услуг.
Аким мегаполиса остановился на важной для всех регионов проблеме. Сегодня Алматы сталкивается с превышением нагрузки на инженерные сети из-за системных ошибок в проектировании и строительстве.
В рамках улучшения рейтинга Казахстана в Doing business с 2016 года был отменен этап согласования проектов, что привело к разбалансировке системы инженерных сетей. На сегодня это является серьезной проблемой не только города Алматы, а также других регионов.
Для выхода из ситуации предлагается возобновить этап согласования проектных решений по подключению к инженерным сетям.
Кроме того, в рамках реализации поручений по возвращению Алматы статуса «Города-сада» за 11 месяцев т.г. высажено 335 тыс. деревьев и создано 5 новых парковых зон. На 2023 г. запланировано 320 тыс. деревьев, а также предусмотрена реконструкция и строительство 8 парков, проектирование 13 общественных пространств.
При этом на сегодня в Алматы менее 30% зелёных зон охвачены поливной системой, что отражается на приживаемости новых насаждений. Для этого со следующего года применён новый подход, предусматривающий посадку деревьев после подведения поливочных сетей.
Также в 1-м квартале 2023 года впервые будут приняты Правила содержания и защиты зеленых насаждений.
Волнующим алматинцев вопросом остается качество воздуха. Для экологического мониторинга и выявления источников загрязнения воздуха в 2023 году будут дополнительно установлены 500 датчиков. 25 ноября т.г. подписано кредитное соглашение с ЕБРР по модернизации ТЭЦ-2. Перевод ТЭЦ-2 на газ обеспечит значительное снижение объема выбросов.
Также аким подчеркнул, что дальнейшее повышение роста доходов населения является приоритетным в работе акимата города. При этом основным вызовом остается сохранение высоких темпов роста цен. За 11 месяцев т.г. инфляция составила 18,9% (годовая инфляция — 19,5%). Наибольший рост цен с начала т.г. отмечен на сахар (89%), канцтовары (82,6%), аренду жилья (75,7%).
«На сегодня стоимость аренды жилья и цены на сахар стабилизировались. На централизованный закуп сахара в следующем году направлено 2,6 млрд тг из местного бюджета. С 16 ноября до конца т.г. введен мораторий на повышение цен крупными торговым сетями на все продовольственные и непродовольственные товары, реализуемые в торговых сетях «Магнум» и Small. На фоне нестабильных внешних факторов и роста цен на продовольствие в мире сохраняются высокие инфляционные ожидания. По нашим оценкам, инфляция в Алматы в следующем году будет находиться в коридоре 10-12%», — проинформировал Е. Досаев.
Оставайтесь в курсе событий Премьер-Министра и Правительства Казахстана — подписывайтесь на официальный Telegram-канал
Подписаться
годы идут, а лучше не становится
27 Апрель 2023
Уровень загрязнения атмосферного воздуха в промышленных городах так же высок, как и пять лет назад
В 2022 году Казахстан вошёл в 50 стран мира с самым грязным воздухом. Составители отчёта о качестве воздуха — швейцарская компания IQAir — поставили нашу страну на 40-е место из 131. Согласно итоговым данным, в прошлом году среднегодовая концентрация PM2.5 (пыль и загрязняющие вещества размером менее 2,5 микрона) в Казахстане составляла 23 микрограмма на кубометр. Это в 3–5 раз больше нормы ВОЗ. Авторы исследования используют для анализа именно показатель PM2.5, потому что в отличие от более крупных частиц мелкодисперсная пыль легко проникает сквозь биологические барьеры организма человека, нанося урон не только лёгким, но и сердечно-сосудистой системе.
В сравнении с 2021 годом показатели концентрации PM2.5 в казахстанских городах, по которым ориентировались аналитики IQAir, улучшились, но это пока не даёт повода для оптимизма. Ведь, по сути, улучшение произошло из разряда «было очень плохо, а стало просто плохо». В 2021-м РК относили к странам с загрязнением воздуха в 5–7 раз выше нормы (показатель 31,1). Впрочем, такая же ситуация наблюдалась и в 2018 году, концентрация PM2. 5 была на уровне 29,8.
Рейтинг международной компании IQAir позволил сравнить Казахстан по уровню загрязнения с соседями и партнёрами по ЕАЭС. Оказалось, что в Таджикистане, Узбекистане, Кыргызстане и Армении качество воздуха хуже, чем в нашей стране. Туркменистан занимает 44-ю строчку рейтинга и стоит почти на одном уровне с РК. А вот в РФ ситуация намного лучше. Уровень загрязнения в России в два раза ниже, чем в Казахстане.
Для сравнения также приведём показатели развитых стран. Среднегодовая концентрация мелкодисперсной пыли в воздухе в городах США, Японии, Великобритании в прошлом году была в пределах 8,9–10 микрограммов. Разница очевидна: показатели в 2–2,5 раза ниже, чем в Казахстане.
Казахстан, хоть и улучшил свои показатели с 2018 года, всё равно остаётся среди аутсайдеров. За последние годы в сфере экологии в РК произошло несколько фундаментальных изменений: принят обновлённый экологический кодекс, согласно которому загрязнитель не только платит, но и исправляет, разработан проект «Жасыл Казахстан» и т. д. Можно написать объёмный материал о работе Министерства экологии и природных ресурсов РК (МЭПР), чей план мероприятий состоит из 485 пунктов. Но вместо отчётов о том, что делается или сделано, мы решили посмотреть, каковы, собственно, результаты этой работы. Ведь в деле общественного здоровья важнее достижение цели, а не сам процесс.
А вот с результатами ситуация, на самом деле, далеко не оптимистичная. По информации Комитета экологического регулирования и контроля МЭПР, общий объём выбросов в окружающую среду в прошлом году составил 4,2 млн тонн. Согласно данным РГП «Казгидромет», в 2022-м из 69 исследуемых населённых пунктов (мегаполисов, больших и средних городов, крупных посёлков) в категорию с низким уровнем загрязнения попала только треть. Почти половина — 30 населённых пунктов — имеют высокий и очень высокий уровни загрязнения атмосферного воздуха. Среди них Караганда, Усть-Каменогорск, Жезказган, Темиртау, Алматы, Астана, Атырау, Актау и многие другие.
В 2017 году к самой грязной категории относились семь городов и сёл (тогда мониторинг проводили в 49 населённых пунктах): Шымкент, Жезказган, Караганда, Темиртау, Усть-Каменогорск, посёлок Глубокое (ВКО), Каратау. Таким образом, за эти пять лет ничего не поменялось в лучшую сторону для жителей Усть-Каменогорска, Темиртау, Караганды и Жезказгана. Шымкент и Глубокое перешли в категорию повышенного уровня загрязнения, а Каратау вошёл в «зелёный» список населённых пунктов.
Теперь считаем те города, которые деградировали в плане экологического состояния воздуха. Из категорий повышенного или низкого загрязнения в список самых грязных перешли Алматы, Астана, Семей, Риддер, Актау, Атырау, Петропавловск, Уральск, Костанай, Балхаш, Актобе.
В отчёте «Казгидромета» за 2022 год говорится, что основными загрязняющими веществами для Алматы стали та самая мелкодисперсная пыль PM2.5, диоксид серы и оксид углерода. У столичных жителей в коктейль вдыхаемой смеси кроме пыли вошли оксид азота, сероводород, фтористый водород, диоксид серы. Для тех, кто живёт в Темиртау, список ещё длиннее: всё перечисленное плюс аммиак и фенол.
Относительно чистый воздух в Казахстане наблюдается в малых городах, где нет крупных объектов промышленности с большими объёмами выбросов в атмосферу. Это Туркестан, Алтай, Кокшетау, Талгар. В список «зелёных» городов также вошли Экибастуз, Рудный, Аксу, Кентау.
Отдельно экологи «Казгидромета» выделяют статистику по случаям высокого и экстремально высокого загрязнения. Таких ситуаций в прошлом году было зафиксировано 733 — на 32,6% меньше, чем в 2017-м. Немного изменилась и география таких экологических ЧП. Пять лет назад чаще всего информация о случаях высокого загрязнения поступала из Усть-Каменогорска и Атырау. В 2022 году в антилидерах оказалась Караганда, где содержание пыли в воздухе превышало нормативы ПДК в 10–37 раз. Все случаи приходились на отопительный сезон. В отчёте Комитета экологического регулирования и контроля МЭПР говорится, что причина такого высокого уровня загрязнения — частный сектор с печным отоплением. Возможным решением, по мнению специалистов комитета, может быть перевод жилого сектора на газ. О том, с какой скоростью в Центральном Казахстане проводят газопроводы и какие проблемы нужно преодолеть, чтобы наконец обеспечить Карагандинскую область газом, мы писали здесь.
Результаты мониторинга, которые даёт «Казгидромет», наглядно показывают, что за последние пять лет из всех крупных городов Казахстана экологическая ситуация улучшилась только в Шымкенте. В остальных областных центрах и мегаполисах качество воздуха либо осталось на стабильно низком уровне, либо ухудшилось, что говорит о неэффективной работе принятых экологических программ в регионах.
Министерство экологии и природных ресурсов рассматривает пути управления растущей популяцией сайгака в Западном Казахстане
Айгуль Мурзагалиева В то время как рост популяции сайгаков в Казахстане можно считать экологическим успехом, их увеличение численности также оказывает негативное влияние на сельскохозяйственные угодья. Для решения этой проблемы Министерство экологии и природных ресурсов Казахстана предложило передать 120 тысяч гектаров земли Бокейординскому заповеднику, расположенному в Западно-Казахстанской области, и разработать систему возмещения ущерба фермерам.
Фото: Роб Филд/Королевское общество защиты птиц. Нажмите, чтобы увидеть карту в полном размере. Карта разработана The Astana Times.
Сайгак занесен Международным союзом охраны природы в список видов, находящихся под угрозой исчезновения. С 1992 по 2003 год их количество сократилось с миллиона до чуть более 20 тысяч из-за браконьерства и охоты. Казахстан запретил охоту на сайгака в 1999 году.
Почти две трети популяции сайгака в Казахстане были потеряны в 2015 году из-за распространения пастереллеза, зоонозного заболевания.
С тех пор казахстанские ученые с большим успехом предприняли меры по восстановлению популяции.
По данным министерства, по состоянию на апрель (до периода нереста) насчитывается более двух миллионов сайгаков, в том числе более 1,2 миллиона в Уральском районе на северо-западе Казахстана. Прогнозируется, что к концу года будет 2,8 млн сайгаков, в том числе 1,6 млн на Урале.
Фото предоставлено пресс-службой Западно-Казахстанской области.
В министерстве заявили, что площадь традиционного выпаса сайгаков сокращается. За последние 15 лет площадь заповедной зоны в Западно-Казахстанской области сократилась вдвое с 7 856 га в 2008 году до 3 720 га в 2022 году в связи с ростом сельского хозяйства. Сайгаки, как правило, возвращаются в свои постоянные места обитания, поэтому их концентрация на фермерских землях увеличилась.
Рост популяции сайгака и его влияние на сельскохозяйственный сектор широко обсуждаются в казахстанском обществе.
Министерство предложило акимату области передать около 120 000 га Бокейординскому заповеднику, созданному в прошлом году. Эта территория может обеспечить естественное пространство для около 90% сайгаков уральской популяции в период размножения.
Президент Касым-Жомарт Токаев также предложил решить этот вопрос на расширенном заседании правительства в июле 2022 года. будет подтверждено аэрофотосъемкой к концу мая.
Фото: Яков Федоров.
К работе также привлечены международные эксперты. Первая часть консультаций прошла с 28 февраля по 1 марта с участием экспертов Конвенции о мигрирующих видах, Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, Международного союза охраны природы для выработки рекомендаций по управлению популяции сайгака.
На 20-28 мая запланирован повторный визит международных экспертов в Казахстан, в том числе на заключительную часть консультаций 24-28 мая.
Утвержденные рекомендации будут использованы в биологическом обосновании управления популяциями сайгака, которое разрабатывается Западно-Казахстанским агротехническим университетом совместно с министерством.
В рамках этой структуры будет оцениваться несколько вопросов, в том числе оценки роста популяции сайгака, среды обитания и путей миграции, пищевых ресурсов, способов снижения ущерба сельскому хозяйству, использования сайгаков для занятий спортом, а также для любительских и коммерческих целей. охотничий и экологический туризм.
Созданы национальные и региональные офисы для координации работы по предотвращению ущерба сельскому хозяйству.
Пугала расставили по 40-километровому периметру в Бокейординском заповеднике. Инспекторы также патрулируют территорию для сдерживания численности сайгаков в этом районе.
По сообщению министерства, для создания естественных условий содержания сайгаков в Бокейординском заповеднике будут созданы искусственные водопои. До конца года планируется построить два водопоя, определяется место для еще 15.
В министерстве также отметили необходимость разработки системы расчета ущерба, наносимого дикими животными сельскохозяйственным угодьям, и рассмотрения вопроса о выплате компенсаций фермерам.
Получайте статьи из The Astana Times напрямую! Зарегистрируйтесь через сайт или подпишитесь на наши Twitter, Facebook, Instagram, Telegram и Tiktok!
Казахстан обсуждает пути достижения углеродной нейтральности и повышения устойчивости
АСТАНА, 28 февраля 2023 г. – Сегодня Министерство экологии и природных ресурсов и Министерство национальной экономики Республики Казахстан совместно со Всемирным банком и Казахстанской ассоциацией «ECOJER» начали серию политических диалогов для поддержки Казахстана в реализации его важнейших климатических и экологических стратегий, включая переход к низкоуглеродной экономике, управление качеством воздуха и устойчивость к изменению климата.Первый из серии семинаров, состоявшихся сегодня, был посвящен поддержке перехода Казахстана к углеродной нейтральности к 2060 году.
Казахстан сделал смелый шаг вперед по новому намеченному курсу развития страны, приняв Стратегию достижения углеродной нейтральности к 2060 году. Утвержденная Президентом Республики Казахстан 2 февраля 2023 года, стратегия ставит перед собой амбициозные цели углеродные цели для действий по борьбе с изменением климата и определяет ключевые технологические преобразования, необходимые для обезуглероживания страны. Для достижения этих преобразований стране потребуется определить и реализовать эффективные и целенаправленные политики и программы во всей экономике страны.
«Наша цель — уменьшить углеродный след и использовать преимущества устойчивого экономического роста, улучшения здоровья населения и снижения климатических рисков. Чистые инвестиции в низкоуглеродные технологии оцениваются в $610 млрд. Это, безусловно, приведет к появлению новых и расширение существующих рынков и ниш для отечественных производителей, а также стимулирование создания высококвалифицированных рабочих мест», — сказал Алибек Куантыров, Министр национальной экономики Республики Казахстан
Участники первого политического диалога обсудили дорожную карту реализации государственной политики, мер и инвестиций в поддержку утвержденной стратегии. Мероприятие также предоставило экспертам форум для обмена передовым опытом и опытом реализации низкоуглеродной политики в Чешской Республике, Германии и Польше.
«Недавно принятая стратегия перехода Казахстана к углеродной нейтральности свидетельствует о решимости правительства повернуться к модели роста, которая меньше зависит от ископаемого топлива, а больше — от инвестиций в климатически оптимизированные отрасли, водные ресурсы, сельское хозяйство и управление пастбищными угодьями. Это для широких экономических преобразований потребуется благоприятная среда, основанная на политике, инвестициях и обеспечении справедливого перехода для людей и сообществ», — говорится в документе 9.0057 Андрей Михнев, Постоянный представитель Всемирного банка в Казахстане .
Чтобы помочь Казахстану определить приоритеты наиболее эффективных действий, которые могут сократить выбросы парниковых газов и ускорить адаптацию к изменению климата при достижении более широких целей развития и углеродно-нейтрального будущего, Всемирный банк недавно опубликовал Доклад о климате и развитии Казахстана. В отчете предлагаются основные пути поддержки низкоуглеродного устойчивого перехода Казахстана.
«Сокращение выбросов парниковых газов является безальтернативным курсом для Казахстана и очевидна потребность в законодательных инструментах. Сегодня государственным органам необходимо разработать дорожную карту внедрения, а отрасли – получить четкие сообщения – в каком направлении они будут двигаться в ближайшие десятилетия и на какую поддержку со стороны государства они могут рассчитывать. Такие диалоги необходимы для обеспечения баланса интересов государственных органов и институтов, выявления возможностей для бизнеса, получения знаний о лучшем мировом опыте, чтобы мы могли достичь поставленных целей и улучшить экологическую ситуацию в стране», сказала Лаззат Рамазанова, Председатель Совета Казахстанской Ассоциации «ECOJER».
Серия диалогов по вопросам политики призвана обеспечить надежную платформу для многостороннего и межсекторального взаимодействия. Объединяя государственные органы Казахстана, частный сектор, гражданское общество, академические круги, международные организации развития и ведущих мировых экспертов, диалоги направлены на укрепление сотрудничества и действий по ускорению реализации целей Казахстана в области углеродной нейтральности, а также развития с низким уровнем выбросов. стратегия, международные обязательства по борьбе с изменением климата и меры по адаптации. В центре внимания следующих политических диалогов, запланированных на апрель и июнь 2023 года, будут вопросы сокращения загрязнения воздуха и адаптации к изменению климата в поддержку целей Казахстана в области климата и развития.