Дом на набережной в москве музей режим: Музей Дом на Набережной, Москва — история, адрес, фото, отзывы, часы работы, как добраться

Дом на набережной, Москва – Афиша

Место в Москве

Москва, Серафимовича, 2/20

7.1

2 отзыва

О месте Отзывы (2)

Телефон+7 (495) 959 49 36

АдресМосква, Серафимовича, 2/20

Метро

Третьяковская

Полянка

Новокузнецкая

Официальный сайтmuseumdom.narod.ru

Режим работыпо предварительной договоренности

Рестораны рядом

Рецензия «Афиши» на место «Дом на набережной»

Сергей Никитин

93 отзыва, 93 оценки, рейтинг 55

7

Задуман как идеальный дом, в котором есть все — удобные квартиры, магазины, столовая, клуб и кинотеатр. Был заселен членами правительства, большая часть которых в 1935–1939 годах были репрессированы (семьи осужденных немедленно выселялись из дома). Название «Дом на набережной» — от одноименного романа Юрия Трифонова, посвященного жизни этого дома в годы репрессий. Самая известная реализованная постройка архитектора Бориса Иофана, одессита с римским дипломом, автора проекта Дворца Советов — главного (хоть и не построенного) здания сталинского времени; сам архитектор жил и работал в одной из квартир. Сложная, живописная композиция объемов, уютные дворы. До постройки «России» (ныне «Пушкинский»), кинотеатр «Ударник» считался главным в Москве; согласно проекту, его купол мог раздвигаться в летнее время.

2 июня 2008

Отзывы о месте «Дом на набережной»

  2

Анна А

1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 0

3

На выходных (13 августа, около 11.30) решили посетить с мужем музей «Дом на набережной». Проверили часы работы музея на его сайте, приехали вовремя, однако во входе в музей нам и другим посетителям было отказано. Экскурсовод, которая, к сожалению, не представилась, грубым тоном заявила, что экспозицию мы осмотреть не сможем, т.к. в данный момент в музее идет экскурсия. Мы понимаем, что в силу ограниченного пространства находиться в музее большому количеству народа, возможно, неудобно, НО: 1. Почему не указать на сайте или — элементарно — не повесить при входе в музей объявление, содержащее информацию о времени работы музея с учетом заранее запланированных экскурсий? 2. Почему сотрудники музея позволяют себе общение с посетителями в подобном тоне? Предлагаю руководству «Дома на набережной» задуматься над этими вопросами и провести работу со своими сотрудниками.

14 августа 2016

Булат Сокоров

3 отзыва, 3 оценки, рейтинг 0

9

Легендарный дом на набережной. Это не только памятник современной архитектуры, но и памятник эпохи.

Судьбы огромного числа знаменитых жильцов дома конца 30-х годов 20 века закончились трагически. При доме есть музей, который рассказывает о быте знаменитого дома и о судьбах бывших жильцов.
Тем кому интересна история Москвы и России очень рекомендую

22 декабря 2013

Все отзывы

Подборки «Афиши»

 

Вячеслав Зайцев на выставке «Дом моделей»: эскизы, эксперименты и зарубежные показы

Зверевские трактаты, портреты и пейзажи: что показывают на выставке «Мой учитель Леонардо»

Весенний сезон в московских арт-пространствах: лекции, экскурсии и концерты

Выставки марта в Москве: Дом моделей, кинетизм и панк-культура

Мероприятия

 

Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»

Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость

  • Абакан,
  • Азов,
  • Альметьевск,
  • Ангарск,
  • Арзамас,
  • Армавир,
  • Артем,
  • Архангельск,
  • Астрахань,
  • Ачинск,
  • Балаково,
  • Балашиха,
  • Балашов,
  • Барнаул,
  • Батайск,
  • Белгород,
  • Белорецк,
  • Белореченск,
  • Бердск,
  • Березники,
  • Бийск,
  • Благовещенск,
  • Братск,
  • Брянск,
  • Бугульма,
  • Бугуруслан,
  • Бузулук,
  • Великий Новгород,
  • Верхняя Пышма,
  • Видное,
  • Владивосток,
  • Владикавказ,
  • Владимир,
  • Волгоград,
  • Волгодонск,
  • Волжский,
  • Вологда,
  • Вольск,
  • Воронеж,
  • Воскресенск,
  • Всеволожск,
  • Выборг,
  • Гатчина,
  • Геленджик,
  • Горно-Алтайск,
  • Грозный,
  • Губкин,
  • Гудермес,
  • Дербент,
  • Дзержинск,
  • Димитровград,
  • Дмитров,
  • Долгопрудный,
  • Домодедово,
  • Дубна,
  • Евпатория,
  • Екатеринбург,
  • Елец,
  • Ессентуки,
  • Железногорск (Красноярск),
  • Жуковский,
  • Зарайск,
  • Заречный,
  • Звенигород,
  • Зеленогорск,
  • Зеленоград,
  • Златоуст,
  • Иваново,
  • Ивантеевка,
  • Ижевск,
  • Иркутск,
  • Искитим,
  • Истра,
  • Йошкар-Ола,
  • Казань,
  • Калининград,
  • Калуга,
  • Каменск-Уральский,
  • Камышин,
  • Каспийск,
  • Кемерово,
  • Кингисепп,
  • Кириши,
  • Киров,
  • Кисловодск,
  • Клин,
  • Клинцы,
  • Ковров,
  • Коломна,
  • Колпино,
  • Комсомольск-на-Амуре,
  • Копейск,
  • Королев,
  • Коряжма,
  • Кострома,
  • Красногорск,
  • Краснодар,
  • Краснознаменск,
  • Красноярск,
  • Кронштадт,
  • Кстово,
  • Кубинка,
  • Кузнецк,
  • Курган,
  • Курганинск,
  • Курск,
  • Лесной,
  • Лесной Городок,
  • Липецк,
  • Лобня,
  • Лодейное Поле,
  • Ломоносов,
  • Луховицы,
  • Лысьва,
  • Лыткарино,
  • Люберцы,
  • Магадан,
  • Магнитогорск,
  • Майкоп,
  • Махачкала,
  • Миасс,
  • Можайск,
  • Московский,
  • Мурманск,
  • Муром,
  • Мценск,
  • Мытищи,
  • Набережные Челны,
  • Назрань,
  • Нальчик,
  • Наро-Фоминск,
  • Находка,
  • Невинномысск,
  • Нефтекамск,
  • Нефтеюганск,
  • Нижневартовск,
  • Нижнекамск,
  • Нижний Новгород,
  • Нижний Тагил,
  • Новоалтайск,
  • Новокузнецк,
  • Новокуйбышевск,
  • Новомосковск,
  • Новороссийск,
  • Новосибирск,
  • Новоуральск,
  • Новочебоксарск,
  • Новошахтинск,
  • Новый Уренгой,
  • Ногинск,
  • Норильск,
  • Ноябрьск,
  • Нягань,
  • Обнинск,
  • Одинцово,
  • Озерск,
  • Озеры,
  • Октябрьский,
  • Омск,
  • Орел,
  • Оренбург,
  • Орехово-Зуево,
  • Орск,
  • Павлово,
  • Павловский Посад,
  • Пенза,
  • Первоуральск,
  • Пермь,
  • Петергоф,
  • Петрозаводск,
  • Петропавловск-Камчатский,
  • Подольск,
  • Прокопьевск,
  • Псков,
  • Пушкин,
  • Пушкино,
  • Пятигорск,
  • Раменское,
  • Ревда,
  • Реутов,
  • Ростов-на-Дону,
  • Рубцовск,
  • Руза,
  • Рыбинск,
  • Рязань,
  • Салават,
  • Салехард,
  • Самара,
  • Саранск,
  • Саратов,
  • Саров,
  • Севастополь,
  • Северодвинск,
  • Североморск,
  • Северск,
  • Сергиев Посад,
  • Серпухов,
  • Сестрорецк,
  • Симферополь,
  • Смоленск,
  • Сокол,
  • Солнечногорск,
  • Сосновый Бор,
  • Сочи,
  • Спасск-Дальний,
  • Ставрополь,
  • Старый Оскол,
  • Стерлитамак,
  • Ступино,
  • Сургут,
  • Сызрань,
  • Сыктывкар,
  • Таганрог,
  • Тамбов,
  • Тверь,
  • Тихвин,
  • Тольятти,
  • Томск,
  • Туапсе,
  • Тула,
  • Тюмень,
  • Улан-Удэ,
  • Ульяновск,
  • Уссурийск,
  • Усть-Илимск,
  • Уфа,
  • Феодосия,
  • Фрязино,
  • Хабаровск,
  • Ханты-Мансийск,
  • Химки,
  • Чебоксары,
  • Челябинск,
  • Череповец,
  • Черкесск,
  • Чехов,
  • Чита,
  • Шахты,
  • Щелково,
  • Электросталь,
  • Элиста,
  • Энгельс,
  • Южно-Сахалинск,
  • Якутск,
  • Ялта,
  • Ярославль

Музей «Дом на Набережной» — история создания, интересные факты, часы работы, адрес, стоимость посещения

  • Адрес: ул. Серафимовича, 2 (метро Кропоткинская)
  • Время работы: 17.00 – 20.00 (среда), 14.00-17.00 (суббота)
  • Стоимость билета: бесплатно

Всего немногим более десятка лет назад прошло со дня открытия «Дома на Набережной», но и этого времени хватило, чтобы создать музей, привлекающий внимание тысяч любопытных туристов. Чем же так прославилось здание и почему считается уникальным?

Дом на Набережной – что ожидает посетителей музея

Снаружи легендарный дом ничем не отличается от соседних зданий – такие же серые стены, немного мрачноватая атмосфера. В то же время, приблизившись к строению, можно почувствовать неприятную ауру – как будто камни хотят повествовать страшную историю. Что же здесь происходило многие годы назад?

Музей, находящийся в доме на Набережной – молчаливый свидетель кровавых историй, происходивших во времена сталинский репрессий. Именно в этих стенах собрано все, что так или иначе связано с жертвами жестокого террора. Многие москвичи, проживающие неподалеку, утверждают, что ужасающие и леденящие душу стоны до сих пор в ночные часы раздаются далеко вокруг.

Несмотря на пугающую ауру, в здании живут люди, именно их силами был создан музей, уникальный в своем роде – во всем мире всего несколько подобных культурных заведений, посвященных единственному дому. Обстановка здесь полностью соответствует тридцатым годам – старинная мебель, черно-белые портреты в простых деревянных рамках, простая уютная атмосфера.

Особую ценность и гордость сотрудников музея составляют архивы. Здесь сохранилась переписка репрессированных жильцов здания, многочисленные документы, даже личные записи и дневники. Каждый посетитель может их внимательно изучить или просто прослушать интересный и одновременно страшный рассказ экскурсовода.

Много лет назад здание считалось образцом роскоши и власти – изысканная лепнина на потолках, дорогие паркетные полы, изразцовые печи. Каждый предмет интерьера имеет свой номер – заселявшиеся сюда люди расписывались за получение посуды или мебели, а при выселении сдавали все по описи. Мало кто подозревал тогда, что может попасть под репрессии, ведь целые семьи бесследно исчезали, оставляя после себя только немногочисленные записи, позволяющие частично узнать историю жильцов.

Легенды дома на Набережной

Одна из самых интересных легенд о величественном здании связана с его постройкой. История повествует, что именно на этом месте сотни лет назад было гиблое болото, на котором проводились казни преступников. Неподалеку проходила тропа, по которой каторжников отправляли в Сибирь. Всех, кто впоследствии насмеливался строиться здесь, ожидала смерть, причем нередко причину установить не могли. Некоторые слухи, сохранившиеся до наших дней, утверждают, что глубоко в земле находятся надгробия из камня, и часто духи умерших навещают здание, поставленное на их захоронениях.

Главная загадка, разрешить которую не удалось до сих пор – почему в здании отсутствует один из подъездов. Именно одиннадцатого нет – вместо него есть маленькая дверца, выходящая на темную узкую лестницу. Есть версии, что этими ходами пользовались шпионы НКВД, выслеживая неугодных властям жильцов. Еще одна версия – одиннадцатым подъездом пользовались для тайного выведения репрессированных семейств.

Ходят слухи, что из здания есть прямой ход в Кремль и прямо на Лубянку, но обнаружить его не удалось. Одна из легенд даже рассказывает, что нередко жильцов расстреливали прямо в подвалах дома, и духи невинных жертв кровавого террора нередко своими стонами и криками приводят в ужас владельцев квартир.

Между квартирами дома отличная слышимость – даже сказанные шепотом слова можно различить в другом помещении. Это не брак, допущенный строителями – считается, что таким образом шпионы НКВД подслушивали важные разговоры именитых жильцов. Достаточно было небрежно оброненного слова, чтобы отправиться в застенки, из которых обратного пути уже не было.

История музея на Набережной

Много лет назад в построенном на Набережной доме располагалась уютная гостиница, в которой номера сдавались на длительное время. Жильцы получали все, что нужно было для быта – посуду, удобную добротную мебель, даже постельное белье. Квартирантам предлагалось готовое питание – столовая находилась на первом этаже и работала почти круглосуточно. После революции в здании стали поселять угодных власти горожан, восхищавшихся великолепным видом на Кремль и даже не подозревавших, во что может превратиться проживание в красивом строении.

Свое название величественное здание получило с легкой руки Ю. Трифонова – известного русского писателя. Проживали здесь только партийные деятели, герои Труда, участники военных действий. До сих пор во всех подробностях сохранилась квартира знаменитой балерины Улановой. Одними из первых жильцов числятся Куйбышев, Тухачевский, маршал Жуков. Дочь Сталина тоже занимала здесь шикарные апартаменты, в которых и принимала своего отца.

Именно в этом здании не так давно располагался самый большой кинотеатр столицы. Открыли здесь огромный магазин, клуб (впоследствии – Театр Эстрады), спортивный зал. Можно по праву считать дом настоящим культурным центром, первым в Москве.

В девяностых годах прошлого столетия Дом на Набережной получил почетное звание Народного Музея. Почти с самого открытия уникального культурного заведения руководит им жена писателя Трифонова – Ольга.

Дом теней в России | The New Yorker

Ответом было человеческое жертвоприношение, «один из старейших локомотивов в истории», пишет Слезкин. «Чем напряженнее ожидание, тем непримиримее враги; чем непримиримее враги, тем больше потребность во внутреннем сплочении; чем больше потребность во внутренней сплоченности, тем острее поиск козлов отпущения». Вскоре в сталинском Советском Союзе начались чистки. Не было бы такого понятия, как случайность или ошибка — любое отклонение от добродетели и обещанных достижений было бы результатом преднамеренного саботажа. Это логика черной магии, духов и ведьм, охоты на ведьм. Было вполне естественно, что жертвы охоты были найдены среди тех, кто привел в действие первоначальное пророчество.

Сейчас трудно представить, с детской площадкой в ​​одном из дворов и паназиатской лапшой на первом этаже, но на протяжении 1937 и 1938 годов Дом правительства был водоворотом исчезновений, арестов и смертей. Списки арестов готовились НКВД, советской тайной полицией, которая позже стала КГБ, и утверждались Сталиным и его ближайшими соратниками. Задержания произошли среди ночи. Группа НКВД. офицеры подъезжали к зданию на «черном вороне», стандартном автомобиле тайной полиции, силуэт которого напоминал хищную птицу. История, которую я слышал много раз, но которая кажется недостоверной, состоит в том, что НКВД. Агенты иногда использовали мусоропроводы, которые проходили через многие квартиры, как большие трубы, выскакивая из дома подозреваемого без необходимости стучать в дверь. После формального суда, который мог длиться всего три-пять минут, заключенных вели то налево, то направо: заключение или расстрел. «Большинство арендаторов Дома правительства были смещены вправо», — пишет Слезкин.

Никто публично не упоминал обвиняемых и не говорил об их бедственном положении выжившим членам семьи. В целом, пишет Слезкин, те, кто жил в Доме правительства, «верили, что враги на самом деле повсюду», и что любые невинные жертвы были отдельными ошибками в добродетельном кровопролитии. Он цитирует дневниковую запись Юлии Пятницкой, чей муж, сотрудник Коминтерна, был арестован вместе с их семнадцатилетним сыном в Доме правительства в 1937 году. Пятницкая тоскует по сыну и разрывается между двумя противоборствующими сторонами. образы мужа: честного революционера и якобы врага народа. Когда она думает о первом, она пишет: «Мне так жаль его, и я хочу умереть или бороться за него». Но когда она размышляет о втором: «Я чувствую себя испорченным и противным, и я хочу жить, чтобы видеть их всех пойманными и не иметь к ним жалости». Всего, по словам Слезкина, во время чисток было арестовано или выселено восемьсот жителей Дома правительства, тридцать процентов населения здания. Триста сорок четыре человека были расстреляны.

Вскоре аресты перекинулись с жильцов на их нянек, охранников, прачек и уборщиц на лестничных клетках. Коменданта дома арестовали как врага народа, как и начальника хозяйственного отдела КПСС. Раскрывалось так много врагов народа, что отдельные квартиры переворачивались с мрачно-абсурдной скоростью. В апреле 1938 года директор Кузнецкого металлургического завода Константин Бутенко поселился в квартире 141, освободившейся после ареста ее предыдущего жильца, заместителя наркома Минздрава. Бутенко занимал четыре комнаты в течение шести недель, прежде чем его самого арестовали, а его семью выселили. Пространство занял Матвей Берман, один из основателей ГУЛАГа. Через шесть месяцев Бермана арестовали, а в следующем году расстреляли.

Недавно днем ​​я посетил женщину по имени Анна Борисова, чья квартира находится через двор от моей. Борисова — художница-любительница и поэтесса, и ее фотографии украшают стены ее гостиной рядом с выцветшими семейными портретами. Пространство напоминает просторный салон. Борисова поставила чайник с чаем, кусочки соленого сыра и пирог. Она рассказала мне о своем деде Сергее Малышеве, который был советским чиновником, заведовавшим продовольственными рынками и торговлей. Борисова пояснила, что провела 1937 в приступе тревоги. «У него было предчувствие, — сказала она. «Он всегда ждал, никогда не спал по ночам». Однажды вечером Малышев услышал шаги в коридоре и упал замертво от сердечного приступа. В каком-то смысле его смерть спасла семью: ареста не было, а значит, не было причин выгонять родственников из квартиры. «Поскольку он умер своей смертью, все осталось в нашей семье — квартира, все», — сказала Борисова. — И после этого нас никто никогда не трогал.

Мой друг Толя, кинодокументалист, рассказал мне, как пережил те годы его дед, урожденный Иосиф Фрадкин. Перед революцией он дал себе псевдоним Борис Волин, игра русского слова воля , что означает силу воли и свободу. (Переименование было популярной большевистской модой. Владимир Ульянов называл себя Владимиром Лениным, Иосиф Джугашвили взял имя Иосиф Сталин. ) Волин мог быть суровым, воинственным человеком. Он занял пост в Главлите, цензурной организации Советского Союза, и объявил о «решительном повороте к крайней классовой бдительности». К середине тридцатых годов Волин был заместителем начальника Народного комиссариата просвещения, одного из первых органов советской пропаганды и просвещения. Однажды осенью 19В 37 лет, после драки со своим начальником, подлым человеком по имени Андрей Бубнов, у Волина случился сердечный приступ. Следующие несколько месяцев он провел в государственных больницах и домах отдыха и вне их. После выздоровления он обнаружил, что Бубнов вместе со всеми, кроме одного заместителя министерства, арестованы и расстреляны.

Я заметил Толе, что, должно быть, было страшно узнать, что многие из твоих коллег и друзей были ликвидированы в твое отсутствие. Мы сидели в его квартире, окруженные стопками старинных книг и фамильными артефактами. Центр квартиры — старый кабинет его деда, величественная комната с тяжелым письменным столом и эффектной стеной от пола до потолка из деревянных и стеклянных полок. — Дело в том, — сказал Толя, — что до этого ужасного открытия было много других. Один из братьев Волина был советским разведчиком, работавшим в США под прикрытием военного атташе. Его отозвали обратно, арестовали и расстреляли. Одна из сестер Волина была замужем за сотрудником НКВД. офицер, а жили они в Доме правительства, на соседней квартире. Когда коллеги мужа пришли его арестовывать, он насмерть выбросился из окна квартиры.

Волин, как я узнал, держал за диваном чемодан с теплыми вещами наготове на случай ареста и приговора к ГУЛАГу. Его жена сожгла архив документов, относящихся к тому времени, когда он был посланником большевиков в Париже, опасаясь, что эта работа заклеймит его как иностранного шпиона. Своей дочери, матери Толи, они дали своеобразный набор инструкций. Каждый день после школы она должна была подниматься на лифте на девятый этаж, а не на восьмой, где жила семья, и смотреть вниз на лестничную клетку. Если бы она увидела НКВД. агента возле квартиры, она должна была вернуться в лифт, спуститься вниз и бежать к дому друга.

Мы говорили об атмосфере в здании тогда, о чем, должно быть, думали бабушка и дедушка Толи, когда светлый и справедливый мир, который, как они думали, они построили, начал каннибализировать себя. «Они могли думать только об одном: как выжить. Я в этом глубоко уверен», — сказал он. «Они не могли ни вмешиваться, ни малейшим образом контролировать ситуацию. Силы, с которыми они сталкивались, были библейскими, как борьба с самой природой».

Как прошла черная яростная буря, аресты закончились. Последними убитыми были офицеры НКВД. «Очнувшись после оргии, Сталину и оставшимся в живых членам ближайшего окружения нужно было избавиться от тех, кто ее устроил», — пишет Слезкин. Вскоре жителей дома и страны постигла новая трагедия: вторжение нацистской Германии в июне 19 г.41. Дом правительства был эвакуирован, его жители разбросаны по городам Советского Союза. Слезкин сообщает, что около пятисот человек из здания ушли на войну; сто тринадцать из них были убиты. В советском сознании война была событием столь же мощным, как и революция. Конфликт, пишет Слезкин, «оправдал все предыдущие жертвы, как добровольные, так и невольные, и дал детям первоначальных революционеров возможность доказать еще одной жертвой, что их детство было счастливым, что их отцы были чисты, что их страна была их семьей, и что их жизнь была действительно прекрасна даже после смерти».

После войны жители Дома правительства вернулись, но прежний дух здания исчез. В сороковые годы, когда новые жильцы смешались со старыми, а мебель въезжала и выезжала, это место, по словам Слезкина, становилось «более оживленным, шумным, грязным, менее эксклюзивным». Вокруг города выросли новые элитные многоквартирные дома, в том числе сталинские небоскребы «свадебный торт», а Дом правительства перестал быть единственным престижным адресом Москвы.

Культ Сталина и, как следствие, миф о советской добродетели и исключительности — «связь, которая удерживала воедино разрозненных уцелевших членов Дома правительства», — пишет Слезкин, — начали разрушаться в 1956, когда Хрущев, когда-то проживающий в этом доме, а ныне первый секретарь СССР, произнес секретную речь о преступлениях Сталина на ХХ съезде партии. Этот прокол непогрешимости СССР был душераздирающим для поколения первых большевиков-революционеров. Дедушка Толи, к тому времени преподававший в Институте марксизма-ленинизма, был опустошен этой речью. Его жена умерла незадолго до этого, и Толя сказал мне, что эти два события «свели его в могилу». Он умер в течение года, в возрасте семидесяти одного года.

Родители Толи были типичными представителями следующего поколения советской интеллигенции: успешных и внешне беспрекословно относившихся к коммунистической системе, но втайне питавших сомнения и разочарования. Толя, как и многие его друзья, вырос в защитной тени послевоенной мощи и хорошего настроения Советского Союза. Одно из его самых ранних воспоминаний — это первый космический полет Юрия Гагарина в 1961 году, который его семья смотрела по телевизору — устройства, которого в те дни в Москве было чрезвычайно мало. «Гагарин совершил свой полет, и теперь мы, СССР, были на вершине мира», — сказал Толя, описывая тогдашнее настроение. «Я чувствовал себя в самом центре вселенной».

В те годы обитатели Дома правительства еще де-факто были членами советской элиты, пусть и не все они были высокопоставленными чиновниками. В одном из дворов располагалась «специальная амбулатория» — полусекретный продовольственный магазин и столовая, где предлагались продукты и различные деликатесы, которые иначе было невозможно найти, по субсидированным ценам. Толя сказал, что магазином в его семье принципиально никто не пользовался, но несколько раз группа молодых людей устраивала импровизированную вечеринку, посылала в магазин кого-то из его друзей и вдруг, «стол будет накрыт на двадцать человек».

В квартире, которую я сейчас снимаю, жил сын Сергушева Владимир с матерью и женой Нонной, обаятельной красавицей. У нее были напряженные отношения со свекровью, которая сочла интерес молодой женщины к губной помаде, кружевным перчаткам и вечерам в театре непристойно-буржуазным. Фамилия Сергушева помогла Владимиру устроиться на работу в КГБ. Он был интеллигентным и вдумчивым человеком, но со слабыми нервами. В пятидесятые годы он потерял во время командировки в Германии портфель, наполненный сверхсекретными документами, и был тихо уволен из спецслужб. Он получил работу профессора и экономиста с доступом к угощениям вроде осетровых и бананов. У него был сын, который в 1975 лет, имел дочь — мою квартирную хозяйку Марину. Она рассказала мне, что, когда она была ребенком, история здания была в значительной степени забыта или намеренно игнорировалась. В детстве она знала, что у ее прадеда есть собственная запись в советской энциклопедии, но она не думала о нем как о человеке, который помог творить историю.

История дома – Музей «Дом на набережной»

1930-е годы И.Н. Панов.

Оригинальный стеклянный негатив

1930-е И.Н. Панов.

Оригинальный стеклянный негатив

Взгляд

улица Серафимовича
1950-е годы

Фото А. Задикяна

Вид на дом

Вид на дом

Вид на дом

Фото А.

Задикяна

Вид на дом

Евзерихин Е.Н. 1949

г. Кинотеатр «Ударник»
вид с Болотной площади

Фото из Музея Москвы

Строительство

Фото из Музея Москвы

Строительство

Фото из Музея Москвы

Строительство

11 марта 1918 года большевистское правительство во главе с Лениным переехало из Петрограда в Москву. Москва стала столицей советской республики. После переезда государственных учреждений в Москву число чиновников в городе увеличилось почти вдвое и достигло 281 тыс. человек.
Высокопоставленные чиновники поселились в так называемых Домах Советов, располагавшихся в бывших гостиницах «Националь», «Метрополь», «Петергоф», в домах графа Шереметева и князя Куракина, а также на улицах Знаменка, Неглинная улица и Пречистенский бульвар. В Кремле было занято около двадцати домов.

 

БОРИС ИОФАН
(1891—1976)

Один из ведущих представителей сталинской архитектуры, автор нереализованного проекта Дворца Советов; народный архитектор СССР (1970), лауреат Сталинской премии 2-й степени (1941).

В конце 1920-х Моссовет доложил в ЦИК СССР о нехватке крупных благоустроенных гостиниц типа «Националь» и «Метрополь». В 1930, гостиница «Интурист» ожидала приезда в страну 10 000 иностранцев, что было в 3,5 раза больше, чем в 1929 году. Старые большевики и прочие высокопоставленные чиновники.
К 1926 году по предложению председателя Совета Народных Комиссаров Алексея Рыкова была создана комиссия по домостроению.

Процесс выбора места строительства затянулся. 24 июня 1927 года Комитет принял окончательное решение, и место строительства «дома для высших чинов ЦИК и СНК СССР, ВЦИК и Совнаркома СССР Народных Комиссаров Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР) был выбран на правом берегу Москвы-реки – Болотский район.

Начиная с 1927 г. из-за рубежа заказывали оборудование – механические краны, песковозы и др. В начале февраля 1928 г. на территории бывшего Винно-Соляного двора, вдоль Всехсвятской улицы и Берсеневской набережной велись интенсивные работы.

 

Строительство началось в 1928 году. Иофан спроектировал не просто жилой дом, а уникальный автономный комплекс в стиле позднего конструктивизма, включавший, помимо 505 квартир (по две на каждом этаже), клуб, кинотеатр, библиотеку, поликлиника, детский сад, ясли, столовая, парикмахерская, продуктовый магазин, промтоварный магазин, банк, спортзал, прачечная.

Здесь были реализованы новаторские архитектурные и инженерные решения, впервые применены унифицированные готовые строительные материалы, а также применены оригинальные безбалочные конструкции перекрытий в виде усеченных пирамид. Театральный зал клуба имени А. Рыкова имел самый большой купольный потолок в стране того времени — 32 метра в диаметре и 9 сантиметров в ширину.

Строительство оказалось очень дорогим – вместо 14-15 млн рублей его общая стоимость возросла до 24 млн рублей, но 1 января 1932 потребовалось дополнительно 4 млн. руб.

Строительство. Фото с сайта oldmos.ru

9 0037

 

Строительство продолжалось четыре года вместо запланированных двух и потребовало 24 млн рублей, что в четыре раза превысило запланированные затраты.

9 сентября 1930 г. на строительство Дома было привлечено до 850 рабочих с других строек.

 

В феврале 1931 г. завершена 1-я очередь строительства (жилые дома 4-7, кинотеатр, продовольственный магазин). Первые жители заселились в свои просторные квартиры с газом и горячей водой.

 

1 ноября 1932 г.
В доме проживало 2745 человек:

838 мужчины

 

1 311 женщин

 

596 детей

 

На 1 ноября 1932 года в доме проживало 2745 человек: 838 мужчин, 1311 женщин и 596 детей.

Семьи проживали в благоустроенных квартирах с телефоном, кухней с газовой плитой и холодильником, круглосуточным горячим водоснабжением, паркетным полом, потолками высотой 3,5 метра, в некоторых квартирах украшенными настенными росписями.

Мебель в доме была стандартизирована: стулья, столы, шкафы, газовые плиты и т.п. имели инвентарные номера. На полу дубовый паркет, потолки украшали декоративные росписи по эскизам художников-реставраторов из Эрмитажа.

 

Столовая. Фото А. Задикян.

Клуб. Фото А. Задикян.

Спортклуб. Фото А. Задикян.

В Доме ЦИК и СНК проживали выдающиеся военачальники, герои, писатели, ученые, партийные и государственные деятели, работники Коминтерна.

Среди них были ближайшие соратники В.Ленина О. и П.Лепешинские, А.Рыков, Е.Стасова, Г.Петровский, К.Радек;

видные военачальники и маршалы Г.Жуков, И.Баграмян, И.Конев, Р.Малиновский, Н.Кузнецов, И. Борзов, М.Тухачевский;

знаменитых на всю страну героя – Н. Каманин, М. Водопьянов, И. Мазурук, А. Стаханов;

ученых В.Глушко, А.Микоян, В.Парин, Е.Тарле, Н.Цицин;

писателей А.Серафимовича, Б.Лавренева, Ю.Трифонова, М.Коршунова, Ю.Семенова и многих других.

 

За годы правления Сталина около 800 из 2000 жителей Дома правительства стали жертвами репрессий.

В 1941 году дом опустел, так как жильцов переселили или эвакуировали. Многие ушли на фронт. В доме отключили отопление, газ и электричество, а на балконах последних этажей установили зенитные орудия.

Жизнь туда вернулась только в 1942 году, когда миновала смертельная опасность для Москвы. После войны дом снова продолжил свое обычное существование.

 

За годы сталинского руководства жертвами репрессий стали около 800 из 2000 жителей Дома правительства.

E-PRESS@Агенство подписки на электронные версии