Чувашская внешность: Характерные черты внешности чувашей. Антропологические признаки » Новости Чувашии. Город Чебоксары. Светская Чувашия

Чуваши (чаваш) — происхождение народа, где и как живут, фото

Чуваши — уникальная народность, которая смогла сквозь века пронести свою аутентичность. Это пятая по численности нация России, большая часть представителей которой владеет чувашским языком — единственным живым из исчезнувшей булгарской группы. Их считают потомками древних шумеров и гуннов, однако и современной истории чуваши подарили многое. Как минимум, родину символу революции Василию Ивановичу Чапаеву.

Где живут

Более половины представителей чувашской народности — 67,7%, проживает на территории Чувашской Республики. Она является субъектом Российской Федерации и располагается на территории Приволжского федерального округа. Республика граничит с Ульяновской и Нижегородской областями, Татарстаном, Мордовией и Республикой Марий Эл. Столица Чувашской Республики — город Чебоксары.

За пределами Республики чуваши живут преимущественно в соседних регионах и в Сибири, незначительная часть — за пределами РФ. Одна из наиболее крупных чувашских диаспор на Украине — порядка 10 тысяч человек. Кроме того, представители народности проживают в Узбекистане и Казахстане.
На территории Республики Чувашия выделяется три этнографических группы. Среди них:

  1. Верховые чуваши. Проживают в северо-западной части региона, имеют местные названия тури́ или вирья́л.
  2. Средненизовые чуваши. Их локация — северо-восток Республики, диалектное наименование ана́т енчи́.
  3. Низовые чуваши. Живут в южной части региона, на чувашском языке имеют название анатри́.

Численность

Чуваши — пятая по численности народность в России: порядка 1 4000 000, по данным переписи 2010 года. Из них более 814 тысяч человек живет на территории Чувашской Республики. Порядка 400 тысяч чувашей находится в соседних регионах: Башкортостане — 107,5 тыс., Татарстане — 116,3 тыс., Самарской — 84,1 тыс. и Ульяновской — 95 тыс., областях.
Стоит отметить, что численность чувашей к 2010 году снизилась на 14% по сравнению с переписью 2002 года. Отрицательная динамика привела этот показатель на уровень 1995 года, что этнографами воспринимается как отрицательный результат ассимиляции.

Название

Основная версия происхождения названия связана с древним племенем «сувары», или «сувазы». Оно впервые упоминается в X столетии в воспоминаниях путешественника арабского происхождения ибн-Фадлана. Автор писал о племени, входившем в состав Волжской Булгарии и отказавшемся принимать ислам. Часть исследователей считает, что именно сувары стали прародителями чуваш, ушедшими в верховья Волги, во избежание навязывания чуждой религии.

В летописях это название впервые упоминается лишь в XVI-XVII столетии, в период присоединения Чувашской даруги к Российскому государству после падения Казанского ханства. Одно из наиболее ранних свидетельств — описание горных черемисов (современных марийцев) и чувашей Андреем Курбским, рассказывавшим о походе на Казань в 1552 году.
Самоназвание народа — чаваши, которое считается традиционным определением национальности. Похоже по звучанию и наименование народности на других языках: «чуаш» и «чуваж» — у мордвы и татар, «сыуаш» — у казахов и башкир.
Некоторые исследователи полагают, что корни названия и народа идут еще от древних шумеров, однако генетики не нашли подтверждения этой теории. Еще одна версия связана с тюркским словом javas, что в переводе означает «мирный, дружественный». Кстати, такие черты характера, наряду с порядочностью, скромностью и честностью, свойственны современным чувашам.

Язык

До X века язык сувазских племен существовал на основе древней рунической письменности. В X-XV веках, во время тесного соседства с мусульманскими племенами и Казанским ханством, алфавит был заменен на арабский. Однако звучание языка и определение местных диалектов в этот период становилось все более самобытным. Это позволило к XVI столетию сформировать аутентичный, так называемый, среднебулгарский язык.
С 1740 года началась новая страница в истории чувашского языка. В этот период в регионе начали появляться христианские проповедники и священники из числа местного населения. Это привело к созданию в 1769-1871 годах нового варианта письменности на основе кириллицы. Основой литературного языка послужили диалекты низовых чувашей. Окончательно алфавит оформился к 1949 году, и состоит из 37 букв: из них 33 знака русского алфавита и 4 дополнительных кириллических символа.
Всего в чувашском языке выделяется три диалекта:

  1. Низовой. Отличается обилием «укающих» звуков, распространен ниже по течению реки Суры.
  2. Верховой. «Окающая» фонетика, свойственная жителям верховий Суры.
  3. Малокарачинский. Обособленное наречие чувашского, характеризующееся изменениям в вокализме и консонантизме.

Современный чувашский язык относится к тюркской языковой семье. Его уникальная особенность в том, что это единственный в мире живой язык исчезнувшей булгарской группы. Это официальный язык Чувашской Республики, который, наряду с русским, является государственным. Его изучают в местных школах, а также в учебных заведениях некоторых районов Татарстана и Башкирии. Согласно переписи 2010 года, на чувашском языке говорит более 1 миллиона граждан России.

История

Предками современных чувашей было кочевое племя савиров, или суваров, обитавшее в Западном Прикаспии со II века нашей эры. В VI столетии началась его миграция на Северный Кавказ, где часть его сформировала гуннское царство, а часть была разгромлена и вытеснена в Закавказье. В VIII-IX веках потомки суваров обосновались в Среднем Поволжье, где вошли в состав волжских булгар. В этот период происходит значительное объединение культуры, религии, традиции и обычаев народов.

Кроме того, исследователи отмечают значительное влияние на язык, предметы материальной и духовной культуры древних земледельцев Передней Азии. Считается, что южные племена, мигрировавшие во время великого переселения народов, частично осели в Поволжье и ассимилировались с болгаро-суварскими народами.
Однако, уже в конце IX столетия предки чувашей отделились от Булгарского царства и мигрировали дальше на север из-за неприятия ислама. Окончательное формирование чувашской народности закончилось только в XVI столетии, когда произошла ассимиляция суваров, татар из соседнего Казанского царства и русских.
Во времена владычества Казанского ханства чуваши входили в его состав, однако держались обособленно и независимо, несмотря на необходимость платить дань. Вскоре, после взятия Казани Иваном Грозным чуваши приняли власть Российского государства, однако на протяжении всей истории отстаивали свои права. Так, они участвовали в восстаниях Стеньки Разина и Емельяна Пугачева, выступали против произвола чиновников в 1571-1573 гг., 1609-1610 гг., 1634 г. Подобное своеволие доставляло проблемы государству, поэтому вплоть до XIX века в регионе действовал запрет на кузнечное ремесло с целью пресечения производства оружия.

Внешность

На внешность чувашей повлияла длительная история миграции пранарода и значительное смешение с представителями булгарских и азиатских племен. У современных чувашей встречаются такие типы внешности, как:

  • монголоидно-европеоидный тип с преобладанием европейских черт — 63,5%
  • европеоидные типы (с русыми волосами и светлыми глазами, а также с более темной кожей и волосами, коричневыми глазами) — 21,1%
  • чистый монголоидный тип — 10,3%
  • сублапоноидный тип или волго-камская раса с мягко выраженными признаками монголоидов — 5,1%

С точки зрения генетики также нельзя выделить чистую «чувашскую гаплогруппу»: все представители нации имеют смешанную расовую принадлежность. По максимальному соответствию среди чувашей выделяются следующие гаплогруппы:

  • североевропейская — 24%
  • славянская R1a1 — 18%
  • угро-финская N — 18%
  • западноевропейская R1b — 12%
  • доставшаяся от хазар еврейская J — 6%

Кроме того, обнаружены генетические связи чувашей с соседними народностями. Так, марийцы, которые в Средневековье проживали в одном регионе с болгаро-суварами и назывались горными черемисами, имеют с чувашами общую мутацию гена хромосомы LIPH, вызывающую ранее облысение.
Среди типичных особенностей внешности стоит отметить:

  • средний рост у мужчин и невысокий у женщин;
  • жесткие волосы, которые от природы редко имеют завиток;
  • более темный оттенок кожи и цвет глаз у представителей европеоидного типа;
  • короткий, чуть вдавленный нос;
  • наличие эпикантуса (характерная складка в уголке глаз) у представителей смешанного и монголоидного типов;
  • форма глаз миндалевидная, чуть раскосая;
  • широкое лицо;
  • выступающие скулы.

Этнографы прошлого и современности отмечали мягкие черты лица, добродушное и открытое его выражение, связанное с особенностями характера. У чувашей яркая и подвижная мимика, легкие движения, хорошая координация. Кроме того, представители нации во всех свидетельствах упоминались как опрятные, чистые, хорошо сложенные и аккуратные люди, создававшие приятное впечатление своей внешностью и поведением.

Одежда

В повседневной жизни чувашские мужчины одевались просто: просторная рубаха и штаны из домотканого сукна, которое делали из конопли и льна. Дополняла образ простая шляпа с узкими полями и обувь, изготавливаемая из лыка или кожи. По внешнему виду обуви различали места обитания народности: западные чуваши носили лапти с портянками черного цвета, восточные отдавали предпочтение белому колеру. Интересно, что мужчины носили онучи только зимой, а женщины дополняли ими свой образ круглый год.
В отличие от мужчин, которые национальные костюмы с орнаментом надевали лишь на свадебные и религиозные церемонии, женщины предпочитали выглядеть привлекательно ежедневно. Их традиционная одежда включала в себя длинную, похожую по крою на тунику, рубашку из белого покупного или домотканого сукна и передника.
У западных вирьял он дополнялся нагрудником, традиционными вышивками и аппликациями. Восточные анатри нагрудник не использовали, а фартук шили из клетчатой ткани. Иногда встречался и альтернативный вариант, так называемый «фартук скромности». Он располагался на поясе сзади и доходил до середины бедра. Обязательный элемент костюма — головной убор, вариаций которого у чувашских женщин было множество. В повседневной жизни использовали платки светлых расцветок, холщовые сурпаны или повязки, подобные арабской чалме. Традиционный головной убор, который стал одним из символов народа, — шапочка тухъя, напоминающая по форме шлем и обильно украшенная монетами, бисером и бусинами.

В почете у чувашских женщин и другие яркие аксессуары. Среди них расшитые бисером ленты, которые пропускались через плечо и под рукой, шейные, поясные, нагрудные и даже наспинные украшения. Характерная особенность орнаментов — строгая геометрия форм и зеркальность, обилие ромбов, восьмерок и звезд.

Жилище

Чуваши селились в небольшие деревни и села, которые назывались ялы и располагались вблизи рек, озер и оврагов. В южных регионах тип расселения был линейный, а в северных — традиционный кучево-гнездовой. Обычно на разных концах яла селились родственные семьи, которые всячески помогали друг-другу в быту. Увеличение численности населения в поселках, а также традиционное современное формирование улиц появилось в регионе лишь в XIX столетии.
Жилище чувашей представляло добротный дом из дерева, для утепления которого применялась солома и глина. Очаг находился внутри помещения и имел дымоход, сам дом имел правильную квадратную или четырехугольную форму. Во времена соседства с бухарами многие чувашские дома имели настоящие стекла, однако в будущем большая их часть была заменена на специальным образом выделанные пузыри.

Двор имел форму вытянутого прямоугольника и традиционно разделялся на две части. В первой находился главный жилой дом, летняя кухня с открытым очагом и все надворные постройки. Продукты хранили в сухих погребах нухрепах. В задней части разбивали огород, оборудовали загон для скота, иногда там же находилось гумно. Здесь же располагали и баню, которая имелась на каждом дворе. Часто рядом с ней выкапывали искусственный пруд, или же предпочитали располагать все постройки вблизи естественного водоема.

Семейный уклад

Главное богатство чувашей — семейные отношения и почитание старших. Традиционно в семье одновременно жили три поколения, за пожилыми трепетно ухаживали, а те, в свою очередь, воспитывали внуков. Фольклор пронизан песнями, посвященными любви к родителям, их в нем даже больше, чем обычных любовных песен.
Несмотря на равенство полов, мать, «апи», для чувашей священна. Ее имя не упоминается в бранных или пошлых разговорах, насмешках, даже если человека хотят обидеть. Считается, что ее слово целительно, а проклятие — самое страшное, что может случиться. Красноречиво об отношении к матери свидетельствует чувашская пословица: ««Каждый день угощай мать блинами, выпеченными на собственной ладони, — все равно не отплатишь ей добром за добро, трудом за труды».

Дети не менее важны в семейной жизни, чем родители: их любят и привечают вне зависимости от степени родства. Поэтому в традиционных чувашских поселениях практически не бывает сирот. Детей балуют, но не забывают с ранних лет прививать трудолюбие и умение считать деньги. Учат их и тому, что главное в человеке — кăмăл, то есть душевная красота, внутренняя духовная сущность, которую можно разглядеть абсолютно в каждом.
До повсеместного распространения христианства было разрешено многоженство, практиковались традиции сорората и левирата. Это значит, что после смерти супруга жена должна была выйти замуж за брата мужа. Сорорат же позволял мужу последовательно или единовременно брать в супруги одну или нескольких сестер жены. До сих пор сохраняется традиция минората, то есть передачи наследства младшему по возрасту в семье. В связи с этим младший из детей зачастую остается на всю жизнь в доме родителей, ухаживает за ними и помогает по хозяйству.

Мужчины и женщины

Муж и жена у чувашей имеют одинаковые права: мужчина отвечает за все, что происходит вне дома, а женщина полностью берет на себя быт. Интересно, что она может самостоятельно распоряжаться прибылью, которую получает от продажи продуктов со двора: молока, яиц, тканей. В ней больше всего ценится трудолюбие, честность и возможность рожать детей.

Особенно почетно родить мальчика, и, хотя девочек в чувашских семьях любят не меньше, их появление означает дополнительные хлопоты, поскольку за каждую из них приходится выставлять солидное приданое. У чувашей считалось, что чем позже девушка выходит замуж, тем лучше: это позволит накопить больше приданого и досконально изучить все премудрости ведения хозяйства. Юношей же женили как можно раньше, поэтому в традиционных семьях муж часто бывает на несколько лет младше. Однако женщины имели право наследования за родителями и мужем, поэтому часто становились во главе семейства.

Жизнь

Сегодня, как и на протяжении всей истории, главную роль в жизни чувашей продолжает играть сельское хозяйство. С древних времен народ активно занимался земледелием, используя системы трехполья или подсечно-огневого типа. Основными культурами были пшеница, рожь, овес, полба, горох, гречиха.
Для создания тканей выращивали лен и коноплю, а для производства пива — хмель и солод. Чуваши во все времена славились как отличные пивовары: в каждой семье есть собственный рецепт пива. Для праздников производили более крепкие сорта, а в повседневной жизни пили слабоалкогольные. Хмельные напитки производили их из пшеницы.

Животноводство было не столь популярным, поскольку в регионе не хватало пригодных кормовых угодий. В домашних хозяйствах разводили лошадей, коров, свиней, овец, птицу. Еще одно традиционное занятие чувашей — бортничество. Наряду с пивом, мед был одним из основных экспортных товаров в соседние регионы.
Чуваши во все времена занимались огородничеством, сажали репу, свеклу, лук, бобовые, фруктовые деревья, позже — картофель. Из ремесел ярко процветала резьба по дереву, плетение корзин и мебели, гончарное дело, ткачество и рукоделие. Больших успехов добились чуваши в деревообрабатывающих кустарных занятиях: производстве рогожи, веревок и канатов, столярном, бондарном, плотничьем, портняжном, колесном деле.

Религия

Сегодня больше половины чувашей формально исповедует христианство, однако до сих пор встречаются объединения приверженцев традиционного язычества, а также религиозного синкретизма. Немногочисленные группы чувашей исповедуют ислам суннитского типа.
В древности чуваши верили, что мир представляет собой куб, в центре которого находятся чуваши. По берегам земля омывалась океанами, которые постепенно разрушали сушу. Считалось, что как только край земли дойдет до чувашей, наступит конец света. По бокам куба находились охранявшие его богатыри, внизу — царство зла, а вверху — божества и духи умерших во младенчестве.

Несмотря на то, что народ исповедовал язычество, у них был лишь один верховный бог Тура, который руководил жизнью людей, насылал на них бедствия, испускал громы и молнии. Зло олицетворялось с божеством Шуйттан и его слугами — злыми духами. Они после смерти мучали грешников в девяти котлах, под которыми на протяжении вечности поддерживали огонь. Однако в существование ада и рая чуваши не верили, так же, как и не поддерживали идею о перерождении и переселении душ.

Традиции

После христианизации общества языческие праздники соотносились с православными. Больше всего обрядовых празднований приходилось на весенний период и было связано с аграрными работами. Так, праздник зимнего равноденствия Сурхури знаменовал приближение весны и увеличение солнечного дня. Затем шел аналог Масленицы, праздник солнца Саварни, после несколько дней отмечали Манкун, совпадавший с православной Радоницей. Он длился несколько дней во время которых совершались жертвоприношения солнцу и проводились обряды почитания предков. Месяц поминовения был и в декабре: в культуре считалось, что духи предков могут насылать проклятия и благословления, поэтому их задабривали регулярно на протяжении всего года.

Известные чуваши

Один из самых знаменитых уроженцев Чувашии, родившийся близ Чебоксар, знаменитый Василий Иванович Чапаев. Он стал настоящим символом революции и героем национального фольклора: о нем не только снимают фильмы, но и придумывают остроумные анекдоты о русской смекалке.

Из Чувашии был и Андриян Николаев — третий советский гражданин, покоривший космос. Из его личных достижений — работа на орбите без скафандра впервые в мировой истории.

Чуваши обладают богатым историческим и культурным прошлым, которое смогли сохранить до наших дней. Соединение древних верований, обычаев и традиций, приверженность родному языку помогают сохранить аутентичность и передать накопленные знания новым поколениям.

Видео

Внешность чувашей, особенности, характерные черты характера. История народа

Стиль существования, быт, обряды — все это влияет на внешний вид и поведение. В центре европейской части России проживают чуваши. Характерные черты характера неотъемлемо связаны с традициями этих удивительных людей.

Истоки народа

На отдалении около 600 километров от Москвы расположен город Чебоксары, центр Чувашской республики. На этой земле проживают представители красочного этноса.

Существует много версий о происхождении этого народа. Наиболее вероятно, что предками были тюркоязычные племена. Эти люди начали мигрировать на запад еще во II веке до н. э. Ища лучшей доли, они пришли на современные территории республики еще в VII-VIII веках и триста лет спустя создали государство, которое было известно как Волжская Булгария. Отсюда и пошли чуваши. История народа могла бы быть другой, но в 1236 году государство разбили монголо-татары. Часть людей сбежала от завоевателей на северные земли.

Название этого народа с киргизского переводится как «скромные», по старому татарскому диалекту — «мирные». Современные словари утверждают, что чуваши — это «тихие», «безобидные». Впервые название упоминается в 1509 году.

Религиозные предпочтения

Уникальна культура этого народа. До сих пор в обрядах прослеживаются элементы Передней Азии. Также на стиль повлияло тесное общение с ираноязычными соседями (скифами, сарматами, аланами). Не только быт и хозяйство, но и манеру одеваться перенимали чуваши. Внешность, особенности костюма, характер и даже религия их получены от соседей. Так, еще до присоединения к Российскому государству эти люди были язычниками. Верховного бога звали Тура. Позже в колонию начали проникать другие веры, в частности христианство и ислам. Поклонялись Иисусу те, кто обитал на землях республики. Аллах стал главой тех, кто жил за пределами области. В ходе событий носители мусульманства отатарились. Все же на сегодняшний день большая часть представителей этого народа исповедует православие. Но дух язычества до сих пор ощущается.

Слияние двух типов

Различные группы повлияли на внешность чувашей. Больше всего — монголоидная и европеоидная расы. Именно поэтому практически всех представителей этого народа можно разделить на светловолосых финских и представителей темного типа лица. Белокурым присущи русые волосы, серые глаза, бледность, широкий овал лица и небольшой нос, кожа часто покрыта веснушками. При этом по виду они несколько темнее европейцев. Локоны брюнетов нередко завиваются, глаза темно-коричневого цвета, узкой формы. У них плохо выражены скулы, вдавленный нос и желтый тип кожи. Здесь стоит отметить, что их черты мягче, чем у монголов.

Отличаются от соседних групп чуваши. Характерные черты лица для обоих типов — небольшой овал головы, переносица низкая, глаза сужены, маленький аккуратный рот. Рост средний, к полноте не склонные.

Повседневный образ

Каждая народность — уникальная система обычаев, традиций и верований. Не стало исключением и население Чувашской республики. С давних времен эти люди в каждом доме самостоятельно изготавливали сукно и холст. Из этих материалов шили одежду. Мужчинам полагалось носить холщовую рубаху и штаны. Если становилось прохладно, к их образу добавлялись кафтан и овечья шуба. Имели присущие только себе узоры чуваши. Внешность женщины удачно подчеркивали необычные орнаменты. Все вещи были украшены вышивкой, в том числе и расклиненные рубахи, которые носили дамы. Позже модными стали полосы и клетка.

В каждой ветви этой группы были и есть свои предпочтения по цвету одежды. Так, юг республики всегда отдавал предпочтение насыщенным оттенкам, а северо-западные модницы любили светлые ткани. В наряде каждой женщины присутствовали широкие татарские штаны. Обязательным элементом является фартук с нагрудником. Его особенно усердно украшали.

В общем, очень интересна внешность чувашей. Описание головного убора стоит выделить отдельным разделом.

Статус определяли по шлему

Ни один представитель народа не мог ходить с непокрытой головой. Так возникло отдельное течение в направлении моды. С особой фантазией и страстью украшали такие вещи, как тухья и хушпу. Первую носили на голове незамужние девушки, вторая была только для семейных женщин.

Сначала шляпка служила как талисман, оберег от несчастья. К такому амулету относились с особым уважением, украшали дорогим бисером, монетами. Позже такой предмет не только украшал внешность чувашей, он стал говорить о социальном и семейном положении женщины.

Многие исследователи считают, что форма убора напоминает рыцарский шлем. Другие дают прямую ссылку к пониманию конструкции Вселенной. Ведь по представлениям этой группы земля имела четырехугольную форму, а посередине стояло древо жизни. Символом последнего была выпуклость по центру, что отличало замужнюю женщину от девушки. Тухья была заостренной конусной формы, хушпу — округлая.

С особой скрупулезностью выбирали монеты. Они должны были быть мелодичными. Те, что свисали с краев, ударялись друг о друга и звенели. Такие звуки отпугивали злых духов — в это верили чуваши. Внешность и характер народа находятся в непосредственной взаимосвязи.

Код орнамента

Славятся чуваши не только душевными песнями, а и вышивкой. Мастерство росло с поколениями и передавалось по наследству от матери к дочери. Именно в орнаментах можно прочитать историю человека, его принадлежность к отдельной группе.

Главная черта этой вышивки — четкая геометрия. Ткань должна быть только белого или серого цвета. Интересно, что украшали одежду девушки только до свадьбы. В семейной жизни на это не хватало времени. Поэтому то, что сделали в молодости, носили всю оставшуюся жизнь.

Вышивка на одежде дополняла внешность чувашей. В ней была зашифрована информация о сотворении мира. Так, символически изображали дерево жизни и восьмиконечные звезды, розетки или цветки.

После популяризации фабричного производства изменились фасон, цвет и качество рубахи. Старшие люди долго горевали и уверяли, что такие изменения в гардеробе навлекут беду на их народ. И действительно, с годами истинных представителей этого рода становится все меньше.

Мир традиций

Многое о народе говорят обычаи. Одним из самых колоритных ритуалов является свадьба. Характер и внешность чувашей, традиции сохраняются до сих пор. Стоит заметить, что в давние времена на свадебной церемонии не присутствовали священники, шаманы или официальные представители власти. Засвидетельствовали создание семьи гости действа. А посещали дома родителей молодоженов все, кто знал о празднике. Интересно, что развод как таковой не воспринимался. По канонам влюбленные, которые сочеталась перед родными, должны быть верными друг другу до конца жизни.

Раньше невеста должна была быть старше мужа на 5-8 лет. На последнее место при выборе партнерши ставили чуваши внешность. Характер и менталитет этих людей требовал, чтобы в первую очередь девушка была трудолюбивой. Отдавали барышню замуж после того, как она освоит домашнее хозяйство. Взрослой женщине также поручали воспитать юного мужа.

Характер — в обычаях

Как уже ранее упоминалось, само слово, от которого произошло название народа, с большинства языков переводится как «миролюбивый», «спокойный», «скромный». Такое значение абсолютно соответствует характеру и ментальности этого народа. По их философии, все люди, как птицы, сидят по разным веткам большого дерева жизни, каждый другому — родственник. Поэтому их любовь друг к другу безгранична. Очень мирные и добрые люди чуваши. История народа не содержит информации об атаках невинных и произволе в отношении других групп.

Старшее поколение хранит традиции и живет по старой схеме, которую усвоили от родителей. Влюбленные до сих пор женятся и клянутся в верности друг другу перед родными. Часто устраивают массовые гуляния, на которых звонко и мелодично звучит чувашский язык. Люди надевают лучшие костюмы, вышитые по всем канонам. Варят традиционный бараний суп — шурпу, и пьют пиво собственного приготовления.

Будущее в прошлом

В современных условиях урбанизации традиции в деревнях исчезают. Вместе с этим мир теряет самостоятельную культуру, уникальные знания. Тем не менее правительство России нацелено ​​на то, чтобы максимально заинтересовать современников прошлым разных народов. Не исключение и чуваши. Внешность, особенности быта, колорит, обряды — все это очень интересно. Чтобы показать молодому поколению культуру народа, проводят импровизированные вечера студенты университетов республики. Говорят и поют молодые люди при этом на чувашском языке.

Проживают чуваши на Украине, в Казахстане, в Узбекистане, поэтому успешно прорывается их культура в мир. Представители народа поддерживают друг друга.

Недавно на чувашский язык была переведена главная книга христиан — Библия. Процветает литература. Орнаменты и одежда этноса вдохновляют известных дизайнеров на создание новых стилей.

До сих пор есть села, где еще живут по законам племени чуваши. Внешность мужчины и женщины в таких поседениях традиционно народная. Великое прошлое сохраняется и почитается во многих семьях.

Люди с самыми рыжими волосами в мире

  • Опубликовано

Источник изображения, Finugor

Подпись к изображению, 9000 4 В Удмуртии регулярно проводится фестиваль рыжих волос

Автор Марк Stratton

Россия

В России проживает не менее 190 этнических групп, и в ее пределах насчитывается более 20 различных республик. Поскольку Москва, по-видимому, преследует агрессивно-националистическую повестку дня, мне стало интересно, на что похожа жизнь тамошних этнических меньшинств.

Говорят, что у удмуртов самые рыжие волосы в мире.

Татары и башкиры происходят из Золотой Орды.

Марии поклоняются анимистическим духам среди своих священных лесных рощ.

Связь между этими разными этносами заключается в том, что все они имеют свои республики в составе Российской Федерации.

Я проехал 500 миль (750 км) к востоку от Москвы в низинах Среднего Поволжья, где шесть из этих республик группируются вместе, чтобы посмотреть, как они управляются.

У них есть собственные парламенты для решения местных вопросов, но их губернаторы назначаются президентом России, чтобы обеспечить их подчинение Москве в общегосударственных вопросах.

Ни одна из республик, в которых я побывал, — Чувашия, Марий Эл, Татарстан, Удмуртия, Мордовия и Башкортостан — не являются новичками в интеграции с Россией.

Еще в 1550-х годах, когда царская Россия воевала с мародерствующими татарами, Иван Грозный построил линию оборонительных фортов вдоль Волги через земли этих малочисленных народов.

Прагматично, они искали защиты в пределах Российской империи — и, действительно, поддержали победившую лошадь, потому что Иван оправдал свое ужасное прозвище и насильно покорил татар в Императорской России.

«Присоединение к России было вопросом сохранения нашей культуры, а не колонизации», — настаивает Тамара Воробеева, мой чувашский гид в столице их республики, Чебоксарах.

Хотя большинство граждан Чувашии заявляют о своем чувашском происхождении, Воробеева признает, что века смешения с русскими и татарами затрудняют определение того, как выглядит типичный чувашец.

Источник изображения, Марк Стрэттон

Подпись к изображению,

Чувашские певцы приветствуют пассажиров на станции Чебоксары

Тем не менее, по ее словам, чувашская культура пережила возрождение после распада Советского Союза — теперь в школах преподают чувашский язык наряду с русским, а уличные указатели написано на обоих языках.

«Мы очень счастливы в России и никогда не чувствовали дискриминации», — говорит она.

«Некоторые экстремистские элементы хотят более глубокого культурного возрождения и предложили чувашский язык в качестве единственного официального языка республики. Но это вытеснит наших этнических русских и станет экономической катастрофой», — добавляет она.

Источник изображения, Марк Стрэттон

Подпись к изображению,

Женщины в традиционной удмуртской одежде

Соседняя республика Марий Эл находится всего в 60 милях (90 км) от нас среди густых сосновых лесов. Марийцы переселились сюда в VI веке с Урала и их язык близок к финскому.

В Марий Эл большинство этнических русских, и мне снова сказали, что невозможно с уверенностью определить типичный марийский внешний вид из-за многовековых смешанных браков.

Я читал сообщения о том, что марийская культура подвергается нападкам, но местный репетитор по английскому языку Светлана Маймина настаивает на том, чтобы все жители Марий Эл жили дружно.

«Мое происхождение — еврейское», — говорит она мне. «У нас здесь нет синагоги, но я никогда в жизни не сталкивался с антисемитизмом».

Источник изображения, Марк Страттон

Подпись к изображению,

Традиционно одетый «лесной человек» играет музыку в Марий Эл

На протяжении веков многие коренные народы этих республик перешли от традиционных народных религий к православному христианству.

Тем не менее, в Йошкар-Оле, в Национальном музее Марий Эл, Настя Айгузина говорит, что марийцы до сих пор практикуют народные культы. «В каждой сельской деревне есть шаман. Мы ходим в священные березовые рощи, чтобы пировать и приносить в жертву животных духам на деревьях», — говорит она.

Интересно, Русская Православная Церковь осуждает это? — Нет, — настаивает она. «Мы придерживаемся обоих верований. Утром люди могут ходить в церковь, а днем ​​посещать священные леса».

Пожалуй, самая сильная культурная идентичность, с которой я столкнулся, это татары-мусульмане, которые составляют чуть более 50% Татарстана.

Татары прибыли сюда в 13 веке в составе монгольской Золотой Орды перед их невыгодным конфликтом с Иваном Грозным три века спустя.

Нынешняя столица Татарстана Казань — современный прогрессивный город, богатый нефтяными богатствами. Кремль на вершине холма Ивана XVI века до сих пор возвышается над Казанью – мне его показала преподаватель университета Резида Мухаметзанова.

После падения коммунизма здесь были восстановлены два ослепительно богато украшенных храма — мечеть Кул-Шариф и Благовещенский собор, расстояние между которыми составляет всего 100 метров.

«Они были реконструированы одновременно нашим губернатором, чтобы показать беспристрастность в отношении разных конфессий», — говорит Мухаметзанова.

Источник изображения, Марк Стрэттон

Подпись к изображению,

Благовещенский собор Казани

Источник изображения, Марк Стрэттон

Подпись к изображению,

Внутри мечети Кулшариф в Казани радикализм «Я мусульманка, но не обязана носить хиджаб», — говорит она.

Позже я встречаюсь с мордвинами Мордовии, богатыми нефтью башкирами Башкортостана и удмуртами — все культуры сильно ассимилировались русским образом жизни. И да, некоторые удмурты действительно могут похвастаться копной ярко-рыжих волос.

Межнациональное и религиозное согласие не всегда царило в бесчисленных республиках России. Вспомните Чечню. Но в землях Среднего Поволжья, кажется, их разнообразная культурная запеканка кипела веками, так и не выкипев.

Источник изображения, Марк Стрэттон

Подпись к изображению,

Русские казачьего происхождения живут по всему региону

Фотографии Марка Стрэттона, если не указано иное.

Как слушать От нашего собственного корреспондента :

BBC Radio 4: Суббота в 11:30

Слушайте онлайн или скачивайте подкаст.

Всемирная служба Би-би-си: Короткие выпуски с понедельника по пятницу — см. расписание программ Всемирной службы.

Подпишитесь на информационный бюллетень журнала BBC News Magazine по электронной почте , чтобы получать статьи на свой почтовый ящик.

ВЫБОРЫ ПРЕЗИДЕНТА В ЧУВАШИИ — БОЕВЫЕ ИСКУССТВА, ВОСТОЧНЫЙ

Выборы Президента Чувашии — Боевые искусства, восточный стиль

Рашид Ахметов 90 108

Когда Николай Федоров впервые был избран президентом Чувашской Республики в январе 1994 г. он олицетворял надежды чувашских демократов и был поддержан движением «Демократическая Чувашия». Сейчас, четыре года спустя, в республике по-прежнему есть экономические проблемы, а популярность Федорова резко упала.

Чуваши — тюркский народ, четвертая по численности этническая группа в Российской Федерации. Их территория была присоединена к Российской империи Иваном Грозным. За пределами Чувашии проживает больше чувашей, чем в ней, но республика компактна в этническом отношении, и титульная национальность остается численно доминирующей. На момент переписи 1989 года этнические чуваши составляли 68 процентов населения республики, а 27 процентов составляли этнические русские.

Федоров, этнический чуваш, внук кулак , 1958 года рождения. Юрист по образованию, назначен министром юстиции РФ в июле 1990 года, в возрасте 32 лет. Он покинул правительство Бориса Ельцина весной 1993 года в знак протеста против прозвучавшей осенью президентской угрозы закрыть российский парламент силой. В конце того же года Федоров был избран президентом родной республики. Его активно поддержала не только Демократическая Чувашия, но и русское население республики, поскольку он публично заявил, что не потерпит чувашского национализма в республике и не пойдет по «татарстанскому пути». Прагматичные директора местных промышленных предприятий также были важной опорой Федорова.

Сепаратизм и национализм никогда не были значительными силами в Чувашии. Тем не менее федеральные власти опасались, что к власти в Чувашии могут прийти чувашские националисты и что республика может присоединиться к Татарстану в его борьбе за суверенитет. По этой причине Кремль поддержал президентские амбиции Федорова своим весом.

Эта сложная и шаткая коалиция помогла Николаю Федорову одержать победу в 1994 году над своими соперниками, ректором Чувашского университета Львом Кураковым (представлявшим интересы местного капитала) и Атнером Хузангаем, лидером Чувашского национального конгресса (выступавшим с радикальной националистической программой). .

Масса проблем тут же обрушилась на уши молодого президента. Экономика республики трещала по швам. В целом Чувашия имеет слаборазвитую промышленную базу, но, что еще хуже, более половины предприятий республики занимались военным производством. « Химпром », например, производил до половины химического оружия СССР. Традиционно отсутствие в республике ценных природных ресурсов делало ее зависимой от федерального центра финансовой поддержки. Хваленый чувашский тракторный завод оказался не в состоянии конкурировать с зарубежными «гусеницами» и японскими машинами. Местная хлопковая фабрика прекратила производство, когда поставки хлопка из Узбекистана иссякли.

Финансисты стали смотреть на Чувашию как на «черную дыру». Безработица составляла 12 процентов, а средняя зарплата составляла 97 долларов в месяц по сравнению со 168 долларами в месяц в соседнем Татарстане. Промышленное и сельскохозяйственное производство резко упали, а долги республики за энергоносители резко возросли. Организованная преступность превратилась в серьезную проблему.

Ухудшение экономической ситуации подорвало базу поддержки Николая Федорова. Отношения между Федоровым и коммунистами, доминировавшими в Госсовете — законодательном собрании Чувашии, становились все более натянутыми. 19 декабря95 года законодательный орган провел референдум и попытался упразднить пост президента в республике. Движение потерпело поражение лишь с небольшим перевесом. В этих условиях политика лояльности по отношению к федеральному центру представлялась единственным способом обеспечить непрерывный приток федеральных дотаций.

Но из-за экономических проблем в республике Федорову стало труднее обеспечивать лояльность. Во втором туре президентских выборов в России в июле 1996 года на Чувашию обрушился «красный ураган». Борис Ельцин получил в Чувашии лишь 32 процента голосов, а Геннадий Зюганов набрал в два раза больше — 66 процентов. Федоров назвал население «необразованным» и «наивным» и сообщил местной прессе, что писал Ельцину, говоря, что ему «обижено и стыдно» результаты выборов. Федоров заявил, что если в отношениях Чувашии с Москвой возникнут «осложнения», он подумает об отставке.

Федоров оказался в очень слабом положении к моменту проведения очередных президентских выборов в Чувашии 28 декабря 1997 года. На этот раз против его кандидатуры выступили не только бывшие партийные боссы и радикальные чувашские националисты. Против него выступили и местные мелкие и средние предприниматели, и директора предприятий, которые помогли Федорову победить на первых выборах, разочарованные его неспособностью перевернуть экономику Чувашии. Молодежь была склонна отдать свои голоса чувашским националистам. Пенсионеры, как обычно, поддержали коммунистов.

Самыми сильными соперниками Федорова были Валентин Шурчанов, лидер местного отделения Коммунистической партии и спикер Госсовета Чувашии; Вячеслав Тимофеев, лидер радикальных чувашских националистов и председатель местной ассоциации боевых искусств; и Олег Васильев, председатель местного отделения националистической партии Владимира Жириновского. Васильев — бизнесмен с криминальным прошлым — также был чемпионом по дзюдо.

На поддержку имиджа Федорова были мобилизованы все средства массовой информации республики. Оппозиционная газета Республика , орган Госсовета, должен был печататься на территории соседней Марий Эл. Пресс-секретарь Федорова публиковал в местной прессе оды «мудрому» президенту. Сторонники Федорова довольствовались тем, что «жирные коты, ныне находящиеся у власти, уже наелись досыта. Если придут новые люди, они будут голодны и будут воровать больше».

Федорова поддержало провластное движение «Наш дом Россия», а мэр Москвы Юрий Лужков совершил молниеносный визит в республику, чтобы провести агитацию в его пользу. Владимир Жириновский выступил с рядом громких выступлений в поддержку Олега Васильева. Впечатляющее количество деятелей приехало в Чувашию, чтобы поддержать кандидата от коммунистов. Среди них были генерал Александр Лебедь, а также светила левого толка, такие как лидер Коммунистической партии Геннадий Зюганов, бывший премьер-министр СССР Николай Рыжков и губернатор Кемерово Аман Тулеев. Однако этим лицам было отказано в разрешении выступить в зале в Чебоксарах якобы из-за пожароопасности.

Чувашский национальный конгресс — влиятельная сила в Чувашии, располагающая до 10% электората и занимающая позицию умеренной оппозиции Федорову. Хотя официально она не поддержала ни одного из кандидатов, она молчаливо поддержала Тимофеева, кандидата от националистов. В ответ официальная пресса республики развернула клеветническую кампанию против Тимофеева. Появлялись статьи под такими заголовками, как «Любимая мечта турок стать президентом Чувашии»; они обвинили Тимофеева в ограблении чувашских студентов, отправленных на учебу в Турцию, где он якобы ведет ряд теневых предприятий. В других статьях утверждалось, что Тимофеев фальсифицировал свои спортивные достижения в области боевых искусств.

Главы администраций всех районов республики опубликовали в печати призыв голосовать за Федорова. Центризбирком выразил протест по этому поводу, так как госчиновникам по закону запрещено делать подобные заявления. Что касается Федорова, то он вдруг заявил, что в Чувашии найдены залежи нефти и что бурение начнется через месяц после выборов. Но специалисты подсчитали, что добыча десяти тысяч тонн нефти в год будет стоить 7 миллионов долларов, и заявили, что это сделает раскопки невыгодными.

Выборы состоялись 28 декабря. В первом туре Николай Федоров набрал 58 процентов голосов, Шурчанов – 35 процентов, Васильев – 1,5 процента, Тимофеев – менее 0,5 процента. Коммунистические активисты заявили, что голосование было сфальсифицировано. Они предположили, что Шурчанов и Федоров набрали примерно одинаковое количество голосов и что примерно 20 процентов голосов, доставшихся другим кандидатам, были «брошены» Федорову, чтобы гарантировать его победу в первом туре.

Как бы то ни было, примечательно, что на инаугурацию Федорова 12 января никто из московского руководства не приехал. Демонстративно отсутствовали также президент Татарстана Минтимер Шаймиев и президент Марий Эл Вячеслав Кислицын.