Содержание
✈ Что произойдет, если в самолет ударит молния
Удар молнии в самолет — это чрезвычайное происшествие и при ряде обстоятельств оно может иметь определенное последствие. Билетик Аэро расскажет вам, что же будет, если в самолет ударит молния.
Попадание молнии в самолет достаточно редкое явление для современной авиации. Обычно, согласно инструкциям техники безопасности, пилотам запрещено вводить самолет в грозовой фронт, машина должна обходить грозовое облако справа или слева, но никогда не пролетать снизу. Иначе, молния обязательно ударит в нее. По статистике экспертов молнии в самолеты попадают 1-2 раза в год, при регулярной эксплуатации авиалайнера. Но сегодня это редко приводит к серьезным последствиям.
Первое упоминание об авиационном происшествии, связанным с грозовым разрядом, появилось еще в 1929 году. Первым летным происшествием описанным детально, стала катастрофа транспортного самолета ВВС США Curtiss C-46, следовавшим 14 июня 1945 года по маршруту Даллас Джексон в штате Миссисипи. Молния попала в крыло на высоте около 1 километра. В результате самолет не смог удерживать высоту и упал в лес.
А одним из самых тяжелых ЧП вызванным молнией — называют авиакатастрофу в американском штате Мэриленд 8 декабря 1969 года. Тогда повреждение получил резервный бак с горючим, самолет вспыхнул, погибли 82 человека. После этой трагедии в конструкцию самолетов внесли изменения.
Разряд молнии выбирает путь наименьшего сопротивления, поэтому если на ее пути встречается самолет он проходит по его металлической обшивке, не проникая внутрь и не задевая важные устройства. Для этого листы обшивки должны быть плотно подогнаны к друг другу.
В случае же использования композитных материалов, их стали покрывать слоем проводящей сетки из медной фольги. Для защиты от сильного электромагнитного излучения, возникающего при ударе молнии, бортовые системы стали кронировать медными сетками. А чтобы исключить воспламенение паров топливных баков при попадании молнии, по мере выработки горючего они заполняются инертным газом. И наконец для того, что бы снизить вероятность встречи с небесным электричеством, на концах крыльев устанавливаются электростатические разрядники, с которых статический заряд стекает в воздух. Благодаря этому корпус самолета всегда остается нейтрально заряжен и не привлекает внимание молнии. Если она и попадает в него, то скорее всего выйдет с него именно с разрядника.
На данный момент авиапарки практически всех стран обладают современными авиалайнерами, которые достаточно хорошо защищены от удара молнии.
Самолеты испытывают на сопротивление значительным по мощности электромагнитным воздействием. Они могут выдерживать практически любые молнии и уровень турбулентности. При попадании молнии в самолет не пострадают ни пассажиры, ни экипаж. Может только наблюдаться незначительная тряска машины, небольшие повреждения корпуса, порча радио и электро оборудования, которые на каждом борту всегда дублируются.
И все же, несмотря на эффективный полный комплекс защиты, самолетам даже новой конструкции запрещается входить в грозовой фронт. А если в самолет во время полета все-таки попала молния, после посадки его тщательно просматривают на предмет сохранности обшивки корпуса.
Итак, в современном мире на современных авиалайнерах удар молнии не страшен. Это связано с наличием многих конструкторских решений, защищающих самолет. Несмотря на мировую статистику, в которой говорится, что за 15 лет использования каждого авиалайнера, регулярно совершающего полеты, молния попадает в него не менее 15 раз. Вероятность погибнуть в авиакатастрофе из-за удара молнии ничтожно мала.
Молнии часто попадают в самолеты.
Это опасно? — Meduza
1
Что случилось?
Начался сезон отпусков и, одновременно, сезон, когда грозы становятся регулярным явлением. Новости о том, что молнии попадают в самолеты по всему миру приходят каждую неделю. «Медуза» решила воспользоваться этим поводом, чтобы рассказать, насколько молнии опасны для современных самолетов.
Внимание. По стечению обстоятельств эти карточки были опубликованы днем 5 мая — за несколько часов до аварийной посадки и пожара SSJ 100 в московском аэропорту Шереметьево, в результате которого погиб 41 человек. Одной из версий отказа систем SSJ 100 называют попадание молнии в самолет. В этих карточках «Медуза» рассказывает, как защищают современные лайнеры на случай подобных ситуаций.
2
Молнии часто попадают в самолеты?
Часто. В среднем на каждый коммерческий самолет приходится по одному удару молнии в год. Пилоты сталкиваются с молнией один раз за три тысячи часов налета — то есть, лишь раз в несколько лет работы в коммерческой авиации. Пассажиры обычно проводят в небе меньше времени, чем пилоты, значит их шанс попасть в такую ситуацию еще ниже.
3
Когда чаще всего происходит удар молнии?
Во время взлета или посадки. Большинство случаев приходится на период, когда самолет набирает высоту или снижается — 96% ударов молнии происходит внутри грозового облака.
Удары молний случаются и тогда, когда самолет не находится в центре грозы, а пролетает мимо нее. Молния может ударить и «среди ясного неба» — например, когда самолет пролетает рядом с перистыми облаками, которые остались от прошедшего грозового фронта.
4
Пилоты пытаются увернуться от молний?
Да. Попадания молний в самолеты случались бы намного чаще, но пилоты обычно обходят грозовые облака, которые можно увидеть на специальном погодном радаре — его обязан иметь любой коммерческий авиалайнер и частный самолет вместимостью более девяти человек.
Обходя грозы, пилоты беспокоятся главным образом не о молниях, а о серьезной или экстремальной турбулентности, которая может привести к потере контроля над самолетом и даже его разрушению в воздухе. По правилам, пилоты должны прокладывать курс самолета не ближе, чем в 20 морских милях (37 километров) от центра грозы, который отображается на их радарах красным цветом; иногда самолетам приходится отклоняться от маршрута на десятки километров. Для того, чтобы не попасть в сильную турбулентность этого, как правило, достаточно.
5
Насколько молнии опасны для пассажиров и самолета?
Почти не опасны. Пассажиры надежно защищены, так как самолет — это почти идеальная клетка Фарадея, сделанная из хорошо проводящего электричество алюминия. Поражение током из-за молнии на борту самолета происходит крайне редко. Например, в 2001 году второй пилот лайнера British Airways получил удар током и ожог от молнии; сидевший рядом командир не пострадал и самостоятельно посадил самолет. Пострадавший летчик вскоре вернулся к полетам.
Степень ущерба для самолета зависит от места, куда попала и откуда «стекла» молния, а также от ее энергии. Как правило, молния «входит» и «выходит» в районе носа самолета, передней части двигателей, кончиков крыла и горизонтального стабилизатора. Обычно, места «выхода» и «входа» выглядят как небольшие (около или чуть более сантиметра в диаметре) несквозные оплавленные дыры (хотя бывают и более серьезные случаи).
После удара молнии пилоты проверяют все системы на работоспособность; если обнаружены неполадки — они сажают самолет в ближайшем аэропорту. Даже если системы работают нормально, самолет, в который попала молния, должен быть тщательно осмотрен техниками после посадки; вызванные этим задержки приносят миллионные убытки авиакомпаниям.
6
Современные самолеты делают не только из алюминия. Они защищены хуже?
Нет. С началом применения композитных материалов были проведены исследования попадания молний, в ходе которых испытательные самолеты специально залетали в грозы. Для защиты от молний на внешнюю обшивку самолета и несущие конструкции наносят электропроводящее покрытие. Благодаря этому современные самолеты остаются почти идеальной клеткой Фарадея.
7
Молнии часто приводят к авиакатастрофам?
Очень редко. С 2000 года зафиксировано более трех тысяч происшествий с самолетами всех типов, только восемь из них так или иначе связаны с ударом молнии.
Катастрофы после удара молнии часто случались на заре авиации, когда самолеты не были цельнометаллическими. В 1963 году в США взорвался в воздухе новейший на тот момент лайнер Boeing 707; молния вызвала детонацию паров топлива в его баках. С этого момента конструкция всех авиалайнеров претерпела изменения: во-первых, было сделано все, чтобы молния не могла проникнуть за обшивку и вызвать детонацию; во-вторых, на самолеты стали массово ставить своеобразные громоотводы.
8
Можно из салона увидеть, как молния попадает в самолет?
Это зависит от мощности заряда и места его «входа». Обычно пассажиры не видят вообще ничего или замечают яркую вспышку на крыле. Но случаются и более пугающие удары, которые сопровождаются яркими вспышками и громкими хлопками. С земли попадание молнии в самолет выглядит намного страшнее.
Дмитрий Кузнец
Что происходит, когда в самолет попадает молния?
Никто не любит летать в плохую погоду. Однако удары молнии в самолеты случаются гораздо чаще, чем можно было бы подумать. И все же ни один самолет не падает с неба из-за отключения электричества. Так что же происходит, когда в самолет попадает молния?
Молнии случаются почти каждый день
Почти ежедневно в самолеты по всему миру попадают молнии. По данным Национальной метеорологической службы США, в коммерческий самолет попадает молния в среднем один или два раза в год. Однако частота попадания в конкретный самолет зависит от нескольких факторов.
Сюда входит количество взлетов и посадок, которые выполняет самолет, поскольку грозовая активность наиболее распространена на высоте от 5 000 до 15 000 футов. Это означает, что редко используемый самолет, такой как SOFIA Boeing 747 НАСА, с меньшей вероятностью будет поражен молнией, чем тот, который летает несколько раз в день. Это также зависит от географических факторов. Молния чаще поражает экватор, чем северные страны, в то время как во Флориде ударов молний больше, чем на западном побережье.
Хотя это может показаться неприятным опытом, современные реактивные лайнеры спроектированы с учетом ударов молнии. Согласно статье журнала TIME Magazine за 2018 год, последняя авиакатастрофа коммерческого самолета, непосредственно вызванная молнией, произошла в 1967 году. Самолеты проходят специальные молниезащитные испытания, чтобы убедиться, что они могут выдержать удары в рамках своей сертификации. Большинство инцидентов заканчиваются, ну, в мгновение ока.
Географическое положение влияет на вероятность удара молнии в самолет. Фото: общественное достояние
По пути наименьшего сопротивления
Молния обычно касается выступающей части самолета, например носа или кончика крыла. Затем самолет пролетает сквозь вспышку молнии, которая движется вдоль тела, выбирая путь с наименьшим сопротивлением. Металлический фюзеляж действует как клетка Фарадея, защищая внутреннюю часть самолета, в то время как напряжение движется по внешней стороне контейнера.
В наши дни все больше и больше самолетов поднимаются в небо, используя сочетание композитных деталей и металла. Например, Boeing 787 Dreamliner на 50% состоит из композита, включая сам фюзеляж. Между тем, Airbus A350 на 53% состоит из композитных материалов. Эти материалы, такие как ламинат из углеродного волокна, не проводят электричество так хорошо, как металл. Поэтому производители самолетов должны устанавливать композитные детали в местах, подверженных ударам молнии, с дополнительной молниезащитой.
Эти средства защиты состоят из встроенного слоя проводящих волокон, таких как сетка, изготовленная из медной фольги, для направления тока. Молниеносная сетка Airbus A350 является важной частью продолжающегося спора между Airbus и Qatar Airways из-за отслаивающейся краски на самолетах A350 последней. Qatar Airways утверждает, что повреждение молниезащиты на ее A350 может привести к возгоранию топливного бака.
Пассажиры могут увидеть вспышку и услышать громкий хлопок при попадании в самолет. Фото: Getty Images
Возможные временные помехи приборам
Молния обычно выходит из другого конца самолета, например, из кончика хвоста. Затем он продолжит противоположную полярность в облачной структуре. Если он не может найти противоположную полярность, он вместо этого ударится о точку на земле. Если таким образом воздушное судно станет частью грозового разряда «облако-земля», пассажиры и экипаж могут увидеть вспышку и услышать громкий хлопок. По данным Scientific American, пилоты иногда сообщали о временном мерцании огней или кратковременных помехах приборов в таких случаях.
Защита металлической обшивки самолета в первую очередь распространяется на тонкую электропроводку. Однако ток от молнии иногда может вызывать так называемые «косвенные эффекты молнии», когда оборудование под кожей подвергается нежелательным помехам. Таким образом, схемы и оборудование, необходимые для безопасного полета и посадки самолета, должны иметь специальную защиту в виде экранирования, заземления и подавления перенапряжений. Boeing отмечает, что удар необычно высокой интенсивности может привести к повреждению таких компонентов, как топливные клапаны с электрическим управлением, генераторы, источники питания и системы распределения электроэнергии.
Уровень 1 для авиакомпании — уровень 3 для корпоративного путешественника. Фото: Том Бун | Простой полет
Не разжигать пламя
При работе с любой формой искры горючие вещества, такие как топливо, должны быть надежно защищены. Конструкция вокруг топливных баков самолета должна быть достаточно толстой, чтобы выдержать «прожог» молнией. Для этого все вентиляционные отверстия, дверцы доступа и заглушки должны соответствовать соответствующим стандартам сертификации молниезащиты.
Такие стандарты были введены после серьезного удара молнии в самолете Pan Am Boeing 707. Самолет взорвался в полете после возгорания паров в топливном баке. Новые виды топлива с менее опасными парами также стали нормой в еще одной попытке минимизировать потенциальное воздействие сильного удара молнии.
Если в самолет попадает молния, пилоты проверяют все системы, чтобы убедиться, что все работает. Если будет обнаружена серьезная проблема, самолет переключится на посадку в ближайшем аэропорту. При менее серьезном ударе самолет может вернуться в исходную точку или продолжить путь к месту назначения, в зависимости от серьезности.
Даже если полет продолжится к месту назначения, казалось бы, невредимым, внешний вид самолета будет тщательно проверен на наличие повреждений на земле. Поскольку обязательные проверки задерживают рейсы и создают дополнительные расходы для авиакомпаний, самолеты часто по возможности избегают полетов в грозу.
От молний до видимости, штормы создают несколько проблем для авиаперевозчиков. Фото: Getty Images
Лишь немногие инциденты вызваны молнией
Большинство ударов молнии неопасны и очень редко вызывают серьезное беспокойство. Av Herald сообщила всего об 11 инцидентах в 2021 году, когда удар молнии был основной причиной, потребовавшей проверок или технического обслуживания. Хотя инцидентов, возможно, было больше, чем сообщалось, это все же лишь небольшая часть из 304 миллионов коммерческих рейсов, отслеженных FlightRadar24. com в этом году.
В августе 2020 года самолет Airbus A320 компании Air New Zealand, направлявшийся в Квинстаун, направился в Крайстчерч после удара молнии вскоре после взлета из Окленда. Между тем, в марте 2019 года самолет Emirates A380 застрял в Мюнхене после нескольких ударов молнии при заходе на посадку. Риск для личной безопасности от ударов молнии, по-видимому, выше для людей за пределами самолета, чем для тех, кто находится внутри. Работник техобслуживания Вьетнамских авиалиний трагически погиб в сентябре, когда в него попал болт, когда он проверял крыло одного из самолетов авиаперевозчика во время штормовой погоды.
Сталкивались ли вы когда-нибудь с ударом молнии во время полета? Расскажите нам о своем опыте в комментариях.
Источники: Av Herald, FlightRadar24.com, Национальная служба погоды, Scientific American, журнал TIME
Что происходит, когда в самолет попадает молния?
Артикул:
Defencebridge
Быть пораженным молнией — это сюрреалистический опыт как для пассажиров, так и для пилотов. Но хотя это может показаться крайней опасностью, самолеты спроектированы так, чтобы без проблем справляться с ударами молнии. Узнайте больше о том, что происходит , когда молния ударяет в самолет, и как пилоты реагируют на этот внезапный удар током.
Как молния поражает самолет
Когда молния ударяет в самолет, она проникает через металлическую обшивку самолета и проходит по его внешней стороне. Алюминиевая обшивка самолета с высокой проводимостью действует как «клетка Фарадея», которая безопасно распределяет электричество. Когда электричество бежит по поверхности самолета, крошечные трещины в обшивке могут выделять тепло, и можно увидеть искры. К счастью, эти моменты быстро проходят при правильном уходе и не создают долговременных повреждений.
Что происходит внутри самолета
После того, как молния попадает в фюзеляж самолета, она часто выходит через порт или окно, хотя иногда она продолжается через провода и цепи внутри. Пилоты пораженных самолетов часто проверяют приборы и радио, чтобы убедиться, что молния не вызвала каких-либо нарушений или разрушений этих систем. В некоторых редких случаях молния вызывает сотрясение всего самолета, и пилоты обучены реагировать соответствующим образом, при необходимости убирая самолет с траектории полета.
Как пилоты реагируют и готовятся к удару молнии
Пилоты, столкнувшиеся с ударом молнии, могут рассмотреть возможность отключения самолета для проверки и ремонта, если это необходимо. Во время этого процесса пилоты могут предпринять упреждающие шаги, чтобы снизить вероятность повторного удара самолета, ненадолго выключив двигатели, что уменьшит электрический заряд в зоне кабины. Пилоты также обучены активировать системы молниезащиты на борту самолета, чтобы уменьшить вероятность дальнейшего повреждения из-за удара молнии.
Удары молнии
Проблемы, которые могут возникнуть после удара молнии
После удара молнии в самолет могут возникнуть потенциальные проблемы. Некоторые повреждения самолета от ударов молнии включают разбитое освещение и окна, деформированное размещение антенны и неисправности бортовой электроники. Другие отклонения или предупреждения в кабине экипажа, такие как проблемы с наддувом воздуха в кабине или ложные тревоги, могут возникнуть после того, как в ваш самолет ударила молния.
Меры безопасности для предотвращения повреждений
В большинстве случаев меры предосторожности, принимаемые авиакомпаниями, обеспечивают безопасность самолета и его пассажиров. Авиакомпании регулярно проверяют самолеты на наличие коррозии или поврежденных компонентов после воздействия суровых погодных условий. Пилоты обучены обнаруживать удары молнии поблизости и при необходимости создавать альтернативный план полета, чтобы избежать дальнейшего вреда. Кроме того, новые деформируемые сотовые панели помогают поглощать энергию удара молнии и перераспределять ее по всему корпусу самолета. Принимая во внимание эти меры, современные самолеты могут выдерживать самые суровые погодные условия.