Чем отличаются иранцы от азербайджанцев: Персидский национализм против азербайджанского — Ведомости

Персидский национализм против азербайджанского — Ведомости

Alexander Zemlianichenko / AP

В начале октября в Иране прошли массовые митинги азербайджанцев. Участники протестов перекрывали трассы, ведущие в Армению, по которым осуществляется снабжение этой страны, в том числе вооружением. Они выкрикивали лозунги против правительства, армян, персов и России. Протесты охватили Тебриз, Урмию и Зенджан, перекинулись на Тегеран. Никакой централизованной организации волнений не было, выступления были скоординированы через социальные сети.

Накануне митингов проповедники в четырех иранских провинциях в присутствии массы азербайджанских граждан делали заявления в поддержку Азербайджана. А Иран, замечу, многонациональное государство и азербайджанцы составляют здесь около трети населения, примерно 25–30 млн.

Однако проблема намного глубже. Несмотря на большое количество азербайджанцев, в Иране существует проблема доступности бесплатного обучения на азербайджанском языке. Лишь летом 2019 г. было принято решение о введении этого языка в школьные программы. Нет и широкой местной автономии для азербайджанцев (впрочем, ее ни у кого нет в условиях авторитарного режима). Политика Тегерана направлена на формирование централизованно управляемой шиитской и фарсиязычной нации.

Социальная и политическая революция в Иране в 1979 г. предлагала объединяющую идеологию для всех народов страны – шиитский ислам. Но имелись расхождения. Исламские социалисты, последователи философа Али Шариати, говорили о бесклассовом обществе, основанном на социальном равенстве (отсутствии как унизительной бедности, так и вызывающего раздражение богатства) и на братстве самоуправляемых трудовых коллективов заводов. Они требовали автономии – реализации прав этнических меньшинств на местное самоуправление, развитие системы школ на национальных языках. Либеральные демократы, участвовавшие в революции, возражали против радикальных мер, но поддерживали идеи прав человека, представительную демократию и права этнических меньшинств.

Все эти варианты «склейки» многонационального общества были отброшены победителями – режимом имама Рухоллы Хомейни. Диктатура подавила силой самостоятельность народов и оппозиционные группы. Сформировалась теократия – своего рода «государство-церковь» во главе с духовным лидером и экспертами, представляющими шиитское духовенство, которые могут вмешиваться в любые общественные процессы. Религиозные нормы стали обязательными для всех – полиция следит за их исполнением.

Нельзя сказать, что проблема этнических меньшинств (кроме азербайджанцев в Иране проживает 10 млн курдов, около 5 млн арабов и др.) игнорировалась. И персы, и азербайджанцы – шииты. Это помогало процессам интеграции. Нынешний духовный лидер Ирана – фактически несменяемый правитель страны, обладающий почти абсолютной властью, Али Хаменеи – азербайджанец по происхождению. Недавно он призвал азербайджанских матерей учить своих детей родному языку. Кроме того, режим проводил широкую социальную политику. В Иране около 5 млн студентов, бесплатные или дешевые образование и медицина. Все это способствовало росту лояльности населения, включая нацменьшинства. Но проблема не исчезла.

В настоящее время симпатии иранцев к режиму утрачены. Из-за неэффективной экономической системы (в Иране государство играет ключевую роль в экономике, многие государственные предприятия являются низкодоходными или убыточными) и американских санкций потребление в Иране в последние годы уменьшилось на четверть, выросли безработица и инфляция. К структурным кризисам добавились пандемия и ее последствия. МВФ сообщает, что ВВП Ирана сократился на 7,6% в 2019 г. и сократится еще на 6% в 2020-м.

Блеск официальной идеологии померк на фоне растущей бедности. Во время общенациональных протестов в 2018 г. иранцы кричали: «Долой власть ахундов!» (мусульманских правоведов). 70% женщин не соблюдают официальный религиозный дресс-код.

Общество искало замену исламизму. На первый план вышел персидский национализм. Стихийные массовые собрания у гробницы Кира, основателя Персидской империи, вызвали удивление наблюдателей и репрессии со стороны сил безопасности. Но со временем режим сам стал использовать националистическую риторику в попытке вернуть популярность. Иранские лидеры, как отмечает американо-иранский аналитик Мохамад Аяталлахи Табаар, признали факт отхода общества от исламизма, сделав ставку на национализм и включив патриотические лозунги в государственную идеологию во время празднования 40-й годовщины исламской революции в феврале 2019 г.

Ответом на рост персидского национализма стал усилившийся национализм азербайджанцев и других меньшинств.

Иран осторожно поддерживает Армению. Он поступает так, чтобы сформировать в регионе противовес усилившейся Турции и ее союзнику Азербайджану, а также в качестве противодействия их попыткам влиять на иранских азербайджанцев. Но Тегеран не сможет игнорировать значение внутренних азербайджанских протестов. Поэтому его возможности в деле оказания помощи Армении ограничены.

Новости СМИ2

Отвлекает реклама?  С подпиской 
вы не увидите её на сайте

«Сильно ли отличается азербайджанский в Иране и в Азербайджане?» — Яндекс Кью

Популярное

Сообщества

ЯзыкАзербайджан+2

Irina K

  ·

6,2 K

Ответить1УточнитьMaximillian Habsburg

1,2 K

…  · 26 нояб 2018

Интересно, что в Иране далеко не все идентифицируют азербайджанцев именно как азербайджанцев. Иногда можно услышать, что это тюрки. А так как слово тюрки в персидском, как и в русском, похоже на турки, то кое-кто думает, что это и вовсе один народа.
Другая часть населения, которая все же знает, что эти самые тюрки являются азербайджанцами скорее всего огадывается, что их язык в Иране не значительно отличается от того, на чем говорят в султанате династии Алиевых:-). То есть, если азербайджанцы из двух государств встретятся, то они поймут друг-друга. Другой вопрос, что в самом Иране существует несколько диалектов азербайджанского (как и персидского, кстати. Почти в каждом крупном городе свой диалект). Однако, эти различия не являются критическими для понимания и говорения. Однако персы этот язык не поймут совершенно.
Добавлю еще про другую тему немного, если вам интересна и вы, вдруг, с этим не знакомы. Разница между иранскими азербайджанцами ((на персидском это ایران آذربایجانلیلاری (Iran azerbaijanlilari)) и простыми азербайджанцами примерно такая же, как между русскими и поляками. Тут дело не только в том, что одни более религиозны, другие менее, но и даже в некоторых культурных особенностях.
Сам Хаменени, кстати, (нынешний лидер — рахбар — Ирана) азербайджанец.
И еще один прикол — некоторые иранские исследователи утверждали, что азербайджанский- диалект персидского. Но это уже из области всему в угоду политики из серии «славяничи основали Берлин». Хотя нужно признать, что в иранский азербайджанский язык безусловно пришли слова, фразы из персидского. Там, правда, есть и немалое влияние арабского. Но больше всего этот язык все же похож на турецкий. И зная язык помидорного султана Аль Пердогани вы легко и быстро выучите язык Аль Алияли:-). 
P/s

Приводить разницу между диалектами не могу, потому что, увы, не владею азербайджанским.

Руслан Дудаев

19 декабря 2019

В Азербайджане самый криминальный ,приоритетный хулиганский город это Гянджа , тоесть Гянджинцы . Гордые с давних… Читать дальше

Комментировать ответ…Комментировать…

Ismail Xatai

82

71 год. Научный работник. История, этнография, физика, астрономия, космос, биология  · 26 авг 2021

Проблемы должны быть. Но на удивление они очень незначительны. В самой АР имеются диалектные различия. Сильно выделяется Щекинский диалект. А вот теперь насчёт говоров. Тебризский говор близок Ордубадскому. А вот Игдырский говор, что в Турции. близок к Нахичеванскому.Говор азербайджанцев, что были изгнаны из Араратской долины Армении был близок к Карсскому говору… Читать далее

Комментировать ответ…Комментировать…

bekirov991

47

Ф  · 8 авг 2020

Эта Лина вообще ничего не понимает в этом вопросе. Во первых никакого АЛИЕВСКОГО султаната нет. Ест северный АЗЕРБАЙДЖАН со столицей БАКУ, а ест и Иранский то ест южный АЗЕРБАЙДЖАН где главный город ТЕБРИЗ. Это один и тот же народ, язык у них абсолютно одинаковый, если не считать акцент южан, произношение слов на персидской манере. Персы южных Азербайджанцев называют т… Читать далее

Станислав Андрушко

20 сентября 2020

Как это нету султаната, если правление передаётся по наследству?

Комментировать ответ…Комментировать…

Вы знаете ответ на этот вопрос?

Поделитесь своим опытом и знаниями

Войти и ответить на вопрос

Иранские азербайджанцы: гигантское меньшинство

Назревающее недовольство среди азербайджанского населения Ирана может иметь последствия для политики США и Запада в отношении Тегерана.

Недавно в Иране десятки тысяч иранских азербайджанцев вышли на улицы в течение нескольких дней демонстраций, вызванных публикацией 12 мая расистской карикатуры в государственной газете Иран. (На карикатуре изображен азербайджаноязычный таракан.) Иранские силы безопасности жестоко расправились с демонстрантами, убив не менее четырех человек (азербайджанские националисты заявляют о двадцати погибших), ранив 43 человека и задержав сотни других. Эти события указывают на назревающее недовольство среди азербайджанского населения Ирана и должны быть изучены на предмет их последствий для политики США и Запада в отношении Тегерана.

Более глубокие проблемы в игре

Попытки иранского режима потушить этот этнический огонь путем закрытия иранской газеты в Тегеране и ареста ее редактора, а также этнического азербайджанского карикатуриста быстро переросли в обычную силовую реакцию в качестве иранского революционера Подразделения по борьбе с беспорядками Корпуса охраны и ополчения Басидж атаковали азербайджанских протестующих. Иранские силы безопасности расправились с десятками тысяч обиженных азербайджанцев, вышедших на улицы Тегерана и крупных северо-западных иранских городов, таких как Тебриз, Урумия, Ардебиль, Мараге и Зенджан. Разведывательная служба начала масштабную кампанию по задержанию родственников азербайджанских турок, ранее заключенных в тюрьму за турецкий национализм.

Заместитель министра внутренних дел Ирана по вопросам безопасности Али Асгар Ахмади признал, что демонстрации в Тебризе были гораздо большим, чем просто протест против газетного оскорбления. На самом деле в иранском Азербайджане много недовольства экономическими и социальными трудностями региона. Это негодование подпитывается отношением этнических персов к этническим азербайджанцам — отношение, хорошо отраженное во фразе «Торки хар» (турецкий осел), используемой персами по отношению к азербайджанцам, которых они считают «мышцами» иранской экономики. быть во власти персидских «мозгов».

Турки-азери, сконцентрированные в основном на бедном нефтью северо-западе Ирана (вдоль границы с Турцией, Арменией и Азербайджаном), составляют, по оценкам, четверть населения Ирана в 70 миллионов человек. Азербайджанцы часто заявляют, что их доля в населении приближается к 40 процентам, и в эту цифру входят их этнические братья, такие как туркмены, кашгайцы и другие тюркоязычные группы. В отличие от других этнических групп в Иране, таких как курды-сунниты и арабы, турки-азери являются шиитами, как и персы. Разделенные со своими сородичами в Азербайджане по Туркманчайскому договору 1828 года, по которому Северный Азербайджан был передан России (эта часть Азербайджана получила независимость после распада Советского Союза в 1991) и южного Азербайджана в Иран, роль азербайджанцев в персидском правительстве была значительно ослаблена, когда династия Пехлеви пришла к власти в 1925 году. Контакты между азербайджанскими районами Ирана и Советским Союзом были ограничены до тех пор, пока советские войска не оккупировали север Ирана во время Вторая война. В 1945 году по инициативе СССР в Иранском Азербайджане была провозглашена Азербайджанская Демократическая Республика. Это продолжалось только до тех пор, пока год спустя советские войска не ушли; впоследствии несколько тысяч иранских азербайджанцев были убиты.

Как и имперский Иран, исламский режим преуменьшает этнические различия между персами и азербайджанцами. Несмотря на то, что влиятельные фигуры в истеблишменте, такие как верховный лидер аятолла Али Хаменеи, имеют азербайджанское происхождение, муллы, не колеблясь, жестко расправились с азербайджано-турецким национализмом, применив тяжелое оружие для подавления восстания 1981 года в Тебризе и суммарно казнив сотни азербайджанцев.

У азербайджанцев были смешанные отношения с другими иранскими меньшинствами. У курдов, составляющих около 14 процентов населения Ирана, не очень хорошие отношения с этническими азербайджанцами; несколько городов в западном Иране, таких как Урумие и Мако, населены как курдами, так и азербайджанскими тюрками. В последнее десятилетие этническое большинство турок-азери в некоторых районах, близких к границе с Турцией, было разбавлено иммиграцией курдов. Неясно отношение тюркоязычных этнических туркмен, проживающих в части Ирана, прилегающей к независимой республике Туркменистан.

Растущий азербайджанский национализм

В последние пятнадцать лет наблюдается бум националистических публикаций для иранских азербайджанцев и растущий интерес как к Турции, так и к бывшей советской республике Азербайджан. Значительное число иранских азербайджанцев смотрят турецкие телевизионные передачи, которые теперь доступны через спутник; это расширило их знания Турции, а также анатолийского диалекта турецкого языка.

Это возрождение привело к созданию профессором литературы Махмудали Чохраганлы новой организации «Движение национального пробуждения Южного Азербайджана» (Гамох). После победы на выборах в иранский парламент в 19В 95 году Чохраганлы, чей собственный отец был когда-то подвергнут пыткам тайной полицией шаха за турецкий национализм, не был допущен к занятию своего места. Гамох выступает против того, что он называет «персидским шовинизмом», требуя больше культурных прав для азербайджанцев и будущего иранского правительства с федеральной структурой, напоминающей Соединенные Штаты, в которой азербайджанцы могут иметь свой собственный флаг и парламент. Провозглашенная Гамо поддержкой самоопределения, светского правительства и прозападной ориентации не устраивает Тегеран. Его очевидная популярность привлекла внимание Тегерана к Гамо.

Гамох управляется как секретная организация внутри Ирана. Его члены, в том числе Чохраганлы, который был заключен в тюрьму на два года и освобожден в 1999 году после серьезной болезни, часто подвергаются тюремному заключению или преследованиям со стороны иранских сил безопасности. В 2002 году Чохраганлы было отказано в выдаче визы правительствами Турции и Азербайджана. В апреле 2005 года в реке Арас, границе между Ираном и Азербайджаном, были обнаружены тела двух членов Гамоха. В сентябре 2005 г. иранское правительство обвинило Гамоха в убийстве государственного чиновника в Урумие; Гамо отрицал свою причастность. В марте 2006 года несколько членов Гамоха приняли участие во Втором Конгрессе азербайджанцев мира в Баку. После этого съезда в Тебризе были арестованы несколько членов Гамоха, а в апреле была запрещена иранско-азербайджанская газета «Навид Азербайджан».

За судьбой иранских азербайджанцев внимательно следят их родственники в Азербайджане и Турции. Но и азербайджанское, и турецкое правительства стараются не навредить своим деликатным отношениям с иранским правительством. Недавно Турция запретила азербайджанской телекомпании Gunaz из Чикаго использовать свою спутниковую связь. Гуназ известен своей яростной оппозицией исламскому режиму Ирана и своим сепаратистским отношением с тех пор, как он вышел в эфир в 2005 году. С другой стороны, Анкара дала Чохраганлы разрешение вскоре посетить Турцию, и Гамох открыто присутствует там.

Азербайджан также балансирует на тонкой грани между симпатией к иранским азербайджанцам и своими экономическими и политическими интересами в отношении исламского режима. Недавно Тегеран дал согласие на открытие генерального консульства Азербайджана в Тебризе, крупнейшем городе Ирана с азербайджанским населением. С годовым объемом двусторонней торговли в 600 миллионов долларов Иран является основным торговым партнером и инвестором в Азербайджане; Тегеран также предлагает гуманитарную помощь почти миллиону азербайджанцев, внутренне перемещенных из Нагорного Карабаха после того, как Армения оккупировала эту часть Азербайджана в 1993. Тем не менее, азербайджанская общественность в значительной степени сочувствует бедственному положению иранских азербайджанцев. «Баку, Тебриз, Анкара. Где персы? Мы здесь!» — скандировали азербайджанские турки в Баку на этой неделе, протестуя против жестокого обращения с их этническими сородичами со стороны иранских сил безопасности. Многие азербайджанские националисты заинтересованы в объединении «Северного» Азербайджана (бывшей советской республики) с «Южным» Азербайджаном (иранские провинции).

Этническая напряженность в Иране нарастает с непредсказуемыми результатами, в которую вовлечены не только азербайджанцы, но и курды, арабы и белуджи. Правительство президента Махмуда Ахмадинежада только усугубило эти проблемы.

Али М. Кокнар является владельцем AMK Risk Management, частной консалтинговой компании по вопросам безопасности с офисами в Вашингтоне, округ Колумбия, и Турции, специализирующейся на борьбе с терроризмом и международной организованной преступностью.

Азербайджанский, азербайджанский тюрк в Иране Профиль народной группы

Введение / История

Многие народные группы были в движении в 1200-х годах из-за различных завоевательных армий, включая монголов и Сельджукидов. В то время предки сегодняшних азербайджанцев были среди огузских тюркских племен. Некоторые переехали в Анатолию (где сейчас находится Турция) и стали мусульманами-суннитами. Другие переселились в регион Кавказа, в Азербайджан и на территорию современного Ирана, где они стали мусульманами-шиитами. Эти люди со временем стали азербайджанцами или азербайджанцами.

В Иране формально для этих людей используется термин «азери»; однако неофициально азербайджанцев и другое тюркоязычное иранское население в просторечии называют «торк» (турок) или «азербайджанцы». Они отличаются от иранского большинства тем, что их язык тюркский, а не персидский. Это крупнейшее меньшинство в Иране.

Где они расположены?

турка-азери проживают в Иране и Азербайджане, но меньшее их число проживает в Турции и Ираке. Их меньшая диаспора разбросана по разным западным странам.

Какова их жизнь?

Несмотря на некоторые трения в прошлом, азербайджанцы в Иране стали «хорошо представлены на всех уровнях политической, военной и интеллектуальной иерархии, а также религиозной иерархии». Условия жизни азербайджанцев в Иране очень похожи на условия жизни большинства людей, персидских иранцев. Скорее всего, они занимают те же должности, что и иранское большинство. Однако иногда азербайджанцы могут обидеться, когда иранская комедия высмеивает их как этническую группу.

Азербайджанцы в Иране принадлежат к разным культурам и языкам. Их язык близок к турецкому, хотя они должны работать на фарси, официальном языке Ирана.

Каковы их убеждения?

азербайджанцев являются мусульманами-шиитами, как и иранское большинство, хотя они вряд ли будут набожными, потому что шиитский ислам навязан правительством Ирана. Многие настолько разочаровались в религии, что просто идут напролом; другие вообще отказались от духовных вопросов.

Каковы их потребности?

Азербайджанцам в Иране нужен шанс обрести духовную свободу во Христе и служить Ему все дни своей жизни.

Молитвенные очки

Молитесь, чтобы Господь изгнал работников, чтобы нести благословения Христа этой группе людей.
Просите Бога поднять целые семьи и общины среди азербайджанцев в Иране до тех пор, пока их культура не преобразится во всех ее сферах, чтобы полностью прославить Бога и представлять Его Царство здесь, на земле.
Молитесь, чтобы каждый враждебный дух, влияющий на азербайджанцев в Иране, уступил место освобождающему, животворящему Евангелию Господа нашего Иисуса Христа!
Молитесь, чтобы многие стали учениками как последователи Иисуса, и чтобы вскоре возникло движение учеников, делающих учеников.

Писание Молитвы за азербайджанца, азербайджанского тюрка в Иране.

Ссылки

https://en.