Арапы в российской империи: «Арабы Высочайшего двора». Как парни из Африки русскому царю служили | История | Общество

Откуда они появлялись и как им жилось


В России проживает не так уж мало людей африканского происхождения. Многие считают, что они начали вливаться в ряды россиян только в конце двадцатого века, когда в Советский Союз, а затем Российскую Федерацию стали приезжать студенты из Африки и с Кубы. На самом деле, в Российской Империи были свои чернокожие. Правда, от их воли чаще всего въезд в страну не зависел.

Абрам Петрович

Самый известный чернокожий дореволюционной России — прадед Пушкина, Ибрагим Ганнибал, военный инженер. Его историю знают многие. Сын африканского правителя, вассала турецкого султана, он вместе с братом попал в плен во время конфликта вассала и его сюзерена и оказался в Константинополе. Оттуда мальчиков вывез в Москву русский посол. Проникнувшись сочувствием к истории заграничных принцев, Пётр I стал их крёстным отцом (в Москве мальчиков крестили в православие). Братья получили имена Абрам и Алексей. Крёстной матерью принцев стала польская королева.

Вооружённый мальчик возле Петра мог бы быть принцем Ибрагимом.

Через несколько лет Ибрагим, выбравший себе фамилией Ганнибал (в честь знаменитого полководца), получил образование во Франции. Он немного послужил во французской армии в качестве практики, после ранения ушёл в отставку и вернулся в Россию — где снова поступил на армейскую службу. Интересно, что в жизни Ганнибал поражал сочетанием необычайного гуманизма по отношению к своим крепостным (например, запрещал применять к ним телесные наказания) и зверской жестокостью к жене, которую он отчаянно ревновал и дошёл даже до пыток.

Ибрагим Ганнибал строил Кронштадский канал и во время строительства открыл больницу для рабочих, а позже — школу для их детей. Он также отстроил немало военных укреплений на границе со Швецией. После смерти Петра Ганнибал некоторое время учил математике и черчению унтер-офицеров в Пернове (так тогда называли эстонский Пярну).

Ибрагим и его брат были не единственными чернокожими детьми при дворе Петра. Императора очень забавляли маленькие африканцы, и ему прислуживало несколько скупленных на востоке чернокожих пажей.

Сын Абрама Петровича Иван Ганнибал.

Арапы Высочайшего двора

Первые чернокожие слуги появились при дворе матери первого Романова, инокини Марфы. Но должность эта была штатно закреплена только через сто лет, в начале восемнадцатого века. В девятнадцатом она изменилась и стала называться «Арабом Высочайшего двора» — на должность теперь принимали не только африканцев, но и выходцев из других южных краёв. При Екатерине на службе находилось десять арапов, при Александре — двадцать, но их никогда не было так уж много.

Значение должности было в основном представительское: при российском дворе арапы не были ни рабами, ни крепостными — но иностранными гражданами на службе и демонстрировали тем самым возможности своего царственного господина. У них было высокое жалованье. Арапы провожали до царского кабинета некоторых гостей, открывали двери при входе царей и цариц в помощение, а также, начиная с правления Николая Павловича, закупали и раскладывали под рождественской ёлкой подарки. Одни видят в этом кальку с чернокожих эльфов, которые сопровождали голландскую версию Санта Клауса на Рождество, другие — символическое напоминание о волхвах жарких земель, которые приносили дары новорождённому Иисусу.

Екатерина I с молодым арапом.

Во второй половине девятнадцатого века арабы Высочайшего двора получили форму. которая включала в себя красные шёлковые шаровары и перекинутую через плечо шаль. Что касается происхождения чернокожих «арабов», то зачастую это были американцы, например, великий мастер одной из масонских лож США Неро Принс. Порой дети «арабов» продолжали карьеру отцов, тем более, что на работу «арабы» часто приезжали сразу с семьями.

Приём на должность был очень забюрократизирован. Требовали, кроме подачи прошения, хороших манер и презентабельной внешности, метрическое свидетельство или формулярный список о службе, свидетельство об исполнении на родине воинской повинности, вид на жительство. Принимали только христиан — почему основным источником «арабов» были США, а не какие-нибудь более близкие географически страны вроде Турции. Кроме того, были очень строгие требования к росту: нанимали только высоких.

Парадный костюм придворного арапа.

После революции часть «арабов Высочайшего двора» остались в России, а часть — уехали на историческую родину или в эмиграцию, если их семьи происходили не из США. Дети одного из царских арапов, Георгия Мариа, во время Великой отечественной воевали.

Кстати, по указу Николая I всякий чернокожий невольник, ступивший на российскую землю, автоматически становился свободным и закрепощать его было запрещено. Этот указ вышел на двадцать лет раньше отмены крепостного права для российских крестьян. Александр Герцен написал: «Отчего же надобно непременно быть чёрным, чтоб быть человеком в глазах белого царя? Или отчего он не произведёт всех крепостных в нег…ы?»

Конный портрет Елизаветы Петровны с пажом.

Чернокожие абхазы

С 1810 по 1917 год в Российскую империю входила Абхазия. Она присоединилась в поисках защиты от Османской империи, однако, надо сказать, не всегда была мирным районом. Например, в шестидесятых годах девятнадцатого века в ней вспыхнуло крупное восстание из-за недовольства крестьянскими реформами, после которого абхазы массово переселялись в ту самую Турцию, от которой пытались спастись их предки.

В Абхазии, и в годы её пребывания в составе Российской Империи, и до, и после, жила собственная община африканского происхождения. Они живут в нескольких соседних сёлах, и о том, как их предки оказались в Абхазии, не знает точно никто. По одной версии, они прибыли туда ещё в семнадцатом веке, по другой — только в девятнадцатом. В любом случае, весь девятнадцатый век они были российскими подданными. Точное происхождение их предков можно установить только с помощью генетического анализа, но популярнее всего версия об Эфиопии.

Абхазы времён Российской Империи.

Самая романтичная версия прибытия африканцев в Абхазию звучит так. Некогда невольников вёз османский корабль. Его разбило бурей, но невольникам удалось спасти и обрести свободу (поскольку каждый ступивший на российскую землю чернокожий, как мы помним, по закону становился свободным). Правда, ни один маршрут, по которому турки обычно ввозили невольников из Африки, мимо берегов Абхазии не пролегает.

Известно, что в конце девятнадцатого века все чернокожие в Абхазии говорили по-абхазски и считали себя разновидностью абхазов. Они традиционно женились на местных девушках точно так же, как и на чернокожих из общины. Окружающие абхазы также не воспринимали их как чужаков. Приезжие российские чиновники с удовольствием нанимали чернокожих абхазов в «арапы», подражая царскому двору.

В наше время карьера у афророссиян разнообразнее. Дочь премьер-министра, актёр из семьи спортсменов, неудавшаяся врач. Темнокожие актёры России и их судьбы.

Текст: Лилит Мазикина.


Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:


Нравится

Работа арапом или чернокожие в свите Российских императоров | Кузбасский следопыт

Даже люди далёкие от истории и литературы прекрасно знают о том, что родственник Пушкина был родом из Африки и служил у Петра I, при этом мало кто знаком с тем, что он был не единственным чернокожим на службе императоров России. Более того, существовала даже такая должность при Российском императорском дворе и, надо сказать, очень престижная и достаточно высокооплачиваемая работа с множеством привилегий и льгот. Поэтому и немудрено, что и кандидатов на эту должность выбирали очень тщательно. В сегодняшней статье наш канал расскажет читателям о том, как чернокожие работали арапами и служили в свите Российского императорского дома.

В качестве предисловия

Как показывают переписи населения, в нашей стране проживает немало людей, имеющих африканские корни. При этом многие жители нашей страны считают, что появление в России людей с тёмным цветом кожи началось только в конце прошлого столетия, когда в Советский Союз, а затем и в Российскую Федерацию начали приезжать студенты из Кубы и Африки. Однако на самом деле собственные чернокожие подданные были ещё в Российской империи, правда в отличие от африканских и кубинских студентов, они взъезжали на территорию России независимо от своего желания.

Абрам Петрович – самый известный чернокожий Российской империи

Без всякого сомнения, самым известным чернокожим в дореволюционной России был предок Пушкина Ибрагим Ганнибал – военный инженер, история которого знакома многим нашим читателям и подписчикам. Ибрагим Ганнибал был сыном африканского правителя, являвшегося вассалом турецкого султана и попавшим в плен к туркам во время военного конфликта между вассалом и сюзереном. Находясь в плену, он оказался в Константинополе, откуда мальчики были вывезены в Москву русским послом. Петр I, проникнувшись историей двух молодых принцев, стал их крёстным отцом, которых в Москве крестили в православие. Во время принятия православной веры мальчики получили имена Абрам и Алексей, а в качестве крёстной матери выступила польская королева.

Через несколько лет мальчик выбрал себе фамилию Ганнибал в честь знаменитого полководца древности и отправился во Францию получать образование. Стоит сказать, что во Франции он не только смог получить образование, но и немного послужил во французской армии в качестве практики. После полученного ранения он вышел в отставку, вернулся в Россию и снова поступил на военную службу. Интересным является то, что жизнь этого человека сочетала в себе необычный гуманизм к крестьянам, к которым он запрещал применять телесные наказания, и особую жестокость к собственной жене, которую он дико ревновал.

Ибрагим Ганнибал занимался возведением Кронштадтского канала, во время строительства которого открыл больницу для простых рабочих, а чуть позже даже школу для их детей. Также он построил множество укреплений на границе со Швецией, а после смерти Петра некоторое время преподавал математику и черчение унтер-офицерам в Пернове. Рассказывая о судьбе Ибрагима и его брата, стоит сказать, что они были далеко не единственными чернокожими детьми при дворе Петра. Императора забавляли маленькие африканцы, и поэтому при дворе ему прислуживало несколько чернокожих пажей, купленных специально для этих целей на востоке.

Арапы при Высочайшем дворе

Впервые темнокожие слуги появились при дворе матери первого Романова инокини Марфы, однако официально данная должность была закреплена только через сто лет в восемнадцатом веке. В начале девятнадцатого века название должности было изменено и стало именоваться «Арабом Высочайшего двора», при этом на данную должность принимались не только африканцы, но и другие выходцы из южных краёв. Во время царствования Екатерины при дворе присутствовало 10 арапов, а при царствовании Александра 20, однако их никогда не было много.

Значение этой должности было в основном представительское и поэтому служившие российскому императору темнокожие пажи никогда не были рабами или крепостными, а являлись иностранными гражданами, демонстрировавшими таким образом возможности своего царственного господина. У них была свобода и довольно высокое жалование. В их обязанности входило провожать некоторых гостей до кабинета императора, кроме того, со времён правления императора Николая Павловича они закупали и раскладывали под ёлку рождественские подарки. Некоторые историки считают, что таким образом они исполняли роль чернокожих эльфов, которые сопровождали голландскую версию Санта Клауса. Другие историки считают, что это было символическим напоминанием о волхвах из жарких земель, приносивших дары новорожденному Иисусу.

Во второй половине девятнадцатого века арапы, состоящие на службе Высокого двора, получают специальную униформу, состоящую из красных шёлковых шаровар и перекинутой через плечо красной шали. Если говорить о происхождении арапов, в то время чаще всего это были граждане США, например, великий мастер одной из масонских лож США Неро Принс. Довольно часто дети «арапов» продолжали карьеру своих отцов, тем более что на работу они приезжали сразу целыми семьями.

Приём на данную должность был очень забюрократизирован, и от соискателей требовалось не только подача специализированного прошения, хорошие манеры и презентабельная внешность, но и специальный формуляр о службе, свидетельство об исполнении на родине воинской повинности, вид на жительство. Также стоит сказать, что на службу принимались только те «арапы», кто имел христианское вероисповедание, и поэтому чаще всего на данной должности работали выходцы из США, а не жители более близкой географически Турции. Ещё одним важным фактором при выборе соискателя на должность был рост.

После революции часть «арапов Высокого двора» остались на территории страны, а часть вернулась на родину в США или отправилась в эмиграцию, если их семьи не были американцами. Дети одного из арапов, служившего при царском дворе Георгия Мариа, во время Великой Отечественной войны воевали на стороне Советского Союза. Стоит отдельно подчеркнуть, что по указу Николая I любой чернокожий невольник, вступивший на российскую землю, автоматически получал свободу и закрепощать его было запрещено. Этот указ был написан Николаем I на двадцать лет раньше отмены крепостного права. Александр Герцен написал: «Отчего же надобно непременно быть чёрным, чтоб быть человеком в глазах белого царя? Или отчего он не произведёт всех крепостных в негры?»

Чернокожие жители Абхазии

С 1810 по 1917 год в состав Российской империи входила Абхазия, которая добровольно вступила в состав страны, ища защиту от Турецкой агрессии, однако стоит сказать, что этот регион далеко не всегда был спокойным. Так, например, в 60-х годах девятнадцатого века в ней вспыхивало крупной восстание из-за недовольства крестьянскими реформами, после которого абхазы начали массово переселяться в ту же самую Турцию, от которой искали защиты у России.

При этом стоит сказать, что в Абхазии во время вхождения её в состав Российской империи и даже после революции была собственная община африканского происхождения. Они до сих пор живут в нескольких сёлах, и откуда в Абхазию пришли их предки не знает ни кто. По одной из версий они переселились на территорию Абхазии в XVII веке, а по другой в XIX. В любом случае на протяжении всего девятнадцатого века они были российскими подданными. Точное происхождение предков темнокожих абхазов можно установить только после проведения ДНК экспертизы, однако наиболее популярной версией является Эфиопия.

Наиболее романтическая версия о появлении чернокожих на территории Абхазии звучит следующим образом. Некогда африканских невольников вёз османский корабль, который попал в бурю и был разбит недалеко от берега Абхазии. Невольникам удалось спастись, а как нам известно, любой чернокожий, вступивший на российскую территорию, автоматически становится свободным. Правда, справедливости ради, стоит сказать, что ни один маршрут, по которому турки обычно возили невольников, не пролегает рядом с берегами Абхазии.

Известно, что в девятнадцатом веке все чернокожие в Абхазии говорили по-абхазски и считали себя разновидностью абхазов. Они традиционно женились на местных девушках, а окружающие их жители не воспринимали за чужаков. Приезжие российские чиновники с удовольствием нанимали чернокожих абхазов в «арапы», подражая царскому двору.

Реформа: Мусульманские общины Российской империи

Джадидизм был интеллектуальным течением среди мусульман Российской империи, возникшим в 1880-х годах и остававшимся активным в первое десятилетие советской власти. Хотя джадидизм обычно определяют как проявление исламского реформизма, правильнее было бы назвать его формой исламского модернизма. Слово «джадидизм» происходит от термина usul-e jadid, означающего «новый метод». и первоначально впервые получил известность как движение за реформу образования. Однако во время и после 1905 революции движение становилось все более политизированным, а его сторонники, известные как джадид с, начали формулировать политическую повестку дня, все более и более разнонаправленную под влиянием пантюркистских, панисламистских и националистических идей. В то же время как акторы политической жизни России в целом джадида не были политически едиными и находились среди нескольких радикальных, либеральных и даже консервативных политических партий империи. После русской революции (1917), 90 003 джадида 90 004 были активны в различных фракциях, участвовавших в Гражданской войне в России, особенно среди различных мусульманских националистических движений, внутри партии социалистов-революционеров и среди большевиков. После победы большевиков джадида становились все более политически маргинализированными, поскольку их видение секуляризованных мусульманских общин и их способность осуществлять политические изменения быстро уступали место революционным социальным изменениям и секуляризации, которые стали отличительной чертой советской власти. Кроме того, их связь с национализмом, пантюркистскими и панисламскими идеями привела к полной чистке активных jadid s из политической и даже общественной жизни во время правления Сталина, положившего конец джадидскому движению в России.

Идейным основоположником джадидизма обычно называют Исмаила бека Гаспринского (1851–1914), крымского татарина из города Бахчесарай в Крыму. Учась и живя в 1870-х годах в Париже и Стамбуле, где он попал под влияние французских либералов, младотурок и панисламистских идей аль-Афгани, Гаспринский вернулся в Крым, где в 1883 году основал газету Тарьюман (Переводчик). До революции 1905 года это издание было единственной тюркоязычной газетой в Российской империи и крупной площадкой для распространения джадидистских идей Гаспринского. Признанный монархист, Гаспринский стремился объединить тюркские народы России (которые составляли подавляющее большинство мусульманского населения России) и облегчить их интеграцию в экономическую и гражданскую жизнь имперского российского общества. С этой целью Гаспринский выступал за создание общего тюркского литературного языка и, что наиболее важно, стремился реформировать мусульманское образование, чтобы оно больше соответствовало западным образцам. Особенно Гаспринский выступал за преподавание русского языка, арифметики, географии и естественных наук. Кроме того, ему приписывают введение фонетической системы чтения, позволяющей ученикам учиться читать быстрее. Гаспринский открыл первую школу джадидистов в Бахчисарае в 1884 г.

Как движение за реформу образования джадидизм неуклонно рос с 1880-х по 1917 год. Наибольший энтузиазм он встретил среди татар и башкир Волго-Уральского региона России. Городская элита этих мусульманских общин была относительно хорошо интегрирована в российскую экономическую жизнь, и именно татарская городская буржуазия была наиболее активной покровительницей джадидистских учебных заведений. Хотя школы джадидизма можно было найти во всех мусульманских регионах Российской империи, в основном они были принесены в отдаленные районы татарскими колонистами. Тем не менее джадидистские школы вызывали подозрение у традиционных мусульманских элит, особенно в Средней Азии и Казахстане, но даже и в Волго-Уральском регионе.

Джадид ы, в том числе многочисленные выпускники джадид медресе, оказали существенное влияние на рост националистической, пантюркистской и панисламской политической активности после революции 1905 года, особенно в зарождении мусульманского национализма. В то же время джадида также вступили в конфликт с консервативными и традиционалистскими элементами в своих собственных обществах. Этот конфликт между джадидами -х и традиционалистами часто изображается просто как конфликт между «реакцией и реформой», но на самом деле он был в значительной степени политической борьбой, отражающей конфликт в России между политическими консерваторами и все более радикальными сторонниками социальных и политические изменения в Российской империи. В Волго-Уральском регионе этот конфликт характеризовался политизацией религиозных дебатов между джадид с и консерваторы; в Средней Азии, где местных приверженцев джадидизма было гораздо меньше, он был еще более строгим, чем в собственно России. И местные правители, и русские администраторы открыто враждебно относились к деятельности джадидистов.

В период с 1905 по 1917 год джадидское движение оставалось идеологически неоднородным, хотя многие джадидские становились все более светскими и радикальными по мере того, как Российская империя двигалась к революции. В это время, особенно после 1910 января многие джадида начали идеологический переход от мусульманского национализма к местному национализму. Этот процесс наиболее ярко проявился в Волго-Уральском регионе, Азербайджане и в меньшей степени у казахов. С началом гражданской войны после революции 1917 года джадида играли важную политическую роль в мусульманских националистических движениях, особенно в Азербайджане, в недолговечной Идель-Уральской республике в Волго-Уральском регионе и в Кокандской автономии в Туркестан. Другое более радикальное jadid s, отказавшиеся от национализма в пользу классовой борьбы, вступили в Коммунистическую партию или объединились с большевиками. В Средней Азии большевики ненадолго поставили местных джадидов -х правителями недолговечных Народных Республик Бухары и Хорезма.

Историческое наследие джадидизма до сих пор обсуждается как на Западе, так и в бывшем Советском Союзе. Будучи мусульманами, 90 003 джадида 90 004 были, безусловно, первыми членами мусульманских обществ имперской России, последовательно сформулировавшими видение секуляризованной мусульманской общины, интегрированной в Российскую империю и, соответственно, в европейское общество. На самом деле они стремились гармонизировать и фактически изменить исламскую культуру, чтобы она функционировала в рамках Европы. На самом деле переход от панисламского или пантюркистского джадидизма к вдохновленному джадидизмом мусульманскому национализму и даже этническому национализму был относительно плавным. Некоторые современные татарские националисты, например, изображают джадидизм как проявление татарской национальной идентичности и национального гения. Однако другие ученые, особенно те, кто исследовал джадидизм в контексте исламской интеллектуальной и культурной истории в целом, изображали джадидизм как довольно маргинальное движение внутри исламского общества, особенно по сравнению с существующими традиционными институтами и идеями не только в Центральной Азии. Азии, но и в Волго-Уральском регионе.

См. также Гаспринский, залив Измаила ; Реформа: Арабский Ближний Восток и Северная Африка ; Реформа: Иран ; Реформа: Южная Азия .

Франк, Аллен Дж. Мусульманские религиозные учреждения в Императорской России: исламский мир Новоузенского округа и казахской Внутренней Орды, 1780–1910 гг. Лейден: EJ Brill, 2001.

Халид, Адиб. Политика мусульманской культурной реформы: джадидизм в Центральной Азии. Беркли, Лос-Анджелес и Лондон: University of California Press, 19.98.

Аллен Дж. Франк

Созданные повстанцы: как войны радикализировали наиболее интегрированных мусульман в Российской империи

Норихиро Наганава


Ниже приводится сокращенная и переосмысленная версия статьи «Татары и империалистические войны: от царских слуг до красных воинов», Ab Imperio 1 (2020): 164-96.

Норихиро Наганава — профессор центрально-евразийских исследований в Центре славянских и евразийских исследований Университета Хоккайдо, Япония, а в настоящее время — член Уильяма Д. Лафлина в Принстонском институте перспективных исследований.

Журналисты и политические обозреватели часто изображают доморощенную радикальную мусульманскую молодежь как противников либеральной западной демократии. Почему внешне интегрированные европейские граждане решают яростно сопротивляться обществу, в котором они родились и выросли? Является ли джихад каким-то образом «внутренне присущим» исламу, оправдывающим такой уровень радикализации?

Поскольку наблюдатели постоянно указывают на социальную изоляцию и отсутствие возможностей, с которыми часто сталкивается мусульманская молодежь, почему европейские общества неохотно прислушиваются к гражданам-мусульманам, которые, говоря на общем языке либерализма, требуют равенства в сочетании с личным признанием различий? Эти вопросы хорошо знакомы историкам мусульманских регионов Российской империи, особенно старейшего и наиболее интегрированного в российскую политическую систему: Волго-Уральского региона.

Мусульмане Волго-Урала не были колониальными подданными, претерпев все преобразования, которые претерпела остальная Россия с середины XVI века, наравне с православными русскими. Если, как утверждает Александр Моррисон, Великие реформы Александра II действительно привели к разделению между метрополией и колонией в огромной континентальной империи во второй половине XIX века, волжско-уральские мусульмане прочно вошли в состав русского народа, пользуясь преимуществами все партиципаторные проекты, такие как суды, школы и органы местного самоуправления, сохраняя при этом свое отличие в царской конфессиональной администрации.

Права сопровождают обязанности. В отличие от других единоверцев империи Романовых волжско-уральские мусульмане служили в царской регулярной армии с 1874 года по всеобщей воинской повинности. К концу династии они пережили войны с османами, японцами и немцами. Как и другие народы, они знали о других войнах во все более жестоком империалистическом мире. В Первую мировую войну российские солдаты-мусульмане насчитывали от 700-800 тысяч до 1,5 миллиона человек, что составляло гораздо большую долю от общей численности вооруженных сил, чем среди мусульман в британской индийской армии или французских африканских солдат. Более того, в отличие от колониальных солдат-мусульман, которые действовали как отдельные подразделения, сражаясь за Западную Европу, волжско-уральские мусульмане были рассеяны и смешались с русским православным большинством, другими христианами и евреями, испытывая тогда огромное давление русификации.

 

Солдаты-мусульмане в Российской Армии молятся в исламский праздник в сентябре 1917 г. Источник: Исхаков С.М. Российские мусульмане и революция (весна 1917 г. – лето 1918 г.) (М., 2004), 11-я с. фото приложение.

 

Армия и войны были настолько важными составляющими общества волжско-уральских мусульман, что они заметно повлияли на общественные дискуссии о гражданстве, «теле и душе» нации и ее судьбах во все более жестоком мире. После 1905 Революция, бурно развивающаяся татароязычная пресса стала еще одним катализатором участия в международных конфликтах и ​​развития активной волжско-уральской общественной сферы. Как утверждает Ильхам Хури-Макдиси в своей книге о глобальном радикализме в восточном Средиземноморье, печатные СМИ позволили людям почувствовать связь с миром, создавая население, которое считало себя вправе интерпретировать, извлекать уроки и, таким образом, участвовать в событиях, происходящих на глобальный масштаб. Читая о насущных местных проблемах и глобальных событиях одновременно, испытуемые универсализировали свои собственные контексты и локализовали глобальные.

Действительно, сама революция 1905 года возникла из русско-японской войны. Санкт-Петербург был засыпан массовыми петициями с требованием равенства с русскими и, в частности, коллективных прав для мусульман, мужчины которых отчаянно сражались вдали от дома, часто оставляя членов семьи в бедственном положении. В этих петициях важное место занимали армейские претензии: desiderata включала в себя назначение мусульманских капелланов, обеспечение надлежащей диеты и соблюдение исламских обрядов, а также освобождение приходских мулл от мобилизации наряду с православным духовенством.

Наблюдая за закатом первой русской революции, мусульманская молодежь, увлеченная социализмом и анархизмом, продолжала с энтузиазмом публиковать статьи о конституционных переворотах в Иране и Османской империи, произошедших во время временного упадка российского империализма.

Эта революционная и освободительная среда сформировала татарские нарративы о войнах России. В 1909 году в Казани появились два военных отчета: один относится к русско-турецкой войне 1877–1878 годов некоего Айн аль-Ибад Хасан угли Хасанофа, бывшего капеллана на Анатолийском фронте. Другой касается русско-японской войны и написан неким Абд аль-Халиком б. Айн ад-Дин Ахмероф из Оренбургской области, бывший узник лагеря для военнопленных в Осаке, Япония. Эти авторы, как свидетели зверств русской армии, выражали глубокое сомнение и гнев по поводу дела царизма.

‘Айн аль-‘Ибад Хасан угли Хасаноф, Война между Россией и Турцией (Казань, 1909 г.).

В отличие от русскоязычного дискурса войны с османами как цивилизованного дела, соответствующего международному праву, и как пример победы христиан-славян над турками-мусульманами, Хасаноф изображает русские войска, занятые грабежами, поджогами, расстрелами эвакуированных и резней мирных жителей, в том числе маленьких детей. Он молит Бога вознаградить как мучеников (шахидлар) не только османов, сражающихся против сил неверных, но и единоверцев из Волго-Уральского региона — спорное утверждение в свете исламской правовой традиции. Призрак апокалипсиса замаячил перед Гасановым, который на обратном пути в Тбилиси столкнулся с тучами саранчи — одним из явных знамений Бога согласно Корану.

‘Абд аль-Халик б. Айн ад-Дин Ахмероф, Японская война, или Татарский солдат (Казань, 1909).

Амероф тем временем участвовал в решающем сражении на 203-метровой высоте при осаде Порт-Артура в конце 1904 года. Осуждая решение генералов, повлекшее за собой огромное количество жертв и пленных, он заявляет: «Наши генералы поступили так несправедливо в этом сражении; ничья совесть не могла принять этот факт».

Жизнь Ахмерова в качестве заключенного в Осаке намекает на момент воздействия транснационального радикализма для волжско-уральских мусульман. Лагерь в Осаке, в котором находилась самая большая концентрация порт-артурских военнопленных (в том числе 650 мусульман), был главным объектом пропаганды Общества американских друзей русской свободы, одним из агентов которого был странствующий народник Николай Судзиловский-Рассел (1850-1819 гг. ).30). Поскольку армия заставляла мусульман учить русский язык, они, возможно, слушали радикальную агитацию для неграмотных русских солдат, переваривая ее в своих кружках. Поступая таким образом, Ахмеров, вероятно, мог контекстуализировать русско-японскую войну в цепи империалистических столкновений: русско-турецкой войны, китайско-японской войны и боксерского восстания. Солдаты-мусульмане часто приносили домой эти антиимпериалистические идеи.

Еще одним поворотным моментом до 1914 года, вновь обнаружившим несостоятельность «цивилизованной» Европы в рамках жестокого мирового порядка соперничающих наций, были Балканские войны, за которыми будущий большевистский лидер Лев Троцкий также наблюдал в качестве венского корреспондента Киевская мысль . Оренбургская газета « Waqt » («Время»), редактор которой Фатих Кярими (1870–1937) вел репортажи из Стамбула с ноября 1912 по март 1913 года, существенно повлияла на понимание региональной мусульманской молодежью нации как организма (со статусом женщины как критерием ее здоровья). !), борьба за выживание между турками и христианскими народами, продвижение к цивилизации, «гуманитарное» безразличие Европы к мусульманским жертвам на Балканах и посягательство европейских держав на османский суверенитет. Как рассуждают Хури-Макдиси и Ури Берберян о сирийских и армянских радикалах соответственно, эти исторические элементы следует рассматривать не просто в репертуаре националистической речи, но и как часть глобальной радикальной культуры. 900:15 Фатих Керими в Стамбуле: четыре русские мусульманки работали в больнице Красного Полумесяца; Брат Фатиха Ариф был ранен османским добровольцем; мужчина, стоящий между двумя женщинами, — Юсуф Акчура, странствующий идеолог пантюркизма. Источник: Фатих Керими, Стамбульские письма (Оренбург, 1913 г.), 116.

Эти кипящие обиды и примеры интеллектуальной работы достигли апогея в 1917 г., когда радикальная татарская молодежь начала искать решения для страданий своего народа в большевизме. Привлекая ранее появившиеся в татарской прессе богатые образы войн, татарские политработники Красной Армии разъясняли своим однополчанам необходимость поддержки большевиков, побуждая их продолжать борьбу даже после уже четырехлетней войны.