Аносин монастырь фото: Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь / Монастырский вестник

Аносин Борисоглебский монастырь — Московская область, Россия

Борисоглебский Аносин женский монастырь (Аносина пустынь) — действующий ставропигиальный женский монастырь в деревне Аносино Истринского района Московской области, в 7 км от города Дедовска. Основан 25 июня 1823 года княгиней Авдотьей Мещерской, родной тёткой поэта Фёдора Тютчева. Назван в честь русских князей и святых страстотерпцев Бориса и Глеба, в память о покойном муже основательницы князе Борисе Ивановиче Мещерском.

С 1927 года и весь дальнейший советский период был закрыт. Возвращён Русской православной церкви в 1992 году. В качестве монастыря вновь начал действовать с 29 декабря 1999 года. В монастыре проживают 25 монахинь и работают около 60 трудников. При монастыре прошли последние месяцы жизни русского поэта и исполнителя Владимира Волкова.

История

Богадельня и общежитие

История монастыря восходит к 1810 году, когда княгиня Евдокия Николаевна Мещерская на свои средства заказала строительство Троицкой церкви, при которой была создана община из числа крепостных. В 1820 году княгиня открыла при храме богадельню. 17 апреля 1823 года богадельня реорганизована в Борисо-Глебское женское общежитие. Перед этим Евдокия Николаевна подала императору прошение об обращении общежития в монастырь с приложением планов существующих на его территории зданий и указав те, которые собиралась выстроить за свой счёт.

Основание монастыря

Указ императора Всероссийского Александра I об обращении Борисо-Глебского общежития в монастырь и поступлении в него учредительницы Евдокии Николаевны Мещерской вышел 25 июня 1823 года. 13 сентября того же года княгиня была пострижена в монахини под именем Евгении и стала первой игуменьей монастыря. В строительной и наставнической деятельности она руководствовалась советами митрополита Московского и Коломенского Филарета, с которым вела регулярную переписку.

В январе 1832 года из-за болезни и конфликтов с казначейшей монастыря Серафимой игуменья Евгения передала ей управление монастырем и по благословению Филарета отправилась в паломничество. Вернувшись 19 сентября 1832 года в Москву, получила от митрополита письмо с предложением вновь принять управление монастырём «к утешению всех там пребывающих». Ответив согласием, 24 сентября 1832 года Евгения вернулась в Борисоглебский монастырь.

3 февраля 1837 года игуменья Евгения преставилась, её тело положили в простой дубовый гроб, заранее ею приготовленный, и перенесли в больничную церковь Св. великомученицы Анастасии Узорешительницы, а оттуда в Троицкий собор. Похоронили первую настоятельницу с северной стороны Троицкого собора около Борисоглебского придела.

Период расцвета






Один из келейных корпусов

Несмотря на то, что само село Аносино оставалось небольшим (по данным 10 ревизии 1858 г. в селе Борисоглебское-Аносино Павловской волости Звенигородского уезда находилось всего 26 крестьянских дворов), расположенный в нём Борисоглебский Аносин женский монастырь был столь знаменит своим укладом и духовными подвигами, что современники называли его «женской Оптиной пустынью». В монастыре строго соблюдался общежительный устав преподобного Феодора Студита: утреннее правило в половине четвёртого часа ночи, затем обедня, послушания, повечерие, всенощная. Все монахини были обязаны присутствовать в храме во время службы, запрещалось стряпать в кельях, ходить из кельи в келью без благословения. Мирским людям, даже ближайшим родственникам монахинь, вход в обитель был строжайше запрещен.

Духовниками и исповедниками аносинских сестёр с 1856 года были иеромонахи Зосимовой пустыни. Монастырь имел гостиницу для богомольцев и подворье в Москве. В Аносинскую обитель приезжали погостить епархиальные архиереи, для них был построен специальный дом в саду.

Славу Аносинскому монастырю приносила и хозяйственная деятельность. Перенимать опыт земледелия, животноводства и ремесел приезжали сюда со всей империи.

Монастырь сумел просуществовать десять лет после революции. Здесь по-прежнему ревностно соблюдался монастырский устав. 18 сентября 1923 года в присутствии многих гостей из Москвы было торжественно отмечено 100-летие монастыря.

Закрытие и разрушение

В 1927 году монастырь был официально закрыт, а на его месте организована первая сельскохозяйственная коммуна. Но, как говорят очевидцы, просуществовала она до тех пор, пока не опустели монастырские амбары.

Последняя в XX веке торжественная церковная служба в Аносине состоялась на День Святой Троицы в 1928 году. 7 июня 1928 года игуменья Алипия и последние шесть монахинь были арестованы и привезены в Секретно-оперативное управление ОГПУ при СНК CCСР, а впоследствии подвергнуты высылке.

В церкви Димитрия Ростовского у Святых ворот монастыря долгое время размещалась машинно-тракторная станция. На территории монастыря также действовал один из отделов Московского областного краеведческого музея, организованного в 1919 году.

К концу XX века от исторических зданий сохранились только монастырские стены, руины главного храма, часть надвратной церкви и хозяйственных построек.

Открытие и восстановление

В августе 1992 года оставшиеся от монастыря строения и более 100 гектаров прилегающей земля переданы Московскому патриархату, до 1999 года на территории бывшей обители располагалось Патриаршее подворье.

29 декабря 1999 года постановлением Священного синода Русской православной церкви Патриаршее подворье преобразовано в женский монастырь со статусом ставропигии. Силами монахинь и трудников восстановлен главный Троицкий собор и надвратная церковь Димитрия Ростовского. Организованно деревообрабатывающее производство и ферма.

До возрождения родной обители дожила лишь одна из бывших послушниц Борисоглебского Аносина монастыря схимонахиня Анна (Теплякова). Две бывшие монахини Борисоглебского Аносина монастыря в 2000-х годах прославлены в Соборе святых новомучеников и исповедников Российских в качестве преподобномучениц — Дария (Зайцева), расстрелянная на Бутовском полигоне в 1938 году, и Татиана (Фомичёва), принявшая смерть в заключении в период репрессий.

Архитектура

Архитектурный комплекс Борисоглебского Аносина монастыря сложился в основном в первой половине XIX века. Сначала настоятельница монастыря матушка Евгения, в миру княгиня Авдотья Мещерская, выстроила на свои средства церковь Живоначальной Троицы (1810—1812 гг. ), которая с 1823 года стала главным храмом монастыря. Затем вокруг Троицкой церкви, получившей статус собора, были поставлены ещё два храма: церковь Св. Димитрия Ростовского и церковь Св. великомученицы Анастасии Узорешительницы.

Правильный четырехугольник монастырской территории по всему своему периметру обнесен невысокой кирпичной стеной с декоративными машикулями. По углам ограды стоят четыре башни с конусообразными кровлями. Ворота главного въезда в монастырь — поздние, в ложновизантийском характере. На территории, помимо трёх храмов, также располагались больничный корпус с приютом, кельи, трапезная, мастерская, хлебные амбары, другие жилые и хозяйственные постройки, вырыто два пруда для разведения рыбы. Ограда, кельи и другие службы монастыря были перестроены во второй половине XIX века на средства П. Г. Цурикова, благодетеля Саввинского скита.

Троицкий (Борисоглебский) собор






Троицкий собор

Троицкий собор, известный также по наименованию одного из приделов под именем Борисоглебский, сооружён в 1810—1812 гг. в стиле зрелого классицизма, близкий казаковской школе. Двусветная ротонда храма покрыта куполом с лёгким деревянным фонариком и венцом люкарн. Оштукатуренные фасады рустованы, сандрики и карнизы выполнены из белого камня. Храм имеет два придела: Тихвинской иконы Божией Матери и святых страстотерпцев Бориса и Глеба (в память о почившем супруге князе Борисе Мещерском). Храм и трапезная соединены между собой коротким переходом, над западной папертью поднимается стройная колокольня, завершённая цилиндрическим ярусом звона. В 1863—1867 гг. трапезная подвергалась перестройке, а в 1930-х гг. вместе с колокольней была разобрана. В XX веке собор был частично разрушен, полностью восстановлен и вновь освящён в 2006 году.

Церковь Димитрия Ростовского

В 1824 году на территории монастыря у Святых ворот был построен храм Св. Димитрия Ростовского, небольшая бесстолпная церковь в стиле ампир с характерными для этого времени большими арочными окнами над северным и южным входами и угловыми рустованными пилонами. Церковь Димитрия Ростовского встроена в линию монастырской ограды и использовалась как приходская церковь, поскольку вход для мирян на остальную территорию монастыря был запрещён. Церковь сильно пострадала от времени и переделок, но сохранила ампирную обработку. В начале XXI века была завершена её реставрация.

Церковь Анастасии Узорешительницы

В 1828—1829 гг. при монастырской больнице построен храм Св. великомученицы Анастасии Узорешительницы. Назван в честь небесной покровительницы княжны Анастасии Озеровой — единственной дочери Евдокии и Бориса Мещерских. Церковь часто перестраивалась, а в советский период здание было окончательно утрачено. С 2009 года церковь строится на новом месте.

Визиты Предстоятеля

  • В июне 2006 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил освящение восстановленного Троицкого собора при Борисоглебском Аносином монастыре.
  • В апреле 2009 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл I в Великий вторник Страстной седмицы совершил вечернее богослужение и обратился со словами проповеди к насельницам обители и многочисленным богомольцам. Настоятельница монастыря монахиня Мария (Солодовникова) познакомила Его Святейшество с историей обители и рассказала о первой настоятельнице игуменьи Евгении (Мещерской).

Борисоглебский Аносин женский монастырь


Борисоглебский Аносин монастырь расположен на Троицкой улице села Аносино. Улица эта тянется в виде длинного живописного шоссе между рекой Истра и Новорижским шоссе, параллельно им, от ЦКАД и до Павловской слободы.


Всего в 16 км от монастыря расположен Звенигород с прекрасным Саввино-Сторожевским монастырем над Москвой-рекой и примерно столько же, но в другую, северную сторону расположен город Истра со знаменитым Новоиерусалимским монастырем.


Совсем недалеко от Аносина монастыря, ближе к речке Истре находится современный кампус Университета Сбербанка.


История монастыря началась с 1810 года, в котором княгиня Евдокия Николаевна Мещерская, родная тетка поэта Ф.И. Тютчева, заказала строительство Троицкой церкви. Затем при выстроенной на средства княгини церкви была создана православная община из числа её крепостных. В 1820 году Е.Н. Мещерская открыла при этом храме богадельню. 17 апреля 1823 года богадельня была реорганизована в Борисо-Глебское женское общежитие. Перед этим Евдокия Николаевна подала императору прошение об обращении общежития в монастырь с приложением планов существующих на его территории зданий и указав те, которые собиралась дополнительно выстроить за свой счёт.


Создание монастыря было делом непростым, поскольку при императрице Екатерине II во второй половине ХVIII века провели секуляризацию или другими словами — отчуждение церковных вотчин в состав государственных земель. Последствием этой государственной реформы было сильное сокращение числа монастырей и монашествующих людей. К 1801 году в Российской империи число монастырей сократилось с 1072 до 452. Борисоглебский Аносин монастырь был первым, основанным в Московской епархии после той реформы 1783 года.


Борисоглебский Аносин монастырь создавался, как уже сказано выше, начиная с 1823 года по прошению княгини Мещерской, при покровительстве и участии митрополита Московского Филарета (В.М. Дроздов). Он составил «Правила для Борисоглебского женского общежития», положенные в основание монастырского устава.


Мирским людям вход в монастырь был строго настрого запрещен, исключение не делали даже ближайшим родственникам монахинь. Среди первых насельниц и монахинь Борисоглебского монастыря были крепостные княгини Е.Н. Мещерской, которая сама приняла здесь монашество. Она стала инокиней Евгенией, а также первой настоятельницей обители и оставалась ею 14 лет до своей смерти в 1837 года, ее похоронили в соборном храме монастыря. Жила в монастыре и дочь основательницы этой женской обители – Анастасия, которая рано умерла. В память о ней в обители был построен (1827–1829 годах) храм святой Анастасии Узорешительницы.


Годы спустя настоятельницей этого монастыря стала еще одна Евгения (Озерова – внучка основательницы монастыря Е. Н. Мещерской), которая управляла обителью в 1854–1875 годах.


Пятая игуменья матушка Иоанна (Макарова) стояла во главе монастыря около сорока лет (1879–1919 года) и преставилась в возрасте 90 лет после революции. Пришла она в обитель еще 18 летней девушкой.


Она была строгой подвижницей, не принимала никаких личных услуг, сама делала все в своей келлии: убирала, топила, ставила самовар, отдельного стола не имела, а пользовалась общим, сестринским, и, как свидетельствовали современники, за все свое долговременное игуменство ни разу не нарушила этого правила.


Церковные службы матушка посещала неопустительно, последний ее выход в церковь был за два дня до смерти. После смерти на ней нашли власяницу. Как настоятельница игумения Иоанна была строга. Принимая в обитель сестер, она брала с них подписку до смерти безвыходно пребывать в монастыре, не разрешала никаких поездок и отпусков на родину. Вела старческое окормление и всемерно заботилась, дабы насельницы обители не проводили времени праздно.


В то же время строгость настоятельницы в отношении духовного уклада монастырской жизни не была ни черствостью, ни жестокостью. К сестрам она была милостива, как мать, а они благоговели перед своей игуменьей. По свидетельству епископа Арсения (Жадановского), «святое сродство» объединяло ее душу с душой известного старца Зосимовой пустыни схиигумена Германа (Гомзина), который «время от времени проведывал ее с целью поучиться монашеству и поутешиться беседою».


Такова на первый взгляд простая история создания Борисоглебского монастыря. На самом деле все было гораздо сложнее, порой трагично.


Создание этого монастыря княгиней Е.Н. Мещерской и прелюдия к этому являются своего рода памятником и прославлением мужества, величия духа, неисчерпаемой доброты и редкой созидательной силы русских женщин. Судьба Е.Н. Мещерской является ярким подтверждением этого.


В 1796 году Евдокия Тютчева, которой было тогда 22 года, по большой любви вышла замуж за князя Бориса Мещерского. Тот вскоре простудился на охоте и через два месяца умер от туберкулеза, так и не увидев дочь, которую Евдокия родила через несколько месяцев.


Княгиня воспитывала дочь самостоятельно. В 1799 году она купила для летнего отдыха небольшое село Аносино. Построила усадебный дом и каменную церковь в честь Живоначальной Троицы с приделами Тихвинской иконы Божией Матери и святых Бориса и Глеба (в память об умершем супруге)!


После 1812 года усадьбу и церковь пришлось восстанавливать, они были полностью разорены наполеоновскими войсками. Это удалось сделать в полной мере, а еще и создать Борисоглебский Аносин женский монастырь, который стал процветать. Несмотря на то, что само село Аносино оставалось небольшим (по данным 10 ревизии 1858 года в селе Борисоглебское-Аносино Павловской волости Звенигородского уезда находилось всего 26 крестьянских дворов), расположенный в нём Борисоглебский Аносин женский монастырь был столь знаменит своим укладом и духовными подвигами, что современники называли его «женской Оптиной пустынью».


Основание Борисоглебского монастыря стало своего рода моделью и примером для устройства монастырей в новых исторических условиях ХIХ века. Во второй половине ХIХ века по примеру Борисоглебского монастыря богатые женщины стали также создавать богадельни, которые затем преобразовывали в общежития – женские общины, а еще позже они становились монастырями. При этом нужно отметить, что вновь созданные монастыри часто возглавляли именно монахини – воспитанницы Борисоглебского Аносина монастыря.


Авторитет монастыря год от года рос, в него приезжали паломники, в том числе высокопоставленные особы и представители высшего священства.


Большой общероссийский авторитет Борисоглебского Аносина монастыря довольно долго помогал спасать его от закрытия после октябрьских событий 1917 года. Именно в этот монастырь приезжали из ссылки православные митрополиты. В 1925–1926 годах здесь жил архиепископ Дмитровский Серафим. В 1923 году удалось отметить 100 летие основания монастыря, тогда в него приехали многочисленные гости.


В 1928 году Борисоглебский Аносин монастырь закрыли. Игуменью и последних шесть монахинь арестовали, отвезли в Москву, в ГПУ, затем их выслали из столицы.


Вскоре в монастыре расположилась сельхозкоммуна, в церкви во имя святителя Димитрия Ростовского устроили сельский магазин. Вплоть до 90-х годов на территории монастыря действовали авторемонтные мастерские.


В 1992 году обитель начали восстанавливать. Здесь открылось патриаршее подворье, которое в 1999 году было преобразовано в монастырь.


Сейчас при Борисоглебском Аносине женском монастыре создано деревообрабатывающее производство, работает молочная ферма. Монастырь обрабатывает 100 га сельскохозяйственных угодий, большого внимания и сил требуют 5 га огорода. В 2000 году в монастыре жили 30 сестер и с тех пор число их росло.


Былая строгость правил монастыря, к слову сказать, унаследована и в его новой жизни, уже в наши времена. По крайней мере, на территории обители запрещены фото и видео съемка. Когда мы подъехали к воротам монастыря и с сожалением увидели, что он закрыт для посещения из-за эпидемии Covid-19, то не сразу обратили внимания на знаки, запрещающие фотосъемку. К счастью, успели сделать несколько кадров красивых храмов внутри обители. Тут же получили строгое замечание и вынуждены были извиниться за нашу невнимательность. В свое оправдание сказали, что не собирались делать ничего дурного, лишь хотели запечатлеть местную архитектурную красоту.


В монастыре хранятся Мощевики с частицами мощей многих святых: покровителей монастыря благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, святителей Димитрия Ростовского, Игнатия (Брянчанинова) и Феофана Затворника, Спиридона Тримифунтского, Луки (Войно-Ясенецкого), Киево-Печерских подвижников, Оптинских старцев, преподобных Кирилла и Марии Радонежских, Серафима Саровского, Даниила Переяславского, праведного Симеона Верхотурского, блаженной Матроны Московской, мученицы Татианы, преподобномученицы Евгении, преподобномучениц Великой Княгини Елисаветы и инокини Варвары и других святых.


Еще несколько интересных фактов о монастыре

  • В 19 веке Борисоглебский Аносин женский монастырь был самой настоящей пустынью: по нему запрещалось ходить посторонним. Наемный труд не допускался, и монахини все делали сами: готовили, выращивали овощи-фрукты, собирали урожай, даже изготавливали обувь. А чтобы ничто не отвлекало сестер от молитвы, в кельях не было света (кроме лампадки перед иконами).
  • В этом монастыре жила монахиня, которую в миру звали Дарья Зайцева. В 1930-е годы на 68-летнюю женщину поступил донос: якобы она продает святую воду. А еще ведет божественные разговоры и недолюбливает советскую власть. Дарью арестовали и вскоре расстреляли на Бутовском полигоне. 12 марта 2002 года ее канонизировали.
  • Летом 2005 года при Борисоглебском Аносином монастыре поселился Владимир Григорьевич Волков — поэт, композитор, автор и исполнитель песен. Его творчество — это военная, патриотическая и религиозная лирика. С 1990 по 2003 год Волков провел сотни концертов в воинских частях, училищах и больницах, выступал на благотворительных творческих вечерах, участвовал в военно-патриотических акциях. В том же 2003-м он был награжден медалью преподобного Сергия Радонежского I степени. В Борисоглебском Аносином монастыре Волков провел свои последние месяцы: исполнял послушание, ухаживая за садом, написал несколько новых произведений.


Вот о чем поэт писал в своих стихах про эти места:


Мне бы только уйти в эту ширь —

В ту, что зорко от нас стерегут.

Глядь, и встретится тот монастырь,

В коем сжалятся и постригут…

***

Возле храма погост, там и место мое.

Позабыв все свои дарованья,

Избегу суеты — да по тропочке в храм,

Чтоб успеть к своему отпеванью…


В ноябре 2005 года Владимир Волков скончался и был похоронен на небольшом сельском кладбище недалеко от монастыря.


Аносино-Борисоглебский монастырь и его история

В семи километрах от города Дедовска Московской области находится Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь, фото которого представлено в данной статье. Его история восходит к началу XIX века. Когда-то сестры монастыря своими духовными подвигами снискали такую ​​славу, что их обитель стали называть женской Оптиной пустынью. В своем названии монастырь сочетает в себе имена святых, в память которых был освящен, и название небольшого подмосковного села, где он был построен.

Заботы благочестивой помещицы

Аносино-Борисоглебский монастырь основан княгиней Евдокией Николаевной Мещерской. За два года до нашествия французов этот благочестивый помещик построил в селе Аносино церковь во имя Святой Троицы, прихожане которой почти целиком состояли из его собственных крепостных. Вскоре при церкви была устроена богадельня, переделанная в 1823 году в женское общежитие для престарелых, больных и обездоленных.

Но планы Евдокии Николаевны простирались гораздо дальше. Она подала прошение на имя императора Александра I о придании монастырю статуса созданного ею общежития. В то же время она подготовила подробный план будущего монастыря с указанием зданий, которые строятся на собственные средства.

Первая игумения монастыря

Получив высочайшее соизволение и желая не расставаться со своей будущей обителью до конца жизни, Евдокия Николаевна постриглась в монахини, приняв имя Евгения, и была благословлена отец-настоятель. На самом сложном этапе неоценимую помощь ей ​​оказал митрополит Московский Филарет (Дроздов). Его советами она руководствовалась и в вопросах строительства, и в новой для нее наставнической деятельности. Мать Евгения руководила основанным ею монастырем до тех пор, пока в 1837 году Господь не призвал ее в Свои Небесные чертоги.

Подвижническая жизнь сестер обители

Несмотря на то, что Аносино-Борисоглебский монастырь находился в очень маленьком и скромном селе (в 1858 году в нем было всего двадцать шесть дворов), слава богоугодной жизни его жители быстро распространились по России. В качестве свода правил, регулирующих все стороны жизни монастыря, был составлен устав, составленный византийским монахом VIII века преподобным Феодором Студитом.

Руководствуясь его положениями, сестры вели строгую подвижническую жизнь. Для духовного окормления и исповеди иноков приглашали в монастырь из близлежащей Зосимовой пустыни, с которой Аносино-Борисоглебский монастырь имел постоянное духовное общение. Праздник часто посещали многие епархиальные архиереи, для чего в монастырском саду был построен специальный дом.

Материальное благополучие Борисоглебско-Аносиной обители достигалось не только благодаря большому количеству паломников, прибывавших сюда со всей России, но и собственному монастырскому хозяйству, поставленному усердными сестрами на высокий уровень. Их опыт земледелия и животноводства пытались перенять многие русские монастыри.

Годы тотального богоборчества

В первое десятилетие после прихода к власти большевиков Аносино-Борисоглебский монастырь продолжал свою деятельность, а в 1923 даже отметили столетие со дня основания. Но через четыре года монастырь был закрыт, а на его территории образовалась сельскохозяйственная коммуна. Это новообразование длилось недолго. Коммунары не захотели работать и, раздобыв все запасы продовольствия, хранившиеся в монастырских амбарах, бежали.

Большевики, согласные с тем, что «свято место пусто не бывает», разместили в обители своей обители машинно-тракторную станцию. Теперь церковь Димитрия Ростовского, что у Святых ворот, была наполнена дизельным зловонием, а не ароматным дымом кадильниц. Вскоре открыли еще одно музейное здание в краеведческом музее, где наглядно продемонстрировали туристам успехи в борьбе с религией. В годы советской власти хозяйственная и культурно-просветительская деятельность в монастыре велась так, что к концу 20 века от него остались только стены и руины главного храма.

Возрождение древних стен

Возрождение монастыря связано с демократическими преобразованиями, начавшимися в России в девяностые годы. В 1992 году Московскому Патриархату была возвращена вся монастырская территория и около ста гектаров прилегающих земель. С этого же времени в наспех построенном здании размещалось Патриаршее подворье, преобразованное в 1999 году в Борисоглебский (Аносин) ставропигиальный женский монастырь. Присвоенный ему статус ставропигии означает, что монастырь подчиняется не местному епархиальному архиерею, а непосредственно Патриарху.

Постепенно экономическая и религиозная жизнь монастыря нормализовалась. Заботами насельников монастыря и рабочих уже удалось восстановить Троицкий собор и саму церковь Димитрия Ростовского, где многие десятилетия ремонтировали тракторы. Частично восстановлено и подсобное хозяйство, включающее в себя деревообрабатывающий цех и молочную ферму.

До того дня, когда Аносино-Борисоглебский монастырь возродился из руин, дожила только одна из бывших сестер, Схимонахина Анна, видевшая дореволюционную жизнь монастыря. Большинство ее современников были расстреляны или закончили жизнь в сталинских лагерях. Некоторые из них ныне причислены к Новомученикам и Исповедникам Российским.

Монастырь ждет своих гостей

Вновь, как и в предыдущие годы, монастырь становится центром, куда стекаются паломники со всей страны. Для них широко открывает свои двери Борисоглебский монастырь (Аносино).