Озеро яровое отдых алтай: Санатории и базы отдыха в Яровом

Озеро Яровое в Алтайском крае: отдых, развлечения и жилье

Прочитав статью «Озеро Яровое в Алтайском крае» вы примите для себя решения отдыхать или нет в этом сибирском курорте. Туристскую привлекательность города-курорта Яровое определило, прежде всего, его местоположение: город стоит на берегу озера Большого Ярового с огромным запасом лечебных грязей. В городе функционирует, единственная в Сибири и на Дальнем Востоке, краевая физиотерапевтическая больница «Озеро Яровое», а также современный санаторий «Химик». После открытия на берегу озера пляжно-развлекательных комплексов «Причал 22» и «Причал 42» , резко выросло количество отдыхающих: в летний период население Ярового увеличивается примерно на пять тысяч человек.

Характеристики Озера Яровое

Озеро Яровое является горько-соленным и бессточным. На его северном берегу располагается город Яровое, а на восточном берегу находится деревушка Куатовка, где в 2008 году были организованы археологические раскопки и найдены скифские захоронения.

Площадь озера Большое Яровое составляет 66,7 км ² и имеет форму эллипсы. Глубина озера самая максимальная – 8 м. На дне озера находится иловая грязь с прослойками мирабилита.  Иловая грязь имеет черный оттенок и запах сероводорода и аммиака. Говоря о составе иловой грязи необходимо сказать о рапе. Рапа является средой для грязи образования, ведь в ней протекают все жизненные процессы. Озеро Яровое в Алтайском крае содержит рапу хлоридно – сульфатно – натриево – магниевую с содержанием брома. Концентрация соли в озерной рапе Большое Яровое может достигать 145 г/л.  Этот показатель постоянно изменяется и соленость падает.

Озеро Яровое в Алтайском крае — лучший курорт Сибири!

В такой соленой воде прекрасно уживается рачок Artemia Salina (Артемия Салина). По виду он со спичечную головку и имеет красный цвет, относится к классу ракообразных. Рачки концентрируют в себе химические элементы такие как: титан, медь, серебро, железо, свинец и т. д. Отмирание рачков формирует лечебную, илово — сульфидную грязь озера.

Грязь активно стали использовать в лечении и ее эффективность стала достигать 96 %. Краевой центр восстановительной медицины и реабилитации «Озеро Яровое» начал работать с 1945 года.  В этот год группа энтузиастов во главе с врачом Зинаидой Массальской на территории отремонтированного барака создала небольшую больницу на 25 коек.  В ходе лечения врачи начали активно принимать грязь. Результат грязевого лечения оказался настолько эффективен, что весть о чудодейственных свойствах озера Ярового быстро распространилась по всему краю и за его пределами.

В 1963 году была создана лечебница, которая впоследствии приобрела статус Краевого центра восстановительной медицины и реабилитации. Сегодня на базе центра функционируют дерматологическое, неврологическое, терапевтическое, гинекологическое, хирургическое отделения. Люди со всего края приезжают сюда и испытывают на себе все чудодейственные свойства лечебной грязи и озера.

Озеро Яровое: топ курорт в Алтайском крае

Озеро Яровое в Алтайском крае привлекает к себе все больше и больше туристов. Люди со всех уголков приезжают поправить свое состояние здоровья и полежать на поверхности воды. На территории озера работают различные кафе, бары и рестораны на любой вкус, а также имеется Аквапарк. Побывав на озере Большое Яровое вы вернетесь сюда снова!

фото и отзывы — НГС.ТУРИЗМ

Показать карту
Скрыть карту

Озеро Яровое

Большое Яровое озеро находится на территории центральной Кулундинской степи, на расстоянии 8 километров к западу от города Славгорода и 4 сотен километров от города Новосибирска.

Скифские народы издавна наделяли водоем магическими свойствами претворения желаний в жизнь!

Дно Ярового пересечено двумя линиями крестообразной формы, ученые считают эти борозды аномальными. Говорят, именно они вкупе с водой, одновременно горькой и солоноватой, очищающее воздействуют на тело, разум и душу, освобождая и просветляя, усиливая энергетический заряд. А это приводит к исполнению мечтаний! С научной точки зрения явление ничем не подкреплено, но отсутствие аргументов и фактов не мешало ему проявляться еще на заре нашей эры – об этом сложено немало легенд, передаваемых кочевыми народами Алтая.

Большое Яровое озеро расположено на высоте 79 метров над уровнем моря – это самый низкий среди аналогичных показателей в пределах Алтайского края. Водоем окольцован плоскостью равнинных земель, деревья на которых практически отсутствуют. Берега Ярового довольно высоки, а юг и юго-запад прибрежной территории находятся во власти оврагов.

Озеро не принимает сторонних потоков и не присоединяется к другим течениям, другими словами – замкнуто. Вода – соленая, причем концентрация солей настолько велика, что можно спокойно покачиваться на поверхности Ярового, не прилагая усилий. Состав воды уникален, обогащен минералами, ко всему прочему – в озере обитает артемия, отмирая, смешивается она с солями и илом, формируя внушительный грязевой слой, наделенный лечебными свойствами. Привкус воды помимо солености имеет горчинку, озеро относится к бассейну рапного типа, питание которого обеспечивают подземные ключи.

Грязь Большого Ярового озера сопоставима по показателям с грязями озер таких курортов Украины как Одесса, Саки, Старая Русса, а в пределах Сибири и Дальнего Востока – может смело претендовать на пальму первенства среди себе подобных. Примечательно, что физико-химический состав акватории Ярового и его недр превращает озеро в аналог израильского Мертвого моря.

Обилие солнечных дней и сухость климата вкупе с рапой, насыщенной минералами и лечебной иловой грязью формируют в комплексе базу для лечения различного рода заболеваний. Таким образом, озеро Большое Яровое прекрасно подходит для оздоровительного туризма.

Озеро располагает двумя вместительными пляжами, на которых функционируют летние кафе, душевые и туалеты, аттракционы, аквапарк и автостоянки. В дневное время проводятся соревновательные и конкурсные мероприятия, а когда стемнеет – эстафету перенимают шоу-программы и дискотеки. Работает лодочный прокат, также можно арендовать водный велосипед или гидроцикл. На концертной площадке одно из пляжей периодически выступают популярные артисты.

В закатные и рассветные часы озеро наиболее прекрасно, оно словно впитывает в себя краски алеющих небес, перетекая палитрой, дарованной облаками.

В летнее время озеро становится туристической Меккой, в которую съезжаются туристы со всех уголков страны и даже зарубежья.

Яровое наделено статусом природного памятника в 1978 году.

Остановиться, приехав на Большое Яровое можно на курорте «Озеро Яровое», в санатории-профилактории «Химик», гостиницах «Уютная», «Причал», «Яровое», «Теремок», «Комфорт на Пушкина», кемпинге на Яровом или мотеле «Дилижанс».

Сайты курорта «Озеро Большое Яровое»:
Официальный сайт администрации г. Яровое: yarovoe. org,
Официальный сайт г. Яровое: portal-yarovoe.ru,
Пляжно-развлекательный комплекс «Причал 22»: prichalivay22.ru,
а также: яровое.su, yarowoe.ru.

Описание озера Яровое

53 просмотра за январь,
432 за декабрь,
82757 всего

» data-postfix=»

«>


  • Сплав в Маслянино

    Никоново-Легостаево 5 дней плыть?

    Костя Кошкин, 05.10.22 16:57
    Сообщений: 18


  • Ищем попутчиков ТУТ!

    Едем в начале сентября в Актру.
    Ищем попутчиков на транфер из Курая в альплагерь. Потом обратно.
    Ориентировочно, 1-3 сентября — наверх, 6-8 — вниз.

    mwalker, 14.08.22 12:44
    Сообщений: 605


  • Джипы на метео Каратюрек (2600 м над уровнем моря)

    На метео Каратюрек (2600м, самая высокогорная метео в России) 25 июля поднялись ребята с Н-ска на 5 машинах.

    Михаил_Елена,
    Сообщений: 0

Колыванское озеро. интересное место на Алтае… | по аркаде | Сибирский блог

интересное место в Алтайской степи

Алтайский край славится множеством красивых, раскинувшихся в окружении живописных ландшафтов, озер.

Колыванское озеро, несомненно, занимает особое место среди достопримечательностей Алтая. Он расположен в отрогах на северо-западе Колыванского хребта — эти места на юге Алтайского края называют рудным Алтаем. Если посмотреть на пресноводный водоем с высоты, то можно увидеть, что Колыванское озеро имеет сложную, вытянутую с юга на север форму и некоторые путешественники находят эту конфигурацию похожей на двугорбого верблюда с большой головой. Длина водохранилища составляет четыре километра, а ширина – два километра.

Питают озеро с его пологими, заросшими кустарником скалами, речка Колыванка и естественные ключи, а родники бьют на дне водоема, расположенного на глубине трех метров.

Крупнейшему среди водоемов юго-западной части Алтайского края Колыванскому озеру присвоен статус памятника природы, так как оно уникально по своим ландшафтным, геологическим и флористическим особенностям.

Озеро Колывань распростерлось на границе бескрайней Алтайской степи и Колыванского хребта в Горном Алтае в 3 км от села Саввушка, в связи с чем и получило свое второе название — Савушкино или Саввушка.

Местоположение озера на карте — точка с GPS-координатами в нижней части. Ближайший крупный город Барнаул находится в верхней правой части карты.

Координаты GPS: 51.361610, 82.191170

Посещение этого озера удобно интегрировать в маршрут поездки из России в Казахстан. Обычно путешественники ночуют на озере, а утром отправляются к пропускному пункту «Шемонаиха», расположенному южнее, примерно в 80 км.

Озеро пресное. Его площадь невелика — чуть более 4 кв. км. Водохранилище имеет неправильную форму. Его средняя ширина составляет 1 км, местами достигает до 2,4 км. Длина 4 км. Глубина Колыванского озера 3 м, но иногда достигает 28 м.

Береговая линия разнообразна: часть побережья покрыта отличными пляжами, где-то заросла кустарником, местами вода в озере поднимается прямо к скалам, есть заболоченные участки.

Ученые, проведя исследование воды озера, установили, что в ней содержится кремниевая кислота и родон, вода в нем очень полезна для здоровья. Вода не только вкусная и напоминает родниковую, но и действие содержащихся в озере веществ заключается в очищении организма человека от отложений солей, токсинов и песка.

О чистоте Колыванского озера свидетельствует растущий на поверхности пруда водяной орех — это растение относится к реликтовым и занесено в Красную книгу, является гордостью людей, живущих вблизи озера. Водяной орех, росший на земле и в ледниковый период, богат крахмалом и белком, его не только едят, но и увозят домой в качестве сувенира многие туристы (что делать запрещено).

Ландшафтная особенность Савушкиного озера – причудливые скалы, украшающие южный и восточный берега. Форма этих удивительных скал дает простор для воображения и ассоциативного мышления человека: кто-то видит в них человеческое лицо, кто-то — величественные замки, а кто-то — фигуры животных и мифических персонажей.

Самые известные каменные фигуры – «Слон» и «Четыре брата».

По мнению геологов, на месте озера когда-то была кромка прибоя древнего моря, плескавшегося на территории сегодняшней Западно-Сибирской равнины. Действие волн, а затем ветра и привело к возникновению столь необычных образований.

К горным достопримечательностям Колыванского озера относится гора Большая или Воструха (народное название), которая возвышается к небу на семьсот метров над земной поверхностью, вызывая наибольший восторг своей красотой. Гора Воструха высотой 644 метра расположена на юге водохранилища. Отсюда открывается прекрасный вид на озеро и окрестности. Путь, ведущий к вершине горы, хорошо виден. Восхождение несложное и занимает не более 20 минут. Так как подножье горы заросло кустарником, подниматься лучше в закрытой одежде.

На северном берегу озера находятся стоянки древних людей, относящиеся к археологическому памятнику «Колыванское — I». Представляет собой комплекс из 6 курганов.

На одной из гор Колыванского хребта внимание привлекает оптико-лазерный центр Германа Титова со сферой у подножия. Это военный объект — экскурсии там не проводят. Но фотографов привлекают «космические» формы этого предмета, увлекающие сделать необычный снимок.

обсерватория у озера Колывань

Рыбаков пруд привлекает в первую очередь не своей удивительной красотой, а возможностью ловить в его водах гольяна, леща, карпа, щуку и линя. А над водной гладью кружат соколы, орлы и сапсаны, что придает отдыху на берегу озера Колывань особое очарование.

Колыванское озеро, конечно, нельзя назвать раем для рыбака. Однако, приезжая сюда, можно провести время с удочкой. В чистых водах озера водится в основном мелкая рыба — плотва, сазан, елец, окунь, но есть и щука. Лучше всего ловить рыбу со скал и гор. До этой части озера можно добраться только пешком или на лодке.

Лес у озера украшают стройные сосны, березняки и осины. Любители собирать ягоды найдут в этих местах крыжовник, можжевельник и барбарис.

Вход на озеро свободный, кроме организованных мест отдыха. Однако с каждым годом их становится все больше. На большую часть побережья уже можно добраться только за отдельную плату, что, с одной стороны, способствует появлению элементарных удобств и чистоты, с другой – вызывает беспокойство у «диких» туристов. Стоимость входа устанавливается владельцами баз: она колеблется от 50 руб. с человека до 300 рублей за машину. Цены могут варьироваться, поэтому точную стоимость можно узнать только на месте. В зонах организованного отдыха предлагаются разнообразные развлечения. Можно покататься на водном мотоцикле, «банане», водных лыжах, попрыгать на «тарзанке» или подняться в небо на дельтаплане. Многие базы отдыха оборудованы банями.

Как доехать:

Чтобы добраться до озера Колывань, нужно ехать в сторону Змеиногорска, озеро находится перед ним (не доезжая 20 км до Змеиногорска), возле села Саввушка (3 км) .

Из Новосибирска, Томска, Кемерово путь проходит через Барнаул. В Барнауле выезжаем на Змеиногорский тракт и едем в сторону Алейска. Проезжая Калманку (остается в обочине), Алейск, Шипуново (остается в левой части дороги). Примерно через 40 км после Шипунова повернуть налево в сторону Змеиногорска. Минуем село Поспелиха и Курью. В селе Саввушка повернуть налево в сторону озера. Всего от Барнаула около 310 км.

Из Омска дорога другая. Едем в сторону Новосибирска, возле Татарска поворачиваем направо в сторону Карасука. Минуя Чистоозерное, Купино, Баган, Карасук, Бурла, Славгород, Кулунда, Благовещенка, Родино, Волчиха, Рубцовск, Поспелиха, Курья, Саввушка. Всего около 1000 км.

обсерватория у озера Колывань

Само озеро Колывань находится в 3 км от поселка Саввушка. Это пусть можно преодолеть пешком или на машине. От поселка Саввушка до пруда отличная тропа, до места назначения всего три километра. Дорога к озеру проходит через деревню — нужно ориентироваться на шаровую обсерваторию. Он приведет к песчаной части озера, где расположены самые популярные базы отдыха. Часть дороги, ведущей к оптико-лазерному центру, отличного качества. Оставшаяся часть – грунтовка.

обсерватория у озера Колывань

Если свернуть к озеру, не доезжая до поселка, вы окажетесь сначала у северного берега, затем одна дорога пойдет в сторону восточного берега, вторая вдоль западного. Дорога вдоль Западного берега проходит по песчаным участкам, но местами встречаются болота, особенно после сильных дождей.

Автобус:

Несколько автобусов из Барнаула проходят через село Саввушка. Если ехать в обратном направлении, то лучше не выбирать автобусный маршрут Усть-Каменогорск — Барнаул, так как он международный и из-за прохождения досмотра на границе автобус часто задерживается.

Теленгит | Культурное выживание

Теленгиты — один из древнейших тюркских народов, принадлежащий к южно-алтайской ветви. По официальным данным переписи, нынешнее население теленгитов составляет 2400 человек, хотя, по их собственным оценкам, это число приближается к 15 000 человек. Кош-Агачский (Эре-Чуйский) и Улаганский районы Республики Алтай имеют самую плотную популяцию теленгитов.

Эре-Чуй – колыбель Теленгита

Кош-Агачский район расположен на юго-востоке Республики Алтай. На востоке область граничит с Республикой Тыва, на юго-востоке – с Монголией, Китаем на юге и Казахстаном на юго-западе. Рельеф Кош-Агачского района в основном представляет собой обширное высокогорье. Котловины и долины разбросаны среди горных хребтов. Климат Кош-Агача характеризуется суровой малоснежной зимой и коротким, сухим и относительно прохладным летом. Высота местности колеблется от 1400-4200 метров над уровнем моря.

Теленгиты известны как «теле» с древних времен. Их предки составляли одно из двенадцати поколений «племен Гаогюй», задокументированных в китайских анналах 5 го -6 го века. Согласно легенде, Теленгиты входили в личную гвардию Чингисхана и были известны своей отвагой и верной службой. Можно сказать, что этот древний народ сохранил свои традиции и историческую память. Все родовые имена теленгитов ( сеок ), задокументированные в 19-й век существуют и сегодня. Даже сегодня членство в том или ином сеоке остается важной составляющей жизни его членов, особенно в духовном плане. Каждый сеок и его подразделения практикуют экзогамию и, как правило, сохранили свою генеалогическую легенду. Так, один из ведущих родов теленгитов – сеок кобок – вспоминает легендарного предка по имени Жарынак, который во время наводнения поднялся с несколькими другими на гору Кокора и переждал стихийное бедствие. До наших дней сохранился котел, в котором готовили еду от пребывания Жарынака на горе.

В конце 18 го и в начале 19 го века Чуйские Теленгиты находились под двойным протекторатом России и Китая, платя дань обеим могущественным империям. Неопределенность статуса теленгитов закончилась, когда в 1864 году было подписано Чугучакское соглашение, и их земли окончательно вошли в состав Российской империи.

Теленгиты — искусные скотоводы и охотники, и их жилища тому подтверждение. В их домах есть войлочная юрта ( кереге или кижис аил ) с выходом на южную сторону и конусообразным шатром ( аланчик ), покрытым берестой, лиственницей или войлоком. Этот тип дома не только до сих пор используется Теленгитами, но и играет важную роль в их свадебном ритуале.

Теленгит Род занятий

Алтайские Теленгиты занимаются животноводством. При этом разведение яков и верблюдов по-прежнему является важным занятием для теленгитов даже сегодня. Яков и верблюдов держат не только для практических нужд (мясо, шкура, шерсть), но и для перевозки тяжелых грузов. Сегодня теленгиты по-прежнему относятся к лошадям с почтением и заботой, называя лошадь девяткой.0081 кижыные канады («человеческие крылья») и ержынэ («драгоценность»). Конина считается деликатесом. После забоя лошади голову всегда подвешивают к дереву. Кроме крупного рогатого скота теленгиты держат и более мелкий скот: овец и коз. Охота, сезонное занятие теленгитов, в сочетании с кочевым и полукочевым скотоводством является вторым по важности занятием. В прошлом теленгиты охотились небольшими группами и нацеливались на пушных зверей, шкурами которых теленгиты платили ясак (дань). В настоящее время охотятся на лося, кабана, косулю, медведя. И это несмотря на запрет охоты на охраняемых территориях со строгим режимом. В частности, сюда входит плато Укок, где обитают многие тотемные животные теленгитов, особенно птицы. Обычно они приезжали на плато Укок только летом для проведения ритуалов.

Мясо составляет основу диеты теленгитов, а также молочные продукты, получаемые от всех видов домашних животных. Они едят только переработанные молочные продукты: кислое молоко и различные молочные продукты (творог, масло, сыр, алкогольный напиток 9).0081 арака, и др.). Теленгиты готовили растительную пищу, используя зерно и дикорастущие съедобные растения. Традиционные злаковые продукты (ячмень, пшеница, просо) были не очень разнообразны и были немногочисленны не только у алтайских народов, но и у других тюркских и монгольских народов.

Традиции и ритуалы

Теленгиты по большей части сохранили свои обычаи, традиции, ритуалы, моральные и экологические ценности. Этнический колорит является частью их повседневной жизни, а также их материальной и духовной культуры. Они сохранили богатый фольклор и древние техники пошива своей традиционной одежды. Все их религиозные ритуалы, традиции и обычаи связаны с заботой о природе и поддержанием гармонии между людьми и окружающей средой. В последнее десятилетие возродили народный праздник «Чага-Байрам». Алтайцы с древних времен празднуют Чага-Байрам – праздник Нового года. В период атеизма и всеобщего запрета коренных обычаев кош-агачцы тайно соблюдали праздник и проводили свои обряды. Чага-Байрам – это семейный праздник, когда люди убираются в доме и очищаются внутренне и духовно. Празднование Чаги зависит от Космоса. Когда Мехин жылдыс (созвездие Плеяды) проходит луну, Теленгиты начинают празднование Чага-Байрам.

Ритуал «Сан Салари»

Этот обряд проводится в новолуние, и приготовления начинаются задолго до него. Камни располагаются на холмистой местности к восточной стороне дома. Плоский камень размером с большую тарелку, подготовленный для разжигания огня. Как только появляются первые лучи солнца, традиционно одетый хозяин дома и его семья отправляются на выбранное место. Они жгут можжевельник ( арчын ), а затем положить в огонь подношения из молочных продуктов и мяса и окропить его молоком. Поклонившись, они четырежды обходят вокруг костра. Мастер идет впереди и дает благословения, опрыскивая их молоком. Те, кто следует за ним, просят, чтобы их желания сбылись в Новом году. Благословение должен произносить вслух только особо одаренный человек, способный восхвалять Хозяина алтайских земель. Также на деревьях повязывают белые, желтые и синие ленты. После ритуала люди возвращаются домой, угощают гостей традиционными блюдами и дарят друг другу подарки. Всегда спрашивают: «Жылды кандыж чыккан?» («Как прошел твой год?»). И ответ всегда должен быть «Iye», что означает «в добром здравии». Позже они празднуют с традиционными праздниками и традиционными видами спорта.

Ритуальная жизнь Теленгитов достаточно сложна и уходит своими корнями в глубокую древность. Свадебные обряды являются наиболее устойчивыми составляющими их традиционной бытовой культуры. Обычай дарить кожаные сосуды родителям невесты является важной частью теленгитских церемоний сватовства, как и роль дяди невесты по материнской линии в даче согласия на брак.

Религия

Шаманизм и шаманизм и тесно связанные с ним ритуалы занимают центральное место в системе верований теленгитов, отражая анимистические и магические верования этого народа. Культ природы и ее сил до сих пор проявляется в почитании духов-хозяев окружающей земли (9).0081 ээзи ). Особое поклонение совершается на горных перевалах; при переходе через Теленгит оставляйте подношения духу-хозяину горы – камни или ветки, строящие пирамиды из камней, называемые обоо . Говоря о почитании природы, нельзя не упомянуть об уважении алтайских теленгитов к природным родникам, рекам и озерам. Они называют дух-хозяйку реки Суу-ээзи . Считается, что у каждой реки, родника, озера или целебного источника ( аржан ) есть своя хозяйка, которая может предстать в образе девушки, женщины или старухи. Самые большие реки — Катунь, Чулышман, Чуя и Башкаус — имеют строгих и хитрых повелительниц знатного ханского происхождения. О них сложено множество легенд. Говорят, что в годы войны речные хозяйки спасли теленгитов, затащив их врагов в водовороты. Культы животных также связаны с шаманизмом. В течение 9В ритуалах 0081 тажылга и ыжык шаман, выступая в роли проводника между мирами, может совершать подношение животного определенному духу или божеству: Ульгеню или Эрлику.

Алтайский шаманизм охватывает представления о верхнем и нижнем мирах, духах-помощниках, родовых духах и духах-покровителях. Большинство шаманов ( камов ) рассматривают мир в трех слоях: верхний мир, которым правит мастер Ульгень, средний мир как мир людей и подземный мир, которым правит мастер Эрлик. На шаманских бубнах есть рисунки этих двух миров, разделенных тонкой границей срединного мира. Если бóльшая часть бубна была посвящена небу, т. е. верхнему миру, то с ним легко мог общаться шаман. В зависимости от того, какой мир ближе шаману, шаманы подразделяются на «черных» и «белых», в зависимости от того, обращаются ли они к Эрлику или Ульгену. Бубен играет особую роль в шаманском ритуале. Шаманский бубен очень важен тем, что помогает kam отправляются в путешествие по разным мирам. У каждого шамана есть наставник, дух шамана, жившего в прошлом, чаще всего кровного родственника. Дух решает, когда шаман станет камом ( баштанар ), и сообщает шаману, кто, когда и где будет производить ритуальные принадлежности: одежду, бубен, посуду, камчы (кнут) и т. д., а также в каком табун его лошадь пасется, или где и кем будет поймано животное, или будет срублено желаемое дерево, чтобы сделать необходимый предмет. Человеку, к которому подошел новый кам, могут сказать, что он должен что-то для него сделать, или что у него в стаде есть животное, которое нужно каму, должен выполнить просьбу кама. Кам также использует можжевельник во время ритуалов, сжигая его ветки и произнося требуемые слова, таким образом очищая и освобождая человека от негативного влияния тех или иных сил.

Культура

Певцы-рассказчики ( каити ) играют особую роль в религиозных и художественных традициях теленгитов. Алтайские кайчи — уважаемые люди. Их приглашают на торжества и свадьбы. Если в деревню приезжает певец-сказитель, то приезжают люди со всех концов: не только из окрестностей, но и из отдаленных районов. Каичи также были уважаемыми гостями у охотников, которые считали их способными разговаривать с духом-хозяином тайги и со зверями. Одним из основных условий признания сказителя кайчи является его способность воспеть эпическое героическое сказание от начала до конца горловым пением в сопровождении двухструнного инструмента 9.0081 топшуура . Овладение искусством кай начинается в раннем возрасте. В этой традиции нет запоминания – сюжеты живые и задача рассказчика – донести события до слушателя так ярко, как будто он сам их видит. Тональность, ритм и темп исполнения меняются в зависимости от сюжета. В июле 2004 года в поселке Улаган прошел первый международный курултай – слет сказителей. В мероприятии приняли участие гости из Японии, Хакасии, Азербайджана, Кыргызстана, Калмыкии, Башкортостана, США, Республики Тыва, Турции и Москвы. В гости к теленгиту приезжали начинающие и опытные сказители из каждого района Республики Алтай. Люди пели о Земле и ее героях. В рамках фестиваля прошли семинары и мастер-классы по горловому пению и игре на народных музыкальных инструментах.

Кош-Агач — одно из немногих мест в России, где в наше время сохранилось исполнение фольклора, горлового пения, богатырского сказителя. В Республике Алтай проводятся межрегиональные народные праздники «Ал Ойын» и фольклорный фестиваль «Жаир». Все праздники проходят с театрализованными представлениями на сюжеты тюркских героических эпических поэм. По этой причине те, кто сохраняет традиционную культуру коренных народов, несут большую ответственность. В 2000 году в Кош-Агачском районе Республики Алтай был создан Культурный центр Теленгит. Основной целью этого центра является изучение и популяризация культуры теленгитов, быта, ремесел, бытовых изделий и одежды. В Теленгит-центре есть фольклорный ансамбль, известный как Тала («пространство, величие»). Группа занимается совершенствованием народных инструментов, собирает и исполняет этническую музыку разных стилей, kai и народные песни. Ансамбль является обладателем II степени III Международного конкурса-фестиваля «Белый месяц» в Улан-Удэ и I премии XII Международного конкурса-фестиваля тюркской молодежи в Уфе (2004 г.). Центр собирает различные жанры фольклора. Проводит конференции и круглые столы по сохранению теленгитского языка и традиционных обрядов. Есть мастерская по изготовлению традиционной одежды и сувениров. Есть музей, который каждый год приобретает новые экспонаты и экспонаты. Теленгитский культурный центр издает вкладыш «Чуйдье тайедагы» (на алтайском языке) за Чуйские зори, областная газета.

Археологические открытия

Наиболее ярким и удивительным вкладом в историю Теленгита стали находки скифской культуры близ Пазырыкской местности Улаганского района, а также всемирно известная находка на плато Укок в Кош-Агачском районе . В Укоке исследователи нашли захороненную женщину, которая впоследствии стала известна как «Принцесса Укока». Вскоре после того, как «принцесса» была найдена и раскопана, произошло землетрясение и многочисленные беды постигли местных жителей. 1 Жители ближайшего к эпицентру населенного пункта сообщают о землетрясении силой около 8 баллов по шкале Рихтера.