Отдых на пути в египет: «Отдых на пути в Египет», Микеланджело Караваджо — описание картины

Отдых на пути в Египет (картина Караваджо)

У этого термина существуют и другие значения, см. Отдых на пути в Египет.

«Отдых на пути в Египет» — картина Караваджо, написанная около 1595—1596 годов, одна из первых крупномасштабных работ художника. В настоящее время хранится в галерее Дориа-Памфили в Риме. Отдых Святого семейства, как часть более общего сюжета из Евангелия от Матфея о бегстве в Египет от устроенного царём Иродом избиения младенцев, был популярен в живописи того времени, но картина Караваджо с ангелом, играющим на скрипке, отличается необычной композицией.

Сюжет об отдыхе на пути в Египет, не имеющий библейской основы, появился в раннем средневековье из корпуса легенд и сказаний вокруг новозаветной истории о бегстве Святого семейства в Египет. Наиболее подробно он описан в 20-й главе апокрифического Евангелия Псевдо-Матфея[1]. Согласно легенде, когда Иосиф с Марией остановились в пути отдохнуть во фруктовой роще, младенец Иисус велел деревьям нагнуть ветви, чтобы Иосиф мог достать плоды, а родниковой воде излиться из древесных корней для утоления жажды родителей. В течение столетий эта история обросла множеством дополнительных деталей.

На картине изображена спящая Дева Мария с младенцем Иисусом и Святой Иосиф, держащий нотную рукопись перед ангелом, играющем на скрипке гимн Деве Марии. Стержнем картины является ангел, композиционно разделяющий её на две половины. Примечательной является его поза, почти идентичная позе Порока на широко известной картине «Геркулес на распутье» Аннибале Карраччи, возможно, вдохновившей Караваджо. Пейзаж на картине несёт символический смысл: рядом с Иосифом сухое растение, а вокруг Девы Марии — цветущая природа. Возможно, вся композиция картины символизирует путь христианского спасения от неодушевлённого камня через животное, человека и ангела до конечной цели — Божественного в образе Девы Марии[2].

Датировка картины остаётся предметом дискуссий. Согласно Джулио Манчини, биографу Караваджо, «Мадонна на пути в Египет» была заказана монсеньором Фантино Петриньяни из римского прихода Сан-Сальваторе-ин-Лауро, приютившим Караваджо в начале 1594 года, когда тот покинул мастерскую Джузеппе Чезари[3]. Многие искусствоведы не признают это утверждение, учитывая акцент картины на теме музыки[4] и отсутствие её в описи картин Петриньяни 1600 года. Предполагали, что картина была заказана кардиналом Пьетро Альдобрандини, восторженным поклонником музыки, однако и в описи его картин 1603 года нет никаких следов работы Караваджо[5]. Картины могли быть написаны для кардинала Франческо дель Монте, у которого Караваджо, фактически, стал домашним художником с 1595 или 1596 года. В нотах на картине записан мотив фламандского композитора Ноэля Баулдевейна со словами из Песни Песней, посвящёнными Мадонне: Quam pulchra es (Как прекрасна ты), что вполне уместно для утончённого интеллектуального вкуса кардинала и делает невозможным написание подобной картины иначе, как по заказу. Достоверно известно лишь, что после смерти Караваджо картина стала собственностью Олимпии Альдобрандини, племянницы папы Климента VIII и второй супруги кардинала Камилло Франческо Мария Памфили[6]. С тех пор работа остаётся у семейства Памфили, в галерее которого и находится в настоящее время.

  1. ↑ Евангелие Псевдо-Матфея. Гл. XX
  2. ↑ Maurizio Calvesi, La realtà del Caravaggio, op. cit., pp. 202-204.
  3. ↑ Giulio Mancini, Considerazioni sulla pittura, vol.I, Roma: Accademia Nazionale dei Lincei, 1956, p. 224.
  4. ↑ Maurizio Calvesi, Le realtà del Caravaggio, Torino: Einaudi, 1997, p. 202.
  5. ↑ Ferdinando Bologna, L’incredulità di Caravaggio e l’esperienza delle «cose naturali», Torino: Bollati Boringhieri, 1996, p.301-302.
  6. ↑ Ferdinando Bologna, L’incredulità del Caravaggio, op. cit., p.301-302.

Отдых на пути в Египет (картина Караваджо)

  • ВведениеОтдых на пути в Египет (картина Караваджо)
  • Примечания

«Отдых на пути в Египет» — картина Караваджо, написанная около 1595—1596 годов, одна из первых крупномасштабных работ художника. В настоящее время хранится в галерее Дориа-Памфили в Риме. Отдых Святого семейства, как часть более общего сюжета из Евангелия от Матфея о бегстве в Египет от устроенного царём Иродом избиения младенцев, был популярен в живописи того времени, но картина Караваджо с ангелом, играющим на скрипке, отличается необычной композицией.

Сюжет об отдыхе на пути в Египет, не имеющий библейской основы, появился в раннем средневековье из корпуса легенд и сказаний вокруг новозаветной истории о бегстве Святого семейства в Египет. Наиболее подробно он описан в 20-й главе апокрифического Евангелия Псевдо-Матфея[1]. Согласно легенде, когда Иосиф с Марией остановились в пути отдохнуть во фруктовой роще, младенец Иисус велел деревьям нагнуть ветви, чтобы Иосиф мог достать плоды, а родниковой воде излиться из древесных корней для утоления жажды родителей. В течение столетий эта история обросла множеством дополнительных деталей.

На картине изображена спящая Дева Мария с младенцем Иисусом и Святой Иосиф, держащий нотную рукопись перед ангелом, играющем на скрипке гимн Деве Марии. Стержнем картины является ангел, композиционно разделяющий её на две половины. Примечательной является его поза, почти идентичная позе Порока на широко известной картине «Геркулес на распутье» Аннибале Карраччи, возможно, вдохновившей Караваджо. Пейзаж на картине несёт символический смысл: рядом с Иосифом сухое растение, а вокруг Девы Марии — цветущая природа. Возможно, вся композиция картины символизирует путь христианского спасения от неодушевлённого камня через животное, человека и ангела до конечной цели — Божественного в образе Девы Марии[2].

Датировка картины остаётся предметом дискуссий. Согласно Джулио Манчини, биографу Караваджо, «Мадонна на пути в Египет» была заказана монсеньором Фантино Петриньяни из римского прихода Сан-Сальваторе-ин-Лауро, приютившим Караваджо в начале 1594 года, когда тот покинул мастерскую Джузеппе Чезари[3]. Многие искусствоведы не признают это утверждение, учитывая акцент картины на теме музыки[4] и отсутствие её в описи картин Петриньяни 1600 года. Предполагали, что картина была заказана кардиналом Пьетро Альдобрандини, восторженным поклонником музыки, однако и в описи его картин 1603 года нет никаких следов работы Караваджо[5]. Картины могли быть написаны для кардинала Франческо дель Монте, у которого Караваджо, фактически, стал домашним художником с 1595 или 1596 года. В нотах на картине записан мотив фламандского композитора Ноэля Баулдевейна со словами из Песни Песней, посвящёнными Мадонне: Quam pulchra es (Как прекрасна ты), что вполне уместно для утончённого интеллектуального вкуса кардинала и делает невозможным написание подобной картины иначе, как по заказу. Достоверно известно лишь, что после смерти Караваджо картина стала собственностью Олимпии Альдобрандини, племянницы папы Климента VIII и второй супруги кардинала Камилло Франческо Мария Памфили[6]. С тех пор работа остаётся у семейства Памфили, в галерее которого и находится в настоящее время.

Отдых на пути в Египет, CRANACH, Лукас Старший

Отдых на пути в Египет

1504
Липа, 69 x 51 см
Staatliche Museen, Берлин

Богородица расположилась отдохнуть на лугу на опушке леса. Поддерживаемый ею, младенец Иисус тянется за клубникой, которую предлагает ему ангел. Другой ангел черпает воду из родника, третий приносит птицу, а остальные сидят на траве и поют. Иосиф, держа шляпу и посох, стоит, как бы на страже, позади группы.

Изображение Святого Семейства, прервавшего свое путешествие среди свежего летнего пейзажа, всегда рассматривалось как романтическая тема. Поэтический подтекст инцидента может вызвать у наблюдателя чувство романтизма, но нельзя упускать из виду значение деталей. Они глубоко уходят корнями в традиционную символику Средневековья. Земляника, которую ангел предлагает Младенцу, считалась божественным плодом, а экзотическая птица также могла восприниматься как символ рая. Первоцвет на лугу — символ Марии, как и чистая вода, бьющая из источника. В связи с Девой Марией и Младенцем следует отметить два других растения, водосбор и фумиторий. Фумиторы имели особое значение в народной традиции при выборе невесты и жениха. Символическое отождествление Иисуса с женихом, конечно, известно нам уже из Библии (Мф. , 25). Только через понимание символической образности того периода можно понять, почему природа утратила свои ужасы как сцена полета и почему художник превратил ее в небесный сад, который один казался подходящим местом для отдыха.

Что удивительно в трактовке Кранахом пейзажа, так это создание им волшебной сказочной атмосферы, которая ознаменовала совершенно новый подход к природе в европейской живописи. Художник, которому тогда было тридцать два года, вступил на революционный путь, который в контексте первых пяти лет шестнадцатого века выделяет его как наиболее передового из немецких живописцев, не считая Дрера. Берлинское панно, первая известная картина с подписью художника, обычно считается ранней работой; но только потому, что мы практически ничего не знаем о его деятельности до 1500 г.

Кранах, приехавший из Кронаха во Франконии, с 1505 года состоял на службе у курфюрста Саксонии Фридриха Мудрого при его дворе в Виттенберге. Такая необычная картина, как «Отдых в полете», завершенная в прошлом году, вполне могла помочь ему завоевать столь заметное положение. Период написания картины совпадает с визитом Кранаха в Австрию, о котором мало что известно. Однако он сделал несколько гравюр на дереве для книжных иллюстраций и написал несколько портретов, среди которых, вероятно, портрет жены венского ученого доктора Ройсса в 1503 году, который сейчас находится в Берлинской галерее. «Отдых в полете» был явно вдохновлен дунайским пейзажем, и именно этот регион вдохновил двух других немецких пейзажистов, которые пошли гораздо дальше по пути, открытому Кранахом: Альбрехта Альтдорфера и Вольфа Хубера.

Бегство в Египет: Университет Дейтона, Огайо

– сестра М. Даниэль Питерс

Следующая информация о путешествии Святого Семейства в Египет была собрана из различных восточных и западных источников, преимущественно Апокрифические Евангелия от Псевдо Матфея и св. Фомы, а также из арабского и армянского Евангелий младенчества. Кроме того, были учтены Видение Феофила двадцать третьего Патриарха Александрийского из четвертого века, а также Проповедь Захарии, епископа Саха, седьмого века. Наконец, мы использовали коптский и эфиопский Synaxaria (календарь святых) и несколько мусульманских традиций.

Представлять читателю достоверную информацию о Египте первого века оказалось довольно сложно, поскольку большинство преданий, связанных с Бегством Святого Семейства в Египет , были воспроизведены между десятым и тринадцатым веками.

Для получения дополнительной информации мы рекомендуем очень всеобъемлющее и бесценное исследование «Святое семейство в Египте» Отто Ф. А. Мейнардуса, The American University in Cairo Press 1986.

ВЕТХОЗАВЕТНЫЕ ПРОРОЧЕСТВА

Новозаветные повествования о младенчестве фиксируют исполнение ветхозаветных пророчеств по мере того, как они разворачиваются в своей исторической последовательности.

Иисус Христос родился в Вифлееме, как пророчествовал пророк Михей:

— «Но ты, Вифлеем-Ефрафа, слишком мал, чтобы быть среди родов Иуды, из тебя произойдет для меня тот, кто должен быть правителем в Израиле; чье происхождение издревле, из древних времен». (5:1)

— Избиение невинных детей было предсказано Иеремией:

— «Так говорит Господь: в Раме слышен голос стенания, горького плача! Рахиль оплакивает своих детей, она отказывается утешаться, потому что ее детей больше нет». (31:15)

— Пророк Исаия дает нам предсказание о влиянии святого Младенца на Египет и египтян:

— «Оракул на Египет: Смотрите, Господь едет на быстром облаке на его путь в Египет; идолы египетские трепещут перед ним, сердца египтян таят в них. В тот день будет жертвенник Господу в земле Египетской и священный столп Господу у границы». (19:1.19f)

Согласно традициям Коптской церкви, упомянутый «алтарь» относится к церкви Марии в монастыре Аль-Мухаррак, месте, где, как считается, Святое Семейство поселилось на период более шести месяцев; а алтарный камень был ложем, на котором лежал Младенец Спаситель.

Монастырь Аль-Мухаррак расположен буквально посреди земли Египта, в ее точном географическом центре.

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ СВ. МАТФЕЙ

Бегство Святого Семейства в Египет в поисках убежища — это событие, очень кратко рассказанное нам в Евангелии от Матфея.

Вот, Ангел Господень явился Иосифу во сне и сказал:

«Встань, возьми Младенца и Матерь Его, беги в Египет и оставайся там, пока Я не скажу тебе. Ирод идет искать Младенца уничтожить его». (2:13)

Джозеф подчинился. Беглецам могло потребоваться три дня, чтобы добраться до Египта, где они находились вне юрисдикции Ирода. О бегстве и его продолжительности Писание не дает нам никакой дополнительной информации, говоря только о том, что Святое Семейство ночью бежало из Вифлеема и вернулось, когда Иосиф снова убедился во сне, что будет безопасно вернуть Спасителя обратно в земля Его рождения.

Апокрифические источники

Святой Матфей не говорит нам ни о том, где в Египте пребывало Святое Семейство, ни о том, как долго длилось их изгнание; евангелист намекает только на причины их бегства и возвращения. Древние легенды рассказывают, что два года они отсутствовали в Палестине и жили в Матарее, в нескольких милях к северо-востоку от Каира, где по просьбе Иисуса появился фонтан и платан, под которым они отдыхали.

Апокрифическим легендам, увековеченным гением итальянского искусства, остается рассказать нам, как по пути приходили драконы и поклонялись Ему, львы и леопарды поклонялись Ему, розы Иерихона цвели везде, где ступали Его стопы. , пальмы по Его повелению наклонились, чтобы дать им финики, грабители были в страхе перед Его величием, и путь чудесным образом сократился. Далее они рассказывают нам, как при въезде Иисуса в страну все идолы земли Египетской с внезапным грохотом упали со своих пьедесталов и лежали разбитые и разбитые на лицах своих, и сколько чудесных исцелений от проказы и облегчения одержимость бесами совершилась по Его слову. Это богатство легендарных чудес, возникающее отчасти из простой тяги к сверхъестественному, а отчасти из причудливого применения ветхозаветных пророчеств, составляет сильный контраст с правдивой простотой евангельского повествования.

ПУТЬ В ЕГИПЕТ

Путешественникам, пересекающим Синай из Палестины в Египет, было доступно три маршрута, которые обычно совершались группами для взаимной защиты и безопасности. Однако, спасаясь от детоубийственной ярости царя Ирода, Святому Семейству пришлось избегать этих следов и следовать менее известными путями.

Извилистые тропы, по которым они шли, пересекая Синай, и их последующие путешествия по Египту описаны Феофилом, двадцать третьим патриархом Александрии (384–412 гг. н. э.). Он свидетельствует, что накануне шестого числа хатора (коптский месяц, примерно соответствующий ноябрю) после долгой молитвы Святая Дева явилась ему и, после рассказа подробностей о путешествии Святого Семейства в Египет и из Египта , попросил его записать то, что он видел и слышал.

Путешествие

Согласно апокрифическому Евангелию от Иакова, Святое Семейство бежало вместе с Саломией, повитухой Марии. Они пробились через Иудейскую пустыню в долину реки Иордан. На большинстве изображений процессия движется слева направо. Обратное направление указывает на возвращение Святого Семейства в Святую Землю.

Источники Коптской церкви сообщают нам, что Святое Семейство проследовало из Вифлеема в Газу, затем в Эль-Зараник (также известный как Флуссиат), примерно в двадцати восьми милях к западу от Аль-Ариша, недалеко от оазиса Айн-Хагла. недалеко от реки Иордан православные монахи назвали свою церковь в честь Святого Семейства. Для них это место, где Святое Семейство впервые упокоилось.

Впоследствии Айн-Хагла был прозван Каламония, что означает «хорошая обитель».

Затем они проложили свой путь вдоль северного Синая, пока не достигли Фармы (древний Пелусий) на полпути между Аль-Аришем и современным Порт-Саидом. Греческий монах Епифаний Агиополит (восьмой век), а также западный монах Бернард Мудрый (870 г. н.э.) упоминают в своих трудах, что Святое Семейство останавливалось в этом городе. Местная церковь, посвященная Марии, увековечивает послание Ангела Иосифу отправиться в Египет.

Затем они отправились на восток в древний город Хеврон, который, по общему мнению, является одним из древнейших городов мира и святым местом для евреев, христиан и мусульман, поскольку здесь, в пещере Махпела, Авраам и Сара, Исаак и Ревекка, а также Иаков и Леа нашли свое последнее пристанище.

«Заступись за меня перед Ефроном, сыном Зохара, прося его продать мне пещеру Махпела, которой он владеет; это на краю его поля. пусть продаст его мне в твоем присутствии за полную цену, в место погребения» (Бытие 23:9).)

В апокрифическом армянском повествовании о младенчестве сообщается, что Святое Семейство продолжило свое путешествие в Ашкелон, где Самсон убил тридцать филистимлян,

«Дух Господень сошел на него, и он сошел в Ашкелон, где убил тридцать из их людей и грабили их; он отдал их одежды тем, кто разгадал загадку». (Судей 14:19)

В двадцать четвертый день коптского месяца Васан, что соответствует первому июня, Коптская церковь празднует вхождение Господа Иисуса Христа в землю Египетскую. В тот день церкви по всей земле молятся словами славословия:

«Возрадуйтесь, о Египет; о, народ Египта и все дети Египта, которые живут в пределах его, возрадуйтесь и возвысьте сердца ваши, ибо человеколюбец, Тот, Кто был прежде начала веков, иду к тебе».


ПУТЬ СВЯТОГО СЕМЬИ В ЕГИПТЕ

Когда мы прослеживаем шаги Святого Семейства в Египте, мы будем обращаться к этой карте, включая числа, относящиеся к тридцати местам, связанным с бегством.
карта их маршрута в Египте

1. Рафах
2. Аль-Ариш
3. Фарма
4. Таль Баста
5. Мостород
6. Бельбейс
7. Мениет Самануд
8. Саха 9-Натро
9. Вади Shams
11. Matareya
12. Zeitoun
13. Zeweila Alley
14. El-Ezbaweya
15. Район Старого Каира
16. Babylon
17. Maady
18. Ashnein: El-Nasara & El-0009 Monastery 19. Bahnassa
20. Samalout
21. Gabal al Tair
22. Hermapolis: Al-Ashmounein Town — Mallawy
23. Даурут Ум Махла
24. Беер Эль-Сахаба
25. Ком Мария
26. Таль Эль-Амарна
27. Даурут
28. Кусия
29. Меир
30. Монастырь Мохаррак

6 1

Различные предания рассказывают, что Святое Семейство открыло множество родников и колодцев в районе дельты и долины Нила. Более того, во многих деревнях мы находим упоминания о некой пальме, которая не только давала тень Святому Семейству, но и кормила их своими плодами.

В 7 и 4 годах до н.э., когда Гай Турраний был наместником в Египте, Святое Семейство пересекло узкий перешеек Аль-Кантара, по которому уже Авраам (Бытие 12:10), Иаков и его сыновья путешествовали в Египет.

Таль-Баста

Коптский Синаксар (календарь святых) упоминает Таль-Басту (4) — примерно в семидесяти двух милях к северо-востоку от Каира — как первый египетский город, который посетило Святое Семейство. Согласно видению коптского патриарха Феофила (384-412), на Святое Семейство здесь напали двое разбойников. Разочарованные этим опытом, они быстро продолжили свой путь в Бельбейс (6).

Другая традиция повествует о том, что в Тал-Басте – или Басте – (4) Иисус заставил источник бить из-под земли, и Его присутствие заставило идолов рухнуть, как и предсказывали пророки древности. В результате горожане стали злыми и агрессивными, после чего Святое Семейство отвернулось от города и направилось на юг.

Мосторода

Со временем они достигли Мосторода (5) (позже получившего название Аль-Мамма) всего примерно в семи милях к северо-западу от Каира. «Аль-Махмма» означает «место купания» — название, данное городу, потому что Дева Мария омыла Младенца Христа и постирала там Его одежду. Примечательно, что, в конце концов, на обратном пути в Палестину Святое Семейство еще раз остановилось в Мостороде и на этот раз вызвало из земли источник, который течет до сих пор.

Бельбейс

Их рейс продолжился в Бельбейс (6). Перед нами пример Девы Марии, вокруг которой местные жители устроили свое кладбище. Это дерево было удалено в 1850 году. В Бельбейсе мусульмане отмечают посещение Святого Семейства в мечети Османа Эль-Харесс Эль-Ансари и на углу улицы Аль-Ансари.

Мениет Самануд, Саха, Буруллус

Путешествие продолжалось на север до Meniet Samanoud (7), где местное население приняло их с радушием и гостеприимством, что принесло им заслуженное благословение. Большое гранитное корыто, которое, по местному поверью, использовала Богородица для замешивания теста, и колодец, который благословил Сам Младенец Христос, можно увидеть и сегодня.
след младенца Христа

Согласно проповеди епископа Сакского Захарии (7 век), Святое Семейство путешествовало из Самануда в Буруллус через Саха (8), где, согласно преданию, Иисус оставил свой след на скале. По этой причине это место называется Биха Исус («Пеха-Иссус», в просторечии Лисус) или След Иисуса. Скала была сохранена, но спрятана на протяжении столетий из-за страха перед ограблением, и снова была обнаружена только в 1984 году. Их следы из Саха зафиксированы в документах о видении Папы Феофила и подтверждены коптской практикой в ​​христианскую эпоху.

Вади-эль-Натрун

Затем они прибыли в Вади Эль-Натрун (9) (долина Натрун) после пересечения Розеттского рукава Нила в западную Дельту и направившись на юг в Вади Эль-Натру n (затем Аль-Аскит) в Западной пустыне Египта.

В первые десятилетия христианства пустынные просторы Вади-Эль-Натруна стали местом поселения отшельников, а позже и множества монастырей. Говорят, что Иисус благословил пустыню ввиду этих будущих поселений. В 1986 около 320 монахов занимали четыре монастыря Вади-н-Натрун .

В долине Нила

В конце концов, они оставили пустыню позади и двинулись на юг, пересекли Нил к его восточному берегу и направились к Матарея (11) и Айн-Шамс (10), древний Гелиополь и местонахождение старейшего «университета» в истории, который с древнейших времен фараонов назывался «Он», см. Иеремия 43:13. Оба этих соседних района являются отдаленными пригородами современного Каира, всего в семи милях от центра города.

Кажется разумным, что Святое Семейство хотело бы избежать языческих районов и искало места еврейских поселений. Исторические источники сообщают, что Святое Семейство пребывало в Матареях. Апокрифическое евангелие Псевдо-Матфея, коптский и египетский синаксар, а также рассказы посетителей Святой Земли в средние века сообщают подробности о Святом Семействе в этом месте.

В Матареях по сей день стоит дерево, которое до сих пор регулярно посещают, называемое «Деревом Марии», поскольку считается, что Семья отдыхала в его тени. И здесь Младенец Иисус заставил воду течь из источника. Он благословил его, пил из него, и Мария стирала в нем Свою одежду. Она вылила воду для мытья на землю, и на этом месте расцвел ароматный бальзам. Помимо целебных и болеутоляющих свойств этого бальзама, его эссенция используется при приготовлении благовоний и благовоний, из которых состоит святое Миро.

Каир

Продолжая свой путь на юг, Святое семейство миновало Крепость Вавилона (Старый Каир, 15) и увидело пирамиды Гизы. Согласно преданию, когда-то в Гизе росла пальма, под которой Пресвятая Дева Мария кормила Младенца Иисуса. Эта пальма якобы была единственным деревом в регионе, приносящим плоды.

Мэдди

Затем Святое Семейство двинулось на юг, достигнув современного пригорода Каира Маади (17), который в ранние времена фараонов был окраиной Мемфиса, столицы Египта того времени.

Джозеф познакомился с матросами лодок по Нилу, и Святое Семейство было приглашено на юг, в Верхний Египет. Монахи Дайр аль-Мухаррак (Монастырь Пресвятой Богородицы) предполагают, что Святое Семейство могло позволить себе путешествия благодаря золоту, полученному от мудрецов Востока (Мф. 2:11).

Историческая церковь, построенная на том месте, откуда они вышли, также посвященная Пресвятой Богородице, далее идентифицируется деноминативом «Аль-Адавейя», церковь Богородицы «Паром». (На самом деле, название этого ныне современного пригорода, Маади, происходит от арабского слова, означающего «переход»).

Каменные ступени, ведущие к берегу реки и, как полагают, использовались Святым Семейством, доступны для паломников через церковный двор.

Событие чудесного значения произошло в пятницу третьего месяца коптского барамхата — двенадцатого марта — 1976 г. н.э. Библия неизвестного происхождения была вынесена плеском Нила на берег под церковью. Он был открыт на странице Исаии 19: 25, объявляющей:

«Благословен Египет, народ Мой»

Библия теперь находится за стеклом в Святилище Церкви, чтобы ее могли видеть все.

Дейр-эль-Гарнус и Ашнейн-Эль-Нассара

Колодец в монастыре Эль-Гарнус

Парусник пришвартовался в деревне Дейр-эль-Гарнус (позднее место монастыря Арганос) в четырех милях к западу Ашнейн Эль-Нассара (18). За западной стеной церкви, посвященной Пресвятой Деве Марии, считается, что глубокий колодец снабжал Святое Семейство необходимой водой.
В ознаменование благословения, полученного деревней благодаря визиту Святого Семейства, 21 и 22 августа люди отмечают ежегодную ярмарку, называемую мулид. Во время ярмарки говорят, что никто никогда не был укушен паразитами.

Около пяти тысяч человек посещают эту ярмарку и наслаждаются водой из колодца.

Аль-Бахнасса и Самалут

Оттуда они направились к месту, позже названному Абай Иссу, «Дом Иисуса», на месте современной деревни Сандафа, к востоку от Аль-Бахнасса (19), который стоит примерно в тринадцати милях к западу от города Бени-Мазар.

Мухаммад аль-Бакир (676-731 гг. н.э.) рассказывает, что девятимесячный Иисус посещал школу в Аль-Бахнасе. «Учитель сказал Иисусу: «Назови алфавит». Иисус поднял голову и сказал: «Знаешь ли ты, что означают эти слова?» Учитель хотел ударить его, но Иисус сказал: «Не бей меня, а если не знаешь, спроси меня, и я объясню тебе». — Говори, — сказал учитель. «Сойди со своего стола», — ответил Иисус. Учитель спустился, и Иисус занял его место и начал говорить: «Алиф означает добрые дела Бога, Да — славу Бога, Гим — великолепие Бога, Даль — религию Бога, Ха ибо бездна ада, Ва указывает на страдание тех, кто живет в аду, Ха означает прощение грехов тех, кто просит прощения, К это слово Бога, которое никогда не изменится, Сад это мера для мере, Та обозначает змей ада». «Ну, — сказал учитель Пресвятой Деве, — возьми Сына Твоего и храни Его, ибо Бог дал Ему мудрость, и Он не нуждается в учителе». Эту традицию следует сравнить с почти идентичной историей в Евангелии от св. Фомы Израильтянина (140–160 гг. н.э.)»[1] 9.0016

[1] Meinardus, Otto F.A. The Holy Family in Egypt, The American University in Cairo Press, 1986, p. 45. место на восточном берегу реки, где теперь стоит монастырь Богородицы, на Габал Аль-Таир («Птичья гора» 21) к востоку от Самалоута и к югу от Миадеят Бени Халед. Святое Семейство почило в пещере, которая сейчас находится внутри древней церкви. Габал Аль-Таир также называют Габал Эль-Каф (Пальмовая гора).

Коптская традиция утверждает, что, когда Святое Семейство отдыхало в тени горы, Иисус протянул Свою маленькую руку, чтобы удержать камень, который вот-вот должен был оторваться от склона горы и упасть на них, отпечаток Его ладони все еще видно.

Когда они возобновили свое путешествие, Святое Семейство миновало лавровое дерево в двух шагах к югу от Габал-Эль-Таир, по дороге, обрамляющей Нил и ведущей от горы к Назлет-Эбейду и нынешнему мосту Новой Миниа. Утверждается, что это дерево склонилось, чтобы поклониться Господу Христу, когда Он проходил мимо. Конфигурация дерева действительно уникальна. Все его ветви наклоняются вниз, волочатся по земле, а затем снова поднимаются вверх, покрытые плащом зеленых листьев. Они называют дерево Аль-Абед «Поклоняющимся».


ПЕРЕСЕЧЕНИЕ НИЛА

Аль-Ашмунейн, Кускам, Меир 22) или Harmopolis Magna, но, кажется, они там не задержались надолго. Оставив за собой обломки упавших идолов, они продолжили свой путь к Дайрут-аш-Шарифу (который, как и Аль-Ашмунейн, имел альтернативное греческое название Филес), а оттуда — к Кусскаму (28) (или Кост-Кусия).

Записанные события также свидетельствуют о том, что горожане пришли в ярость, когда треснула и упала каменная статуя их местного божества, и выгнали Святое Семейство из города. Исторически зарегистрированный инцидент, относящийся к тому периоду, относится к опустошению Кускама, а коптская традиция утверждает, что руины, постигшие город, были следствием его насильственного отвержения нежных посетителей.

Совершенно другая история связана с теплым приемом, которым были встречены святые беженцы на их следующей остановке в Меире (29) (или Мейра) всего в семи милях к западу от Кусии. Здесь они находили гостеприимство, куда бы они ни пошли, за что город и его жители были обильно благословлены. И снова другая история повествует, что двое разбойников, ранее напавшие на Святое Семейство и с тех пор внимательно следившие за ними, снова напали на них здесь с мечом и закрытыми лицами. Они потребовали одежды Иисуса, Марии и Иосифа и даже сорвали покрывало с головы Марии.

Один из воров, увидевший, что Мэри плачет, почувствовал угрызения совести и намеревался вернуть им одежду. После того, как Иисус снова оделся, он сказал своей матери: «Мария, я буду распят в Иерусалиме, и эти два разбойника будут распяты со мной. Вор, который только что вернул нашу одежду, поймет, кто я, и поверит в меня. Он будет первым, кто окажется в раю, даже раньше Адама и его потомков».

Теперь пришло время Святому Семейству отправиться в то, что, возможно, является самым важным пунктом назначения в земле Египетской, местом, где будет «жертвенник Господу посреди земли Египетской». , Габал (гора) Кусскам. Монастырь Аль-Мохаррак был построен вокруг того места, где Святое Семейство оставалось чуть более шести месяцев. Они проводили время в основном в пещере, которая в коптскую эпоху стала алтарем церкви Девы Марии, а алтарный камень предположительно был местом упокоения Младенца Иисуса в те месяцы, когда Он жил там.

Иногда это место называют Вторым Вифлеемом. Считается, что на том самом месте, где стоит монастырь Аль-Мохаррак, Ангел Господень явился Иосифу во сне и сказал

«Встань, возьми Младенца и Его Матерь и иди в землю
». Израиль, ибо умерли искавшие души Младенца». (Мф.2:20)

Предание гласит, что церковь, посвященная Пресвятой Деве Марии в Даир аль-Мохарраке, была первой церковью, построенной в Египте. Считается, что он был построен сразу после прибытия святого Марка в Египет около 60 г. н.э.


ВОЗВРАЩЕНИЕ В ПАЛЕСТИНУ

Путь возвращения немного отличался от того, по которому они прибыли. Это привело их в город Асьют, и их благословение этого места было отмечено в христианскую эпоху строительством монастыря Девы Марии на вершине горы.

В конце концов, они прибыли в Старый Каир, затем в Матарею и далее в Махамму, более или менее возвращаясь по своим следам на своем пути через Синай в Палестину. В последнее время Матарея попала в заголовки международных газет, когда 2 апреля 1968 явление Марии над куполом церкви Святой Марии в Зейтуне (12) было засвидетельствовано тысячами христиан и мусульман, египтян и европейцев.

Из Матареи Святое Семейство отправилось в Махамму, где храм был разрушен при приближении к нему. Колодец в Махамме до сих пор напоминает о купании, которое там приняли Мария и Иосиф.

Оттуда путь вел через Бельбейс (6) через Вади Тумилат к тому же маршруту, по которому они пришли в Египет.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Последующая библейская история говорит сама за себя: в конце концов, они прибыли домой, в старый дом Иосифа, в небольшой городок Назарет, в Галилею, в землю Палестину, откуда весть о Христе во всей полноте время, быть услышанным.

Подсчитано, что весь путь от Вифлеема до возвращения в Назарет длился более трех лет.

Они преодолели около 1242,80 миль. Их транспортным средством была слабая вьючная лошадь и случайные парусные лодки на Ниле. Но большую часть пути они, должно быть, шли пешком, перенося лютый летний зной и лютый зимний холод, страдая от мук голода и изнуряющей жажды. Это было путешествие, полное лишений, которое Младенец Иисус, Его Дева Мать и святой Иосиф претерпели ввиду их божественной миссии.


Представленные изображения:

Витторе Карпаччо, c.