Как не нужно ездить в Тадж Махал 10 минут на прочтение. Экскурсию в тадж махал удобнее всего посетить отдыхая
описание, история, экскурсии, точный адрес
Тадж-Махал (Индия) — описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.
Тадж-Махал — это дворец из белого мрамора, один из самых грандиозных памятников индийской архитектуры с шикарным внутренним убранством и потрясающей красоты парком. Это последний подарок императора Великих Моголов Шаха Джахана своей покойной жене Мумтаз Махал, а также главная и самая популярная достопримечательность в стране, которую ежегодно посещают тысячи туристов.
Легенда о Тадж-Махале
С Тадж-Махалом связана древняя и очень красивая романтическая легенда. Индийский шах Джахан был очарован красотой бедной девушки, которая торговала на местном рынке, и женился на ней. Вскоре она стала его любимой женой и прожила с шахом 17 счастливых лет. Однако счастью не суждено было длиться вечно, и Мумтаз Махал умерла во время родов их четырнадцатого ребенка. Джахан не смог ее забыть и больше никогда уже не был счастлив.
В память о своей любимой жене и годах их семейного счастья индийский правитель велел построить самый прекрасный в мире мавзолей, красивее которого нет на всем белом свете. К работе были привлечены лучшие зодчие и мастера Индии и Европы - всего около 20 тысяч человек. Строительство длилось долгие 20 лет, и на побережье реки Джамны было построено роскошное сооружение, которое до сих пор восхищает каждого, кто его увидит.
Несмотря на многочисленные землетрясения в этих краях, оно ни разу не было разрушено и совершенно не пострадало.
Парк, архитектура, интерьеры
Здание мавзолея создает уникальный архитектурный ансамбль в сочетании с парком, который разбит вокруг него. Все сооружение выполнено из белоснежного мрамора, квадратный фасад пронизывают полукруглые ниши, и благодаря этому оно выглядит как будто невесомым, несмотря на массивность. Впечатление «парения» также создают отражения фасадов в каналах садов, которые окружают мавзолей. А самая удивительная особенность этого здания это способность менять свой цвет в зависимости от времени суток и от погоды. В дождь он выглядит словно полупрозрачным, утром светится розовым цветом, а при заходе солнца отливает золотом. Внутренние стены мавзолея украшены расписными изразцами и инкрустированы драгоценными и полудрагоценными камнями и жемчугом.
Раньше роскошь Тадж-Махала была еще более впечатляющей: входные двери были сделаны из чистого серебра, но как и многие другие ценные предметы интерьера, были украдены. Однако тем не менее Тадж-Махал до сих пор впечатляет своей роскошью и богатым убранством.
Практическая информация
Как добраться: Тадж-Махал находится в городе Агра (200 км от Дели). Доехать можно на любом поезде, который следует в Калькутту, Мумбаи и Гвалиор (все они идут через Агру), времени в пути — 2-3 часа. От Агры до мавзолея — на рикше или такси.
Время работы: мавзолей открыт ежедневно, кроме воскресенья, в течение светового дня.
Вход: для иностранцев — 750 INR, для граждан Индии — 510 INR. Цены на странице указаны на октябрь 2016 г.
tonkosti.ru
Экскурсия в Тадж-Махал — журнал "Рутвет"
Содержание:
- Тадж-Махал: где находится город?
- Тадж-Махал: смотреть ли иные достопримечательности?
- Река близ Тадж-Махала
- Тадж-Махал: цена
Существует масса направлений, по которым предоставляется возможность посещения мраморной святыни. Экскурсии в Тадж-Махал организовываются не только с близлежащих городов, но и с отдаленных участков страны, например, с Гоа, а также с иных государств – Шри-Ланки, Мальдивских островов.
К поездке следует заранее подготовиться. При отправлении в святыню не с территории Индии, нужно получить визу. Для этого потребуется наличие загранпаспорта, действующего более полугода до осуществления путешествия, копии российского паспорта, заполненного анкетного листа, 2 фотографий 3х4 или 4х6.
Путешествию в Агру следует планировать, исходя из оптимальных для посещения сезонов:
- с ноября по март в этом городе наблюдается прохладная погода, поэтому в поездку необходимо обязательно брать теплые вещи и удобную обувь;
- в течение месяца, начиная с середины декабря, на город могут опускаться сильнейшие туманы, которые мешают обзору достопримечательностей. Необходимо запомнить, что на турагентства не возлагается никакой ответственности за погодные условия, и поэтому они не возвращают денежные средства.
Оптимальным днем для начала тура считается вторник, так как в понедельник закрыт Красный Форт, а в пятницу – сама святыня.
Тадж-Махал: где находится город?
Архитектурный памятник располагается в Агре – величественном городе Индии, наполненном красивейшими историческими памятниками культуры. В монгольский период именно это место считалось индийской столицей, и самое интересное – его величественность не была утрачена вплоть до настоящего времени. Агра – вершина «золотого треугольника», углы которого образует Дели и Джйпур.
Этот исторический городок располагается на севере Индии – штат Уттар-Прадеш. Рядом с ним находятся и иные интереснейшие поселения, до которых можно с легкостью добраться экскурсионным и городским транспортом:
- Фатехлур-Сикри – заброшенное поселение, еоторое зовется «Мертвым городом»;
- Джайпур, знаменитый такими достопримечательностями, как Амбер Фортом, Дворцом Ветров, Дворцом Махараджей.
Самым популярным экскурсионным маршрутом считается Агра-Джайпур-Дели.
Тадж-Махал: смотреть ли иные достопримечательности?
Помимо Тадж-Махала Агра позволяет туристам посетить огромное количество достопримечательностей, большая часть которых входит в экскурсионные туры. Чаще всего туристы посещают усыпальницу в рамках тура Дели-Агра, который в среднем длится 3 суток. Программа Дели-Агра подразумевает под собой осмотр комплекса памятников культуры и архитектуры.
- В первые сутки происходит прилет в столицу – Дели, осуществляется транфер по гостиницам, туристы размещаются, отдыхают. В этот день люди могут организовать самостоятельный обзор города, посетить различные магазины, кафе;
- Второй день включает в себя обзорную экскурсию по столице, во время которой производится посещение мечети Джама Масжид и Кутаб Минар. Именно в этом месте располагается известная колонна, изготовленная из железа, но при этом никогда не подвергающаяся коррозии. Помимо этого программа захватывает посещение Красного Форта, Президентского дворца, Радж Гата, Ворот Индии, парламентерского здания. Днем для туристов организуется пространство для приобретения сувенирной продукции, а вечером они отправляются в Агру. Длительность переезда колеблется в пределах 5 часов, после него осуществляется заселение в гостиницу. При желании можно посетить лавки, предлагающие путешественникам ковры и кожу;
- На третий день на рассвете происходит выезд к усыпальнице, где проводится экскурсия. Группу возвращают в гостиницу на завтрак, затем все поднимаются в номера, освобождают их и возвращаются в Дели – в аэропорт.
Стоит учесть, что экскурсионная программа очень насыщена, и вряд ли маленькие дети смогут ее выдержать.
В этом видео рассказано об экскурсии по Индии с посещением Тадж Махала.
Река близ Тадж-Махала
Тадж-Махал построен на берегу Ямуны, которая является притоком Ганги – священной реки. Интересно, что Ямуна разделяет Агру на 2 части. Ямуна – олицетворение Бога Солнца. Подобное сравнение река получила благодаря тому, что она берет свое начало в Гималаях – вытекает из горы Калинда.
Интересно, что на территории Индии Ямуна считалась чистейшей рекой, и омовение в ней значилось даже более важным, чем в Ганге. Такое поверье обуславливается одним мифологическим сюжетом. Считалось, что Ямуна, Ями, Ямни – производные от имени богини, являющейся сестрой Ямы, а также дочерью Солнца. К сожалению, с 20 века чистейшая духовная река Индии с экологической точки зрения становится одним из самых загрязненных водоемов в мире. Интересно, что власти страны регулярно выделяют денежные средства на очистку священного водоема, однако, несмотря на это, общая ситуация не улучшается. Поэтому туристам, несмотря на красивые мифы, не следует производить омовений в Ямуне.
Тадж-Махал: цена
Стоимость трехдневной экскурсии составляет не менее 400 долларов на человека. Эта цена может значительно возрастать в зависимости от места заказа тура и удаленности исходной точки отправления от Дели. Стоит учесть, что во время путешествия может возникнуть необходимость в дополнительных расходах:
- входные билеты в музейные комплексы, а также право на фотосъемку;
- чаевые в кафе, а также носильщикам;
- оплата обедов и ужинов производится за счет путешественников;
- заказ визы стоит примерно 75$;
В стоимость пакета входит проживание в отеле, трансфер, экскурсионное русскоязычное сопровождение, завтраки. Перед вылетом необходимо тщательно перечитать условия путевки и запомнить: за включенные в тур позиции не потребуется платить.
Индийский Тадж-Махал: история создания, интересные факты, расположение.
Варанаси: что посмотреть и где остановиться?
В этом видео показан красивый вид на Тадж Махал и реку Ямуна с высоты птичье полета. Не забывайте оставлять свои вопросы, пожелания и комментарии к статье.
www.rutvet.ru
Поездка в Агру, Taj Mahal (Агра, Индия)
На поездку в Агру, где находится известнейший комплекс Taj Mahal, достаточно выделить один день с возвращением обратно в Дели.Билеты можно купить в офисе для туристов, который находится на втором этаже главного входа вокзала New Delhi, со стороны Мейн Базара. С правой стороны будет видна лестница и стрелка с указателем.При покупке билетов нужно заполнить заявку (взять ее можно левее от входа в офис), в которой указать информацию о себе и желаемое направление. Когда подойдет ваша очередь, кассир предложит возможные варианты по времени и классам. Оплатить можно только в рупиях.
Мы взяли билеты в сторону Агры на 6:00 (прибытие 7:57) классом СС по цене 515 рупий на человека. Для нас это было дороговато, но других подходящих вариантов уже не оставалось, причем покупали за четыре дня до поездки. Из Агры уже предложили несколько вариантов, мы выбрали SL (слиппер) на 17:55 (прибытие 21:15) за 170 рупий .Платформу нашли не сразу – сначала как обычно пошли на переход над путями, но так и не нашли как зайти на наш, первый путь. Когда мы спустились обратно вниз, нам помог индус, который указал на проход к поезду, находящийся левее. Вагон оказался сидячим, с расположением мест как в самолете – три с левой стороны, два с правой. Особой чистотой он не отличался, хотя считается довольно приличным классом. За два часа пути нас покормили завтраком и два раза наливали чай.
Цели заходить в сам Тадж Махал у нас не было, отталкивала цена в 750 рупий и толпы туристов. Решив не заморачиваться с поиском общественного транспорта, прошли на стоянку тук-туков, где нам предложили поездку по достопримечательностям за 600 рупий на двоих. Цены у них фиксированные, поэтому мы согласились.
Сначала рикша отвез нас в парк Methabh Bagh, вход в который 100 рупий на человека. Сам по себе парк ничего не представляет, едут сюда в основном чтобы посмотреть через реку Уатипа на знаменитый Тадж Махал. Это можно сделать бесплатно, пройдя вдоль забора парка и реке. По пути в большом количестве встречаются бурундуки и зеленые попугаи.Далее мы проехались вдоль стен Красного форта Агры (Agra Fort), который внешне не отличается от Красного форта в Дели. Внутрь заходить не стали, цена – 300 рупий за человека.Самое интересное место поездки – кафешка на крыше гостиницы, с которой открывается вид на Taj Mahal. Там мы провели около часа, согреваясь масала чаем и любуясь видами Тадж Махала.Перед возвращением на вокзал Agra Catt рикша предлагает заехать в ресторан, чтобы пообедать, ну и конечно посетить магазины драгоценностей, кожи и прочего, но это уже на ваше усмотрение.Вся поездка у нас заняла 4 часа, в Агре делать было особо нечего, поэтому мы решили купить билет на поезд пораньше. Касса общая для всех, находится с правой стороны о входа. Кассир не спрашивает ничего, кроме конечного пункта, поэтому мы получили билеты за 90 рупий на человека без указания класса и мест. Фактически, сколько людей купят билет, столько и будет в вагоне.Ехали мы три часа, сидя на багажной полке, вагон был битком набит местными, которые всю дорогу на нас глазели. Это было жестко, неудобно, но очень интересно.Поезд прибыл на вокзал Hazzat Nizzamudin. Метро находится достаточно далеко, поэтому мы поехали с автобусной станции (левее от выхода) на автобусе №181Ф, который проходит мимо New Delhi Railway Station, где мы и жили(ссыль). Ехать около 40 минут, цена – 25 рупий.
Бюджет нашей поездки в Агру:Билет Нью-Дели – Агра х2 1030 рупийЭкскурсия по городу с рикшей 600 рупийЧаевые рикше 100 рупиймасала чай на крыше х2 60 рупийОбед (суп томатный, дал, 3 роти) 180 рупийбилет Агра – Низамутдин х2 180 рупийИтого: 2150 рупий на двоих
turbina.ru
Как не нужно ездить в Тадж Махал · Приключения · ProExpedition – журнал приключений
Приземлившись в Нью Дели я решил добираться в гостиницу на классическом такси. Едем из аэропорта по местами пыльной дороге, любые попытки поднять окно оканчивались неудачей, окно снова сползало вниз
Тадж Махал находится в Агре, где-то в 200 км к югу от Дели. Добираться туда можно тремя способами: на поезде, на автобусе и на такси. И первый, и второй, и третий способы стоят недорого (такси, естественно, дороже всего). Поезд я решил даже не рассматривать после того как представил делийский вокзал субботним утром. Спросил в гостинице как вызвать такси. Они говорят, ну можно вызвать такси, а зачем вам такси, у нас завтра утром идет туристический автобус и может вас подобрать. Вся экскурсия стоит всего 700 рупий (15 долларов где-то), зверски дешево. Такси обошлось бы существенно дороже. В непродолжительном споре жадности со здравым смыслом, жадность одержала триумфальную победу и я записался на экскурсию.
Часиков в 6 утра подали автобус. Там был водитель, какой-то сопровождающий, замотанный с ног до головы в какое-то подобие одежды, похожий на бедуина, и еще одна индийская семья. Бедуин показал мне место в середине автобуса у окна.
Я наивно подумал, что мы так и поедем в Агру налегке. Как же. В течение последующих 2.5 часов автобус колесил по окрестностям собирая турыстов. Колесили, в основном, по каким-то трущобам. Начало декабря, ночью и утром было весьма прохладно. У большинства турыстов был весьма бедный вид. То тут, то там на улицах пылали костры, вокруг которых грелись бездомные. Везде грязь и горы мусора. Довольно апокалиптический пейзаж.
Западных туристов в автобусе не было. Только в самом конце подобрали какую-то бледнолицую бэкпекершу, но она вышла по дороге, через час где-то. Мне повезло, возле меня посадили интеллигентного вида и хорошо одетого бангладешца лет 35, наверное. Оказалось, он живет в Лондоне и приехал в Дели на несколько дней, по пути в Бангладеш.
Когда мы наконец выбрались из Дели, было уже где-то 8.30 утра. Я опять же наивно прикинул, что 200 км мы должны проехать часа за 3-3.5. На самом деле это растянулось на почти 6 часов. Первая остановка была почти сразу после выезда из города. Остановились возле какой-то забегаловки, все вылезли из автобуса и пошли в забегаловку трапезничать. У меня было настолько отвратительное настроение, что ничего не хотелось фоткать. Аппетита не было вообще, а запах карри из забегаловки просто сбивал с ног. Я терпеть не могу карри. Рядом был еще один сильный запах – из туалета. Общественные туалеты в Индии – это отдельная тема и об этом лучше даже не вспоминать. Скажу только, что в открытой обуви туда лучше не заходить. А на мне как раз была такая обувь, в Индии лучше вообще такое не носить. Хотя у многих местных обуви вообще нет. Многие местные также не ходят или не имеют доступа к туалетам и справляют нужду на открытом воздухе. Мой новый бангладешский знакомый вернулся из туалета покачивая головой «disgusting, disgusting situation…».
Загрузились обратно в автобус и поехали дальше. Через час остановились снова. Опять вывалили из автобуса, какой-то шоппинг центр на открытом воздухе. И опять же среди грязи и мусора.
Часам к двум добрались в Агру. Автобус остановился, открылась дверь и бедуин вывел меня из автобуса. Я не совсем понял почему, но сопротивляться не стал. Он ткнул пальцем в какого-то рикшу и сказал, что теперь он будет мной заниматься. Сказал, что этот рикша включен в стоимость поездки. Рикша был еще с каким-то подмастерьем. Они посадили меня в свой лимузин и повезли в Тадж Махал. По дороге они пытались поддерживать разговор путем задавания всяких дурацких вопросов, я им машинально поддакивал. Пока я ехал в автобусе я слегка подустал, к тому же был голодный и злой. Сникерс, который я слопал утром, уже успел перевариться. Перед поездкой в Индию меня проинструктировали пить только бутылочную воду, когда принимаешь душ держать рот закрытым и не есть свежие овощи-фрукты. Один бразильский коллега рассказывал о первой поездке в Каир, где все три дня своей командировки ел один хлеб и пил кока-колу. В моем рационе еще были чипсы, печенье и сникерсы.
Улицы Агры
Приехав в Тадж Махал рикши сдали меня гиду. Гид поинтересовался достаточно ли у меня денег. За свои услуги запросил 400 рупий. За вход в сам комплекс нужно было заплатить еще 750 рупий. Интересно, что для граждан Индии вход стоит 20 или 30 рупий, не помню уже, для иностранцев – 750, вследствие чего очередь в индийскую кассу была огромной, в иностранной же кассе не было почти никого, что не могло не порадовать. Позднее выяснилось, что меня просто развели на 400 рупий, потому что а) в 750 рупий уже включен экскурсовод и б) экскурсовод там вообще не нужен.
Тадж Махал – это такой мавзолей. Его построил какой-то шах для своей жены и сам туда же впоследствии слег.
Красота купола испорчена многочисленными штырями с кольцами – которые там понатыкивали для закрепления маскировочных накидок на случай пакистанских бомбардировок
Снимаем обувь
Типичный таджмахаловский узорчик на белом мраморе
Тадж Махал красив со всех сторон и во всех ракурсахТадж Махал издалека
Здесь я провел часа полтора, наверное. Когда я вышел, меня подхватил тот же самый рикша, чтобы продолжить культурную программу, которая состояла в походе в ресторан, катании по городу и посещении сувенирных магазинов. Ресторан был приличного вида, но я все равно решил ограничиться рисом, лавашом и колой.
В одном из сувенирных магазинов были очень красивые ковры. Они продавались с доставкой в любую точку мира и стоили кучу денег. Ковры мне понравились, но пришлось сказать им нет. В другом магазине меня уговорили купить красивую рамку для фото, сделанную из таджмахальского мрамора. Эту рамку я потом умудрился положить в багаж и она развалилась на несколько частей.
Часам к 6 вечера культурная программа закончилась и рикша с подмастерьем подвезли меня к тому же самому многострадальному автобусу. Рикша спросил, понравились ли мне его услуги. Я сказал, что его услуги мне понравились. Тогда он сказал, что если понравились, хорошо бы было их отблагодарить. Памятуя о том, что они вроде как были включены в стоимость экскурсии, я спросил, достаточно ли будет им по 100 рупий. Он возмутился и сказал, что некоторые турысты, которым нравится их сервис, и по 1000 дают. Теперь уже я возмутился, дал каждому 200 рупий и покинул их транспорт.
Моей наивности в этот день не было предела. Вместо того, чтобы взять такси из Агры, я почему-то опять предположил, что дорога «обратно» произойдет без остановок и займет в три раза меньше времени, чем дорога «туда». Где-то после часа езды я понял, что опять ошибся. Автобус остановился и все пошли трапезничать карри, а я купил пачку чипсов в придорожном магазине. В туалет заходить я опять не рискнул.
Снова загрузились в автобус и поехали. Еще через час очередная остановка, опять все выходят. Бангладешец говорит, сейчас все пойдут в храм. Я решил больше не расстраиваться и принимать все как должное. Думаю, ну ладно, может через пол-часика поедем. Оказалось, пол-часика нужно чтобы просто добраться до этого храма пешком. Тогда я уж окончательно разозлился и чтобы всем навредить, развернулся и пошел обратно к автобусу. Автобус был закрыт и я остался ждать среди темноты и грязюки. За это время мимо проходили разнообразные домашние животные, в виде коров, свинтусов и гусей.
Все вернулись где-то через 2.5 часа. К тому моменту мне уже было все равно. Загрузились, поехали. К счастью, больше нигде не останавливались. Вообщем в гостиницу я добрался где-то в 2.30 ночи. Я уже говорил, что было бы лучше взять такси?
На следующий день, отоспавшись и остыв я вышел на улицу.
Особого настроения куда-либо идти не было, но куда-то идти надо было. Пройдя через какой-то грязный уличный базар я наткнулся на туристическое агентство. Они предлагают дневные туры по Дели, дают машину с водителем. Мы сторговались за 20 долларов и мне дали хорошую машину с водителем, парнишка лет 20, наверное. Он был очень вежливым, в каждой фразе вставлял «сэр» по несколько раз. У них есть свой маршрут. Сначала по достопримечательностям, потом в кабак, потом, как водится, по бесполезным сувенирным магазинам.
Улицы Дели. В основном трущобы, грязь и мусор. Welcome to incredible India.
Это Красный Форт
Музей Ганди
Семь социальных грехов по Ганди, лучше не скажешь:
- Политика без принципов;
- Богатство без труда;
- Удовольствие без совести;
- Знание без характера;
- Коммерция без морали;
- Наука без человечности;
- Поклонение без принесения жертв
Кутб-Минар
Ворота Индии
— Декабрь 2012
proexpedition.ru
Индия ограничит посещения Тадж-Махала всего до трех часов на одного человека
Туристы смогут находится внутри Тадж-Махала не более трех часов
Представитель археологической службы Индии, которая занимается Тадж-Махалом, рассказывает, что мировая достопримечательность, которая занесена в список всемирного наследия ЮНЕСКО, запросто может привлечь 50 тысяч посетителей в выходной день. Иногда этот показатель значительно увеличивается.
Фото: pinterest«Часто случается, что посетители, которые приходят ненадолго, остаются в Тадж-Махале весь день, а это, само собой, вызывает очень неприятную ситуацию, когда здание переполнено людьми» - объясняет Д.Н. Димри.
Достопримечательности нужна регуляция потока посетителей
Новый свод правил пойдет на пользу не только Тадж-Махалу, но и его посетителям и туристам. Как говорят представители археологической службы, количество желающий посмотреть Тадж-Махал только увеличивается с каждым днем, поэтому срочно нужна была разумная регуляция потока посетителей. Это, как говорят эксперты, поможет избежать неприятных инцидентов и катастроф в дальнейшем.
Фото: pinterestОднако, Димри добавил также, что несмотря на такую высокую плотность туристов, посещающих мавзолей-мечеть, пока не было зафиксировано ни одного несчастного случая, вызванного именно толкучкой. Но, как рассказывает Димри, заботиться о безопасности посетителей необходимо даже без наличия прецедентов.
Тадж-Махал посещает более 7 миллионов человек в год
Ежегодно, построенный из белого мрамора Тадж-Махал, привлекает более 7 миллионов туристов со всего мира. Не так давно, достопримечательность была охарактеризована министром туризма Альфонсом Каннантаном как «гордость Индии». Вступающий 1 апреля в силу указ ограничит пребывания внутри основанного в 1632 году мавзолея-мечети до трех часов не только для туристов, но и для местных жителей.
Фото: pinterestРанее, сообщалось, что всемирное наследие, Тадж-Махал, начал желтеть. Достопримечательность может потерять свою легендарную белоснежность из-за загрязнённого воздуха. Верховный суд Индии призвал к защите исторического здания.
joinfo.ua
Тадж-Махал, Индия - обзор, лайфхаки, как добраться Bormoleo
Фото: pixabay.com
Тадж-Махал: Обзор
Тадж-Махал (Taj—Machal) – всемирно известный архитектурный шедевр в Агре, Индия, объект Всемирного наследия ЮНЕСКО. Описанный Нобелевским лауреатом Рабиндранатом Тагором как «слеза на щеке времени», он считается одним из лучших образцов архитектуры Великих Моголов и символом богатой истории Индии.
Словно перенёсшийся из индийских сказок в наши дни, беломраморный мавзолей покрыт тончайшей резьбой и украшен нефритом, хрусталём, лазуритом, аметистом и бирюзой. По оценкам экспертов, нынешняя стоимость его составляет примерно 830 миллионов USD. Центральный купол мавзолея достигает высоты 73 метров. Зона храмового комплекса (Taj Trapezium Zone или TTZ) занимает площадь в 4 тысячи квадратных метров и состоит из 40 охраняемых памятников, включающих три объекта всемирного наследия ЮНЕСКО — Тадж-Махал (Taj—Machal), Форт Агры (Agra Fort) и Фатехпур Сикри (Fatehpur Sikri). Но, возможно ли рассказать настоящую восточную сказку на языке сухих цифр?
История возникновения этого шедевра восточной архитектуры делает его великолепие одухотворённым, полным любви, горечи потери, раскаяния и снова любви. В далёком 1607 году Шах Джахан, сын императора Великих Моголов Джехангира, в возрасте 14 лет влюбился в персидскую принцессу Арджуманд Бану Бегум. Они поженились пять лет спустя, и были неразлучны. Но, в 1631 году принцесса, которая в браке получила новое имя — Мамтаз Махал, родив 14-го ребенка, умерла. Сражённый потерей любимой жены Шах Джахан повелел построить мавзолей, чтобы навсегда сохранить в камне память о своей великой любви и великой скорби. Со всех концов империи, а также из Средней Азии и Ирана, были собраны в Агре самые искусные каменщики, инкрустаторы, резчики, художники, каллиграфы, кузнецы и другие ремесленники. Потребовалось примерно 22 года, чтобы построить то, что сегодня мы знаем как Тадж-Махал. Есть в его истории и тёмные страницы: смута индийского восстания 1857 года позволила солдатам Британский Империи и даже правительственным чиновникам варварски разграбить мавзолей, вырезая из его стен ценные кристаллы и лазурит. Поэтому, в конце 19-го века в качестве меры по восстановлению утраченного, лорд Керзон, занимающий должность британского вице-короля, приказал осуществить масштабный реставрационный проект, который был полностью завершён только в 1908 году.
Также, как нет такого понятия, как «плохое время для жизни», нет такого понятия, как «плохое время для посещения» Тадж-Махала. Но, планируя визит летом, следует быть готовым к изнуряющей жаре. Поэтому, более прохладный период, то-есть с октября по март, обычно считается лучшим временем для поездки.
Тадж-Махал: Как добраться
Тадж-Махал — это воплощение любви и романтики, расположен мавзолей в городе Агре, что примерно в 204 километрах к югу от Дели.
Самый быстрый способ добраться до Агры – по воздуху. Агра имеет собственный аэропорт, который находится примерно в 7 километрах от центра города. Индийские авиалинии («Indian Airlines») ежедневно выполняют рейсы в Агру из многих городов Индии.
Функционирует также хорошая сеть железнодорожных путей, соединяющих Агру с остальной частью страны. Помимо главного железнодорожного вокзала Агра-Кантонмент (Agra Cantonment), есть ещё две станции: Раджа-ки-Манди (Raja-ki-Mandi) и Форт Агры (Agra Fort). Основными поездами, соединяющими Агру с Дели, являются: «Shatabdi», «Rajdhani» и «Taj Express». А если вы обладаете парой тысяч лишних американских долларов, можете прокатиться на элитном поезде «The Palace on Wheels», здесь у вас будет возможность почувствовать себя королём в дворце на колёсах.
Чтобы добраться до Тадж-Махала из Агры, необходим какой-либо местный транспорт. К услугам путешественников такси, конные повозки и велорикши, которые доставят вас к месту назначения. Предоплаченные услуги такси удобны, если вы хотите посетить сразу несколько различных мест в окрестностях города. Активные туристы могут воспользоваться велосипедами, которые предлагаются напрокат на почасовой основе.
Поскольку около 3 миллионов человек в год (или около 45 тысяч в день в пиковый туристический сезон) посещают Тадж-Махал, а близлежащие заводы и автомобили загрязняют воздух, всё это создаёт постоянную угрозу блестящему белому мраморному фасаду мавзолея. В 1998 году Верховный суд Индии приказал принять ряд мер по борьбе с загрязнением, чтобы защитить здание от износа. Некоторые заводы были закрыты, а движение транспорта было запрещено в непосредственной близости от комплекса. Так как работа дизельных и бензиновых двигателей в районе Тадж-Махала невозможна, в качестве средств передвижения активно используются автобусы на аккумуляторных батареях, конные повози, рикши и другие экологически чистые транспортные средства.
Из Агры в ряд крупных городов Индии проложены регулярные автобусные маршруты. На главной автобусной станции в Идгахе (Idgah) работает несколько направлений до Дели, Джайпура (Jaipur), Матхуры (Mathura), Фатехпура-Сикри (Fatehpur-Sikri) и т. д.
Тадж-Махал: Лайфхаки
У Тадж-Махала есть собственный официальный сайт, при помощи которого можно ознакомиться со всей интересующей информацией.
Как уже упоминалось, Тадж-Махал ослепителен в любое время. Тем не менее, сияние белоснежного мавзолея меняется из часа в час. Наиболее ярко красота Тадж-Махала проявляется во время восхода и захода солнца, а также в полнолунную ночь.
Время посещения Тадж-Махала туристами установлено и регламентируется Археологической службой Индии. Комплекс открыт во все дни недели, кроме пятницы, когда он открывается только днём и только для тех, кто должен посещать молитвы в Тадж-мечети. Время работы – от восхода до заката. Билеты можно купить в течение дня у западных и восточных ворот, а на южных воротах билеты доступны только с 8:00 до 17:00. Заплатив за билеты, вы можете находиться на территории Тадж-Махала от восхода до заката без ограничения.
Ночной визит в Тадж-Махал длится с 20:30 до 12:30 и разрешён только в течение пяти ночей в месяц: один — в ночь полнолуния, за два дня до этого, и через два дня после этого события, за исключением пятниц. Следует помнить также, что ночной просмотр ограничен (не более 400 человек за ночь). Посетители разделяются на восемь групп по 50 человек, каждой из групп разрешается проводить в комплексе только 30 минут в объекте. Билеты на ночную прогулку должны быть забронированы заранее, не позднее, чем за 24 часа до визита, у стойки бронирования, расположенной в офисе Археологической службы Индии (Agra Circle, 22 The Mall, Agra, Uttar Pradesh), с 10:00 до 18:00. Стоимость билета на дневное посещение составляет 750 рупий (11.50 USD) для взрослых, для детей в возрасте до 15 лет – вход бесплатный. Ночной визит в Тадж-Махал обойдётся в те же 750 рупий для взрослых, 500 рупий (7.50 USD) — для детей в возрасте от 3 до 15 лет. Для детей до 3 лет — вход бесплатный.
Среди интересных туристических объектов, расположенных в окрестностях Тадж-Махала, стоит упомянуть Гробницу Акбара, расположенную в Сикандре — всего в 13 километрах от Форта Агры, которая является местом погребения Императора Великих Моголов Акбара Великого. Сад Рам Баг (Ram Bagh), построенный в 1528 году, является старейшим садом Моголов в Индии. Расположенный на берегу реки Ямуна, менее чем в 3 километрах от Тадж-Махала, он был спроектирован таким образом, что ветер с реки в сочетании с зеленью помогает поддерживать прохладу даже в наиболее знойные летние дни. Первоначальное название этого сада было Арам Баг (Aram Bagh) или Сад релаксации. Также, среди популярных достопримечательностей — Джама Масджид (Jama Masjid), дворец, построенный для дочери Шаха Джахана; Гуру ка Таль (Guru ka Tal), святое место поклонения для сикхов; Чини Ка Рауза (Chini Ka Rauza), посвящённая Шах Джахану; Мехтаб Баг (Mehtab Bagh), лунный сад и озеро Кефам (Keetham Lake).
bormoleo.com
Мавзолей Тадж-Махал - шедевр индийской архитектуры
Тадж-Махал является, наверное, самым известным и самым привлекательным туристическим объектом в Индии. И понятно, почему – он потрясающе красив. Он – чудо. Его хотят увидеть очень многие, и за год его посещают от 3 до 5 миллионов туристов. Хотя с формальной точки зрения Тадж-Махал представляет не индийскую, а персидскую архитектуру. Но именно он стал визитной карточкой Индии.
История строительства Тадж-Махала
Как известно, Тадж-Махал построен по повелению падишаха империи великих моголов Шах-Джахана в память о любимой жене Мумтаз-Махал, которая умерла в 14-х родах.
Да уж, по нынешним временам не стала бы рожать этого ребёнка, детей уже и так более чем достаточно. И жили бы они долго и счастливо.
Но кто бы тогда знал о 3-й жене пятого могольского падишаха. А так безутешный Шах-Джахан (что значит «повелитель мира») повелел построить усыпальницу для любимой. Которую и строили более 20 лет (с 1630 по 1652 годы) примерно 20 000 рабочих под руководством архитекторов со всего мусульманского мира. Для перевозки грузов в строительстве были задействованы до тысячи слонов и множество лошадей и волов.
Белоснежный мрамор на строительство привозили за 300 км, а другие материалы для возведения усыпальницы доставлялись не только со всей Индии, но и из-за рубежа.
Когда Тадж-Махал был построен, проблему разборки лесов и вспомогательных сооружений решили, как и после строительства нашего Зимнего дворца. А именно — разрешили окрестным жителям забирать эти материалы бесплатно. Что и было сделано за очень короткий срок (по легенде — за одну ночь).
Имена архитекторов, руководивших созданием чуда, известны. Это Дешенов-Ану, Макрамат Хан и Устад Ахмад Лахаури. Главным автором проекта обычно считают перса Лахаури. По другой версии, главным архитектором был турок Иса Мухаммед Эфенди.
Есть легенда, что мастеров, сотворивших чудо, ослепили и отрубили им руки, дабы не сотворили ничего подобного. Но вроде бы это лишь легенда, подтверждений ей нет.
Потрачено на строительство Тадж-Махала было столько, что казна практически опустела, и огромное и богатейшее государство моголов стало приходить в упадок. В этом я сомневаюсь. Уж больно богатая страна Индия.
Тем не менее, после завершения строительства Шах-Джахан был свергнут своим сыном Аурангзебом и заточён в тюрьму. Строительство такого же, но чёрного мавзолея, симметричного белому, на другом берегу реки Джанмы, прекращено. Про чёрный мавзолей многие исследователи говорят, что это всего лишь легенда. Но согласитесь, красивая. А судя по одержимости создателей мавзолея идеей симметрии, и правдоподобная.
Аурангзеб, хоть и держал отца 20 лет в тюрьме, всё же похоронил его рядом с Мумтаз-Махал, его любимой женой и своей матерью. И надгробье Шах-Джахана, которое побольше, чем надгробье Мумтаз-Махал, — это единственное, что не симметрично в полностью симметричном Тадж-Махале.
А вот жалостливый рассказ о том, что Шах-Джахан 20 лет, которые он провёл в заточении в Красном форте, смотрел из окна на мавзолей любимой, — всего лишь легенда. Да, он был заточён в Красном форте, но не в Агре, а в Дели, за 250 км от Агры.
Тадж-Махал по мере упадка государства Великих Моголов тоже стал потихоньку приходить в запустение.
Англичане, захватившие Индию после моголов, даром что цивилизованные и образованные, потихоньку выковыривали полудрагоценные камни из стен мавзолея. И при них его золотой шпиль был заменён на точную бронзовую копию.
После получения Индией независимости Тадж-Махал стал важнейшим музеем, а в 1983 году был объявлен объектом всемирного наследия ЮНЕСКО.
Из-за превышения концентрации вредных веществ в воздухе мрамор темнеет. Но каждый год Тадж-Махал чистят, и, на мой неискушённый взгляд, выглядит он отлично. Вызывает опасение обмеление реки Джанма и, как следствие, проседание грунтов в основании мавзолея.
И ещё. Индуистские националисты говорят, что Тадж-Махал — не индийское произведение, что построен он на месте разрушенного индуистского храма и потому нужно бы его снести. Насколько это серьёзно, говорит тот факт, что вице-премьеру Индийской республики пришлось посетить Тадж-Махал и после этого сделать заявление, что он очень красив и, поскольку строили его индийцы, то является индийским творением.
Экскурсия в Тадж-Махал
Утро выдалось несколько туманным. Что настораживало, поскольку в интернете пишут, что зимой можно и совсем не увидеть Тадж-Махал из-за тумана. Как написала одна туристка: «Смогла его только пощупать».
Нас привезли на автобусе с электродвигателем к кассам Тадж-Махала. Машинами с двигателями внутреннего сгорания там пользоваться нельзя, чтобы не загрязнять воздух.
Мы купили билеты, для иностранцев они стоят 1000 рупий, это самая дорогая экскурсия в туре «Золотой треугольник».
Нас проверили не менее строго, чем при посадке в самолёт, с прохождением через рамку и ощупывание.
Дальше шли пешком.
На входе стоят огромные красные ворота с 11-ю маленькими башенками. Это характерная особенность мусульманских сооружений в Индии: в окружённый стенами двор можно попасть через ворота с башенками.
Пройдя через относительно небольшую арку, наконец, выходишь к Мавзолею. Здесь первое чудо: когда идёшь через арку, Тадж-Махал кажется огромным и занимает весь проём, а когда выходишь, то видишь, что до него далеко, и он кажется маленьким. Тут возникает первое «ах».
До Тадж-Махала идёшь вдоль вытянутого прямоугольного бассейна, дно которого окрашено в синий цвет. Поэтому вода кажется синей. Вода, надо отдать должное, прозрачная, чего в условиях тропиков добиться очень трудно. А вот дно бассейна не очень чистое.
Дорожки, ведущие к мавзолею, обсажены невысокими кипарисами, вдоль них разбиты стриженые газоны. Говорят, что изначально здесь были разбиты цветники из роз, а газоны – это уже английское нововведение. Англичане не знают ничего краше ровных газонов, а здесь, думается, лучше бы подошли розы.
Тадж-Махал лучше всего смотрится издалека. Что тут сказать: чудо – оно и есть чудо, это нужно видеть.
Перед тем, как подняться к самому мавзолею, нужно надеть выдаваемые при покупке билета белые бахилы.
Когда подходишь, то становятся видны швы между мраморными блоками, минареты становятся похожими на обычные маяки. Не воспринимается Тадж-Маахал по частям, не распадается. Его нужно видеть целиком.
С высокой, вымощенной мраморными плитами площадки вокруг мавзолея видна неприглядная река Джамна с мутной водой. Река со стороны мавзолея и с противоположного берега огорожена колючей проволокой. В нашу бытность в воде около берега лежала дохлая корова. Говорят, с другого берега полюбоваться Тадж-Махалом сейчас не получится. «Там живёт армия», — сказал гид.
Но и рядом Тадж-Махал красив. Впечатляют узоры из мрамора и мозаики из полудрагоценных камней. Украшают стены и изящные арабские надписи.
Внутри мавзолея фотографировать нельзя. Но я этого не понял и сделал несколько кадров, пока мне не сказали. Однако внутри и нет ничего особенного. Там стоят 2 надгробия, побольше – шаха, поменьше – Мумтаз-Махал. Свет проникает через ажурные мраморные решётки, но его мало. Внутри – полутьма.
По бокам от мавзолея ещё 2 симметричных здания. Одно – действующая мечеть, другое – караван-сарай, или, по-русски, гостиница. Они тоже неплохи, но никакого сравнения с мавзолеем.
Полюбовавшись на мавзолей вблизи, мы отправились на выход, бросая взгляды на удаляющееся чудо.
белым цаплям мавзолей тоже нравится
прощальный взгляд
Тадж-Махал нисколько меня не разочаровал. Бывает, что ждёшь чего-то, а когда видишь, то вроде и ничего особенного. Тут – нет. Тадж-Махал – это восторг. Идеал, к которому ни прибавить, ни убавить. Подумалось, не оказал ли влияния на архитекторов, сотворивших это чудо, итальянец Андреа Палладио, уж больно похожи принципы. Теоретически мог, поскольку жил на несколько десятилетий раньше, а в строительстве мавзолея (по крайней мере, в создании мозаик) принимали участие венецианские мастера. В любом случае, архитекторы, создававшие Тадж-Махал, очевидно, были в курсе тогдашних мировых тенденций в архитектуре, в тренде, так сказать. И создали несомненный шедевр.
Отели в Агре
Тур «Золотой треугольник» Индии и Каджурахо
Поиск дешевых авиабилетовГотовые туры
Отели
Туристическая страховка
Чтобы не пропустить ничего интересного, вы можете оформить е-мейл подписку. Тогда вы будете получать сообщения о появлении новых рассказов. ПОДПИСАТЬСЯputevye-istorii.ru