База отдыха шульган таш: Базы отдыха Башкирии, цены на 2022 год, турбазы зимой и летом

Базы отдыха Башкирии, цены на 2022 год, турбазы зимой и летом

  1. Главная
  2. Турбазы

Списком

На карте

Фильтр

  • Павловское водохранилище
  • Павловка (Караидельский район)
  • Павловка (Нуримановский район)
  • Нугушское водохранилище
  • Кандрыкуль
  • далеко от городов
  • Уфы
  • Стерлитамака
  • Белорецкого района
  • Ишимбайского района
  • Коттеджи Ишимбая
  • Бирска
  • озера Талкас
  • на озере Аслыкуль
  • рядом с Каповой пещерой
  • Юмагузинского водохранилища
  • на Новый Год
  • на реке Зилим
  • в деревне Толпарово
  • недалеко от г.Салават
  • рядом с горой Иремель
  • в Мурадымовском ущелье
  • для рыбалки
  • для охоты
  • с проживанием в Юртах
  • в Геопарке Янгантау
  • города Мелеуз
  • города Октябрьский
  • Гафурийского района
  • Гостиницы Красноусольска
  • Учалинского района

д. Ильмурзино (от Уфы: 35 км)

Парк отдыха Ильмурзино

2-местныйот 1750 за чел.

озеро Кандры-Куль

База отдыха «Парус»

2-местныйот 500 за чел.

Юмагузинское водохранилище

База отдыха Yumaguzinorelax

6-местныйот 1667 за чел.

Юмагузинское водохранилище, р.Белая

База отдыха Юмагузино FISH

4-местныйот 1500 за чел.

в 50 км от Уфы (от Уфы: 50 км)

База отдыха Белый Берег

4-местныйот 1250 за чел.

Павловское водохранилище

База отдыха Башкирский ковчег дом на берегу

4-местныйот 875 за чел.

Ишимбайский район (от Уфы: 140 км)

База отдыха Шиханы, Стерлитамак

2-местныйот 700 за чел.

Гафурийский район д. Софьино

База отдыха Белое озеро

5-местныйот 1000 за чел.

рядом санаторий Красноусольск (от Уфы: 140 км)

Гостиница Жемчужина

2-местныйот 1200 за чел.

рекреационный участок «Мурат тугай» (от Уфы: 330 км)

База отдыха Акбузат

2-местныйот 800 за чел.

Нугушское вдхр. (от Уфы: 260 км)

Этнопарк INAYA

4-местныйот 600 за чел.

Нугушское водозранилище

Гостиница Нугуш

2-местныйот 1500 за чел.

Павловское водохранилище (с.Павловка)

База отдыха «Утес»

6-местныйот 833 за чел.

Павловское водохранилище, Нуримановский район (с.Павловка) (от Уфы: 120 км)

База отдыха Башкирская Рица

2-местныйот 375 за чел.

рядом гора Иремель

Гостевые дома в Тюлюке

5-местныйот 240 за чел.

Кордон заповедника «Шульган-таш» местность: Морат -тугай (от Уфы: 360 км)

Туристическая база отдыха «У Каповой»

2-местныйот 250 за чел.

Капова пещера

Гостевые дома в Заповеднике Шульган-таш

2-местныйот 200 за чел.

Кагинское вдхр (от Уфы: 270 км)

Турбаза Сухов Ключ

2-местныйот 1170 за чел.

Павловскоe водохранилищe, Караидельский район (п.Бердяш)

База отдыха Три пескаря

2-местныйот 2200 за чел.

Павловское водохранилище (с.Красный Ключ)

База отдыха Красный ключ, Павловка

от за чел.

дней:

Нугушское вдхр. (от Уфы: 240 км)

Гостевой дом Вояж

4-местныйот 500 за чел.

река Зилим, Гафурийский район

База отдыха Парк Зилим

8-местныйот 500 за чел.

Осетровский пруд (от Уфы: 270 км)

База отдыха Осетровский пруд

2-местныйот 1000 за чел.

Павловское водохранилище, д. Новоянсаитово (Караидельский район)

База отдыха Три медведя

2-местныйот 1000 за чел.

Нугушское водохранилище (от Уфы: 260 км)

Турбаза «Дубрава» на Нугуше

2-местныйот 950 за чел.

15 км. от г. Стерлитамак, гора Куш-Тау (Шиханы) (от Уфы: 120 км)

База отдыха «Алга»

2-местныйот 1000 за чел.

Гостевой Дом «Рябиновый»

от за чел.

дней:

Нугушское водохранилище (от Уфы: 250 км)

База отдыха Робинзон, Нугуш

4-местныйот 875 за чел.

д. Байназарово (от Уфы: 330 км)

Туристическая стоянка Ологужан

от за чел.

дней:

Турбаза Арал

от за чел.

дней:

Инзер

Горный приют Айгир

2-местныйот 1250 за чел.

Нугушское водохранилище

Плав-дом Ковчег

8-местныйот 1000 за чел.

Павловское водохранилище (с.Красный Ключ)

База активного отдыха Сказка

4-местныйот 625 за чел.

Белорецкий район, 80 км. от Белорецка, на берегу р.Белой (от Уфы: 290 км)

База отдыха Агидель, Белорецкий район

2-местныйот 600 за чел.

Гафурийский район (от Уфы: 140 км)

Турбаза Табын

10-местныйот 500 за чел.

Нугушское водохранилище

Гостевые домики На Береговой

4-местныйот 125 за чел.

Нугушское водохранилище

Гостевой дом «ТАТЬЯНА»

2-местныйот 500 за чел.

Тирлянское вдхр, Инзерские зубчатки (от Уфы: 290 км)

Гостиница Судовая Гора

3-местныйот 500 за чел.

Лукоморье в Уфе

2-местныйот 150 за чел.

не доезжая до подстанции (от Уфы: 39 км)

База отдыха Берлога

6-местныйот 1495 за чел.

20 км. от Уфы (в сторону п.Чишмы) (от Уфы: 20 км)

База отдыха Восход

3-местныйот 1500 за чел.

Демское шоссе, на берегу р.Дема

База отдыха (Эко-отель) Лель

2-местныйот 1950 за чел.

на берегу р.Ольховака, остановка Машзавод

База отдыха Воронье Гнездо

6-местныйот 1667 за чел.

д. Казмашево (от Уфы: 340 км)

Гостевой дом Тактакош

4-местныйот 375 за чел.

Юмагузинское водохранилище, Кугарчинский район (от Уфы: 260 км)

База отдыха Башкирская деревня

2-местныйот 1000 за чел.

с. Вязовка (от Уфы: 240 км)

База отдыха Косая степь

6-местныйот 17 за чел.

46 км от Мелеуза (от Уфы: 260 км)

Культурное рыбное хозяйство «Иштуган»

4-местныйот 750 за чел.

20км от Уфы

База отдыха Куяново

2-местныйот 1500 за чел.

130 км. от г.Оренбурга (от Уфы: 420 км)

База отдыха Альян-Куль

4-местныйот 50 за чел.

д. Ишдавлетово (от Уфы: 300 км)

Турбаза Башкорт Иле

4-местныйот 540 за чел.

12 3 4 5 6 7 8

Базы отдыха Башкирии, цены на 2022 год, турбазы зимой и летом

  1. Главная
  2. Турбазы

Списком

На карте

Фильтр

  • Павловское водохранилище
  • Павловка (Караидельский район)
  • Павловка (Нуримановский район)
  • Нугушское водохранилище
  • Кандрыкуль
  • далеко от городов
  • Уфы
  • Стерлитамака
  • Белорецкого района
  • Ишимбайского района
  • Коттеджи Ишимбая
  • Бирска
  • озера Талкас
  • на озере Аслыкуль
  • рядом с Каповой пещерой
  • Юмагузинского водохранилища
  • на Новый Год
  • на реке Зилим
  • в деревне Толпарово
  • недалеко от г. Салават
  • рядом с горой Иремель
  • в Мурадымовском ущелье
  • для рыбалки
  • для охоты
  • с проживанием в Юртах
  • в Геопарке Янгантау
  • города Мелеуз
  • города Октябрьский
  • Гафурийского района
  • Гостиницы Красноусольска
  • Учалинского района

д.Ильмурзино (от Уфы: 35 км)

Парк отдыха Ильмурзино

2-местныйот 1750 за чел.

озеро Кандры-Куль

База отдыха «Парус»

2-местныйот 500 за чел.

Юмагузинское водохранилище

База отдыха Yumaguzinorelax

6-местныйот 1667 за чел.

Юмагузинское водохранилище, р.Белая

База отдыха Юмагузино FISH

4-местныйот 1500 за чел.

в 50 км от Уфы (от Уфы: 50 км)

База отдыха Белый Берег

4-местныйот 1250 за чел.

Павловское водохранилище

База отдыха Башкирский ковчег дом на берегу

4-местныйот 875 за чел.

Ишимбайский район (от Уфы: 140 км)

База отдыха Шиханы, Стерлитамак

2-местныйот 700 за чел.

Гафурийский район д. Софьино

База отдыха Белое озеро

5-местныйот 1000 за чел.

рядом санаторий Красноусольск (от Уфы: 140 км)

Гостиница Жемчужина

2-местныйот 1200 за чел.

рекреационный участок «Мурат тугай» (от Уфы: 330 км)

База отдыха Акбузат

2-местныйот 800 за чел.

Нугушское вдхр. (от Уфы: 260 км)

Этнопарк INAYA

4-местныйот 600 за чел.

Нугушское водозранилище

Гостиница Нугуш

2-местныйот 1500 за чел.

Павловское водохранилище (с.Павловка)

База отдыха «Утес»

6-местныйот 833 за чел.

Павловское водохранилище, Нуримановский район (с.Павловка) (от Уфы: 120 км)

База отдыха Башкирская Рица

2-местныйот 375 за чел.

рядом гора Иремель

Гостевые дома в Тюлюке

5-местныйот 240 за чел.

Кордон заповедника «Шульган-таш» местность: Морат -тугай (от Уфы: 360 км)

Туристическая база отдыха «У Каповой»

2-местныйот 250 за чел.

Капова пещера

Гостевые дома в Заповеднике Шульган-таш

2-местныйот 200 за чел.

Кагинское вдхр (от Уфы: 270 км)

Турбаза Сухов Ключ

2-местныйот 1170 за чел.

Павловскоe водохранилищe, Караидельский район (п.Бердяш)

База отдыха Три пескаря

2-местныйот 2200 за чел.

Павловское водохранилище (с.Красный Ключ)

База отдыха Красный ключ, Павловка

от за чел.

дней:

Нугушское вдхр. (от Уфы: 240 км)

Гостевой дом Вояж

4-местныйот 500 за чел.

река Зилим, Гафурийский район

База отдыха Парк Зилим

8-местныйот 500 за чел.

Осетровский пруд (от Уфы: 270 км)

База отдыха Осетровский пруд

2-местныйот 1000 за чел.

Павловское водохранилище, д. Новоянсаитово (Караидельский район)

База отдыха Три медведя

2-местныйот 1000 за чел.

Нугушское водохранилище (от Уфы: 260 км)

Турбаза «Дубрава» на Нугуше

2-местныйот 950 за чел.

15 км. от г. Стерлитамак, гора Куш-Тау (Шиханы) (от Уфы: 120 км)

База отдыха «Алга»

2-местныйот 1000 за чел.

Гостевой Дом «Рябиновый»

от за чел.

дней:

Нугушское водохранилище (от Уфы: 250 км)

База отдыха Робинзон, Нугуш

4-местныйот 875 за чел.

д. Байназарово (от Уфы: 330 км)

Туристическая стоянка Ологужан

от за чел.

дней:

Турбаза Арал

от за чел.

дней:

Инзер

Горный приют Айгир

2-местныйот 1250 за чел.

Нугушское водохранилище

Плав-дом Ковчег

8-местныйот 1000 за чел.

Павловское водохранилище (с.Красный Ключ)

База активного отдыха Сказка

4-местныйот 625 за чел.

Белорецкий район, 80 км. от Белорецка, на берегу р.Белой (от Уфы: 290 км)

База отдыха Агидель, Белорецкий район

2-местныйот 600 за чел.

Гафурийский район (от Уфы: 140 км)

Турбаза Табын

10-местныйот 500 за чел.

Нугушское водохранилище

Гостевые домики На Береговой

4-местныйот 125 за чел.

Нугушское водохранилище

Гостевой дом «ТАТЬЯНА»

2-местныйот 500 за чел.

Тирлянское вдхр, Инзерские зубчатки (от Уфы: 290 км)

Гостиница Судовая Гора

3-местныйот 500 за чел.

Лукоморье в Уфе

2-местныйот 150 за чел.

не доезжая до подстанции (от Уфы: 39 км)

База отдыха Берлога

6-местныйот 1495 за чел.

20 км. от Уфы (в сторону п.Чишмы) (от Уфы: 20 км)

База отдыха Восход

3-местныйот 1500 за чел.

Демское шоссе, на берегу р.Дема

База отдыха (Эко-отель) Лель

2-местныйот 1950 за чел.

на берегу р.Ольховака, остановка Машзавод

База отдыха Воронье Гнездо

6-местныйот 1667 за чел.

д. Казмашево (от Уфы: 340 км)

Гостевой дом Тактакош

4-местныйот 375 за чел.

Юмагузинское водохранилище, Кугарчинский район (от Уфы: 260 км)

База отдыха Башкирская деревня

2-местныйот 1000 за чел.

с. Вязовка (от Уфы: 240 км)

База отдыха Косая степь

6-местныйот 17 за чел.

46 км от Мелеуза (от Уфы: 260 км)

Культурное рыбное хозяйство «Иштуган»

4-местныйот 750 за чел.

20км от Уфы

База отдыха Куяново

2-местныйот 1500 за чел.

130 км. от г.Оренбурга (от Уфы: 420 км)

База отдыха Альян-Куль

4-местныйот 50 за чел.

д. Ишдавлетово (от Уфы: 300 км)

Турбаза Башкорт Иле

4-местныйот 540 за чел.

12 3 4 5 6 7 8

Заповедник Шульган-Таш — подробное описание и фото. Карта мест, туристические маршруты

Волга, Россия, Европа

Заповедник Шульган-Таш расположен на южном склоне Уральского хребта в Бурзянском районе Башкирии. Расстояние от Уфы до заповедника 370 километров. Его территория составляет всего 22 тысячи гектаров, но здесь вы можете посетить один из важнейших памятников Истории России древних времен – Капову пещеру, где сохранились наскальные рисунки эпохи палеолита.

Заповедник Шульган-Таш образован в 1958 году. Сначала он был филиалом Башкирского заповедника, а с 1986 года выделен в отдельный заказник. Рядом открылся заповедник «Алтын солок». Территории Шульган-Таш и Алтын Солок объединены в единый рекреационный комплекс вместе с Башкирским заповедником.

Карта Шульган-Ташского заповедника в Каповой пещере-музее

Лиственный лес на берегу реки Белой в Шульган-Ташском заповеднике

Несмотря на исключительное научное значение Каповой пещеры, основной причиной создания Шульган-Ташского заповедника была охрана и сохранение медового промысла. В Башкирии сохранился ареал бурзянской пчелы. Подробнее о медовой охоте туристы могут узнать в Музее медовой охоты, который находится на берегу реки Белой, у кордона заповедника Шульган-Таш.

Музей медового промысла (борти пчеловодства) в заповеднике Шульган-Таш

Фотографии Борти, где пчелы делают свои ульи в Музее бортинского пчеловодства (Медовая охота)

Шульган и Урал — герои башкирского эпоса. Они были маленькими детьми, и их отец в одиночку отправился на охоту за самыми сильными животными. Перед охотой он пил кровь животных, но запрещал это делать детям. Шульган ослушался отца и тоже вкусил этой крови. Из-за этого он был вынужден скитаться, в том числе и по подземельям. Со временем он перешел на сторону зла, а Урал-батыр вырос и стал сильнейшим богатырем.

Вход в Капову пещеру Шульган-Ташского заповедника

Река Шульган, вытекающая из подземных карстовых полостей вблизи Каповой пещеры

Шульган-Таш в переводе с башкирского языка означает «Затерянный под камнем». Речь идет о небольшой речке Шульган. Его длина составляет всего 13 километров. Она протекает через заповедник, но в 2,5 км от Каповой пещеры уходит под землю и протекает по карстовым полостям. У входа в Капову пещеру река снова выходит из-под земли и затем впадает в реку Белую.

Капова пещера в заповеднике Шульган-Таш

Капова пещера в заповеднике Шульган-Таш расположена на берегу реки Белой в живописном месте. От кордона заповедника туристы могут пройти 2 километра до пещеры через Южно-Уральский лес по руслу реки Белой. Посещение пещеры возможно только в составе экскурсии, после этого туристы могут прогуляться по окрестностям, вдоль реки.

Изображения мамонтов на стене Каповой пещеры в заповеднике Шульган-Таш

Изображения зубра, лошади и слона на стене Каповой пещеры в Шульган-Ташском заповеднике

Капова пещера имеет большое значение для мировой археологической и палеонтологической науки, так как здесь сохранились наскальные рисунки, которые были окрашены красной охрой древними людьми в эпоху верхнего палеолита.

Радиоуглеродный анализ показал, что эти наскальные рисунки, выполненные древними людьми, относятся к эпохе верхнего палеолита. Рисунки на стене красной охрой. Это минеральный краситель на основе оксидов и гидроксидов железа.

Фигура древнего художника, рисовавшего рисунки на стене Каповой пещеры 14 тысяч лет назад

Период палеолита начался 40 тысяч лет назад, а закончился 10 тысяч лет назад. В это время был последний ледниковый период (25-17 тысяч лет назад). Самые старые рисунки в Каповой пещере сделаны около 18 тысяч лет назад. Последние рисунки были сделаны около 14 тысяч лет назад. Более подробную информацию о Каповой пещере можно найти в музее Каповой пещеры.

Маршруты заповедника Шульган-Таш 

Основные экскурсионные маршруты заповедника Шульган-Таш – «Заповедная земля» и «В ожидании чуда». Эти традиционные маршруты включают в себя прогулку к Каповой пещере с посещением Музея медового промысла и Музея Каповой пещеры. Во время прогулки по маршруту «На гору Тимертау» туристы поднимаются на гору, где можно полюбоваться красотами Природы заповедника Шульган-Таш. В этом месте река Белая делает очень глубокий изгиб среди невысоких гор.

Схема залов Каповой пещеры в Каповой пещере-музее в Шульган-Ташском заповеднике

Туристам также предлагается водный маршрут «По красотам Агидели». Предусмотрен сплав по реке Белой (на башкирском языке «Агидель»). Его продолжительность составляет около 10 часов, в течение которых туристы на катерах пройдут 7 километров по охраняемой территории Шульган-Таш и Алтын Солок. Во время поездки можно увидеть красивые пейзажи и дикую природу заповедника.

Другие маршруты позволяют совершать радиальные походы по красивейшим местам заповедника Шульган-Таш: «Маршрут Максима», «Маршрут на скалы над пасекой», «Маршрут на скалу Сказка», «Маршрут через Юмагузинское водохранилище». Самый протяженный маршрут «Заповедная кругосветка» предполагает пешеходный и автомобильный переход на расстояние 120 км по заповедным местам. Поход по этому маршруту длится 2-3 дня. 

Бурное течение реки Белой в Заповедник Шульган-Таш

Скалистый берег реки Белой в Шульган-Ташском заповеднике

Ближайшее крупное село у кордона Шульган-Ташского заповедника — село Старосубхангулово. Расстояние от него до кордона заповедника – 33 километра. Небольшой поселок Морат Тугай находится прямо возле кордона. Раньше между этими поселками была проложена только грунтовая дорога, а сейчас здесь очень хорошая асфальтированная дорога. В поселке Морат Тугай есть несколько гостевых домов и кафе, но в целом туристическая инфраструктура заповедника Шульган-Таш только начинает создаваться.

Наскальная живопись пещеры Шульган-Таш

Описание

Природа Южного Урала прекрасна! Густые леса на горных склонах чередуются с солнечными долинами, наполненными медовым ароматом, быстрые чистые реки прорезают глубокие каньоны в белых известняковых массивах. С давних времен люди облюбовали эту замечательную страну. Он был заселен уже в эпоху палеолита, и здесь развивалась одна из самых древних и интересных культур в истории человечества. Его духовным центром, главной святыней была одна из самых красивых и больших пещер Урала — Шульган-Таш или Капова пещера.

Время текло, годы бежали и только в январе 1760 года один из первых исследователей края П. И. Рычков посетил пещеру и написал статью Описание пещеры, расположенной в Оренбургской губернии на реке Белой, Которая из всех пещер Башкирии считается самым известным и крупным. Статья опубликована в книге «Труды и переводы для пользы и увеселения служащих», изданной в Петербурге в 1760 году. Это первое описание пещеры, точнее, ее первого этажа.

П. Рычков был крупным ученым, членом-корреспондентом Петербургской академии, путешественником, историком, экономистом, археологом и этнографом. Его описание пещеры подробное и совпадает с более поздними. Например, в Главной галерее он обнаружил «сухую человеческую голову», по-видимому, мумифицированную в пещерных условиях.

Через 10 лет И. Лепехин посетил пещеру. Он был естествоиспытателем, путешественником и академиком. В 1768-1772 годах руководил экспедициями на Урал, в Поволжье и на север России.

Его «Путевые заметки дня» — фундаментальный труд русской науки восемнадцатого века. Этому автору можно доверять. И именно он описал неизвестную нам до сих пор местность в Каповой пещере. ..

Описание И. Лепехина очень подробное, красочное и эмоциональное: такое невозможно выдумать. Часть описания совпадает с современными наблюдениями и картами пещер, а все, что касается второго этажа, является загадкой, которую спелеологи и картологи пытаются разгадать уже 200 лет. Некоторые авторы считают, что за эти столетия пещера сильно изменилась: некоторые старые ходы заросли кальцитовым щебнем, завалены оползнями, открылись новые ходы и залы. Другие считают, что в условиях плохого освещения, в незнакомой обстановке огромного пещерного лабиринта академик легко мог ошибиться в азимутальных измерениях, особенно если не зафиксировал их подробно, а то и по памяти. На самом деле Капова пещера осталась почти такой же, какой она была 200 лет назад. Он не сильно изменился с тех пор, как его покинули люди каменного века. Возраст пещеры составляет не менее трех-четырех миллионов лет. Это была крупная спелеосистема до оледенения.

Пещера Шульган-Таш расположена на правом берегу реки Агидель (Белая), в 40 километрах от центра Бурзянского района Башкортостана, села Старосубхангулово, на территории заповедника, организованного пятьдесят лет назад в целях сохранить первозданную красоту этого дивного края.

На втором году существования Башкирского заповедника, в 1959 году, сотрудник заповедника, биолог А. В. Рюмин обнаружил в Пещере первые рисунки эпохи палеолита в России. Перед учеными встала новая трудная задача: как спасти только что найденную драгоценность, как спасти рисунки от дальнейшего уничтожения? Стало очевидным, что для спасения живописи необходимо вести систематические наблюдения, исследовать все особенности Пещеры, создать условия для длительного сохранения рисунков.

Сейчас, когда прошло полвека после открытия рисунков и 50 лет Заповедника, сохранившего берег Пещеры с его древними рисунками, пора оглянуться назад и подвести некоторые находки и открытия.

Перед вами результат совместной работы многих людей: башкир и русских, татар и украинцев, ученых и спелеологов-туристов, молодых и не очень…

Обнаружение настенных рисунков красной охрой в залы двух этажей пещеры стали важнейшими в области ранней истории человечества, доказав существование здесь, на Южном Урале, уникальной развитой первобытной культуры, создавшей замечательные рисунки животных и сложные абстрактные знаки . Путь А. В. Рюмина к этому открытию был долгим и трудным. Он предвидел существование древней палеолитической живописи на Южном Урале, настойчиво искал ее и своими усилиями привел к этому большому успеху.

А. В. Рюмин правильно определил время создания рисунков как палеолит. Не будучи специалистом в области археологии, А. В. Рюмин не смог определить точный возраст изображений. Он думал, что им 40 тысяч лет. На самом деле они казались вдвое моложе. Это привело к неправильной интерпретации многих изображений, едва различимых под граффити, глиняными и кальцитовыми пленками.

В истории наскальной живописи Шульган-Таш еще многое остается неясным. Сохранилась цветная фотография первой композиции на восточной стене Зала рисунков, сделанная А. В. Рюминым задолго до начала реставрационных работ. На фото отчетливо видны красные линии зооморфных рисунков с крупным уродливым граффити на них. Невозможно не видеть эти красные изображения.

Всего А. В. Рюминым обнаружено около 50 рисунков. К сожалению, он не составил хорошо сделанный каталог. Большинство изображений в то время еще не были расчищены, и сейчас трудно точно определить, какие именно рисунки им были найдены. Главное, что он открыл Южно-Уральский центр палеолитического искусства. После открытия наскальной живописи видный московский археолог О. Н. Бадер проводил исследования в пещере с 1960 по 1978 год. Он подтвердил подлинность рисунков и их палеолитический возраст. но отрицал существование черных рисунков и скульптур.

Интерпретация некоторых изображений, найденных А. В. Рюминым, оказалась ошибочной. Они были признаны прихотью природы.

Только в конце работы, в процессе расчистки стен, обнаружились две картины, выполненные черным цветом (Bader, 1979). Бадер назвал возраст этих картин близким к мадленскому.

Копирование и фотографирование изображений проводились под руководством О. Н. Бадер. Самая сложная и ответственная работа была проделана в Зале Хаоса на уступе южной стены. Там виднелась только ярко-красная точка, из которой вода то и дело вымывала охру. Реставраторы сняли толстый (до четырех сантиметров) слой кальцитовых натёков и увидели ярчайшую, свежую, близкую к полихроматичности композицию «Кони Зала Хаоса».

В процессе этой работы обнаруживалось все больше и больше рисунков. На схемах разных периодов ситуация описывается по-разному. Возьмем иллюстрацию из 11 тома Большой советской энциклопедии на с. 360 например. Имеет композицию восточной стены Зала рисунков. В композиции отсутствует образ Бледного мамонта, который присутствует в опубликованном в 1973 г. эскизе (Мамонт № 9).

Результатом многолетних исследований О. Бадера стало открытие 50 изображений. Краткая монография «Капова пещера» (34 страницы) вышла в 1965, который содержал эскизы основных чертежей и фотографии плохого качества. Издание проиллюстрировано художником К.Н.Никахристо.

За время своей длительной работы в Пещере О. Бадер тщательно изучил все доступные тогда для наблюдения изображения и правильно расшифровал многие из них, а Всероссийский научно-исследовательский геологический институт им. А.П. Группа Карпинского (ВСЕГЕИ) могла сделать это только с помощью мощной современной цифровой фототехники и компьютера. Например, он правильно истолковал изображение быка на западной стене Зала Знаков, хотя визуально это не было очевидно.

Над задней частью Центрального Мамонта на западной стене Зала Рисунков О. Бадеру удалось разглядеть едва различимую маленькую фигурку бегущего антропоморфа. При расшифровке изображения в северо-западном углу Зала Знаков О. Бадеру удалось разглядеть треугольную структуру фрагмента знака, но полностью реконструировать ее не удалось. Сделать это стало возможно гораздо позже, только с помощью компьютера.

История с Бледным Мамонтом, нарисованным на восточной стене Зала Рисунков под Мамонтом Диссидентом, неясна. В настоящий момент его практически не видно. В этом месте видны только бледно-розовые пятна. Но эта картина достаточно четко написана на пластиковом слепке в Музее археологии Академии наук Республики Башкортостан в Уфе.

После смерти О. Н. Бадера в 1978 г. исследования в пещере были продолжены ленинградскими учеными. Археологические исследования проводились опытным исследователем В. Е. Щелинским. Проанализировав обстановку, Щелинский наметил место для раскопок у северной стены Зала Знаков.

Вскоре на глубине около полуметра в яме появились угли. Это был культурный слой эпохи палеолита! Находки шли одна за другой. Здесь было найдено много каменных изделий, сколов украшений и резьбы по кости. Это была сенсация, ведь до сих пор считалось, что в Каповой пещере не жили люди. Оказалось, что жили, но прежде всего Пещера была святилищем, храмом. Именно в этом культурном слое был обнаружен обломок известняка с нанесенным охрой рисунком. Это была редкая удача. Теперь можно было с уверенностью сказать, что и культурный слой, и настенные рисунки были примерно одного возраста. С помощью радиоуглеродного датирования возраст культурного слоя определен как поздний палеолит и мадленская культура, конец ледникового периода.

Спелеологи РГО под руководством Юрия Ляхницкого начали свою работу в составе Южно-Уральской палеолитической экспедиции под руководством В. Щелинского. Позже они продолжили работу как самостоятельная группа. Комплексная программа спелеологических исследований требовала организации самостоятельных научных экспедиций и участия в них специалистов разного профиля. Такая работа могла быть проведена только совместными усилиями Всероссийского научно-исследовательского геологического института им. П. Карпинского (ВСЕГЕИ) и Комиссии спелеологии и карстоведения Русского географического общества.

Наряду с организацией комплексного мониторинга динамических и геоэкологических параметров, музеефикацией и развитием мероприятий по сохранению живописи одной из основных задач была комплексная комплексная фиксация древних изображений. Это было необходимо из-за быстрой деградации рисунков в течение длительного периода времени, когда не следили за состоянием рисунков и не производили фиксацию изображений современными методами. Требовалась новая методика комплексной фиксации изображений, в том числе фотографических, топографических, морфометрических и других, позволяющая максимально полно и точно сохранить древние изображения.

Полученные параметры должны давать достаточно полную и точную характеристику рисунков и их сочетаний в целом и при необходимости позволять их воспроизведение.

Многочисленные рисунки пещеры в значительной степени неоднородны. Для их регистрации, анализа их особенностей и выявления закономерностей их размещения в пещере необходимо их классифицировать и, прежде всего, установить основные понятия.

Наиболее распространенное понятие, объединяющее все рисунки, пятна и знаки, представлено словом «изображение». Изображения могут быть искусственными (созданными человеком) и естественными (созданными природой).

Искусственные изображения условно относят к древнему (палеолиту), более позднему периоду (энеолит, мезолит, неолит, бронзовый век), «старому» (средневековью) и современному (18-21 вв.).

В первую очередь изображения следует сгруппировать по их морфологии и содержанию. Наиболее важными типами являются зооморфные и антропоморфные рисунки и абстрактные условные геометрические знаки. В дополнение к ним мы также должны выделить еще один сложный тип: пятна.

Принимая во внимание морфологию, стилистический характер и цвет, можно составить классификацию, отражающую все особенности изображений. Это позволит нам сделать выводы о представлениях древних «художников», об эпохе создания образов и их цели. Эти группы рисунков помогут сделать историко-художественный анализ «картины».

Изображения пещеры Шульган-Таш можно разделить на несколько типов, которые в свою очередь могут быть подразделены на более мелкие группы. Первый крупный тип — многочисленные красные зооморфные рисунки, очень реалистичные. Их стилистические особенности и конфигурация очень близки западноевропейским Мадлен.

Большинство из них — контурные рисунки. Внутри них видны зоны, где линии их контуров утолщены, а некоторые части и детали фигур заштрихованы. Есть несколько силуэтных рисунков, фактически полностью заштрихованных, но глубина их цвета неоднородна.

Большинство изображений в Зале рисунков относятся к зооморфному контурному типу, например, «Ходячий мамонт» на восточной стене Зала рисунков. Характерным силуэтным изображением является «Красный мамонт» второй композиции на западной стене Зала рисунков. Все они окрашены красной охрой.

Итак, изображения Пещеры довольно разнородны. Это одна из особенностей пещеры, выдвигающая сложные и трудные задачи интерпретации и осмысления собранного материала. Конечно, пещерные изображения не подходят под понятие «живопись», ибо представляют собой сложную систему условных ритуальных символов и абстрактных, возможно, информационных знаков.

Наиболее известны и хорошо сохранились красные реалистические контурные изображения на втором этаже Зала рисунков. Большинство из них мамонты (7), два шерстистых носорога и бык. Почти все они представляют собой контурные рисунки; только один «Красный мамонт» изображен в виде силуэта, полностью окрашенного красной охрой. Цвет этих изображений действительно алый, его интенсивность средняя или низкая.

Почти все изображения из Зала рисунков зооморфны, выполнены в одном стиле как бы по определенному канону. Каждая композиция имеет один антропоморфный схематический рисунок. Единственным знаком в зале является большая трапеция с двенадцатью ребрами, нарисованная в правом нижнем углу первой композиции.

Это, без сомнения, неделимая группа, наиболее близкая к западноевропейской культуре Мадлен. Если пользоваться классификацией Леруа-Гурана, то он относится к переходной группе между третьей и четвертой. Уголь из карьера О. Н. Бадера под восточной стеной зала, по лабораторным анализам, имеет возраст 17-10 тыс. лет. Это поздний палеолит и культура Мадлен.

В составленном Каталоге рисунков и знаков пещеры Шульган-Таш (Каповой) отражены, проиллюстрированы и сохранены облики уникального памятника культуры, имеющего единственную сравнительно хорошо сохранившуюся палеолитическую роспись в восточной части Евразии.

Всего в Пещере зафиксировано 195 изображений, 140 из которых были обнаружены в последние годы. Полученные сведения дают новую характеристику этому уникальному памятнику и свидетельствуют о существовании в палеолите самостоятельного очага древней культуры на Южном Урале, во многом аналогичного западноевропейскому в Пиренейско-Кантабрийской области.

Пещерные изображения неотделимы от ее просторных залов, длинных и высоких галерей и узких укромных ниш. Пещера — не просто дом для древних рисунков. Именно их среда обитания сильно повлияла на сознание и творческий процесс древнего художника.

В Каталоге 195 изображений, но, по всей вероятности, в будущем будут обнаружены новые изображения, особенно после дальнейшей расчистки стен. Это новое содержательное подтверждение тезиса о том, что в палеолите на Южном Урале существовал самостоятельный, высокоразвитый центр великой ранней культуры человечества.

Проблема сохранения изображений

Сохранность рисунков зависит от их сохранности. К сожалению, рисунки в пещере на протяжении тысячелетий подвергались влиянию негативных факторов антропогенного и гипергенеза. Повреждающими факторами являются многие условия окружающей среды: карстовые воды (инфильтрирующие и втекающие), пленкообразная и конденсатная влага, микроклиматические изменения (температурно-влажностные), зарастание кальцитовыми натеками, отслоение красочного слоя и коррозия известняка микробиотой (микромицетами – плесенью, микрогрибы и водоросли).

Негативное влияние человека также широко распространено, в первую очередь бесконтрольный, нерегулируемый туризм. Нахождение в пещере большого количества людей повышает температуру и влажность, повышает концентрацию углекислого газа до опасного уровня и приводит к микробиологическому загрязнению пещеры. Случаи варварского обращения с изображениями не так уж и редки.

На Западе после обнаружения замечательных палеолитических рисунков в Альтамире, Ласко и других пещерах доступ к ним был открыт тысячам людей. В сравнительно короткие сроки это привело к серьезным негативным последствиям: свет, тепло и дыхание вызвали интенсивный рост микроскопических сине-зеленых водорослей, которые покрыли рисунки уродливыми пятнами («зеленая опасность»), а повышение концентрации углекислого газа привело к в быстром росте кристаллов кальцита и натёков, покрывавших стены пещер вместе с рисунками («белая опасность»). Увеличение влажности и повышение температуры привело к интенсивному образованию конденсата. С крыши и стен начали падать красные капли: влага разъедала краситель. Массовый туризм в пещерах с палеолитическими росписями был запрещен. На входе в пещеры были установлены бронированные ворота с замысловатыми замками.

Временный выход был найден через создание дубликатов пещер. Точные копии залов с рисунками вместе с их полными интерьерами выполнены из пластика и других материалов. Безусловно, это требует значительных затрат.

В связи с изложенным весьма своевременным стало Поручение Президента РФ В.В.Путина от 28 июля 2010 г. № ВП-П44-5133 о создании музейного комплекса на базе Каповой пещеры. Дальнейшее развитие получили мероприятия по совершенствованию экскурсионного маршрута, подготовку которых мы инициировали. Открылась возможность благоустройства музейного комплекса в целом, обновления инструментального фонда и проведения мероприятий по улучшению условий сохранности изображений.

Будущее уникального памятника зависит от проведения ряда крупных мероприятий. В первую очередь — от строительства музейно-исторического комплекса «Шульган-Таш», в котором будут макеты залов пещеры Шульган-Таш и копии ее наскальных рисунков. В этой же связи важно продвижение наскальной живописи пещеры Шуль-ган-Таш в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Наша главная задача – сохранить для будущих поколений уникальную палеолитическую наскальную живопись Восточной Евразии.

Последние научные открытия

В ноябре 2017 года более трех недель проводилась Международная экспедиция по восстановлению палеолитической живописи пещеры Шульган-Таш под руководством опытного реставратора Эуальда Гийоме (Андорра).

Под толстой кальцитовой нитью было найдено реалистичное, тщательно выполненное со знанием природы изображение….двугорбого верблюда. Контур задней части животного ранее был виден из-под самолета, расчищенного еще в конце 19 века.70-е годы. Пару лет назад именно в этой части состава был пробурен образец кальцитового наноса для уран-ториевого датирования, который дал интервал от 14 до 37 тысяч лет назад. Совокупность этих данных делает биографию обнаруженного верблюда практически безупречной, а изображение не вызывает опасений за его подлинность.

Обоснование выдающейся универсальной ценности

В одной из крупнейших и красивейших пещер Урала — пещере Шульган-Таш, открытой еще в XVIII веке на берегу реки Агидель в Башкортостане, в 19Найдено 59 наскальных рисунков, относящихся к эпохе верхнего палеолита (17-10 тыс. до н.э.).

На трех этажах пещеры Шульган-Таш протяженностью 3323 метра расположено более 15 залов. Амплитуда по вертикали 165 метров с глубокими подводными полостями (80 метров), представляющими собой трехъярусную систему карстовых полостей с интенсивно развитой сифонной циркуляцией.

Рисунки красной охрой нанесены на стены залов обоих этажей пещеры. Это открытие стало важнейшим в области истории Древнего мира, доказав, что не только в Западной, но и в Центральной и Восточной Европе существует древнепалеолитическая живопись различных животных, таких как мамонты, шерстистые носороги, быки, лошади и сложные абстрактные изображения. знаки.

В пещере 195 изображений, 110 из них были обнаружены в последние годы.

Изображения в пещере неотделимы от ее просторных залов, длинных высоких галерей и тесных укромных ниш. Пещера – это не просто вместилище древних рисунков, но и их естественная среда, которая существенно повлияла на сознание и творческий процесс древнего мастера.
Полученные сведения по-новому характеризуют этот уникальный памятник и свидетельствуют о существовании в эпоху палеолита на Южном Урале самостоятельного очага древнейшего искусства, во многом сходного с западноевропейским и пиренейско-кантабрийским центрами.

Критерий (i): Важнейшим культурным объектом номинируемой территории является пещера Шульган-Таш (Капова). В 1959 году в нем была обнаружена наскальная живопись эпохи позднего палеолита. Это крупнейший и самый древний комплекс наскальной живописи в Центральной и Восточной Европе.

Красочные изображения животных отличаются реалистичностью, хотя и не лишены примитивизма и схематизма. Фигурки мамонтов, носорогов, быка, человека, различных знаков отличаются экспрессией и глубокой самобытностью. С большой выразительностью изображены лошади. Стиль изображения не имеет дословных аналогов ни на Урале, ни в Западной Европе. Выделяются группы рисунков с мифологическими символами, в частности, свидетельствующие о существовании культа лошади. Подобные примеры наличия явно мифологических композиций среди палеолитических наскальных рисунков в мире крайне редки, что делает наскальный рисунок Шульган-Таш уникальным явлением мирового масштаба.

Важнейшими составляющими палеоживописи пещеры Шульган-Таш являются условные знаки чисто геометрического облика. Следует отметить, что условные знаки пещеры Шульган-Таш оригинальны и не имеют прямых аналогий среди геометрических форм изображений в палеолитической росписи Западной Европы.

Учитывая время создания рисунков, их художественную выразительность и самобытную стилистику, высокий уровень техники их выполнения в то время, можно утверждать, что наскальные рисунки пещеры Шульган-Таш являются шедевром творческий гений человека эпохи верхнего палеолита.

Критерий (iii): По расположению и содержанию рисунков также можно утверждать, что пещера Шульган-Таш в древности была святилищем, с которым связаны мифологические представления палеолитических людей. Каждый зал с рисунками в пещере входил в состав этого святилища и, видимо, выполнял его функции. Почитание пещеры Шульган-Таш, включавшее в себя паломничество, различные обряды, ритуальное раскалывание камней и наскальные рисунки охрой, является уникальным примером традиции культа пещер, распространенной на Урале с начала верхнего палеолита. Традиция культового камнекольного дела для этой эпохи зафиксирована в соседних пещерах и в других пещерных святилищах Южного Урала, она сохранилась до эпохи раннего Средневековья и даже до этнографической современности. Традиция нанесения рисунков охрой в недрах пещер сохранялась на Южном Урале 8-9 вв.тысяча лет. Пещера Шульган-Таш на протяжении многих тысячелетий оставалась святыней, что подтверждается как археологическими находками, так и результатами изучения башкирского фольклора. Как показывают современные исследования этнографов, почитание Пещеры у местных башкир сохранилось до наших дней.

Таким образом, культовое почитание пещеры Шульган-Таш и связанные с ним традиции на протяжении тысячелетий и частично сохранившиеся до наших дней являются уникальным свидетельством культурной традиции.

Заявления о подлинности и/или целостности

Подлинность: Меры и меры предосторожности, предпринятые, как только изобретатели обнаружили пещеру, а затем в рамках миссии по сохранению, гарантируют поддержание естественных условий, необходимых для этого сохранения.

Почти все изображения из Зала рисунков зооморфны, выполнены в одном стиле как бы по определенному канону. Каждая композиция имеет один антропоморфный схематический рисунок. Единственным знаком в зале является большая трапеция с двенадцатью ребрами, нарисованная в правом нижнем углу первой композиции. Это, без сомнения, неделимая группа, наиболее близкая к западноевропейской культуре Мадлен. Если пользоваться классификацией Леруа-Гурана, то он относится к переходной группе между третьей и четвертой. Уголь из шурфа под восточной стеной зала, согласно лабораторным анализам, имеет возраст 17-10 тыс. лет. Это поздний палеолит.

Подлинность Имущества подтверждается многочисленными датировками по углероду-14, сделанными в Зале Чертежей.

Целостность: Атрибуты, обосновывающие критерии (i) и (iii), а именно исключительный эстетический интерес изображений пещеры Шульган-Таш, информация, содержащаяся в ее остатках, о частом использовании глубоких пещер в верхнем палеолите, и свидетельство того, что эти остатки и эти представления приводят нас к палеолитической цивилизации, интегрально заключенной в полости.

Элементы пещеры Шульган-Таш образуют географические и природные компоненты, охраняющие палеолитические и живописные композиции. Это и реки, и горы, и мощная южноуральская растительность.

Место мало изменилось с тех пор, как его покинули люди каменного века. До оледенения здесь была крупная спелеосистема.
Пещера Шульган-Таш расположена на берегу реки Агидель (Белая) на территории природного заповедника, являющегося охранной зоной пещеры Шульган-Таш.

Сравнение с другими аналогичными свойствами

Примерно миллион лет назад над человечеством нависло великое оледенение. Из полярных областей в леса и степи начал двигаться весь сокрушительный ледник. Люди покинули свои привычные места жизни. Страшный холод потряс землю, появились свирепые хищники, такие как саблезубый лев, по земле шатались мамонты и шерстистые носороги.

Само существование людей висело на волоске. И в этот критический момент истории люди начали творить. В глубине пещер, в тишине и мраке подземного они впервые начали рисовать, создавая отражение окружающего мира.

На сегодняшний день в Западной Европе зафиксировано около 41 большой и малой пещеры эпохи палеолита с наскальными рисунками, датируемыми от 30 до 10 тысяч лет до нашей эры, занесенных в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.