Содержание
Утулик | Места отдыха | Туризм в Иркутске. Отдых на Байкале и за рубежом
Утулик сегодня — это поселок с населением 1500 жителей, деревенскими улочками, усадьбами, клубом, библиотекой, магазинами, гостевыми домами для отдыхающих, базами отдыха, придорожным кафе.
Дорога М-55 от Слюдянки во многих местах то прижимается близко к Байкалу, то петляет вверх-вниз по отрогам Хамар-Дабана. Наконец открывается панорама мыса, вдающегося в озеро, на котором расположился среди сосен и реликтовых тополей поселок Утулик. Своему названию поселок обязан реке, которую буряты называли Хутэл, т. е. невысокий перевал. Река шумная, порожистая, выше по руслу с неприступными обрывистыми берегами, привлекает любителей сплавов и хорошей рыбалки.
Южная акватория с мыса Шаманского
Утулик сегодня — это поселок с населением 1500 жителей, деревенскими улочками, усадьбами, клубом, библиотекой, магазинами, гостевыми домами для отдыхающих, базами отдыха, придорожным кафе. Основная часть современных утуличан ведет свое хозяйство, ухаживая за плантациями клубники, садами и огородами.
Утулик привлекает отдыхающих круглый год: зимой и весной здесь останавливаются, чтобы насладиться горнолыжными склонами горы Соболиной или трассами для беговых лыж в предгорье Хамар-Дабана, летом и осенью, чтобы отдохнуть и зарядиться энергией Байкала.
Вид с горы Соболиной на замерзшее озеро
Отдых может быть насыщен пешими прогулками: вдоль берега Байкала, вверх по реке Утулик, было бы желание. Берег Байкала в районе Утулика разный: в основном крупная галька, местами песок.
Популярная тропа до небольшого водопада на реке Утулик так же стоит включить в программу пребывания. Летом можно прокатиться на катере вдоль побережья или на противоположную сторону Байкала к КБЖД. На панораму южной акватории озера можно взглянуть с вершины горы Соболиной, поднявшись туда с комфортом и ветерком на кресельном подъемнике. Вид завораживает — от Култука до Листвянки все как на ладони!
На подступах к Порожистому
Любителям садоводства и цветоводства не стоит упускать знакомство с «Садом Ириды» и его хозяином Николаем Осипенко. Здесь наряду с сибирскими растениями к изумлению публики цветы и деревья, нехарактерные для нашего региона, рукотворные пруды с японскими карпами.
Любителям активного отдыха с физической подготовкой не ниже средней рекомендуем взобраться на пик Порожистый, тропа начинается совсем близко от Утулика. В зависимости от подготовки треккинг займет от 1 до 3 дней. С вершины открывается вид на бесконечные хребты Хамар-Дабана, акваторию Байкала, а у подножия вершины сверкает в лучах солнца озеро Мертвое. В Байкальске стоит посетить «Ухо Байкала», бросить монетку и загадать желание. Также можно посетить в Слюдянке музей Минералов, мыс Шаманский (30 километров), Теплые озера (45 километров), Тункинскую долину с минеральными источниками, Аршан, Жемчуг.
Добраться из Иркутска достаточно просто:
1. По трассе М-55 всего 140 километров, время в пути около 3 часов на собственном авто или маршрутном такси, которое отправляется от центрального рынка и ж/д вокзала. В такси можно заранее заказать места на нужную дату и время. Такси «Байкал»: (39542) 333-88.
2. По Транссибирской железной дороге на электропоезде Иркутск — Байкальск, до станции Утулик, время отправления 17:34 местное, в пути 3,5 часа. Или на электричке до Слюдянки, время отправления 8:35, далее с автовокзала на маршрутном такси Слюдянка — Байкальск до остановки «Утулик».
Чтобы избежать неприятностей, лучше уточнить отправление электричек по телефону: 39-47-47 или на нашем сайте. Стоит иметь в виду, что поезда дальнего следования не имеют остановки на станции Утулик, ближайшие станции Слюдянка и Байкальск.
«Байкал» турбаза. Байкал. Цены на 2022
Способы оплаты
Билеты
Туристам
Трансферы
О компании
Я агент
+7 (495) 2-300-300
Агентам
Личный кабинет
Россия, Иркутская обл. , Слюдянский р-н, п. Утулик
еще 3 фото
Питание
Без питания, —
Завтрак, «меню-заказ»
3-разовое, «меню-заказ»
Дети допускаются
с 0 лет
Время заезда/выезда
14:00/12:00
Бассейн
открытый
крытый
Парковка
Турбаза «Байкал» расположена на собственной территории на южном берегу озера рядом с поселком Утулик и городом Байкальск, у подножия Хамар-Дабана близ горнолыжного комплекса «Гора Соболиная». В каждом коттедже есть места для хранения лыж.
Это отличное место провести свой отдых с комфортом на берегу величественного Байкала. База отдыха располагает номерным фондом более пятидесяти номеров, 15 из них полностью реконструированы в 2022 году и ждут гостей в новом сезоне.
Полностью благоустроенные домики с верандами, сауна с крытым бассейном, огромная территория подарят Вам комфорт отдыха на Байкале в 100 метрах от залива.
Неподалёку от домиков расположены крытые зоны барбекю, где приготовление мяса на углях будет сопровождаться умиротворяющим видом на Байкал.
Без питания —
Завтрак «меню-заказ»
3-разовое «меню-заказ»
Бани и сауны | банный комплекс сауна |
Бассейны | крытый вода пресная пользование бассейном оплачивается дополнительно открытый не подогреваемый пользование бассейном входит в стоимость работает сезонно |
Парковка | |
Рестораны и бары | обеденный зал |
Аренда | мангал |
Сушка лыжного снаряжения |
- проживание
- выбранный пакет питания
Бесплатно предоставляются услуги:
- пользование открытым бассейном (в период работы)
- пользование пляжем (включая пользование лежаками, в период работы)
- мангальная зона
Прокат пляжного инвентаря |
Характеристики пляжа | песчано-галечный поселковый |
Дети
до 3 лет принимаются бесплатно без предоставления места и питания
Самолетом до аэропорта г. Иркутск, далее на автобусе до автостанции «Слюдянка», от автостанции на автобусе № 103 до остановки «Утулик-трасса», далее 2,31 км.
Поездом до ж/д вокзала г. Иркутск, далее на автобусе до автостанции «Слюдянка», от автостанции на автобусе № 103 до остановки «Утулик-трасса», далее 2,31 км.
Рекомендуем заказывать трансфер.
Для взрослых: ваучер, общегражданский российский паспорт
Для иностранных граждан: загранпаспорт, виза, миграционная карта (в т.ч. при условии безвизового режима)
Для детей:
- для детей до 14 лет – оригинал свидетельства о рождении, для детей старше 14 лет – паспорт
- для несовершеннолетних детей в сопровождении третьих лиц (не родителей, законных опекунов) — письменное согласие законных представителей ребенка
- для несовершеннолетних лиц от 14 лет и старше заселение в гостиницы без сопровождающих лиц осуществляется с письменного согласия родителей
Рекомендуем и взрослым, и детям брать с собой медицинский полис.
Количество комнат | 1-комнатный |
Тип номера | Комфорт |
Кол-во доп. мест | 4 |
Кол-во основных мест | 2 |
Площадь (кв. м) | 18 |
Мебель | вешалка зеркало кровать двуспальная |
Оборудование | телевизор холодильник чайный набор посуды электрочайник |
Санузел | с душем тапочки туалетные принадлежности халат |
Сервис | смена полотенец смена постельного белья уборка номера |
Количество комнат | 2-комнатный |
Тип номера | Люкс |
Кол-во доп. мест | 3 |
Кол-во основных мест | 4 |
Площадь (кв. м) | 36 |
Мебель | вешалка зеркало кровать двуспальная стол стулья шкаф |
Оборудование | телевизор холодильник чайный набор посуды электрочайник |
Санузел | с душем тапочки туалетные принадлежности халат |
Сервис | смена полотенец смена постельного белья уборка номера |
Количество комнат | 1-комнатный |
Тип номера | Стандартный |
Кол-во доп. мест | 1 |
Кол-во основных мест | 2 |
Площадь (кв. м) | 17-20 |
Мебель | вешалка зеркало кровать двуспальная шкаф |
Оборудование | телевизор холодильник чайный набор посуды электрочайник |
Санузел | с душем тапочки туалетные принадлежности халат |
Сервис | смена полотенец смена постельного белья уборка номера |
Количество комнат | 1-комнатный |
Тип номера | Эконом |
Кол-во основных мест | 2 |
Площадь (кв. м) | 15 |
Мебель | вешалка зеркало кровать двуспальная стул |
Оборудование | телевизор холодильник чайный набор посуды электрочайник |
Санузел | с душем тапочки туалетные принадлежности халат |
Сервис | смена полотенец смена постельного белья уборка номера |
Центр всемирного наследия ЮНЕСКО – Состояние сохранности (SOC 2018) Озеро Байкал (Российская Федерация)
Факторы, влияющие на объект в 2018 г.*
- Пожар (видлфайры)
- Незаконная деятельность
- Воздействие туризма/посетителей/отдыха
- Правовая база
- Системы управления/план управления
- Горнодобывающая промышленность
- Загрязнение поверхностных вод
- Водная инфраструктура
Факторы*, влияющие на объект, указанные в предыдущих отчетах
- Проект газо- и нефтепровода через объект всемирного наследия в 2006 г. (вопрос решен)
- Системы управления/план управления (отсутствие адекватной системы управления)
- Правовая база (неопределенная правовая защита)
- Загрязнение
- Незаконная деятельность (заготовка леса, строительство на берегу озера, продажа земли)
- Воздействие туризма/посетителей/рекреации (развитие туризма)
- Водная инфраструктура (отсутствие механизма контроля сброса сточных вод)
- Пожар (природные пожары в Прибайкалье в 2015 г.)
- Водная инфраструктура (проекты комплекса Шуренской ГЭС и Орхонского водохранилища (в Монголии))
Международная помощь: заявки на недвижимость до 2018 года
Запросов одобрено: 2
(с 1990 по 2000 год)
Общая одобренная сумма: 33 200 долларов США.
2000 г. | Международный семинар Bakail по юридическим проектам, касающимся … (Одобренный) | 18 200 долларов США |
1990 г. | Встреча технических экспертов для обсуждения вопросов сохранения … (Одобренный) | 15 000 долларов США |
Посещение объекта до 2018 г.**
1998 г.: Мониторинговая миссия Центра всемирного наследия; 2001 г.: Совместная миссия ЮНЕСКО/МСОП по оперативному мониторингу; 2005 г.: Совместная миссия Центра всемирного наследия/МСОП по оперативному мониторингу; 2011: Совместная миссия ЮНЕСКО/МСОП; 2015: Реактивная мониторинговая миссия МСОП
2015 | Отчет миссии МСОП по оперативному мониторингу в Монголии относительно объекта всемирного наследия озера Байкал … |
2011 | Отчет о миссии высокого уровня ЮНЕСКО/МСОП на озеро Байкал (Российская Федерация), 10–15 июля 2011 г. |
2003 г. | Отчет о миссии высокого уровня ЮНЕСКО/МСОП на озеро Байкал, 11-12 ноября 2003 г. |
2001 г. | Отчет миссии наблюдателей МСОП/ЮНЕСКО на озере Байкал (Российская Федерация), 25 августа — 3 сентября 2001 г. |
1997 г. | Отчет миссии WHC, озеро Байкал, июль 1997 г. |
Вопросы сохранения, представленные Комитету всемирного наследия в 2018 г.
1 февраля 2018 г. государство-участник представило отчет о состоянии сохранности объекта, который доступен по адресу http://whc.unesco.org/ en/list/754/documents and reports:
- Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) выполнена лишь частично в рамках исследований Федерального агентства водных ресурсов по уровневому режиму озера Байкал. Государство-участник считает, что повышенные ограничения на колебания между минимальным и максимальным уровнем воды в озере Байкал, как ожидается, не окажут негативного воздействия на его выдающуюся универсальную ценность (ВУЦ);
- Текущий мониторинг показал снижение запасов рыб и ракообразных в различных регионах, что может быть связано с изменением продуктивности прибрежных экосистем, вызванным заметным увеличением биомассы водорослей вблизи мест массового отдыха, а также, возможно, климатическими и гидрологическими смены;
- Министерством природных ресурсов и экологии разработан План мероприятий по рекультивации территории бывшего Байкальского ЦБК и проведены общественные консультации для информирования ОВОС о рекультивационных мероприятиях;
- Несколько пожаров, в основном природного происхождения, затронули более 400 га каждый, в дополнение к одному более крупному пожару в Байкало-Ленском заповеднике, охватившем 13 409 га;
- Общественные консультации в Слюдянской, Орхонской и Иркутской областях, организованные при поддержке Группы реализации проекта развития гидроэнергетики (МИНИС), показали, что общественное мнение выступает против реализации гидроэнергетических проектов на реке Селенга в Монголии. Рекомендуется поиск альтернативных решений. Кроме того, сообщается, что Исполнительная группа рекомендовала не разрабатывать ТЭО для Шуренского и Орхонского проектов до тех пор, пока не будут завершены процедуры СЭО, Региональной экологической оценки (РЭО) и ОВОС; и что СЭО проводится совместно с Российской Федерацией до проведения РЭО или ОВОС.
14 ноября 2017 г. в Центр всемирного наследия также поступила информация о проекте постановления правительства Российской Федерации о продлении действия повышенных лимитов колебаний уровня воды озера Байкал на 2018-2020 гг. 23 апреля 2018 г. Центр всемирного наследия направил государству-участнику письмо с просьбой разъяснить недавно принятое сокращение водоохранной зоны озера Байкал, а также опасения, высказанные третьими сторонами в отношении управления уровнем воды.
31 января 2018 г. государство-сторона Монголии проинформировало Центр всемирного наследия о том, что в 2018 г. планируется начать дополнительное исследование воздействия проекта строительства гидроэлектростанции Эгиин-Гол (ЭГЭС) на реку Селенга и на биоразнообразие объекта. Ссылаясь на ОВОС по ЭГГЭС, представленную в мае 2017 года, государство-участник Монголии ожидает незначительного воздействия на объем воды в озере Байкал, а также сообщает, что совместная монголо-российская рабочая группа была создана для решения вопросов, касающихся гидроэнергетических объектов. планируется в бассейне реки Селенги.
Анализ и заключение Центра всемирного наследия и Консультативных органов в 2018 г.
Хотя сообщается, что всестороннее исследование предшествовало проекту резолюции о расширении использования повышенных пределов колебаний уровня воды, это исследование не было представлено на рассмотрение в Центр всемирного наследия. Кроме того, ОВОС, которая была запрошена в Решении 41 COM 7B.6 , как сообщается, была завершена лишь частично. Таким образом, сохраняется озабоченность по поводу потенциального воздействия на ВУЦ объекта, и рекомендуется, чтобы Комитет призвал государство-участник воздержаться от любых дальнейших изменений в законодательстве, регулирующем колебания уровня воды в озере Байкал, до тех пор, пока не будут устранены воздействия всех существующих водных ресурсов. правила использования и управления выдающейся универсальной ценностью объекта полностью понятны благодаря полной и всеобъемлющей ОВОС в соответствии с Рекомендательной запиской МСОП в области всемирного наследия по экологической оценке, и что ОВОС в надлежащее время представляется в Центр всемирного наследия для рассмотрения МСОП.
Вызывает серьезную обеспокоенность тот факт, что скрытая эвтрофикация вблизи рекреационных зон оказалась одной из причин цветения водорослей и сокращения рыбных запасов. Несмотря на то, что существующие программы мониторинга и исследований, направленные на выявление факторов стресса для экосистемы, отмечены, Комитету рекомендуется повторить свою просьбу к государству-участнику о разработке системы экологического мониторинга в масштабах всего объекта, чтобы определить масштабы и причины таких изменений. и меры, необходимые для сохранения экологической целостности объекта. В связи с этим серьезное беспокойство вызывает недавно принятое сокращение площади водоохранной зоны озера Байкал, поскольку это потенциально может усилить нагрузку на и без того нарушенные экосистемы. Поэтому рекомендуется, чтобы Комитет призвал государство-участник предоставить подробную информацию о принятых изменениях, включая ОВОС, содержащую конкретную оценку потенциального воздействия на ВУЦ объекта. Точно так же вызывает сожаление тот факт, что Центр всемирного наследия не получил ни результатов ОВОС особых экономических зон (ОЭЗ), расположенных на территории объекта или пересекающихся с ним, ни какой-либо информации о стратегической экологической оценке (СЭО) совокупного воздействия существующих и будущие разработки, как указано в Решении 41 СОМ 7B.6. Поэтому рекомендуется, чтобы Комитет призвал государство-участник провести эти оценки и представить их в Центр всемирного наследия для рассмотрения МСОП.
Что касается площадки бывшего Байкальского целлюлозно-бумажного комбината, то следует отметить, что был разработан План действий по ее реабилитации и проведены общественные консультации по планируемой ОВОС. Ссылаясь на предыдущие решения Комитета, рекомендуется, чтобы Комитет обратился к государству-участнику с просьбой включить в ОВОС оценку возможных вариантов будущего использования участка и их возможного воздействия на ВУЦ объекта, который будет представлен Всемирной Центр наследия, для рассмотрения МСОП.
Несмотря на то, что лесные пожары были успешно локализованы, а их масштабы были ограничены по сравнению с крупной вспышкой 2015 года, их частое возникновение свидетельствует о сохраняющемся высоком риске возгорания. Напомним, что в 2017-2018 годах планировалось реформировать лесоустройство и мероприятия по борьбе с лесными пожарами. В своем Решении 40 COM 7B.97 Комитет призвал государство-участник оценить воздействие пожаров на экосистему озера и призвал его разработать новые руководящие принципы для будущих планов управления с целью разработки Комплексного плана управления для всего имущества, которое также должно включать план управления и предотвращения пожаров. Комитету рекомендуется запросить у государства-участника обновленную информацию по этим вопросам.
Радует, что по информации, размещенной в открытом доступе на официальном сайте федерального органа, осуществляющего выдачу лицензий на добычу полезных ископаемых, отозвана лицензия на Холоднинское месторождение. Комитету рекомендуется запросить у государства-участника подтверждение этой информации, учитывая, что оно не сообщало по этому вопросу.
Что касается потенциальных гидроэнергетических проектов в системе реки Селенги, приветствуется запланированное дополнительное исследование воздействия ЭГЭС на биоразнообразие объекта. Чтобы соответствовать выводам и рекомендациям миссии 2015 г., это исследование должно особенно учитывать воздействие на места обитания находящихся под угрозой исчезновения мигрирующих видов комплекса Селенга/озеро Байкал и быть представлено в Центр всемирного наследия для рассмотрения МСОП. Также приветствуется расширенное сотрудничество между государствами-участниками Монголии и Российской Федерации в рамках совместной рабочей группы по вопросам, связанным с гидроэнергетическими проектами. Рекомендуется, чтобы такое сотрудничество поддерживало выполнение рекомендаций миссии 2015 г. и способствовало разработке совместной трансграничной СЭО, которая должна предшествовать и направлять разработку ОВОС для любых конкретных гидроэнергетических и водохозяйственных проектов, включая планируемые Шуренскую ГЭС и Орхонскую ГЭС. речной проект, о чем Комитет неоднократно просил.
Решения, принятые Комитетом в 2018 году
Усыновленный
Проект решения
42 COM 7B.76
Озеро Байкал (Российская Федерация) (N 754)
Комитет всемирного наследия,
- Рассмотрев Документ WHC/18/42.COM/7B,
- Напоминая Решение 41 COM 7B.6 , принятое на 41-й сессии (Краков, 2017 г.),
- Отмечая с серьезной озабоченностью постановление о продлении действия повышенных лимитов колебаний между максимальным и минимальным уровнями воды озера Байкал на 2018-2020 годы, призывает Государство-участник прекратить вводить дальнейшие изменения лимитов колебаний до влияние всех существующих правил водопользования и управления водными ресурсами на выдающуюся универсальную ценность (ВУЦ) объекта полностью изучено посредством полной и всесторонней оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС), проведенной в соответствии с рекомендациями МСОП по вопросам всемирного наследия по оценке состояния окружающей среды, и просит государство-участник представить эту ОВОС в Центр всемирного наследия для рассмотрения МСОП до 1 декабря 2019 года ;
- Приветствует информацию, размещенную в открытом доступе на официальном сайте федерального органа, ответственного за выдачу лицензий на добычу полезных ископаемых, об отзыве лицензии на добычу Холоднинского месторождения и также просит Государство-участник подтвердить эту информацию;
- Также приветствуется деятельность по экологическому мониторингу, проводимую на объекте, но отмечает с серьезной озабоченностью сообщения о цветении водорослей и сокращении рыбных запасов, а повторяет свой запрос к государству-участнику о разработке системы экологического мониторинга в масштабах всего объекта для выявления масштабы и причины таких изменений и меры реагирования, необходимые для сохранения экологической целостности объекта;
- Также с серьезной озабоченностью отмечает сообщение о сокращении площади водоохранной зоны озера Байкал и также настоятельно призывает государство-участник предоставить подробную информацию об этих изменениях и их возможном влиянии на выдающуюся ценность объекта;
- Также просит государство-участник предоставить обновленную информацию о:
- Плановое лесоустройство и мероприятия по борьбе с лесными пожарами,
- Оценка воздействия прошлых пожаров на экосистему озера и
- Подготовка руководящих принципов для будущей разработки планов управления для всех охраняемых территорий вокруг озера Байкал с целью разработки Комплексного плана управления для всего объекта, включая план управления и предотвращения пожаров;
- Сожалеет о том, что Государство-участник не представило ни результаты ОВОС для каждой особой экономической зоны (СЭЗ), расположенной на территории или пересекающейся с ней, ни Стратегическую экологическую оценку (СЭО) для всех СЭЗ в отношении существующих и будущих застроек и их кумулятивное воздействие на ВУЦ объекта, и далее настоятельно призывает государство-участник завершить эти оценки в приоритетном порядке и представить их в Центр всемирного наследия для рассмотрения МСОП, как только они будут доступны;
- Высоко оценивает разработку Плана действий по реабилитации территории бывшего Байкальского целлюлозно-бумажного комбината, а также консультации по ОВОС, и дополнительно просит государство-участник представить эту ОВОС, включая оценку возможных вариантов для будущего использования объекта и их потенциального воздействия на ВУЦ объекта в Центр всемирного наследия для рассмотрения МСОП до 1 декабря 2019 г. ;
- Принимает к сведению о намерении государства-участника Монголии провести дополнительное исследование воздействия проекта строительства гидроэлектростанции Эгиин-Гол (EGHPP), включая воздействие на биоразнообразие объекта, и дополнительно просит государство-участника Монголии принять принять во внимание выводы и рекомендации миссии 2015 г., особенно в отношении оценки воздействия на места обитания находящихся под угрозой исчезновения мигрирующих пресноводных видов комплекса Селенга/озеро Байкал, и представить это исследование в Центр всемирного наследия для рассмотрения МСОП, как можно скорее это доступно;
- Также приветствует создание совместной монголо-российской рабочей группы по планируемым гидротехническим сооружениям в бассейне реки Селенга, также вновь обращается с просьбой к государствам-участникам Монголии и Российской Федерации выполнить рекомендации Миссия 2015 г., а также запросы в Решениях 39 COM 7B. 22 , 40 COM 7B.97 и 41 COM 7B.6 , а также совместно разработать трансграничную СЭО для любых существующих и планируемых проектов гидроэнергетики и управления водными ресурсами. обеспечение того, чтобы его результаты использовались при разработке ОВОС любых таких проектов, включая запланированные проекты Шуренской гидроэлектростанции и реки Орхон, и кроме того просит государства-участники Российской Федерации и Монголии также включить оценку альтернативных решений в СЭО;
- И, наконец, просит государство-участник представить в Центр всемирного наследия до 1 декабря 2019 года обновленный отчет о состоянии сохранности объекта и выполнении вышеуказанного для рассмотрения Комитетом всемирного наследия на его 44-я сессия в 2020 году.
Читать далее
Проект решения: 42 COM 7B.76
Комитет всемирного наследия,
- Рассмотрев Документ WHC/18/42.COM/7B,
- Напоминая Решение 41 COM 7B. 6 , принятое на 41-й сессии (Краков, 2017 г.),
- Отмечая с серьезной озабоченностью постановление о продлении действия повышенных лимитов колебаний между максимальным и минимальным уровнями воды озера Байкал на 2018-2020 годы, призывает Государству-участнику прекратить вносить дальнейшие изменения пределов колебаний до тех пор, пока воздействие всех существующих правил водопользования и управления водными ресурсами на выдающуюся универсальную ценность (ВУЦ) объекта не будет полностью изучено посредством полной и всесторонней Оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) , проведенной в соответствии с Рекомендательной запиской МСОП в области всемирного наследия по оценке окружающей среды, и просит государство-участник представить эту ОВОС в Центр всемирного наследия для рассмотрения МСОП до 1 декабря 2019 г. ;
- Приветствует информацию, размещенную в открытом доступе на официальном сайте федерального органа, ответственного за выдачу лицензий на добычу полезных ископаемых, об отзыве лицензии на добычу Холоднинского месторождения и также просит Государство-участник подтвердить эту информацию;
- Также приветствует деятельность по мониторингу окружающей среды, проводимую на объекте, но отмечает с серьезной озабоченностью сообщает о цветении водорослей и сокращении рыбных запасов, а повторяет свой запрос к государству-участнику о разработке системы экологического мониторинга в масштабах всего объекта с целью определения масштабов и причин таких изменений, а также мер реагирования, необходимых для сохранения экологической целостности. имущества;
- Также с серьезной озабоченностью отмечает сообщение о сокращении площади водоохранной зоны озера Байкал и также призывает государство-участник предоставить подробную информацию об этих изменениях и их потенциальном влиянии на ВУЦ объекта;
- Также просит государство-участник предоставить обновленную информацию о:
- Плановое лесоустройство и мероприятия по борьбе с лесными пожарами,
- Оценка воздействия прошлых пожаров на экосистему озера и
- Подготовка руководящих принципов для будущей разработки планов управления для всех охраняемых территорий вокруг озера Байкал с целью разработки Комплексного плана управления для всего объекта, включая план управления и предотвращения пожаров;
- Сожалеет о том, что Государство-участник не представило ни результаты ОВОС для каждой особой экономической зоны (СЭЗ), расположенной на территории или пересекающейся с ней, ни Стратегическую экологическую оценку (СЭО) для всех СЭЗ в отношении существующих и будущих застроек и их кумулятивное воздействие на ВУЦ объекта, и далее настоятельно призывает государство-участник завершить эти оценки в приоритетном порядке и представить их в Центр всемирного наследия для рассмотрения МСОП, как только они будут доступны;
- Высоко оценивает разработку Плана действий по реабилитации территории бывшего Байкальского целлюлозно-бумажного комбината, а также консультации по ОВОС, и дополнительно просит государство-участник представить эту ОВОС, включая оценку возможных вариантов для будущего использования объекта и их потенциального воздействия на ВУЦ объекта в Центр всемирного наследия для рассмотрения МСОП до 1 декабря 2019 г. ;
- Принимает к сведению о намерении государства-участника Монголии провести дополнительное исследование воздействия проекта строительства гидроэлектростанции Эгиин-Гол (EGHPP), включая воздействие на биоразнообразие объекта, и дополнительно просит государство-участника Монголии принять принять во внимание выводы и рекомендации миссии 2015 г., особенно в отношении оценки воздействия на места обитания находящихся под угрозой исчезновения мигрирующих пресноводных видов комплекса Селенга/озеро Байкал, и представить это исследование в Центр всемирного наследия для рассмотрения МСОП, как можно скорее это доступно;
- Также приветствует создание совместной монголо-российской рабочей группы по планируемым гидротехническим сооружениям в бассейне реки Селенга, также вновь обращается с просьбой к государствам-участникам Монголии и Российской Федерации выполнить рекомендации Миссия 2015 г., а также запросы в Решениях 39 COM 7B. 22 , 40 COM 7B.97 и 41 COM 7B.6 , а также совместно разработать трансграничную СЭО для любых существующих и планируемых проектов гидроэнергетики и управления водными ресурсами. обеспечение того, чтобы его результаты использовались при разработке ОВОС любых таких проектов, включая запланированные проекты Шуренской гидроэлектростанции и реки Орхон, и кроме того просит государства-участники Российской Федерации и Монголии также включить оценку альтернативных решений в СЭО;
- И, наконец, просит государство-участник представить в Центр всемирного наследия до 1 декабря 2019 года обновленный отчет о состоянии сохранности объекта и выполнении вышеуказанного для рассмотрения Комитетом всемирного наследия на его 44-я сессия в 2020 году.
Проект «Озеро Байкал» — Центр новой экономики им. Шумахера
Делегация фермы и переводчики с бурятского языка на вокзале в Иркутске, Россия.
Сьюзан Витт и несколько сотрудников Центра Шумахера отправились в Ольхонский район летом 1995 года в рамках более крупного проекта, финансируемого USAID, по развитию местных институтов, которые способствовали бы большему региональному экономическому самоопределению бурятских народов. Ольхонский район представляет собой обширную территорию на западном берегу озера Байкал и включает в себя остров в озере. Озеро Байкал содержит 20% запасов пресной воды Земли и поэтому было названо объектом наследия Организации Объединенных Наций.
В 1992 году Дэвид Брауэр пригласил исполнительного директора Шумахера Сьюзан Витт поехать с ним и делегацией органических фермеров, чтобы изучить возможность создания кустарного промысла бурятами в качестве альтернативы промышленному развитию вдоль берегов озера. Его и других беспокоило то, что промышленность может поставить под угрозу чистоту воды.
Среди учреждений, предложенных Центром Шумахера, было создание Общественного земельного фонда Ольхонского района. Это должна была быть инициатива Ольхонского центра устойчивого сельского хозяйства, скромно финансируемого USAID, но полагавшегося в первую очередь на хорошую энергию возглавлявших его бурятских фермеров.
Ниже приводится отчет об обратной поездке на Байкал в 1995 году сотрудников Центра Шумахера для работы с бурятскими фермерами.
Еланцы, административный центр Ольхонского района.
«Рано утром 8 августа Дмитрий отвез нас в Ла Гуардиа. Я вернулся 27 августа с охапкой хороших воспоминаний. Путешествие через Китай в Иркутск в Сибири было долгим и трудным, но десять дней, проведенных в Ольхонском районе, были продуктивными и веселыми. Мы купались на Байкале почти каждый день, посещали дома бурятских крестьян, собирали дикие ягоды в тайге, наблюдали за ястребами в степях, загребали сено на Володином хуторе, парились в бане, видели, как коровы паслись на кувшинках, ели свежее. выкопала картошку и только что пойманного омуля, присоединилась к публике в школе в Хузире на конкурсе, посвященном 50-летию, подоила корову Машу и сделала бесчисленные подношения богам озера, земли и стихии. Спасибо всем, кто помог с этим проектом».
– Сьюзан Витт, 27 сентября 1995 г.
Отчет за август 1995 г. Поездка в Ольхонский район озера Байкал
Сьюзан Витт
совхоз. Совхоз был заброшен, но 160 жителей села продолжали вести активный образ жизни, разводя овец и коров, ловя рыбу и производя все, что могли, на месте. Деревня насчитывала около 700 гектаров с обширными сенокосными и зерновыми полями. Он расположен на стыке тайги и степи, поэтому в дополнение к богатым пастбищным угодьям степей в качестве ресурсов используются древесина, ягоды и грибы. Наряду с частными домами в нем есть начальная школа, магазин, холл и мемориал.
Толовки, Россия.
К Толовкам примыкают два хутора, заселенные бурятскими семьями, которым были предоставлены исключительные права пользования землей, поскольку они могли доказать, что их предки обрабатывали эту землю. Одну из таких ферм возглавлял энергичный и предприимчивый фермер по имени Мэлс.
Когда я посетил Мэлса в 1992 году, у него была лачуга с просачивающейся через крышу лачугой, в которой жили его жена, мать, отец и двое сыновей. Он подвел нас к двери и сказал: «Смотрите, вы увидите бурятскую деревню». Когда мы посетили Мэлс в 19В 95 году он переехал в большой недавно построенный дом с несколькими амбарами, обширными загонами, погребом для хранения корнеплодов, другими помещениями для обработки и хранения, а также многими гектарами новой возделываемой земли.
Несколько семей из села Толовки были готовы присоединиться к Мэлс на новом месте. Мэлс долго и упорно работал над этим моментом, но не знал, как организовать общее участие. Когда он услышал о концепции общинного земельного фонда от сотрудников Центра Шумахера, он понял, что модель земельного фонда может предоставить средства для частных инвестиций и частной собственности на здания без раздела земли новой деревни. Он пообщался с жителями Толовок и с Володей Маркасаевым, директором Ольхонского центра устойчивого сельского хозяйства. В результате село Толовки обратилось за помощью в том, чтобы утвердиться в качестве образцового общинного земельного фонда. В состав траста войдут деревенские земли, земли, заселенные Мэлсом, и прилегающая ферма, спускающаяся по долине к берегу озера Байкал. Этот третий участок возделывался традиционной бурятской семьей, говорящей только на бурятском, семьей, тесно связанной с Толовками.
Я был в восторге от этой разработки. Я ожидал, что проведу время в Ольхонском районе, стучась в двери сельских акимов и рассказывая о преимуществах для села служения образцовым общинным земельным фондом. Вместо этого Толовки пришли к нам из практической необходимости.
Благодаря гранту члена Центра Шумахера Ольхонский центр устойчивого сельского хозяйства создал фонд малых продуктивных кредитов. Свой первый трехсотдолларовый кредит он выдал, когда мы были в Еланцах, женщине с шестилетним стажем работы швеей на фабрике в городе Улан-Удэ. Кредит был на швейную машину, чтобы она могла начать швейное дело из своего дома. Это означало, что деревенские женщины могли выбирать стиль и цвет своей одежды, а не полагаться на очень ограниченный выбор, предлагаемый уличными торговцами.
Володя сказал, что самой большой проблемой для частных фермеров в районе было найти способ перерабатывать шерсть на месте. Когда крупные государственные овцеводческие хозяйства работали, мелкие фермеры могли отвозить свою шерсть в совхоз, чтобы добавить ее к партии, предназначенной для центральной шерстяной фабрики в Улан-Удэ, что в двух днях пути на грузовике из Ольхонского района.
По предложению, которое я сделал в письме сотрудникам Ольхонского центра устойчивого сельского хозяйства, Анатолий Дуксуев, заместитель директора Центра, подготовил 30-страничную рукописную статью с описанием бурятских методов забоя животных, подготовки мяса и кожи, и хранения продукта. Овцы занимают центральное место в бурятской культуре, и убийство овцы традиционно практиковалось только с большой нежностью и уважением к животному. Анатолий уловил этот дух в своей статье. Он также был обеспокоен тем, что ни одна из овец не пропадет зря. Используя свои инженерные навыки, он подготовил подробные строительные чертежи подземных мясных хранилищ на основе действующих примеров ферм района.
Анатолий и его семья жили на острове Ольхон, где электричество было только 2 дня в неделю. Жена до замужества работала секретарем в Иркутске. Мы выделили средства USAID на покупку Центру ручной пишущей машинки, чтобы она могла печатать газету Анатолия. Затем его копировали в Еланцах на новый копировальный аппарат, купленный для офиса Центра. Совет директоров Центра распространял копии в своих деревнях. Мы также отправили его для публикации в Новый Садовод и Фермер 9.0370 , широко читаемый русскоязычный журнал, издаваемый Rodale Press.
Буряты исторически кочевой народ, и овощеводство для них относительно новое дело. Ограниченные возможности связи в Ольхонском районе и большие расстояния между крестьянскими поселениями препятствовали передаче информации. Преобладание крупных совхозов прервало обмен навыками между поколениями, который происходит в мелких фермах. Даже несмотря на эти препятствия, мы обнаружили, что в районе есть отличные фермеры, многие из которых практикуют вековые бурятские методы, а некоторые разрабатывают инновационные методы, подходящие для новых культур и климатических условий Ольхона. Одной из важных функций Ольхонского центра устойчивого сельского хозяйства будет сбор и распространение информации об этих проверенных методах ведения сельского хозяйства для поощрения большей самообеспеченности района производством продовольствия.
Мы с Володей попросили Анатолия и его жену Любу Дуксуеву стать руководителями издательства Центра и систематически фиксировать опыт лучших фермеров района, уделяя особое внимание традиционным бурятским методам. Они были полны энтузиазма сделать это.