Валдай на автомобиле: Путешествие на машине в Валдай, Россия

«Валдай» – грузовик с городской пропиской

В. Максимов, фото автора, Г. Пискарёва и Н. Ушаковой

Уже с начала 2005 г. в транспортные потоки начинают вливаться новые городские среднетоннажные грузовики Горьковского автозавода – ГАЗ-3310 «Валдай». Основной областью их применения станут городские перевозки. В связи с выросшими грузопотоками и структурными изменениями в экономике страны такой автомобиль стал чрезвычайно востребован как в мелком, так и среднем бизнесе.

Когда с конвейера ГАЗа (в 1994 г.) начал сходить ГАЗ-3302 «Газель», стало ясно, что удачно найденный вариант городского грузовичка не будет ограничен грузоподъёмностью 1,5 т. На фоне резкого снижения производства среднетоннажников – с 217,2 тыс. в 1993 г. до 9,3 тыс. в 1996 г., наблюдался повышенный спрос на «Газели», выпуск которых в 1996 г. составил более 75 тыс., что помогло ГАЗу выдержать трудные годы перестроечного периода.

Такой перекос производства грузовых автомобилей на ГАЗе в пользу машин малой грузоподъёмности создал в последние годы определённую напряжённость в городских перевозках и, как следствие, предпосылки для пересмотра политики предприятия по выпуску грузовых автомобилей. Идея создания более мощного и грузоподъёмного городского грузовика вызрела. А пока исследования маркетологов обсуждались, анализировались и согласовывались в высоких кабинетах, конструкторы ОАО «ГАЗ» вели разработку нового автомобиля.

Попытки создания такой машины предпринимались и раньше. Так, в 1998 г. на базе ГАЗ-3309 был создан городской ГАЗ-330903. Он имел уменьшенную высоту платформы за счет применения 17,5-дюймовых колёс. Однако капотная компоновка, кабина от ГАЗ-3307, трансмиссия и шасси от среднего грузовика не позволяли создать конкурентоспособный маневренный развозной автомобиль в рамках концепции городского среднетоннажника. С другой стороны, компоновка и конструкция ГАЗ-3302 оказались настолько удачными, что не воспользоваться успехом «Газели» для разработки городской машины большей грузоподъёмности было просто невозможно. Взяв за базу компоновку «Газели», конструкторы создали такой автомобиль, получивший название «Валдай». Он положил начало новому направлению в типаже среднетоннажных грузовиков ОАО «ГАЗ».

Конструкторские разработки, подкреплённые опытом создания и производства как «Газели», так и грузовиков средней грузоподъёмности, позволили нижегородскому предприятию в довольно короткий срок реализовать замыслы. Более того, они воскресили надежду на возвращение в традиционно газовскую нишу российского рынка грузовиков, в которой сегодня доминирует 3-тонный зиловский «Бычок». Опыт его коммерческой эксплуатации и подтвердил правильность выбранного ГАЗом направления.

Традиционными принципами проектирования новых автомобилей, заложенными на ГАЗе ещё в 30-е годы прошлого столетия, является модельная преемственность и унификация с выпускаемой продукцией. При создании «Валдая» заводчане не отступили от этих принципов, используя проверенные и отлаженные в действующем производстве узлы и агрегаты, что сократило сроки проектирования.

Такой эволюционный принцип не исключает, а скорее предполагает наличие новых решений. Городская специализация ГАЗ-3310 «Валдай», требующая хорошей маневренности и обзорности, минимальных габаритов, малой погрузочной высоты, высокого комфорта кабины и безопасности в городском транспортном потоке, предопределила его компоновочные и конструктивные особенности.

В первую очередь это трёхместная полукапотная кабина от «Газели», но с модернизированными оперением и подвеской, регулируемым сиденьем водителя и ремнями безопасности. Кабина «Валдая» дополнилась боковыми повторителями на арках передних колес и верхними габаритными фонарями. Модернизированная панель приборов от «Газели» стала более информативной благодаря установке двух электрических манометров для каждого контура тормозной системы и комбинации приборов от ГАЗ-3110. Её сочетание с небольшим рулевым колесом от «Соболя» и эффективной отопительно-вентиляционной системой придало кабине «Валдая» комфорт салона легкового автомобиля.

По бокам и сзади под грузовой платформой машины установлены противоподкатные металлические брусья. Запасное колесо размещено под рамой за задним мостом, а для облегчения его монтажа имеется тросовый подъёмник, расположенный на правом лонжероне рамы. Мощный бампер, состоящий из средней энергопоглощающей части и боковых легкозаменяемых элементов из пластмассы, крупноячеистая радиаторная решетка и оригинальная головная светотехника придают автомобилю внушительный и агрессивный, но очень знакомый облик, больше напоминающий экстерьер «дальнобойного» тягача, а не городского среднетоннажника.

Следуя принципам преемственности и унификации, рама в несколько укороченном виде, а также грузовая платформа были использованы от ГАЗ-3307. При этом у платформы ГАЗ-3310 была уменьшена высота продольных брусьев, что в сочетании с уменьшением диаметра колес с 20 дюймов до 17,5 позволило снизить погрузочную высоту автомобиля в груженом состоянии до 985 мм. Для сохранения тягово-динамических показателей было изменено передаточное отношение главной передачи и соответственно скорректирована шестерня спидометра. Пятиступенчатая коробка передач с синхронизаторами кроме 1-й передачи была взята от ГАЗ-3309.

Однако вместе с проверенными решениями в ГАЗ-3310 были внесены и новшества, выгодно отличающие «Валдай» от предшественников и конкурентов.

Меньшие по размерности колёса позволили не только снизить погрузочную высоту, но и установить новые поворотные кулаки с увеличенным до 43о углом поворота передних колёс, что обеспечило автомобилю лучшую маневренность. Так, минимальный радиус поворота базовой машины стал 6,4 м, а длиннобазной версии – 7,7 м.

Как передняя, так и задняя подвески имеют малолистовые рессоры, крепящиеся к раме через сайлент-блоки. При этом на «Валдае» стала обязательной установка спереди и сзади не только телескопических амортизаторов от ГАЗ-4301, но и стабилизаторов поперечной устойчивости. Это улучшило и комфорт, и устойчивость, и управляемость автомобиля. Но самые революционные изменения были внесены с тормозную систему. На ГАЗ-3310 она стала двухконтурной пневматической, снабженной трёхканальной АБС в стандартной комплектации. При этом передние и задние колёса получили вентилируемые дисковые тормозные механизмы, что также повысило безопасность автомобиля с полной массой около 7,5 т. На «Валдае» установлен рулевой механизм Борисовского завода (БЗАГУ) со встроенным гидроусилителем, что в сочетании с регулируемой рулевой колонкой позволяет водителю уверенно и комфортно управлять автомобилем в сложных условиях города.

В настоящее время, ввиду отсутствия отечественного дизеля необходимой мощности, на ГАЗ-3310 возможна установка широкой гаммы 4- и 6-цилиндровых дизелей жидкостного охлаждения зарубежного производства следующих моделей: ММЗ Д-245.7, IVECO – FIAT – 8040.45, IVECO – SOFIM – 8140. 43, ГАЗ-562 (STEYR), IVECO – TECTOR (TCA), а также Cummins B 3,9 140 CIV. Такой набор позволяет удовлетворить запросы не только отечественных, но и потребителей из дальнего зарубежья.

Характерной особенностью двигателей для «Валдая», является то, что все они – турбонаддувные дизели с охлаждением наддувочного воздуха, отвечающие нормам Euro-2. И это понятно. При городской эксплуатации, на которую ГАЗ-3310 и рассчитан, экономичность транспортного средства, его рентабельность, а также экологические параметры являются теми определяющими факторами, которыми будут руководствоваться покупатели.

Наиболее перспективным в качестве базового двигателя предполагается дизель ММЗ Д-245.7. Минский моторный завод адаптировал их для автомобилей ОАО «ГАЗ». Хотя этот двигатель и не отличается выдающимися техническими показателями и конструктивными изысками, зато имеет приемлемую цену и хорошо известен отечественным транспортникам. Сервисная и ремонтная инфраструктура, созданная в России для этих двигателей, позволяют надеяться на его беспроблемную эксплуатацию и на «Валдае». При этом не исключена возможность установки на ГАЗ-3310 дизелей Cummins и IVECO, хотя шансы первого из-за большей мощности предпочтительнее. Однако какой из предлагаемых дизелей в большей степени будет отвечать запросам покупателей «Валдая» покажет рынок.

Помимо базовой бортовой модели предусмотрены и другие модификации, существенно расширяющие его функциональные и потребительские возможности, а также круг его потенциальных покупателей. В первую очередь, это модификация с удлиненной до 4 000 мм базой, которая будет выпускаться как в бортовом исполнении, так и в виде шасси под установку фургонов или другого оборудования. Длиннобазный «Валдай» в бортовом варианте может иметь двойную 6-местную кабину со стандартной платформой от базовой модели. Горьковский завод всегда отличался широким спектром модификаций своих автомобилей. ГАЗ-3310 «Валдай» не будет исключением из этого правила и сможет удовлетворить запросы самых взыскательных потребителей.

Другим направлением использования шасси «Валдая» может стать создание комфортабельных городских автобусов вместимостью до 36 человек. Шасси, рассчитанное на эксплуатацию в городских условиях и с учетом норм безопасности, позволяет это сделать. Так, на узлах и агрегатах «Валдая» на ОАО «ГАЗ» разработан автобус ГАЗ-3291 с кузовом вагонного типа. Свое дизайнерское и компоновочное решение городского автобуса на базе ГАЗ-3310 демонстрировали такие известные и давние партнёры ОАО «ГАЗ», как ООО «Самотлор», фирма «ИРИТО» и ОАО «СЕМАР». Опытные образцы этих автобусов неоднократно демонстрировались на автомобильных выставках и салонах. Принимая во внимание напряженность с пассажирскими перевозками в наших городах, пополнение автобусного парка таким подвижным составом позволит хотя бы отчасти снять остроту проблемы.

Начало серийного выпуска ГАЗ-3310 – знаменательное событие не только для ОАО «ГАЗ», для которого это начало производства нового поколения среднетоннажников, но и для всего российского авторынка. Кроме «Валдая» в этой нише рынка уже присутствуют три участника: ЗИЛ-5301АО, КамАЗ-4307 и МАЗ-4370.

О серьёзных намерениях других претендентов на часть этой ниши говорят факты. В прошлом году на Международной демонстрационной выставке «Коммерческий автотранспорт» МАЗ-4370 завоевал звание «Лучший коммерческий автомобиль 2003 года в России». На этот же приз, без сомнения, претендует и КАМАЗ, привлекая потребителей широкой гаммой коммерческих машин. Производственный и коммерческий опыт, накопленный ЗИЛом за 10-летний период пребывания «Бычка» на российском авторынке в режиме наибольшего благоприятствования, создают серьёзную мотивацию для удержания лидирующих позиций этим автомобилем и в будущем. Каждый из претендентов на доминирующую позицию в нише городских среднетоннажников имеет свои сильные стороны.

При этом надо отметить, что при отработке конструкции своих городских грузовиков средней грузоподъёмности как МАЗу, так и ЗИЛу пришлось воспользоваться зарубежными прототипами. В этом качестве МАЗу послужил MAN L 2000, а «Бычку» – фургон Mercedes 709D. Это сократило сроки оптимизации конструкции и её доводки.

ОАО «ГАЗ» делает ставку на свои собственные силы – интеллектуальный потенциал, опыт, производственные и технологические возможности. И в качестве прототипов избрал свои же автомобили: «Газель» и средние грузовики. Этим завод еще раз подтвердил жизнеспособность и стабильно высокие позиции своей конструкторской школы, основанной В. Ципулиным и А. Липгартом в далёкие 30-е годы прошлого столетия. Эта школа базируется на высоком интеллектуальном потенциале конструкторов, модельной преемственности и унификации с автомобилями действующего производства. Она позволяет создавать высокотехнологичные, экономичные и технически насыщенные автомобили, на которых можно строить будущее завода.

Принимая во внимание конструктивные особенности ГАЗ-3310, широкую гамму модификаций, унификацию с узлами и агрегатами автомобилей ОАО «ГАЗ», инфраструктуру обслуживания и ремонта автомобилей ГАЗ, можно надеяться на достаточно оптимистичную рыночную перспективу автомобиля «Валдай», который без сомнения займёт достойное место в транспортном потоке на городских улицах, возможно, не только российских городов.

 

Please enable JavaScript to view the comments powered by Disqus.

Поездка выходного дня. Торжок, Валдай, Великий Новгород | Путешествия

Сегодня я хотела бы вам рассказать еще об одной нашей поездке, которую мы совершили в феврале 2016 года на автомобиле. К сожалению, зимой на мотоцикле не очень комфортно гонять на дальние расстояния. А в силу нашего безудержного желания путешествовать, машина – отличный вариант в качестве средства передвижения. Стоит отметить, что некоторые из мест, в которых мы побывали в этот раз, подходят для круглогодичных эндуро-покатушек. Ну а в остальном, и для мотопутешествия в вессенне-летне-осенний сезон тоже неплохой маршрут.

Накануне 23 февраля мы решили не тупить дома и отправились по нашему родному Ленинградскому направлению. Поскольку мы уже очень много раз бывали в Твери, то в этот раз мы не стали тратить на этот город время. Первой нашей остановкой стал Торжок, куда приехали уже часов в 9 вечера (потому что долго собирались).

Преображенский собор

Здесь мы прогулялись по центру.


Торжок. Городской дом культуры

Покатались с ледяной горки около здания городского Дома Культуры.


Катаемся с горки

Прошлись по Тверецкой и Новгородской набережным.


Торжок. Вид на Тверецкую набережную

А также узнали, что наша собака жуть как любит водоемы.


Вивка рвется купаться в Тверце

Чтобы оттащить от реки Тверцы (уж очень не хотелось, чтобы она купаться в нее полезла), ее пришлось брать Фёдору на руки и уносить подальше.


Печаль в Вивкиных глазах

В целом Торжок оставил приятное впечатление маленького и уютного городка.


Ночной Торжок

В Вышний Волочёк как заехали, так и выехали из него. Глаз особо ни за что не зацепился. Единственным ярким пятном стал магазин «Дикси», расположенный в старинном двухэтажном особняке с колоннами. Уж очень странно смотрелась вывеска на этом здании.


Ночевка

Заночевали мы прямо в машине на берегу Валдайского озера. 


Утро на берегу Валдайского озера

А когда проснулись утром… Если зимой тут настолько красиво, то что же летом творится? Невероятное место! Тихое, спокойное, медитативное.

Валдайское озеро

Не просто так на острове посреди озера расположился Валдайский Иверский монастырь.


Валдайский Иверский монастырь и причал

Не скажу, что безлюдное местечко. Сейчас здесь очень много туристов. А местные жители прямо по озеру на лыжах сюда приходят. Ну а тогда, когда сюда не вела асфальтированная  дорога, мне кажется, монастырь был очень уединенным местом.


У уточек главная дорога

В самом городе стоит заглянуть в Музей колоколов в здании Львовской ротонды (церковь Великомученицы Екатерины). Здесь представлено огромное количество экспонатов различных школ литья колоколов.


Церковь Великомученицы Екатерины

Кроме осмотра экспозиции музея посетителям разрешено звонить в некоторые колокола.


Маринка и маленькие колокольчики

Мы не упустили такую возможность.


Ну а Фёдору размерчик нужен побольше

Осмотрев Валдай, мы отправились на заброшенную воинскую часть, которая находится неподалеку от города в лесу. Дорога, ведущая к ней была настолько засыпана снегом, что пробираться по ней можно было только на тракторе, квадроцикле, ну или на эндурике.

Мы на машине смогли проехать метров сто, свернув с главной дороги,  и решили не рисковать (где тут помощь искать, чтобы вытащили если что?).  Даже уже развернулись и поехали в сторону трассы… Но еще раз обсудив, было принято решение 4,5 км идти пешком.

На сайте autotravel.ru это местечко числится, как Бывшая ракетная база «Логово сатаны».


Заброшенная воинская часть

По одним сведениям, в этом месте находилась бывшая ракетная база самых больших в мире баллистических ракет Р-36М.

По другим,  до 1977г. располагались 3 шахтные пусковые установки Шексна-В с Янгелевскими МБР Р-16У (SS—7 Saddler (Шорник)).


Пусковые шахты

Сегодня от базы осталось несколько подземных сооружений, бетонная площадка и развороченные взрывом каменные глыбы.


Руины ракетной воинской части

Обратный путь от базы к машине у нас занял больше времени, потому что у собаки снег прилипал к лапам (между подушечками), она пыталась его сгрызть, а нам приходилось останавливаться, чтобы ее подождать.


Исследуем какой-то бункер

По пути в Валдай мы еще заехали в одну деревушку, чтобы рассмотреть поближе заброшенную церковь.


Деревня Короцко. Руины Покровской церкви

Мы еще погуляли по центру Валдая.


Валдай. Троицкий собор

Заглянули на городской пляж.


Странные скульптуры на городском пляже Валдая. Поляна сказок.

По дороге в Новгород мы отужинали горячим супом в придорожном кафе. И остановились около монумента с самолетом МиГ-17 летчикам Волховского фронта ( Надпись на памятнике: «Авиаторам Волховского фронта от благодарных новгородцев в честь 40-летия победы Советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945»).


Памятник «Самолёт МиГ-17»

Собака была очень мокрая после нашей четырехчасовой прогулки по лесу, так что нужно было искать жилье, чтобы просушиться и отогреться. Несмотря на то, что были праздничные дни и предложения по гостиницам были ограничены (особенно с возможностью размещения домашних животных), мы довольно быстро нашли однокомнатную квартиру, где смогли остановиться на ночь.


Великий Новгород. Памятник Рахманинову

С вечера мы уже поприметили примерно, что хотели бы посмотреть в этом замечательном городе, и, конечно же, первым делом мы отправились в его сердце – Новгородский Кремль. Надеюсь, вам не надо рассказывать, что именно отсюда начинается история Рюриковичей.


Вход в новгородский кремль

Софийский Собор – главный православный храм Великого Новгорода, кафедральный собор. Первое упоминание о нем относится к 989 году, т.е. следующем после Крещения Руси. И по праву считается древнейшей церковью на территории России.  Нынешний облик Собор получил в 1050 году вместо сгоревшей деревянной церкви.


Великий Новгород. Софийский собор

На кресте центрального купола находится свинцовая фигура голубя — символа Святого Духа. По легенде, когда в 1570 году Иван Грозный жестоко расправился с жителями Новгорода, на крест Софии присел отдохнуть голубь. Увидав оттуда страшное побоище, голубь окаменел от ужаса. После Богородица открыла одному из монахов, что этот голубь послан в утешение городу — и пока он не слетит с креста, город будет им храним.


Фрагмент Магдебургских ворот

Еще нас поразили своей красотой Магдебургские (Корсунские) врата — бронзовые двери Софийского Собора.  В течение нескольких веков врата служили торжественным входом в собор. В настоящее время они открываются только во время праздников.

Памятник «Тысячелетие России» — один из самых узнаваемых. Представляет собой огромный шар, символизирующий державу, вокруг которой установлено несколько скульптурных групп, разделенных на 3 яруса.


Памятник «Тысячелетие России»

Верхний ярус – скульптурная композиция из двух фигур: ангела с крестом в руке (символ православной церкви) и коленопреклоненной женщины (символ России).


Памятник «Тысячелетие России». Первый и второй ярусы

Средний ярус включает 17 скульптур, которые сгруппированы в 6 композиций, символизирующих различные эпохи Российского государства. При всем при этом, каждая композиция ориентирована по сторонам света, показывая роль государя в укреплении определенных территорий.

Нижний ярус включает 109 фигур, объединенных в 4 композиционные группы: просветители, государственные люди, военные люди и герои, писатели и художники.

Памятник «Тысячелетие России». Третий ярус. Блок «Писатели и художники»

После кремля мы прогулялись по правому берегу реки Волхов, где находится Ярославово Дворище и Торг. Это исторический архитектурный комплекс на торговой стороне Великого Новгорода.


Великий Новгород. Ярославово Дворище

Очень хотели посетить музей народного деревянного зодчества «Витославлицы». Но оказались там уже под закрытие.


Великий Новгород. Торг

Мы поехали в Рюриково городище, археологический памятник IX века, который находится у истока реки Волхов из озера Ильмень.


Рюриково Городище. Церковь Благовещения

В этом месте в 1103 году был построен второй в Новгороде (после Софийского Собора) православный храм. Позже, в середине XIV века, его разобрали и построили новый — Церковь Благовещения на Городище, которая простояла до 1941 года, когда была разрушена немецким артиллерийским обстрелом.


Руины церкви Благовещения в Городище

На другом берегу реки располагается Юрьев монастырь.


Юрьев монастырь

Мы еще раз прогулялись по теперь уже вечернему Кремлю.


Новгородский кремль

Вдоль набережной Александра Невского.


Великий Новгород. Набережная Александра Невского

Мимо новгородских бань.


Бани

Попытались найти какое-то вкусное заведение, чтобы поесть горячего супа или жареного мяса. Но съездив по нескольким адресам и убедившись, что там нечего ловить, закупились едой в «Ленте» и в ночь поехали домой.


Великий Новгород. Вид на реку Волхов и телевизионную башню

К слову, как летом нас в дороге поливает дождь, так зимние поездки не обходятся без снегопада. Ехали очень медленно и утомительно, даже пришлось остановиться, чтобы вздремнуть пару часиков.

Удачных путешествий и сухого асфальта вам, дорогие мотоциклисты!


Ката маршрута

 

Валдай: отличное путешествие на выходные из Москвы и Санкт-Петербурга

Гуини
|

Валдай — отличное место для поездки на выходные из Москвы и Санкт-Петербурга или идеальное место для отдыха по дороге из Москвы в Санкт-Петербург.

На трассе между Москвой и Санкт-Петербургом сплошь машины и пробки. Вы едете на нем не для того, чтобы увидеть идиллические русские пейзажи и вдохновляющую архитектуру маленьких городков, а просто чтобы добраться из Москвы в Петербург или наоборот. Мы не возлагали больших надежд увидеть что-то красивое на дороге между двумя русскими митрополиями, тем больше было наше удивление, когда мы обнаружили Валдайский заповедник совсем рядом с трассой Москва-Санкт-Петербург.

Национальный парк
Валдайский национальный парк представляет собой лесистую местность с несколькими озерами, что является прекрасной возможностью для гребли на каноэ и пеших прогулок. Стоит посетить некоторые из усадеб 19 века, расположенных на территории национального парка: например, Горы, Озерки, Перетно. Усадьбы в основном медленно разваливаются, но их остатки могут дать вам представление о том, какой была жизнь русской аристократии до коммунистической революции. Не меньше десятка старинных деревенских и усадебных церквей Валдая тоже отбирает природа. Из них самые живописные в Турнах, Русских Новиках и Ламерье. Также живописны поселки Валдая. Деревянные дома могут быть не самыми удобными для жизни, но на них определенно приятно смотреть.

Иверский монастырь
Иверский монастырь – одна из важнейших достопримечательностей Валдая – и одна из важных православных святынь. Основанный в 17 веке, он быстро стал важным культурным и образовательным центром — здесь, по-видимому, были напечатаны одни из первых книг. Икона Богородицы Иверской (вероятно, обладавшая божественной силой) собирала на Валдае множество паломников. Однако он был потерян в 1927 году при коммунистическом правлении.

После Второй мировой войны у этого места была особая функция, менее известная и запоминающаяся сегодня. После войны улицы были заполнены инвалидами: многим бывшим солдатам-инвалидам некуда было вернуться, или они не хотели быть обузой для своих семей. Было решено спрятать их от глаз «нормальных» советских граждан. Для их размещения часто выбирались бывшие монастыри, такие как Иверский. Мало кто знает, что другая важная православная святыня — Валаамский монастырь в Карелии — также использовалась как пансионат или приют для инвалидов войны. В 1970-х годов художник Геннадий Добров сделал серию зарисовок инвалидов и записал их рассказы. Не правда ли, проект чем-то похож на «HONY»?

Русские монастыри были не единственными местами, использовавшимися для целей, для которых они изначально не предназначались. Знаете ли вы, что Версальский дворец был госпиталем для солдат во время Гражданской войны во Франции?

Там остаться?
Было бы неплохо поставить палатку на территории заповедника. В поселках Никольское и Полново есть две гостиницы, которые обычно не заполняются даже в высокий сезон. Они довольно простые, но их расположение компенсирует все недостатки отелей.

Полезные ссылки и информация:
Сайт РЖД. Билеты лучше бронировать заранее!
Если вам нужен автомобиль на выходные из Москвы или Санкт-Петербурга, найдите лучшие предложения на AUTO EUROPE. AUTO EUROPE сравнивает предложения по аренде автомобилей, в т.ч. Hetz, Sixt, Europecar и т. д., чтобы вам не пришлось делать это самостоятельно.
Путеводитель, которым мы пользовались в этой поездке: Lonely Planet Russia издание

.

Другие товары из этой серии:
10 уроков, извлеченных из нашего путешествия за Полярный круг и за его пределы — в России
Вологодская область – жемчужина России
Восточная Карелия — в сердце русской глуши
Путешествуйте по Кольскому полуострову за снегом со вкусом арбуза, фермами хаски и неземными пейзажами
Соловки: далекий и красивый архипелаг, святыня и место зарождения ГУЛАГа

Пин для вашего Pinterest?

Нажмите на эти хэштеги, чтобы увидеть больше сообщений по теме:
#europe

#россия

Куда нам плыть? — Клуб «Валдай»

Глобальное управление

Отплыть завтра: куда нам плыть?

© 2021 Peter Dejong/AP

Рано или поздно мир так или иначе вернется к глобализации. Вернее, рано или поздно мир создаст новую модель глобализации, которая будет настолько же отличаться от старой модели начала века, насколько современный автомобиль Формулы-1 несравним с первым Ford Model T, пишет 9.0020 Андрей Кортунов , генеральный директор Российского совета по международным делам (РСМД).

1 января 2021 года мы все встретили и новый год, и новое, третье десятилетие 20 века. Это хороший повод задуматься не только о возможных событиях в мировой политике в ближайшие двенадцать месяцев, но и о вероятных тенденциях развития международной системы в ближайшие десять лет.

Во-первых, давайте сориентируемся и изучим местность. Человечество сегодня переживает болезненный период деглобализации, который затрагивает всех нас вместе и каждого из нас в отдельности. Речь идет не только о непосредственных социальных или экономических последствиях COVID-19.пандемия. Тревожные сбои в привычных механизмах роста взаимосвязанности и взаимозависимости стран и народов начались не вчера и не закончатся завтра.

Можно долго спорить о том, насколько неизбежна была деглобализация, а если нет, то кто именно несет ответственность за ее приход. В любом случае мировой финансовый кризис 2008-2009 гг. и посткризисный период 2010-2013 гг. показали, что о линейном и тем более об экспоненциальном развитии глобализации пока можно забыть. После этого кризиса некоторые параметры человеческой связанности (международная торговля, объемы прямых иностранных инвестиций) едва восстанавливались до середины прошлого десятилетия, а затем снова рухнули. В современном мире центробежные процессы уже накопили колоссальную инерцию, и было бы наивно ожидать, что какое-либо отдельно взятое событие, даже такое важное, как приход к власти в США администрации Джо Байдена или создание Всеобъемлющей региональной экономической Партнерство в Азии способно остановить их, а тем более обратить вспять. Пора смириться с тем, что происходящая деглобализация серьезна и будет длиться долго.

Деглобализация на подходе: новый мир и демократическое обновление

Жак Сапир

События, происходящие в Латинской Америке, будь то массовое общественное движение в Чили или победа кандидата-перониста на президентских выборах в Аргентине, можно добавить, что беспорядки в Боливии являются индикаторами важного движения против того, что называется «неолиберализмом». Эти явления не единичны. Подобные движения имели место во Франции, особенно движение «Желтые жилеты», и другие происходят в Европе или на Ближнем Востоке.

Мнения экспертов

Серьезно и надолго, но не навсегда, правда? Антиглобалисты во всем мире убедительно выиграли свою последнюю битву, но в общей войне против глобализации они в любом случае не выиграют. Гегелевский «крот истории» продолжает свою неустанную работу; пусть медленно и спотыкаясь, пусть с остановками и даже отступлениями, но человечество движется вперед по тернистому пути к будущему единению.

Мир толкают в этом направлении два мощных фактора, которые с годами усиливаются, что бы ни утверждали нынешние крестоносцы антиглобализма. Во-первых, на всех в мире все чаще оказывается давление общих проблем — от изменения климата до угрозы новых пандемий, которые настоятельно требуют объединения глобального общества в интересах общего выживания. Инстинкт самосохранения человеческой популяции должен как-то проявиться — по крайней мере, нам очень хотелось бы на это надеяться.
Во-вторых, технический прогресс ускоряется, из года в год создавая новые возможности для удаленной связи всех видов. Сокращаются физическое пространство и ресурсный потенциал планеты, расширяются возможности территориально-распределенных моделей работы, учебы и социализации, а старый афоризм Наполеона о географии как судьбе все больше теряет былую аксиоматичность.

Рано или поздно мир так или иначе вернется к глобализации. Вернее, рано или поздно мир создаст новую модель глобализации, которая будет так же отличаться от старой модели начала века, как современный автомобиль Формулы-1 несравним с первой Ford Model T.

Но все равно — рано или поздно? Когда именно начнется Глобализация 2.0? Это не праздный вопрос, ведь от ответа на него зависят судьбы целых поколений. И не только поколения политиков, но и сотни миллионов или даже миллиардов людей, вступающих во взрослую жизнь сегодня, через пять, десять или двадцать лет. Какие перспективы вырисовываются перед этими людьми? Каких профессиональных и личных траекторий они могут ожидать? В каких системах ценностей они должны будут существовать?

Если исходить из опыта уже далекого кризиса 2008-2009 гг., предполагая, что мы находимся на пути к низшей точке нового «деглобализационного этапа» глобализационного цикла, то можно относительно уверенно предсказывать очередной изменение мирового развития к середине этого десятилетия. Если сделать дополнительную поправку на более сложный характер глобальных катаклизмов 2020-2021 гг., то момент смены вектора придется сместить как минимум еще на два-три года вперед — ближе к концу третьего десятилетия 20-го гг. 21 век, который только начался.

Попробуем начать с этой весьма условной хронологии. Согласно ему, у человечества есть от пяти до восьми лет в запасе, чтобы подготовить новый исторический цикл глобализации. За эти годы необходимо не только минимизировать негативные последствия разворачивающейся сегодня (временной) деглобализации, но и сформулировать и согласовать глобальную стратегию нового цикла глобализации. Ну, а в некоторых деталях — радикально обновить политические элиты большинства стран мира, научиться успешно противостоять правым и левым популистам, отработать современные алгоритмы многосторонних подходов к международным проблемам и предотвратить мировую войну , глобальная экологическая катастрофа, новая катастрофическая пандемия или другие досадные задержки при переходе на эти алгоритмы.

Задачи серьезные, но в рамках десятилетней мировой истории вполне выполнимые. Задачу сглаживания неизбежных негативных последствий деглобализации уже могли решать такие мировые лидеры, как Джозеф Байден, Жозеп Боррель и Антонио Гутерриш. Ни один из них мысленно не принадлежит полностью 21 веку; все они выросли и начали свое восхождение к политическим вершинам в эпоху холодной войны. Ни один из них не похож на революционера, пророка или даже провидца. Но, как говорится, «старый конь борозды не испортит».

Смогут ли даже самые влиятельные представители уходящего поколения политиков успешно противостоять вызовам популизма, протекционизма и регионализма? Способны ли они направить колоссальную энергию краха старой международной системы в мирное русло? Положительные ответы на эти вопросы далеко не очевидны, но шансы на успех есть. Если многочисленные Байдены и Боррели, обладающие еще немалыми возможностями, окажутся на высоте задач, поставленных перед ними историей, то они так или иначе спасут человечество от части неприятных сюрпризов в ближайшие годы. Если они потерпят неудачу, международная система столкнется с новыми трудными проблемами.

Но подготовка нового мегапроекта глобализации явно не под силу уходящему поколению политических лидеров, будь то Байден или Боррелл. Есть генералы, созданные для оборонительных действий, а есть генералы, рожденные для наступательных операций. Есть менеджеры, которые управляют компаниями из своих офисов, и есть предприниматели, которые создают компании будущего в своих гаражах.

Уже во второй половине этого десятилетия, когда изменится вектор развития, миру потребуются свежие идеи, искать которые в политическом опыте прошлого века будет бесполезно.

При несколько ином стечении обстоятельств естественными мировыми лидерами нового поколения могли бы стать президент Франции Эммануэль Макрон или, скажем, премьер-министр Канады Джастин Трюдо. Но они еще не лидеры мировой революции. Возможно, им просто не повезло, или они пришли в политику не вовремя. Определенные надежды на начало обновления можно связывать с предстоящими этой осенью парламентскими выборами в Германии. Но, скорее всего, время для новой глобальной повестки еще не пришло — мир все еще находится в конце старой эпохи, а не в начале новой.

 Не будем забывать, что основные вопросы новой повестки дня будут принципиально отличаться не только от текущих вопросов, но и от эпохи Глобализации 1.0. Какие именно — мы можем пока только догадываться. Например, если победоносное шествие глобализации в начале века было отмечено усилением условного Востока, ослаблением условного Запада, то принципиальным вопросом Глобализации 2.0, скорее всего, будет вопрос масштабного перераспределение ресурсов между Севером и Югом в пользу последнего.

Если «старая» глобализация была связана с ускоренным экономическим ростом и с увеличением личного и общественного потребления, то в ходе «новой» глобализации, скорее всего, главным критерием успеха станет обеспечение перехода к моделей устойчивого развития как на национальном, так и на глобальном уровне.

 Если глобальные процессы в начале века отражали всеобщее общественное требование свободы, то во второй четверти века мы, скорее всего, увидим более артикулированное и более настойчивое требование справедливости.

Вероятно, изменятся и многие привычные алгоритмы внешней политики. Крупные международные организации, надеюсь, еще останутся к концу 20-х годов. В любом случае значительная часть международной деятельности будет кипеть не вокруг или внутри жестких бюрократизированных институтов, а вокруг конкретных проблем: политических, социальных, экологических и т.п. Для решения этих специфических задач будут формироваться мобильные ситуационные коалиции участников — причем не только национальных государств, но и с привлечением частного сектора, институтов гражданского общества и других участников международных дел. Старые иерархии будут постепенно терять свое значение, термины «сверхдержава» и даже «великая держава» будут все больше восприниматься как архаичные, не имеющие смысла в современной жизни.

Что все это значит для России? В каком-то смысле Москве крупно повезло: кризис модели глобализации в начале века фактически свел на нет многочисленные российские неудачи на пути интеграции страны в мировую экономическую и политическую систему. Да, российская внешняя политика за последние тридцать лет допускала некоторые ошибки и просчеты, но что уж говорить об этом сейчас, если интегрироваться практически некуда?

Но вряд ли российские политики должны радоваться наступившей эпохе деглобализации и солидаризироваться с торжествующими антиглобалистами. Да, российская внешняя политика чувствует себя комфортно в условиях деглобализации; Собственно, в этих условиях наиболее ярко проявляются сравнительные преимущества российского внешнеполитического стиля и наименее заметны его недостатки. Но если предположение о вероятных сроках очередного изменения вектора мирового развития в принципе верно, и если глобализация в своем новом воплощении возвращается в мир на горизонте пяти-восьми лет, то и сегодня России необходимо активно подготовьтесь к этому изменению.

Страна должна быть в состоянии продемонстрировать результаты, превосходящие результаты ее попыток интегрироваться в Глобализацию 1.0 в начале века, особенно учитывая, что Глобализация 2.0 неизбежно окажется более сложной, более противоречивой и в чем-то еще более конкурентная среда, чем его предыдущее воплощение.

У России, как и у других стран мира, есть несколько лет, чтобы перестроить свою систему внешнеполитических институтов, освоить новые правила многосторонней дипломатии, избавиться от «плохих активов» и найти свое место в грядущем миропорядке. Как любит повторять в иных случаях нынешний президент России, «нет времени на размышления».

Деглобализация: политический миф или экономическая реальность? Вторая сессия 17-го Ежегодного собрания

20.10.2020

Выраженные мнения принадлежат отдельным Членам и Участникам, а не Клубу, если прямо не указано иное.

мировой порядок

Печать

Добавить в блог

Добавить в блог

Добавить в блог.